Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

сущность возникает формируется и развивается вместе с категорией явление

Работа добавлена на сайт samzan.net:


25. Сущность и явление, их взаимосвязь. Познание как движение к постижению сущности.

Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому – к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Отражая внутреннее, необходимое в вещи, категория «сущность» возникает, формируется и развивается вместе с категорией «явление». Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности, через массу случайных свойств и связей, раскрывающихся в результате ее взаимодействия с другими вещами.Таким образом, сущность представляет собой совокупность всех необходимых свой-ств и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, законов ее функционирования и развития. К области явления относятся внешние проявления всех этих сторон и связей (законов).Например, многие проявления злокачественной опухоли (рака) изучены достаточно подробно, но сама ее сущность пока остается во многом еще зловещей тайной. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. Сущность, следовательно, есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Явление же – это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые харристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности.

Согласно диалектическому материализму, сущность вещей материальна, представляет собой совокупность необходимых сторон и связей и существует независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него. Явление

- развитие выступает, таким образом, как бесчис-ленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым, низшего высшим;

- поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер;

- развитие идет по спирали с повторением в новых своих высших стадиях отдельных сторон и черт своих низших стадий.

Закон отрицания отрицания Гегеля, относящийся к идеалистической концепции мирового развития, философское течение диалектического мате-риализма использовало для формирования материалистической концепции развития действите-льности. С точки зрения основоположников диалектического материализма Маркса и Энгельса, отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития непосредственно самой материальной действительности. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. Отрицание присуще и развитию познания, науки, так как каждая новая научная теория отрицает старую. При этом сохраняется связь старого с новым, и происходит сохранение в новом лучшего из старого. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение.Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его экономическую базу, достижения науки, техники, культуры. В познании, в науке новое знание опирается также на лучшее из достигнутого на прежних этапах познания и научного исследования. Таким образом, в материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления, определенный внутренними свойствами материи.

26. Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.

Для выявления сущности объектов действительности в равной степени важно как исследование их настоящего, наличного состояния, так и изучение процесса их становления, генезиса. Пости-гнув же сущность, человек обретает способность заглянуть в будущее, предвидеть его, ибо общей чертой процессов изменения и развития, связанной с их непрерывностью, является обусловленность настоящего прошлым, будущего - настоящим. Диалектика взаимосвязи прошлого, настоя-щего, того, что появится в будущем при соответствующих условиях, отражается в категориях «действительность» и «возможность». Категория возможности отражает тот этап становления явления, когда оно существует лишь в виде предпосылок или в качестве тенденции, присущей определенной действительности. Поэтому воз-можность следует определить как совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, становления новой действительности. В противоположность возможному как тому, что может быть, но чего еще нет, действительность есть ставшее, т.е. осуществившаяся возможность и основа существования новых возможностей. Любой процесс изменения и развития связан с превращением возможного в действительное, по-рождением этой новой действительностью новых возможностей и так далее, взаимосвязь возможного с действительным представляет собой общий закон изменения и развития в сфере объективного мира и познания. Будучи противополо-жностями, возможное и действительное находятся в диалектическом единстве: они исключают друг друга по своим наиболее существенным хар-ристикам, но порознь не существуют. Возни-кая в недрах действительного и представляя будущее в настоящем, возможность тем самым уже обнаруживает всю относительность своей противоположности действительному. Через эту относительность реализуется непрерывность процессов изменения. Однако непрерывность тесно связана с моментами прерывности, включает их в

себя: ведь реализуются далеко не все возникающие в недрах действительного возможности. Бо-льше того, осуществление одних из них способно прерывать существование других. Возможное и действительное,будучи взаимосвязанными сту-пенями всякого изменения, неотделимы друг от друга. Развитие любого явления начинается с вы-

зревания предпосылок его возникновения, т.е. с существования в виде возможности, к-рая спосо-

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов", "Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей"."Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия".Противоположности хар-ризуются как взаимообусловленные и взаимодействую-щие стороны диалектического противоречия. Противоположности, по словам Гегеля, "имеют против себя" не просто иное, а "свое иное ". Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:1.Единство противоположностей. 2.Их борьбу.

Внутренние противоречия -это взаимодейст-вие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта хар-ризуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.

Внешние противоречия -это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.

Антагонистические противоречия - это вза-имодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при к-рой выигрыш одной стороны равен проигрышу др, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко - в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п.

 27. Противоречивость как всеобщее свойс-

 тво бытия. Единство и борьба противопо 

 ложностей.

Ключевым моментом диалектической конце-пции развития является принцип противоречия. В марксистском варианте диалектики он получил статус закона (единства и борьбы противоположностей). Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов. Выражение «борьба противоположностей» содержит следующий смысл: 1) всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится; 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме. Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектичес-ким требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.). Диалектический хар-р развития подразу-мевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к др, прерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон ,свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами ,процесс столкновения противоположных стремлений и сил .

бна осуществиться лишь при наличии определе-нных условий. Схематически это можно предста-вить как движение от возможности, возникающей в недрах некоторой действительности, к новой действительности с присущими ей новыми возможностями. Понимание диалектики возмо-жного и действительного имеет большое практическое значение, ибо помогает выявлять возможности и сознательно бороться за осуществление тех, к-рые обеспечивают социальный прогресс. Классификация возможностей. 

Реальные возможности, к-рые обусловлены не-обходимыми сторонами и связями объекта при соответствующих условиях осуществляются неизбежно. Формальные - обусловленные случайными свойствами и связями могут осуществиться, а могут и не осуществиться, поскольку приро-да случайности такова, что она порождается вне-шними факторами, стечением обстоятельств, в связи с чем может проявиться, а может и не проявиться. Возможности реализуются лишь при наличии соответствующих условий. И в зависимости от того, как они связаны с этими условиями, они делятся на Конкретные- это такие возможнос-ти, для осуществления к-рых в настоящее время могут сложиться соответствующие условия и Абстрактные -это возможности, для осуществления к-рых в настоящее время нет соответствующих условий, они могут появиться в случае достижения материальным образованием необходимой стадии развития. Сущностными являются такие возможности, осуществление к-рых сопровождается изменением сущности вещи, а Функциональными те, реализация к-рых вызывает изменение тех или иных свойств вещи, ее состояний в рамках той же самой сущности. Прогрессивными называются возможности,осу-ществление к-рых вызывает изменение материального образования от низшего к высшему; Регрессивными - возможности, обусловливающие изменения системы от высшего к низшему; Вариантными -возможности перехода одной конкретной реальности в др в рамках одной и той же стадии развития. Качественные- это воз-можность, осуществление к-рой приводит к изменению качества вещи. Количественные- возможность, обусловливающая изменения той или иной количественной хар-ристики. Исключающей называется возможность, с реализацией к-рой другая возможность исчезает, становится невозможной; Сосуществующей - возможность, превращение к-рой в действительность не ликвидирует другой возможности.

28. Категория отрицания в диалектике и метафизике. Понятие отрицания отрицания.

- отрицание в метафизике есть акт отбрасывания и окончательного устранения старого. Отрицание в метафизике есть акт появления нового, утверждающего себя вместо старого просто фактом простой замены его собою;

- в диалектике же отрицание понимается как переход старого в новое состояние с сохранением всего лучшего, что в нём было.

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразова-нного элемента в составе второго, что называется снятием. Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: 1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование) - (частичного сохранения, препятственности, трансляции); 3) конструкции (формирования, создания нового).

Отрицание отрицания предполагает циклично-сть, относительную повторяемость, поступаемо-сть. Если первое отрицание - это обнаружение противоречия, то второе отрицание - это разрешение противоречия. Таким образом, с помощью двух отрицаний, мышление шаг за шагом постепенно восходит от простых понятий к сложным, а Разум постепенно повышает сложность своего состояния и совершает поступательное движение вперед - такова суть диалектического закона отрицания отрицания Гегеля. Подытоживая основной смысл закона отрицания отрицания можно сказать что:

- в результате первого отрицания сначала обнаруживается, а затем вторым отрицанием разрешается то или иное противоречие;

- в результате этого уничтожается старое и утверждается новое;

- с возникновением нового развитие не прекращается, поскольку всякое новое не остается вечно застывшим новым, а в нем образуется новое противоречие, то есть наступает опять отрицание и т.д.;

же, в свою очередь, тоже неразрывно связано с сущностью, не может существовать без нее.

Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный хар-р: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж – зрительное видение, возникающее из – за иск-ривления лучей света атмосферой. Ценообразование может заметно искажать отношения стоимости, проявлением к-рого оно в принципе служит. Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический хар-р этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого – то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от су-щности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., все основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности. Так, дарвиновская теория явилась важным шагом в познании законов биологической эволюции, но их изучение на этом не остановилось. Относительный хар-р понятий “сущность и явление”, таким образом,  означает, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность (более “низкого” порядка) – по отношению к его собственным проявлениям.Это в известной мере позволяет уяснить, что речь идет не о каких – то жестких понятиях, к-рые можно закрепить за постоянными уровнями реальности. Явление и сущность – понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний.




1. а Кіраўнік- Ст
2. Тема- Представительство в суде
3. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Харків 2004
4. Реферат- Терминология теории систем (автоматизированные и автоматические системы).html
5. Использование холода в производстве мороженного и молочных продуктов
6. Вирусы ~ реплицирующиеся микроорганизмы одна из мельчайших форм жизни
7. а; они способны накапливать один вид энергии вещества
8. темах. 6. Макроэкономическая политика в рыночной экономике
9. один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв
10. Дом молодежи Василеостровского района СанктПетербурга И
11. Анализ капитала КПК
12. тема дошкольного воспитания сильно фиминизирована так как в детских садах работают женщины; да и дома знач
13. Задание 250109 Садовопарковое и ландшафтное строительство Дисциплина Основы садовопарко
14. Тема МS Рower Point. Анімаційні ефекти в слайдових презентаціях.html
15. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социальноличностном
16. вариантов действия исключающим возможность реализации другого варианта1
17. Смысл предания
18. Тема- АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БИОСФЕРУ
19. Ответы на билеты для промежуточной аттестации по литературе 8 класс
20. Г Отюкова О Л Цельмович Г