Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

варианте Самые типичные представители объединения Бенуа Сомов Лансере Бакст в какойто мере Остроумова

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В. Сарабьянов. – М.: Галарт, 2001. – 304 с., ил. (67 – 70)

Глава третья

«МИР ИСКУССТВА» В ПЕРИОД РАСЦВЕТА

ПРОГРАММА «МИРА ИСКУССТВА»

Ретроспективные мечтатели

В чем же особенности творческой программы членов «Мира искусства», позволившей им воплотить новый стиль в специфически национальном варианте? Самые типичные представители объединения - Бенуа, Сомов, Лансере, Бакст, в какой-то мере Остроумова-Лебедева и некоторые другие мастера - могут быть названы «ретроспективными мечтателями». Этот термин применил к ним однажды известный критик С. Маковский. Действительно, в большинстве своем интересы мирискусников были обращены к старым эпохам, к красоте былого, не способного вернуться. Это был не интерес к исторической драме, а любование прошлым, ушедшими стилями. (68) Не случайно эти художники так высоко ценили немецкого живописца Менцеля, который культивировал в своем творчестве «бессобытийную» историческую картину и умел тонко передавать стиль и аромат эпохи.

Романтическая ирония 

Историзм мирискусников имел романтическую основу еще и потому, что к любованию той или иной эпохой всегда присоединяется элемент иронии и самоиронии. Именно здесь сыграло важную роль обращение художников к наследию Гофмана. Романтическая ирония постоянно сопутствует их вглядыванию в ушедший мир. В глазах художника само это любование становится беспочвенным, странным, даже немного смешным.

В статье «Ирония» (1908) Александр Блок писал: «Самые живые, самые чуткие дети нашего века поражены болезнью, незнакомой телесным и духовным врачам. Эта болезнь сродни душевным недугам и может быть названа «иронией». Ее проявление - приступы изнурительного смеха, который начинается с дьявольски-издевательской, провокаторской улыбки, кончается - буйством и кощунством».

Соприкосновение с символистами

Мирискусническая ирония - это как бы начало болезни, описываемой поэтом. Здесь намечаются точки соприкосновения между творчеством художников «Мира искусства» и поэзией символистов. Мирискусники не были символистами в прямом смысле этого понятия, но имели некоторые общие с ними черты. Как и символисты,

  •  они соединяли фантастический вымысел с изучением реальности,
  •  преображали реальность,
  •  деформировали ее, стараясь найти сущность художественного образа за пределами внешней оболочки жизненных явлений,
  •  прибегая к метафоричности художественного языка,
  •  к театрализации окружающего мира.

Мирискусники и стиль модерн

Все эти особенности творчества мирискусников получили реализацию в стиле модерн, который был как бы оборотной стороной символизма. Вводя эту категорию в характеристику «Мира искусства», мы имеем в виду широкое толкование понятия «стиль модерн». Мирискусники понимали этот стиль узко, относя к нему лишь некоторые явления художественной культуры рубежа столетий и подвергая его критике.

Между тем вся их деятельность –

  •  и художественное творчество,
    •  и поиск синтеза искусств,
    •  и учреждение постоянной выставки «Современное искусство», весьма похожей на немецкие, французские и английские предприятия модерна,-

не оставляет сомнения в том, что они причастны к этому стилю. Сам творческий метод подтверждает эту причастность. Обращаясь к историческим мотивам, а подчас к сконструированному фантазией мнимоисторическому миру, часто выбирая театральные сюжеты или мотивы народных гуляний, шествий, прибегая в портрете к сравнению лица модели с маской, затемняющей ее сущность, мирискусники стремились к двойному преображению мира.

Двойное преображение мира

Первая фаза этого преображения концентрировалась на уровне сюжета, в котором событие уже выступало мифологизированным, а вторая - на уровне художественного воплощения сюжета в специфическом материале самого искусства. При этом специфика каждого вида и жанра выступала в качестве обязательного, если не предварительного, условия работы.

Опора на стили прошлого

Важной чертой двойного преображения становилось и стремление художников использовать особенности предшествующих исторических стилей. Опорными пунктами оказываются

  •  русский XVIII век (для Бенуа, Лансере),
  •  рококо с его «галантным жанром» (для Сомова),
  •  французский классицизм XVII века (для Бенуа),
  •  греческая архаика (для Серова, Бакста),
  •  русский ампир (для Сомова, Лансере),
  •  древнерусский стиль (для Билибина, Рериха) и так далее.

Но эти исходные варианты переплавляются в новый стиль, что и определяет общность русского модерна как стилевого направления в живописи и графике. (69)

Почему же стала необходимой эта опора на разные стилевые источники? Русский модерн не мог использовать отечественную романтическую традицию, ибо она оказалась прерванной. В России не было явлений, подобных Гансу фон Маре или Бёклину, прерафаэлитам или Пюви де Шаванну, непосредственно соединившим в своих национальных школах символизм и модерн с романтизмом начала XIX столетия.

Реалистическое движение в 1860 - 1880-е годы было таким сильным, что вытеснило все остальные направления. Поэтому, возрождая романтизм, художники символизма и модерна пользовались самыми разнообразными стилями, восприняв какие-то черты предшествующего этапа - этапа эклектики и перенеся на изобразительное искусство те закономерности, которые были свойственны на этом этапе архитектуре. 

Своеобразие русского модерна

Общие для стиля модерн качества скрепляли разнородные стилизации. Но эта общность была в известной мере поколеблена, и стиль модерн в русской живописи рубежа столетий нельзя воспринимать как нечто целостное. Определять принадлежность к нему творчества того или иного художника следует не по степени соответствия всем параметрам стиля, а по тому, насколько оно тяготеет к наиболее выраженным особенностям.

Тяготение к иконографическим образцам

С тем приемом двойного преображения, который мы характеризовали как соответствующий новому стилю, связана и еще одна черта творчества мирискусников - тяготение к иконографическим образцам, повторение одних и тех же мотивов. Она не преследует задачи наблюдения и исследования, как в импрессионизме («Стога», «Руанские соборы» Клода Моне). Повторение в искусстве модерна - это оперирование сложившимися формулами и образными понятиями.

Выше уже шла речь о мотиве шествия (Серов, Рябушкин) или предстояния (Рябушкин). У мирискусников мы часто встречаем сюжеты, связанные с выездами, выходами, разного рода прогулки, торжественные появления императоров или императриц, царские охоты и так далее. Популярен

  •  мотив гуляний, праздников, народных сборищ (Кустодиев, Бенуа),
  •  фейерверков (Сомов, Остроумова-Лебедева),
  •  театральных сцен (Бенуа, Сомов).

Добужинский несколько раз вводит в свои композиции образ куклы, которая не просто входит в предметное окружение, а становится неким символом кукольности, театральности, неподлинности того мира, в котором живет человек. Сомов то и дело повторяет в пейзажах мотив радуги или изображает в галантных сценах момент поцелуя. Вся эта «иконографичность», которую современные исследователи определяют как черту, присущую европейскому искусству послеимпрессионистического периода, типична и для западноевропейского модерна.

Но русская иконография модерна имеет свои отличительные черты. Некоторые ее мотивы, такие как шествие, ожидание, предстояние, возможно, восходят к древнерусскому искусству. Иные, видимо, утвердились благодаря особому пристрастию художников к исторической тематике.

PAGE  1




1. факт настолько общеизвестный что само его обсуждение является педагогическим трюизмом
2. А Антуан ldquo;маленький принцrdquo; Б Полеты Антуана Творчество писателя А Повести о крылатых лю
3. Российский государственный университет нефти и газа им
4. Захист прав і свобод людини та карний процес
5.  Макет состоит из микроконтроллера VR Tmeg8535 и подключенных к нему устройств ввода-вывода датчиков и портов дл
6.  Пусть какаялибо плоскость в пространстве точка некоторая точка этой плоскости векторы неколлинеар1
7. задание на курсовую работу 6 Вариант Исходные данные
8. 9 12142 12204 11831 1169
9. Как слово наше отзовется 1
10. го века Крестьяне даже после отмены крепостного права должны были устраиваться на работу к помещикам
11.  Краткая физикогеографическая характеристика бассейна озера
12. Оценка эффективности рекламной кампании в сети Интернет.html
13. МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ для студентов очной очнозаочной и заочной форм обучен
14. Экономическая эффективность предприятия
15. творения Разрешение получено для TOKIOHOTELSLSH Размещение на других ресурсах с разрешения автора
16. Контрольная работа 2 Общие указания Необходимо строго придерживаться сле
17. Проект порівняння грошової оцінки земель населених пунктів Вільхуватської сільської ради Великобурлуцького району
18. Технология мышления
19. Введение [3] Актуальность проблем совершенствования управления капиталом предприятия особенно в усло
20. Intel Pentium III