Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема 1. Деятельность как социальная основа менеджмента
Основные вопросы:
1. С углублением рыночных отношений возрастает экономическая самостоятельность субъектов, множится разнообразие социально значимых решений. Людям приходится нести реальную ответственность за приобретение и использование локальных доходов, за определение приоритетности в решении имеющихся в организации или регионе социокультурных проблем. Для эффективных и менее рискованных решений нужны знания о закономерностях жизнедеятельности организаций, о складывающихся в процессе управления отношениях людей, о социальных институтах регулирования общественной жизни. Важно определить место и значение менеджмента в общей системе знаний, приблизиться к освоению технологических подходов в управленческой деятельности.
Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политике, науке, образовании, культуре. Одним из главных условий совершенствования социальной действительности становится организация социально-культурная деятельности как важной формы самовыражения, самореализации личности. Финансируемые из республиканского и местного бюджетов досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.
В реальной экономике, в едином пространстве деловых и экономических отношений действуют общие законы и нормы, регулирующие финансовые, материальные потоки, производственные, товарно-денежные и деловые отношения. Экономическая деятельность социокультурных учреждений, обладая существенной спецификой, в своей основе подчинена общим закономерностям и принципам рыночной экономики, методам управления, психологии менеджмента и маркетинга.
"Менеджмент в сфере культуры" учебный курс для студентов специализаций “менеджмент социальной и культурной сферы”, “менеджмент международных культурных связей” является базовым в цикле дисциплин специализации, продолжает усвоение теоретических основ управления, приобретенных в учебном курсе "Основы менеджмента" с учетом приоритетов сферы культуры. Цель курса формировать у студентов прочные профессиональные установки для работы в современных социально-экономических условиях, раскрыть концепцию менеджмента в сфере культуры. Задачи курса: показать роль, значение и содержание государственного регулирования и поддержки развития культурной жизни;
усвоить идеи менеджмента как управления производственными отношениями по воспроизводству, сохранению, популяризации и распространению культурных ценностей, организации досуга населения;
овладеть теоретическими основами эффективного управления организациями культуры разных типов;
выработать элементарные умения разработки культурных программ разного профиля и уровня, формирования профессиональных и любительских коллективов и команд.
Самостоятельная работа студентов направлена на развитие творческих навыков поиска необходимой информации в учебно-методической литературе, газетных публикациях, радио- и телеинформации, Интернет-источниках. Используется контент-анализ источников, посвященных актуальным проблемам управленческой и предпринимательской деятельности в сфере культуры, на основании которых каждый студент пишет рефераты. В заключение курса предусматривается контрольный тест и экзамен по пройденному материалу. Программа курса "Менеджмент в сфере культуры" разработана в соответствии с образовательным стандартом ОСГБ1-2104 01-2008 по специальности 1-21 04 01-02 "культурология (прикладная)", квалификация "культуролог-менеджер".
2. Культура как подсистема входит в триединую онтологическую структуру: антропо-социо-культурную форму бытия. Она зародилась на нашей планете на определенной ступени истории природы, а ее законы существования и развития вышли за пределы биологических законов природы.
Одно из сущностных пониманий культуры заключается в определении культуры как деятельности человека, в результате которой созидаются и используются, сохраняются и передается последующим поколениям культурные ценности. Деятельность человека проявляется как способ его бытия, охватывающего и материально-практическое созидание, и духовное постижение мира; это осознаваемое, целенаправленное, свободное и творчески вариативное проявление активности; это процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами, создание условий для существования и развития общественного субъекта (общества в целом, группы, личности).
В пределах духовной деятельности принято дифференцировать социально-культурную деятельность, направленную на:
создание культурных продуктов как на профессиональной, так и на любительской основе (процесс создания ценностей культуры);
включение человека в систему восприятия и освоения ценностей культуры (процесс освоения ценностей культуры);
организацию по сохранению ценностей материальной и духовной культуры (процесс сохранения ценностей культуры);
трансляцию культурной информации, создание возможностей для культурного диалога (процесс распространения ценностей культуры);
создание благоприятной культурной среды, цели которой реализуются через социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции (процесс формирования культурной среды как необходимого пространства для осуществления социально-культурной деятельности).
Среди используемых дефиниций наиболее логичной представляется следующая: «социально-культурная деятельность это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная практика создания, освоения, сохранения, распространения ценностей культуры».
Социально-культурная деятельность является разновидностью культурной деятельности, осуществляемой тремя социальными субъектами создателями, хранителями и пользователями культурных ценностей. Это: 1) личность, социализированный индивид; 2) формально организованные или неформальные социальные группы; 3) социум, общество в целом. Следовательно, в зависимости от субъекта, культурная деятельность подразделяется на индивидуальную (начальный источник всех культурных новаций, которые возникают и созревают в сознании человека), групповую и массовую (коллективная оценка и отбор, распространение, хранение предлагаемых индивидами новаций в социальном времени и пространстве). Индивидуально-культурная деятельность (ИКД) культурная деятельность индивидуального субъекта по: а) созданию культурных ценностей (самореализация личности); б) саморазвитию личного духовного и физического потенциала (индивидуализация личности); в) освоению знаний, умений и норм культурного использования природных ценностей, памятников культуры и духовных культурных ценностей (социализация личности). Социально-культурная деятельность (СКД) культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) обобществлению культурных новаций; б) развитию способностей индивидов и обслуживание их творческой деятельности; в) социальной коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Социально-культурная деятельность, являясь подсистемой духовной жизни общества как система, подразделяется на ряд подсистем, через функционирование которых проявляется и воспроизводится сущность, содержание, специфика и социальная природа данного явления.
В силовом поле субъектно-объектных отношений можно выделить следующие виды социально-культурной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, культуро-творческая, коммуникативная.
3. Социальный прогресс направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания. Идея прогресса логично вписывается в модель направленной трансформации и в некоторые версии теории развития. Классический структурно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии общество периодически возвращается к отправной точке. Концепция прогресса приобретает какой-то смысл только в сочетании с идеей трансформации (т. е. изменения самого общества, а не только изменения внутри него). Социальный прогресс основывается на следующих представлениях:
. о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);
. о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;
. о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;
. о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;
. об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;
. о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;
. об улучшении, усовершенствовании каждой последующей стадии развития.
Проявления кризиса идеи прогресса:
. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.
. Идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста.
. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.
. Утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.
. Повсеместное распространение получили идеи кризиса. При этом люди склонны социальный кризис рассматривается как хронический, всеобщий и не предвидется его будущее ослабление.
Некоторые мыслители придают большое значение техническому развитию, считая господство над природой конечной мерой прогресса. Среди частных критериев прогресса: спасение, знание, общность индивидов, свобода (негативная и позитивная), эмансипация, справедливость, равенство, изобилие, способность выбора и равные жизненные возможности.
Понятие прогресса опирается на какую-нибудь ценность или совокупность ценностей. Иногда само представление о прогрессе как таковом - выступает в роли ценности. Прогресс таким образом сам по себе, безотносительно к каким-либо ценностям пытается наполнить смыслом жизнь и историю, и от его имени выносятся вердикты. Однако движение без цели, движение в никуда бессмысленно.
4. Субъект и объект деятельности. Естественно, что человеческая деятельность невозможна без человека, который выступает в качестве ее основного структурного компонента, именуемого "субъект". Под субъектом понимается активная, "инициирующая сторона" целенаправленной деятельности, носитель деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы, т.е. того, кто принимает решение о начале деятельности и контролирует ее ход. Социальная деятельность невозможна без участия человека-субъекта, которое может быть как непосредственным, когда люди вкладывают в деятельность собственную физическую энергию, так и опосредствованным, когда они доверяют определенные функции машинам.
В отличие от субъекта объект представляет собой пассивную, инициируемую сторону деятельности, то, на что направлена деятельная способность субъекта. В качестве объектов могут выступать любые явления окружающей нас действительности, в том числе и живые люди.
Структурная "двумерность" действия не нарушается и в ситуации, когда объект отсутствует (к примеру, если человек занимается физкультурой, не используя спортивных снарядов). В этом случае имеет место композиционное взаимопересечение субъекта и объекта, субъект становится объектом собственных усилий.
Наиболее общие механизмы деятельности: внешняя деятельность чувственно-предметная, материальная деятельность; внутренняя оперирующая образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.
Носителем деятельности является ее субъект, который ставит цели преобразования объективной действительности (объекта), который производит это целенаправленное преобразование, т.е. выполняет деятельность.
Преобразующий характер деятельности позволяет ее субъекту постоянно выходить за пределы наличной конкретной ситуации, постоянно преодолевать лежащие в ее основе "программы". В этом обнаруживается принципиальная открытость, универсальность и свобода деятельности, которая тем самым представляет собой всеобщую форму культурно-исторического творчества.
В современной науке достаточно хорошо раскрыто строение деятельности. Любая деятельность имеет в своем составе потребности и мотивы ее выполнения, а также задачи и действия, направленные на их решение. Действия выполняются благодаря наличию в них многообразных операций. Деятельность людей существует как в непосредственно коллективной форме, так и в форме индивидуальной деятельности, когда человеческие индивиды действуют, сознавая вместе с тем себя в качестве общественных существ.
Теория деятельности, с точки зрения ее использования в различных областях социальной практики, выступает как инструментальная система проектирования и программирования. Эта работа связана с созданием конкретных проектов на основе теоретического видения ближайшего шага развития практики и одновременно с построением особого типа теорий, выявляющих принципы создания подобных проектов.
Особое значение, с точки зрения деятельностного подхода, имеет коммуникация людей, которая начинает выполнять все более важную роль в современной практике. Формирование гибких подвижных сетей (networks), связывающих разные позиции в ходе выполнения работы, немыслимо без коммуникации.
Интересные перспективы теории деятельности открываются сегодня в области наук о компьютерах (computer science). Здесь становится актуальным исследование операций мышления и создание алфавита операций. Эти операции нетождественны кибернетическим и формально логическим представлениям об операциях. Операции деятельности нужно рассматривать не как функционирование машины на основе заданных операторов, а как осуществление процессов, в которые обязательно включено сознание человека.
Основная единица анализа деятельности действие, процесс, направленный на реализацию цели. Цель образ желаемого результата (сознательный). Действие пpоцесс pешения задачи, включающий в себя пpоцессы целеобpазования, пpоцессы поиска сpедств. Действия порождают мотивы. Действие по форме может быть практическим (внешним), идеальным и теоретическим (внутренним). Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Они характеризуются подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотива имеют противоположные знаки.
Действия человека пpедметны, они pеализyют социальные, физиологические и кyльтypные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Цель задает действие, действие обеспечивает pеализацию цели. Кpyпные цели дpобятся на более мелкие, следовательно и действия подpазделяются на более мелкие, обpазyя иеpаpхическyю стpyктypy.
Cпособ выполнения действия опеpация, она хаpактеpизyет техническyю стоpонy выполнения действия. Действие совокупность операций, подчиненных цели. Операции мало осознаются или совсем не осознаются, этим они отличаются от действий, которые предполагают сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. Операции автоматические действия и навыки. Операция отличается от действия тем, что она определяется не целью, а условиями, в которых дана цель.
Действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Исследования показали, что решающую роль в формировании действия играет ориентировочная часть. Она определяет быстроту формирования и качество действия.
Существуют основныем критерии культурной деятельности человека.
Символичность. Первым критерием культурной деятельности следует считать способность посылать и воспринимать трансцендентные (т.е. сверхреальные) указания, или, точнее, символичность поступков. Слова, позы, звуки, мускульное напряжение, пространственно-временные перемещения, манипуляции с окружающими предметами только тогда обретают культурно-человеческое значение, когда не замыкаются в пределах природной объективности, но предполагают и иные измерения, т.е. объединяют в себе то, с чем мы сталкиваемся как существа природные, и то, что апеллирует к нам как существам надприродным, культурным.
Смыслополагание. Культура наделяет любой факт, как человеческий, так и входящий в орбиту человеческой жизни, смыслом, сущностью, значением. Соответственно, культурная деятельность с неизбежностью должна учитывать это обстоятельство и потому носить осмысленный характер. Действенные акты производятся не автономно, сами по себе, но всегда полагаются в общей ценностной структуре. Коммуникативность. Деятельность субъекта культуры всегда предусматривает адресата, человека или группу людей, способных адекватно, т.е. на том же уровне восприятия, откликнуться на плоды творческих усилий. Благодаря этому возникает специфически человеческое общение между индивидами, формируется сообщество людей, некоторая их совокупность, а не просто собрание разрозненных существ, волей случая находящихся в одном месте и в одно время. Регламентированность. Любое общество вырабатывает те конкретные формы, в которые облекается культурная деятельность, и вне которых она неприемлема. Такие формы варьируются в зависимости от времени и места. Они не остаются неизменными. В значительной степени история культуры как раз и является историей таких регламентированных и в то же время бесконечно меняющихся коммуникативных форм выражения. Созидательность. Культурная деятельность всегда созидательный акт, в котором объективируется творческий потенциал человека. Созидательность может быть предельно традиционной или выражать собой открытый протест против традиции, быть средством активной борьбы с насилием отживших старых форм. Однако культурная деятельность направлена не на разрушение и уничтожение существующего, а на утверждение нового на созидание иных культурных форм, привлечение внимания к неизвестным ранее возможностям человека и человеческого общества, открытие неведомых прежде горизонтов.
Все перечисленные выше характеристики субъекта культуры и черты культурной деятельности в равной степени относятся как к индивиду, так и к сообществу. Этими критериями культурная деятельность, разумеется, не исчерпывается. Она предполагает и другие аспекты. В перечне представлен лишь тот необходимый минимум, без которого деяния субъекта нельзя квалифицировать как культурные, а сам агент действия не может считаться субъектом культуры. Индивидуальный или коллективный культурный субъект проявляется лишь тогда, когда в нем ощутимо присутствуют надприродная духовность, сформованность или воспитанность по определенной культурной модели, а также творческая инициатива.