У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Трансперсональная психология специфика направления и подготовка специалистов

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Трансперсональная психология – специфика направления и подготовка специалистов

Бревде Геннадий Михайлович

Смысл и сверхзадача обучения интегральной психологии – не пересказ повествований об интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его источника в каждом обучающемся.

Трансперсональная психология - направление, фокусирующее внимание на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляющее и научно обосновывающее представления, опыт и психотехнологии мировых духовных традиций. Объект исследовательских и практических парадигм и проектов трансперсональной психологии - творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек.

Трансперсональная психология стала интенсивно развиваться в 70-е годы, сначала в рамках гуманистического подхода, а затем выделилась в самостоятельное направление психологической науки и практики.

К моменту возникновения гуманистического и трансперсонального направлений в психологии и психотерапии эффективно применялись и интенсивно развивались различные подходы, исследовательские и практические методы, техники, инструменты. Однако, объектом изучения и воздействия этих методов и инструментов все более и более становилась не личность как таковая, а та или иная (зачастую, квантифицированная) модель опирающегося на поле сознания Эго. В основном же, работа исследователей и практиков была направлена на обособленный – в их представлениях, но отнюдь не в реальной жизни – конструкт или процесс психики.

За рамки этой работы были вынесены базовые, априорные (изначально, еще до рождения человека присутствующие в его психике) коллективные паттерны бессознательного. Без внимания оставались также глубинные смыслы социального контекста, обуславливающие столь важные компоненты реализации личностного потенциала, как харизматичность, востребованность, успешность. Для среднего обывателя западной цивилизации - в том числе, и психолога - шокирующим было откровение о том, что нечто, воспринимаемое им как свое Я – не только «отнюдь не вся психика» (Юнг) – но и «отнюдь не Я»; о том, что в его психической деятельности доминирует бессознательное, регламентирующее направленность и напряженность потоков психоэмоциональной энергии, интенсивные и экстремальные переживания, творческие процессы, аффекты.

Базальный внутренний конфликт – разрыв между сознанием и бессознательным – стал распространенным (если не тотальным) явлением. Его последствия: с одной стороны, неврозы, депрессии, экзистенциальные фрустрации, разрушительные для личности суррогаты интеграции поверхностных и глубинных слоев бытия (алкоголизм, наркомания, участие в псевдорелигиозных сообществах), с другой - стихийно возникавшие и патологизировавшиеся переживания мистического и квазидуховного опыта.

Распространенность базального конфликта и необходимость противодействовать его последствиям привели к тому, что учеными и специалистами психологии, философии, социологии и медицины были поставлены задачи - вернее, ученые и специалисты оказались поставленными перед упомянутыми задачами - не только разработка, но и верная формулировка которых предусматривала смещение внимания к недоступным сознанию или закрытым от него регионам психики.

Объектом глубинной психологии (психоанализа, аналитической психологии, гуманистической и трансперсональной школ) становится уже не личность - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий - а идивид - «обособленное, нечленимое единство, некая целостность, включающая – по необходимости - как незримую область бессознательного, так и сознание» (Юнг). Психологи приходят к пониманию того, что даже глубинные, неосознаваемые причины отдельных симптомов, проблем, травматических переживаний – только указывают на сбой в системе психики, свидетельствуют о нарушении целостности индивида, что только целостный (холистический, интегральный) подход открывает успешные пути достижения психического здоровья. Поиск этих путей – символ веры, начертанный на знамени трансперсональной психологии.

Понятия “цель” τελός и “целое” τελειός этимологически связаны. Достижение цели одновременно означает и завершение действия, восхождение к полноте, совершенству, красоте. Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное, симметричное, прекрасное целое. Согласно представлениям аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии, личность - форма проявления, неотъемлемая автономная часть мирового единства.

Конфликтные напряжения между фрагментами и уровнями организации личности, между человеком и его экзистенциальным контекстом, средой жизнедеятельности - свидетельствуют о том, что данный индивидуум не интегрирован (не собран, не целеустремлен, не гармоничен), что его намерения и стратегии не интегральны (не соотнесены со структурами и процессами мира как целого). На устранение этих напряжений, восстановление целостности личности и интеграцию ее в мировое единство направлены теоретические поиски и практические усилия интегральной психологии.

Интегральная (интегративная) психология - обобщение в широком понятийном и методологическом контексте, закономерное развитие трансперсональных подходов, принципов, идей, разработок.

Различие в названиях интегрального - интегративного направления обусловлены даже не восприятием и отображением разных ракурсов единого созерцаемого, но различием манер и интенций созерцания, профессиональными предпочтениями называющего. Интегральный – обладающий единством, признающий целостность основополагающим принципом деятельности. Интегративный – синтезирующий, ведущий к целостности.

Мировоззренческим оком интегральной психологии является принцип единства, согласно которому и психика, и физический мир, и их совокупность - сложные, открытые, многоуровневые, самоорганизующиеся системы, - части, которые имеют смысл только в их отношении к целому.

Любая интегральная психотехника, в основе которой – принцип единства, является, или в ходе своего развития и усовершенствования с необходимостью становится интегративной. С другой стороны, эффективность интегративного метода или подхода определяется его интегральностью.

Интегральная (интегративная) психология - система опирающихся на принцип единства теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к целостности - единству с миром и самим собой, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, переживаний, поведения, и, как следствие, к гармоничной полноценной жизни и успешной самореализации.

Психотерапевтическая мастерская

Трансперсональный подход в практике психологического консультирования и психокоррекции>>

Понимание структуры, аспектов, паттернов, свойств и процессов этой целостности, путей и способов ее восстановления (индивидуации), умение успешно действовать в ее контексте – концептуальное ядро и необходимое условие работы интегрального психолога, вне зависимости от того, в какой области теории или практики он специализируется.

По сути дела, интегральная психология – методологическая основа построения и применения технологий работы с людьми (консультирование, тренинги, групповые дискуссии, дыхательные, арт-терапевтические, телесно-ориентированные техники).

Практические методы интегральной психологии и программ интегрального развития личности включают в себя широкий спектр разнообразных по принципам и подходам, но дополнительных по сути своей, техник,

- в фокусе которых – личность как таковая, а не отдельные ее свойства, процессы, проблемы;

- осуществляющих комплексное и всестороннее воздействие на человека (тело, сознание, бессознательная психика);

- использующих непроявленный личностный ресурсный потенциал;

- направленных не столько на достижение целостности индивида, но и на реорганизацию, интеграцию его экзистенциального контекста, полную и адекватную самореализацию его, как личности, в социуме.

Применяя эти методы и техники, специалист по интегральной психологии не упускает из виду, что любая теория, концепция, терапевтический миф, направление, форма психокоррекции, учение, идея, житейское суждение - при кажущейся зачастую их полноте и универсальности, являются справедливыми лишь отчасти, что сценарий каждого интегративного процесса уникален. Интегральные психотехники не могут быть формализованы, растиражированы. Использование методов интегральной психологии – это, прежде всего, их творческая разработка – а, зачастую и вдохновенная импровизация - для каждого конкретного случая.

Интегративная психология и ее основа – целостное мировосприятие – не совокупность сведений и навыков, не свод правил, но философская и психологическая интенция, имеющая практическое применение, стиль профессионального мышления, знание особого рода, образ жизни.

Получение этого интегрального знания, переход к новому мировосприятию, изменение образа жизни возможно в процессе, состоящем из трех необходимых компонент:

- опыт целостности (его переживание, осмысление и интеграция);

- восстановление внутриличностного единства (индивидуация, самопознание);

- практика интегративной деятельности в социуме.

Как говорят, «язык не поворачивается» назвать этот процесс «дополнительным образованием» или «профессиональной подготовкой» - но, тем не менее, о профессии интегративного психолога можно говорить только как о результате этого процесса.

Требование к образовательным программам по интегративной психологии, реализующим этот процесс, не могут не быть высокими. Эти программы должны быть программами «нового поколения» или нового уровня профессиональной подготовки не только психологов и психотерапевтов, но и специалистов любых иных профессий, предусматривающих работу с людьми.

Краеугольный камень этих программ (в противовес дихотомии специального и системного образования) - продуктивный синтез направленности на подготовку практикующих специалистов - и полимодального, комплексного, системного, целостного подхода. Упомянутые программы должны также сочетать высокий профессиональный уровень представления и легкость освоения материала.

Еще одно, немаловажное требование – восхождение от обыденности к высшим, бытийным ценностям и глубинным смыслам, поиск и понимание места этих ценностей и смыслов в экзистенциальном контексте.

Программы интегрального образования развивают креативность, подготавливают и настраивают главный (может быть, единственный) инструмент – личность - специалиста интегративной психологии, которая должна быть, во-первых, целостной, а во-вторых, способной не только ставить и решать венчурные, инновационные задачи, но и справляться с обыденными в соответствии с парадигмами творческой разработки и применения интегральных психотехник.

Без подготовки этого инструмента овладение любыми навыками, методами и приемами трансперсонального и, тем более, интегрального арсенала будет, в лучшем случае, бесполезным. Здесь вполне уместно вспомнить рассуждение Поля Феерабенда об «антиметодологии» как основе прогресса или привести замечательное высказывание Абрахама Маслоу: «если психологию сводить к набору правил и методик, то в чем будет ее отличие от игры в шахматы или лечения зубов».

В образовательных программах по интегральной психологии даже освоение теоретической базы предусмотрено не в форме сообщения и заучивания необходимых сведений, а в форме тренинга, самостоятельной творческой работы с материалом программ.

Специалист, получивший профессиональную подготовку по направлению «Интегративная психология», способен непосредственно после выпуска не только взяться за сложные задачи психологической практики, но и предложить более высокий, даже по сравнению с системным – интегральный – уровень их решения. Такой специалист, независимо от профессии и рода деятельности (консультирование, психокоррекция, работа с персоналом, PR, менеджмент) - становится эксклюзивным, востебованным, высокооплачиваемым.

В Книге «Веданта – религия будущего» Вивекананда рассказывает притчу об Учителе, который предлагает ученику, увлекающемуся чтением сакральной литературы, выжать книгу о дождях и получить, таким образом, влагу дождевых капель. Смысл и сверхзадача обучения интегральной психологии – не пересказ повествований об интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его источника в каждом обучающемся.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su




1. Відкрита природнича демонстрація біологія очний тур
2. Виктор Пелевин и его творчество
3. Понятие природнотехнической геосистемы закономерности ее формирования и функционирования
4. Основні компоненти Клас Component Клас Cursor Як створити свій курсор Події Клас Continer Комп
5. Доклад- Здоровье - категория педагогическая
6. сприйняття розуміння дія кожний елемент котрого соціально політично та культурно опосередкуван
7. Курсовая работа- Расчет и подбор теплоутилизационного контура
8. Использование функционально-стоимостного анализа в конструкторской подготовке производства
9. Тема- Изложение повествовательного текста
10. Екологічні проблеми сільськогосподарського виробництва
11. Pinnacle Studi
12. распорядительных органов государства по осуществлению исполнительной власти на уровне как Российской Феде
13. Сложными нарушениями нужно называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенк
14.  Державний нагляд за охороною праці здійснюють- Державні комітети з нагляду за ОП i з ядерної i радiацiйної без
15. Природні ресурси та проблеми їх вичерпності
16. Антиоксидантные свойства цитрусовых
17. 2011 год
18. Теория Фредгольма2 2
19. Т~РАН УНИВЕРСИТЕТІ Медиасфера гуманитарлы~ зерттеуЛЕР ~ЫЛЫМИ орталы~ы бірінші халы~аралы~ Журнал
20. Детская школа искусств 7 УТВЕРЖДЕНО