Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Конспект лекции.
Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник.
План:
1. Место истории в системе наук.
Термин «история», как и сама историческая наука (основоположник Геродот; его работа «История»), имеет древнегреческое происхождение (ἱστορία) и переводится как расспрашивание, исследование. В настоящее время понятие «история» имеет следующий смысл: 1) рассказ, повествование об историческом прошлом (коллективная память народов); 2) наука и учебная дисциплина, изучающая исторического прошлое человечества; 3) всякий процесс развития природы, общества и человека.
Историческое знание или представление о своем прошлом складывается у каждого народа и общества в самых различных формах (устном, письменном или материальном). Сохранение и осмысление исторического опыта общества или «объектов прошлого» происходит путем исторического познания это реконструкция и интерпретация «знаний о прошлом». Результатом становится формирование исторического сознания, благодаря которому происходит самоидентификация данной общности. Любая историческая интерпретация является моделью, искусственной конструкцией, текстом, построенным на базе определенных логических правил.
История относится к группе гуманитарных и социальных наук. Специфика предмета исследования: 1) имеет дело с уникальными и неповторимыми событиями и должна заниматься, поэтому, конкретными явлениями => цель находить подобные факты, устанавливать их причины и следствия => история это эмпирическая наука; 2) обширное исследовательское поле (остальные науки социо-гуманитарного цикла имеют дело лишь с отдельными типами явлений человеческой деятельности).
Объект истории развитие человеческого сообщества во всем его многообразии.
Содержание истории исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в его развитии и результатах.
Предмет истории деятельность людей, т. е. вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество. Определение предмета истории во многом субъективно, поскольку связано с идеологией и мировоззрением историка.
Основа истории как науки собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности.
Отрасли исторических знаний историография, гражданская история, политическая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы и др.
Вспомогательные исторические дисциплины источниковедение, палеография, геральдика, сфрагистика, дипломатика, нумизматика, топонимика, историческая география, историческая демография, ономастика, историческое языкознание, метрология, генеалогия, археология и др.
Функции истории:
2. Теория и методология исторической науки.
История, как и любая наука, обладает следующими атрибутами: 1) концепции, объясняющих смысл и тенденции исторического развития; 2) методология истории, или философия истории, включающая в себя принципы, способы и формы исторического познания; 3) принципы исторического познания; 4) собственный научный язык.
Принципы исторического познания это основное правило изучения явлений и событий в истории:
Понятийный аппарат исторической науки:
Методология или теория изучения исторической науки сводится к поиску фактора или факторов, которые играют решающую роль в историческом процессе, т.е. являются его движущей силой:
Методы исторического исследования:
3. История отечественной и зарубежной исторической науки.
Основные этапы развития исторической науки в России.
1 этап.
С XI-XVIII вв. летописание (погодные записи об отдельных событиях). Основные исторические произведения летописи и хронографы (переводные исторические сочинения византийского происхождения). Первая русская летопись «Повесть временных лет» (начало XII в.).
2 этап.
В XVIII в. процессы секуляризации и постепенного утверждения рационалистического мировоззрения приводят к созданию светской национальной истории. Основные направления: 1) государственное В. Н. Татищев («История Российская с самых древнейших времен», до 1577 г.); 2) консервативное утопическое М. М. Щербатова («История Российская от древнейших времен», до1610 г., в семи томах). Кроме того, М. В. Ломоносов в «Древней российской истории» попытался написать историю не правителей, но народа.
3 этап (XIX в.).
Романтизм. Основные идеи: 1) рассмотрение природы как всемогущей творящей силы, которая лежала в основе всего сущего; природа сама устанавливала правила, не подчиняясь разуму человека; 2) принцип историзма, который выражался в идее развития (все в природе и человеческом обществе подчиняется не подвластному воле людей поступательному движению; все явления прошлого уникальны и неповторимы); 3) основу всемирной истории составляет движение некоего духа, последовательно раскрывавшего себя в истории народов. Главный представитель Н. М. Карамзин («Истории государства Российского», в 12 томах). В основе его труда лежала концепция, которая доказывала преимущества абсолютной монархии, гарантировавшей государству процветание и национальное могущество.
В середине XIX в.: 1) государственная школа С. М. Соловьев («История России с древнейших времен» в 9 томах); 2) позитивизм В. О. Ключевский («Курс Русской истории», развил синтетическую концепцию, которая связывала природные условия и человеческую социальность).
4 этап. Советский период. Основателем советской исторической школы является М. Н. Покровский. В 30-е гг. состоялось Академическое дело, в результате которого история приняла форму археологии: Б. Д. Греков первым сформировал теорию существования феодального строя в Киевской Руси. В 50-х гг. стало возможным изучение Киевской Руси с разных сторон. Одновременно Л. В. Черепнин, Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов, Р. Г. Скрынников.
5 этап. Начало 90-х гг. проблема альтернатив.
Основные направления современной исторической науки.
4. Концепции и периодизация исторического процесса.
По предметам изучения обычно выделяют три теории исторического развития: религиозно-историческую, всемирно-историческую, локально-историческую.
В религиозно-исторической теории предметом изучения является движение человека к Богу.
Во всемирно-исторической теории предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. В свою очередь, в рамках всемирно-исторической теории существуют такие направления, как: а) материалистическое отдает приоритет развитию общества и общественных отношений, связанных с формами собственности, классовой борьбы, проходящей через века и ведущей к уничтожению частной собственности и утверждению общественной; б) либеральное отдает приоритет развитию личности, обеспечению ее прав и свобод и, прежде всего, права частной собственности; в) технологическое отдает приоритет технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе.
В локально-исторической теории предметом изучения являются локальные цивилизации, каждая из которых самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.
Историческая периодизация это условное выделение последовательных этапов в общественно-историческом развитии:
Цивилизации (от лат. civilis гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т.д.).
В основу типологизации цивилизаций положены четыре основных критерия: 1) общие фундаментальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.
На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества это тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой; 2) восточный тип цивилизации - исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте (традиционализм, коллективизм, деспотия, корпоративная или государственная форма собственности, созерцательность, слабая подвижность жизнедеятельности, растворение «я» в «мы»); 3) западный тип цивилизации особый тип цивилизационного развития, включающий в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки (динамизм, уважения к человеческой личности, автономия личности, рациональность, демократия, частная собственность); 4) современный тип цивилизации (техногенная цивилизация) исторический этап в развитии западной цивилизации, сформировавшийся в Европе в XV-XVII вв. и распространившийся по всему земному шару (научная рациональность, быстрое изменение техники и технологии, научно-техническая революция, динамика социальных связей).
На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества индустриальное и постиндустриальное.
Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется также разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации (древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию) и вторичные цивилизации (возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ).
Кроме того, современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог. Его общие принципы: 1) усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.
Исследователи отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.
Место история России во всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
Всемирная история изучает и представляет весь долгий и сложный путь, пройденный человечеством с древнейших времен до наших дней. История России является частью всемирной истории. Объектом изучения нашей отечественной истории является процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые входили и в настоящее время входят в состав российского государства. История России не может не быть одновременно и русской историей, или историей русского народа, который составляет 80% населения Российской Федерации. Русский человек с его характером, традициями, менталитетом стал творцом самобытной российской (русской) цивилизации, главной фигурой российской жизни и истории.
ОУ ВПО ВИБ кафедра ФИС История_Лекция№1_конспект к.и.н., доцент Лукьянова В. А.