Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема сравнимая с живым организмоморганицизм

Работа добавлена на сайт samzan.net:


1.Органицизм О.Конта.

О.Конт-первый социолог (1798-1857)Позитивист. С т.з. позитивизма науки должны быть освобождены от метафизического и религиозного  содержания. Идеал позитивизма- позитивное(положительное знание),основанное не на воображении, а на наблюдении. По мнению Конта, общество-это эволюционная система, сравнимая с живым организмом(органицизм).

Органицизм- методологический принцип, в соответствии с которым  те или иные соц.феномены рассматриваются по аналогии с организмом. Об-во в целом Конт понимал по аналогии с биологическим организмом,вообще трактуя его как соц.организм.

В его концепции принципиальные значения приобрели такие понятия, как система об-ва ,его органы и функции. Об-во существует и функционирует на основе общих идей, объединяющих людей, семей ,народностей и наций.

 Органицизм представляет собой не что иное, как приложение законов механики к живому организму. Органицизм — это также социальная теория,  рассматривающая общество как организм и переносящая биологические законы на социальные феномены (Конт, Эспинас).

2.Закон трёх стадий Конта.

Соц.физика:соц.статика-учение об обществе, как орг-зм. Институты.(эгоизм преобладает над общ-ыми интересами.Обеспечивают стабильность существования инстинкты:положительные и отрицательные.К положительным относил доброжелательство.Для стабильного существования необходима общая вера,правильтельство,язык,собственность). Соц динамика(закон трёх стадий).Согласно Конту об-во и индивид в ходе своей жизни проходит три стадии: Религиозную(теологическую)Поиск смысла жизни. Механическую(мораль,совесть,добро/зло).Позитивную (самое высшее) Человек,об-во наблюдает явления, открывает законы,синтезирует науч.знания. «Позитивизм есть истинная религия»

3.Место социологии в классификации Конта

В основу своей классификации Конт положил принцип однородности всех явлений. Он признавал специфический характер каждой науки и несводимость отдельных наук друг к другу.

Классификация наук: от простого к сложному, от абстрактного к конкретному.

Конт обращает внимание на то, что каждая последующая наука указанного иерархического ряда включает законы и методы предыдущей науки.  На низ он ставил математику, затем астрология, потом физика, химия, биология, социология.

Математика-асбстрактная наука.занимается числами,вычислениями. Астрономия более сложная наука.связь со звёздами. Физика-изучение природных явлений,химия изучение хим. состава состояния вещест,биология изучает непостредственно человека с т.з. биологоического. Социология изучает человека со всех сфер основывается на всех последующих науках.

4. Органическая теория общества Г.Спенсера. Сходства и различия между обществом и организмом.

Г.Спенсер(1820-1903) Последователь Конта. Орагническая теория прослеживается в работае» Основы социологии».суть-аналогия между обществом и организмом.Главный аргумент,который приводит Спенсер ,что «и об-во и ор-зм растёт и развивается. Наряду с увеличением размеров у них наблюдается усложнение и дифференциация. Дифференциация структуры сопровождается дифференциацией функций.изменение в одной части влекут изменения в другой части. Каждая часть об-ва и организма представляет собой самостоятельное микро об-во или микро организм. Как и в орг-ме ,так и в общ-ве можно убить жизнь в целом,но отжельные части об-ва будут существовать некоторое время».

Но

Спенсер видит между ними и существенные различия.

Во-первых, составные части биологического организма образуют конкретное целое, в котором все элементы соединены неразрывно, тогда как общество представляет собой дискретное целое, живые элементы которого более или менее свободны и рассеяны.

Во-вторых, в индивидуальном организме дифференциация функций такова, что способность чувствовать и мыслить сосредоточена лишь в определенных его частях, тогда как в обществе сознание разлито по всему агрегату, все его единицы способны чувствовать наслаждение и страдание если и не в равной степени, то приблизительно одинаково.

Отсюда третье различие: в живом организме элементы существуют ради целого, в обществе  наоборот, «благосостояние агрегата, рассматриваемое независимо от благосостояния составляющих его единиц, никогда не может считаться целью общественных стремлений. Общество существует для блага своих членов, а не члены его существуют Для блага общества. Следует всегда помнить, что как бы ни были велики усилия, направленные к благосостоянию политического агрегата, все притязания этого политического агрегата сами но себе ничто и что они становятся чем-нибудь лишь в той мере, в какой они воплощают в себе притязания составляющих этот агрегат единиц.

5. Типологическое различие социальных структур в концепции Г.Спенсера.

 Основное различие социальных структур, по Спенсеру, состоит в том, является ли сотрудничество людей в достижении общей цели добровольным или принудительным.

Он делит общество на два типа: "военное" и "промышленное", которым и соответствуют эти два типа отношений людей.


Поначалу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов. На этой основе, по теории Спенсера, сложился воинственный тип социальной организации.
Ее характерные черты:

  1.  народ и армия имеют одинаковое строение
  2.  организованы на основе принудительного объединения централизованной регулятивной системы;
  3.  место индивида в социальной Иерархии определяется его статусом;
  4.  жизнь, свобода, собственность индивида принадлежат обществу;
  5.  государство устанавливает не только запреты ("чего нельзя делать"), но и предписания ("надо делать то-то и то-то")
  6.  запрещены и подавляются все объединения и союзы, кроме тех, которые входят в состав государственной организации;
  7.  из духовных качеств членов общества высоко почитаются храбрость, преданность данному обществу, исполнительность, малая инициативность, слепая вера в авторитет, уверенность в необходимости и полезности правительственного вмешательства.


Военный тип обществ, писал Спенсер, постепенно сменяется промышленным:

1.Основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность).
2. Государство-общество промышленного типа основано не на иерархии (различных статусах), а на равенстве, не на принудительно-деспотическом регулировании, а на свободных договорах и частной инициативе

3.  Единственной обязанностью правительства является поддержание справедливости; для этого осуществляется не положительное, а только отрицательное регулирование.

Для понимания спенссровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов.

Спенсер не даст строгого определения этого центрального понятия своей теоретической системы. Но из контекста его работ следует, что социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или «общественного договора» как ответ на рост численности популяции: согласно общему закону - прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций. Социальные институты - органы самоорганизации и управления, а так как основное свойство любого организма - взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных институтов. Идея социальных институтов как структурных элементов общества оформилась задолго до Спенсера, но он превратил ее в целостную концепцию, оказавшую значительное влияние на развитие проблематики и методов социологии.

Как и Конт, Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует и изменения внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. п. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.

Третий тип институтов - политические. Их появлений Спенсер связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и воины сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества. Классы возникли не в результате завоевания одних народов другими, а как следствие подчинения внутренней организации общества задачам войны. Война разделила первобытные группы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и крестьян, способствовала росту имущественного неравенства, потребовала создания политических институтов, т. е. центральных органов власти, армии, полиции, суда и т. п. На основе традиции формировалось право, укрепление института собственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, которые выполняет любая политическая организация, порождает сходство социального устройства различных обществ. Воина и труд - те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становятся общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. Спенсер был сторонником ограничения роли государства в современном обществе, поскольку сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы. Еще в своей ранней работе «Социальная статика» он сформулировал закон «равной свободы», согласно которому каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Свобода, по Спенсеру, ограничивается не государственным принуждением, а свободой другого человека.

Следующий тип - церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви. Функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

Завершают типологию профессиональные промышленные институты, возникающие на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы) консолидируют группы людей по профессиональным занятиям, вторые поддерживают производственную структуру общества. Значение этих институтов возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным. Промышленные институты принимают на себя все большую часть общественных функций, регулируют трудовые отношения. Спенсер был воинствующим противником социализма. Попытки глобального планирования он называл «социалистической химерой». Социальный прогресс предполагает, по Спенсеру, постепенное совершенствование человеческой природы, в то время как социализм требует от людей невозможного и приводит лишь к еще большему социальному неравенству. Тем не менее, считает Спенсер, европейская цивилизация будет вынуждена пройти через очищающую школу социализма.

Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс или распад «социального организма» Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий государства, по мнению Спенсера, потому и опасно, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в «социальном организме».

6. Начало структурно-функционального анализа в социологии Г.Спенсера.

Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:

  1.  функциональное единство общества
  2.  полезность всех социальных явлений;
  3.  функциональная необходимость.

При спенсере была впервые предпринята попытка структурно-функцианального анализа. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов.

  1.  Поддерживающая система — это организация частей, обеспечивающих в живом организме питание, а в обществе — производство необходимых продуктов.
  2.  Распределительная система обеспечивает связь различных частей социального организма на основе разделения труда.
  3. Наконец, регулятивная система в лице государства обеспечивает подчинение составных частей целому.  

В процессе эволюции сформировалось 6 типов учреждений. Специфические части, «органы» общества — это учреждения, институты. Спенсер насчитывает шесть типов институтов: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. 

7. Позитивистско-натуралистические школы «одного фактора».

Монофакторные теории:

1.социал-дарвинизм (У. Бенжгот, А.Столл, Л. Гумплович.) Законы развития общества=законам естественного отбора, выживания сильнейшего и приспособленного.)Нравственное поведение объясняется только полезностью для единства и выживания в обществе.

2.Биоорганицизм (Вормс,Шеффле,Эспинас и др.)Общество=аналогично орагнизму.

3.Георгаф.школа( Риттер,Бокль,Ракцель) определяюшая роль –георафическая среда,в которой находится человек или общество.Выделяют по признакам доступ к водоёмам :речной,морской,океанический), высота над уровнем моря,климат и др.

4.Расово-антропологическая(Гобено,Чемберлен)Основные положения:

  1.  Расы не равны между собой в отношении интеллекта, творческий и др спосбностях.
  2.  Соц.поведение определяется биологической наследственностью.

8. Биоорганицизм (Р.Вормс, П.Лилиенфельд, А.Шеффле, А.Эспинас).

На Западе органическая школа была создана Г. Спенсером во второй половине XIX века и связана с широким развитием биологических наук.

Органицизм — методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. Особое распространение органицизм получил в социологии второй половины XIX века, в рамках позитивистского миропонимания и на волне успехов естественных наук, в том числе широкого распространения дарвинизма.

Основоположником органической школы в социологии считается Герберт Спенсер, также большой вклад внес Альберт Шеффле. позитивизм О.  Конта и Г. Спенсера).  Теория естественно-исторического процесса К. Маркса и Ф. Энгельса.)

9. Социал-дарвинизм.  

Теория биологической эволюции, разработанная в трудах Ч. Дарвина, Г. Спенсера, А. Уоллеса, Т. Хаксли, произвела колоссальное впечатление на современников.

Естественно, что научное событие такого масштаба не могло не затронуть сферу социальных наук. В Англии, помимо Г. Спенсера, систематически применявшего свою эволюционную теорию к социальной жизни, У. Беджгот (1826-1877), известный экономист, социолог и публицист, стремился распространить принципы дарвинизма на изучение социально-исторических процессов.

В целом ключевые понятия теории биологической эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего» - стали в какой-то мере характерными для всей социальной науки второй половины XIX в. Поэтому социальный дарвинизм выступил не столько как особое направление, сколько как определенная парадигма биологический.

редукционизм в социальной мысли, опиравшийся на теорию эволюции и получивший во второй половине XIX в. название «социальный дарвинизм». Первым социальным дарвинистом в полном смысле слова следует считать Г. Спенсера, в социологической теории которого эти же факторы занимают центральное место. Первым социальным дарвинистом в полном смысле слова следует считать Г. Спенсера, в социологической теории которого эти же факторы занимают центральное место. Но социал-дарвинистская парадигма содержала в себе и немало изъянов. Главный из них с социологической точки зрения - биологический редукционизм.

10 Географическая школа (К.Риттер, Г.Бокль, Ф.Ратцель).

В поле зрения социальной географии и географических течений в социологии попали такие естественные факторы, как климат, почвы, рельеф, распределение водных ресурсов и полезных ископаемых, флора и фауна, геофизические и космические процессы, смена времен года и др.

В числе основных социальных явлений, зависимых от названных факторов, рассматривались:

а) размещение и плотность населения на земном шаре, его здоровье и плодовитость;

б) физические и психические расовые различия в телосложении, темпераменте, формах морали, частоте случаев высшей одаренности и т.п.;

в) виды занятий и хозяйственной деятельности, ее организация, ритмы и циклы, степень благосостояния населения;

г) типы социально-политической организации, социальных институтов и брака;

д) возможности культурных контактов и заимствований, темпы экономического и культурного развития;

е) религия, мифология, искусство и литература  словом, почти все проявления общественной жизни.

Под географическим (иногда его называют социогеографическим) направлением в социологии принято понимать натуралистические концепции и теории, в которых факторы географической среды рассматриваются как определяющие по отношению к ходу экономических, социальных и политических процессов. При этом понятие географических факторов включает в себя самые разные аспекты, подчас плохо стыкующиеся между собой. Здесь и климат, и ландшафт, и длина береговой линии, и реки, и флора, и фауна, и урожайность, и земля с ее разнообразными особенностями, и минеральные богатства, и продукты питания, и водные рессурсы, и горы.

Представители этого направления не учитывают всех сложностей взаимодействия человека, различных социальных структур со средой обитания. В этом смысле в рамках данного направления из многочисленных географических факторов не вполне корректно выводятся особенности социального устройства и жизни народов.

Например, в связи со спецификой климата, рельефа местности и ландшафта рассматриваются характер нации (либо какого-нибудь этнического образования) и траектория ее развития. Горы и пространственная изоляция развивают у населения узкий национализм и нежелание что-либо менять, жизнь у моря (океана) либо на равнине, наоборот, пробуждает стремление к овладению новыми пространствами, стало быть, к завоеваниям. Для этого нужна централизованная, сильная власть — таков один из вариантов рассуждений представителей географического направления в социологии.

11 Расово-антропологическая школа (А.Гобино, Х.Чемберлен, О.Аммон, Ж.В.де Ляпуж).

Несмотря на множество различий и оттенков, присущих отдельным расово-антропологическим концепциям, все они сводимы к нескольким базовым постулатам:

1) социальная жизнь и культура  продукт расово-антропологических факторов;

2) расы «не равны между собой, и это обусловливает неравенство («превосходство», «ущербность», «опасность») соответствующих культурных творений;

3) социальное поведение людей целиком или преимущественно определено биологической наследственностью;

4) расовые смешения вредны.

Все эти тезисы в развернутой форме в XIX в. впервые, выдвинул французский философ, писатель и дипломат Артюр де Гобино (1816-1882) в четырехтомной книге «Опыт о неравенстве человеческих рас».(Выделял белую, жёлтую и чёрную расу. Белая-это идел ,в ней заключена красота,ум,сила и здоровье. Благодаря ей осуществеляется стабильное существование общества.что же касается жёлтой и чёрной рас они не могут принести обществу желаемый результат в какой- либо деятельности.)

Одной из разновидностей расово-антропологического направления явилась так называемая антропосоциология. Главными представителями антропосоциологии были антропологи Жорж Ваше де Ляпуж (1854-1936) (Франция) и Отто Аммон (1842-1916) (Германия).

12. Социологический реализм Э.Дюркгейма.

Дюркгейм(1858-1917)имел общее во взглядах с контом и спенсером. Об-во-орагническое целое,которое состоит из взаимосвязанных частей. Дюркгейм не принимал биологической точки зрения на об-во. Существует соц.рееальность, которую нельзя сводить к биологической. «учение о необходимости структурно функционального анализа об-ва». (анализ об-ва как органического целого, в котором каждый соц.институт выполняет опр.  фун-цию.

Редукция-сведение реальности более высокого порядка к реальности более низкого. антиредукционизм- против сведения социологии к биологическим, экономич, психолог факторам. Он утверждает, что у социологии есть предмет- соц.реальность. Соц-реализм- рассмотрение соц.реальности как самостоятельной реальности.

13. Понятие социального факта в социологии Э.Дюркгейма. Виды социальных фактов.

Основу соц.реальности составляют соц. Факты, которые не сводятся к эк-им,психологичк и др факторам. Они обладают свойствами:

1)независимость от индивида объективным существованием.

2)способность оказывать влияние на человека.

Таким образом поведение человека определяется не его нинтересами и индвид.причинами, а совокупность соц. Фактов.дюркгейм предалаг рассматривать соц.факт как вещь,говоря,что вещь=это всякий объект познания, который не проницаем для ума.соц.факты бывает 2 типов: духовные и морфологические. Духовные(факты сознания:мораль,традиции,общие правила,идеи,чувства и тп.) Морфологические носят материальный хар-р.Демография,география,сплочённость и плотность населения и т д.

Соц. Факт- это всякий способ действий устовяшийся  или нет,способный оказывать на идивида  принуждение,распространнёный на всём протяжении об-ва,имеющий своё существование,независимое от его индивидуальных проявлений.

14. Коллективное сознание и его содержание.

Изучая эволюцию человеческого общества, Э. Дюркгейм столкнулся с особым феноменом, который он назвал коллективным, или общим сознанием.

Коллективное сознание- <совокупность верований и чувств, общих, в среднем, членам одного и того же общества>, которая и образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь>.

Коллективное сознание существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, хотя такую реальность нельзя ни сфотографировать, ни измерить каким-либо физическим прибором.

Коллективное сознание есть нечто совсем иное, чем частные сознания, хотя оно осуществляется только в индивидах.

Коллективное сознание - психический тип общества, тип, имеющий свой способ развития, свои свойства, свои условия существования.

Коллективное сознание обладает реальной силой, воздействующей на поведение отдельных людей.

Граждане предпочитают общество своих соотечественников, скорее нежели иноземцев, особенно оказавшись на чужбине. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия.

Коллективное создание представляет для общества особую и предпочтительную ценность. Если общие верования, дорогие каждому идеалы и традиции оказываются под угрозой, то все сообща берутся за их охрану. Общие ценности и чувства могут разрушаться в результате нашествия врагов или преступлений самих соотечественников. Оскорбление общих верований как тягчайшее преступление карается особенно сильно. Так коллектив защищает себя от посягательств агрессивной личности, не считающейся с законами и обычаями, обретая в этой борьбе еще большее единство.

Чем больше коллективное сознание как своеобразный голос общественной совести регламентирует социальную жизнь общества, тем теснее и крепче связь индивида с группой.

15. Метод социологизма (Э.Дюркгейм).

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие "социологизм".Социологизм- объяснение социального только социальным. 

1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное "реальна", как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество - реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. И здесь следует подчеркнуть одну основополагающую идею, которая пронизывает все научное творчество Дюркгейма.

Что такое со.реальность. понятие соц факта,рассматривать как вещи. Св-ва соц. Факта.

Объясняет на примерах самоубийства.

16. Учение Э.Дюркгейма о социальной солидарности.

Учение о соц.солидарности отражено в работе «разделение труда. метод социологии».
Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распределения людей по профессиям. Индивиды, связанные трудовыми функциями в единую систему общественных отношений, становятся уже не просто носителями профессиональных ролей, но и социально зрелыми личностями. Солидарность покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Дюркгейм выделяет механическую и органическую солидарность. Определяющее понятие- разделение труда. Видимым символом соц. Солидарности выступает право.право- это организация соц.жизни в устойчивом и точном выражении. в праве отражены все существенные черты соц. Солидарности: число различных типов отношений между людьми прямо пропорционален числу определяющих юридических правил. Нормы с репрессивными санкциями, характерные для уголовного права, служат показателями механической солидарности; нормы с реститутивными (восстановительными) санкциями, характерные для права гражданского, семейного, договорного, торгового и т. п., служат показателями органической солидарности. по Дюркгейму, между работником и хозяином возникла механическая солидарность:  хотя работник и не был юридически равноправен хозяину, он пользовался определенной частью получаемого продукта.  Присущие мануфактурному периоду формы разделения труда и пожизненного прикрепления рабочих к частичной трудовой функции явились основой существования механической солидарности. Замена мануфактурного производства производством,  основанным на применении машин и использовании наемного труда, создала предпосылки для возникновения органической солидарности. Непрерывное распределение  различных человеческих работ порождает и усиливает органическую солидарность и само становится причиной возрастающей сложности и объема социального организма. Тем самым разделение труда  становится, по Дюркгейму, условием воспроизведения органической солидарности, так как связывает между собой работников, группы, классы,  участвующие своим особым способом в социально-экономическом развитии общества. 

17. Дюркгейм о роли разделения труда в развитии общества.

Согласно наиболее распространенной теории, причина разделения труда коренится исключительно в непрерывно растущем стремлении к счастью, присущем человеку. Известно, в самом деле, что чем больше разделяется труд, тем выше его производительность. Представляемые им в наше распоряжение ресурсы становятся изобильнее и лучшею качества. Наука развивается лучше и быстрее, произведения искусства - многочисленнее и утонченнее, промышленность производит больше и продукты ее совершеннее. Но человек испытывает потребность во всех этих вещах; он, по-видимому, должен быть тем счастливее, чем больше он их имеет, и, естественно, он старается их приобрести.  если бы разделение труда прогрессировало только для приращения нашего счастья, то оно бы давно уже пришло к своему крайнему пределу имеете с основанной на нем цивилизацией и оба остановились бы. Чтобы человек оказался в состоянии вести то скромное существование, которое наиболее благоприятно для удовольствия, не было нужды в бесконечном накоплении всяческих возбуждений. Достаточно было бы умеренного развития, чтобы обеспечить индивидам всю сумму наслаждений, на которую они способны. Человечество быстро пришло бы к неподвижному состоянию, из которого оно бы уже не вышло. Это и случилось с животными: большая часть их не изменяется уже веками, потому что они пришли к этому состоянию равновесия. Разделение труда не только содержит в себе черту, по которой мы определяем нравственность; оно стремится вес более и более стать существенным условием социальной солидарности. По мере продолжения в процессе эволюции ослабляются узы, связывающие индивида с его семьей, с родной землей, с завещанными прошлым традициями, с коллективными обычаями группы. Становясь более подвижным, он легче меняет среду, покидает родных, с тем чтобы жить в другом месте более автономной жизнью, более самостоятельно формирует свои идеи и чувства. Без сомнения, от этого не исчезает всякое общее сознание; всегда остается, по крайней мере, тот культ личности, индивидуального достоинства, о котором мы сейчас говорили и который теперь является единственным объединяющим центром стольких умов. Но как мало этого, особенно когда думаешь о все возрастающем объеме социальной жизни и вследствие этого - индивидуальных сознании! Ибо так как они становятся объемистее, так как интеллект становится богаче, деятельность разнообразнее, то, чтобы нравственность стала постоянной, т. е. чтобы индивид остался прикрепленным к группе с силой, хотя бы равной прежней, необходимо, чтобы связывающие его с ней узы стали сильнее и многочисленнее. Значит, если бы не образовалось других уз, помимо тех, которые происходят от сходств, то исчезновение сегментарного типа сопровождалось бы регулярным понижением уровня нравственности. Человек бы не испытывал достаточного умеряющего воздействия; он не чувствовал бы более вокруг себя и над собой того здорового давления общества, которое умеряет его эгоизм и делает из него нравственное существо. Вот что создает моральную ценность разделения труда. Благодаря ему индивид начинает сознавать свое состояние зависимости по отношению к обществу; именно от него происходят сдерживающие и ограничивающие его силы. Словом, так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно вместе с тем становится основанием морального порядка.

18. Взаимосвязь между социальной солидарностью и типом права.

Признаки:

1.Типы поселений. У механической (населённый пункты с малым объёмом населения). Органическая(большие города).

2.Уровень развития разделения труда. Механическая(низкий).Орагнический(высокий).

3.Высшая ценность.Механическая(общество).органическая(человек)

4.форма коллективного сознания.механическая(большой объём интенсивность определённость абсолютная власть группы) органическая(малый объём,низкая интенсивность, неопределённость,андивидуальная инициатива).

5.Содержание коллективного сознания.Механическая (конкретность,религиозность).Органическая(абстрактность,светкость).

6. Тип права.Механическая (уголвное).Органическая(Кооперативное).

7.Тип норм,воплощённых в праве .механическая(репрессивные).Орагническая(реститутивные).

19. Э.Дюркгейм о преступлении и природе наказания.

Юридические правила классифицируются по санкциям.Санкции бывают репрессивные и реститутивные.

1)репрессивные.состоят в страдании причиняемом индивиду. Их цель- нанести ущерб имущества, а свободе,в счастье,жизни,лишить его чего-то,чем он пользуется(случай уголовного права)уголовное право с репрессивными санкциями, соответствуют механичесмкой солидарности.такое право носит карательный характер и составляет основу обществ, в которых не развито индивидуальное сознание,а преобладает коллективное сознание и в которых не развито разделение труда.нарушение связей механической солидарности преступлние.преступление-это поступок,задевающий сильные и определённые состоятемя коллективного сознания.наказание- внушённое страстью реакция,различная по степени интенсивности.

2.Реститутивные. состоят в восстановлении правопорядка вещей. Не карательные функции.Соотв. орагнической солидарности, вызыванная разделением труда. Нарушителю не причиняются страдания, он приговаривается к подчинение порядка.Кооперативное право с реститутивными санкциями.репрессивное право составляет сердце ,центр коллективного сознании.Кооперативное право с реститутивными санкциями совсем не предстваляет центр коллективного сознания или  является слабым состояниям.Характерен индивидуальное сознание.

20. Понятие аномии в социологической теории Э.Дюркгейма.

Аномия - это состояние, вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.

Аномия - продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности, ибо объективная база последней - общественное разделение труда - прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании.

Постоянно воспроизводится необходимое условие аномии - расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения.

Предпосылкой цельной, неаномической личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное общество. относительно свободная нормативная структура индустриального общества больше не определяет жизнедеятельность людей и начинает воспроизводить аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит многих в неопределенное социальное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющегося и саморазрушительного поведения.  

Одна из главных социально-исторических причин аномии - уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей "нормальными", им же установленными средствами. При аномии, даже если существует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, которые ведут к этим общим целям.

Люди приспосабливаются к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом (подчиняющимся поведением), либо различными видами девиантного поведения (новаторство, ритуализм, уход от мира, мятеж), в которых отвергаются или цели, или средства, или и то и другое сразу.

21. Исследование самоубийств с позиций социологизма (Э.Дюркгейм).

Социологизм- объяснение социального социальным. Объясняет на примерах самоубийств:

1)аномическое(Сущ. В об-ве ,где развита орагническая солидарность.Аномия-состояние ценностно-нормативного вакуума , когда старые боги уже устарели,а новые не пришли им на смену.Связаны с моральным распадом.массовый характер)

2)эгоистическое(свойственно орагнической солидарности.общество позволяет мыслить о самоубийстве).

3)альтруистическое(самоубиство человека ,где индивидуальное сознание не развито.Коллективное сознание подовляет индивидуальное.)

4)фаталистическое(свойственно для общества,, где была развито индивидуальное сознание,но люи оказываются в неволе .тоталитарный режим.)

22. Социологический номинализм М.Вебера.

Классическое выражение социологический номинализм получил у М. Вебера. Вебер был сторонником социального номинализма.

Номинализм – теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер и действия индивидов, а не коллективов, в конечном счете определяют суть общества.

Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Как считает социолог, анализ и типизация социальных действий людей является основным предметом социологии.

Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

- субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;

- ориентация на поведение других людей.

 Номиналисты утверждают, что в социальной действительности нет ничего сверх того, что можно обнаружить в отдельных индивидуумах. Знание свойств отдельных индивидуумов, их целей, мотивов, ценностных ориентации достаточно для научного познания общества.

Номиналисты также утверждают, что введение в социологию коллективных понятий является глубоким заблуждением и грубой ошибкой. Они настаивают на том, чтобы социология отказалась от коллективных понятий или чтобы она не онтологизировала их, т. е. чтобы не придавала этим понятиям статус реально существующих явлений. Номиналисты отрицают объективные социальные законы. По мнению номиналистов, в социальной действительности могут существовать закономерности, определяемые целями действующего субъекта, т. е. телеологические закономерности.

23. Веберовская концепция идеальных типов.

Концепция идеальных типов явл. Важнейшей составляющей теории соц. действия. Вебер трактовал идеальные типы как интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции. Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в соврем.  ему эпохе.

Идеал.тип позволяет:

  1.  Сконструировать явление или социальное действие, как если бы они имели место в  идеал. условиях
  2.  Рассмотреть это явление или соц. Действие независимо от локальных условий

Есть возможность сравнить, насколько явление или действие по своим количественно- качественным параметрам подходит на идеал.

Вебер называет идеальный тип «продуктом нашей фантазии, созданным нами самими чисто мыслительным образованием».  

Идеальный тип создается как инструмент для постижения исторической реальности. «Образование абстрактных идеальных типов, — пишет Вебер, — рассматривается не как цель, а как средство» [37, S. 193]. Именно благодаря своей определенности от эмпирической реальности, своему отличию от нее идеальный тип может служить как бы масштабом для соотнесения с ним этой последней. Чтобы усмотреть действительные каузальные связи, мы конструируем недействительные» 

24. Теория социального действия М.Вебера.

Вебер определяет действие как такое поведение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективно полагаемый смысл.. "Социальным" действие становится только в том случае, если по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него".

А центральной задачей он объявляет объяснение социального действия.

По своему качественному своеобразию оно отличается от реактивного поведения, т.к. в его основе лежит субъективный смысл. Речь идет о заранее предусмотренном плане или проекте действия. В качестве социального оно отличается от реактивного поведения тем, что этот смысл соотносится с действием другого. Социология, таким образом, должна посвятить себя изучению фактов социального действия. Социальное действие, по Максу Веберу, отличается двумя признаками, которые и делают его социальным, т.е. отличным просто от действия. Социальное действие:

1) обладает смыслом для того, кто его совершает,

2) ориентировано на других людей.

Если анализировать социальное действие как систему, в нем можно выделить следующие составные элементы:

1) действующее лицо (субъект действия)  

2) объект действия (лицо, на которое действуют)

3) средство или орудие действие  

4) способ использования средств действия

 5) результат действия или реакция лица, на которое действуют.

Социальное действие следует отличать от понятия «поведение». Поведение – это реакция на действие.

Социальное действие – это система поступков, средств и методов, при помощи которых лицо или группы пытаются изменить поведение, установки или мнения других лиц или групп.

Социальное действие, его совершение требует наличия у субъекта определенной установки или твердой склонности к выполнению определенного действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей.

Объект - то, на что направлено действие.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

  1.  целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
  2.  ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
  3.  традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
  4.  аффективное — определяется эмоциями;

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

25. «Понимающая социология» М.Вебера.

Вебер был согласен с Дильтеем, в плане разделения найк о природе и о человеке о духе.Есть науки ,занимающиеся об-вом,человеком. С точки зрения вебера нельзя строить гауки о человеке также как науки о природе.Науки о духе  имеют другой объект познания, а следовательно необходимо пользоваться другими методам. Поскольку человек сознательное существо,то поэтому неолходимо изучать его сознание.В это плане мнения дильтея и вебера расходятся.вебер не был согаслен в вопросе понимая.Если естесвенный науки пользуются объяснениями,то найки об об-ве должны пользоваться пониманием.

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией».

Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину.

 Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект.

Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

26. М.Вебер: рационализация социального действия как тенденция исторического процесса.

Согласно Веберу капитализм, бюрократическое управление и научно-технический прогресс учавтвуют в долгом процессе-рационализация.

Вебер утверждает, что тенденции исторического процесса является рационализм социального действия. 300-400 лет рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики, так и в области политики и культуры, рационализируется образ жизни людей. Факторы, повлиявшие на причину появления рационализации:

1) античная наука(метаматика, которая в эпоху Возраждения была дополнена эксперементом)

1) Рациональное Римское право, которое в средние века получило свое распространение в Европе

2) Рациональный способ ведения хозяйства, благодаря отделению рабочей силы от средств производства.

Мировоззренческие предпосылки синтеза этих составляющих в европейской культуре были созданы протестантизмом.

ПРОТЕСТАНТИЗМ – фактор, способный синтезировать вышеперечисленные факторы.

В результате рационализации в Европе возник новый тип общества – индустриальное, где господствует формально – рациональное сознание.

Вебер ввел понятие « формальная рациональность», где рациональность  сама цель, главное процесс рациональности

ФОРМАЛЬНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – калькумеруемость, то, что поддается количественному учету.

Материальная рациональность- рациональность для чего-то

Исторический процесс- процесс движения к формальной рациональности.

Соц. Носитель прогрессирующей рациональности – рациональная бюрократия.

27.Основные идеи работы М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основание данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих. Так, если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания. Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией. Протестанты видела свой долг перед богом « в труде и интенсивном предпрениматесльтве» ,а католики «каждый отдельный поступок хороший или дурной ставился в заслугу или порицался и влиял на всё его земное существование и вечную жизнь» в тетрадке.

28. Понятие формальной рациональности в социологии М.Вебера.

Формальная рациональность в веберовском понимании – это прежде всего калькулируемость всего, что поддается количественному учету и расчету. Тот тип общества, в котором возникает такого рода доминанта, современные социологи именуют индустриальным (хотя первым его назвал так еще К. Сен-Симон, а потом этот термин довольно активно использовал и О. Конт). Все прежде существовавшие типы обществ М. Вебер (и вслед за ним большинство современных социологов) называет традиционными. Важнейший признак традиционных обществ – это отсутствие в социальных действиях большинства их членов формально-рационального начала и преобладание поступков, наиболее близких по своему характеру к традиционному типу действия.

Формально-рациональное – это определение, применимое к любому явлению, процессу, действию, которое не просто поддается количественному учету и расчету, но и, более того, в значительной степени исчерпывается своими количественными характеристиками. Движение самого процесса исторического развития характеризуется тенденцией нарастания в жизнедеятельности общества формально-рациональных начал и все большего преобладания целерационального типа социальных действий над всеми остальными. Это должно означать и повышение роли интеллекта в общей системе мотиваций и принятий решений социальными субъектами.

Общество, где господствует формальная рациональность, – это такое общество, где в качестве нормы выступает рациональное (т. е. разумно-расчетливое) поведение. Все члены такого общества ведут себя таким образом, чтобы рационально и к всеобщей пользе применять и материальные ресурсы, и технологию, и деньги. Роскошь, к примеру, не может считаться рациональной, поскольку это отнюдь не разумное расходование ресурсов.

Рационализация как процесс, как историческая тенденция, по М. Веберу, включает в себя:

1) в экономической сфере – организацию фабричного производства бюрократическими средствами и расчеты выгод с помощью систематических оценивающих процедур;

2) в религии – развитие теологических концепций интеллектуалами, постепенное исчезновение волшебного и вытеснение таинств личной ответственностью;

3) в праве – эрозию специально устроенного законотворчества и произвольного судебного прецедента дедуктивными юридическими рассуждениями на основе универсальных законов;

4) в политике – упадок традиционных норм узаконения и замещения харизматического лидерства регулярной партийной машиной;

5) в моральном поведении – больший акцент на дисциплину и воспитание;

6) в науке – последовательное снижение роли индивидуального инноватора и развитие исследовательских команд, скоординированных экспериментов и направляемой государством научной политики;

7) в обществе в целом – распространение бюрократических методов управления, государственного контроля и администрирования.

Рационализация – это процесс, посредством которого сфера человеческих отношений становится предметом расчета и управления во всех социальных сферах: политике, религии, экономической организации, университетском управлении, в лаборатории.

29. «Социология религии» Мс.Вебера.

См.в учебнике.

30. Основные идеи работы «Хозяйственная этика мировых религий»

Под "мировыми религиями" в данной работе понимаются совершенно свободно от оценочных суждений те пять религиозных или религиозно обусловленных систем регламентации жизни, число сторонников которых особенно велико: религиозная этика конфуцианства, индуизма, буддизма, христианства и ислама. К ним следует отнести в качестве шестой религии иудаизм. Хозяйственная этика не является простой "функцией" форм хозяйственной организации, так же, как она не может сама по себе однозначно их создавать. Мысль автора отнюдь не сводится к тому, что своеобразие религии является простой функцией социального положения того слоя, который выступает в качестве ее характерного носителя, как бы его "идеологией" или "отражением" его материальных или духовных интересов. Напротив, вряд ли возможно большее непонимание точки зрения, проводимой в данном исследовании, чем подобное толкование. Как ни глубоко в отдельных случаях экономически и политически обусловленное социальное воздействие на религиозную этику, ее основные черты восходят прежде всего к религиозным источникам.  Связь между религиозной этикой и интересами отдельных слоев иногда интерпретировалась таким образом, будто первая является только "функцией" последних, причем не только в понимании исторического материализма - этого мы здесь касаться не будем, - но и с чисто психологической точки зрения. 

31. Социология власти М.Вебера. Типы господств.

См. в тетрадке.

32. Веберовская концепция легитимного порядка. Эмпирическая и нормативная легитимность.

33. Веберовский метод «отнесения к ценности».

Ценность, по Веберу, — это форма человеческого мышления, способ умозаключений. Ее нельзя охарактеризовать в категориях "положительная — отрицательная", "относительная — абсолютная", объективное — субъективное" и т. п. Ценность, или значимость, есть также соотношение, соотнесенность человека с миром вещей, людей и духовных явлений. Она не связана напрямую с утилитарным назначением этих вещей и событий, практической пользой, хотя и может быть сведена к последней. Носителем ценностей является личность, постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания. Они необходимы ей для различения целей, которые ставит перед собой воля человека. Их место в мотивации действий гораздо глубже целей и интересов. Именно отнесение к ценности как придание смысла, на основе которого формулируется цель, указывает нам самое главное, что определяет поведение человека. Соответственно, как полагал Вебер, если нам удастся понять, какова та ценность, на которую ориентировано действие человека, мы поймем само это действие, и миссия социолога будет выполнена.




1. Реферат- Конституционные основы статуса президента
2. Тема- Радіоізотопні методи обстеження
3. Нормированное пространство Банахово пространство
4. Мустанг Клэрис Старлинг с ревом съехал по въездной дорожке в гараж рядом со входом в БАТО на Масс
5. е Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высши
6. Отчет по исследованию влияния прокладок.html
7. Народы Южного Урала
8. Тепловая мобильная станция
9. Холодовые травмы
10. тема и правовое положение органов управления юстицией
11. Греческие города Северного Причерноморья
12.  Позитивне взаємовідношення учні працюють разом у групі; вся група має спільну мету; всі мусять разом досягт
13. тема агрохімічних заходів продуктивність праці собівартість і рентабельність виробництва продукції рис
14. Interntionl bnking ctivity is regulted to promote stble growth in money nd credit in order to void threts to ech ntion~s economic helth.html
15.  февраля 2013г И Н С Т Р У К Ц И Я дежурному по Контрольно пропускному пункту 11 ФГКОУ ВПО В
16. химическое и биохимическое исследования а также микробиологическое исследование и микроскопическое изуче
17. О русской народной скульптуре
18. О языках народов Российской Федерации
19. I Причины суицидального поведения- социальные и асоциальные факторы
20. Лекция 14 Правила подачи заявки и условия патентоспособности