Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема 5. Политическая система общества
1. Понятие политической системы.2. Типология политических систем.3. Политическая власть и политические режимы.
1. В самом общем плане политическую систему можно определить как одну из сфер общества, связанную с особой формой деятельности людей политикой. В основе политической системы лежат политические отношения. Именно поэтому вопрос о сущности политической системы решается в зависимости от того, каким образом интерпретируется феномен политики.
В рамках марксистского подхода политика характеризуется прежде всего как категория классовая, как область взаимоотношений между классами по поводу государственной власти, ее устройства и использования. В соответствии с этим и сущность политической системы трактуется как производная, зависящая от ее классовой природы, от того, интересы какого класса она выражает и защищает. Кроме того, марксизм обосновывает обусловленность политической системы определенным экономическим базисом и социальной структурой общества. Политическая система, в свою очередь, будучи относительно самостоятельной, оказывает обратное воздействие на социально-экономический строй. Важной особенностью марксистского подхода является акцент на зависимости функционирования политической системы от господствующих в обществе идейных взглядов и воззрений, политического сознания и политической культуры.
В западной политологии можно выделить два основных подхода при характеристике политической системы общества: 1) институциональный подход, определяющий политическую систему через государственные, ин-ституционализированные политические организации, систему их связей и взаимосвязей; 2) более широкий системный подход. Политическая система определяется не только через структуру и функции государственных институтов, но и через правовые нормы, политические роли, реализуемые в политическом поведении. На уровне общества в политическую систему включаются сте-реотипизированные образцы индивидуального политического поведения, отличающиеся в разных вариантах политических систем и являющиеся основой политиче-68
ской культуры данного общества, а также морально-этические нормы и представления, роли, организации (в том числе партии, группы давления и т. п.).
Важный аспект политической системыхарактеристика ее структуры, т, е. внутреннего строения, внутренней организации ее структурных элементов. В марксистской науке исходят из трго, что в качестве структурных подсистем политической системы следует рассматривать: 1) институциональнуюполитические институты (государство, партии и иные организации, преследующие политические цели); 2) регулятивную (нормативную) она включает совокупность социально-политических норм, посредством которых осуществляется регулирование общественно-политических отношений; 3) функциональнуюона характеризует основные формы и направления деятельности политической системы, способы и средства воздействия на общественную жизнь. Конкретное выражение и проявление функциональная система находит в политическом процессе и политическом режиме; 4) коммуникативную включает в себя две основные группы отношений: формализованные (основанные на нормах права и им регулируемые) и неформализованные (общественное мнение, настроения и т. п.). Кроме того, в данную подсистему входят взаимосвязи между политической системой и другими системами общества, а также связи данной политической системы с политическими системами иных стран.
В западной политической науке по вопросу о структуре политической системы существует несколько различных точек зрения, которые можно сгруппировать в три основных блока: 1) в качестве структурных элементов политической системы рассматриваются «роли», действия, виды и образцы поведения индивидов и групп;
2) политическая система складывается из системы самих индивидов, групп, организаций, оказывающих доминирующее влияние на внутреннюю жизнь общества;
3) политическая система состоит из таких разнородных компонентов, как «входы» в политическую систему, «выходы» из нее, процессы принятия решений, прямые и обратные связи и т. п.
Одной из наиболее существенных характеристик любой политической системы выступает ее жизнедеятельность, которая проявляется в процессе выполнения ею определенных функций. Существует несколько вариантов классификации функций политической системы: 69
а) «политическая социализация» (процесс приобщения членов общества и их организаций к политической культуре); б) «политическое рекрутирование» (процесс политического воспитания); «артикуляция интересов» (процесс, с помощью которого формируются те или иные требования индивидов к системе и выражаются их интересы); в) «агрегация интересов» (деятель-ность различных организаций, направленных на отбор и комбинирование специфических интересов); г) «установление правил поведения» (законодательными и иными нормативными путями); д) «реализация установленных правил поведения» с помощью исполнительно-распорядительных органов.
В рамках структурно-функционального анализа выделяют следующие функции: а) властную «спецификацию» (установление и детализацию) целей самой системы; б) «авторитарную мобилизацию средств, необходимых для достижения этих целей»; в) «интеграцию» различных элементов политической системы в целое; г) «аллокацию» (распределение среди компонентов политической системы ценностей). Кроме того, выделяются также функции: а) сохранения и адаптации политической системы; б) взаимосвязи и взаимодействия ее с экономической и социально-политической средой; в) поддержания постоянных сбалансированных отношений между политической системой и окружающей средой.
2. Наиболее распространенной в западной политоло-гии является следующая классификация политических систем: 1) политические системы, где основными критериями являются наднациональные, национальные, этнические, родоплеменные общности; 2) политические системы, выделяемые по признаку формы государственной власти и способу осуществления государственной власти; 3) политические системы, выделяемые по. признаку устойчивости, стабильности.
По первому признаку выявляют: а) наднациональные политические системы; б) национальные политические системы; в) субнациональные политические системы.
Историческое развитие отдельных народностей и наций приводило к возникновению их общей государственности, которая могла конструироваться в многонациональное государственное образование. Условно выделяют несколько типов наднациональных (многонациональных) политических систем. Среди них можно отметить: империи, в том числе колониальные, лиги (временные.
70
объединения ряда государств), конфедерации (ассоциации независимых государств), федерации (ассоциации входящих в состав государства федеральных единиц), организации типа ООН.
Национальные политические системы (складывающиеся на базе относительно однородного национального состава) впервые возникли в Англии и Франции. Позже возникли национальные государства в Италии и Германии. Можно выделить следующие черты этих государств: единая, независимая система власти на базе территориального объединения; объединение граждан, проживающих на данной территории, которые подчиняются существующей системе власти; государство монопольно распоряжается вооруженными силами. В западной политологии выделяются две категории подобных государств (систем): 1) унитарное государство; 2) федеральное государство.
Классификация политических систем по основному признаку формы государственной власти и способу осуществления государственной власти предполагает прежде всего анализ форм правления (монархия, олигархия, республика, диктатура, демократия).
Многие западные политологи считают целесообразным выделять формы государства и по признаку способа осуществления преемственности государственной власти. Практика осуществления передачи власти в современных политических системах существует в четырех основных формах: 1) наследственная, 2) конституционная, 3) выборная, 4) насильственная (военные перевороты, немирные формы революций и т. д.).
Типология политических систем по признаку устойчивости, стабильности предполагает иной срез анализа. По данному вопросу в западной политологии существуют три основные позиции: 1) одни (следуя за Аристотелем), считают, что политическая нестабильность является результатом ситуации, когда расстановка социальных сил не соответствует распределению политической власти в обществе. Наиболее стабильной политической системой они считают такую, которая базируется на многочисленном среднем классе; 2) другие (следуя марксистской традиции) доказывают, что в основе всех политических изменений лежат существенные сдвиги в экономическом базисе, трансформадия способа производства; 3) третьи рассматривают вопрос о стабильности политической системы через призму «руководящей
71
элиты» и соотношения сил внутри нее и видят основную причину нестабильности политических систем в отрыве правящих сил от интересов широких слоев населения, игнорирования их. Это они считают основной причиной революций и других форм насильственных политических изменений.
Отметим, что более стабильны те системы, где существуют: 1) эффективный механизм отбора способных, компетентных политических деятелей, система своевременной ротации кадров; 2) демократический механизм борьбы мнений и политических позиций различных политических сил; 3) доверие к политической власти и политическим лидерам; 4) механизм трансформации политической системы в зависимости от изменяющихся условий социального и экономического развития общества в целом.
Менее стабильны те системы, где отсутствуют: 1) доверие к политической власти, признание ее закономерности и общее законодательство, фиксирующее допустимые формы политической активности различных политических сил; 2) «консенсус» между различными социальными и политическими силами, что определяет их агрессивное политическое поведение, открытые каналы политических действий и выражения различных социально-политических интересов.
3. Проблема власти, властных отношений в обществе является центральной при рассмотрении политических систем, политических режимов. Анализируя понятие власти, можно выделить три основных подхода: 1) бихевиористский, 2) структурно-функциональный и 3) герме-девтический.
В рамках бихевиористского подхода человек рассматривается как «властолюбивое животное», неосознанно стремящееся к власти. Выделяются несколько парадигм власти: 1) «силовая парадигма», в соответствии с которой политическая жизнь общества представляет собой процесс постоянного столкновения индивидуальных стремлений к власти («воля к власти»), где побеждает сильнейший; 2) «рыночная парадигма», суть которой состоит в механическом перенесении всех закономерностей функционирования рыночной экономики на политическую жизнь; 3) «игровая парадигма». Политика выступает как наиболее популярная и увлекательная «игра для взрослых», рассматривается как эффективное средство самовыражения личности. В «политической игре»
72
человек имеет возможность реализовать многие свойства своей натуры; 4) особое место занимает «психоаналитическая парадигма», представляющая исследование психологических аспектов властных отношений в обществе. Проблема власти в широком смысле выступает здесь как проблема господства бессознательного над человеческим сознанием и поведением.
В рамках структурно-функционального анализа (теория социального действия) рассматриваются следующие парадигмы политического феномена: 1) «парадигма сопротивления», в основе которой идея немецкого социолога М. Вебера (18641920) о том, что любая власть по сути своей есть принуждение и насилие. Эта парадигма моделирует политические отношения в обществе как постоянно воспроизводящийся процесс подавления субъектами власти сопротивления со стороны ее объектов. В зависимости от формы сопротивления различают типы власти: «стимулированная»; «легитимная»; «идентифицированная (референтная)», «экспертная»; 2) «парадигма обмена ресурсами», или просто «обмена», носит открыто социологический характер. На первый план здесь выдвигается ситуация «негативного распределения ресурсов»: индивид тогда имеет власть над другими, когда последние постоянно зависят от него. Эта зависимость основана на потребности объекта власти в определенных благах, которые он не может получить каким-либо иным способом; 3) в «парадигме раздела сфер влияния» при оценке властных отношений рассматривается не каждое социальное действие в отдельности, а процесс социального взаимодействия как целостная система.
Политологическая герменевтика в центр изучения политических систем ставит феномен политической культуры, главный акцент делается на роль и функции политики как средства коммуникации между членами общества, поколениями, представителями различных культур и т. д. Возможность формулировать политические идеи и концепции, использовать их в нужном направлении рассматривается как форма политической власти.
Подводя некоторые итоги, подчеркнем сложность, дискуссионность, многоаспектность проблемы изучения одной из важнейших подсистем общества политической системы, сосуществующей и взаимодействующей в первую очередь с экономикой, а также с правовой организацией общества, со всей многообразной материальной
73
и духовной жизнью исследуемого объекта. Выделяя различные подходы к анализу структуры политической системы, мы стремились показать, насколько сложно каждый отдельный человек, социальная группа, класс, нация вплетены в общественную канву социальных взаимодействий. «Человек среди людей»не просто тема для размышления о жизнедеятельности каждого из нас, поднятая в первой части курса, но и предмет серьезного разговора о детерминированности бытия человека как социального существа. Во второй части мы подробно остановились лишь на экономических, социальных, политических аспектах этого бытия. Думаем, что и показательный анализ, проведенный нами, убеждает в высокой степени сложности коэволюционного развития и взаимодействия человека и общества. Но «человек становящийся» «становится» лишь в культуре, выработанной, сохраняемой и передаваемой обществом. Мы предлагаем вам третью часть курса «Культура. (Теоретические проблемы исследования) », где постараемся показать, какие детерминанты определяли (определяют) жизнь общества и отдельного человека в мире.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антшюв Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии исследования общества как целостное системы. Новосибирск, 1988.
2. Артановский С. Н. Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межкультурных и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л.„ 1979.
3. Баранов Г. С. Модели и метафоры в социологии К. Маркса if Социологические исследования, 1992, № 6.
4. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции-социальной Мобильности/Американская социология. М., 1972.
5. Баталов Э. Анатомия власти//Социум, 1991, № 5.
6. Беляев А. А. Политика и ее роль в развитии общества// Социум, 1991, № 5.
7. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.
8. Бестужев-Лада И. В. Обществоведение: от квазирелнгии к науке//Социально-политические науки, 1990, № II.
9. Бромлей Ю. В., Подольский Р. Человечество это народы. М., 1990.
10. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
11. Волков А. И. Человеческое измерение прогресса. М., 1990.
12. Власть: очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
13. Всеобщая Декларация прав человека. М., 1988.
14. В человеческом измерении. М., 1989.
15. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.
•^
16 Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., '6.
17. Герман Л. Я., Эткин А. М. Люди и власть: от тоталитаризма к демократии / В человеческом измерении. М., 1989.
18. Демиденко Э. С. Собственность и социально-классовая структура общества // Вестник МГУ. Социально-политические исследования, 1990, № 6.
19. Десев Л. Психолягия малых грусп. М., 1979.
20. Довятко И. я.яИзменение установки: становление социаль-яой парадигмы//Социологические исследования, 1991, № 6.
21. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.
22. Западная теоретическая социология 80-х годов. М., 1989.
23. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические я психологические лсследования. М., 1903.
24. Иванов В. Н. Межнациональные конфликты // Социологические исследования, 1992, № 4.
25. История политических и правовых учений. Древний мир. М„ 1985.
26. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.
27. Капустин Б. Европейская и российская цивилизации: про-.изойдет ли их встреча//МЭ и МО, 1992, № 4.
28. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1906.
29. Коллингвуд Р. Дж. Новый Левиафан, или Человек, обще-'ство, цивилизация и варварство//Социологические исследования, 1991. № 4.
30. Комаров М. С. Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования, 1992, № 7.
31. Кочетков А. П. О формировании гражданского общества/^ Социально-политический журнал, 1992, № 67.
32. Малгут А. С. Этатизм и анархия как типы политического сознания. М., 1989.
33. Маркс К- Письмо к П. В. Анненкову, 28 дек. 1846 г. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 27.
34. Маркс К. Экономические рукописи 1857/1859 гг. /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 214; Т. 46. Ч. П. С. 222.
35. Неомарксизм и проблемы социальной культуры. М., 1980.
36. На изломе социальной структуры. М., 1987.
37. Общество в разных измерениях. М., 1990.
38. Ольшанский Д. В. Массовые настроения переходного периода // Вопросы философии, 1992, № 4.
39. Опыт политической этнографии // Новое время. Бесплатное приложение. 1989. Дек.
40. Поздняков Э. Формационный и цивилизованный подходы // МЭ и МО, 1990, № 5.
41. Право и власть. М., 1990.
42. Раздаев В. В., Шкаратан О. И. Власть и собственность// Социологические исследования, 1991, № 1.
43. Ранович Л. В. Первоисточники из истории раннего христианства. М., 1990.
44. Росту В. Стадии экономического роста. Нью-Йорк, 1961.
45. Рывкина Р. В. Советская социология и теория социальной •стратификации. М., 1982.
46. Сорель Ж- Размышления о насилии. М., 1907.
47. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
79
1987^' ^""^"^ психология. Под ред. А. В. Петровского. М.,
ник^Ти"оТф'ия"1"9^^^"" ^"" °-У«Д-ия//Вест-
1?- ^"псер Г. Основания социологии. Спб, 1898 Под^Г^соиТа^ ^^-/Американская социология.
^. ^ойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991 М. Фромм Э. Иметь или быть? М, 1990 М Четвертая власть // Новое время, 1990, № 9. ю. Шестопал Е. Б. Личность и политика- Критический пчрпк ^еменных западных концепций политической с^иализации^,