Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Историческая справка
Роспись шекснинская золочёнка была распространена на небольшой территории, бассейне верховьев рек Тошни, Согожи, Углы, на территории Домшинского, Любомировского, Братковского и части Чебсарского сельсоветов Шекснинского района Вологодской области. В основном, росписи в данной местности встречаются на прялках. В фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника ( далее ВГМЗ) имеется 21 прялка и 2 трепала с шекснинской золочёнкой, созданных в конце 19- начале 20 века и 13 предметов сувенирного характера, выполненных современными мастерами. Примечательно форма прялок. В сравнении большими и массивными северными( каргопольскими, кирилловскими) прялки этого региона легкие, небольших размеров с маленькой трапециевидной лопасткой, высокой прямоугольной ножкой-столбиком и широким или лопатообразным устойчивым донцем.
Формирование росписи шекснинская золоченка шло под влиянием многочисленных факторов. Прежде всего, необходимо учитывать традиционный уклад жизни населения, любовь жителей к красному цвету, который в древности имел семантическое значение. По мнению Б.А. Рыбакова, красный цвет был цветом Рода, Творца Вселенной и человека. Представление о нем связывалось с огнем.
Перед росписью мастера грунтовали дерево, использовали красные охры. Для наведения фона брали краски, перетертые с олифой, возможно, наносили слои несколько раз, предпочитая тонкие лессировочные. Этот факт также указывает на то, что технологически мастера росписи много взяли от иконописи. Узоры писали, возможно, оловянным порошком, растертым также на олифе, вероятно, с добавлением смолы. Для черной разживки применяли фабричные краски либо сажу, растертую на олифе. Готовую роспись покрывали в несколько слоев густой или более жидкой олифой. Под слоем олифы серебряный цвет превращался в золотой. Прялка, в современном мире утратила свое бытовое назначение и стала историей, поэтому мы расписываем деревянные изделия разные по внешнему виду и по назначению.
Росписи выполнялись по жесткой композиционной схеме, и представляли собой стилизованные растительные и геометрические орнаменты на красных, бардовых, реже охристых фонах. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составлял яркую контрастную праздничную гамму и был созвучен красочному строю древних икон. Часто приходится слышать от людей, незнакомых с росписью шекснинская золочёнка, что они напоминают золотую хохлому.
Мастера на лопастках прялок изображали раскадистый куст или переплетенные ветки с сидящей на них стилизованной птицей. Птица писалась в профиль с поворотом головы вправо - " птица с оглядкой" и была больше похожа на сокола. Тело птицы у одних мастеров вытянутое и несколько уплощенное, у других более округлое. Хвост с разработкой отдельных перьев зачастую переходит в пучок трав или листьев, крыло чуть приподнятое вверх, голова увенчана небольшим хохолком. На голове выделялись большие круглые или с удлиненным разрезом век глаза, клюв загнутый, отчего многие птицы кажутся хищными.
На некоторых лопастках изображено только одно Древо (куст) без птицы. Раскидистые ветви с мягко- изогнутыми стеблями, подвижными листьями и тюльпанообразными цветами занимают практически всю плоскость лопастки. Среди листвы мастера помещали круглые завитки с ягодами и своеобразные плоды.
Рисунок заключался в рамочку по контурам лопастки. По верхнему краю шел орнамент из полукружий, пересеченных углами с вогнутыми сторонами или перекрещенных волнистых линий с острыми мысами, а по боковым сторонам и низу сдвоенные полуовальные или прямые линии. Художник словно обрамлял вход этот сказочный мир, изображенный на семантически значимой части прялки.
Расписные прялки, как правило, покупали дочерям в приданое. По сведениям местных жителей, купить такую прялку могли в основном состоятельные родители, так как она стоила дорого. Это объясняет, почему в музейной коллекции имеются незначительные собрания или даже единичные экспонаты предметы с шекснинской золочёнкой.
"Еще совсем недавно народному искусству, в том числе и росписям, предрекали физическую гибель из-за потери интереса к нему населения. И действительно, многие промыслы и даже целые области народного искусства утратили свое значение в быту, что привело их к быстрому исчезновению. Однако, не успев лишиться, казалось бы, обреченной на гибель области своей культуры, человечества тут же ощутило острую потребность в ней". Эти слова были сказаны А. С. Канцедикасом в 1977 году, но как они актуальны и сегодня!
Технологическая характеристика
Для своей отчетной работы я выбрала роспись доски, и назвала ее "Золотая пора". На моем изделии вечное лето и птицы, сидящие на раскидистых кустах, а это время считается золотой порой.
Перед тем, как приступить к работе, мною был выполнен эскиз доски на бумаге. Для своей доски я выбрала "кадмий красный темный", традиционный цвет фона, композицию распределила на плоской поверхности, так чтобы композиционный строй был выдержан. Рисунок для доски разработан в виде архитектурных элементов, разных птиц сидящих на ветках куста. По краям доски проходит бордюр с геометрическим орнаментом в виде двойных скобок с уголками.
Перед тем как приступить к росписи доски, я выполнила эскиз на бумаге формата А 4 " Гознак". После этого отшлифовала изделие (обработала наждачной бумагой), для того, чтобы убрать все неровности. Затем проклеила изделие, благодаря этому краска ложится ровно и не впитывается. После высыхания повторно обработала доску наждачной бумагой для придания гладкости. Следующим этапом было нанесение фона темперной краской "кадмий красный темный". Для того чтобы дерево не просвечивало, грунтовка фоном производится дважды. Когда изделие высохло, я перенесла на него композицию с помощью кальки, на которую предварительно был перенесен рисунок с эскиза. Затем выполнила основную композицию росписи золотой краской - "золото майя". Разживочную работу производила черной темперной краской " сажа газовая". Использовала в росписи темперные краски, потому как они считаются лучшими для работы.
В заключении своей работы, с помощью лезвия и ластика удалила все недочеты и небольшие погрешности. Убедившись в качественности своей работы, я покрыла ее лаком на два раза ( ПФ-283) и оставила сохнуть. После просушки удалила дефекты , образовавшиеся от лакировки на обратной стороне доски.
Моя работа готова к защите.
Оборудование и материалы
Оборудование.
Учебный стол и учебный стул мне понадобился для удобства выполнения работы. Освещение дневное.
Инструменты.
Кисти нужны для нанесения рисунка и разживки изделия, кисть №8- для нанесения фона, кисть №2- для выполнения самой росписи изделия, кисть №1- для разживки росписи. Простые карандаши: ТМ- для выполнения эскизов на бумаге, 2М- для перевода композиции с эскиза на кальку, затем на изделие, ластик и лезвие- для удаления недочетов.
Материалы.
Вода нужна для смывания кистей от краски, клей ПВА и лак ПФ-283- для покрытия готового изделия, бумага А4- для выполнения эскиза, краска темперная - "кадмий красный темный"- для нанесения фона, "сажа газовая"- для разживки рисунка, краска "золото майя"- для нанесения самого рисунка. Наждачная бумага нужна для придания изделию гладкости.
Список использованной литературы
1. Жегалова. С.К. Русская народная живопись. М.,1984.С.91
2. Круглова. О.В. Народная роспись Северной Двины. М.,1987.С.15
3. Корчагова. Л.А. Росписи Вологодской земли Шекснинская золочёнка. М., 2011.С.5
Калькуляция
на изделие
Доска разделочная
студентки 301 группы Шалупенко Елены Михайловны
№ п/п |
Наименование расходов |
Стоимость |
1 |
Стоимость работы |
90 |
2 |
Сырье и материалы |
72,7 |
3 |
Накладные расходы (15% от стр. 1+стр. 2) |
24,45 |
4 |
Итого прямых затрат (стр. 1+стр. 2+стр. 3) |
187,15 |
5 |
Рентабельность (20% от стр. 4) |
37,43 |
6 |
Общая сумма (стр.4+стр.5) |
224,58 |
7 |
Стоимость одной единицы изделия (комплекта изделий) |
224,58 |
Расшифровка материальных затрат |
Наименование затрат |
Единицы измерения |
Затраты на единицу продукции по нормам, утверждённым при расчёте цен |
||
Норма расхода |
Цена в рублях |
Сумма в рублях |
||
Доска разделочная |
штук |
1 |
60 |
60 |
Краски |
набор |
0,02 |
300 |
6 |
Наждач. бумага |
лист |
0,001 |
214 |
0,21 |
Клей ПВА |
банка |
0,001 |
56 |
0,56 |
Лак ПФ-253 |
банка |
0,05 |
120 |
6 |
Итого: |
72,7 |
Расшифровка трудовых затрат
Наименование изделия |
Разряд |
Трудоёмкость изделия по нормам, утверждённым при расчёте цен |
||
Нормочасы |
Расценка в рублях |
Расчёт тарифной зарплаты |
||
Доска разделочная |
6 |
15 |
90 |
|
Итого: |
90 |