Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 4 Фламандское искусство 17 века

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

PAGE  1

Тема № 4. Фламандское искусство 17 века.

Историческая справка:

В конце 16 века в Нидерландах произошла освободительная борьба против власти испанского короля и католической церкви. Страна Нидерланды разделилась на 2 части. На юге Нидерландов победу одержали испанцы - южная часть получила название Фландрия (современная Бельгия). Семь северных провинций Нидерландов получили название Голландия.

Историческое и культурное развитие Фландрии и Голландии пошло разными путями. Во Фландрии феодальное дворянство, высшее бюргерство, католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства.

Особенности искусства:

  1.  Религиозная тематика в искусстве.
  2.  Основные жанры искусства — сюжеты из “Священного писания”, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охоты, натюрморты больших размеров.
  3.  Официальный    и    господствующий    стиль   -   фламандское    барокко. Существование народного фламандского стиля.
  4.  В архитектуре и скульптуре влияние итальянского барокко. Влияние
    местных национальных традиций на скульптуру. Роль скульптуры – декор зданий.
  5.  В   живописи   ощущаются   жизнерадостность,   жажда   познания   мира, насыщенный колорит, праздничность.

Творчество Питера Пауля Рубенса (1577-1640 г.г.).

Современники называли П.П. Рубенса королём художников и художником королей. Рубенс - фламандский живописец 17 века, глава фламандской школы живописи, представитель искусства фламандского барокко. Искусство Рубенса полно динамики, радости бытия. Для работ Рубенса характерно стремление отражать реальную жизнь, бесконечно разнообразную и постоянно движущуюся. Его полотна отличаются многоплановыми композициями, сочными и звучными красками. Герои картин Рубенса – мужественные и сильные люди.  Персонажам свойственны энергия, накал страстей, телесная мощь. Основное средство передачи эмоций - цвет: голубые, красные, жёлтые, оливковые, серебристые тона.

Темы работ: библейские и евангельские сказания, мифологические сюжеты, жанровые сцены, портреты, произведения, посвящённые охоте на хищников, исторические картины.

Картины Рубенса полны бурного движения. Обычно для усиления динамики он прибегает к определённой композиции, где преобладает диагональное направление. Для Рубенса свойственны сложные ракурсы, позы фигур, сложная пространственная среда. Картины художника реалистичны, наполнены жизнью.

П.П.Рубенс родился в немецком городе в семье юриста-протестанта, скрывающегося за границей от религиозных гонений.  После смерти отца семья перешла в католическую веру и вернулась в Антверпен. В то время в городе было пять школ, там жило множество художников, там была типография – одна из лучших в Европе.

С 1589 г. Рубенс живёт в Антверпене, где получает всестороннее гуманитарное образование. Когда Рубенсу исполняется 21 год, его принимают мастером в гильдию св. Луки, атверпенскую ассоциацию художников и ремесленников.

В 1600-1608 г.г. Рубенс живёт в Италии, где изучает произведения Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Веронезе, живописцев венецианской школы, братьев Карраччи, Караваджо. Рубенс усердно копирует произведения великих мастеров, выполняет заказы.

Вернувшись в Антверпен, Рубенс занимает место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Художник  работает над портретами придворных, занимается декоративным оформлением дворцов и церквей.

В 1609 г. Рубенс венчается с Изабеллой Брант, покупает особняк, строит ротонду со стеклянным куполом, где экспонирует свои работы и хранит коллекции. В его мастерской работают десятки учеников. В это время он пишет двойной портрет. Они с Изабеллой, взяв друг друга за руки, сидят на фоне куста жимолости. Здесь Рубенс выступает как талантливый портретист.

Рубенс всегда писал только тех людей, которые чем-то привлекали его внимание. Таков, например, “Портрет камеристки”, на котором изображена скромная девушка с большими зелёными глазами, тонкой кожей, красивыми и правильными чертами лица и рыжими прядями волос.

В 1626, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставляет живопись и занимается дипломатической деятельностью, посещает Англию и Испанию, где знакомится с живописью Тициана, работами испанских мастеров.

В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он подолгу работает в приобретённом им замке Стен в Элевейте, где пишет поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (“Шубка”), иногда в образе мифологических и библейских персонажей (“Вирсавия”), сцены деревенских празднеств (“Кермеса”). В этот период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.

Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – “Елена Фаурмент с детьми”, автопортрет.

Одна из центральных тем позднего Рубенса -  сельская природа (“Крестьяне, возвращающиеся с полей”).

Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса; зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и др.

За всю свою творческую жизнь мастер создал сотни картин. Работая в технике лессировки, живописец сумел добиться удивительного богатства оттенков, объединённых общим золотистым колоритом.

Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству,  творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников 17-19 веков. (А. Ватто, Ж.О.Фрагонара, Э.Делакруа, О.Ренуара и др.).

Произведения Рубенса: “Союз Земли и Воды”, “Персей и Андромеда”, “Похищение дочерей Левкипа”,  “Воздвижение креста”, “Снятие с креста”, “Охота на гиппопотамов”, “Охота на львов”,  серия полотен “История Марии Медичи” (21 картина). 

Творчество Антониса Ван Дейка (1599-1641 г.г).

Ван Дейк - фламандский живописец 17 века, ученик Рубенса. Основной жанр -портретный. Пишет богатых бюргеров, своих товарищей по художеству, автопортреты. Пишет в строго реалистической манере, с тонким психологизмом. В парадных портретах подчёркивает сословную принадлежность модели. Портреты Ван Дейка декоративны (школа Караваджо), колористичны (школа Рубенса).

Около 1618-1620 г.г. он работает помощником П.П.Рубенса, во многом восприняв его сочную, полнокровную живописную манеру. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, ван Дейк придаёт героям своих картин более изящный, иногда портретно индивидуализированный облик (“Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист”).

В конце 1620 г. художник работает при дворе английского короля . Пишет парадные портреты английской придворной аристократии.

По возвращении в Антверпен, создаёт ряд прекрасных произведений. В произведениях этого периода (“Семейный портрет”) определились стремление ван Дейка к созданию образов, исполненных одухотворенного изящества и благородства, его внимание к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека.

С конца 1621 художник живет в Италии, где вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета, в котором главную роль играют поза, осанка, жест модели (портрет кардинала Г.Бентивольо). Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в блестящих парадных портретах итальянской знати (парные портреты маркиза А.Дж.Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорни). Вместе с тем ван Дейк пишет психологически выразительные портреты людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф.Дюкенуа).

В 1627-1632 г.г. ван Дейк вновь живёт в Антверпене, в 1630 г. он становится придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. В этот период творческого расцвета ему удаётся объединить в парадном портрете торжественную представительность образа с индивидуальной психологической характеристикой (портрет Марии Луизы де Тассис), а в интимных портретах (живописца П.Снейдерса) - раскрыть духовное богатство современников.

Эффектны, хотя и более однообразны по манере религиозные и мифологические композиции ван Дейка (“Отдых на пути в Египет”).

С 1632 г. ван Дейк работает в Лондоне как придворный художник короля Карла I. В многочисленных портретах короля и его семьи (“Карл I на охоте”), английской знати (портрет Дж. Стюарта), отмеченных строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, он акцентирует утонченный аристократизм образов. Свои модели он представляет в богатых интерьерах или на лоне природы, чаще всего в рост, в эффектной позе, в фасонной одежде.

В поздних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся внешним, стандартным приёмом психологической характеристики, в колорите появляются сухость и пестрота, в целом же, однако, его творчество способствовало становлению национальной английской школы портретной живописи.

Творчество Якоба Йорданса (1593-1678 г.г.)

Йордане - последователь Рубенса, глава фламандской школы живописи после смерти Рубенса. Художник реалистического направления. Искусство художника связано со старонидерландскими традициями. Излюбленный жанр - бытовой.

С 1607 г. сотрудничает с П.П.Рубенсом. Работает в Антверпене, где организовывает большую собственную мастерскую для выполнения многочисленных заказов.

В творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, как яркое чувственное восприятие жизни, оптимизм, мощная лепка форм. В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью, плебейской характерностью сгруппированных на переднем плане фигур (“Семейный портрет”, “Поклонение пастухов”) сказывается влияние караваджизма .

В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1620-30-е годы (“Воспитание Юпитера”, “ Сатир в гостях у крестьянина”, “Бобовый король”), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким и тяжеловесным фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягких теплых тонов. В картинах чувствуется интерес к повседневности и вера в чудеса.

Работает в жанре портрета, отдавая предпочтение семейному портрету (“Семья Йордане”).

С 1640-х годов Йордане пишет парадные, часто перегруженные фигурами полотна в духе барокко (панно “Триумф принца Фридриха Генриха Оранского”).

Живопись Йорданса сочная, свободная, пластически мощная. В произведениях художника ярко выражены национальный колорит, национальный тип.

Творчество Франса Снейдерса (1579-1657 г.г.).

Особым жанром во фламандском искусстве 17 века был натюрморт, знаменитым мастером которого являлся Ф.Снейдерс. Как правило, фламандские натюрморты были больших размеров и служили декоративным украшением больших богатых интерьеров.

С 1609 г., после посещения Италии, Снейдерс работает в Антверпене, сотрудничает с П.П.Рубенсом, пишет в его картинах цветы, фрукты, животных. В самостоятельном творчестве Снейдерс начинает с небольших натюрмортов, составленных из нескольких предметов, главным образом корзин и ваз с фруктами, затем переходит к монументальным полотнам большого формата с изображением размещённых на столах или прилавках груд битой дичи, фруктов, цветов и овощей. Воспевая богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс любовно передаёт форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные декоративные композиции, выдержанные в спокойной нарядной гамме (серия картин с изображением мясных, рыбных и фруктовых лавок).

Фигуры людей в натюрмортах Снейдерса чаще всего исполняли другие живописцы, в том числе А. ван Дейк и Я.Йордане .

В поздний период творчества Снейдерс пишет также охотничьи сцены (“Охота на оленя”).

Жанровая живопись в искусстве Фландрии представлена Адрианом Браувером - одним из крупнейших мастеров бытового жанра, представителем демократической линии в искусстве барокко.

Брауэр в своём творчестве обращается к жизни крестьян и бытовых низов, пишет курильщиков и картёжников, сцены попоек и драк в грязных, мрачных трактирах. В грубоватых, но выразительных образах простонародья Брауэр стремится раскрыть его человеческую активность и непосредственность, полноту его жизненных сил (“Драка крестьян при игре в карты”, “Горький напиток”, “Деревенский лекарь”).

В поздних картинах Брауэра господствуют лирико-мечтательное настроение, спокойный добродушный юмор (“Спящий курильщик”). Брауэр пишет также сельские пейзажи, отмеченные интимной, грустной поэзией вечерней тишины, сочетающейся с драматичностью светотеневых контрастов (“Лунный свет”).





1. Детский сад ’162 г.html
2. Курсовая работа- Корпоративная реклама
3. первых имущественные отношения рынка и вовторых неимущественные отношения которые также обслуживают рын
4. 0.1] Медицинская сестра должна знать- [0
5. умирают. Чтобы проследить жизненный путь звёзд и понять как они стареют необходимо знать как они возникают.
6. .Население как объект статистического изучения
7. 09.2013 ~ 06.09.2013 Тиждень знань ldquo;Знання ~ це скарб який за плечима не носитиrdquo; Ціннісне ставлення
8. Ваше мнение очень важно для нас и мы были бы очень признательны Вам если Вы поделитесь им с нами
9. ru Москва 23 апреля 2013 11-25-007 В КАЗАНИ ЗАВЕРШИЛСЯ РОЗЫГРЫШ КУБКА СТРАНЫ ПО ПЛАВАНИЮ - Российская газета
10. СОЦИАЛИЗМ С ВЬЕТНАМСКИМ ЛИЦОМ
11. Королевские династии в истории Франции.html
12. Владелец пекарни может вести оптовую торговлю кондитерскими изделиями с ближайшим рестораном однако оптов
13. Контрольная работа 2 Выполнил- Проверил- студент 4 ~ го курса
14. Лечебное дело ТЕРАПИЯ Рассмотрено
15. IлIф Активная мощность наз произведение U на I кос между ними
16. тематичних наук Чернівці 2001 Дисертацією є рукопис
17. Конкуренция и корпорации в современной экономике Республики Беларусь
18. Не знаю чем вы умудрились обидеть это милое создание но если вы его обидели то вас сразу же простят
19. Ортопедохірургічне лікування еквіноплосковальгусної деформації стопи при спастичному церебральному паралічі
20. Статья- Влияние размера предприятия на его эффективность и издержки