Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

х гг XIX в протекал глубинный процесс формирования консервативной политической идеологии питавшейся из сл

Работа добавлена на сайт samzan.net:


§ 3. Политическая утопия русских консерваторов и неоконсерваторов (К. Леонтьев, Н. Данилевский, Л. Тихомиров)

На внешнем фоне политических контрреформ в русском обществе 80-х гг. XIX в. протекал глубинный процесс формирования консервативной политической идеологии, питавшейся из славянофильской и романтической традиций. К этому времени само славянофильство перерождается в жесткую доктрину панславизма. Один из наиболее крупных политических мыслителей России рубежа веков П. Струве следующим образом обрисовал драму славянофильства: сначала это течение только гонимая и еле терпимая казенщиной романтика с широким размахом мысли; затем, в эпоху декаданса, эта романтика была обречёна на «казенные надобности» и утратила свой живой дух. Однако характерным для русской консервативной мысли оставалось стремление к тому ценностному и политическому строю, который в реальной жизни или вытесняется, или уже вытеснен бытом.

Консервативный политический романтизм стремился к культурно-социальному идеалу, стремясь воплотить еГо в жизнь, консервативная же политика была направлена на сохранение грубо и реально существующего порядка вещей. Особенностью консервативного политического романтизма стало компромиссное принятие существующей системы социального и политического бытия, осуществленное, однако, только после придания им некой идеальной окраски: так появляются понятия идеального православия, идеальной монархии и идеальной народности. «Перед мистическим идеалом... все политические формы равноценны или одинаково малоценны... идеал никогда не может и не должен совпадать с пошлой реальностью»'.

Одновременно с этим консервативная политическая утопия ведет активную борьбу с утопиями конкурирующимилиберальной, радикальной и социалистической. В этом отношении очень характерен феномен К. Леонтьева. Современная

1  Герцен А. Там же. Т. VIII. - С. 160. "•  Герцен А. Избранные философские произведения. Т. II.-С. 308.

266

1 Струве П.Б. На разные темы. - СПб., 1902. -С. 210.

267

этому мыслителю доктрина социализма, отождествляемая с нигилизмом (как делали это Ф. Достоевский и Н. Лесков), представлялась ему учением нивелирующим и серым. Пугающим в ней было провозглашение разрушительного и антиэзотерического уравнивания, равносильного для Леонтьева катастрофе. Предохранить культуру от полного распада может только сильное и деспотическое государство, защищающее иерархичность и многоцветие культуры.

У другого представителя консервативной политической традиции Н. Данилевского Леонтьев заимствует представление о культуре как об органическом (растущем и умирающем) единстве. Эстетизм концепции Леонтьева делает его мировоззрение вненравственным, поднимает его над этическими принципами, ставит искомый идеал по ту сторону добра и зла. Исходной посылкой анализа становится противопоставление самобытности русской национальной культуры культуре рома-но-германцев, бессознательно направленной по пути и в сторону всеобщей «либерализации».

На Западе происходил двоякий и странно противоречивый процесс: единоличная централизация осуществлялась там только в сфере церковной жизни (папизм), государственное же начало всегда оставалось там многоликим и многовластным, т. е. плюралистическим. По Леонтьеву, личная политическая свобода большинства это расшатывание основ. «Перенести кой-как свободу можно, но считать ее основой нельзя». Поэтому все ориентации Запада на демократиюутопия и химера, и в том же идейном русле идут все социальные и политические преобразования, последовавшие в России за отменой крепостного права.

В полемике, развернувшейся в консервативном лагере среди сторонников В. Соловьева и Н. Данилевского, Леонтьев принял сторону второго. Оба идеолога предлагали конкретные политические прогнозы на будущее: Соловьев говорил о победе римско-католической теократии, Данилевский об антилиберальной и антиевропейской победе славянства. И в соответствии с этим «для будущего самой России и всего славянства предстоит неизбежно жестокий выбор между двумя путями: или создать в недрах своих новые формы определенной и ясной общественности и сословности... развить и утвердить над своим социальным миром нечто подобное той самой теократии, которую нашел Соловьев... или же вступить, после непродолжительной и неудачной реакции, снова на тот пространный-путь, по которому шаг за шагом готовы вести нас наши «средние» западники в объятия интернациональной

Европы»'. Итак, впереди либо теократия, либо демократия, но обе формы одинаково нетерпимы для Леонтьева, и обе они заимствованы из западной, а не восточной традиции.

К. Леонтьев считал, что все влияния Запада на Восток были эфемерными и поверхностными, все же воздействия Востока на Запад прочными и глубокими. Но один фактор оказывается драматически сильным для Востока это западнический социализм: он такой же продукт разложения и смешения, как и эгалитарно-либеральный процесс, породивший его. Бездуховный и безбожный, секуляризированный индивидуализм, именуемый гуманизмом, ведет европейскую культуру и государственность к смерти. Отторгнув христианский аскетизм, европейская цивилизация восприняла гуманистический утилитаризм, за которым уже стоит социализм, стремящийся создать единое обезличенное всеевропейское государство, государство средних людей, одинаковых, фабричного массового выпуска.

«Социализм (т. е. глубокий и отчасти насильственный экономический и бытовой переворот)... видимо, неотвратим... Не говоря уже о том, сколько страданий и обид его воцарение может принести побежденным (т. е. представителям либерально-мещанской цивилизации), сами победители устроятся свободнее, либеральнее нас, или, напротив того, законы и порядки их будут несравненно стеснительнее наших, строже, даже страшнее».

Политический социализм продукт верований в благо земное, наступающее от равенства и свободы, идей, порожденных Французской революцией. Свободы от церкви, государства, общества, семьи... Во имя большего удобства и счастья на земле. Социалисты верят в наступление полного и окончательного земного рая, но стремление к этой утопии без веры в Бога порождает только новое рабство и абсолютный деспотизм верховной власти. Социализм кажется Леонтьеву «новым феодализмом», основанным на обособленности классов и групп в смысле разнообразной децентрализации и группировки социальных сил, не соединенных в каком-нибудь духовном или государственном центре, на новом закрепощении «лиц другими лицами и учреждениями». Социализм «реакционная организация будущего»^.

К. Леонтьев, а вслед за ним В. Соловьев в качестве символической цели процессов демократизации рисуют фигуру Антихриста.

1 Леонтьев К. Собр.соч. Т. 7.-М., 1912.-С. 323.

2 Леонтьев Л. Собр.соч. Т. 8.-C.I 90-191, Т. 5.-С. 453.

268

269

Антихристово царство вырастает на оборотной стороне утопии земного рая, провозглашенной противниками существующего и традиционного порядка либералами и социалистами. Леонтьеву казалось, что есть только одна сила, способная обеспечить здоровую политическую сдержанность в обществе, это государство, которое «у нас всегда было сильнее, глубже, выработанное не только аристократии, но и самой семьи». Историческое сочетание «церковь и царь»квинтэссенция одухотворяющего и организующего Россию византизма, а византийское православие оплот против «самой невероятной и неосновательной из всех религий»: холодной и прозаической религии всечеловеческого блага, которую несут либеральные и социалистические политические доктрины.

Органический, почвеннический характер государственности для консервативного политического сознания означает только идеологическое оправдание уже существующего порядка вещей. Враждебные отечеству и государству силы стремятся уничтожить его дух и душу, утверждая лишь материальные существующие формы бытия. В обществе, которое позднейшие политологи назовут «массовым», высокие и невыносимые для греховного человека нравственные требования будут заменены материальными и прагматическими целями.

Налагаемые христианством духовные обязательства кажутся невыполнимыми в земном обществе, и люди в отчаянии отвергают их, сказав: «Поработите нас, но накормите хлебом». Хлеб земной и послушание таков удел человечества в новом земном рае. Это состояние поддерживается действиями власти, оперирующей обузданием и утешительной ложью. «Великий Инквизитор» Достоевского убеждал, что без меча и насилия сам Христос не сможет обеспечить всеобщее счастье, которое будет следствием кровавого насилия над людским стадом, стремящимся под иго мирового покоя и всемирной монархии. Три инструмента использует Антихрист в деле завоевания человеческой души, внушая ей веру в рай на земле и вселенское счастье, это чудо, тайна и авторитет (власть).

Прежде единое славянофильство к концу XIX в. распадается на два течения, каждое из которых по-своему интерпретирует проблему национально-культурного возрождения. Первое делало акцент на воссоздание утраченной в XVII-XVIII вв. исторической миссии русского народа, провозглашая мессианское призвание русской нации в мире (Н. Данилевский, К. Леонтьев).

Второе во главу угла ставило самобытность духовно-нравственного идеала русского народа, подчеркивая при этом особенности его культурных и политических устремлений (Ф. Достоевский, А. Григорьев, Н. Страхов). В основу этого второго течения была положена мысль о «национальной почве» как главном источнике национального и духовного возрождения России.

Для русского консервативного сознания, уже имевшего на рубеже Х1Х-ХХ вв. устойчивую традицию и выражавшего социально-политические интересы и устремления определенных слоев, идеалами долгое время оставались монархия и православие. Монархизм как идея и судьба несовместим с юридическим разграничением сословий и делегированием власти. «Чем резче сословное неравенство, тем проще сословное деление, и наоборот, чем слабее сословное неравенство, тем сложнее, т. е. дробнее, сословное деление»^

Консерватизм противопоставлял прогрессу непреходящие идеалы традиции, нации и религии. Государственно-правовая конструкция, выработанная К. Леонтьевым, представляется наиболее последовательным и исчерпывающим отображением консервативного мировоззрения. Сословная разграниченность предполагает строгую иерархию общества и власти. Что касается социальной истории России, то Леонтьев усматривал в ней очевидную тенденцию, соотносимую с общими закономерностями жизни государственного организма: «...в начале развития государства всего сильнее какое бы то ни было аристократическое начало. К середине жизни государственной является наклонность к единоличной власти... к старости и смерти возрастает демократическое, элитарное и либеральное начало».

Даже петровские реформы К. Леонтьев оценивает (в отличие от более поздних консерваторов-эпигонов) не только как вторжение западного начала в византийский быт Руси: «...с Петра началось более ясное, резкое расслоение общества, явилось то разнообразие, без которого нет творчества у народов. Дворянство наше, поставленное между активным влиянием царизма и пассивным влиянием подвластных крепостных миров (ассоциаций), начало расти умом и властью, несмотря на подчинение царизму». Заслугой абсолютной монархии на конкретной российской почве (особенно в эпоху Екатерины II) и стало усиление неравенства сохранение крепостного права (целостности общины) и усиление аристократических начал в дворянстве (рода и личности). Последующее урав-

1  Ключевский В.О. История сословий России.-Пг., 1918.-С. 21.

271

нивание произошло не столько вследствие снижения собственно аристократических прав и вольностей, сколько в связи с дарованием прав и вольностей другим сословиям, т. е. вследствие размывания четких сословных границ между «верхами» и «низами».

«Объединяющим признаком стала идея византчзма: с какой бы стороны мы ни взглянули на великорусскую жизнь и государство, замечал Леонтьев, мы увидим, что визан-тизм, т. е. церковь и царь, прямо или косвенно, во всяком случае глубоко проникает в самые недра нашего общественного организма... Византизм организовал нас, система византийских идей создала наше величие, сопрягаясь с нашими патриархальными, простыми началами... изменяя, даже в тайных помыслах наших, этому византизму, мы погубим Россию»». Именно византизм сплотил когда-то полудикую Русь, дал ей силу перенести татарское иго. И перед тлетворным влиянием Запада России поможет выстоять ее византизм, опирающийся на сильную монархическую государственность, консолидированную власть и православие.

Л. Тихомирова с полным основанием можно отнести к идеологам неоконсервативного течения в русской отечественной мысли. В сложном переплетении различных государственных форм Тихомиров просматривает три основных: аристократическую, демократическую и- монархическую. Демократическая система всегда была чревата опасностью «безграничного господства партий» и самого страшного вида деспотизма его демократической модификации. Наиболее приемлемой формой власти на высшем уровне может быть только монархия, на уровне управленческом (исполнительском) комбинирующая другие типы власти: аристократический и демократический.

Монархическая власть в истории России всегда играла роль политического фактора, противостоящего анархии и деспотизму. Рассчитывать в борьбе с этим злом только на гениальность правителя не приходилось, поэтому национальная традиция и выработала идею династичности. На практике монархическая форма власти вовсе не исключает участие в государственной жизни разнообразных общественных сил. Единоличная власть не гарантирует господство монархического принципа, она может быть идейно обоснована и оправдана только при условии, что в верховном правителе и через него действует некая высшая сила. В этом заключается истинная мистика монаршей власти. Без религиозной идеи единоличная

власть превращается в диктатуру, которая в силу своих внутренних законов будет стремиться к безграничности. Это и будет антихристово царство, которое пророчили и Достоевский и Соловьев. «Если в обществе не существует уже напряженного верования, охватывающего все стороны жизни в подчинении одному идеалу, что связующей силой общества является численная сила, количественная, которая создает возможность подчинять людей власти даже в тех случаях, когда у них нет внутренней готовности к этому... »i Тогда рождается политическая система абсолютизма.

Не только монархия может превратиться в абсолютизм, утратив свой внутренний идеал, еще большая вероятность такой трансформации существует в демократии, где абсолютная власть народа сливается с государственностью или персонифицируется в ней: масса, исчисляемая только количеством, признает лишь собственную силу и никакой другой.

Абсолютизм порождает бюрократию. Если система демократического представительства создает почву для господства парламента и политиков, то в монархиях идея представительства порождает бюрократию в чистом виде. При этом в демократиях фальсифицируется народная идея, в монархияхволя монарха. И все же вершиной бюрократии является парламентаризм: автомизация мнений и программ, заведомая ложь заявлений, склоки и профанация сопровождают парламентскую деятельность.

Утрата православного идеала и разрушение социальной иерархии влекут за собой появление нового социального лидера в хаотически смешавшемся обществе. Им становится интеллигенция, бессознательно сочетающая в себе нигилизм с тоталитаристскими наклонностями. Смычка интеллигенции с бюрократией, которая окончательно произошла, считает Тихомиров, после 1861 г., превратила монархию в абсолютизм. Возникает по-настоящему политическое и бюрократическое государство, всевластие бюрократии, угасание национальной инициативы создает вместо народа толпу и, именно в толпе преобладающими началами становятся демократические представления о верховенстве власти.

Механическая сила, массовость, бездуховность и аморальность сменили древний идеал. Монархия, оставшись формой, утратила содержание.

Борьба демократии с самодержавием не просто политический конфликт. В борьбе столкнулись две идеи: идея единения и

1 Леонтьев К. Собр. соч. Т. 5.-С. 132-133; 133.

272

1  Тчхомиров Л. Монархическая государственность. - СПб., 1905. Ч. 1.-С. 77.

идея раскола. Консерватизм противопоставляет нигилистическому отрицанию существующей государственности апологию этой государственности, индивидуализму как первоисточнику политической свободы всеединство как основу государственности. Тихомиров подчеркивает: если свободакачество личное, то «власть и подчинение... суть по преимуществу состояния общественные, в них ... выражается общественная кооперация, ими строится общество».

В социалистической утопии человечество призывается к уничтожению обдуманной и разумной власти над собой, но ради чего? Для того, чтобы подчиниться стихийной власти экономики, которая подавит нашу свободу со всей беспощадностью сил природы. Вместе с государством будет разрушена наша власть над нашей жизнью. Только государственность может спасти свободу, государственность сильная и монархическая. Над национальным политическим творчеством должен возвышаться всеобъемлющий нравственный идеал.

Столкновение России с Европой вызвало духовный кризис: заимствовать у Европы просвещение и в то же время признавать свое самодержавие, свою церковь выше европейской было серьезным противоречием. В конце XVII-XVIII вв. Россия так и не смогла отречься от своей религиозной и политической веры, но не смогла и развить в себе эти начала. Противостоять разлагающему европеизированию можно было, лишь опираясь на православие, Тихомиров не разделяет монархию и православие. «Монархия есть верховная власть нравственного идеала. Единоличная власть способна быть верховной только тогда, когда нация ставит некоторый всеобъемлющий нравственный идеал над своим политическим творчеством, т. е. выше государства. Если монархия начнет работать над подчинением морали политике, она тем самым отнимет у нравственного начала его верховенство, а стало быть, уничтожает и себя как силу верховную»^

По Тихомирову, демократию нельзя рассматривать в качестве высшей ступени эволюционного развития структур власти. Вообще смена типа власти не подчиняется никаким законам эволюции, и только революционный переворот в силах осуществить такую замену.

По своей природе русские люди могут быть только монархистами либо анархистами: демократические формы западного образа никогда не были близки национальному сознанию. Но конституционное движение в России есть существующий

факт. Поддерживается оно, считает Тихомиров, «только теми, кто заинтересован в нем как в своем классовом оружии господства над страной. Его сторонниками являются: адвокаты, журналисты, мелкая интеллигенция, наименее научная часть профессуры, наиболее спекулятивная часть промышленников, т. е. все кандидаты в политическую роль». Основная масса народа равнодушна к парламентарным устремлениям, и его государственный идеал существенно от них отличается. Господствующим в государственно-правовых воззрениях русского народа является этическое, а не юридическое начало. Монархическая идея для русских есть тот нравственный идеал, который с начала исторического существования нации составил основу ее природы. Когда творческая сила этой идеи оказывается исчерпанной, наступает начало конца, преддверие смерти нации. Она превращается в пошлую этнографическую материю, среду, в которой, однако, может развиться новая идея, но эта новая идея начнет формирование новой нации: ею будет уже не прежнее государство, а нечто иное по характеру, задачам, строю и культуре: старая нация умирает вместе со своей мессианской идеей.

В результате такого мрачного конца, если даже кто-либо на пространстве бывшей русской империи будет устраивать свое новое государство, предсказывает Тихомиров, то это во всяком случае будут уже не русские, а «поляки, немцы, татары или даже евреи», но только не русские, «которые во имя справедливости, во имя правды, должны отказаться от господства и перейти честно на роль народности подчиненной, не устраивающей других, а перенимающей устройство от тех, кто поумнее»1. Русские .сами должны решать свою судьбу, очевидные и вечные истины находятся у них в руках православие, монархия, народность,остается сделать выбор. Это не так просто, многие разуверились в «русской идее» и миссии, преклоняются перед другими народами и культурами в ущерб собственным. Другие проявляют полную растерянность, никак не способствующую решению проблемы. Но в обществе, надеется Тихомиров, должны еще оставаться здоровые силы, способные предотвратить процесс разложения и денационализации культуры.

В моменты возобновляющегося кризиса перед верховной властью встает задача «помочь нации воплотить в себя ее силы для решения вопроса о том, как основы положить в организацию выучившейся и свободной России для того, чтобы

Тихомиров Л. Монархическая государственность. - Ч. Ч. 4-С. 69-70.

- С. 13;

1 Тчхомиров Л. Монархическая государственность. 4.3.-С. 241,4.2 -С. 222.

в ее строе был осуществлен ее исторический государственный идеал»1. По мнению Тихомирова, только монархическая идея ^монархическая (единоличная) власть могут спасти русскую культуру. Ее сила и преимущество в этическом принципе, поднимающем власть над борьбой классов, партий и народностей.




1. Двоевластие Три кризиса Временного правительства
2. Физика ~ наука о природе
3. Учреждение этого праздника стало ответом на призыв метеорологов защищать климат как важный ресурс влияю
4. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук КИЇВ 2000 Дисер
5. Объекты промышленной собственности
6. 96 г 97 ldquo;О годовой бухгалтерской отчетности организацийrdquo;
7. Здравствуй Кефал
8. Статья 784 Общие положения о перевозке 1
9. тема Существуют неповторяемые темы выносимые на лекцию
10.  I Описание ситуации
11. Тема Организационноэкономическое обоснование производства новой продукции на промышленном предприятии
12. IP-телефони
13. Практикум з прикладної соціології напрям підготовки 0301 Соціальнополітичні науки спеціальність 8
14. з курсу ldquo;Риторикаrdquo; Визначення риторики як науки сутність зв~язок з супутніми дисциплінами
15. Внешняя политика Советского Союза в годы второй мировой войны.html
16. История завода
17. Орловская региональная академия государственной службыв г
18. а Кафедрабухгалтерского учета анализа и аудита
19. тема для написания эссе относится к экономике
20. лекцияФедеративное устройство рф1