Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Хвостов. 1912-13. Вел курсы «Теория истории, методика истории, философия истории».В целом низкий уровень осмысления истории. Писал о факторах, определяющих историю. Карсавин. 1919 «Введение в историю». После революции методика истории не самостоятельная дисциплина. Единственная философия марксизм-ленинизм. 1960е стали говорить об изучении методологии истории. С сер 60х 2 школы по изучению методологии истории Томская и Московская. Томская Данилов, Могильницкий, Смоленский, Бычаров. С 1964 Московская (с 1976 Ярофеев «Что такое история» конкретизировал марксизм. Непрофессионал.)
Распад СССР удароил по методологии. Ковальченко крестьянство, матанализ. Лекции.
Теория выбирает факты, группирует, чтобы не противоречили. Часто есть факты, не вписывающиеся в теорию. Позитивисты под концепцию подгоняли факты. Теории истории включают: 1. Что такое категории (пространство и время) 2. Что такое принципы исторической науки 3. Что такое законы исторической науки.
Существуют разные классификации. По Ковальченко: 1. Глубокие, истинные 2. Неглубокие, ложные.
По степени обобщенности: 1. Общефилоссофские 2. Философско-соцмологические 3. Специально-научные 4. Конкретныек-проблемные
Также в которых преобладает анализ, синтез, сравнения различных процессов. Функции теории: 1. Объяснительная и познавательная 2. Практическая. 3. Методологическая. 4. Воспитательно-просветительская. Единой методологии нет. Наиболее стабильная часть исторической наук, так как не затрагиваются интересы.
Формы: 1. Вненаучные: массовое сознание, обыденное, литература, искусство, религия, философия и геология. 2. Научные.
В мифологии восприятие мира как целого. Характерен тотальный символизм, не существует мышления немифилогического, никто не мыслит чисто научно. Характерны символика, метафоры.
Религия тоже познает историю. Предусматривает знания о трансйкендентной реальности. В одних религиях историческое чувство ослаблено (буддизм, индуизм). Усилено в христианстве, исламе. Научное познаниене может отвергать религию и мифологию.
Идеология по Марксу ложная теория. Или ложное историческое сознание по М. Барк
Манхэйм делил концепции на 2 категории идеология и утопия. Внес много путаницы. В идеологии есть историческая часть о прошлом. Часто в идеологии грубое обращение с историей.
Философское познание существует раздел историософия философские представления о прошлом из общих предпосылок. Это не любая концепция, а где указана цель исторического развития.
Искусство тоже отражает прошлое. Это статическое, интуитивно-образное отношение прошлого с элементами морали. В античности, средних веках историки, описывая кого-либо, вкладывали в их уста речи, которые сами сочинили. Их современники это понимали. Важно было то, не погрешил ли автор против истины.
Историческое познание о прошлом не до конца отмежевалось от художественно-литературного (сохранились элементы повествования)
Массовое историческое сознание (фильмы) в обществе. В целом люди помнят из школьного курса несколько персонажей. Историческая наука влияет на массовое сознание.
С сер. 20 века Хаксли делил науки на перспективные и ретроспективные (история).
В 20 веке указали, что труды писали по схеме сказки (Маркс, Тарле). Нет отличий исторического труда от повести. За 200 лет история далеко ушла от художественного описания, но все равно пользуются литературными приемами.
Объект изучения общественная жизнь. Разные мнения о том, что в истории главное: 1. Деяния правителей. 2. Соц. Сторона 3. Производственные отношения (Маркс) 4. Культурная жизнь 5. Географическая среда 6. Экономическая среда. 7. Разрозненные факты (неокон.)
По Марксу: прошлое перешло в настоящее, находится в настоящем в снятом виде.
В современных течениях настоящее реально по отношению к прошлому. Прошлое - потенциальность, которая осуществилась. Сложно отделить текущую ситуацию от исторической (20-50 лет)
Вопрос о прошлом это вопрос о предмете. Прошлого нет, от него остались только источники это предмет. Неоконтианствои неогегелеанство.
Историческое пространство. Историч. Время отличается от физического. До Декарта пространство воспринималось по-другому. У каждого народа своя картина пространства. У язычников структура дома повторяет структуру мира.
В христианской архитектуре любой храм отображение иерусалима земного и небесного. Алтарь священный. В трудах историков, исследующих определенное пространство историк сам определяет центр своего исследования.надо учитывать, что 30 км сейчас не равны 30 км в прошлом.
Историческое время. Существует время астрономическое субъективное (для историка).Дл\ аграрного общества существовал годовой цикл. Потом линейное время. Текущая эпоха это незавершенная эпоха. Прошлое нельзя пережить, поэтому его реконструируют.
Типы исторического времени 1) Характерен для наиболее первобытных народов. Ежегодное обновление. Пытаются стереть историческую память. Они через обряды стремятся забыть негативные события. 2. Цивилизация бронзового века (Египет, Месопотамия.) 3) Индия, Греция. Большие исторические циклы (золотые, серебряные, медные) 4) Этап линейных религий (индуизм, ислам) Воля Бога. 5) Христианство. Вечное возрождение.
Исторический источник произведение, созданное людьми и отражающее прошлое.
Источниковедение: -методология источника, -типология источника,-прикладное источниковедение
Аспекты:-прагматический,-семантический,-синтаксический.
Источник: -средство познания прошлого. преграда познания прошлого (субъективная интерпретация)
Позитивизм любой источник и остаток, и предание.
В любом источнике есть информация скрытая и открытая. Скрытая ценнее.
Скрытая: - представления о том, что тогда было общепонятно и общепринято. язык текста.
Отсюда структурный подход.
Классификация источников: вещественные, письменные, изобразительные, звуковые.
По виду происхождения: хроники, акты, законы и т.д.
Факт основа любой науки. Неоконтианцы противопоставляют фактам естественных наук факты истории.
Историческая наукао духе и ценностях. Историк должен вчувствоваться в науку эпохи.
Факты по марксизму: 1. Факт исторического прошлого 2. Факты источника. 3. Факты науки
В источнике субъективное отражение фактов.
70е историкам наименьшая свобода.
Используют интерполяцию.
Событие имеет исторические причины, но в нем участвуют и за ним наблюдают люди, а они субъективны. Субъективное и объективное сложно разделить.
История объективна по Марксу, но субъективна в частности.
По Ленину необходимость пробивает дорогу через случайности. По Марксу тенденции эпохи объективны.
В 19-20 вв. отрицание исторических законов. В СССР выделяли закономерности. Плеханов в мире бесконечно много причинно следственных рядов. У Шпенглера события вытекают не механистически, а органически.
Ясперс, Бердяев, Поппер отрицали все остальные теории детерменизма.
Цикличность, регресс, прогресс.
Цикличность. (Диссиот, Тацит, Бэкон, Тэйгер)
Классификация по движущим силам, идеям.
Материальный и экономический детерменизм (по Марксу собственность на землю критерий исторического развития главный.)
Географический детерменизм.
Сочетался с климатическими циклами.
Психологич. Детерменизм (психология масс, движения общества)
Возможность и альтернативность. А. - это вариант, который может быть реализован или не реализован. Возможность раньше, возможность сейчас. Владея теорией истории можно выделить альтернативы, которые были тогда помимо действительности. Событие - есть реализация одной из альтернатив, а остальные альткрнативы не реализовались. Необходимо отделять реальные возможности от нереальных. В 20 веке игры в альтернативность у историков. Их ошибка говорить что было бы если бы осуществилась альтернатива. Тысячи развилок альтернатив, тысячи сценариев развития событий, а пишут только про одну альтернативу. Тойнби пишет "Что было бы если бы А.Мак прожл бы долго", "Что было бы если А.Мак умер в детстве". Строят гипотезы о том, что было бы, если бы Пугачёв проиграл битву. В 1970-80 Мигель пишет о том, что надо быть осторожными в вопросах альтернативы. В 6-10 вв. не обязательно сформировался бы феодализм. Часто не осуществившаяся альтернатива сохраняется как пережиток, например после победы феодализма сохранились рабы. Могуи две альтернативы бороться, но осуществиться третья. В кон. 19 - нач. 20 вв. была борьба двух путей развития с/х: прусский и американский, но ни один из них в России не победил. Сложилась другая форма с/х и такие примеры не редкость. Есть сочинения типа "Что бы было, если бы в 1941 г. всё было наоборот (коммунистическая Германия напала бы на фашистскую Россию) или "Что было бы, если бы победил не Василий 3 Тёмный, а Д. Шемяка?" "Что было бы, если бы победили белые?"
Объективность ни один историк не может быть объективным. Объективность нечто среднее между субъективностью нескольких историков.
Двойная субъективизация источников: 1. Дошли не все источники. 2. Из тех, которые дошли, восприняты через толкования и оценки.
Принципы: 1. Объективность. 2. Историзм. 3. Системность. (во взаимосвязи со сферами жизни) 4. Субъективность (партийность)
Любая история отражает интересы науки и эпохи.
Противоречия пункта 1 и 4.
Марксизм ленинизм каждый класс пишет историю как ему выгодна, но рабочий класс заинтересован в правдивости.
В 1920 Макхэн попытался модифицировать этот принцип.
Все классы заинтересовались в искажении истории.
Еще античные историки ставили проблему беспристрастности (Фукидид).
Средний века античность. Трактуется на современный лад.
В эпоху Возрождения достоверность, внешю. И внутр. Критика, выявление подделок.
19 век выделили историзм (Ранки, непур)
20 в. Шпенглер. Объективен.
Все субъективно, но есть вечные ценности неоконтианство.
Партийность борьба наций, религий, сословий (остается в ист.науке.)