Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Воздействие советской пропаганды на молодёжное сознание в условиях «капиталистического окружения».
Данная статья посвящена основным методам воздействия советской пропаганды на молодёжное сознание в 1930-х гг. Автор рассматривает некоторые позиции и образы, по которым шло формирование умонастроений молодого поколения в СССР в деле построения нового общества.
Ключевые слова: СССР, комсомол, молодёжь, стахановское движение, массовое сознание.
The impact of Soviet propaganda in the minds of young people in a «capitalist encirclement».
This article focuses on the basic methods of influence of Soviet propaganda in the minds of young people in the 1930s. The author examines some of the attitudes and images, which were formed in the minds of the young generation of the USSR in building a new society.
The key words: USSR, komsomol, youth, the Stakhanovite movement, the mass consciousness.
Автор: Панков Никита Петрович аспирант кафедры истории Московского Гуманитарного Университета, учитель истории и обществознания Гимназии №1562 им. А.Боровика. 8-925-025-18-31. commrad@inbox.ru
Prepared by: Pankov Nikita Petrovich a postgraduate student of chair of history of Moscow Humanitarian University, a teacher of History and Social Studies in gymnasium № 1562 after A. Borovik. 8-925-025-18-31. commrad@inbox.ru
На протяжении 1930-х гг. советская пропаганда использовала лозунг-доктрину о «капиталистическом окружении», готовое напасть на СССР в любой момент, как своего рода средство влияния на умы молодёжи. Почему молодое поколение, в основной своей массе верило этой доктрине? Ответ, на сей вопрос может заключаться в следующей фразе, произнесённой Т.В. Федоровой легендарной метростроевкой по случаю празднования Международного юношеского дня: “Мы, молодежь, не испытывали черных кровавых дней царизма, гнета капитала. Мы выросли в счастливой советской стране. Но мы знаем, какой тяжелый путь прошли наши отцы и матери. В упорной, кровавой борьбе, под руководством большевистской партии, под руководством Ленина и Сталина они завоевали свободу, отстояли власть рабочих и крестьян от всех врагов. Сегодня, в день нашего боевого праздника молодости, горячий привет нашим отцам, матерям, братьям и сестрам, беззаветно боровшимся и борющимся под руководством партии большевиков за победу социализма, за процветание и мощь нашей родины!1”
По своей сути, ровесники Октябрьской революции действительно не видели тех «ужасов царизма и гнёта капитализма». Родившиеся в 1917 году и позже ничего другого кроме как советской власти не знали. Даже те, кто родился в 1910-1916 гг., плохо представляли себе прежний режим.
Живя в новых условиях, в обществе, цель которого было его построение на принципах равенства, взаимопомощи и интернационализма, молодёжь всецело воспринимала такие условия и готова была верить официальной советской пропаганде.
Идеологию и пропаганду данного периода времени можно условно разделить на три составляющие: 1) создание образа героя, на которого нужно было всецело равняться; 2) создание образа врага, которого стоило бояться и ненавидеть и 3) воспитание преданности и любви к своей Родине СССР.
Все эти три условные составляющие конечной целью ставили воспитание человека нового типа советского патриота, создание молодого человека идейного борца за социализм, за своё Отечество и против врагов, как внутренних, так и внешних. Вместе с тем, воспитание патриотических чувств было связано с историей России, особенно во второй половине 1930-х гг., чего не было в 1920-х гг. Выступая перед партийным активом Москвы, М.И.Калинин, в частности, отметил: “Проповедь советского патриотизма не может быть оторванной, не связанной с корнями прошлой истории нашего народа. Она должна быть наполнена патриотической гордостью за деяния своего народа. Ведь советский патриотизм является прямым наследником творческих дел предков, двигавших вперёд развитие нашего народа”2.
Исходя из этого, можно утверждать о том, что влияние на сознание молодого поколения усиливалось преемственностью героического прошлого героическим настоящим. Тема «героя» явилась центральной темой воспитания сознания молодёжи. Герой, который может пожертвовать жизнью за счастье трудового народа вот тот идеал, к которому призывала советская пропаганда подрастающее поколение.
Переделать, переломить огромные массы населения, по сути, с крестьянским сознанием, было делом не только не простым, но и практически невозможным. Но для этого все без исключения средства агитации и пропаганды были направлены на перелом и перепрограммирование такого сознания. Газеты и журналы, карикатуры и плакаты, кинофильмы и ликбезы, создание разветвлённой сети изб-читален и библиотек, массовый выпуск литературной продукции, создание новых песен все эти средства должны были переделать не только молодёжь, но и, по возможности, остальные слои населения.
Опираясь на вышеупомянутые средства, пропагандистская машина ЦК ВКП(б) изо дня в день влияла на умы и перековывала ментальность молодёжи, при этом большой акцент делался на внедрение доктрины о «капиталистическом окружении».
Обратимся к стереотипам-образам «героя-врага». Эти образы являлись популярными на протяжении 1930-х гг., и крайне востребованными советской пропагандой. Героя 1930-х гг. можно условно разделить на «героя трудового» и «героя боевого». На протяжении всего десятилетия эти два образа оставались на доминирующих и равнозначных позициях, и только с началом Второй мировой войны (Освободительный поход РККА в Западную Белоруссию и на Западную Украину, советско-финская война, освобождение Бессарабии), образ «героя войны», из-за объективных обстоятельств, выдвигается на первый план, оттесняя образ «героя труда».
Советская пропаганда, используя эти образы, стремилась показать, что героями может стать каждый, независимо от своего происхождения и классовой принадлежности, хотя в первую очередь в пример ставились выходцы из самых низов, из беднейших слоёв общества.
Молодёжь, которая жила в условиях нескончаемого строительства новой жизни («что ни день, то завод, что ни ночь то фабрика»), сама могла видеть этих простых молодых людей, которые, также как и все остальные, ходили по улицам, ездили на работу на трамваях или ходили на неё пешком, посещали кино и цирк, жили общими со всей страной заботами и трудностями. Именно таких обычных людей, которые своими рекордами труда добивались успехов в деле развёрнутой индустриализации, и ставила официальная пропаганда в пример всему остальному обществу, призывая молодёжь равняться на них. Донбасский шахтёр А.Г.Стаханов, трактористка Паша Ангелина, ткачихи Е. В. и М. И. Виноградовы, кузнец А.Х.Бусыгин, сталевар М.Н.Мазай, паровозный машинист П.Ф.Кривонос и другие составляли пантеон героев труда, орденоносцев, ударников, которые все свои силы отдают на создание оборонной мощи, оборонного щита Родины. Их фотографии печатали в газетах, о них говорили руководители государства, их именами называли движения: «стахановское», «бусыгинское» и проч. Руководитель СССР И.В.Сталин называл этих людей, стахановцев «людьми новыми, особенными3». Равняться на них было почётно. Стремиться к их рекордам и перевыполнить их заманчиво. Нельзя сбрасывать со счетов и чисто человеческий фактор, такой как обыкновенная зависть, зависть к успеху и стремление «перескочить» поставленный рекорд.
Создатели новой промышленности, рабочие, техники, строители в основе своей были молодыми людьми. Они видели, что практически каждый день создаётся что-то новое в промышленности, в обороне, в культурно-массовой сфере, прокладываются дороги, строятся города, осваивается Арктика и Сибирь. Комсомол был участником этих событий, непосредственно строил, созидал. Официальная пропаганда изо дня в день подчёркивала успехи СССР, заставляя гордиться не только этими достижениями, но и всей страной в целом. Постепенно грань между обычным человеком и партией стиралась, и создавалось впечатление, что именно всё то, что построено, всем тем чем гордятся люди дело рук ВКП(б) под руководством И.В.Сталина. Пропагандой подчёркивалось, что именно Сталин и его команда делают всё, чтобы советским людям жилось лучше всех на земле.
Особую роль в формировании массового молодёжного сознания играли «боевые» или «военные герои». В 1930-х гг. первое место в идеологии и пропаганде занимали лётчики. В 1934 году, после эвакуации со льдины команды застрявшего во льдах Арктики и затонувшего парохода «Челюскин», спасшие команду лётчики А.В.Ляпидевский, С.А.Леваневский, В.С.Молоков, Н.П.Каманин, М.Т.Слепнёв, М.В.Водопьянов, И.В.Доронин не только стали первыми Героями Советского Союза, но и национальными героями без всякого преувеличения. Известная любовь И.В.Сталина к авиации только подстёгивала эту составляющую пропаганды. Ставя рекорды дальности перелётов, устанавливая союзные и мировые рекорды, советские лётчики являлись примером для молодёжи. Сотни тысяч юношей и девушек хотели стать новыми Чкаловыми, Бабушкиными, Громовыми, Расковыми, Гризодубовыми, Осипенко. Молодёжь стала массово увлекаться авиамоделированием, планеризмом, парашютным спортом и авиацией.
Образ героя в погонах, а правильнее сказать в петлицах, был более выигрышным для советской пропаганды, так как сама внешнеполитическая ситуация не только 1930-х гг., но и 1920-х гг. сводилась к доктрине «о капиталистическом окружении». “Мы не боимся угроз и готовы ответить ударом на удар поджигателей войны. Те, которые попытаются напасть на нашу страну, - получат сокрушительный отпор, чтобы впредь неповадно было им совать своё свиное рыло в наш советский огород”4 говорил И.В.Сталин.
Внешний враг был представлен странами капитализма и фашизма, главными из которых были Германия, Англия, как «душитель» рабочего класса, Польша, во главе которой стоял Юзеф Пилсудский со своей доктриной «Великой Польши-Речи Посполитой от моря до моря», под которой подразумевалось отторжение Украины, Крыма и западных областей СССР в пользу Варшавы, Япония. Именно эти страны представляли наибольшую угрозу для СССР, для его населения. Пропаганда, создавая образ врага, своей главной целью ставила воспитание преданности партии и Родине и разжигание ненависти к врагу. Молодёжь, в большей своей массе подвергалась обработке, так как именно эта категория граждан считается самой «горячей» и «взрывной». Эмоциональные порывы, с одной стороны, государство направляло в нужное ему русло строительства, и необходимое русло ненависти к определённым врагам с другой.
Молодёжь искренне верила, что враги могут в любую минуту напасть на Советский Союз и возвратить эпоху «проклятого царизма», поэтому необходимо было быть на чеку.
Видя каждодневные успехи СССР во всех сферах жизни (отрицательные стороны и неудачи официальной пропагандой просто замалчивались), зная по рассказам старших товарищей, из книг, кинофильмов о прошлой жизни при помещиках и капиталистах, молодёжь не хотела возвращения обратно. Она готова была отстаивать, и если понадобится с оружием в руках, все завоевания Родины. Отсюда и та ненависть к «проискам врагов», ненависть к капиталистам и сочувствие, сострадание к народам, живущим под «гнётом капитала». «Мы, советские учителя, всегда готовы сменить книги на винтовки и пулемёты5». «Трудящиеся Москвы обращаются к трудящимся Советского Союза с призывом организовать сбор средств в фонд помощи бойцам Испании, с оружием в руках защищающим Испанскую демократическую республику. Да здравствует свобода и независимость Испании! Да здравствует демократическая республика Испании! Долой кровавый фашизм!6».
Ещё более свирепым, жестоким, двуличным и опасным врагом, по представлению официальной пропаганды, являлся враг внутренний. Под эту категорию в разное время с большей или меньшей степенью подпадали религиозные конфессии, бывшие белогвардейцы, кулачество, вредители, предатели и шпионы. Но самыми главными внутренними врагами советской власти, а следовательно, и всей молодёжи, были троцкисты, зиновьевцы и бухаринцы те, кто был в оппозиции И.В.Сталину.
Все неудачи, неурожаи, падёж скота, затопление шахт, обвал в горах, поломка станка и т.д. объяснялось происками внутренних врагов. Т.н. «охота на ведьм», начавшаяся во многом после убийства 1 декабря 1934 года С.М.Кирова коснулась всех категорий населения СССР без исключения. Молодёжь верила, что всё это происки врагов. Пропаганда смогла завуалировать внутрипартийную борьбу за власть и создание единоличной власти, диктатуры, обвиняя во «вражеских происках» партийную оппозицию. Т.е. если все успехи и достижения приписывали Сталину и партии, то все неудачи, поломки и проч. были на совести вредителей, которые проникли во все организации, ставящие своей целью отдать все завоевания молодёжи и всего советского народа врагу. Враг же капиталист, который вернёт прежние порядки до Октябрьской революции 1917 года и восстановит монархию. А с порядками молодёжь знакома по рассказам старших товарищей … и т.д. Т.е получается, фактически, замкнутый круг, возвращающий в итоге не знающую молодёжь в «тёмное царское прошлое». Отсюда, та фанатичная вера подавляющей части молодого поколения в Сталина, в органы НКВД, в существование «врагов народа». Конечно, не стоит забывать и о настоящих шпионах и диверсантах, заброшенных в СССР из-за границы.
Зачастую, образ врага внешнего сливался с образом врага внутреннего, что ещё более усиливало эффект воздействия пропаганды на население. «Судебные процессы выяснили, что троцкистско-бухаринские изверги, выполняя волю своих хозяев иностранных буржуазных разведок, ставили своей целью разрушение партии и советского государства, подрыв обороны страны, облегчение иностранной военной интервенции, подготовку поражения Красной армии, расчленение СССР, отдачу японцам советского Приморья, отдачу полякам советской Белоруссии, отдачу немцам советской Украины, уничтожение завоеваний рабочих и колхозников, восстановление капиталистического рабства в СССР7». «Эти подлейшие негодяи стремились при помощи шпионажа, вредительства, диверсий, террора и вооруженного нападения иностранных агрессоров на СССР уничтожить великие завоевания народов страны социализма и вернуть нашу родину в кабалу к помещикам и капиталистам. Сердца содрогаются от негодования, когда мы узнаем, что эти изверги злодейски умертвили наших дорогих и любимых товарищей Куйбышева, Менжинского, Горького и организовали убийство С.М.Кирова. Они отняли у нас беззаветных борцов за дело народа. Они пытались отнять у нас наше счастье, нашу радость и гордость - нашего дорогого и любимого товарища Сталина»8.
В деле выявления «врагов» свою лепту внесли и комсомольские организации. «Молодежь, наша прекрасная молодежь краса и гордость революции! Жалкой кучке негодяев не удалось и никогда не удастся остановить победоносное движение страны, свести молодежь с пути, начертанного партией Ленина Сталина. Героические подвиги молодых пограничников, летчиков, стахановцев заводов и полей, вера, энтузиазм и чувств преданности партии и родине лучший и вернейший показатель здоровья и крепости молодого советского племени»9 говорилось в статье «Ленинский комсомол верный помощник партии».
Генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ, любимец молодёжи А.В.Косарев, требовавший “воспитывать смелых, отважных, храбрых молодых людей великой нашей социалистической страны, готовых в любую минуту своей грудью отстоять нашу родину от покушения врага”10, сам попал в жернова репрессий и был расстрелян, как и многие другие комсомольцы, которые были заподозрены и обвинены в связях с «врагами народа».
«Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее,»11. Этим определялось отношение молодёжи и всей страны к существующим порядкам в стране.
Временные трудности, неудачи, связанные с происками врагов должны будут уйти в прошлое и эта фраза, сказанная Сталиным, обретёт своё воплощение в жизни. По сравнению с 1920-ми, 1930-е гг. время грандиозного подъёма. Время героев и великих строек социализма. Гимном этого времени можно назвать мелодию Г.В.Свиридова «Время, вперёд!». Большевики и комсомол старались опередить, ускорить время для создания нового общества.
Ещё одним фактором воздействия на сознание советской молодёжи являлись образы героя прошлого. На примерах наших легендарных соотечественников, великих поэтов и писателей, деятелей культуры и науки воспитывалась любовь молодёжи к своей Родине. Образ героя Гражданской войны постепенно стал уходить в тень со второй половины 1930-х гг. Это было связано, во-первых, с постоянным изменением пантеона героев ввиду их физического уничтожения и приравнивания к «врагам народа», а во-вторых, со всё более нарастающей потребностью в героях прошлого.
К концу 1939 года из всего сонма Героев Гражданской войны первого эшелона, не считая самого И.В.Сталина, использовались как типажи для гордости и подражания образы: К.Е.Ворошилова, С.М.Будённого, Н.А.Щорса, Г.И.Котовского, С.Г.Лазо, М.В.Фрунзе и некоторых других. Стоит отметить, что из всех выше перечисленных в живых оставались только два Ворошилов и Будённый.
Патриотическое воспитание строилось на синтезе идей о великом русском прошлом и подвиге героев Гражданской войны. В итоге, такое «скрещивание» событий и фактов привело к тому, что одни (нужные) личности прошлого всячески поощрялись и возносились (Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, А.С.Пушкин и все классики русской литературы XIX века, композиторы, художники-передвижники, государственные деятели Иван Грозный, Пётр I), а другие представлялись исключительно в негативном свете (боярство, Павел I, Александр II, Александр III в особенности, и т.д.).
Тип победителя, гордившегося своей страной и историей, был необходим советскому руководству для культивирования новых идей, выражавшихся в повороте к т.н. «русскости», к «сталинскому патриотизму». Идея «русскости» выражалась в новой доктрине о том, что именно вокруг великого русского народа сплотились все остальные народы Советского Союза, как вокруг «старшего брата». Развитие эта идея получила уже во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и во второй половине 1940-х-начале 1950-х гг.
Каждая эпоха, как известно, хороша по-своему. Оглядываясь назад, в 1930-е гг. нельзя только очернять или только обелять это десятилетие. Люди, жившие в эту противоречивую эпоху, были людьми своего времени, со сломанной во многом крестьянской ментальностью, с наслоенной марксисткой идеологией и с обычной повседневностью. Поэтому все те жестокости, «охота на ведьм», поиск «вредителей» и «врагов народа» шли рука об руку с великими свершениями и подвигами молодёжи и трудящимися советской страны.
Вера молодого поколения в светлое будущее явилась тем значительным фактором, который сыграл свою роль в преодолении всех трудностей форсированного развития страны в 1930-е гг. и способствовал укреплению оборонного комплекса СССР в условиях «капиталистического окружения».
Список литературы.
1 Правда. 1937. 13 сентября.
2 Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. М., 1956. С.191.
3 Сталин И.В. Речь на Первом Всесоюзном совещании стахановцев. М., 1935. С.6.
4 Цит. по: СССР и фашистская агрессия в Испании. М., 1937. С.12.
5 Учительская газета. 1938. 5 августа.
6 Правда. 1936. 4 августа.
7 История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. М., 1938. С.331-332.
8 Правда. 1938. 5 марта.
9 О работе врагов народа внутри комсомола. Хабаровск., 1937. С.6.
10 Центральный архив общественно-политической истории Москвы (ЦАОПИМ). Ф. 635. Оп.1. Д.66. Л.45.
11 Сталин И.В. Речь на Первом Всесоюзном совещании стахановцев. М., 1935. С.15.
PAGE 12