Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Контрольно-измерительный материал №30
1. Мусульманское право. Индусское право. Дальневосточное право.
Правовые системы традиционного типа являются продуктом традиционных обществ. Среди них выделяются мусульманско-правовая система и индусская.
1. Мусульманское право сложилось в VII-Х вв. и основано на Исламе. Ислам исходил из того, что существование права пришло от аллаха, который открыл его Мухаммеду. Это право дано раз и навсегда, следовательно, надо руководствоваться им, а не создавать новые нормы. Возможно только толкование и комментарии. Мусульманское право охватывает все сферы социальной жизни, то есть вся жизнь мусульман регламентирована. Мусульманское право или шариат состоит из двух частей: теологии или принципов веры и собственно права - фикха. Фикх- изложение мусульманских законов. В свою очередь фикх делится на две части: линия поведения по отношению к богу и линия поведения к себе подобным. Обе этих части являются предметом юридической науки.
Главным источником мусульманского права является Коран - это откровения бога Аллаха, отрывшиеся Мухаммеду и предназначенные для мусульман. Другим основным источником мусульманского права является Сунна - сборник преданий (хадисов) о словах, делах и поступках пророка Мухаммеда.
Важнейшим источником мусульманского права является - иджма, то есть согласие достигнутое всем мусульманским сообществом. Она используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Для того, чтобы норма основывалась на иджме, необязательно, чтобы масса верующих признавала её или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с обычаями. Таким образом иджма - это согласованное мнение мусульманских правоведов, которое считается мнением всей общины верующих. В настоящее время только некоторые ученые обращаются к Корану и Сунне.
Основные отрасли мусульманского права - уголовное, семейное, судебное. В уголовном праве существуют различие между наказаниями, установленными законом и теми наказаниями, которые сам судья вправе применить в каждом конкретном случае. То есть судье предоставляется некоторая свобода усмотрения.
Судоустройство в мусульманском праве отличается простотой. Единоличный судья рассматривал все категории дел. Иерархии судов не существовало.
2.Индусское право. Это одна из самых древних и наиболее сложных правовых систем. Происхождение этого права относится по мнению ряда исследователей к XV в. до н.э., а собственно правовых текстов - дхармашастр - к V-II вв. до. н.э.
Основу индусского права составляет комплекс памятников, включающих вопросы религии, философии, этики. Памятники имеют название «Веды», что переводится как «знание». Индусскому праву присуща слитность с религией, моралью, многозначность понятий одного термина. Важнейшей категорий индусского права является «дхарма» - комплекс предписанию, которым должен следовать человек. Несоблюдение дхармы для индуса влечет неблагоприятные последствия в потустороннем мире.
Каждый индус с момента рождения и до смерти является членом одной из четырех варн или каст - брахманов, кшатрий, вайший, шудр, построенных по иерархическому принципу.
В соответствии с учением индуизма, в основе деятельности человека лежат три основы - добродетель (дхарма), интерес (артха) и удовольствие (кама). Соответственно этому существуют три группы норм и три науки - дхармашастра, артхашастра, камашастра. Шастры в данном случае означают книги, в которых содержатся соответствующие нормы поведения людей.
Основой индусского права по существу является обычай и религиозная доктрина - индуизм. Брахманы, как знатоки обычаев, разрабатывали на их основе детальные предписания для всех остальных групп древнеиндийского общества. Эти предписания рассматривались как основанные на Ведах и имеющие универсальный характер. Поэтому в эпоху дхармашастр признавались два источника дхармы: Веды и обычай.
2. Традиционная правовая система.
Это правовая система, которая распространена в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и Океании, где правовой обычай занимает доминирующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений.
Традиционное право базируется на неписанной и давней традиции либо сложившемся в течение длительного времени обычаев, которые в силу стечения обстоятельств повторяются с определённой периодичностью и, в отношении которых по сложившимся устоям принято то или иное отношение и поведение (например, принести жертву, в том числе человеческую, для обильного урожая; прохождение специального обряда для лиц мужского пола, чтобы стать совершеннолетним и др.).
В данной правовой системе отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Не существует чётко выраженной власти, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Не существует и письменности, способной фиксировать нормы поведения (нормы права).
Обычаи и традиции, которые служат правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам. Такие обычаи и традиции переходят из поколения в поколение посредством устной формы и исполняются в силу привычки.
Особенностью является то, что обычное право осуществляет регулирование как государственной, так и общественной жизни людей, главным образом за пределами городов. Моральные нормы либо бытовые правила и традиции, сложившиеся внутри родово-племенной общины, приобрели там характер правовых норм и обеспечиваются авторитетом лидеров, а также повиновением в силу уважения предков и верой в сверхъестественное. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов.
Обычное право влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Государственные органы, как правило, признают и принимают во внимание решения племенных общин, основанных на обычном праве.
Система обычного права подразделяется на две большие группы:
-Традиционная правовая система, состоящая исключительно из обычного права. Распространена среди племён, живущих в труднодоступных местностях экваториальной Африки, и ряде небольших тихоокеанских островов.
-Традиционная правовая система, в которой обычное право смешано с религиозными догмами либо философскими учениями, привнесёнными извне. Является смешанной правовой системой, которая в определённой степени эволюционирует к цивилизованному образу жизни. Распространена среди большей части племён в странах Африки, Азии (Индия), Австралии и Океании.
Существует также ряд государств с так называемым сложно-смешанным правовым режимом, например, Индия, где мусульманское право одновременно действует и в качестве религиозного права, и в качестве обычного права.