Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 12 Философская антропология и гносеология лекция 2ч

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

7

Тема 12.  Философская антропология и гносеология

(лекция) 2ч.

  1.  Философия о природе человека: обзор различных точек зрения, дилеммы уникальности и универсальности, внутреннего и внешнего.
  2.  Возможности человека в познании мира, критика противопоставления объекта субъекту. Природа психических функций человека.
  3.  Чувственное познание и его формы. Память и воображение.
  4.  Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального познания.
  5.  Творчество. Интуиция. Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм о бессознательном.

Под философской антропологией понимают учение о природе человека.

Что есть человек?

Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса (микрокосм). Человеческое и природное здесь часто отождествлялись. Но уже платонизм делает существенный шаг вперед в понимании человека. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа принадлежит к бестелесному, к миру идей. Человек выступает носителем внеличного духа. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу. Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух различных частей – души и тела.

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца. Появляются три составляющих внутреннего мира человека – разум, сердце и воля. Основное размежевание внутри христианства проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком».

Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела – это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими достоинствами.

В Новое время Декарт рассматривает мышление, как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. «Я мыслю – следовательно существую». Специфика человека усматривается в его разуме. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек – это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит.

Для И.Канта человек тоже двойственен. Он принадлежит как миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы. Специфика человека определяется его трансцендентальностью и нравственной свободой поведения.

Для Гегеля человек есть носитель Абсолютного духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Философия жизни (Ницше, Дильтей) видит специфику человека в феномене жизни. Здесь выдвигается на первый план внемыслительные способности человека: чувство, воля, интуиция. Часто сознанию противопоставляется бессознательное как глубинный источник человеческого поведения.

Экзистенциализм в первую очередь обеспокоен подлинностью индивидуального человеческого существования. Он ищет свободу как от природного, так и от всех других безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного идеализма, материализма и сциентизма. На первый план выдвигаются чувства, но не просто чувства, а процесс чувствования, переживания.

Феноменология Гуссерля стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживание считается интенсиональным, оно изначально направлено на внешний мир. Человек не просто существует, а существует в мире.

Существование человека в мире понимается как проявление человека в языке, труде, религии. Человек, таким образом, существо, которое создает символы самого себя, т.е. культуру.

Философская антропология возникла из синтеза философии жизни и феноменологии Гуссерля в 1928 году, благодаря работам Шелера и Плеснера в Германии. Ставится задача на основе данных частных наук о человеке – биологии, психологии, социологии – воссоздать целостное понятие о человеке.

Итак, подводя итог, мы можем сказать, что:

  1.  Человек и универсален и уникален. Человек венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо – ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.
  2.  Человек – это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека – это его внутренняя доминанта, но она символизируется в различных формах его деятельности, в труде, в художественном творчестве, в игре.  В итоге он оказывается существом социальным.
  3.  Человек есть единство, но наука делит его на части: человек биологический, разумный, чувствующий, действующий, этический – все это объединено в каждой личности.
  4.  Человек существо историческое и существо кризисное.
  5.  Человеку не избежать бремени ответственности перед самим собой.

2. Возможности человека в познании мира.

Человек обладает уникальными познавательными возможностями.

«Что я могу знать?» - задает свой знаменитый вопрос И. Кант.

Противостояние субъекта и объекта доводит до парадокса сам вопрос о возможности познания вообще. В связи с этим были разработаны различные концепции. Согласно эмпирической теории познания (Бэкон, Локк, Гоббс), все человеческое знание проистекает из опыта. Все познание вырастает из ощущений. Это сенсуализм.

Согласно рационалистической теории познания (Декарт, Лейбниц, Кант), субъект накладывает на поступающую от органов чувств информацию априорные идеи и схемы познания (Кант). Обе концепции основаны на жестком противопоставлении объекта субъекту. Это противостояние было преодолено феноменологией, экзистенциалистами и аналитиками.

Какова же природа психических функций человека?

Психическое не существует в виде определенного предмета, что можно было бы потрогать или взвесить. Психическое не материально но идеально. Вместе с тем психическое не существует без своего материального носителя, головного мозга. Известно, что левое полушарие оперирует словами, знаками, правое полушарие оперирует образами. Но тем не менее еще никому не удалось восстановить ход мышления человека, посещающие его фантазии и воображения, несмотря на самые разносторонние сведения о физиологических процессах головного мозга.

Для выражения природы психического лучше всего подходит категория символа. Психическое есть символическое бытие в структурах головного мозга. Психика выступает как множество процессов и состояний, которые символически представляют внешний мир.

(Пример с картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна» которую рассматривают истинный ценитель искусства живописи и таможенник).

Человек – это символическое существо, которое создает символы самого себя, т.е. культуру.

3. Чувственное познание и его формы.

 Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение –  это наиболее элементарная форма чувственного познания. Восприятие есть целостный и вместе с тем структурированный символ (образ), состоящий из нескольких ощущений.

Представление – это образ ранее воспринятого или созданного воображением явления.

Пропускная способность органов чувств человека распределена так: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Видов ощущений больше, чем органов чувств.

 Восприятие предполагает синтетическую деятельность мозга. Сначала выделяется лишь первоначальное представление об объекте, которое затем сменяется более детальным восприятием. Восприятие обладает константностью, т.е. устойчивостью. Если сходные восприятия встречаются вновь, то они познаются относительно быстрее. (Для процессов обучения в отдельных случаях требуются месяцы и годы, к примеру, формирования навыков чтения или игры на музыкальных инструментах).

В последующем на опознание привычных восприятий могут понадобиться лишь секунды.

 Представления возникают на основе припоминания или же воображения и относятся к прошлому или будущему. Отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости.

 Память – это способность человека быстро воспроизводить ранее выработанную информацию. Различают кратковременную и долговременную память. Для кратковременной памяти типично вербально-акустическое кодирование, для долговременной – семантическое (смысловое). Объем кратковременной памяти в тысячи раз меньше объема памяти долговременной.  

 Воображение – это создание человеком ранее не присущих ему ощущений, восприятий, представлений. Репродуктивное воображение производится в соответствии с ранее известным. Продуктивное (творческое) воображение приводит к созданию новых, оригинальных образов. Фантазия. Мечта – это формы воображения.

4. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.

Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это элементарная форма мысли, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. Теперь мы имеем дело не с единичным, как это было в чувственном познании, а с общим. Таким образом, понятие – это мысль, соотносящаяся с отличительными признаками исследуемого объекта.

 Суждение – это мысль, не только соотносящаяся с некоторой ситуацией, но и являющаяся утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности. И понятие, и суждение выражаются повествовательными предложениями. Разница в том, что суждение, в отличие от понятия, должно быть непременно истинным или ложным. Сравним два выражения: «Электропроводность всех металлов» и «Все металлы проводят электрический ток». Только второе выражение явл. суждением. Таким образом, суждение – есть связь понятий, которая часто фиксируется формулами.

 Умозаключение – есть вывод нового знания. Умозаключением будет, например, такая операция: Все металлы – проводники. Медь – металл следовательно медь – проводник.

Все три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, которую  называют умом, а как нечто процессуальное – мышлением. Философская традиция проводит различие между рассудком и разумом, где разум – высшая ступень логического понимания, преодолевающая недостатки рассудочного мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.

 Чувственное и рациональное познание существуют в единстве, пронизывают друг друга. Ощущение сладкого, горького, кислого дают понятие вкуса. (Образ этого яблока, желтого, круглого, сладкого). Для обозначения единства чувственного и рац. познания применяют термин – эйдос (вид).

5. Творчество. Интуиция. Сознательное, бессознательное, надсознательное.

 Творчество – это духовная деятельность, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это единство репродуктивной и продуктивной деятельности. Опираясь на уже созданное человек создает нечто новое. Центральный момент творчества – озарение, интуитивное схватывание нового.

 Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть чувственным, рациональным и эйдетическим. Эйдитическое есть целое, его частями являются чувственное и рациональное.

 Сознательное – есть способность идеального воспроизведения действительности. Сознание – это прежде всего есть знание. Субъективный образ объективного мира.   

Бессознательное – неосознанное, досознательное.

 Надсознательное – сфера творчества.

 




1. Информатика для студентов заочной формы обучающихся по направлению бакалавриат Экономика 2 семест
2. суицид как социокультурный и педагогический феномен Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниж
3. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЗАКОНОВ 12 ТАБЛИЦ В древнейший период безраздельно господствующей правовой системой было
4. Subject of interest in those exlted circles in which the unfortunte bridegroom moves
5. 80 Способы нормирования допускаемых погрешностей- по абсолютной погрешности по относительной погреш
6. економічного факультету спеціальності 6
7. реферату Джгутикові
8. тема Великобритании
9. Захист права власності
10. на тему Моя мамочка; плакаты ~поздравления поздравительные открытки для мам
11. Государственное управление, как объект административно-правового регулирования
12. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата хімічних наук2
13. Курсова робота з дисципліни Маркетинг за темою Інтернет маркетинг
14. Реферат- Реклама и паблик рилейшнз
15. Отличие культурологии от других наук, изучающих культуру
16. Григорий Богослов (Восточные Отцы IV века)
17. Статья- Новая модель управления для XXI века
18. Тема 4. Кейнсіанська модель макроекономічної рівноваги План заняття 1
19. Лекция 3 ОСНОВЫ ГИДРОДИНАМИКИ Гидродинамика раздел гидравлики в котором изучаются законы движения ж
20. е к инфляции Однако этим понятие инфляции не ограничивается