Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 5 АРХИТЕКТУРНОПЛАНИРОВОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Тема 5. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

1. Понятие о композиции, ее утилитарные и художественные стороны.

2. важнейшие средства и принципы композиции.

3. Архитектурный ансамбль

4. приемы архитектурно-планировочной композиции.

5. Композиция жилой застройки.

6. Использование общественных зданий в композиции застройки, размещение открытых и озелененных пространств

7. Создание силуэта населенного пункта

8. Особенности архитектурно-планировочной композиции производственных комплексов

1. Композиция в переводе означает составление, соединение, связь. В градостроительстве под композицией понимаются гармоническое сочетание и согласованность всех частей населенного места, определяющие его целостность и художественное единство с одновременным удовлетворением утилитарных запросов человека (наилучшие условия для труда, быта и отдыха при наименьших затратах средств).

Населенное место — город, поселок, сельский населенный пункт—представляет собой материальную среду, в которой протекают процессы труда, быта и отдыха большого коллектива людей. Для нормального функционирования этих процессов необходимо, чтобы псе материальные элементы населенного места были надлежаще организованы на его территории. Это составляет главную задачу планировки. ^Качество планировки прежде всего определяется тем, насколько удобно для людей устроено населенное место на территории, каковы его улицы, кварталы, как размещены различные участки, здания, сооружения, какая связь их с природными факторами. Все это представляет утилитарную сторону планировки. Но есть и другая сторона — художественная. Населенное место должно быть не только удобно, но и красиво. Художественный облик населенного места в целом и отдельных его частей—улиц, площадей, кварталов, застройки и пр.—также прежде всего зависит от их размещения. Более того, населенное место существует как пространственное явление. Здания, сооружения, сама поверхность земли с ее рельефом, водоемами, древесной и кустарниковой растительностью существуют и воспринимаются человеком в трехмерном измерении, то есть пространственно. Поэтому планировка определяет пространственную организацию материальных элементов населенного места не только с точки зрения их практического использования, но и эстетического воздействия на людей. Отсюда возникает понятие об архитектурно-планировочной композиции как единстве утилитарной и художественной сторон планировки и застройки населенных мест.

Архитектурно-планировочная композиция населенного места — это такое гармоничное сочетание составляющих его участков, зданий, сооружений в определенной природной обстановке, которое создает условия для их целесообразного функционирования, и при этом достигается художественная выразительность и красота их размещения в пространстве как элементов единого комплекса.

Компоненты архитектурно-планировочной композиции. Основными компонентами архитектурно-планировочной композиции сельского населенного места являются: улицы, площади, жилые и общественные здания, участки при них, открытые и озелененные пространства, сооружения по благоустройству, производственные комплексы, рельеф, водоемы и окружающий ландшафт.

Значение природных условий в архитектурно-планировочной композиции. Природные условия: рельеф, зеленые насаждения, реки, пруды, озера — играют большую роль в формировании архитектурно-планировочной Структуры населенного места. Композиционное построение планировки и застройки населенного места не может быть рациональным без использования и всестороннего учета природных условий территории. Особое влияние на архитектурно-планировочную композицию оказывает рельеф местности.

Равнинный рельеф предопределяет прямолинейную систему планировки, а сложный — свободную или смешанную. Высокое качество архитектурно-планировочной композиции населенного места достигается тогда, кбгда оно вписано в естественный ландшафт с учетом окружающей природы. Правильное использование природных условий позволяет создать индивидуальный, неповторимый облик населенного места, решить его силуэт, наиболее эффективно разместить общественные центры и отдельные здания.

Большое влияние на архитектурно-планировочную композицию населенного места в целом и его отдельных частей оказывают водоемы (размер, рисунок береговой полосы, условия примыкания, характер использования). Связь с природой осуществляется раскрытием перспектив на окружающий пейзаж, устройством парков, скверов, прудов, фонтанов, бассейнов и т. д.

2. важнейшие средства композиции

Важнейшими средствами композиции являются: единство, соподчиненность, пропорциональность, масштабность, ритмичность и др.

Под единством архитектурной композиции понимается объединение всех ее компонентов в органическое целое для достижения определенной цели. Единство является основным законом и обязательным условием композиции. Единство архитектурной композиции — это единство формы и содержания.

Соподчиненность — это сложное единство, в котором целостность композиции достигается согласованностью отдельных частей с выявлением главного и подчиненного. При равнозначности всех компонентов композиции возникает лишь элементарное единство. Так, например, если на ровной поверхности распланировать населенный пункт в строгой прямоугольной системе и застроить одинаковыми домами, то ему будет присуще только элементарное пространственное единство. Если же в этом населенном пункте выделить контрастный элемент (группы зданий, парк, озеро и др.), то можно добиться соподчинения, то есть единства более высокого порядка.

Пропорциональность в композиции — это определенное соотношение, соразмерность частей между собой и с целым. Посредством ее соотношения всех частей сооружения или ряда сооружений приводятся в зрительную гармонию. Пропорции, охватывая все сооружение или ансамбль, образуют в своем единстве определенное соотношение частей между собой. С помощью пропорций может быть выражена монументальность, торжественность или, наоборот, простота. (привести пример о золотом сечении).  

Масштабность — соразмерность или относительное соответствие величины форм архитектурного сооружения размерам человека. Важное значение имеет соответствие назначения здания или ансамбля их действительной величине, их общественной значимости, а также природному и планировочному окружению.

Р и т м и ч н о с т ь в архитектуре выражается закономерным чередованием отдельных элементов и форм, создающих определенную их взаимосвязь. Как композиционное качество ритмичность достигается повторением архитектурных форм через определенные интервалы, а повторяющиеся формы — ритмическими акцентами. Закономерностями ритмичности являются повторение, нарастание, убывание в том или ином сочетании архитектурных элементов или объектов.

В практике встречаются два вида повторностей — метрическая н ритмическая. Метрическая основана на чередовании одинаковых элементов с равными интервалами между ними. Ритмическая—это более сложный вид повторности, основанный на закономерном изменении форм и интервалов (нарастание или убывание их числа, размеров, форм и т. д.).

Методическое повторение создает впечатление покоя, статичности композиции, а ритмическое — направленности, динамичности. Кроме рассмотренных основных средств композиции, для усиления или ослабления зрительного восприятия используются и другие: симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, фактура, цвет и свет.

3. Архитектурный ансамбль. Архитектурный ансамбль является высшей формой архитектурной композиции. Под ансамблем в архитектуре понимается совокупность пространственно взаимодействующих архитектурных сооружений, обладающая определенной художественной целостностью как единая композиция.

Объемно-пространственная структура ансамбля определяется назначением архитектурного комплекса, функциональными связями его элементов, рельефом участка и влиянием окружающей среды.

Ансамбль — это такое соединение элементов, при котором они составляют единое целое, подчинены ему так, что форма, размеры н взаимное расположение создают впечатление закономерности, определяющей их отношение к целому и друг к другу.

Из удачно созданного ансамбля нельзя убрать какие-либо составляющие его элементы или ввести новые, не нарушив единства. 

Каждый элемент, входящий в ансамбль, должен обладать высокими эстетическими качествами и участвовать в создании выразительности его художественного образа.

Запоминаются отдельные здания с их окружением, совокупности зданий, объединенных в ансамбли как определенные акценты в архитектурной композиции населенного места.

Для сельских населенных мест наибольшее значение имеют архитектурный ансамбль площади общественного центра и ансамбли улиц с обращенными к ним фасадами застройки в кварталах.

Архитектурный ансамбль воплощает в своих формах главные идеи эпохи.                  

Архитектурный ансамбль это система зданий, сооружений и открытых пространств, закономерно организованная в соответствии с потребностями  мировоззрением, эстетическими ценностями общества и воплощающая худо-ценный образ.

В создании архитектурных ансамблей архитектура и градостроительство соединяются воедино, причем строительство становится градостроительным искусством.  

Система ансамбля должна обладать единством ряда признаков: закономерной последовательностью организации пространств; единством ритма и единством масштаба по отношению к человеку всех частей ансамбля; общим характером построения силуэта застройки

Наиболее важное, универсальное свойство ансамбля — единство художественно-образного выражения. Форма же ансамбля должна обладать ^не только признаками единства, но и многообразием. Иначе трудно достичь богатства средств выражения, необходимого для воплощения сложного художественного содержания. Основной принцип архитектурного ансамбля — многообразие в пределах единства. .

Разница между комплексом и ансамблем не в типе организации — в качестве. Бесчисленное множество жилых микрорайонов имеет хорошую функциональную организацию и даже определенный уровень эстетической ценности, но не обладает художественной образностью.

Ансамбль не только  объединяет группу сооружений и организованных пространств, но и распространяет свое влияние вовне, за пределы своих физических границ. Художественный образ, который несет его форма, воздействует на эмоциональную настроенность, с которой человек воспринимает образно нейтральную среду на примыкающей территории.

Цепь ансамблей, размещенных вдоль линии движения — главной улицы, крупной магистрали, также сливается в восприятии как бы в один обширный ансамбль, развертывающийся перед человеком.

Таким образом, признаками ансамбля может обладать группа зданий, охватываемая взглядом с одной точки; более развитая и сложная группа, полное представление о которой складывается из ряда последовательных впечатлений, и, наконец, обширная территория, воспринимаемая как «сверхансамбль», передвигаясь по которой, человек все время находится под впечатлением архитектурных ансамблей.

Пространственную структуру ансамбля определяет функция. Как принципиальные можно выделить схемы. линейную, развернутую вдоль главного направления движения людских масс, замкнутую;  открытую, при которой пространство как бы «обтекает» свободно стоящее посредине главное сооружение или группу построек. Наконец, ансамбль может формироваться как система взаимосвязанных пространстве, как бы «переливающихся» одно в другое.

Создание архитектурных ансамблей достигается с помощью приемов:

1. использование доминирующих точек местности для расположения наиболее крупных зданий;

2. замыкание перспективы улицы общественным зданием;

3. Выделение перед группой зданий небольшой площади.

4. Приемы архитектурно-планировочной композиции

Композиция уличной сети.  Она имеет большое композиционное значение как каркас всей структуры населенного места.

Уличная сеть должна обладать композиционным качеством—единством системы. Это достигается соблюдением принципа соподчиненности, то есть выделения главных улиц и им подчиненных остальных улиц с внутриквартальными проездами. Главные улицы должны выделяться по местоположению, ширине, застройке, благоустройству.

Они будут служить композиционными осями особенно эффективно тогда, когда застраиваются более выразительными по архитектуре и объему зданиями, когда зеленые насаждения на них составляют единое целое с внутриквартальными посадками и с природными условиями.

При проектировании уличной сети используют планировочные приемы, с помощью которых вносится определенная ритмичность. Так, монотонность застройки, можно сгладить чередованием улиц различной ширины, применением различных типов жилых домов. .

Оживлению архитектурно-планировочной структуры плана способствует использование приемов свободного начертания уличной сети, органически увязанной с рельефом территории.

Размещение общественных центров и архитектурных ансамблей. Общественный центр может быть в виде площади, двух площадей, соединенных бульваром, расширения главной улицы и примыкающего к ней пространства. Форму и размеры площади общественного центра определяет пространственная структура всего населенного места и природные особенности. Общественный центр является и композиционным центром, поэтому его размещение осуществляется одновременно с проектированием уличной сети, жилых кварталов и массивов зеленых насаждений. При проектировании общественных центров основным архитектурно-композиционным приемом может служить создание крупных архитектурных ансамблей, объединенных общим композиционным замыслом. Обычно общественный центр размещается среди селитебной территории, обеспечивая одинаковые радиусы обслуживания для всех ее районов.

При наличии водоема центр лучше размещают при нем и раскрывают в сторону водного зеркала.

При этом главное здание своим объемом и внешним обликом должно выделяться из окружающей застройки, создавать внутреннее пространство площади и весь ее архитектурный ансамбль.

5. Композиция жилой застройки. Жилой квартал является основным структурным элементом населенного места, должен обладать качествами архитектурного ансамбля.

При размещении жилых домов необходимо учитывать не только утилитарные и нормативные требования, но и эстетические, широко используя ритмометрический прием композиции застройки жилых улиц. Эстетические качества застройки зависят от архитектурно-планировочной организации комплексов зданий, объема и архитектуры каждого жилого дома.

На композицию жилой застройки влияние оказывают природные условия (реки, озера, овраги) а также автомобильные и железные дороги.

Природные условия определяют индивидуальный облик населенного места и оказывают решающее влияние на архитектурно-композиционное решение жилой застройки. Композиция жилой застройки зависит также от планировочной структуры и архитектурной композиции всего населенного места и развивает ее применительно к конкретным условиям. Застройка жилых районов, расположенных в зоне главного общественного центра, должна включаться в общий архитектурный ансамбль центральной части населенного места.

6. Использование общественных зданий в композиции застройки

Общественные здания (административное, клуб, торговый центр) обычно размещают в центральной части населенного места, где создают композицию главного его ансамбля—площади общественного центра. Такое размещение соответствует и функциональному назначению этих зданий по обслуживанию всех жителей населенного места.

Объединение отдельных общественных зданий в крупные блоки увеличивает их объем и этим способствует архитектурной организации внутреннего пространства площади.

Школы, детские сады могут быть возведены в кварталах жилой застройки, в обособленных кварталах или в парке (например, школа), но всегда так, чтобы их было видно с разных точек населенного пункта. Своим положением эти здания должны выделяться из окружающей застройки, доминировать над ней.

Размещение открытых и озелененных пространств

Архитектурный облик населенного места зависит не только от характера застройки, но и от зеленых насаждений, ландшафта. Пейзаж сельских населенных мест представляет собой широкую ландшафтную композицию из лесных и парковых массивов, клумб и газонов, огородов и водных поверхностей, перепадов рельефа местности. Удачное сочетание застройки с природными особенностями—эффективное средство улучшения архитектурной выразительности сельских населенных мест.

С экономической точки зрения необходимо включать существующие лесные массивы, перелески, опушки и поляны. При отсутствии естественных лесных массивов введение зеленых насаждений в архитектурно-планировочную структуру плана является обязательным, так как они будут иметь не только эстетическое значение, но и способствовать улучшению микроклимата.

При создании искусственного парка его следует размещать на периферии населенного пункта у водоемов, балки или оврага. Если же парк проектируется внутри селитебной территории, то размеры его должны быть минимальными, с тем чтобы не увеличивать затраты на устройство парка, уход за ним, строительство н эксплуатацию уличной сети и на благоустройство населенного пункта в целом.

Зеленые насаждения населенного места должны составлять единую систему, состоящую из лесных и парковых массивов в сочетании с открытыми пространствами. Планируя систему зеленых насаждений, необходимо прежде всего использовать участки, малопригодные под застройку (овраги, холмы, приречные и приозерные полосы и др.).

Зеленые насаждения в сочетании с открытыми пространствами являются одним из эффективных и экономичных средств обогащения архитектуры сельских населенных мест. Сочетание правильных геометрических форм зданий и сооружений с различной формой крон деревьев, фактурой и цветом листвы создает неповторимые ансамбли площадей, улиц и парков. Ландшафтная архитектура.

Учет связи с окружающей природой

Архитектурная выразительность населенного места, его композиция во многом зависят от окружающего ландшафта. Использование окружающей природы обогащает панораму застройки со стороны подъездов к населенному месту, позволяет наиболее целесообразно расположить общественный центр и создать индивидуальный облик населенного места.

Небольшие размеры сельского населенного места дают возможность с любой части его территории обозреть окружающую природу и, наоборот, рассматривать сам населенный пункт как единый ансамбль на фоне природы.

7. Создание силуэта населенного пункта

Когда приближаемся к населенному пункту, то его панорама раскрывается постепенно. На горизонте появляются едва заметные башни, очертания крупных зданий, отдельных деревьев и их групп. Одновременно с общим контуром населенного места мы видим и его строительную основу: стены и крыши зданий, материал, из которого они возведены, цвет, фактуру.

Под силуэтом населнного пункта следует понимать контур его застройки, раскрывающийся на фоне неба, холмов и др.

Крупные города, силуэт и панорама их воспринимаются по частям, силуэт и панорама небольших населенных мест воспринимаются как общая картина. Силуэт и панорама застройки, воспринимаемые при обозрении с удавленных точек, являются существенной частью пространственной композиции. Работа над созданием определенного силуэта населенного места должна проводиться одновременно с составлением проекта планировки. Определяя местоположение общественного центра, разрабатывая структуру уличной сети, характер застройки, необходимо выделить из рядовой застройки общественные здания и отдельные жилые дома с таким расчетом, чтобы создать контраст.

Располагая любое общественное здание в населенном пункте, следует учитывать, что даже небольшое здание, поставленное на вершине или склоне холма, может создать определенный контраст, в то же время крупное здание, размещенное в долине, не будет иметь значения для силуэта населенного пункта.

8. Особенности архитектурно-планировочной композиции производственных комплексов

В первые годы после образования социалистических сельскохозяйственных предприятий их размеры были небольшими и не вызывали необходимости строительства крупных производственных зданий и сооружений.

Новый этап развития сельскохозяйственного производства внес коренные изменения в содержание производственной зоны сельских населенных мест. Все эти сооружения участвуют и в формировании архитектурного облика сельского населенного места и занимают большие территории.

Вопросы эстетики в планировке и застройке производственных комплексов и производственной зоны в целом приобретают все большее значение. Красиво и благоустроенно должно быть не только жилище, но и место труда.

Новые производственные здания и сооружения различных объемов со своеобразными формами и силуэтами должны быть органически включены в общую архитектурно-планировочную структуру сельского населенного места. Архитектурное единство производственной зоны может быть достигнуто выделением главного архитектурного элемента и подчинением ему остальных. В связи с этим в качестве основы архитектурно-планировочной композиции следует использовать наиболее крупные, основные здания и сооружения. Значительный эффект может быть достигнут при введении ритма в ряду животноводческих зданий, размещении между ними кормоцеха, водонапорной и сенажных башен или комбикормового завода. Эти здания создадут и силуэт всего комплекса.

Создание архитектурного ансамбля производственной зоны должно быть подчинено общему замыслу, так как каждый ансамбль является звеном заранее продуманной композиции. При этом следует обеспечить координацию в решении отдельных вопросов, связанных с организацией, технологией, инженерным оборудованием, транспортом, планировкой, застройкой и благоустройством каждого производственного комплекса.

При планировке и застройке производственной зоны и отдельных производственных комплексов учитываются функциональные, технико-экономические, санитарно-гигиенические, зооветеринарные и противопожарные требования.




1. Мясницкая улица
2. Англо-русский тематический словарь фразовых глаголов
3. Создание справочника Парфюмерный магазин при помощи программы Turbo Pscl
4. Особенности экономико-географического положения Центрального экономического района России
5. Находясь вне физического тела во время сна сверхфизическим видением в некоторой степени обладают все.html
6. Национальные особоенности- брэнд для внутреннего употребления
7. Тема- Издержки фирмы и их виды Выполнил- студент М40331 гр
8. Шестов Лев
9. тема ТОР это совокупность взаимосвязанных технических средств документации исполнителей необходимых для
10. История социальной работы
11. Наука и просвещение в России- от православной культуры к православному естествознанию
12. Лабораторная работа ’ 11 МЕТОДЫ 1 Цель и порядок работы Цель работы ~ познакомиться с правилами организац.html
13. розовую и белую а также зеленую рубку для листьев ваза декоративные камешки для устойчивости цветов в вазе
14. Понятие и виды криминалистических версий Криминалистическая версия ~ обоснованное предположение относи
15. Железо в организме человека.html
16. Российский государственный торговоэкономический университет УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 20132014 учебный год Курс II
17. Федеративная республика Германия1
18. Договор оказания гостиничных услуг
19. ВИПИНФО приглашает принять участие в семинаре Миссия оратора
20. Книгаэто духовное завещание одного поколения другому