Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Формы общения старшего дошкольника выступление на родительском собрании в старшей группе Вопросы д

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Рыжова Л.Ф.,

заместитель заведующей по ВМР

МДОУ детского сада № 100

г. Калининграда.

«Формы общения старшего дошкольника»

(выступление на родительском собрании в старшей группе)

Вопросы для беседы:

  •  Какие условия созданы в семье для игр ребенка? /Наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребенка./
  •  Где и как хранятся игрушки? Как вы приучаете ребенка беречь их?
  •  Кто и как часто покупает игрушки? По какому поводу их покупают?
  •  Часто ли ребенок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?
  •  Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются? Какие темы игр используются в семье, каковы их сюжеты?
  •  Какие вы применяете методы в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей?
  •  Наблюдаете ли вы, как дети играют вместе? Помогаете ли наладить отношения между детьми?

   Игра – ведущая деятельность дошкольников, в которой формируется их личность.            В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов: подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет /кормление куклы/, ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.

   Все это происходит в том случае, если игры дошкольника находятся под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то                             у четырехлетнего ребенка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и           с партнером. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети бросают игру, требуют других игрушек. В младшем возрасте игра становится в том случае средством воспитательного развития, если она построена на содержательном общении взрослых              с ребенком.

   Мало или совсем не играют с детьми родители, с которыми также не играли                 в детстве. Такие черты характера, как необщительность, внутренняя напряженность, конфликтность, властность и авторитаризм, излишняя принципиальность и негибкость, чрезмерный рационализм и сухость также мешают живому общению. Много из сказанного относится и к воспитателям в группе, где как раз и следует восполнить недостаток игры дома.

  Участие взрослых в игре может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится неинтересной. Подскажите ребенку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним.

  Играя вместе с ребенком, следит за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет в ребенка уверенность  в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.

  Важно, чтобы дети любую начатую игру умели закончить. Беспорядочный переход от одной игры к другой ведет к рассеянности, неумению сосредоточиться на решении каких-либо задач. Игра – источник богатых эмоциональных переживаний. Она важна для будущей жизни человека именно этим эмоциональным богатством, которое является источником вдохновения.

  Игра – одна из форм общения старшего дошкольника. Игра в «семью» любима детьми всех возрастов. Чем старше дети, тем более содержательной и привлекательной она становится.

Существует комплекс подвижных игр по преодолению страхов:

Игры с мячом: футбол, регби; внезапное, неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами «на», «держи», «лови», «бросай», «поймай» и т. д., а также подбрасывание воздушных шариков и игра                   в кегли. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.

Борьба – соревнование, сражение на саблях, метание мяча друг в друга /при этом нужно увернуться от него, защититься рукой или картонным щитом/. Лазание наперегонки по «шведской стенке» и спрыгивание вниз на мат /со страховкой воспитателя/, перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком и т. д.    Прохождение по детским стульям, находящимся на некотором расстоянии друг от друга, с тем, чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.

 Все эти несложные игры развивают быстроту реакций, умение ориентироваться в незнакомой обстановке, уменьшают эмоциональное торможение и скованность, если они имеют место.

 Следующие пять игр развивают достигнутые результаты и позволяют еще в большей степени уменьшить страхи и неуверенность в себе.

  Первая игра – «Пятнашки» – содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становится водящим, который должен пятнать уже сам. Нельзя пятнать через стулья, они как бы цельные колонны. Можно увертываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине, что еще больше осложняет задачу. Игра длится не больше 5 минут, до появления первой усталости. Воспитатель находится среди детей, принимая в игре непосредственное участие.

  Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к следующей игре – «Жмурки». Обстановка на игровой площадке остается прежней:  также в беспорядке расставлены стулья, столик, детская коляска. Между ними стоят дети с условием не двигаться и не выдавать себя, когда их ищет водящий / в роли которого должны побывать все дети /. Только если водящий с повязкой долго никого не находит, можно обнаружить себя, а то и напугать, похлопать в ладоши, когда он окажется рядом. Ведущий в свою очередь, всячески пытается напугать тех, кого он ищет. Желательно еще и угадать, кто попался: ощупать его, назвать имя. Победителем считается тот, кто больше нашел участников игры.

   Игра «Жмурки», как и следующая игра «Прятки» требует известной выдержки, терпения и способствует развитию этих качеств у нервно ослабленных детей.  К тому же эти игры значительно снижают интенсивность страхов неожиданного, внезапного воздействия. Игра «Прятки» проводится не только в группе, но и в коридоре, музыкальном и спортивном залах – везде, где можно спрятаться, встать за выступ, ничем не обнаружить себя. Заранее разрабатывается маршрут, по которому пойдет ведущий, затем он дает всем возможность спрятаться и начинает поиск. Те, кого нашли, идут с ним вместе. Ненайденные участники игры затем выходят так, чтобы не обнаружить себя, не раскрывать свою “тайну” – островок личной безопасности. Прятки позволяют успешно справиться со страхами темноты, одиночества, замкнутого пространства /прячутся при выключенном свете, одни и в ограниченном пространстве/. После игры дети лучше засыпают, так как перечисленные страхи как раз и возникают            у них перед сном.

   В игре «Кто первый?» дети выстраиваются в одну линию и ведущий сообщает, что, как только он скажет определенное слово, все должны прыгать как зайчики, преодолевая расстояние до стульев, с тем, чтобы проскочить между ними и, вернувшись, взять первым приз /конфету, картину и т. д./. Пусковым словом может быть одно из названий животных или цвета, или мебели в группе. Но прежде, чем назвать его, следует сказать другие слова, что и создает элементы ожидания, неизвестности, путаницы и, вместе с тем, неожиданности, внезапности. Например, того, кто в данный момент ведет игру, выбирает пусковое слово «медведь», всем это объявляет и начинает произносить: «Лошадь, крокодил, лягушка», затем внезапно говорит слово «медведь» и первым начинает движение. Во время прыжков участники игры создают препятствия друг другу, так как каждый стремится быть первым. Это вызывает азарт, смех, веселье, физически более слабые дети находятся сначала в середине линии и могут быстрее или, по крайней мере, наравне со всеми добраться до стульев. Воспитатель участвует в игре и также стоит впереди шеренги. Психологический механизм воздействия этой игры заключается в преодолении посредством эмоционального вовлечения и группового подражания состояния скованности и торможения, когда нужно быстро действовать, снять оцепенение, страх и неуверенность в себе. На все игры уходит от одного до двух месяцев. За это время улучшается эмоциональная атмосфера в группе, отношения детей становятся более дружелюбными, вследствие появившейся возможности выразить свои чувства, снять эмоциональное напряжение как у возбудимых и агрессивно настроенных, так и у тормозимых, боязливых и беззащитных детей.

   Следующим этапом игровой коррекции страхов будут ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок. Вечной темой будут насилие и злой умысел волка. Волк всегда способен причинить физическую боль, укусить, загрызть своими острыми зубами и клыками. Если дети продолжают бояться сказочного волка в 5-7 лет, то это говорит о физических наказаниях в семье, грубостью взрослых, угрозами, недостаточное участие отца в жизни семьи и воспитании детей. Так, что появление волка во сне – сигнал социального неблагополучия ребенка. Бороться нужно не с самим волком, а с ближайшим окружением малыша так, чтобы он не подвергался лишний раз угрозами и тем более физическим наказаниям, чтобы к нему относились с уважением               и любовью, вселяли веру в себя и своевременно поддерживали в трудную минуту.

   Приведем несколько примеров боязни волка. В детском саду нас познакомили               с девочкой. Мы предложили воспитателю проиграть историю с волком на тряпичных куклах, надеваемых на руку. Девочка изображала волка, который не мог поймать Красную Шапочку /другую девочку/. Затем роли переменились и наша героиня в роли Красной Шапочки сама стала пугать волка /одного из мальчиков/. Волк перепугался и убежал в лес /а значит и из сна/. Игра была повторена  дома с участием бабушки и матери. К ней присоединился отец в роли охотника, и сказка, таким образом, получила свое логическое завершение. Кошмарные сны девочку больше не мучили, но потребовалось еще несколько месяцев для перестройки отношения к ней в семье.

     Другие примеры. Мальчику 5-ти лет, имеющему грубого отца, который часто физически наказывает его, постоянно снится серый волк. Девочке 5-ти лет навязчиво снится волк, который ничего с ней не делает, но тем не менее, она просыпается ночью от страха, а утром все забывает. Девочка походит на отца, который не наказывает ее, но в состоянии алкогольного опьянения /что часто бывает/ крайне конфликтно ведет себя с матерью, к которой привязана дочь. Поведение отца, следовательно, отражается во сне в образе волка. Мальчик 5-ти лет агрессивно ведет себя в группе сверстников, ночью же ему снится волк и страшный дядька, от которых каждый раз он бежит к родителям в другую комнату. Его отец также злоупотребляет алкоголем и родители беспрерывно ссорятся между собой.

   Приведенные случаи показывают, что страх волка – страх боли типичен в ситуации частых угроз, физических наказаний и конфликтов в семье при грубости и жестокости взрослых, прежде всего, отца или его фактическом и психологическом отсутствии.

Использованная литература:

  1.  Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии, 1997, № 1, с. 121 – 132.
  2.  Дудакова Н.В. Формирование навыков успешного социального взаимодействия. Серия ситуативных игр-историй «Будем крепко мы дружить» //Дошкольная педагогика, 2008, № 5, с. 38-40.
  3.  Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. – СПб.: Питер, 2009.




1. парные категории- единичное обшее Единичное это категория для обозначения неповторяющихся присущ
2. тема налогового права России Налоговое право это совокупонсть правовых норм которые регулируют обществен
3. Статья КоАП Выпуск в эксплуатацию ТС и других передвижных средств с превышением нормативов.html
4. Тема 2 Політична система 1
5. Глава XXXДЖОН ДЬЮИ Общепризнано что Джон Дьюи род
6.  240 с СОДЕРЖАНИЕ [1] ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ [2] Глава 1
7. Карта опасности
8.  Признаки положенные в основу классификации вирусов- 1
9. Шпаргалка- Стратегический менеджмент
10. Сарыар~а к~йі а~ырын ~нтаспада ойнап т~рады 1 о~ушы- Ж.html
11. Варіант 2 Таблиця 2
12. Введение Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финанс
13. причудливый странный склонный к излишествам порт
14. обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита заключение договора на аудиторскую
15. субъективизировавшейся гонкой вооружений и анахроничный экологически разрушительный
16. Отмывание денег в международном уголовном праве
17. 40 18 ого века относитеьный застой и упадок Культура второй половины 18 века подъем и расцвет Русской нац
18. Налоговая система Российской Федерации
19. і. Б~л ~ Астананы~ ай~ын же~ісі.html
20. А.Н. Джуринский ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ