Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- Благотворительность в сфере социальной работы Студент- Мулярчик А

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

39

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Красноярске

Кафедра социальной работы и социального права

Курсовая работа по дисциплине

«Технология социальной работы»

Тема: Благотворительность в сфере социальной работы

Студент: Мулярчик А. В.

Группа: СРБ-Д-Б-4-10

Научный руководитель: Иванова Т. А.

Красноярск, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 История становления благотворительности в России

  1.  Благотворительность на ранних этапах своего становления и развития……………………………………………………………..…............5
  2.  Благотворительность в XIX- начале XXI вв.………….………...................11

Глава 2 Благотворительная деятельность в сфере социальной работы

2.1 Понятие благотворительной деятельности в социальной сфере, ее виды и формы…………………………………………………………………………….22

2.2 Влияние благотворительности на социальную работу……………………28

Заключение………………………………………………………...…………….35

Список используемой литературы…………………………….……………….37


Введение

Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.

Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изучение основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.

Изучение данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России», В.А. Сущенко «История российского предпринимательства». Об истории становления социальной работы в России писали Фирсов М.В. (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И. Курбатов учебник «Социальная работа» где были указаны две причины, по которым социальная работа не возникла в начале XIX века. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стогу в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.

Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают следующие законы РФ - «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах охраны труда в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т. д.[11]

Основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др.

Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и др.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили работы отечественных авторов Дурасановой и Годунского. В работе использовался исторический подход.

Объектом курсовой работы является благотворительность в сфере социальной работы.

Предметом – виды и формы благотворительной деятельности в социальной сфере.

Цель - выявление культурно-исторических предпосылок зарождения и развития благотворительности в России и ее влияние на становление социальной работы.

Задачи: 1) изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.

2) выявить специфические черты благотворительности в XXI веке.

3) определить место благотворительных организаций в системе социальной помощи населению.

Методы исследования: анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав включающих 4 параграфа, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1 История становления благотворительности в России

  1.  Благотворительность на ранних этапах своего становления и развития

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство.[3]

Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали Российским Митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся.

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Стоглавый Собор, созванный в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. Однако эти решения не выполнялись: денег у разоренного войнами и опричниной государства не было. По всей стране нищие просили милостыню, но лишь немногие могли обрести кров и еду при монастырях и в частных богадельнях.

В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. Царь Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, на которые шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба продавать по низкой цене. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.[3]

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича - Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги. Значительную сумму ему передала царица Марья Ильинична. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.

Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных.

В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях госпиталей». Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продаж отчислялись на благотворительность, на эти же цели шли штрафы, которым подвергались раскольники. В то же время серьезным репрессиям подвергались профессиональные, так называемые «притворные» нищие. Согласно указу от 1691 года за «притворное нищенство» полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь. Милостыню же царским указом предписывалось передавать непосредственно в госпитали, где содержатся убогие и нищие.

В 1700 году царь указал строить богадельни лишь для стариков, инвалидов и беспризорных детей. В 1710 году Петр приказал провести ревизию всех богаделен и немедленно выселить из них тех, кто имел семьи и знал ремесла. В конце жизни Петр намеревался провести в стране перепись нуждающихся для выяснения их количества и распределения по разрядам, но затея так и не была осуществлена.

Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами, в силу чрезвычайных обстоятельств, просуществовали длительное время. Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). Несмотря на введенный указом 8 октября 1762 года запрет на прошение милостыни, указом от 26 февраля 1764 года, когда полиции было дано право задерживать нищих, до рассмотрения дела им предоставлялась денежная дотация. Часть пойманных бродяг и нищих отправляли служить в полицию, другие попадали в «работные дома», где они работали под надзором городничего, получая за это пищу, кров и небольшое денежное довольствие. В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество - Воспитательное общество благородных девиц. В 1775 году императрица учредила Приказы общественного призрения - прообразы органов социальной защиты. Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин.[13]

Исключительное значение для развития государственной системы призрения имел указ царицы о создании в каждой губернии Приказов общественного призрения. Эти учреждения должны были организовывать и содержать школы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, «работные дома» и многое другое. Каждому Приказу из государственной казны выделялись 15 тысяч рублей, которые разрешалось выдавать под проценты. Сумма увеличивалась за счет частных пожертвований. Императрица личным примером поддерживала и укрепляла частную благотворительность.

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательное общество благородных девиц - так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием «Учреждения Императрицы Марии». Основными направлениями деятельности «Учреждений» и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым. При непосредственном участии Марии Федоровны была развернута широкая кампания по борьбе с младенческой смертностью в воспитательных домах, где она составляла около 90%. На даче императрицы в Павловске появилось училище для глухонемых детей, в Севастополе и Николаеве были основаны училища для детей военных низшего звена, открыт институт родовспоможения и «вдовьи дома» в Петербурге и Москве. Императрица активно содействовала созданию в 1802 году в России «Филантропического общества».

В 1803 году в Москве и Петербурге появились «вдовьи дома» для бездетных вдов офицеров русской армии, которые занимались уходом за больными. Позже на этой основе возникли Общества сестер милосердия. Сеть благотворительных и просветительских обществ под непосредственным руководством императрицы расширялась, в каждом учреждении были созданы советы.

Попечительство в то время ставило перед собой цель находить людей, действительно нуждающихся в помощи, особенно тех, кто стыдится просить подаяние, и оказывать им, сообразно обстоятельствам и по мере возможности помощь в виде пособий.

Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи.

1.2 Благотворительность в XIX- начале XXI вв.

XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году.

В 1828 году императорским указом в стране было введено звание «Почетный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования. Примерно в это же время почетный попечитель граф Шереметев построил дом с больницей для нуждающихся (сегодня - Институт скорой помощи им. Склифосовского). 16 мая 1802 года император учредил «Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут». Из личных средств императора обществу было выделено 24 тысячи рублей. Впоследствии сумма была увеличена до 40 тысяч. Крупные пожертвования постоянно делали не только члены императорской фамилии. Так, князь Голицын ежегодно жертвовал по 6 тысяч рублей, еще 142 тысячи рублей он завещал передать обществу после своей смерти. В 1818 году в Москве жителями было собрано для «Благодетельного общества» более 100 тысяч рублей.

В августе 1814 года общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее более 100 лет. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России. Впоследствии, при Николае II, в состав общества входили 210 благотворительных учреждений, 62 богадельни, 57 учебно-воспитательных заведений. Ежегодный объем помощи превышал полтора миллиона рублей, помощь оказывалась приблизительно 150 тысячам бедных. Кроме того, на попечении «Императорского человеколюбивого общества» были дешевые квартиры, приюты, народные столовые, швейные мастерские, дома призрения. Многим деятелям Общества Александр I присваивал государственные знаки отличия. Самые достойные члены и сотрудники общества носили именные знаки с девизом: «Возлюби ближнего как самого себя». Согласно статистике самого общества, за 100 лет его помощью воспользовались более 5 миллионов человек.

В царствование Александра I в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых. Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Пирогов создали самое знаменитое из подобных обществ - Крестовоздвиженское. В 1846 году при Николае I в Петербурге было создано знаменитое общество посещения бедных, инициатором и вдохновителем которого стал князь В.Ф.Одоевский, к которому вслед за князем присоединились многие представители высшей аристократии. В 1897 году Николай II издал указ об отказе «принимать подношения к стопам августейшей фамилии». В указе говорилось, что ввиду значительности сумм, затрачиваемых на подарки, император в дальнейшем отказывается от них и «единственный радостный для его сердца дар составляют пожертвования от достатка обществ и частных лиц на благотворение и другие общеполезные учреждения и притом преимущественно местные».

Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно - например, воскресные школы.

В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год).[12]

Государство в условиях реформ стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественно-политической жизни, одной из важных составляющих которой стала благотворительность. В 1862 году право утверждения уставов вновь создаваемых благотворительных обществ было передано в Министерство внутренних дел. В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке. Спустя 20 лет в России уже было несколько десятков школ для слепых, стал издаваться даже специальный журнал «Слепец».

К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Такой комитет для оказания помощи неимущим и сокращения числа нищих по примеру петербургского был образован в 1838 году в Москве по инициативе генерал-губернатора Д.В.Голицына. Он назывался «Комитет о просящих милостыню» и находился под попечительством генерал-губернатора. В ведение комитета был передан «работный дом», куда доставляли всех, замеченных в нищенстве. После разбирательства к одним применялись административно-полицейские меры, для других комитет исходатайствовал виды на жительство, определял в больницы, богадельни, подыскивал работу, снабжал одеждой, обувью и деньгами, малолетних детей направлял в учебные заведения, воспитательные дома, в учение на фабрики и заводы. Комитет основал в Москве женские и мужские богадельни, Долгоруковское ремесленное училище для нищих мальчиков, а также бесплатную школу для крестьянских детей, больницу и богадельню в селе Тихвинском Бронницкого уезда. Средства Комитета составлялись из добровольных пожертвований, денежных сумм, поступающих из Городской думы и государственного казначейства.

Основой этой работы была быстро набиравшая силу частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не, только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов - туда бросали милостыню. А шарманщики, прежде чем получить разрешение ходить по улицам, должны были сделать взнос на устройство воспитательных домов. В царской России только одна фабрика имела право выпускать игральные карты: эта фабрика была собственностью Императорского воспитательного дома Санкт-Петербургского Опекунского совета - таким образом, карточное производство было монополизировано в благотворительных целях.
42 года отдал благотворительности принц Петр Ольденбургский, основавший в Петербурге первый ночной детский приют. В течение жизни объем его пожертвований превысил 1 миллион рублей.

«Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе. С успехом функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России».

К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.[12]

В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. По данным на 1900 год, 82% благотворительных заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, затем следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (2%). Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году - 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов. В 1913 году поступления по всем благотворительным учреждениям одного только Санкт-Петербурга составили около 8 миллионов рублей. В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на эту сферу формировались на основе частных добровольных пожертвований и лишь 25% поступали от государства. По самым приблизительным подсчетам, в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам) приветствовался. 

В настоящее время возрождающаяся благотворительная деятельность приобретает важное значение в решении многих социальных проблем.

Один из важных показателей успеха - быстрый рост числа благотворительных организаций. В конце 1980-х годов их были десятки, в середине 1990-х - десятки тысяч. К первым независимым группам добровольцев власти относились с подозрением, в 1987 -1988 годах им предлагали «подключиться» к учреждениям. Советскому детскому фонду, Советскому фонду милосердия и здоровья, Советскому фонду культуры отказывали в регистрации (а она была необходима для получения статуса юридического лица, чтобы открыть счет в банке.

Наиболее многочисленны среди российских благотворительных организаций объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Этим группам самопомощи постоянно не хватает средств, квалификационных специалистов, помещений, далеко не всем удается удержаться, выжить, так как постоянно появляются новые. Так, в Москве за 2-3 последних года были зарегистрированы общество многодетных семей «Пчелка», объединение инвалидов «Вехи», клуб детей-инвалидов «Аннушка», фонд социальной поддержки военнослужащих и другие.

Некоторые из созданных в конце 1980-х - начале 1990-х годов организаций действует сейчас как многопрофильные, осуществляют широкий набор благотворительных программ («Невский ангел», «Душа человека», «Сопричастность», «Нет алкоголизму и наркомании», «Московский дом милосердия»). У каждой из этих организаций существует своя специфика, но в то же время каждая из них оказывает социально-правовую помощь нуждающимся и консультации по различным вопросом.

На российскую почву были перенесены и приживаются и некоторые формы западной благотворительности. В конце 1980-х годов впервые возникли объединения людей, стремящихся избавиться от алкогольной зависимости («анонимные алкоголики»). В Москве таких групп более 20, они так же создаются в других городах страны.

В 1990 году в Санкт - Петербурге создается первый хоспис, созданный для безнадежных онкологических больных. И уже с 1996 году хосписы функционируют в 26 городах России.

Следует отметить, какими средствами организации пользуются при поддержке социальных и благотворительных проектов.

Самыми распространенными являются денежные средства, далее следуют собственная продукция и предоставление транспорта, помещений, оборудования. Практически не востребованы такие возможности бизнеса, как поощрение добровольного труда персонала и совсем не востребован такой ресурс бизнеса, как умение грамотно организовать процесс управления проектом.

В России действуют международные благотворительные организации – «Врачи без границ», «Врачи мира», «Армия спасения», «Международный Красный Крест». Число их представителей невелико, но они часто берут на себя тяжкую и в прямом смысле грязную работу, появляются в самых горячих точках, где их работа сопряжена с немалой опасность и где они действительно нужны людям. Занимаются они и традиционными формами благотворительности: поставка лекарств и медицинского оборудования больницам, продуктов питания - детским домам. Такую же работу в социальной сфере проводят несколько десятков, постоянно присутствующих на территории России, отделений благотворительных организаций других стран. Они придают большое значение мероприятиям, которые направлены на повышение квалификации, профессионализма энтузиастов российской благотворительности: проводят семинары, лекции, организуют поездки за рубеж для стажировок.

Постепенно возрождается, находившаяся длительное время под запретом, церковная благотворительность. Около 30 из 200 действовавших в Москве в 1994 году храмов и монастырей взяли на себя патронат над домами ребенка, детскими больницами, школами - интернатами, пансионатами для ветеранов труда, уход за больными в больницах, оказание гуманитарной помощи, медицинской и духовно - просветительской помощи прихожанам, предоставление бесплатных обедов.

Поначалу благотворительная деятельность в нашей стране проходила в условиях правового вакуума, причем, среду ее активистов не было стопроцентной уверенности в необходимости регулирующего эту область закона. Если благотворительность это порыв души, то вмешательства со стороны государства просто неуместны. Однако, организаторы первых благотворительных акций ощутили острую потребность в законе, определяющем, что можно, а чего нельзя. Разработка законопроекта началась в 1991 году, и только в 1995 году вступил в силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Значение закона о благотворительных организациях - в признании их государством как особого социально значимого сектора, способствующего решению важных для общества проблем, в принятии государством определенных обязательств по содействию деятельности этого сектора.

Но не только организации, но и инициативные группы и просто добровольцы, взявшие на себя ответственность оказываться и защищать права репрессированных, женщин, душевно больных, ветеранов войн, беженцев и вынужденных переселенцев, одиноких стариков, людей с ограниченными возможностями, безнадзорных детей, бедных людей.

Наиболее частыми мотивами добровольцев являются чувство милосердия, сострадания и сопереживания, к тем, кто беспомощен и незащищен. Многие люди испытывали желание быть полезными нуждающимся, имели потребность в реализации своих личностных возможностей.

Первыми моделями организации труда добровольцев стали, создаваемые внутри общественных объединений, профильные группы. Например, добровольческие группы, специализирующиеся по уходу за пожилыми и немощными людьми на дому и в медицинских учреждениях, нацеленные  на оказание информационной и технической поддержки, организующие клубы добровольцев. Кстати, в России ежегодно празднуется день добровольца 5 декабря.  

По данным Государственного комитета статистики Российского Федерации, на начало 2005 года было зарегистрировано 520 тыс. некоммерческих организаций, из них 275 тыс. (60%) негосударственные организации; активную работу в регионах ведут около 70 тыс. организаций. В их деятельность включено около 2,5 млн. сотрудников добровольцев.

По результатам исследования Центра развития демократии и прав человека (Москва), проведенного в конце 2001 года в России активно действовало около 44000 общественных объединений. Услугами общественных объединений и некоммерческих организаций в 2002 году воспользовались около 30 млн. клиентов. Совокупный ежегодный бюджет таких организаций составил примерно 500 млн. американских долларов.

В Санкт - Петербурге и Ленинградской области зарегистрировано более 15 тыс. некоммерческих организации. Из них реально существуют и работают примерно 5-6 тыс. Средний возраст организаций - 4-5 лет. В них работает свыше 60 тыс. человек, в т.ч. на постоянной основе - 20 тыс. Среди них более 10 тыс. человек - профессиональные социальные работники, психологи, врачи, юристы, педагоги. Так же около 10 тыс. человек, работающих в организациях - добровольцы. [16]

Немалый вклад в благотворительное дело вносят владельцы своего собственного бизнеса. Сегодня, как и 100 лет назад, благотворительность стоит очень дорого. Чтобы начать ею заниматься, нужно крепко встать на ноги. Богатых людей в России пока немного. Да и сосредоточены они в мегаполисах и крупных сырьевых регионах. Тем не менее, некоторые процессы, идущие в бизнесе, несколько схожи с ситуацией конца XIX в.

Например, тенденция омоложения российского бизнеса вселяет надежду на возрождение традиций российской благотворительности новым поколением предпринимателей. Изменилась ситуация и в семьях бизнесменов. Детей стараются приобщить к делу со школьного возраста.

Благотворительность очень медленно, но превращается в духовную потребность. Современным состоятельным людям тоже хочется остаться в истории, вложив свой личный вклад в улучшение жизни, которая достанется их детям.

Однако,  современное общества не слишком охотно стремится к благотворительной деятельности. Среди обывателей бытует мнение, что пожертвования делаются лишь для того, чтобы заслужить похвалу. Поддержка нуждающихся часто встречается с  непониманием  в семье и ближайшем окружении. Кроме того, если в золотую пору российской благотворительности неафиширование размеров и направлений вкладов было обусловлено только скромностью дарителей и коммерческой тайной, то сегодня такое поведение обеспечивает непосредственную безопасность предпринимателя.

Обществу нужно понять, что оно должно воспитывать не только благотворителей, но и благотворимых. Коммерсант не обязан отдавать деньги. Для получения помощи его нужно уважительно и терпеливо убеждать, привлекая аргументированные доказательства.

Как видим, история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного призрения и создания новых, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности. Для наиболее успешного решения возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства.

Глава 2 Благотворительность в сфере социальной работы

2.1 Понятие благотворительной деятельности в социальной сфере, ее виды и формы

Существует определение благотворительности как негосударственной добровольной безвозмездной деятельности в социальной сфере, направленной на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования.[9]

В Федеральном законе № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. [14]

Взяв во внимание все существующие трактовки благотворительности, их недостатки и достоинства, появляется возможность предложить авторское определение института благотворительности и благотворительной услуги. Такое определение способствует конкретизации и уточнению определения благотворительной деятельности.

Благотворительная деятельность с социальной сфере представляет собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе передачи материальных, нематериальных ресурсов и денежных ресурсов между экономическими субъектами на индивидуальной и безэквивалентной основах. Таким образом, благотворительная деятельность в социальной сфере, как социально-экономический институт, представляет собой процесс поиска и перераспределения материальных и нематериальных ресурсов и денежных средств от лиц и организаций в пользу субъектов, находящихся в критической ситуации, не соответствующей элементарным жизненным стандартам, либо в пользу субъектов, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или качества личной и общественной жизни, осуществляемый посредством оказания благотворительной услуги. Благотворительная услуга является в конечном итоге фактом проявления благотворительной деятельности.

Благотворительная деятельность - это помощь нуждающимся в ущерб своему собственному благосостоянию или свободному времени, но при условии, что она не причиняет вред другим людям и осуществляется в рамках закона, приносит пользу не только получателям благ, но и обществу в целом, снимая с него часть социальных обязательств. Отсюда к благотворительности относятся такие деяния, которые в общепринятом смысле слова укладываются в понятие «общественная польза», состоящая в индивидуальной помощи конкретному человеку, что является выгодным для общества в целом.

Благотворительная деятельность имеет глубокие исторические корни, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Свое выражение она получила в раздаче милостыни. Идея милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики. Любить ближнего - это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного личного здоровья.

В мировом опыте на первом этапе дело призрения брала на себя главным образом церковь. Вопрос о помощи бедным и нетрудоспособным входил в законодательство всех концессий с глубокой древности - он входил в Моисеево право, Талмуд и Коран, он рассматривался христианством. Помощь бедным оказывалась в Афинах, в Риме.

Организациями общественного призрения являлись частные лица, церковь, гражданские общественные организации, общины, государственные органы, федеральный центр федеральных государств. При этом церковная благотворительность имела по преимуществу нравственно религиозный, а не экономический характер, ибо для нее «доступно облегчение таких страданий, против которых одна вещественная помощь бывает бессильна».

Государственное призрение, в отличие от всех выше перечисленных, в связи с огромной численностью призреваемых не располагает детальной информацией. Данные о состоянии проблемы на этом уровне могут быть только генерализированными и формальными, анкетными и документальными, а решения только стандартными и не допускающими разнообразия и индивидуализации. Однако у государственного призрения имеется ряд важных свойств, которыми не обладают муниципальные власти и общества и частные лица.

Во-первых, деятельность всех этих органов, организаций и лиц регулируется законодательством государства и существенно зависит от принимаемых им актов.

Во-вторых, государства в периоды их стабильного развития обладают значительными ресурсами, которые могут быть направляемы на исполнение призрения. Эти дополнительные средства могут быть реальным способом выравнивания ситуации и служить способом осуществления единой политики призрения.

Общественное призрение делилось на «чистое призрение» и «трудовое призрение».

К «чистому призрению» относилось призрение недееспособных, то есть престарелых, больных, сирот. Этот вид призрения был абсолютно затратным, хотя призрение детей обещало некоторое отдаленное общественное благо. Содержались они на общественный или государственный счет.

Призрение неимущих - так называемое «трудовое призрение», осуществлялось за счет оказания помощи государства, общества и частных лиц. Этот вид призрения контролировался и исполнялся самоуправлением, как местной власти проживающего территориального сообщества. Государственная поддержка заключалась в законодательных условиях исполнения и материальной помощи.

В благотворительности сохраняется традиция, которая всегда определяла качество благотворительности не практической целесообразностью, а мерой вложенной в нее души, где сочетались тактичность формы и разумность содержания. Практическая ситуация в России складывалась так, что честный, но на беду хорошо обеспеченный человек любыми способами старался скрыть следы своего благополучия, мораль не позволяла подниматься над уровнем нищеты. Если же появлялась возможность демонстрировать свое богатство, то разгулу и роскоши не было предела. Но рано или поздно нужно было подумать о своей душе и об общественном мнении. Жертвование, благотворительность являлись искуплением за нажитое богатство. Частная благотворительность не останавливала голода и не прекращала несчастий, но улучшала нравы. Общество делало еще один шаг в сторону гуманности отношений, благотворители помогали многим людям в жизни не пропасть.

Понятие «благотворительности» в сознательном аспекте имеет чрезвычайно широкий ареал действия. Это и нравственный поступок, и моральные качества благотворителя, это и нравственные отношения между людьми, и социально справедливая деятельность классов и общественных групп, и мера более справедливого состояния общества в целом. Благотворительные акции представляют одну из форм общественного благодеяния. Они представляют собой поступки, отвечающие требованиям нравственности, совершаемые сознательно по моральным мотивам во имя высоких идеалов, интересов человека и общества. Благотворительные акции в нравственном смысле означают собой добро, которое представляет одно из наиболее общих понятий морального сознания. Если подвергнуть теоретическому анализу благотворительность как одну из форм добра, имеющего место в обществе, то, очевидно, что оно связано с понятием смысла жизни и бессмертия. Подтверждением тому является тот факт, что мы до сих пор помним меценатов, их благотворительная деятельность сделала их в какой-то мере бессмертными (театры, музеи, созданные на их средства, увековечили их имена). Имена Павла Третьякова, Саввы Мамонтова, Саввы Морозова и др., извлеченные из забытья, блестят ярким светом, вызывая благоговейные чувства у благодарных потомков.

В России установлены три организационно-правовые формы благотворительных организаций:

1. Учреждение. Имущество учреждения полностью состоит из собственности учредителей, состав которых может изменяться в соответствии с уставом организации. Источниками средств благотворительной организации в форме учреждения могут являться только его учредители, то есть деятельность учреждения осуществляется только за счет учредителей.

2. Товарищество. Отличается от учреждения тем, что учредитель теряет право собственности, передавая его в товарищество. Такое имущество составляет уставной фонд организации. Состав учредителей может меняться в соответствии с уставом. Чтобы стать учредителем, необходимо сделать взнос в уставный фонд или купить часть уставного фонда у одного из учредителей. Устав определяет права учредителей в управлении организацией в зависимости от внесенного в уставный фонд вклада.

3. Общество. Это организация, в которой право на участие в управлении ее имуществом не увязывается с имущественными отношениями. Управление осуществляется членами общества. Вхождение и выбытие из состава членов общества определяется уставом. Членами благотворительного общества могут быть только частные субъекты. Создание фондов допускается в любой из перечисленных выше организационно-правовых систем.

Объектами благотворительной помощи выступают социальные группы и проблемы, на которые направляется благотворительность:

· Профилактические программы борьбы с бедностью, предназначенные для людей, живущих ниже «черты бедности», т.е. не обладающих минимальными жизненно важными условиями существования. К таким благотворительным программам могут относиться образовательные, создания рабочих мест и содействия в трудоустройстве, жилищные, медицинские, санитарные, эпидемиологические, культурно-просветительские проекты, оказание продуктовой помощи и организация бесплатного питания, выплата денежных пособий, организация приютов временного содержания, оказание психологической и юридической помощи и т.п.

· Помощь жертвам общественных конфликтов, катастроф и стихийных бедствий. Предполагается, что в результате масштабных, локальных или бытовых событий отдельные люди или группы людей оказываются лишенными жизненно важных условий существования. Как правило, жертвы таких событий испытывают на себе весь комплекс возможных проблем.

· Реабилитация социально ущемленных групп населения - инвалидов; больных; беженцев; детей; участников военных событий; людей, работавших в опасных условиях или подвергшихся преследованиям и т.д. В силу своих особенностей они объективно оказываются в более сложном положении, чем обычные в общепринятом представлении люди. В этом случае благотворительная деятельность направлена на подтягивание их возможностей к уровню жизни основной части населения.

Для этих целей разрабатываются благотворительные программы, направленные на оказание следующих видов социальной помощи:

· материальной (в том числе, специальными приспособлениями, например, колясками для инвалидов или протезами);

· психологической (людям с психическими особенностями и их близким);

· медицинской, способствующей расширению физических возможностей или компенсирующей повышенные расходы на медикаменты и лечение, содействующей образованию и трудоустройству, включая организацию специальных рабочих мест.

Такие программы могут также включать воздействие на общественное мнение, повышать толерантность общества к этим категориям лиц, что создает более благоприятную среду для их жизнедеятельности.

Благотворительная деятельность в этом направлении должна быть соизмерима с достатком социально исключенных групп, она не должна распространяться на тех, кто в силу своего материального положения способен самостоятельно компенсировать свои особенности.

2.2 Влияние благотворительности на социальную работу

Изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. И важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.

В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль и значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его трудных жизненных проблем.

Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально-экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения - безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т. д. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.

Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации.

Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная работа  — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

- социальное обеспечение;

- социальное обслуживание;

- социальную защиту;

- социальную помощь.

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в трудной жизненной ситуации;

3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики

Одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях является социальная помощь. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Основные уровни органов социальной работы:

- федеральный уровень (республика);

- регион;

- местный уровень (муниципальное образование);

- негосударственные (благотворительные) общественные организации

Каждый из этих уровней выполняет свои функции.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:

1. организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;

2. социальное обслуживание;

3. медико-социальная экспертиза;

4. реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;

5. социальная помощь семье и детям;

6. подготовка законодательства по социальной защите населения;

7. внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

8. разработка положений по основам социальной политики;

9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

10. подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;

11. разработка социальных нормативов и т. д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном уровне:

1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;

2. плановую и финансово-экономическую деятельность;

3. создание различных фондов социальной помощи;

4. решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:

а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

б) социальная реабилитация инвалидов;

в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

  1.  социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  2.  подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3.  оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4.  содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  5.  содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  6.  содействия защите материнства, детства и отцовства;
  7.  содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  8.  содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  9.  содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  10.  охраны окружающей среды и защиты животных;
  11.  охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  12.  подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  13.  социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  14.  оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  15.  содействия добровольческой деятельности;
  16.  участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  17.  содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  18.  содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  19.  поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  20.  содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  21.  содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.[14]

Очевидно нарастающее противоречие между необходимостью создания более эффективной системой социальной защиты и развитием социальной благотворительности, с одной стороны, и игнорированием исторического опыта, отечественных традиций благотворительной деятельности -- с другой.

Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще и финансовую помощь помимо выполняемых функций. Следовательно, благотворительные организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль.

Благотворительные организации не только выполняют часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи с дефицитом централизованного финансирования.

Когда государственные структуры не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций.

Так, например, в 2004 году по инициативе бизнесмена Михаила Прохорова был создан  частный благотворительный фонд «Фонд Михаила Прохорова»

Главная цель Фонда - системная поддержка культуры российских регионов, их интеграция в общемировое культурное пространство, повышение интеллектуального уровня и творческого потенциала местных сообществ. 

Региональная стратегия Фонда выражается в том, что для каждого из регионов Фонд разрабатывает свою уникальную программу, учитывающую историческую, экономическую и культурную специфику территорий. 

Фонд работает как творческая лаборатория по созданию новых культурных технологий, как школа по воспитанию нового поколения творческих и инициативных людей - российского креативного класса, как уникальная площадка социокультурного эксперимента, совмещая в себе несколько важнейших функций: просветительскую, образовательную и благотворительную. 

Фонд проводит открытые грантовые конкурсы, разрабатывает и реализует собственные проекты, а также выделяет внеконкурсное финансирование на поддержку уникальных культурных инициатив. 
Фонд осуществляет деятельность по трем направлениям:

  1.  наука, образование, просвещение,
  2.  спорт и здоровье,
  3.  современное искусство.[15]

Все это является наглядным примером того как благотворительные организации могут органично вписаться в систему социальной помощи и защиты населения.

Мне кажется, что данный опыт может служить прекрасным примером для подражания. Вполне возможно создание таких фондов в каждом городе. Они будут способствовать развитию города, выступая в качестве спонсоров различных культурных мероприятий, детских соревнований и археологических экспедиций. Ведь, как правило, этим направлениям государственная власть уделяет не достаточно много внимания.

Заключение

Последние десятилетия ушедшего века ознаменовались изменениями поразительного масштаба, крайним драматизмом событий, полной непредсказуемостью результатов и глубокой противоречивостью перемен. Мы были свидетелями глобальных исторических катаклизмов: распад страны; углубление экономического и социального кризиса; исчезновение формальных причин, которыми можно было оправдать бремя гонки вооружений, свёртывание социальных программ; стирание национальных границ и т.д.

Полезным в создавшейся ситуации оказывается анализ исторических корней и теоретических основ социальной работы в качестве новой профессии и академической дисциплины в мировом научном контексте. Социальная работа даёт нам богатый фактический и теоретический материал, изучение которого помогает получить сведения о структуре и самосознании современных обществ в их кризисных точках. Анализ связи социальной работы с социальной теорией способен пролить свет, в том числе, и на природу «развитого» общества. И наоборот - характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этой своеобразной профессии и академической дисциплины, родившейся не так давно. Доказано: жизнь общества невозможно понять без учёта тех представлений, которые её формируют. Как было показано в данной работе связь между социальной работой и благотворительностью существует. Следовательно, намечается потребность в анализе благотворительности как основы социальной работы.[8]

История России богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции имеют сегодня большое значение, потому что встал вопрос о реформировании существующих форм благотворительности, создании новых которые будут в наибольшей степени соответствовать изменяющимся условиям жизни. Также эти традиции будут способствовать более тесному взаимодействию государственного призрения и частной благотворительности. Немало важную роль в процессе оказания помощи населению играет социальная политика проводимая государством, а в частности одно из направлений - социальная защита. На мой взгляд, наибольший эффект получится, если наладить взаимодействие государственных структур и частной благотворительности в рамках социальной политики сильного государства.


Список используемой литературы

  1.  Антонов Е.Н. Благотворительность в России: основные проблемы и пути решения /Е.Н.Антонов// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 631. - С. 20-22.
  2.  Большая юридическая энциклопедия.- М.: Изд-во «Эксмо», 2005.- 688 с.
  3.  Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси. Учебное пособие /Ю. Годунский//М.: Изд-во «Наука и жизнь».- 2006.- №10.- с. 32-37.
  4.  Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие /М. Н. Гуслова// М.: Издательский центр "Академия", 2007. — 48 с
  5.  Дурасанова Т.П.. Введение в специальность «социальная работа». Учебное пособие./ Т.П. Дурасанова //М.:Балашов, 2000.
  6.  Кудринская Л.А. Благотворительность и спонсорство в современном российском обществе: опыт теоретического анализа / Л.А.Кудринская //  М.: Изд-во Омский научный вестник. - 2009. - № 6. - С. 73-77.
  7.  Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты. / Л.Я. Лавриненко// М.: Изд-во Образование и общество.- 2004.- №1.- с. 86-98.
  8.  Лукацкий М.А. Благотворительность: за и против./ М.А. Лукацкий// М.: Изд-во Образование и общество.- 2005.- №5.- с. 100-103.
  9.  Ожегов С.И. Словарь рус. языка. ОК. 57000 слов. Под ред. Д-ра филол. Наук, проф. Н.Ю. Шведовой.- 12-е изд., стереотип.- М.: Рус. яз., 1978 - 846 с.
  10.   Привалов Н.Г. Экономическая основа благотворительности /Н.Г. Привалов// Известия Уральского государственного экономического университета. - 2006. - Т. 2. - № 14. - С. 89-96.
  11.   Ромм М.В.. Теория социальной работы. Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан//; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. - 112 с.
  12.  Соколов А.Р. Благотворительная деятельность императорского «человеколюбивого общества» в XIX веке. Учебное пособие /А.Р. Соколов/ /М.: Изд-во Вопросы истории.. - 2003.- №7.- с. 96-112.
  13.  Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII- XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) Учеб. Пособие./ А.Р. Соколов / / Отечественная история.- 2003.- №6.- с. 147-158.
  14.  Федеральном законе № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». (С изменениями и дополнениями от: 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 23 декабря 2010 г.)
  15.  Фонд Михаила Прохорова [Электронный ресурс]К.: © 2013 Фонд Михаила Прохорова
  16.  Щитова Н.Г. Проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства // Сводный реферативный сборник журнала Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2010. - № 1-4. - С. 11-12.



1. Исследование рынка минеральной воды
2. Английский в профессиональной сфере содержит 2 части Часть 1 Перевести текст на русский язык со с
3. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ТРОПЫ Обороты речи в которых слово или выражение употреблено в переносном
4. Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью
5. О библиотечном деле
6. Тема-Аналіз рядів динаміки Обсяг часу2г Контрольні запитання для вивчення теми 1
7. Лекция 3 Провиденциальная семиотизация истории в Рязанском цикле повестей 1
8. Финансы их сущность и функции
9. О языках народов Российской Федерации
10. Автобусы [2
11. Обмотки якорей машин постоянного тока
12. Тема- Дослідження роботи трифазного кола при зєднанні споживачів енергії зіркою
13. I. Гистологический диагноз Аденокарцинома железистосолидный рак
14. . I enjoy plying2. I denied steling Often we use the gerund for n ction tht hppens before or t the sme time s the ction of the min verb
15. Распад СССР исторические обстоятельства и последствия
16. Виды темперы и её применение
17. Я мыслю следовательно я существую Декарт Автор клиниконозологического принципа деления конституции че
18. Методика проведення педагогічних спостережень
19. Договір франчайзингу
20. ДИСТАНЦИЯ ~ ПЕШЕХОДНАЯ короткая Класс дистанции- 2 Длина дистанции- Набор высоты- 10 м Количество те