Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА- ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДРЯХ

Работа добавлена на сайт samzan.net:


© 1997 г. Н.И. ДРЯХЛОЕ, В.А. ДАВЫДЕНКО, И.Н. ЮРЧЕНКО

ЭСТЕТИКО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ДРЯХЛОЕ Николай Иванович - заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Академии социальных наук, доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова. ДАВЫДЕНКО Владимир Александрович- доктор социологических наук, профессор Омского государственного технического университета. ЮРЧЕНКО Ирина Николаевна - старший преподаватель кафедры философии Московского архитектурного института.

Становится вполне очевидным, что дальнейшее, якобы рыночное, развитие России является, по существу, тупиковым вариантом. Реальный процесс трансформации в России позволяет сделать тот вывод, что эра "дикого капитализма" или уже прошла, или довольно скоро должна уйти в прошлое. Сознавая это, новые поколения предпринимателей уже требуют интенсивного использования в своей деятельности таких факторов, которые являются чисто российскими, причем, что важно, признанных во всем мире. 90

Возможно, предлагаемый нами подход покажется несколько преждевременным, но мы хотели бы поставить вопрос о российском предпринимательстве и бизнесе в социокультурном эстетико-этическом контексте^ показав, что современная реальная норма предпринимательского поведения есть или должна быть эстетико-этической нормой. Если сравнить социокультурный статус наших новых предпринимателей со статусом мелкого и среднего бизнеса в протестантских или конфуцианских культурах, то оно будет как в этическом, так и в эстетическом плане не в пользу "новых русских". И в общественном мнении России в них пока чаще видят сочетание худших, осуждаемых черт- мздоимства и прохиндейства, жадности и хамства- тоже эстетических и этических, но, как говорится, с "отрицательным знаком". Если обратиться, например, к нашей тысячелетней российской истории предпринимательства или к тому же опыту развития современного западного бизнеса, предлагаемая нами теоретико-методологическая конструкция эстетико-этического развития предпринимательства имеет вполне реальный и определенный философско-социологический смысл. В рамках предлагаемой эстетико-этической конструкции мы исходим из трех сугубо российских факторов развития бизнеса. Это: культурный потенциал российского общества, его этическое и эстетическое богатство, достижения народного мастерства и народного искусства^ Можно сказать, у россиянина генетически заложено синкретическое чувство прекрасного и должного отношения к миру: (2) образовательный потенциал российского общества, который ныне вполне конкурентоспособен на мировых рынках; (3) профессиональный потенциал российского общества.

Российская народная этика и эстетика, имеющая, как это ни покажется парадоксальным, дохристианские корни, создавали атмосферу почитания идеалов добра, души, справедливости, правды и нестяжательства. Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, русский историк академик В. Безо-бразов выделяет следующие характеристики искомого синкретизма: чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения и других чувств и страстей русского предпринимателя, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения; практический расчет - его умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями; его самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению; трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими его от раз поставленной задачи, от начатого предприятия; сила

' Для экономической ситуации в России это направление социально-экономического развития и выхода на конкурентные позиции в мире является наиболее предпочтительным, так как не требует значительных финансовых затрат и нацелено на максимальное использование наличного потенциала российского общества.

" Классические примеры этого - Царь-колокол и Царь-пушка, каслинское чугунное литье, дымковская игрушка, стеклянные и хрустальные изделия, продукция авиакосмической промышленности. 91

воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств [1]. Именно эти черты, объединяющие лучшие этические и эстетические качества русского человека, стали фундаментом для развития предпринимательства, определившие его успех в течение целых столетий.

Итак, первый тезис (предпосылка или допущение) заключается в том, что в современных условиях мировое конкурентоспособное предпринимательство интегрирует и аккумулирует в себя уже не только элементы "экономической активности" [2] либо "искусства ведения деловой активности" [3], но и элементы эстетико-этических начал: гармонии, прекрасного, экспрессии, выразительности, совершенствования форм и функций процесса и результата труда предпринимателей. Современный эстетико-этический бизнес, если говорить в известных терминах К. Маркса, - это гармония элементов живого и овеществленного труда, "творимых по законам красоты". Указанный процесс становления эстетико-этического бизнеса реализуется в результате совершенствования человека во всех его многочисленных социокультурных связях и как носителя элементов творчества, ориентируемого на совершенствование производства, потребления, обмена и раяпределенияяв системе экономических отношений. Чисто визуально-эмпирически изучаемый процесс внедрения эстетико-этических принципов в развитии современного предпринимательства усматривается в современном дизайне (конструировании), например, офиса или рабочего места, компьютера или автомобиля, жилища или услуг и т.п., вплоть до самых эстетически совершенных форм современных трудовых отношений. При этом под дизайном нами понимается не только особый вид проектной междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды, но и нетрадиционная художественно-конструктивная формообразующая деятельность субъекта, особенность которой заключается в этико-эстетическом способе целостного формирования любых объектов (включая, например, деловые связи) материальной и идеальной среды. Поэтому современный предприниматель должен обладать не только способностью эстетического освоения действительности и способностью к эстетической деятельности, но и владеть деловой этикой.

Наше понимание дизайна как этико-эстетической формообразующей деятельности предпринимателя связано с признанием первичности художественного конструирования в бизнесе как особой творческой деятельности, подчиненной коммерческим задачам современного промышленного производства, жестким законам рынка и спроса массового потребителя на промышленные изделия высокого качества, которые вынужден учитывать предприниматель. Такой дизайн может существенно повысить конкурентоспособность российских товаров, услуг и т.п. на мировом рынке. Тем самым мы ставим вопрос не только о дизайне отечественных предпринимательских отношений и поведения, но и о социологии российского предпринимательства (бизнеса) в эстетико-этическом контексте.

Второй принципиальный тезис заключается в наличии того важного 92

обстоятельства, что эстетико-этические основы деловой активности предпринимателя (о них мы будем говорить ниже) воплощаются в его успехе, достигающемся сегодня путем создания конкурентоспособного продукта на рынке - такого продукта, продажа (распределение) которого связана с его конечным эстетическим потреблением: с его престижем, имиджем, торговой маркой, гарантированным качеством и т.п., то есть, в конечном счете, с полной удовлетворенностью потребителя совокупностью всех качественных характеристик, включая эстетические и этические.

В этико-эстетической рыночной ситуации, когда объектом оценки выступает конкурентоспособный продукт, это означает, соответствие его целесообразной формы и потребительских свойств эстетико-этическим особенностям восприятия "конкретно-исторического потребителя". Такие особенности складываются под влиянием многих социокультурных факторов, и в итоге возникает то, что К. Кантор определял как "исторически определенную форму эстетической целесообразности" [4]. Такого рода рыночный продукт создается именно предпринимателем - человеком по своей сущности свободным, раскованным, творческим, деятельность которого сродни с искусством, с особым настроем и состоянием души, как формы деловой романтики и средства реализации человеком присущих ему потенций [5]. Тем самым не только потребитель, но и предприниматель формирует эстетико-этический бизнес, о котором мы говорим. Эстетико-этический бизнес воплощается в соответствующем предпринимательском отношении к миру и предпринимательском поведении.

Предпринимательское поведение определяется нами как понятие, обозначающее специфический социокультурный вид активности личности (фирмы), связанной с возможностью самодостаточного распоряжения своей творческой деятельностью, ресурсами, результатами труда по всему спектру предпринимательской самореализации: принимать решения, нести ответственность, организовывать, изменять содержание инновационного, рискованного, самостоятельного, продуктивного поведения с целью извлечения дохода из элементов неопределенности рыночной среды. Ментальность, или дух предпринимательства, связан с новаторским поиском, независимостью, инакомыслием, верой в свои силы, готовностью к риску и т.д. Предприниматель, как справедливо указывал еще Г. Гинс, живет тем, что творчески создает новые виды потребительских ценностей (мы бы сказали - создает эстетико-этически), расширяет и улучшает производство, привлекает к работе новых людей, обогащает и пополняет источники, из которых черпаются средства на улучшение благополучия широких масс. Предприниматель - это психологический тип, у которого, подобно изобретателю, артисту, полководцу имеются особые отличительные свойства и дарования. Не все обладают одинаковыми способностями. Подобно тому, как рождаются гениальные артисты, ученые или изобретатели, так рождаются и гениальные предприниматели; подобно тому, как бывают более решительные и смелые полководцы и политики, так бывают и более решительные и смелые предприниматели.

Человек с предпринимательскими склонностями борется за успех, творит, совершенствует, улучшает, рискует, комбинирует и, таким образом, "либо 93

очищает дорогу другим, склоняясь перед неудачами и своим отрицательным опытом, предупреждая от ошибок других, либо, наоборот, торжествует, добиваясь успеха и превосходства и показывая другим пути удачи" [6]. Всех "настоящих предпринимателей", на наш взгляд, и отличает очень важное начало: только им присущие эстетико-этические принципы ведения бизнеса.

Но почему именно эстетико-этические принципы ведения бизнеса лежат в основе разработки истинно русской модели и возможно ли это вообще в современной России? Как пишется в одном из учебников по предпринимательству, «в современных российских условиях еще нельзя с полной уверенностью утверждать, что в сознании населения слово "предприниматель" перестало отождествляться с такими понятиями, как "жулик", "ловкач", "пройдоха"» [7]. Если логически точно следовать этому допущению, то возникает вопрос: о каких тогда эстетико-этических принципах в развитии современного предпринимательства можно вообще вести речь?

Без экскурса в историю на этот вопрос ответить невозможно. Так, мировую известность получила российская культура, многогранность форм народного творчества и ремесел, музыкальность и поэтичность обрядов народа, в том числе мужественная красота артельного труда и т.д., и все это в той или иной мере опредмечивалось в деятельности российского предпринимателя [8]. Идеологи российских рыночных реформ усиленно навязывают российскому обществу западно-либеральный вариант перехода к рынку, не учитывая социокультурных особенностей россиян. Огромные потери в результате действия "шоковой терапии без анестезии" для нашего общества в целом достаточно очевидны. В связи с этим следует заметить, что термины "бизнес", "предпринимательство" из ряда тех понятий, которые характеризуют феномен западного общества, его социокультурных достижений, ставших результатом исторической социальной эволюции. В российской культуре прочно укоренены эстетические соборные идеалы и этика самоотверженного служения; героика и жертвенность народа стоят под знаком не индивидуально осмысленного выбора, а веры и жертвенности, ожидания и ценности единой коллективной борьбы; принцип подчинения частного общему, индивидуального здравомыслия - коллективной мере в российской культуре являются, очевидно, приоритетными [9]. В методологическом плане использование именно такого социокультурного ретроспективного подхода в сравнении с экономическими разработками схем оптимального поведения фирмы уместно при изучении именно российского предпринимательства, поскольку в этом случае значительно возрастает понимание роли и силы социокультурных, социальных, клановых, личных связей.

Россия имеет свой собственный социокультурный путь практического развития тех же понятий бизнеса и предпринимательства. Ясно, что перед нами стоит, вообще говоря, достаточно сложная, концептуальная задача - реконструировать историческую логику, которая бы связала в нерасторжимое единство признаки современного цивилизованного социума, предпринимательство, науку, демократию, гражданское общество, - ту логику, которая и определяет отношение предпринимательства к эстетике и этике в их триединстве. Но почему мы говорим собственно о предпринимательстве в 94

синкретическом контексте и эстетики и этики? Почему, например, не попытаться сначала более глубоко разобраться только с двумя парами понятий, например: предпринимательство (бизнес)-эстетика; либо предпринимательство (бизнес)-этика? Ведь известно, что до сих пор актуальным являлся вопрос: "морален ли бизнес в целом?" - вопрос, ответ на который и обещает стать предпосылкой, критерием этического анализа ситуаций уже внутри самого бизнеса. Вопрос: "морален ли бизнес?" - звучит примерно так же, как: "морально ли само общество, в котором этот бизнес функционирует?" Ибо если вопрос вызван тем, что в предпринимательстве существует возможность игнорировать мораль, то ведь и общество отнюдь не всегда и не во всех своих проявлениях морально. Следовательно, этика бизнеса - это в сущности та же этика общества, так же как и эстетика бизнеса - это в сущности эстетика общества. Этой позиции придерживаются многие авторитетные современные авторы. Так, канадский профессор Д. Брейбрук полагает, что "именно теоретическое прояснение спорных проблемных ситуаций, опирающееся на общие принципы классической этики, способно внести ясность и логику в систему мотивации бизнесмена, определить корректную линию его поведения" [10]. И далее: "Бизнес, подобно государству, семье и историческим свершениям христианства, слишком многогранен, чтобы можно было судить о нем с простых позиций добра и зла".

В истории философии, этики и эстетики легко проследить настойчивую тенденцию подобного недифференцированного анализа высших эстетических и этических ценностей. Так, еще Аристотель не ограничивается перечислением различных благ, но специально подчеркивает, что предметом его рассмотрения является не просто благо (to agaton), но наивысшее благо (to ariston) [II], что отражает его концепцию калокагатии: сливаясь, эстетически прекрасное и этически хорошее (нравственно совершенное), образует гармонию внешнего (эстетика человека) и внутреннего (его этика). Аристотель отождествляет искусство, науку и ремесло, что вообще было присуще античной философии, но принципиальное их тождество, единство, синкретизм не мешают давать четкую характеристику каждого. С развитием античного индивидуального хозяйства термин калокагатии как эстетико-этического синкретизма стал применяться для обозначения практичных и рачительных хозяев. О тонких нюансах перехода эстетического начала в этическое писали многие знаменитые мыслители.

Гегель в 1796 г. утверждал, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что "истина и добро соединяются родственными узами лишь в красоте"; Г.В. Плеханов, как считают авторы одного из последних словарей по эстетике, сделал три открытия в материалистической эстетике, которые можно интерпретировать и в рассматриваемом нами контексте; (1) введение категории общественной психологии как опосредствующего звена между материальным выражением общественного бытия и эстетическим творчеством; (2) введение принципа конкретного историзма эстетического анализа - типа того, как утилитарная ценность в онтогенезе и филогенезе становится затем эстетической ценностью; (3) введение принципа перевода идеи художественной ценности (художественного произведения) "с языка 95

искусства на язык социологии" посредством определения социологического эквивалента данной ценности и оценки ее эстетических достоинств [12].

Тема соотношения эстетических ценностей и морали, эстетической теории ценностей и этики непосредственно касается проблемы предпринимательства (бизнеса) как в социально-философском, так и в социологическом преломлении данной проблемы. Мы имеем в виду следующее: придя в российское общество, бизнес очертил некое эстетически ценностное поле, которое должно подлежать этической оценке: хорош бизнес в целом или плох, красив или некрасив, ценность это или антиценность? Такая нейтральная оценка будет необходимой фундаментальной основой социологизации проблемы эстетики и этики бизнеса, рассмотрения конкретных его проявлений уже в любом случае с позиции морали - неважно, претендует он или нет н^ изобретение каких-то новых эстетико-этических норм, на изобретение "новой эстетики" и "новой морали".

Суть эстетико-этических принципов русского предпринимательства (бизнеса) заключалась в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными. Известно, что русское народное понимание нестяжательства укладывалось в короткие, четко действующие афоризмы: "Лишнее не бери, карман не дери, души не губи", "Живота (богатства) не копи, а душу не мори". Как известно, именно это дало основание Ф.М. Достоевскому написать, что русский народ оказался, может быть, единственным великим европейским народом, который устоял перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка. Вообще говоря. Древнюю Русь всегда называли страной городов, которые давали "точки роста" чисто российскому предпринимательству: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды 271, в царствование Ивана Грозного 715, при царе Алексее Михайловиче 923 [13]. Были среди них и очень большие по тем временам города, которые становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами, в которых сосредоточивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, как тогда называли, "гостьбы" - купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов (от слова "гостьба"). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и устраивались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину.

Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности участвовали все слои общества (в том числе князья и бояре). Тем не менее, уже в Х1-Х11 веках русское законодательство дорожит жизнью купца, и за голову купца полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека (12 гривен и 5-6 гривен). Первый русский свод законов "Русская Правда" был пронизан духом предпри-96

нимательства. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. "Правда", - пишет В.О. Ключевский, - строго отличает отдачу имущества на хранение - "поклажу" от "займа", простой заем, одолжение по дружбе, от дачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заем - от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из нераспределенного барыша или дивиденда [14].

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята, живший в конце ХП-начале ХШ века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Но по поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно. Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий протест. Так, весной 1113 года в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреев-ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. После этого восстания Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде. Но сути дела, ростовщичество как паразитическое предпринимательство было запрещено и всячески осуждалось. К богатству и богачам, к накопительству русский человек относился с большим подозрением. Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом. "Богатство перед Богом - большой грех". "Богатому черти деньги куют". "Пусти душу в ад - будешь богат". "В аду не быть - богатства не нажить". "Копил, копил, да черта купил". Православному русскому человеку была чужда идея стяжательства, богатство ради богатства. Идее прогресса как стяжательства русская духовная культура противопоставляет идею преображения жизни через преодоление греховной основы человека путем самоотверженного подвижнического труда. Труд в православной этике русского человека - безусловная добродетель', исполнение которой - высшее наслаждение, ибо посредством его он приближается к Богу, преодолевает свою греховную основу [15]. Поэтому невозможно понять, что из себя представляет "русская этика бизнеса", не поняв, что представляет собой ее эстетика. Для нас этика русского предпринимательства и эстетика ценностей русского предпринимательства, в принципе, одно и то же, ибо и та и другая призваны постичь природу блага и красоты. Этим она коренным образом отличается от этики и эстетики западного предпринимательства, основанного на идее экономического либерализма.

Согласно американскому специалисту в области этики менеджмента Ч. Маккою И. Фридман, ссылаясь на А. Смита, развивает и защищает позиции именно классического экономического либерализма (позицию

4 Социологические исследования, № 1 1                                                          ^

полного попустительства капитализму), согласно которой существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса - повышать свою прибыль настолько, насколько позволяют правила игры. Адам Смит действительно рассматривал экономику, впрочем, как и общество в целом, ведомой частным интересом, однако его взгляды исказили, когда свели к догме "экономического либерализма". И в его времена, и в дальнейшем хотя частный интерес и играл определяющую роль в формировании капиталистической экономической системы, последнему никогда не позволялось действовать на рынке либо в ином каком-то социальном секторе в стороне от законов, обычаев, моральных норм. А очень сложная нынешняя политэкономия даже более социально ответственна, чем это было в прошлом. Ни в прошлом, ни тем более сегодня этика частного интереса не имела, не имеет и не может иметь ничего общего с экономикой, где частный интерес- высшая ценность [16]. Таким образом, и на Западе пришли к мнению, что инстинкт наживы надо сдерживать этическими и эстетическими нормами, но так как этот инстинкт часто берет верх над совестью и идеалами красоты, общество должно само всячески поощрять высокоэстетичный и высокоморальный подход к бизнесу, тем самым реализуя концепцию эстетико-этического бизнеса.

Наша концепция эстетико-этического бизнеса должна быть, кроме того, дополнена и ценностями классического предпринимательства: легитими-зацией рыночного пространства, легализацией неформальных центров власти и влияния, введением четких и стабильных правил жизнедеятельности в бизнесе, введением действенного арбитражного контроля за выполнением этих правил, возможностью представительствовать во властных структурах, что пока не закрепилось в нашем обществе. Легитимизация- создание правовых механизмов, устанавливающих жесткую зависимость санкций от реального поведения предпринимателя, и институционализация, т.е. реальное обеспечение правового пространства на организационном уровне - это требуется для реализации управленческих действий, способных обеспечить оптимальное социальное управление предпринимательством с точки зрения интересов развития гражданского общества. Однако, как ни горько это сознавать, но на всех уровнях управления и власти правящая элита жестко противодействует тому, чтобы представители бизнеса получили какой-либо доступ к "обратным воздействиям" на процессы управления, ибо она заинтересована в собственном выживании и самосохранении.

Итак, если подводить итоги в данной статье, то, как мы считаем, минимум три чисто российских фактора развития бизнеса - культурный, образовательный и профессиональный потенциалы российского общества, взятые в представляемом нами контексте эстетико-этического бизнеса, в своем интегрированном виде могут резко повысить российскую конкурентоспособность на мировых рынках. Это стержень нашего будущего развития. В этом наше главное конкурентоспособное преимущество. Если же мы не попытаемся использовать громадный эстетико-этический потенциал этих трех факторов, то мы упустим еще один шанс на успех и по этой причине нам еще долго не выбраться из структурного, финансово-экономического, политического и социокультурного кризисов современной России. 98

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безобразов В.П. Народное хозяйство России. Т. 1. СПб., 1882. С. 65.

2. См.: Глущенко Е.В., Капков А.И., Тихонравов К).В. Основы предпринимательства. Учебное пособие. М.: Вестник, 1996. С. 9.

3. См.: Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник в 2-х кн. / Кн. 1. М.: Интерпракс, 1994. С. 7.

4. Кантор К. Красота и польза. М.: Нсука, 1967. С. 46.

5. Бусыгин А.В. Предпринимательство... Кн. 1. С. 7, 8.

6. Ганс Г.К. Предприниматель. М.: Посев, 1992. С. 13, 14. 15.

7. Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства... С.. 349.

8. См.: 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов / Сост., вступ. ст., примеч. О. Платонова. Указатель имен Ю. Башилова. М.: Современник. 1995. С. 3.

9. См.: Панарин А.С. Философия политики. М.: Новая школа, 1996. С. 23.

10. Bmyhi-ooke D. Ethic in the world of business. N.Y.: Roman, 1983. XVII. P. 12. 1 1. См.: Аристотель. Соч. М., 1984. Т. 4. Никомахова этика. С. 55.

12. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. С. 259-260.

13. См.: Этика бизнеса (к определению предмета): научно-аналитический обзор / ИНИОН РАН.  1994. С. 8-9.

14. См.: 1000 лет русского предпринимательства... С. 3.

15. Ключевский В. Курс русской истории. Ч. 1. М.. 1904. С. 298-299.

16. См.: 1000 лет русского предпринимательства... С. 4-5, 25.




1.  Решение урия типа Пуассона- 52
2. Биоэнергетика мышечной деятельности
3. Тема 1- РИЗИКИ В МАРКЕТИНГУ Тема 1
4. Отыскание корня уравнения методом половинного деления
5.  ВВЕДЕНИЕ Экономический потенциал и темп научнотехнического прогресса в значительной степени
6. ВСТУП Актуальність роботи
7. Утверждаю Согласовано Утверждаю
8. APPLE19 Общая характеристика организации Apple.
9. Профессиональная этика Зачет включает- 1 беседу по общетеоретическим вопросам курса; 2 выявление знани
10. і Тама~~а С Р д~румендері каротин ж~не ~рт~рлі минералды т~здары бар жас жапыра~ын пайдаланады
11. на тему- Создание стилевого единства при проектировании интерьеров Выполнила- ст
12. Реферат- Виды строительства жилья в России
13. Разработка базы данных для гостиницы
14. Сегодня помимо традиционного способа передачи брокеру распоряжения о сделке по телефону существует альтер
15. Які причини утворення нагару в циліндрах двигуна і як його видалити 2
16. Карл Линней
17. На тему- Моя будущая профессия финансист По дисциплине- Введение в специальность Выпол
18. Расчеты с песоналом по оплате труда
19. Общие положения4 1.html
20. правовой базы регламентирующей отношения связанные с недвижимым имуществом и что особенно важно более зн