У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 3 Философия Средних веков 1

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.2.2025

Тема 3 Философия Средних веков

1.Средневековое философское учение о Боге, мире и человеке.

2.Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.

3.Философская мысль классического арабского Востока.

1. Средневековое философское учение о Боге, мире и человеке.Философия Средних веков (5 - 15 вв.) – религиозная философия. Основа – религиозное мировоззрение.

Монотеизм – религия единобожия.

Христианство               Ислам

Важнейшие  черты средневековой философии:

1)Теоцентризм (богоцентризм).

Бог – творец Вселенной, вечный, вездесущий, милосердный, всемогущий, святой (совершенный).

2)Креационизм (творчество, творец).  Бог – творец Вселенной, следовательно, управляет Вселенной, законы Вселенной определяются божественной волей. Т.е. все, что происходит в мире, происходит согласно божественной воле.

3)Религиозный антропоцентризм.  Человек после Бога занимает ведущее место во Вселенной, как самое разумное существо, наделенное свободой воли. Ветхий завет. Книга Бытия: «Человек сотворен Богом по своему образу и подобию». Это и ставит человека первым после Бога. Эта черта исключает возможность существования других существ во вселенной (другого разума). Так высоко прежде человек не поднимался.  В отношении к человеку средневековая философия занимала двойственное положение:

1. Человек — образ и подобие Бога;

2. После грехопадения Адама и Евы каждый человек не является совершенством.

4)Этикоцентризм.   Духовно-нравственные проблемы в центре средневековой философии ( проблемы праведности и грешности, спасения и погибели души). Изучением природы, внешнего мира средневековая философия не занималась.

5)Эсхатологизм.   Учение о конечных судьбах мира и человека. История заканчивается страшным судом – Апокалипсисом.

6)Провиденциализм.Вся история – провидение и замысел Бога.

Эти характеристики образуют религиозную картину мира.

2. Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.

1)Апологетика – раннехристианское учение (I – III вв. н.э.). Цель: защита христианства и отражение его преимущества перед другими религиями.

Тертуллиан: «Верую, потому что абсурдно». Вера противоположна знанию.

2)Патристика (лат. Padres - отец) - 4-8 вв. н.э. - учение, труды отцов христианской церкви.   Время формирования христианской догматики.

Западный отец церкви Августин Блаженный. Книга «О граде Божьем». Это религиозная философия истории. Борьба града земного и Божьего, т.е. государства и церкви. Церковь – выше государства.

Цезаропапизм – идеология западной католической церкви, превосходство церкви над государством.

Восточные отцы церкви: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин

Обращают большое внимание на проблемы духовно – нравственной жизни.

3)Схоластика (9 – 14 вв.)  Центром являются европейские университеты. Схоластика – школьная университетская философия. Важнейший центр — Парижский университет. Выдающийся схоласт западного средневековья Фома Аквинский (Том Аквинат). Его учение – томизм – идеология католической церкви. Неотомизм в современной философии. Ф. Аквинский «Сумма теологии».

Схоластика (аристотелизм) – рациональная философия, в основе которой вопросы теории познания и логики. Проблема отношения веры и знания. Ф. Аквинский: «Верую, потому что разумно». Знание, противоречащее вере – заблуждение, ересь. Избирательный подход к знаниям. Философия на службе богословия (сейчас философия на службе науке).

Проблема универсалий (наиболее общие категории):

1.реализм – объективный идеализм.

Общее понятие существует само по себе, а не только как слово.

2.номинализм – субъективный идеализм.

Общее понятие существует только как слово, понятие, но не существует как явление.

Уильям Оккам. Тезис «лезвие бритвы»: «Не следует умножать сущности вещей».

3. Основные черты философии арабского Востока.

Арабская средневековая философия во многом напоминает более позднюю европейскую схоластику. Ее отличали:

1)рационализм;

2)проблемы логики и познания;

3)в основе средневековой арабской философии были труды Аристотеля.

Арабский аристотелизм. Представители: Ибн Рушд (Аверроэс), Авиценна.

Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037) вывел арабскую философию на новый уровень прогресса. Главные труды по философии: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания".

Авиценна:

• высмеивал косность и догматизм исламских теологов;

• пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);

• видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума;

• основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях);

• не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;

• считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы;

• причину возникновения мира видел в "эманации" — истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости;

• выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи;

• считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);

• наделял душу особыми свойствами — идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью;

Суфизм – мусульманский мистицизм. Философы – суфии, часто были поэтами (Омар Хайям). Считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику.




1. Городской строй Византии
2. Бухоблік та аудит в сучасних умовах господарювання на Черкаському МППЗТ
3. тема знаний и представлений о важнейших процессах возникновения и развития древнейших цивилизаций Древнего
4. Петербургский государственный архитектурностроительный университет Кафедра иностранных языков УЧЕБ.
5. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ ~ 2001 Дисертац
6. практикум по информатике Часть 1 Авторский коллектив- С
7.  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 1
8. выделил пятый индустриальный технологический уклад 19902040 гг
9. Благотворительность в русской медицине
10. Понятие государственного и муниципального кредита