Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Триумф воли8 Заключение15 Список литературы17 Введение Пропаганда проводимая Нац

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.6.2024

Оглавление

  1.  Введение 2
  2.  Основные идеи и мифы нацистской пропаганды 3
  3.  Основные черты и законы нацистской пропаганды 6
  4.  Черты нацистской пропаганды в фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли» 8
  5.  Заключение 15
  6.  Список литературы 17


Введение

Пропаганда, проводимая Нацистской социал-демократической рабочей партией Германии (НСДАП) в 1930 – 1920 годах интереснейший объект для анализа и исследований.

Сегодня большинство идей и  утверждений Адольфа Гитлера и его последователей кажутся абсурдными и возмутительными. Тем не менее, НСДАП удалось на парламентских выборах 1932 набрать наибольшее число голосов (43,8%)2, то есть прийти к власти абсолютно законным путём. Возможно, эти успехи на политической арене обусловлены учреждением «Имперского управления пропаганды» во главе с Йозефом Геббельсом 1931 году3. 13 марта 1933 года Геббельс возглавил организованное уже по распоряжению президента Гитлера министерство народного просвещения и пропаганды4.   

Пропагандисты под руководством Геббельса создавали и распространяли различные мифы, как то «миф о крови» или «миф о земле». Прибегали к множеству психологических уловок, создавали свои действенные законы пропагандистской деятельности и агитации. Очень важно отметить, что руководство НСДАП  легко принимало и активно использовало важнейшие технические новинки того времени. «Существенную роль в завоевании власти сыграли, без сомнения, пропагандистские трюки с использованием новейших достижений в области СМИ – печати, радиовещания и общественных кино- и телепросмотров, ораторский и демагогический талант фюрера во время выступлений перед большими аудиториями с привлечением к себе в союзники Канта и Гегеля5».   

Появившаяся в 1929 году технология съёмки звукового кино практически мгновенно была воспринята агитаторами НСДАП. Начиная уже с 1927 года, каждый партийный съезд снимали на плёнку для последующего создания пропагандистского документального кино. Режиссёром большинства этих картин стала немецкая актриса, танцовщица, фотограф Лени Рифеншталь. Её фильм «Триумф воли» (по материалам VI съезда «Съезда единства и силы» НСДАП 1934 года в Нюрнберге) одни называют величайшим шедевром кинематографа, другие – ярчайшим свидетельством по Нюрнбергскому процессу.

Цель данной работы – выделить в фильме Лени Рифеншталь «Триумф свободы» наиболее яркие черты фашистской пропаганды, попытаться определить их влияние на зрителя.

Основные идеи и мифы нацистской пропаганды

Вот в чем секрет пропаганды: те, кого предполагается ею

убедить, должны быть полностью погружены в идеи этой

самой пропаганды, не замечая, что они ими поглощены.

Мы добиваемся не правды, а эффекта.

Йозеф Геббельс (1897 - 1945)

Первой значимой идеей немецкой нацистской пропаганды можно назвать культ фюрера. Обожествление Адольфа Гитлера, по мнению Л.И. Гинцберг, началось со статьи Г. Штрассера «Хайль, Гитлер!», опубликованной в январе 1927 года. «Подчиненный герцога, его вассал! Сущность национал-социалистской рабочей партии заключается в этом истинно немецком соотношении вождя и подвластных ему, понятном только немецкому существу и немецкому духу, аристократическом и в то же время демократическом6». Г.В. Прутцков, говоря о культе фюрера, подчёркивает, что человеконенавистническая книга Гитлера «Mайн Кампф» стала, по сути, нацистской библией7.

Культ Гитлера был доведён до абсурда: правильность его слов и решений не подвергалась сомнению, его слушали и безоговорочно соглашались, восхищались и сравнивали с Богом. Бруно Винцер в своей книги «Солдат трёх армий» так описывает выступление фюрера на митинге в «Спортпаласте» на Потсдамерштрассе: «Точно, минута в минуту, в огромном зале появился фюрер. Оркестр штурмовиков заиграл «Баденвейлеровский марш», и Гитлер со своей свитой прошествовал между стоявшими шпалерами штурмовиками и эсэсовцами к трибуне, вскидывая в знак приветствия правую руку вверх. Вскоре музыку заглушил многоголосый «хайль»; толпа ревела несколько минут и смолкла, только когда Гитлер сёл. Потом Геббельс объявил митинг открытым, и снова раздались крики и приветствия, особенно когда он назвал имя Гитлера, все хором непрерывно скандировали: «Хайль!» Я видел мужчин и женщин, по щекам которых катились слезы, я и сам, подпав под влияние этого искусно созданного массового психоза кричал вместе со всеми, охваченный восторгом, готовый с открытой душой воспринять все, что скажет Гитлер8».

Вторая идея – это антисемитизм и расизм. «Если бы не существовало антисемитизма, гитлеровцы были бы начисто лишены возможности применять свой демагогический тезис о «созидающем и хищническом капитале», где в качестве созидателей фигурировали арийские буржуа, а в обличье хищников, беспощадно эксплуатирующих народные массы Германии, выступали капиталисты-евреи9». Антисемитизм, вместе с расизмом – пропагандой мнения о превосходстве арийской расы и ущербности представителей прочих национальностей – составляют важную отличительную черту нацистской пропагандистской деятельности – политику реваншизма. Гордые, воинственные немцы были унижены, ущемлены решениями, закреплёнными в Версальском договоре (1919 год). При помощи пропаганды реваншизма можно было ловко играть на самолюбии германцев. Гонения на евреев, а позднее и геноцид, стали своеобразной иллюстрацией для идей расизма. «Однажды с речью к толпе обратился, стоя на крыше своего автомобиля, руководитель пропаганды нацистской партии Геббельс. Время от времени в эту речь вступал хор штурмовиков со своим боевым кличем: «Издохни, еврей!» или: «Германия, пробудись!» — Когда еврейские писаки такого сорта, как Ремарк, марают честь фронтовика, — это наглость!10»

Пропагандистская деятельность НСДАП зачастую рассматривается как хитростное мифотворчество. Владимир Родионов в своей книге «Расовые мифы нацизма11» выделяет следующие идеологически важные мифы:

- миф крови. «15 сентября 1935 г. на нацистском партийном съезде в Нюрнберге принимаются два «расовых закона» (которые также известны как «нюрнбергские») — «Закон о защите германской крови и германской чести» и «Закон о гражданстве Рейха12». Этот миф напрямую связан с антисемитскими и расовыми идеями приверженцев Гитлера. Помимо враждебной направленности по отношению к другим народам, миф крови провозглашал, что все немцы – братья. Таким образом, можно предположить, что создатели мифа крови стремились убить сразу двух зайцев: сплотить немцев, заставив их осознать себя единой, высшей расой и привести ещё один довод для геноцида.

- миф земли (миф почвы). Этот миф призывал поверить в то, что именно германцы являются наследниками Священной Римской империи. Соответственно, как великой нации с величайшими традициями необходимо было постоянно расширять свои территории. Итогом стало поражение во Второй Мировой войне. Но, по замыслам лидеров НСДАП, должна была быть образована новая, сильная империя, идея устройства которой позже получила название «Четвёртого рейха».

- миф национальной религии. Адольф Гитлер и его сподвижники решают, что христианство не является исконной религией народа Германии, в отличие от имеющих многотысячелетнюю историю языческих верований. «От Берлина к Германии», - так звучал один из лозунгов к планам преобразования страны. На месте Берлина фюрер мечтал выстроить новый город – «имперскую столицу Германию», без церквей и с огромным, великолепным дворцом. Дальше проектов дело не пошло – помешала развязанная самой же Германией Вторая мировая, которая оказалась отнюдь не такой короткой и победоносной, как рассчитывал Гитлер и его сторонники.

- миф «народного организма». Это требование очищения своего народа от «неполноценных» элементов, что позволило бы создать идеальную нацию. «Чистых» нордических людей, по мнению нацистов, осталось мало даже в немецком народе; по сути, искомую расу «чистых арийцев» предстояло создать заново13».  Результатом мифа «народного организма» стало развитие и продвижение евгеники – дисциплина, изучающая, какие факторы улучшают и какие ухудшают врожденные качества расы14. По сути – селекция относительно человека, изучение путей улучшения наследственных свойств.

- миф «общества счастья». Предположительно в 1941 году в Германии  была выпущена брошюра «Гитлер освободитель». «Адольф Гитлер никого не уверял, что счастливая жизнь может просто упасть с неба.  «Вы должны работать!» — говорил он.  И германский народ работал под гениальным руководством Адольфа Гитлера, и благодаря общей дружной работе всего народа в Германии теперь никто больше не мерзнет и не голодает. Объединенные усилия всего народа превратили Германию в цветущую, счастливую страну15». В самом деле, ВВП, уровень жизни и рождаемость стремительно возросли за первые три года, после прихода Гитлера к власти. Уровень безработицы сократился. Вера в счастливо будущее возрастала при взгляде на перспективное настоящее. К тому же, пропагандисты распространяли внутри страны мнения о том, что за рубежом, у врагов, всё гораздо хуже. За границы Германии выходила только информация о процветании и экономическом росте.


Основные черты и законы нацистской пропаганды

Чем многочисленнее толпа, к которой ты обращаешься,

тем проще для восприятия должна быть твоя речь.

Никколо Макиавелли (1469-1527)

Пропагандистские агитационные собрания НСДАП, по свидетельствам историков и очевидцев, являли собой красочное, интересное действие. «Для агитационных собраний следовало выбирать не слишком большие залы,— так, чтобы они наверняка были заполнены. Гитлеровцы не рассчитывали заманить людей одними «идеями»; обязательной составной частью нацистского собрания были музыкальные номера, спортивные упражнения, живые картины и т. п.16» Эта яркость, живость, показательность, безусловно, привлекала, вызывала интерес. Но она, думается, свойственна не только агитаторам со стороны Гитлера. У нацистской пропагандистской деятельности есть свои отличительные, зачастую удивительные черты. Для начала можно выделить сразу три, тесно связанные между собой – это демагогичность, эмоциональное нагнетание и упрощение преподносимого материала.

«Настоящим спектаклем являлись митинги, на которых выступал фюрер. Не менее важным, чем содержание речи, было создание «атмосферы». Ее накаливанию способствовали долгое ожидание (хотя Гитлер в это время мог находиться в каком-либо близлежащем кабачке), громкая музыка, барабанный бой, церемония внесения в зал знамени и т. п. Воздействие речей Гитлера основывалось на бесконечном повторении и варьировании одной-двух примитивных мыслей, преподносимых на искусственном эмоциональном подъеме, который заражал слушателей, принимавших его за чистую монету.  Не только люди, знавшие толк в ораторском искусстве, но и некоторые слушатели, не искушенные в этом (в том числе полицейские чины, наблюдавшие за нацистскими собраниями), отзывались о выступлениях Гитлера отрицательно, отмечая их бессодержательность. Тем не менее талант площадного демагога делал свое дело17».  Этот замечательный психологический приём постоянно использовался руководством НСДАП. Доводя долгим ожиданием до нервного напряжения, утомляя слушателей Гитлер выходил уже к массе людей, восприимчивость которой была обострена. Немного уставшие, но находившиеся некоторое время в атмосфере нагнетания немцы слушали многократно вдалбливаемые им истины затаив дыхания и воспринимая на веру каждое слово. Так же дело обстояло и с трансляциями по радио: вся информация, которую пропагандисты и агитаторы хотели донести до жителей Германии, подавалась в эфир вечером, когда уставшие после трудового дня немцы были наиболее восприимчивы, подвластны манипуляциям с их сознанием.  Тем более, что пропагандисты сознательно упрощали преподносимый материал до такой степени, что он становился понятен всем и каждому.

Для дополнения указанных выше двух отличительных черт можно привести выделенные Г.В. Прутцковым «законы» пропаганды18.

- умственное упрощение

- ограничения материала

- вдалбливающее повторение

- субъективность

- эмоциональное нагнетание

Отдельно стоит выделить многократное вдалбливающее повторение. Принцип «бесконечного повторения» как действенный способ достучаться до сознания масс был выделен Гитлером в его труде «Майн Кампф» и воспринят его сторонниками. «Геббельс в дневнике писал: «3 января 1940. Фриче (руководитель германского радиовещания) до сих пор не понимает необходимость повторения в пропаганде. Надо вечно повторять одно и то же в вечно меняющихся формах. Народ в основе очень консервативен. Его нужно полностью пропитать нашим мировоззрением через постоянное повторение19».

Закон ограничение материала можно пояснить народной поговоркой «выносить сор из избы», что, как и в фольклоре, было запрещено. Перед лицом народа фюрер и руководство партии, какие бы ошибки и оплошности они не совершили, всегда должны были оставаться правы, а их авторитет, правота и умственное превосходство ни на мгновение не подвергались сомнению или попыткам критики.

Крайне важным являются такие приёмы как обрисовка образа врага и противопоставление. «В нацистской пропаганде не было полутонов, только черное и белое: в своем лагере все правильно и хорошо, у противников все неверно и плохо20». Такая антитеза убеждала людей не искать выхода из оков фашистского режима, а все речи предложения и нововведения, как бы абсурдны они не были, принимать как должное и необходимое, считая, что это правильно и необходимо (прослеживается прямая связь с идеей обожествления фюрера). К тому же немцы, как и многие европейцы, боялись коммунизма и крайне негативно относились к марксизму.

Таким образом, можно кратко и последовательно сформулировать основные отличительные черты нацистской пропаганды, которые будут взяты за основу в ходе дальнейшей работы.

  1.  демагогичность
  2.  эмоциональное нагнетание
  3.  упрощение материала
  4.  многократное вдалбливающее повторение
  5.  создание образа врага
  6.  противопоставление
  7.  субъективность


Черты нацистской пропаганды в фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли»

Общая продолжительность фильма – 106 минут. За это время режиссёром показаны все события VI Нюрнбергского съезда НСДАП: открытие, выступление ведущих деятелей партии и соратников Гитлера, ночной митинг. Выразительно изображены будни сбора членов молодёжного движения и организации «Гитлерюгенд», митинг в честь фюрера. Далее смотр войск СС, выступление Гитлера перед штурмовыми отрядами и вручение новых штандартов, общий парад военных формирований на Adolf Hitler Platz и торжественное закрытие съезда НСДАП. В общей сложности 14 эпизодов.

Несколько секунд ожидания. Тёмный экран и победная, трубная музыка. Нагнетание, непрерывно продолжающиеся весь фильм, началось. На экране появляются серые, резные готические буквы, складывающиеся в название картины: «Триумф воли» («Triumph des Willens»). «5 сентября 1934 года, через 20 лет после начала мировой войны, через 16 лет после начала страданий немецкого народа и через 19 месяцев после начала возрождения Германии, Адольф Гитлер вновь вылетел в Нюрнберг, чтобы встретиться со своими верными соратниками», - вещает голос за кадром. Перед зрителем в этот момент – белые, пушистые облака, которые режиссёр снимал из кабины самолёта.

Далее, во втором эпизоде, режиссёр умело иллюстрирует миф земли – самолёт фюрера, огромной стрекозой, летит над свободной, прекрасной Германией. Обожествление Гитлера, как особенность нацистской пропаганды, так же проглядывается в этом моменте. Он, подобно величавому божеству спускается по трапу самолёта к сотням и сотням людей, которые радостно встречают его, крича «Зиг Хайль!» Многочисленные крики смешиваются, растворяются друг в друге, и мы слышим только беспрестанный, взволнованный рёв толпы. Поднятые руки, радостные, счастливые лица людей, многие из которых, кажется, просто в экстазе… Фюрер проезжает в машине по городу, а по пути его следования стоят и приветствуют люди. Радостно высовываются из окон всех домов и радостно машут. Приветственный рёв не смолкает и создаёт, вкупе с исполняемыми на трубе маршеобразными мелодиями, своеобразный психологический «пресс», давит и даже заставляет сердце биться чаще.

Вначале восьмой минуты фильма крупным планом на экране появляется сидящая на карнизе, под флагом со свастикой, кошка. Поворотом головы она, кажется, провожает движение автомобиля Гитлера, пристально смотрит в камеру. Меняется кадр и Гитлер поворачивает голову таким образом, как будто он только что пристально, на протяжении долгого времени смотрел на кошку… Да, в Нюрнберге даже домашние кошки рады приезду лидера страны.

Умелый режиссёрский ход, который не раз ещё встретиться в картине «Триумф воли». Лени Рифеншталь, снимая документальный фильм по личному распоряжению фюрера, не забывала при этом показать множество по-настоящему интересных и красочных моментов. Это статуи и памятники старого Нюрнберга, фасады наиболее красивых домов, праздничные флаги, развевающиеся на фоне неба. Все эти кадры сделаны с не совсем привычных, интересных ракурсов.  

Ночное шествие и выступление оркестра перед отелем, в котором остановился Гитлер, отображены в третьем эпизоде. Преданные своему фюреру немцы у ночных костров проводят факельное шествие, которое снималось преимущественно с высоты. Ход колонны с зажженными факелами похож сверху на огненную реку, производит на зрителя сильное, яркое впечатление.

С наступлением нового дня Лени Рифеншталь рисует новые прекрасные картины мощной, объединённой, красивой Германии (эпизод четвёртый).  Это очертания башен, коньки крыш, ухоженные цветы на подоконниках, открывающихся в утро окон, стяги со свастиками, развевающиеся на ветру и в маленьких, уютных двориках, дымящие паром трубы. Всё это должно было приводить в восторг, радовать глаз и сердце, подкреплять миф «общества счастья», демонстрируя идиллию и процветание.

Эпизод пятый. Перед зрителями уже стройные ряды палаток лагеря «Гитлерюгенд» - юношеской военизированной организации. Тысячи юных «арийцев» перед камерой совершают утренний туалет, фактически, в спартанских условиях, оказывая  друг другу помощь во всём. Одни помогают друг другу бриться, другие трут друг другу спины под кранами с водой. Юноша постарше зачёсывает своему более молодому соратнику волосы набок, как у фюрера, являющегося на тот момент бесспорным кумиром молодёжи.

Каждый юный житель Германии представлен как один из множества необходимых, непрерывно работающих винтиков. Они перекидывают дрова для полевой кухни, а вот готовят еду на всех в огромных котлах. В конце 18-ой минуты фильма один из поваров пробует варево из огромной поварёшки, при помощи одной только мимики и одобрительных покачиваний головой даёт понять, что блюдо удалось, и общий обед начинается.

После приёма пищи юноши устраивают нечто, больше напоминающее петушиные бои. Здесь же режиссёр очень умело совмещает кадры развлечений гитлерюнгендцев с крупными планами довольных, искренне смеющихся лиц некоторых из них – исключительно светловолосых и с правильными чертами лица. При этом, вглядываясь в общую массу, невольно обращаешь внимание на то, что белокурых парней не так уж и много – преимущественно на чёрно-белой плёнке видны тёмные шевелюры.

Встреча Адольфа Гитлера с представителями молодёжи в национальных костюмах показана в шестом эпизоде. Фюрер пожимает руки расплывающимся в улыбке девушкам и юношам. Режиссёр в этом эпизоде чаще, чем в других даёт крупным планом лица присутствующих, выхватывая эти колоритные натуры из толпы.

Во всём фильме можно насчитать около 25 моментов, когда в кадре появляются маленькие дети, не подозревающие, что их снимают. Это и пухленькая девочка с косичками, размахивающая яблоком. Тёмноволосая, что щурится на слишком яркое солнце. Мальчик лет пяти, который увлечённо оттягивает верхнюю губу. Белокурая девчушка смеётся, обнажив здоровые, белые зубы. Девочка постарше с любопытством  выглядывает между двумя солдатами, на рукавах которых чётко видны повязки со свастиками.  

При этом, каждый, появляющийся на несколько секунд в кадре (будь то ребёнок, девушка, солдат или старик), всем своим видом выражает заинтересованность, почтение, преклонение или восторг от созерцания фигуры Гитлера.

В очередной раз крупным планом показан орёл – символ Третьего рейха, якобы приемника Римской империи, и действие переносится в зал заседаний НСДАП в Нюрнберге (эпизод седьмой). Дальнейшая, вероятнее всего, неимоверно длинная черта выступлений руководителей партии, смонтирована и представлена главными тезисами каждого выступающего.

На трибуне появляется Рудольф Гесс, заместитель фюрера. Он открывает шестой съезд НСДАП и объявляет минуту молчания в память о генерал-фельдмаршале и рейхпрезиденте фон Гинденбурге – «первом солдате великой войны».

«Мой фюрер, вокруг вас стоят знамёна и штандарты национал-социализма. Только тогда,  когда  они обветшают от времени, люди смогут понять ваши заслуги, понять, что вы значите для Германии. Вы – это Германия. Когда Вы действуете – вся страна действует вместе с Вами. Когда вы действуете, вместе с Вами действует весь наш народ», - провозглашает Гесс. «Благодаря Вашим стараниям, Германия станет родным домом для всех немцев в мире. Для нас Вы олицетворяете уверенность в победе и уверенность в мире».  Явное обожествление Гитлера и сквозное упоминание мифов почвы и крови – все немцы в мире, составляющие, само собой, братство, должны вернуться на общую, великую родину.

Обращение фюрера к делегатам съезда зачитывает гауляйтер Мюнхена и верхней Баварии Адольф Вагнер. «Ни одна революция, которая кажется вечной, не сможет привести ник чему другому, кроме полной анархии. Мир не может постоянно находиться в состоянии войны, так же и люди не могут жить одной лишь революцией. Ничто на этой земле, просуществовавшее на протяжении многих веков, не было построено за несколько десятилетий. Самое большое дерево растёт дольше прочих деревьев. То, что бросила вызов столетиям, сохранит силу на протяжении столетий». Налицо демагогия и упрощение, если не сказать примитивность, как в построении фраз, так и в сравнениях.

Рейхминистр Альфред Розенберг: «Лишь непоколебимая вера в себя даёт нам надежду на то, что молодёжь продолжит дело, начатое намного раньше, в грозные годы восстания 1918 года в Мюнхене, которое уже вошло в историю германского народа».

Доктор Отто Дитрих,  рейхминистр и руководитель прессы в министерстве культуры и пропаганды: «Правда – это основа, на которой твёрдо стоит вся сила современной прессы. И рассказать правду о том, что происходит сейчас в Германии – это наше единственное требование к зарубежной прессе».

Доктор Фриц Тот, генерал-инспектор автобанов и строительства, а также рейхминистр вооружений: «Сейчас, когда я говорю с этой трибуны, строительство автобанов ведётся в 51 точке на карте страны. Работа только начинается, но уже сейчас в ней участвует 52 тысячи человек. Ещё сто тысяч заняты на прочих строительных работах».

Фриц Рейнгард, обергруппенфюрер СА, статс-секретарь министерства финансов Рейха: «Куда бы мы ни посмотрели, вокруг ведётся строительство, создаётся новое, везде проявляется жизненная активность. То же самое мы ожидаем и от будущего».

Все приведённые выше реплики направлены на представление Германии как цветущей и продолжающей развиваться страны, народ которой должен жить в довольстве и счастье, т. е. создание мифа «общества счастья».

Рихард Вальтер Дарэ, рейхфюрер сельского хозяйства, глава ведомства по расовым вопросам: «Сохранение здоровья крестьянства является основой для развития промышленности и деловой активности в Германии, а так же роста нашего экспорта».

Высказывание Юлиуса Штрейхера, гаулейтера Нюрнберга и верхней Франконии, редактора газеты «Дер Штюрнер», вызвавшее бурные овации (впрочем, как и все предыдущие и последующие высказывания), служит подтверждением мифа «народного организма». «Нация, которая не оберегает чистоту свою расовую чистоту, обречена на вымирание», - заявляет Юлиус Штрейхер.

Доктор Роберт Лей, руководитель германского трудового фронта: «Вся наша деятельность подчинена одной цели  - германский рабочий должен стать полноценным борцом и соратником и с гордостью нести это звание».

Доктор Ганц Франк, рейхминистр юстиции: «Будучи руководителем системы судопроизводства Германии, хочу особо подчеркнуть, что основой национал-социалистического государства является свод законов национал-социализма. Для нас они священны».  Он говорит так, в подтверждение мифа «общества счастья», что «национал-социалистическое государство – это государство порядка, свободы и справедливости».

Доктор Йозеф Геббельс, рейхминистр культуры и пропаганды, гаулейтер Берлина: «Пусть никогда не погаснет яркое пламя нашего энтузиазма, именно оно даёт свет и тепло созидательному искусству современной политической пропаганды. Она исходит из самых глубин нации, и в них же она должна искать свои корни и черпать силу. Может быть, хорошо обладать властью основанной на диктатуре, но гораздо лучше завоёвывать и не терять сердца людей». Эти слова можно точно отражают суть и идеи националистской пропаганды.

Константин Хираль, руководитель трудовой службы Рейха: «На сегодняшний день народ Германии с готовностью принимает свою почётную обязанность – прохождение трудовой службы. Мы выполняем приказ фюрера!»

Режиссёр Лени Рефиншталь далее органично переходит к кадрам встречи Адольфа Гитлера с пятидесятью двумя тысячами бойцов трудовой службы Рейха. «Мы стоим здесь и мы готовы вести Германию в новую эру», - громогласно провозглашают колонны солдат трудовой службы в восьмом эпизоде. Далее следуют постановочные кадры, подтверждающие миф о земле – перекличка солдат, собранных со всех уголков страны. Думается, у смотрящего этот фильм немца, должно было возникнуть ощущение непреодолимой гордости за величие, необъятность своей родины.

- Германия! – восклицает один из них.

- Товарищ, откуда ты? – задаёт ему вопрос кто-то из стоящих рядом.

- Из Фризии!

- А ты, товарищ?

- Из Баварии!

- А ты?

- Из Кайзерштуль.

- А ты?

- Из Померании.

- Из Селезии.

- С морского побережья.

Завершают все хором: «Один народ, одна Германия, один фюрер». Стоит отметить, что это сочетание визуального (знамя со свастикой, лицо фюрера, строй солдат, горизонт) и звукового (громогласный клич 52 000 человек) несколько «давят», заставляют запоминать и воспринимать как слова, так и кадры.

Эпичная, мужественная церемония почтения памяти павших «от рук красных или акционеров» предшествует пламенной речи Гитлера. Фюрер без огонька в глазах, но с живой мимикой и активной жестикуляцией говорит о том, что трудовая повинность скоро станет обязательной для всех немцев, а те, кто уже служат – по-настоящему верен Германии и представляет собой гордость страны.

Интересен монтаж, переход от крупного плана Адольфа Гитлера к колонне солдат. Они не резко сменяют друг друга, напротив – через постепенно пропадающее изображение фюрера начинают проступать марширующие. Только через нескольких секунд одно изображение сменяет другое, но до этого они, будучи недолго совмещёнными, передают интересное и воодушевляющее зрителей видение автора.

На экране снова ночь, и в этот раз зритель может увидеть ночной митинг штурмовых отрядов под руководством Виктора Люци, начальника штаба штурмовых отрядов. Этот эпизод, девятый по счёту, во многом напоминает ночное шествие у гостиницы, в которой остановился фюрер. Но песни громче, крики агрессивней, яростней, и перед зрителем появляется оратор. По словам Виктора Люци, он и сам был обычным штурмовиком и прошёл сложный путь, но ещё должны быть те, кто помнит его в рядовых. «Штурмовые отряды всегда подчинялись только фюреру», - заявляет начальник штаба штурмовых отрядов. Окончание его речи встречено бурными овациями, неумолкающими криками одобрения, перерастающими в рёв, гул. Этот оглушающий гомон раздражает и утомляет одновременно. Если внимательно прислушаться к себе, то становится ясно, что этот неистовый рёв ослабляет внимание и заставляет стать более восприимчивым к новой информации. Точнее, притупляет способность рационально обдумывать правильность сказанных слов. Картины ночного митинга завершает салют, грохот которого сопровождается теми же яростными криками солдат отрядов фюрера.

Обстановка абсолютно меняется, начинается десятый эпизод, и в кадре перед зрителями появляется крупный план раструба играющего горна. Не по-детски серьёзные мальчики-барабанщики, старательно отбивающие маршевый ритм, ряд сосредоточенных на игре торжестенной мелодии флейтистов. Далее режиссёр отходит от крупного плана, и можно увидеть сотни таких же юных музыкантов, взгляд на кипящую, движущуюся массу которых поражает и воодушевляет. Рейхсфюрер молодёжи и Адольф Гитлер проводят торжественную встречу с совсем ещё юными членами детско-юношеской нацистской организации «Гитлерюгенд».

Мальчики и юноши с нетерпением ждут появления фюрера. Автором картины интересно показан следующий момент: мальчики в одинаковых тяжёлых ботинках и тёмных гольфах стоят на цыпочках, нетерпеливо переминаются. Появляется фюрер и в воздух поднимается множество рук, стадион захлёбывается радостными криками приветствий, вновь сливающимися в гул. Лени Рифеншталь в течение речи, произносимой Гитлером, совмещает кадры с крупным планом фюрера с крупными планами наиболее внимательных слушателей, стоящих, затаив дыхание и с жадностью хватающих каждое слово. «Здесь собралась молодёжь, не знающая кастовых и классов различий. Молодёжь нашей страны идёт за Вами! Вы являете собой величайший пример самопожертвования для нашей нации, и наша молодёжь мечтает стать такой же!» - этими пламенными словами рейхсфюрер молодёжи предвосхищает обращение Адольфа Гитлера к «Гитлерюгенд».

Фюрер много, долго и пламенно говорит о единстве народа и необходимости его дисциплинировать. Интересны, в контексте последующей Второй мировой войны, слова фюрера: «Мы хотим, чтобы наш народ стал миролюбивым и одновременно отважным. И вы должны воспитывать в себе миролюбие. Вы должны любить мир и стать сильными!» У современного зрителя складывается довольно странное ощущение непонимания и удивления от того, что человеку, развязавшему самую кровопролитную войну XX столетия, могут принадлежать такие слова. Становится не по себе от мыли, что подавляющее большинство из тех, кто радостными криками поддерживал утверждения Адольфа Гитлера о необходимости миролюбия, погибли в течение последующих нескольких лет… Конечно, это пропагандистская уловка, обман масс. Германии, ослабленной поражением в Первой мировой необходим был мир, поэтому фюрер обещал его. Тем не менее, противоречие можно заметить и в самом фильме – рассуждения о необходимости мирного существования сочетаются со смотрами различных родов войск.

Вновь режиссёром показаны масштабность, массовость события, а одобрительный гул снова приводит к нагнетанию, ослаблению внимания.

Следующим, одиннадцатым эпизодом, становится смотр частей Рейслера. Конница, колесницы, проезды на автомобилях, бесчисленные ряды пехотинцев, несущих знамёна со свастиками. При этом пехота показана режиссёром с такого ракурса, что создаётся впечатление того, что знамёна движутся сами, рекой огибают трибуну расположенную на значительной высоте площадку для выступления фюрера. «Великие беды нашего народа подняли нас на борьбу, объединили наши силы и возвысили нас», - утверждает Гитлер, в очередной раз утверждая свой культ, ибо для всех смотрящих на выступающего снизу вверх объединение, начало нового витка развития Германии ассоциируются исключительно с ним. Сам вновь прибегает к взыванию к кровному единству народа, при этом можно говорить и о применении им приёма ещё греческих ораторов – отождествление себя со слушателями. «Загадочным и непостижимым кажется другим народам то, что сотни тысяч людей могут объединиться перед лицом величайших бед и страданий», - продолжает Гитлер. Тем временем режиссёр вновь прибегает к используемому и ранее приёму: периодически даёт крупные планы восторженных слушателей и профиль фюрера. Своё выступление глава Третьего Рейха заканчивает торжественными словами: «Сегодня мы клянёмся каждый день и каждый час думать только об одном – о Германии, нашем народе и Рейхе, о нашей великой германской нации!» Показаны присутствующие офицеры, сидящие на трибунах за спиной выступающего Адольфа Гитлера. При этих словах они почтительно встают, а по окончании речи, первыми начинают радостно кричать «Зиг Хайль!» Смотр частей заканчивается уже глубокой ночью, и пехотинцы проходят стройными колонными с зажжёнными факелами в руках. Лени Рифеншталь в очередной раз, стремясь показать массовость, показывает происходящее с довольно большой высоты и зритель вновь видит перед собой тёмный поток с десятками сотен перемещающихся огоньков.

Эпизод двенадцатый начинается с такого же отображения масштабности: смотр солдат отрядов СА и СС перед мемориалом и почтение памяти умершего 2 августа 1934 рейхспрезидента и генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга. Минута молчания перед огромным траурным венком, создающее ощущение того, что время сгустилось и остановилось. Только огонь, зажженный в память о тяжёлой для Германии утрате, продолжает гореть. Вновь звуки торжественного марша, вновь шествие колон сотен по струнке вытянутых солдат, знамёна. Гитлер вновь на трибуне перед микрофонами, вновь произносит торжественную речь, но на этот раз он говорит о том, что душ штурмовых отрядов сломить невозможно, а все слухи расколе партии и постепенно потери мощи и роспуске организации – подлая ложь. Фюрер показан с крайне интересного ракурса – его фигура находится на одной линии с символом Третьего Рейха – огромны каменным орлом, держащим в когтях свастику. Гитлер сложил руки на груди таким образом, что они напоминают крылья. Поэтому стоящий рядом с орлом, который кажется меньше  из-за расстояния, фюрер, с определённого ракурса, точнее, его фигура, напоминает символ Третьего Рейха. Благодаря этому Адольф Гитлер кажется величественнее и значительней на огромной, пустой площадке, с которой произносит речь.

На этом смотре фюрер вручает знамёна недавно сформированным партийным структурам. Одно из подтверждений мифа о крови видно далее: каждое новое знамя соприкасается с окровавленным знаменем, сохранившимся со времён Мюнхенского восстания. Режиссёр завершает изображение этого значимого для НСДАП события картинами причудливо извивающихся на ветру знамён со свастиками на фоне мирного, светлого неба, сопровождая эти кадры спокойной, лирической музыкой. У коренного немца в 1934, при просмотре этих кадров, должно было сложится представление о единстве, соответствия безоблачного неба и знамён НСДАП. Но у современного зрителя, знакомого с дальнейшими историческими событиями, такие кадры вызывает резкое противление и непонимание.

Общий парад всех военных формирований перед фюрером на Адольф Гитлер Плац (площади Адольфа Гитлера), кажется, самая яркая, торжественная, триумфальная часть фильма, тринадцатый эпизод. Бойкие марши, огромное количество зрителей и шествующих солдат. Режиссёр вновь стремится к тому, что отобразить масштабность и значимость события планами с высоты, совмещая их с крупными планами лиц восторженных обывателей, сосредоточенных на шаге солдат и фюрера. Звуковым сопровождением, помимо маршей, является радостный, восторженный гомон толпы.

Последние минуты фильма освещают закрытие очередного нюренбергского съезда НСДАП. В начале этого завершающего, четырнадцатого эпизода, руководителей партии приветствуют теми же возгласами и сотнями устремлённых в небо в нацистском приветствии рук. Под звуки торжественного марша в зал вносят знамёна и штандарты. Геббельс быстро и отрывисто объявляет о выступлении фюрера, тот фактически в то же время уже появляется перед микрофонами на трибуне. Фюрер говорит о том, что съезд партии стал для противников излишней демонстрацией силы, а для самих членов и приверженцев НСДАП важным, значимым событием. «Когда в партии состояло только семь человек, мы уже провозгласили два важных условия. Во-первых, партия будет нести в массы только истинную идеологию. Во-вторых, это партия никогда не пойдёт ни на какие компромиссы и станет единственной политической силой Германии. Мы были вынуждены оставаться в меньшинстве, поскольку пробудили в нашей нации наиболее важные составляющие: стремления к борьбе и самопожертвованию. Они всегда оставались уделом меньшинства. Это была наиболее чистая в расовом отношении часть немецкой нации, которая смогла с гордостью провозгласить руководящую роль Рейха и народы Германии, подчинила себя этому руководству, увеличивая свои ряды… Тот, кто осознаёт себя носителем чистой крови и с пониманием использует это для достижения политического руководства нацией, никогда не откажется от этого права. Непременно найдётся часть нации, которая выберет путь активной политической борьбы, и именно на них ляжет огромная ответственность. Им мало сказать «я верю», они говорят «я сражаюсь»… Наша партия навсегда останется школой подготовки политического руководства, его священным орденом. Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый честный немец стал национал-социалистом».

После каждого предложения этой речи, насквозь пропитанной идеями нацистской пропаганды, фюрер уходит весь покрытый потом и очень утомлённый. Стоит отметить, что это ярчайшее из его выступлений, показанных в фильме, несмотря на то, что он читает эту речь с листка и она довольно бессвязна. Каждая реплика – это одно, реже два предложения, после натужного, с утрированными эмоциями произнесения которой следует шквал аплодисментов и одобрительных криков.

Появившегося на трибуне следом за фюрером Геббельса не слушают. Добившись относительного спокойствия, он яростно выкрикивает: «Партия - это Гитлер, Гитлер  - это Германия, а Германия – это Гитлер». Снова шквал одобрений и приветствий, сотни взметнувшихся вверх рук. Фильм завершается исполнением маршевой песни патриотического содержания «Хорст Вессель» и очередными кадрами, отображающими масштабность и массовость. Крупный план свастики, несколько секунд, показывающих марш колонны солдат – экран гаснет. Конец.


Заключение

Она создала фильм о нашем времени и нашем предназначении.

Это уникальное и несравненное прославление силы и красоты нашей партии!

Адольф Гитлер о фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли»

Фильм «Триумф воли» Лени Рифеншталь – это гимн фашистскому режиму, нацистской пропаганде и ода НСДАП. Режиссёру удалось искусно совместить прославление страны, красот Германии с нацистской идеологией.

Несмотря на то, что кинолента изобилует элементами нацистской пропаганды, местами просто переполнена ими, не все мифы, идеи и черты нашли своё отражение. Можно говорить о том, что автор экранизировал относительно нейтральные, общие мифы. Так сложно говорить о том, что в работу Лени Рифеншталь «Триумф воли» включён миф «народного организма», провозглашающий очищение нации от «неполноценных» элементов. Единственная отсылка к нему заключается в словах Юлиуса Штрейхера о том, что нация, не оберегающая свою расовую чистоту, обречена на вымирание. Идея антисемитизма же вовсе не имеет отображения в фильме. Не изображён так же созданный Гитлером и его сторонниками миф национальной религии. Можно предположить, что трижды показанные на протяжении фильма факельные шествия и разведения костров имеют отношение языческим верованиям, взятым за основу главой НСДАП.

Напротив, мифы крови, земли, общенародного счастья, хотя бы поверхностно изображены в каждом эпизоде. Не считая того, что некоторые из выделенных фрагментов полностью посвящены одному отдельно взятому мифу. Например, миф о земле, представленный в восьмом эпизоде, или же миф общенародного счастья, раскрытый через картины пробуждающегося Нюрнберга.

Таким образом, можно говорить о том, что на первое место создателями фильма вынесены идеи объединения Германии, укрепления её мощи под властью фюрера. Обожествление Адольфа Гитлера, красной нитью проходит через все эпизоды. Крупные планы фюрера, его выступления, его проезды на автомобилях, приветствия сторонников занимают значительную часть от общего времени киноленты.

Действия фильма «Триумф воли» полностью подчинены всем законам нацистской пропаганды. В каждом кадре, в каждом фрагменте видны утверждённые свыше, основополагающие принципы подачи информации: демагогичность и многократное повторение, эмоциональное нагнетание, упрощение материала и субъективность. Не имеет выражения только черта нацистской пропаганды, предварительно обозначенная как «создание образа врага». Возможно, по причине того, что на первый план всё же выходит идея объединения. Может быть, потому что до аншлюса Австрии ещё 4 года, и плана боевых действий и захвата мира ещё нет. В этом контексте и противопоставление (последняя из наиболее значимых черт) не является противопоставлением Германии и внешних врагов, а относится ко времени до прихода власти к НСДАП. Это противопоставление уже усматривается в начальных титрах: «…через 20 лет после начала мировой войны, через 16 лет после начала страданий немецкого народа и через 19 месяцев после начала возрождения Германии…»

С точки зрения современного зрителя, как уже упоминалось выше, многие моменты воспринимаются скептически, настороженно, воспринимаются как абсурдные. Это касается, в первую очередь, речей фюрера и партийных лидеров, постановочной сцены переклички солдат трудового отряда, ночного шествия преданных Гитлеру немцев. Но не сложно представить, какое сильное влияние этот образец пропаганды оказывал на воодушевлённых идеей сплочения, возрождения нации и появлением нового, сильного лидера немцев. Тем более, что звуковое сопровождение уже к середине ленты ослабляет внимание и заставляет воспринимать всё происходящее на экране как должное.

Стоит отметить, что для создания своего фильма режиссёр и продюсер фильма «Триумф воли» Лени Рифеншталь использовала исключительные, новейшие для тех времён технологии и способы: съёмка проводилась тридцатью камерами при помощи 120 ассистентов21. Команда операторов и ассистентов, под руководством Рифеншталь, впервые разместила на высоте 38 метров, между древками знамён, специальные лифты для съёмки с разных точек. Режиссёр «Триумфа воли» поставила всех операторов на роликовые коньки; впервые в истории документального кино сделала панорамную съёмку, начала использовать пожарные машины для съёмок сверху, впервые использовала сочетание документального кино с постановочными сценами.

Лени Рифеншталь, отвернувшаяся от нацистских лидеров ещё во время Второй мировой, поняв всю античеловечность и жестокость их действий, до самой смерти так и не смогла восстановить своё доброе имя. Во всех её дальнейших, не менее талантливых работах видели отклики «нацистской эстетики22». Это служит доказательством того, что истинный гений не должен быть на стороне зла, ибо это губительно как для самого гения, так и для тех, к кому обращено его творчество. Но этот факт доказывает так же и силу воздействия, полноту реализации огромного таланта режиссёра фильма «Триумф воли», до сих пор запрещённого к показу во многих странах мира.


Список литературы

  1.  Аникеев А.А. НСДАП. Идеология, структура и функции.  http://www.soborproekt.ru/bookinfo-anikeev-aa/anikeev-aa-nsdap-ideologiya-struktura-i-funktsii-razdel-1.html?start=110
  2.  Антонов В. Лени Рифеншталь – великая и ужасная. http://www.vilavi.ru/sud/091205/091205.shtml
  3.  Большая медицинская энциклопедия. http://bigmeden.ru/article/%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0
  4.  Винцер Б. «Содат трёх армий» http://fictionbook.in/bruno-vincer-soldat-treh-armiy.html?page=17# С. 17
  5.  Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Издательство Московского университета, 2011. 648 с.
  6.  Высоков А. Лени Рифеншталь http://buy-books.ru/photographers/leni_riefenstahl/
  7.  Гогун А. Чёрный PR Адольфа Гитлера.  СССР в зеркале нацистской пропаганды.  Немецкая агитационная брошюра. Предположительный год публикации — 1941-й. Текст приводится по изданию: Гитлер-освободитель. — Б.м., б.д. — 15 с.  http://psyfactor.org/lib/gogun14.htm
  8.  История фашизма в Западной Европе. Под ред. Филатова Г.С. Гинцберг Л.С., глава «Германский фашизм во второй половине 20-ых годов и его приход к власти».  http://www.katyn-books.ru/foreign/faschistory.htm
  9.  Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики. 1929 – 2011: Учебно-методический комплект  (учебное пособие, хрестоматия)/Г.В. Прутцков. Под ред. Я.Н. Засурского. – М.:  Аспект – Пресс. 431 с.
  10.  Родионов В. Расовые мифы нацизма. Врага надо знать! http://lib.rus.ec/b/287545/read#t3
  11.  Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. http://shnurok14.narod.ru/Psih/Hidden/16-2.htm 
  12.  «Триумф воли». Фильм.  Режиссёр Лени Рифеншталь. http://vkontakte.ru/feed?section=notifications

2  Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Издательство Московского университета, 2011. С. 278.

3 Аникеев А.А. НСДАП. Идеология, структура и функции.  http://www.soborproekt.ru/bookinfo-anikeev-aa/anikeev-aa-nsdap-ideologiya-struktura-i-funktsii-razdel-1.html?start=110

4  Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики. 1929 – 2011: Учебно-методический комплект  (учебное пособие, хрестоматия)/Г.В. Прутцков. Под ред. Я.Н. Засурского. – М.:  Аспект – Пресс. С 22.

5  Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Издательство Московского университета, 2011. С. 277.

6 История фашизма в Западной Европе. Под ред. Филатова Г.С. Гинцберг Л.С., глава «Германский фашизм во второй половине 20-ых годов и его приход к власти».  http://www.katyn-books.ru/foreign/faschistory.htm

7 Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики. 1929 – 2011: Учебно-методический комплект  (учебное пособие, хрестоматия)/Г.В. Прутцков. Под ред. Я.Н. Засурского. – М.:  Аспект – Пресс. С 22.

8 Винцер Б. «Содат трёх армий» http://fictionbook.in/bruno-vincer-soldat-treh-armiy.html?page=17# С. 17

9 История фашизма в Западной Европе. Под ред. Филатова Г.С. Гинцберг Л.С., глава «Германский фашизм во второй половине 20-ых годов и его приход к власти».  http://www.katyn-books.ru/foreign/faschistory.htm

10  Винцер Б. «Содат трёх армий» http://fictionbook.in/bruno-vincer-soldat-treh-armiy.html?page=17# С. 17

11  Родионов В. Расовые мифы нацизма. Врага надо знать! http://lib.rus.ec/b/287545/read#t3

12  Родионов В. Расовые мифы нацизма. Врага надо знать! http://lib.rus.ec/b/287545/read#t3

13  Родионов В. Расовые мифы нацизма. Врага надо знать! http://lib.rus.ec/b/287545/read#t3

14  Большая медицинская энциклопедия. http://bigmeden.ru/article/%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0

15  Гогун А. Чёрный PR Адольфа Гитлера.  СССР в зеркале нацистской пропаганды.  Немецкая агитационная брошюра. Предположительный год публикации — 1941-й. Текст приводится по изданию: Гитлер-освободитель. — Б.м., б.д. — 15 с.  http://psyfactor.org/lib/gogun14.htm 

16 История фашизма в Западной Европе. Под ред. Филатова Г.С. Гинцберг Л.С., глава «Германский фашизм во второй половине 20-ых годов и его приход к власти».  http://www.katyn-books.ru/foreign/faschistory.htm

17 История фашизма в Западной Европе. Под ред. Филатова Г.С. Гинцберг Л.С., глава «Германский фашизм во второй половине 20-ых годов и его приход к власти».  http://www.katyn-books.ru/foreign/faschistory.htm

18 Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики. 1929 – 2011: Учебно-методический комплект  (учебное пособие, хрестоматия)/Г.В. Прутцков. Под ред. Я.Н. Засурского. – М.:  Аспект – Пресс. С 23.

19 Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. Часть IV. Скрытое управление в нашей жизни. http://shnurok14.narod.ru/Psih/Hidden/16-2.htm

20  История фашизма в Западной Европе. Под ред. Филатова Г.С. Гинцберг Л.С., глава «Германский фашизм во второй половине 20-ых годов и его приход к власти».  http://www.katyn-books.ru/foreign/faschistory.htm

21 Антонов В. Лени Рифеншталь – великая и ужасная. http://www.vilavi.ru/sud/091205/091205.shtml

22 Это определение серии африканских фотографий Л.Рифеншталь принадлежит американской писательнице Сьюзан Зонтаг, опубликовавшей в 1974 статью «Магический фашизм», которая вновь больно ударила по репутации автора фильма «Триумф воли». Источник: Высоков А. Лени Рифеншталь http://buy-books.ru/photographers/leni_riefenstahl/




1. ки відносно розміру фірм- для ринку з 2 фірмами і для ринку з 100 фірмами однакового розміру дисперсія в обох ви
2. Михаил Александрович Бакунин
3. Школьная Одиссея 8 дней-7 ночей Программа тура 1 ДЕНЬ
4. а также предтечей набидов фовистов кубистов абстракционистов ташистов и представителей так называемой к
5. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата мистецтвознавства
6. Контрольная работа- Аудит
7. Административная ответственность в области предпринимательской деятельности
8. Окружай себя только теми людьми кто будет тянуть тебя выше
9. Контрольная работа- Классификация и характеристика электронных средств обучения
10. Налоговая система Украины
11. по теме Русская равнина 1 вариант 1
12. Управління поведінкою споживачів
13. 62 С подневольным существованием органически связано перенапряжение людей
14. Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги Республики Башкортостан
15. Россия в Первой мировой войне
16. Готическая культура Франци
17. Реферат- Товарная стратегия
18. ЩИТ М АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ Часть II Учебник для образовательных учреждений высшего профе.
19.  Загальні засади організації конфіденційного діловодства установ його організаційно ~ технологічні особл
20. ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА- ТЕПЛОГАЗОСНАБЖЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ТГСВ