Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема знания и производство знания и практическое их использование

Работа добавлена на сайт samzan.net:


НАУКА И ТЕХНИКА

Научное знание, его специфика и эволюция

Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и практическое преобразование действительности. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний. Таким образом, наука – это и система знания, и производство знания, и практическое их использование. Научное познание имеет ряд особенностей.

1. Основная задача научного знания – обнаружение объективных законов природы, общества, самого познания. Научное исследование ориентировано, главным образом, на общие, существенные и необходимые характеристики и свойства предметов.

2. Наука стремится к объективному знанию и устранению, по возможности, субъективных моментов.

3. Научное познание есть процесс воспроизводства знаний, образующих целостную систему понятий, гипотез, теорий, выраженных в естественном, или в искусственном языке (математическая символика, химические формулы и т. д.). Научное знание постоянно обновляется. Более чем  двухтысячелетняя история науки обнаруживает ряд закономерностей. Наука движется вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных от предшествующих поколений. Объём научной деятельности с XVII в. удваивается каждые 10 – 15 лет, что проявляется в ускорении роста научных открытий и научной информации, а также числа людей, занятых наукой. Ежегодно число научных работников увеличивается на 7 %, а численность населения на 1,7 %.

4. В процессе научного познания применяются приборы и другое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, ракетно-космическая техника и т.д.).

5. Научное знание характеризуется доказательностью, обоснованностью, системностью. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений. Поэтому логико-методологическая подготовка исследователей и их философская культура имеют в научном познании большое значение.

В современной философской литературе выделяют различные критерии научности. К наиболее значимым критериям можно отнести: внутреннюю системность знания, логическую непротиворечивость, открытость для критики и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

Мы охарактеризовали науку как исторически сложившуюся форму деятельности. Следовательно, в своём развитии наука должна проходить ряд этапов. Зачатки научных знаний можно обнаружить на Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме, а также в Средние века.

Экспериментально-математическая наука возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своей эволюции три основных этапа: классический, неклассический и постнеклассический (современный).

Возникновение классической науки связано с изменением мировоззренческих ориентаций человека Нового времени. Появляются новые, отличные от античных и средневековых, представления о природе, пространстве и времени, человеческой деятельности. Складывается механистическая картина мира. Природа стала рассматриваться с точки зрения естественного порядка, в котором имеют место только механические события. В этой связи пространство, время и материя стали интересовать людей только с количественной стороны. Античность и средние века «видели» мир другими глазами. Неверно думать, что представления о природе, как о механизме, о её закономерностях и господстве в ней причинности есть результат естественного акта отражения в нашей голове природы, как она есть сама по себе. Если бы это было так, то люди во все времена и во всех культурах имели бы одну и ту же картину мира – научную, сходную с той, которая оформилась в Европе в Новое время.

Классическая наука (XVIII – XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить всё, что относится к субъекту, средствам, приёмам и операциям его деятельности (например, борьба Ф. Бэкона с «идолами» познания, радикальное сомнение Р. Декарта). В ней господствует объективистский стиль мышления, стремление познать предмет безотносительно к условиям его изучения.

Неклассическая наука (конец XIX – первая половина XX в.) связана с появлением первых теорий термодинамики, разработкой релятивистской и квантовой теории. Неклассическая наука отвергает объективизм классической науки и отбрасывает представление о реальности как о чем-то не зависящим от средств её познания. Она осмысливает связь знания об объекте с характером средств и методов изучения объекта. Обнаружение и прояснение этих связей рассматривается как условие объективно-истинного описания мира.

Постнеклассическая наука (вторая половина XX в.) учитывает соотнесённость характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и методов, применяемых субъектом познания, но и с ценностно-целевыми структурами субъекта. Таким образом, субъективный компонент вводится в корпус научного знания. Характерной чертой постнеклассической науки является глобальный эволюционизм, распространяющий идеи эволюции на все сферы бытия и устанавливающий универсальную связь между неживой, живой и социальной формой бытия. Утверждению этих идей способствовали теория нестационарной вселенной, теория биологической эволюции и развитая на её основе концепция биосферы и ноосферы.

Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизм и антисциентизм. Сторонники сциентизма (от лат. scientia – наука) утверждают, что «наука превыше всего» и её нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной ценности во все формы человеческой деятельности. Сциентисты считают, что только с помощью науки (и её одной) можно решить все общественные проблемы.

Антисциентизм – философская концепция, сторонники которой подвергают резкой критике науку. Наука, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс и улучшить жизнь людей. Акцентируя внимание на действительно имевших место негативных последствиях научно-технической революции, антисциентисты склонны отвергать вообще науку и технику как враждебные человеку силы, разрушающие гуманистические ценности культуры. Сциентизм и антисциентизм неразрывно связаны с фаталистическим пониманием развития науки.

Структура и уровни научного познания

Научное познание и знание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру.

По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), обществе (обществознание, социальные науки), о духе (гуманитарные науки), о познании и мышлении (логика, психология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Своеобразное место занимает математика. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута дальнейшему дроблению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и другие науки, каждая из которых подразделяется на дисциплины – физическая химия, биофизика и т. п. Ряд дисциплин занимает промежуточное положение (например, экономическая статистика).

Проблемный характер ориентации постнеклассической науки вызвал к жизни междисциплинарные исследования, проводимые средствами нескольких научных дисциплин. Например, исследования охраны природы находятся на перекрёстке технических, биологических, медицинских наук, наук о Земле, экономики и т.п.

По непосредственному отношению к практике выделяют фундаментальные и прикладные науки. Задача фундаментальных наук – познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, мышления. Эти законы изучаются безотносительно к их возможному использованию. Цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения социально-практических задач.

В современной эпистемологии выделяют три уровня научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический.

Основания для выделения эмпирического и теоретического уровней познания.

1. По гносеологической направленности эти уровни различаются тем, что на эмпирическом уровне познание ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними, без углубления в сущность процессов. На теоретическом уровне познания выявляются причины и сущностные связи между явлениями.

2. Основная познавательная задача эмпирического уровня познания– описание явлений, а теоретического уровня – объяснение изучаемых явлений.

3. Наиболее чётко различия между уровнями познания проявляются в характере получаемых результатов. Основной формой знания эмпирического уровня выступает научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность изучаемых явлений.

4. Соответственно различаются и методы, используемые при получении этих типов знания. Основные методы эмпирического уровня – наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом уровне широко используются такие приемы и методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

Несмотря на различия, нет жёсткой границы между эмпирическим и теоретическим уровнями познания. Эмпирические исследования нередко выходят к сущности изучаемых процессов, а теоретические исследования стремятся к подтверждению правильности своих результатов с помощью эмпирических данных. Эксперимент, будучи основным методом эмпирического познания, всегда теоретически нагружен, а любая абстрактная теория должна иметь эмпирическую интерпретацию.

Сложный научно-познавательный процесс не исчерпывается только эмпирическим и теоретическим уровнями. Целесообразно выделить особый – метатеоретический уровень, или основания науки, которые представляют идеалы и нормы научного исследования, картина исследуемой реальности и философские основания. Идеалы и нормы научного исследования (ИННИ) – совокупность определённых концептуальных, ценностных, методологических установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе её развития. Их основная функция – организация и регуляция научного исследования, ориентация на более эффективные пути и способы достижения истинных результатов. ИННИ можно разделить на:

а) общие для всякого научного исследования; они наука отделяют науку от других форм познания (обыденное познание, магия, астрология, теология);

б) характерные для того или иного этапа развития науки. При переходе науки на новый этап своего развития (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются ИННИ;

в) идеалы и нормы специальной предметной области (например, биология не может обойтись без идеи развития, тогда как физика к подобным установкам в явном виде не прибегает и постулирует неизменность законов природы).

Картина исследуемой реальности (КИР) – представления о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой. К компонентам КИР относятся пространственно-временные представления и общие закономерности взаимодействия объектов (например, причинность). Эти представления могут быть описаны в системе онтологических постулатов. Например, «мир состоит из неделимых атомов, их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; атомы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве и с течением абсолютного времени». Такая онтологическая система мира, реальности сложилась в XVII – XVIII вв. и получила название механистической картины мира. Переход от механистической к электродинамической (последняя четверть XIX в.), а затем к квантовомеханической картине исследуемой реальности сопровождался изменением в системе онтологических постулатов. Ломка КИР представляет собой научную революцию.

Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и принципов, обосновывающих ИННИ и КИР. Например, М. Фарадей обосновывал материальный статус электрических и магнитных полей ссылками на принципиальное единство материи и силы. Фундаментальная наука имеет дело с необычайными объектами, не освоенными ни производством, ни обыденным сознанием, поэтому необходимо состыковать эти объекты с господствующим мировоззрением и культурой. Эта задача решается с помощью философских оснований науки (ФОН). Философские основания не совпадают со всем массивом философского знания, которое намного шире и является рефлексией не только над наукой, а над всей культурой. Лишь часть философского знания может выступать ФОНом. Принятию и развитию многих научных идей предшествовала их философская разработка. Например, идеи атомизма, саморегулирующихся систем Лейбница, саморазвивающихся систем Гегеля нашли своё применение в современной науке, хотя выдвинуты были намного раньше в сфере философского знания.

Приемы, методы и формы научного исследования

Человеческое мышление – сложный познавательный процесс, включающий в себя использование множества различных приёмов, методов и форм познания. Под приёмами мышления мы будем понимать общелогические и общегносеологические операции, используемые мышлением во всех сферах и на любом этапе познания. Они характеризуют как обыденное мышление, так и научное.

Приемы мышления

К широко распространенным приёмам мышления относят анализ и синтез. Анализ – это приём мышления, связанный с мысленным разложением изучаемого объекта на составные части, стороны с целью их относительно самостоятельного – обучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое для выявления тех существенных связей и обобщений, которые объединяют выделенные в анализе части в одно целое.

К общенаучным приёмам относится абстрагирование (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) – процесс мысленного выделения отдельных интересующих нас в контексте исследования признаков, свойств и отношений конкретного предмета и одновременно отвлечение от других свойств, которые в данном контексте несущественны. Важной разновидностью абстрагирования является идеализация. Результатами идеализации являются такие понятия, как «точка», «прямая» в геометрии, «материальная точка» в механике, «идеальный газ» в физике и т. д. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержании понятия признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется, так называемый, идеальный объект, которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных предметов. Например, понятие материальной точки в действительности не соответствует ни одному объекту. Но механик, оперируя этим идеальным объектом, способен теоретически объяснить и предсказать поведение реальных объектов, таких как снаряд, искусственный спутник, планета Солнечной системы и т. д.

Моделирование – приём мышления, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому. Первый объект называется оригиналом, а второй – моделью. В дальнейшем знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднительно и связано с большим риском и расходами. Например, изучение свойств новой конструкции самолётов на их уменьшенных моделях, помещённых в аэродинамическую трубу. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим. Широкое распространение получило компьютерное моделирование.

К общелогическим приёмам относятся индукция, дедукция. При использовании индукции мысль движется от частного знания, от фактов к знанию общему, знанию законов. В дедуктивном умозаключении движение мысли идёт от знания общего к знанию частному. Индуктивные приёмы тесно связаны в научном познании с дедуктивными. Индукция наводит человеческую мысль на гипотезы о причинах и общих закономерностях явлений. Дедукция позволяет выводить из общих гипотез эмпирически проверяемые следствия и таким образом их экспериментально обосновывать или опровергать.

Аналогия, как приём мышления, состоит в том, что на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам, отношениям выдвигают предположение об их сходстве и по другим признакам, свойствам. Вывод по аналогии так же проблематичен, как и индукция, и требует дальнейшего обоснования и проверки.

 Методы научного исследования

Методами мы будем называть познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приёмов исследования и которые характеризуют порядок познавательных операций.

Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. К таким методам относятся, например, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа, метод Монте-Карло, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и т. д. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. К ним относятся: методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод и т. д. Универсальные методы характеризуют мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности. К этим методам относятся философские методы мышления, например, диалектический метод.

Исходным методом эмпирического уровня познания является метод наблюдения. Наблюдение – это целенаправленное изучение предметов, опирающееся на чувственно-сенситивные способности человека; в ходе наблюдения мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. Наблюдение как метод эмпирического исследования всегда связано с описанием, которое является его итогом. Эмпирическое описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков, цифр.

В узком смысле описание можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает нахождение эмпирических зависимостей между результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам. Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, которые дают возможность выразить изучаемые свойства количественно. Сравнение используется не только в связи с измерениями. Широко используются сравнительные методы в биологии, языкознании и других науках.

К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения – установки, приборы, измерительные инструменты. Наблюдение – активный познавательный метод, поскольку наблюдение всегда целенаправленно: что наблюдать, на какие явления обращать внимание. Активность наблюдения проявляется и в его теоретической обусловленности. В методологии науки широко известна фраза: «Учёный смотрит глазами, но видит головой». Так делает и геолог, глядя на один и тот же кусок породы, видят, наблюдают разные вещи. Аналогичным образом обыватель и этолог, наблюдая поведение животных, зафиксируют различные результаты этих наблюдений.

Наблюдение и сравнение может производиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом.

Эксперимент также является основным методом эмпирического познания. Эксперимент более активный метод исследования, чем наблюдение. Со становлением экспериментального метода учёный превращается из наблюдателя в естествоиспытателя. Говоря метафорически, с помощью этого метода учёный обретает возможность «задавать вопросы природе», «испытывать природу». Эксперимент – это активный, целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент перед наблюдением имеет ряд преимуществ:

в ходе эксперимента изучаемое явление может не только наблюдаться, но и воспроизводиться по желанию исследователя;

в условиях эксперимента возможно обнаружение таких свойств явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях;

эксперимент позволяет изолировать изучаемое явление от всяких усложняющих обстоятельств путём варьирования условий и изучать явление в «чистом виде».

По своему замыслу эксперимент всегда опосредован предварительным теоретическим знанием, его целью зачастую является подтверждение или опровержение научной теории или гипотезы. Итогом экспериментального исследования является достижение фактуального знания и установление эмпирических закономерностей.

Становление эксперимента как самостоятельного метода научного познания знаменует собой начало науки нового времени. Основателем и пропагандистом экспериментального метода в современном его понимании был Г. Галилей. Возникнув в рамках механики и физики, экспериментальный метод позже нашёл широкое применение в химии, биологии, физиологии и др. естественных науках. В зависимости от познавательных целей и используемых средств можно выделять следующие виды экспериментов: а) поисковый; б) проверочный или контрольный; в) воспроизводящий; г) изолирующий; д) качественный или количественный и т. д. Поисковый эксперимент направлен на обнаружение новых, неизвестных науке явлений или свойств. Например, серия экспериментов с проводниками при различных температурах в своё время закончились открытием явления низкотемпературной сверхпроводимости. Большую роль в науке играет проверочный эксперимент. Так, Менделеев, опираясь на свой периодический закон, предсказал существование новых химических элементов. Проверка предсказаний позже привела к открытию этих элементов.

Совершенно особым видом эксперимента является мысленный эксперимент, являющийся методом теоретического познания. В мысленном эксперименте учёный оперирует не реальными предметами, а их чувственными образами или теоретическими моделями. Классическим примером мысленного эксперимента выступает эксперимент А. Эйнштейна со свободно падающим лифтом. Результатом этого мысленного эксперимента была формулировка принципа эквивалентности тяжёлой и инертной массы, положенного Эйнштейном в основание общей теории относительности.

Одним из методов теоретического исследования является формализация. Формализация заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения между знаками заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаруживать структуру различных явлений, процессов при отвлечении от качественных характеристик последних.

Специфическим методом построения развитой теории является аксиоматический метод. Впервые он был применен в математике Евклидом, а затем стал применяться в эмпирических науках. Однако здесь аксиоматический метод выступает в особой форме гипотетико-дедуктивного метода построения теорий. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются  аксиомами, или постулатами. Затем из них по определенным правилам логики строится система выводных предложений.

Сущность гипотетико-дедуктивного метода заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Методом и формой теоретического исследования выступает гипотеза. В методологии термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий. Метод гипотезы имеет несколько стадий. На первой стадии происходит ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. Первоначально этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, учёный переходит ко второй стадии выдвижения догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. Третья стадия есть стадия оценки серьёзности предположений и отбора из множества догадок наиболее вероятной. На этой стадии гипотеза проверяется на непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки. Например, если физик, объясняя факты, обнаружит, что его гипотеза входит в противоречие с принципом сохранения энергии или принципом относительности, он будет склонен отказаться от такой гипотезы и искать новые. На четвёртой стадии происходит разворачивание гипотезы и выведение из неё эмпирически проверяемых следствий. На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается. Однако эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует её истинности.

Большое значение при выдвижении гипотез имеет интуиция. Именно интуитивное озарение позволяет учёному выделить из совокупности фактов главные, ведущие к выдвижению гениальной догадки. Дискурсивное (доказательное) мышление в рамках метода гипотезы постоянно перемежается с интуитивными шагами мысли. Именно метод гипотезы демонстрирует творческий характер научного исследования по открытию новых законов, принципов, теорий. Теория не вычисляется логически и не открывается, она создаётся творческим гением учёного и на ней всегда лежит печать личности учёного, как она лежит на любом продукте духовно-практической и теоретической деятельности человека.

Литература

Введение в философию: Учебник для вузов. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002.

Введение в философию: Учебник для вузов в 2ч. – М.: Политиздат, 1989.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2002.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики. 2003.

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002.

Вопросы к теме «Наука»

Каковы особенности научного познания?

Определите этапы развития научного познания, укажите их специфику.

По каким параметрам выделяют эмпирический и теоретический уровни познания? Как связаны эти уровни научного познания?

Каковы основания научного познания?

Что такое прием мышления? Какие приемы мышления вы знаете?

Какие познавательные процедуры называются методами научного исследования? Какие методы используются на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования?

Что такое сциентизм? Каковы его основания?

ТЕХНИКА

Понятие техники

Современное общество нередко характеризуется как техногенное, индустриальное, информационное. Основным элементом этой характеристики выступает понятие техники. Техника появилась вместе с человеком и сопровождает общество на всех этапах его развития. Однако объектом философского осмысления техника стала только в конце XIX – нач. XX в. Середина ХХ в. породила всплеск внимания к проблемам техники. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Т. Веблен, О. Тоффлер и ряд других философов поставили острейшие вопросы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности и перспективах  развития.

В Древней Греции словом «технэ» обозначали искусство, мастерство, умение создать нечто из естественного материала. Аристотель зафиксировал то обстоятельство, что вечным спутником человеческой жизни является наличие предметов и процедур, которые позволяют преобразовывать природное в искусственное.

В марксистской философской традиции техника трактуется как система искусственных органов общественного человека (механизмы усиливают мускульную силу человека, микроскоп, телескоп расширяют возможности зрения и т. п.). М. Хайдеггер видел в технике первооснову, корневое начало бытия человека способ самореализации.

Определений техники много. Во всех определениях техники варьируется ее фундаментальное свойство, которое можно назвать принципом преобразования. Иными словами, техника есть то, при помощи чего человек преобразует природу, общество, самого себя. В более узком смысле техника представляется орудийно, предметно или же алгоритмично. Чем человек воздействует на объекты, преобразуя их, – это техника. Как именно он воздействует – это тоже техника, но уже обнаруживающая себя как технология.

Эволюция техники. Техносфера

Существует ряд концепций исторического развития техники. Марксистская философия в истории техники выделяет следующие этапы: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. На каждом этапе на техническое устройство переносятся те функции, которые ранее осуществлялись самим человеком. Например, на последнем этапе на технические автоматизированные системы переносится функция управления техникой. Таким образом, «естественное» заменяется «искусственным».

Американский социолог и философ Л. Мамфорд точкой отсчета в развитии современной техники считает начало второго тысячелетия нашей эры. Мамфорд выделяет три технические эпохи. Первая – «эотехническая» (1000 – 1750) имеет в основе технологию «воды и дерева». Вторая – «палеотехническая» (1750 – сер. ХХ в.) опирается на комплекс «угля и железа». И, наконец, третья – «неотехническая» использует комплекс «электричества и сплавов». Периодизацию образует основной вид энергии и основной конструктивный материал, используемые в технике.

Интерес представляет естественнонаучный подход к технике и ее эволюции.  Суть этого подхода в том, что наряду с био-, гидро-, атмосферой выделяют техносферу. Техносфера – это особая реальность, которая развивается по своим законам, во многом похожим на законы биологической эволюции, но не сводимым к последним.

Техносфера – это мир, реальность, созданная человеком, но, с другой стороны, относительно независимая от человека. Окружающая человека среда обитания есть превращенная природа, техносфера наложилась на биосферу и трансформировала ее.

Профессор Б. И. Кудрин создал оригинальное учение о технической реальности и назвал это учение «технетикой». Эволюция технической реальности представляет собой естественный процесс, где «вне желания человека техническое порождается техническим». Мир машин Кудрин сравнивает с миром крупных животных и птиц. Имеется возможность выделения и перемещения каждой единицы оборудования, ее замена как особи на другую, т. е. другую машину можно рассматривать как организм, отдельное животное. Таким образом, техноценоз (аналог биоценоза) трактуется как сообщество, образованное практически бесконечным множеством слабо связанных и слабовзаимодействующих изделий. Техническое изделие играет в технике ту же роль, что и животное (растение) в биологии; законы естественного и информационного отбора совпадают. Развитие отдельного технического изделия совершается по техническим документам, а техноэволюция в целом есть непрограммируемое развитие, где преемственность, проявляющаяся в документе, есть фундаментальное свойство.

Человека автор технетики истолковывает как необходимое субъективное условие становления технической реальности3.

Отношение к технике. Техницизм и технофобия

Отношение человека к миру техники неоднозначно. Вторжение техники во все сферы человеческого бытия иной раз порождает безудержную апологию техники, своеобразную психологию техницизма.

Исходной предпосылкой техницизма является убеждение в том, что современный мир – это мир технический, а техника представляет собой систему средств, с помощью которых можно и нужно решать любые цивилизационные проблемы и задачи. Английский футуролог Д. Гейбор основную установку техницизма суммировал в законе технической цивилизации: «Что может быть сделано, обязательно будет сделано, причем вред, порождаемый техникой, может быть компенсирован опять же техникой»4.

Техницизм истолковывает все виды человеческой деятельности технически. Наука понимается как непосредственная производительная сила, позволяющая овладевать природой. Инженерия и проектирование предназначено для создания инженерных и технических проектов. Образование – это институт, призванный готовить специалистов, которые затем будут включены в производство. Производство – не что иное, как техника и технические системы. Власть – институт, основная роль которого поддерживать техническое развитие. Технике приписываются необычные качества, несущие человеку только блага: преодоление кризисов и застоя, устранение всех проблем и трудностей, наступление эры всеобщего благоденствия, изобилия,  счастья и свободы.

Техницизм переносит на человека и общество характеристики, присущие машинам и механизмам. Старый тезис материалистов XVIII в. «человек есть машина» облекается в наше время в модную кибернетическую, компьютезированную терминологию. К чему приводит подобный подход можно судить по концепции «киборгизации». Согласно этой концепции, в будущем человек должен будет отказаться от своего тела. Современных людей сменят «киборги» (кибернетические организмы), где живое плюс техническое даст какой-то новый сплав. Современная фантастика переполнена проигрыванием подобных ситуаций и показом их разрушительности для бытия людей. Без тела нет человека. Разумеется, включение в человеческую телесность искусственных органов – вещь разумная и необходимая. Но она не может переходить тот рубеж, за которым конкретная личность перестает быть сама собой.

Для техницизма характерно любые проблемы (мировоззренческие, нравственные, духовные, политические) решать по образцу алгоритмов технического знания.

Кто же в наше время выступает агентом техницизма? Конечно, административная и исполнительная власти, к которым относится правительство. Затем технократы, занимающие ключевые позиции в производстве, бизнесе и порождающие техницистскую пропаганду, которая с готовностью и энтузиазмом воспринимается широкой общественностью. Конечно, профессора, интеллектуалы, ученые, журналисты. Как это ни странно, но в последнее время техницизм распространился среди представителей гуманитарных профессий.

Может быть, техницизм не так уж и страшен? По мнению Рачкова, техницизм поддерживает и ускоряет события, ведущие нашу цивилизацию прямо к катастрофе. Развитие современной техники порождает лавинообразные неконтролируемые негативные последствия, погружает человека в мир иллюзий и абсурда, делает нашу цивилизацию хрупкой и незащищенной. «Чем дальше продвигается в своем развитии наука и техника, тем больше усугубляется рискованная ситуация и увеличивается вероятность общечеловеческой катастрофы. Сегодня самое время, чтобы человек перестал удовлетворяться несвязным результатом научных исследований. Если об этом не задуматься заранее, то, как только процесс однажды вырвется из-под контроля, так сразу же пойдет очень быстро до самого конца»5.

Обратная сторона техницизма – технофобия, страх перед техникой, техническим развитием. Мыслители разных направлений не раз высказывали и продолжают высказывать опасение по поводу возможного выхода техники из-под контроля человека. В 30-е годы ХХ столетия О. Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин. В 1846 г. Английская писательница М. Шелли создала образ Франкенштейна, искусственного индивида, восставшего против сотворивших его людей. С тех пор этот мифологический образ не покидает страниц печати и телеэкранов. В своих крайних  формах технофобия проявляется в призывах отказаться от современной техники и вернуться в доиндустриальное, традиционное общество.

Техницизм и технофобия – крайние формы отношения к технике, которые абсолютизируют противоречивые характеристики техники и технического развития. Было бы банальностью утверждать, что адекватное отношение к технике предполагает учет всех ее параметров, в том числе и противоположных. Видимо, новое отношение к технике, выходящее за рамки «техницизм – технофобия» возможно и будет формироваться по мере перехода к иному, не техногенному типу цивилизационного развития

Литература 

  1. Введение в философию: Учебник для вузов. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002.
  2. Введение в философию: Учебник для вузов в 2ч. – М.: Политиздат, 1989.
  3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2002.
  4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики. 2003.
  5.  Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002.

Вопросы к теме «Техника»

  1. Какие подходы к определению техники вам известны?
  2. Какие этапы выделяются в истории техники
  3. Что такое техносфера? Какова ее связь с природой и человеком?
  4. В чем суть техницизма? Представляет ли он опасность для бытия человека?
  5. Является ли технофобия альтернативой техницизму?

3 См. Кудрин Б. И. Технетика: Новая программа философии техники (третья научная картина мира) Препринт.  Томск. 1998.  Он же. Введение в технетику. Томск. 1993.

4 См. Рачков В. П. Техника и ее роль в судьбах человечества. Свердловск 1991.

5 Рачков В. П. Техника и ее роль. С. 95, 171.




1. Тестирование пользовательского интерфейса
2. Социология Москва ИНФРАМ 2004 Добренькое В
3. осінню кампанію 1941 р
4. государства. Завоеваниями Филиппа Македонского а затем его сына Александра кончилась политическая независ
5. Антон нашёлся Звонит Анна-
6. Вариант 1 Набор механизмов реализации ЭЦП Компон
7. I.. Русский язык базовый уровень 1011 Просвещение Агеносов В
8. Тульский педагогический колледж 1 ГОУ СПО ТО ТПК 1 специальность 034702 Документационное обесп
9. варианты Под ред1
10. соціальнеполітичні демократизм участь населення в управлінській діяльності держави народність; рівно
11. тематических представлений игра выступает как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам
12. Система антикризисного управления на предприятии
13. платить налоги и умереть должен каждый
14. Туризм древнего мир
15. Омский государственный технический университет теория менеджмента Методиче
16. Знакомство дошкольников с родным городом
17. Тема- Правила спілкування фахівця при проведенні ділових переговорів прийомів
18. Сочинение на тему силен или слаб обломов
19. Утверждаю Согласовано Утверждаю
20. Альтернативные источники энергии и возможности их применения в России