Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если другом
Надёжно прикрыта спина
Если шёл он с тобой как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого положись на него.
В.Высоцкий
Да простит меня неутомимый читатель, но речь у нас пойдёт не о творчестве Владимира Высоцкого, хотя именно его песни натолкнули меня на идею, на мой взгляд, предельно точно отражающую подход к решению серьёзной проблемы. Эта проблема организация совместной деятельности, в частности, управление производственным процессом.
Мысль поговорить на эту тему у меня возникла довольно давно и, как это часто бывает, достаточно случайно и даже курьёзно. Я тогда в составе новополоцкого литературно-музыкального объединения «Крылья» участвовал в чествовании нафтановцев уходящих на пенсию. Однако, традиционно такие мероприятия проводятся один раз в квартал, но так как всякий раз приглашают новых выступающих, а мой на тот момент начальник установки должен был уходить на пенсию в следующей группе, я попытался произвести его чествование досрочно. В своей речи я так и сказал: «Хочу отметить добрым словом Виктора Короткевича, которого, к сожалению, сейчас нет с нами…» Определённая часть зала, знавшая Виктора Владимировича, с нескрываемым беспокойством переглянулась между собой: только вчера он был ещё жив?! По их лицам я догадался в чём дело и тут же поправился, мол, просто у меня не будет другой возможности… Но взрыва дружного смеха было уже не избежать!..
Я же потом, порадовавшись тому, что хоть так удалось развеселить зал, всерьёз задумался: почему мы так осторожны в похвалах и искреннем выражении чувств своим добрым друзьям при их жизни, словно действительно ждём, пока они уйдут от нас?! Я помню даже оправдывался тогда на выступлении, мол, не сочтите мои слова за угодничество, подхалимаж начальник мой, ведь, уже практически на пенсии, я не заискиваю перед ним, а искренне благодарю за добрые годы его руководства.
И тут я поймал себя на мысли: да я прожил не мало, жил в разных городах и даже странах, работал на предприятиях и в организациях, в коммерческих и государственных структурах, в технической и гуманитарной сферах. Я повидал много руководителей, не раз сам был в их числе, приобрёл и… потерял уже не мало друзей. Но как-то вот не могу припомнить, чтобы мне приходилось ассоциировать слово «начальник» со словом «друг». Разве что в армии… А ведь именно в этом то, судя по всему, и кроется разгадка тайны феномена «безупречный руководитель». Гениальное как всегда просто.
Можно сколько угодно изучать социальную психологию, но сама жизнь, посылая нас «в разведку», ставя в нештатные ситуации, подсказывает, заставляет понять, что большие, серьёзные, ответственные дела, лучше делать в окружении друзей. Именно друзей, со всеми их достоинствами и недостатками, спорящих, не соглашающихся с тобой, но искренне желающих тебе добра. Ведь, как гласит народная мудрость: «На того, кто не оказывает сопротивления нельзя и опереться». Кто служил знает, кто нет слышал, почему в боевых частях нет неуставных отношений, дедовщины. Потому что, если ты позволил себе быть не другом с другими жди выстрела в спину, и, может, уже в первом же бою. Как сказал бы математик, твою «функцию» очень быстро «исследуют на экстремум» в критических точках и очень быстро определят, простите, что ты за птица и в каком супе тебе «вариться».
Но наше непрерывное производство? Разве оно не обладает свойствами боевой ситуации, её сопутствующими и отягощающими процесс управления факторами неопределённостью, непредсказуемостью, неотложностью? Ведь даже в штатных режимах и после недавних ремонтов, вполне возможны сбои в поставках сырья, реагентов, перепады давления, температуры…, никто не застрахован от вездесущей коррозии, наконец. И всё это, так или иначе, упирается во всем известный «человеческий фактор». Чёткость, оперативность, слаженность действий персонала, как настоящего экипажа боевого корабля (неслучайно ведь и у нас как во флоте ведутся вахтовые журналы), в первую очередь и определяет успех ликвидации аварийных ситуаций. Кстати, если согласно А.Макаревичу во флотских вахтах «каждый пятый» бывает у руля, то у штурвалов наших задвижек постоянно бывает «каждый первый», т.е. все, и от действий каждого буквально зависит конечная точка плавания корабля-установки, конечный результат общего дела. Тут не до выяснения отношений, не до оглядываний за спину: «To be or not to be, that is the question» быть или не быть, вот в чём вопрос!
Положение осложняется ещё и изменённым состоянием сознания, видимо не изученным пока наукой. Ведь, согласно представлений современной психологии, человеческая психика может пребывать только в четырёх состояниях: сон, бодрствование, наркотизация, молитва. Но кто ответит в какой момент и в каком состоянии пребывает сознание человека, работающего по трёхсменному графику, когда забываешь не то что какой сегодня день недели, но даже какое сейчас время суток?... Мы постоянно и одновременно: спим, бодрствуем, находимся в каком-то буквально наркотическом состоянии и только «…молимся, чтобы страховка не подвела»!
Поэтому, я вполне авторитетно хочу заявить: на предприятиях, где нет эффекта непрерывности цикла, нет и таких высоких требований к отношениям, но… там нет и таких дружных коллективов. А какие начальники в непроизводственной сфере?!… Нет, конечно, бывают и исключения, но правила отнюдь не утешительны. Можно, также, согласиться, что всё зависит от особенностей конкретного человека, но многое зависит и от социальных, исторических условий и т.п. Я же здесь просто хочу поэтому заметить: условия, существующие на производстве непрерывного цикла, выдвигают достаточно жёсткие требования к персоналу с руководством и совершенно диалектичным образом оказывают на них прямое воспитательное воздействие. Если хотите, производят их самый настоящий естественный отбор.
И сегодня, поздравляя друзей с красной датой, я хочу ещё раз поблагодарить судьбу за наших руководителей. Только вслушайтесь в одни фамилии: Короткевич, Прокофьев. Словно само Его величество Искусство взяло покровительство над установкой. Более того, случайно-неслучайно ли, но Виктор Владимирович действительно имеет отношение к классику белорусской литературы, он его внучатый племянник. Случайно-неслучайно ли, но он, безусловно обладая лучшими качествами руководителя, и сегодня, уйдя на заслуженный отдых, который год подряд привлекается высшим руководством для консультаций и непосредственного участия в управлении капитальной реконструкцией производства.
«Кто может делает. Кто не может учит» гласит Закон Менкена. «Кто не может учить управляет» звучит дополнение Мартина… Пусть задумаются те, к кому имеют отношения эти ироничные замечания весёлой мерфологии. Наш же руководитель прошёл путь от машиниста до начальника установки. Один уже этот факт убеждает нас в его неопровержимой компетентности: он может и понять, и показать, и научить, и потребовать. Он знает дело снизу до верху, он заслужил право на беспрекословное повиновение подчинённых. В дополнение к своей должности, т.е. к лидерству формальному, он неформальный лидер, его слово уже само по себе имеет вес. «Лидерство состояние души. Должность можно купить, лидерство не купишь. …Но только лидер обладает абсолютной властью» утверждает знаменитый российский психолог М.Литвак. И потому «настоящий король правит так, что его не замечают» писал Экзюпери. Настоящий король не будет требовать, чтобы «его народ бросился в море, или, чтобы солнце закатилось» до срока. Настоящий король выждет «благоприятный момент» и выдаст своевременное и адекватное распоряжение, не допускающее возражений, неповиновения, несвоевременного или недобросовестного исполнения,… «потому что оно разумно»!
Такой король просто не может отдавать нелепых приказов, потому что знает: «Солдата не надо жалеть («А la guerre comme a la guerre» на войне как на войне), солдата надо беречь!» Как учил нас когда-то в Печах под Минском наш старый старшина, прошедший Вторую мировую: «Только тогда можно поручить человеку любое, пусть даже смертельно опасное, задание и быть уверенным, надеяться на его выполнение, когда тот чувствует о себе отеческую заботу».
Но так могут командовать только руководители «от Бога»... или, что куда вероятнее и убедительнее, выходцы из низов, «солдаты, ставшие генералами», знающие дело не понаслышке.
Вот и преемник Владимира Короткевича наш новый начальник Павел Прокофьев потомственный нефтепереработчик. Старшее поколение ещё не забыло его отца Николая Прокофьева, также работавшего на нашей установке. Здесь можно говорить уже не только о преемственности, но даже о династичности. Я хорошо помню, как в период смены руководства наши ребята поговаривали: «Придёт Прокофьев начнёт «заворачивать гайки», это вам не Короткевич». Но я-то неплохо знал Павла Николаевича ещё до того, и знал как… неуспокаивающегося романтика. В то время, как другие подумывали на берегу какого тёплого моря провести отпуск, Павел устремлялся в лыжный поход на какие-нибудь Хибины со своим братом Юрием, тоже заводчанином. Непременный участник всевозможных турслётов и корпоративов, саун и бассейнов он успевал справляться о личных делах и здоровье подчинённых (будучи моим старшим оператором, навещал и меня, грешного, с переломом в больнице и дома, приносил моё любимое овсяное печенье). Лидерство, и здесь уже не важно формальное, неформальное его неотъемлемое достоинство. А то, что он «молодой и энергичный» как представлял его коллективу Виктор Владимирович,… так молодость это «недостаток, который очень быстро проходит»! И разве могут такие черты его характера как впечатлительность, прямолинейность, затмить для нас главное: качества его личности доброжелательность, принципиальность!
Не может романтик стать деспотом, тогда решил я и, думаю, не ошибся. Ему не нужно даже изучать перлы психологии, чтобы, скажем, согласно К.Роджерсу признать то, что главной задачей руководителя является не организация производственного процесса, а создание благоприятного эмоционального климата в малой социальной группе своих подчинённых. Но каково было моё удивление, когда я как-то услышал, что даже термин «конфликт» (не «конфронтация») используется им точно по назначению. Оказывается руководство завода, заботясь о профессиональной подготовке руководителей нижнего звена, обучает их и на специальных курсах психологии управления.
Массу тёплых слов можно сказать и о механике нашей установки Ткаченко Георгие Ивановиче. Это не только великолепный специалист, знающий ответы, похоже, на все (даже непроизводственные) вопросы, но просто замечательный человек. Работать под его началом большая честь! Впрочем, нелюбители высокопарности могут заменить последний слоган на большое удовольствие! Что говорить, Александр Анатольевич Устинов, к которому так же можно отнести перечисленные эпитеты, нынешний начальник всего Первого (главного!) производства завода тоже выходец с нашей установки. Да и сына своего постигать азы профессии направил именно к нам. Просто напрашивается вопрос: «А случайны ли все эти факты?!..»
В заключение скажу ещё вот о чём. В руководствах по психологии управления указывается: если хотите сместить начальника начните хвалить его на всех уровнях. Тогда у него появятся враги более могущественные, чем вы завистники более высокого ранга, захотящие занять его место. Но..! Здесь душа моя совершенно спокойна: метить на должность руководителя производства непрерывного цикла то же, что стремиться на передовую. Карьеристам это ни к чему, да и «фронтовая» дружба им просто не по плечу. «А когда ты упал со скал, он стонал, но держал» не для них...
Но... «всегда хорошо, если честь спасена, если другом надёжно прикрыта спина»! За непосредственно нефтепереработку страна может быть спокойна.
Дмитрий Парус