Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

это необратимое направленное закономерное изменение материи и сознания их универсальное свойство; в резу

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

5. Понятие развития. Метофизическая и диалектическая концепции развития.

Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Развитие - всеобщий принцип объяснения природы, об-щества и познания, как исторически протека-ющих событий.Различают две формы развития, между к-рыми существует диалектичес-кая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (эволюция), и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Термин "эволюция" имеет несколько значений, однако чаще всего он используется как синоним развития. Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития (прогресс) и регрессивную, нисходящую линию (регресс). Прогресс - направленное развитие, для к-рого хар-рен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Развитие, как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой базе, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное превращение количества в качество; внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, сталкиванием различных сил и тенденций, действуют на данное тело или в пределах данного явления; непрерыв-ная связь всех сторон каждого явления, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты ди-алектики, как более содержательного учения о развитии Основной особенностью, отличающей развитие от других динамических проце-ссов, например, от процесса роста, является качественное изменение во времени переменных, характеризующих состояние развивающейся системы (для процесса роста обычно говорят лишь о количественном изменении этих переменных). Причем качественное изменение носит скачкообразный хар-р. Постепенное монотонное изменение некоторого па 

раметра в течение заметного времени сопровождается соответствующим постепенным изменением состояния системы, но в определенный момент происходит разрыв постепенности: состояние системы меняется скачком, система переходит на новый качественный уровень, количество переходит в качество. Затем повторяется все заново, но уже на новом

качественном уровне Диалектический метод по своей сущности альтернативен метафизическому и эклектическому. Диалектика как способ мышления и миропонимания также противопоставляется софистике. Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. Метафизический способ мы-шления "за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса". Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития - диалектическую в метафизическую. Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противо-положности друг от друга. Далее, метафизиче-ская концепция видит источник развития то-лько во внешнем воздействии на вещь. Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п. Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.

   

6. Единство материи и движения.

Материя (от лат. material - «вещество») - философская категория для обозначения некой прост-ранственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки - как естесствознание.Материя - это объективная реальность, к-рая многообразна в качественном отношении. Важнейшим атрибутом материи является движение. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, ста-новиться их элементами. Таким образом, структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его сво-йств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Движение многообразно. В разные периоды философы разрабатывали учение о движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного («в одну и ту же реку не-льзя войти дважды»). Философы 17-18 вв. единственной формой движения считали механическое движение, т.е. в философии и в естествозна-нии господствовал метафизический взгляд на движение. Суть его заключается в том, что материя понимается как механическая инертная масса, а движение - это активная сила, приходящая извне.Диалектический взгляд свидетельствует об обратном: движение есть способ существования материи. Это подтверждает естествознание. Современная физика раскрывает неразрывность материи и движения в строгой количественной форме. Одним из следствий специ

альной теории относительности является закон

взаимосвязи массы и энергии: Е = mc2 , который показывает, что любой физический объект обладает массой и энергией одновременно. Для материи существовать - значит находиться в движении. Одна из главных философских проблем движения - это проблема неучтожимости движения. Движение не может исчезнуть, точно так же, как не может быть создано из ничего. Оно переходит из одной формы в другую. Например, механическое движение переходит в тепловое, а оно - в химическое, электрическое и т.д. Именно поэтому движение абсолютно - вне движения (его форм) материя существовать не может.Вместе с тем, движение как никогда не прекращающееся изменение материи не исключает моментов покоя, временной стабильности, равновесия. Покой - относителен. Движение как всеобщее свойство материи проявляется в качественно многообразных формах. Богатство и многообразие форм движения обусловлено многообразием видов материи. Вопросы о первопричине материи и о первоисточнике движения -- это по сути один и тот же вопрос. Из истории науки и философии известно, что вопрос о первоначальном источнике всеобщих изменений, движения сущего, его развития. так же как и об источнике существования материи, нередко решали, ссылаясь на всемогущество божественной силы, вселенскую волю и т. п. Материализм же, особенно диалектический, опираясь на данные науки, исходит из того, что движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие. И ни один вид движения не берется ниоткуда. Движение есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой материи, она есть causa sui, то есть причина самой себя. И если Вселенная произошла в результате Большого Взрыва, то причины этого взрыва должно искать не во внешней силе, а в самой материи

.

7. Пространство и время, их основные свойства.

Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку простра-нства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям прост-ранство и время – это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют. П обладает свойством однородности и изотропности, а время- однородности. Однородность пространства заключается в равноправии всех его точек, а изотропность - в равноправии всех направлений. Во времени все точки равноправны, не существует преимущественной точки отсчета, любую можно принимать за начальную.

Указанные свойства пространства и времени связаны с главными законами физики — законами сохранения. Если свойства системы не меняются от преобразования переменных, то ей соответствует определенный закон сохранения. Это - одно из существенных выражений симметрии в мире. Симметрии относительно сдвига времени (однородности времени) соответствует закон сохранения энергии; симметрии относительно пространственного сдвига (однородности пространства) - закон сохранения импульса; симметрии по отношению поворота координатных осей (изотропности пространства) - закон сохранения момента импульса, или углового момента. Из этих свойств вытекает и независимость пространственно-временного интервала, его инвариантно-сть и абсолютность по отношению ко всем системам отсчета. Важным свойством простра-нства является его трехмерность. Положение любого предмета может быть точно определено только с помощью трех независимых величин - координат. В прямоугольной декартовой системе координат это - X, У, Z., называемые длиной, шириной и высотой. В сферической системе координат -радиус-вектор r и углы a и b. В цилиндрической системе - высота, радиус-вектор и угол а. В отличие от пространства, в каждую точку к-рого можно снова и снова возвращаться (и в этом отношении оно является как бы обратимым), время -необратимо и одномерно. Оно течет из прошлого через настоящее к будущему. Нельзя возвратиться назад в какую-либо точку времени, но нельзя и перескочить через какой-либо временной промежуток в будущее. Отсюда следует, что время составляет как бы рамки для причинно-следственных связей. Некоторые утверждают, что необратимость времени и его направлен

ность определяются причинной связью, т.к. причина всегда предшествует следствию. Однако очевидно, что понятие предшествования уже предполагает время.  Вопрос о познавательном статусе категорий П и В решался по-разному. Одни философы считали П и В объективными характеристиками бытия, другие - чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, к-

рые, признавая объективность П, приписывали чисто субъективный статус категории В, и наоборот. Но П и В являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение. В истории философии существовали две точки зрения об отношении П и В к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней П и В трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между П, В и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств П и В от хар-ра протекающих в них материальных процессов. Вторую концепцию можно именовать реляционной (relatio - отношение). Ее сторонники понимали П и В не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий П и В считались несуществующими. В этой концепции П и В выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств П и В от хар-ра взаимодействия материальных систем. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в кла-ссической физике Ньютона. Идея абсолютного Пи В Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на дра мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. П, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от В, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из П все тела, но П останется и свойства сохранятся. Получается, что П – это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в к-рый помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на В. Он считал, что В течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, - а поэтому В абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного П и абсолютного В, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки П и В, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость П и В, их свойство от хар-ра движения материальных систем.

8. Понятие сознания, его происхождение и сущность. Роль труда, языка и общения в формировании сознания.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, к-рый представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деяте-льности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.“Начиная с «философии жизни», термин «сознание» становится неоднозначным и даже многосмысленным. С одной стороны, сохраняется «классический» смысл этого термина, согласно к-рому сознание тождественно познающему сознанию, как оно представлено в концепции самосознательного субъекта предшествующего рационализма. Сознание в этом смысле есть некоторое препарированное (т.е. удовлетворяющее ряду условий) образование, нечто вторичное, или рефлективное сознание. С другой стороны, сознание (иногда даже говорится и самосознание) понимается как нечто непосредственно схватывающее, понимающее, «знающее» само себя и свою основу. В этом втором смысле сознание и субъективность рассматриваются как специфический вид бытия, к-рый невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме. Бытие сознания, поскольку оно не может быть объектом, есть поэтому предмет не гносеологии, а онтологии. Онтологическая трактовка сознания и субъективности осуществляется в современной западной философии по нескольким линиям, вычленение к-рых представляет известную трудно-сть, ибо, как правило, в концепциях отдельных мыслителей различные линии анализа пересекаются и взаимодополняются. Условно можно выделить следующие направления поисков: описание сознания как чего-то неотделимого и даже тождественного непосредственной жизненной реальности («философия жизни», концепция жизненного разума Ортеги-и-Гассета); вычленение некоторого дорефлексивного уровня сознания и описание последнего в его сущностной «чистоте» и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр); фиксирование жизни сознания на феноменально-телесном уровне (Ницше, Мерло-Понти); выявление детерминаций сознания через языковые (герменевтика, Витгенштейн) и другие структуры бессознательного порядка (психоана

лиз, структурализм)” .Представления о сознании весьма различны, зависят от жизненного опыта людей, их культуры, религиозной и общественной ориентации. Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим сре-дством ориентировки в окружающей действите-льности - знаниями, к-рые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи."Сознание" буквально и означает "совокупность знаний".Психика человека формируется и постоянно обогащается в ус-ловиях социального окружения, в процессе усво-ения социального, общественного опыта. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора фо-рмирования психики человека: это общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова.С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через к-рые из поколения в поколение передаются трудовые операции.Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознава-ться и запоминаться для повторного его изготовления.Изготовление орудий труда связано с мыс-ленным расчленением целого на части (анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности - речь.

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, к-рые приобретают смысл только через работу др людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируется абстрактное мышление человека, его воля.Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием. К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.




1. Контрольная работа- Метод фиксации потенциала
2. Житие Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского
3. Средние века был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в
4. Вычислительные системы и сети Т
5. а это холинолитики ганглиолитики миотропные спазмолитики ношпа папаверин но самым сильным обезболиваю
6. 1Планирование это процесс разработки этапов работы Отвечает на вопрос что нужно достичь какими методами к
7. Дона Мария Джило дама 92 лет маленькая и настолько элегантна что каждый день в 8 утра уже одета хорошо приче
8. физические 2 химические 3 биологические- Из физических факторов наибольшее значение имеют температу.html
9. Поток1 ГЭ503 ГР
10. ...кий танец луч горяч реч монотона югозападный ветер поллиста испишеш белорозовый зефир пршк.
11. 448 с.- илл. Мировая философия ISBN 52240121235 Составитель автор предисловия вступительных глав к текс
12. МИФИ Волгодонский инженернотехнический институт ~ филиал НИЯУ МИФИ
13. МОДУЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ СИЛЛАБУС
14. министр земли Бранденбург Укрепление экономического потенциала региона путем формирования производ
15. Електронні видання
16. Введение.5
17. Реструктуризация предприятия на примере НК НПЗ
18. Лабораторная работа 7 ПОМЕХОУСТОЙЧИВОЕ КОДИРОВАНИЕ СИГНАЛОВ 1 ЦЕЛИ РАБОТЫ 1
19. Аристофан
20. Векторы Действия над векторами