Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

СУБЪЕКТ и ЛИЧНОСТЬ

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Слободчиков В.И. о соотношении категории "СУБЪЕКТ" и "ЛИЧНОСТЬ" в контексте психологической антропологии

Предварение: Чтобы обсуждать само это соотношение, необходимо вначале выйти на сами эти категории - "субъект" и "личность", легкость произнесения которых отнюдь не означает легкости их содержательного определения.

1. Сложность нашей темы заключается в том, что ее невозможно обсуждать в пределах традиционной, классической психологии, т.к. в ней все о психике человека, но не о самом человеке! (я не буду сейчас останавливаться на специальной аргументации данного тезиса - об этом см. журнал «Вопросы психологии», 1998 г., №6).

Психология человека, в отличие от психологии психики (ее свойств, процессов, структур) еще только начинает складываться; ее основные категории очень часто имеют не понятийный, а - поэтико-метафорический статус. Психология человека как особая - антропная наука (в рамках наук о человеке) - не есть теория о происхождении его от обезьяны (и в этом смысле - это не биологическая, а именно - гуманитарная дисциплина). Она должна разрабатывать свое собственное представление о сущности человека, о сугубой специфике человеческого способа жизни и его принципиального отличия от всякого другого (до-человеческого и сверхчеловеческого). В свое время В.В. Давыдов серьезно шутил: «Может, кто-то и произошел от обезьяны, но я-то - точно от человека; я родителей своих помню!»

И главная трудность для нашего "просвещенного разума" - именно здесь: она заключается в том, что психология человека должна быть не о

том, что есть - как любая наука о природе, а о том - как должно (или -может) быть. Иными словами, исходным основанием для психологии человека является не учение об истинности и объективности того, что есть, а - о ценности и смысле самого бытия человека. Отсюда и первый вывод: гуманитарные (человеко-ориентированные) науки должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях.

Важнейшую ценность европейской культуры (к которой, хотим ли мы этого или не хотим, но имеем прямое отношение) можно выразить словами А.С. Пушкина "в самостояньи человека - залог величия его". Самостоятельность, самобытность, самосознание, самодействие человека, его индивидуальность и уникальность, его личностный способ жизни являются фундаментальными ценностями нашей византийско-православной, европейско-русской культуры. Проблема в том, как это понять, в какой системе понятий выразить эти фундаментальные ценности-способности, которые собственно и позволяют человеку быть человеком?

Если сильно упростить эту вопросительную ситуацию, то легко увидеть, что ни в генах, ни в биологии человека, ни в социальных обстоятельствах нашей жизни мы эти способности не обнаружим:

-   в социальной жизни мы вынуждены действовать, функционировать по нормам социальных структур, а не по своим стремлениям и хотениям;

-   в биологической жизни мы вынуждены жить по видовой программе антропоидов.

Нельзя заставить быть самостоятельным, или - стать самобытным; нельзя заставить, принудить Другого стать и быть личностью; можно

только самому вырасти в меру этих подлинно человеческих способностей; стать на путь их обретения.

В переводе на психологический язык эти способности могут стать и быть только в развитии, и не просто в развитии - а в саморазвитии, в развитии собственной самости, в развитии самого себя. Принцип саморазвития в психологии - это главное ценностное основание всех наших знаний именно о психологии человека, а не о психологии психики; психика сама себя не развивает!

Очевидно, что главным вопросом здесь является вопрос о самости человека. То, что она есть - это слишком хорошо известно каждому из нас ежечасно, но:

- Что она есть в своей действительности и как она возможна в своей заданности? - может открыться нам только в практике нашей жизни.

Чтобы ответить на эти вопросы достаточно грамотно, необходима специальная теория общего хода развития человека как субъекта собственной жизни, в основу которой должны быть положены предельные категории, одновременно схватывающие разные стороны этого развития:

-    его объект (что развивается?);

-    его механизм или движущие силы (как нечто развивается?);

-    вектор развития (куда нечто развивается?);

-   результаты развития (во что нечто развивается?);

-   и ряд других - более частных вопросов.

Начну с того, что любая категория, любое понятие о сути человеческой реальности, бытия человека свое подлинное содержание получают именно в контексте самой этой реальности, а не извне ее. В противном случае, мы с неизбежностью будем плутать в их частных формах и частичных представлениях. Поэтому, как будет задано представление о специфике бытия человека - и именно человека (а не человекообразных) - такую интерпретацию частных понятий (в том числе - и психологических понятий) о его конкретном бытии мы и обретем.

Прежде всего, человек - это существо сознательное - способное отдавать себе отчет о самом себе (т.е. рефлексивное), и деятельное (способное к осознанному преобразованию). Так, Тейяр де Шарден считал (см. "Феномен человека"), что только способность к рефлексии полагает непреодолимую границу между до-человеческим и собственно человеческим способом бытия в мире. По словам же С.Л. Рубинштейна (см. "Человек и Мир") - именно сознание и деятельность есть основополагающие характеристики человеческого существования, конституирующие саму его человечность. С появлением человека в мире, сама Вселенная обретает осознанный и действительный характер.

Несомненно, что эти две фундаментальные "опоры" бытия человека в мире, столь убедительно утвержденные в свое время С.Л. Рубинштейном, резко проблематизировали "отражательно-познавательный" облик психики в традиционной психологии. Сознание перестало быть только совокупностью знаний человека о мире, а деятельность как сугубо онтологическая категория, перестала отождествляться с любыми частными формами активности человека. Онтологический статус сознания и деятельности человека не позволял исследователю успокаиваться на бесчисленном множестве рассудочных банальностей, выдаваемых за объективные их характеристики.

Однако наличие только двух опор любую вещь делает принципиально неустойчивой, необходима третья опора. На этом моменте следует остановиться особо. Среди множества характеристик человеческой жизни недостаточно, на мой взгляд, учитывается одно фундаментальное обстоятельство: то, что живет человек, прежде всего, в системе реально-практических, живых связей с другими людьми. Нигде и никогда мы не увидим человека до и вне его связей с другими - он всегда существует и становится в сообществе и через сообщество.

Еще К. Марксом было показано, что родовой, всеобщий характер человека и его деятельности имеет своим реальным источником общественность человеческого отношения к миру. Общественность - это не обобщение сходного в индивидуальных человеческих отношениях к действительности, а исходное реальное основание, которое выражает человеческую природу как таковую. Именно "общность", а с моей точки зрения -событийная общность людей (а не просто многообразие форм коллективности или совместной деятельности как частных обликов этой общности) есть искомое - третье - оптическое основание человечности человека.

Можно утверждать, таким образом, что эти три категории - общность, сознание и деятельность - являются предельными, не выводимыми ни из каких других; они являются всеобщими способами бытия человека, основаниями его жизни, задающими и весь универсум собственно человеческих характеристик этого бытия. Важно специально подчеркнуть, что все три основания взаимно полагают друг друга, здесь - все во всем; они одновременно являются и следствиями, и предпосылками друг друга, сохраняя при этом свою сугубую специфику.

И вот в этом месте я хочу сделать позиционное утверждение, чрезвычайно важное (по крайней мере, для меня) для внятного различения рассматриваемых категорий. Для европейской культуры, к которой мы принадлежим, даже по факту рождения и последующего становления - исходным основанием самобытия является именно деятельное бытие человека, где человек есть воплощенная деятельность, что в переводе на не русский язык - и есть его субъектность; достаточно всмотреться в саму структуру этого слова: субъект - есть одновременно источник и само действие; или - самодействие, действие самости, что, я и называю - воплощенной деятельностью.

Уровень, масштаб, тип практикования той или иной формы бытия человека задают уровень, масштаб и тип его субъектности: субъектности в сознании (самосознание), субъектности в общности (самобытность), субъектности в деятельности (самодеятельность). Фактически, это и есть, на мой взгляд, главные линии развития человека как субъекта собственной жизни, в том числе - и как субъекта развития и саморазвития. Субъектность обнаруживает себя в главной способности человека: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что позволяет ему быть (становиться) действительным субъектом (автором, хозяином, распорядителем) собственной жизни.

Иными словами, в контексте европейской культуры субъектность есть доминирующая, сквозная, тотальная форма деятельного бытия человека, относительно которой другие формы (сознание, общность) будут производными; кстати, иные культуры (и такие есть) в основе своей могут иметь другие способы бытия в мире, относительно которых уже деятельный способ будет производным.

Можно выстроить, например, некоторую последовательность форм становления человека для разных оснований его бытия в пределах его индивидуальной жизни и расположить ее на возрастной шкале развития.

Для деятельности:

субъект действий - субъект собственных действий - субъект деятельности - субъект собственной деятельности - субъект не-деяния; (эту цепочку психологически можно прочитать как: "тебе-дествие, я-действие, я-действующий, я-способный действовать, я-могущий не действовать, но быть!).

Для сознания:

бытие сознания - сознание бытия - сознание самости (самосознание) - сознание сознания (рефлексия) - трансцендирующее сознание.

Для общности:

оживление (телесность) - одушевление (самость) - персонализация (явленность Другим) - индивидуализация (уникальность) - универсализация (всечеловечность).

Конкретное содержание этих форм будет определяться уровнем и масштабом практической проработки самим человеком этих онтологических оснований - деятельности, сознания, общности.

И последнее, что необходимо специально отметить, - деятельностное освоение человеком собственного бытия, его субъектность должна быть понята как онтологическая, но - не как онтическая, не бытийная категория; эта категория - о бытии, но не само бытие; она входит сущностной составляющей в общую структуру деятельности; и в этом смысле, собственно онтический статус имеет, прежде всего, категория "человек", но не категория "субъект".

2. Еще более сложная ситуация складывается сегодня вокруг категории "личность" человека или - человек как личность. Надо сказать, что, оставаясь в пределах классической "психологии психики", само рассмотрение проблематики личности, оказывается незаконным. Нельзя же всерьез говорить, что "психика обладает личностью", что личность - это социальностью заданное системное качество психики человека.

Мы почему-то редко вспоминаем, что тематика личности складывалась не в пространстве научной психологии, а была привнесена туда из области культурологии. Центральным пунктом в ней явился отказ от индивидных представлений о человеке, от редукции всей полноты человеческой реальности к статусу природного, социального или познающего индивида в своей отдельности, а понятийный строй ее задавался соотношением "человек - культура".

Здесь главным образом обсуждались механизмы преобразования культуры в мир личности и порождения в процессе развития личности мира (форм) культуры.

Культуральная точка зрения на сущность человеческой психики и ее развитие состоит в принципиальном преодолении традиционно обсуждаемых, базовых схем соотношения: "человек - природа" и "человек - общество". Так как и природа, и общество, являясь фундаментальными предпосылками становления человека, никогда не становятся прямо, в своей непосредственности содержательными характеристиками ни самой его личности, ни ее мира, они всегда имеют ценностную валентность и конкретно-исторический облик, обнаруживают себя перед человеком как вполне определенные канонические формы культуры.

В философско-психологических работах культуральной ориентации (это, например, французская социологическая школа, у нас - культурно-историческая концепция Л.С. Выготского) личностное начало человека связывают, прежде всего, с творчески-созидательным характером его жизнедеятельности (см. В.В. Давыдов). Поэтому бесплоден узкопсихологический взгляд на человека, при котором он предстает как отдельность со своими индивидно- своеобразными свойствами и качествами, как совокупность множества психологических способностей и механизмов. В действительности же человек имеет многообразные связи и отношения со всем универсумом человеческой культуры, и именно здесь он обретает свой подлинный облик - как личность - и собственно человеческое измерение.

Личностное начало встраивается в царство природного и социального мира как транссубъективное, как производное от исторического взаимодействия и суммирования деятельностей бесчисленных исторических субъектов; оно представляет собой в высшей степени сложную совокупность общественно-исторических норм и ценностей человеческого общежития, фиксированных в живых "образах культуры" - в произведениях, традициях, ритуалах, обычаях.

Именно с культивированием личностного начала связано само творение и возрастание качества жизни. Личностное бытие представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры; переживание нравственных норм общежития как внутреннего "категорического императива"; усвоение высших ценностей РОДОВОГО бытия человека как своих собственных.

При всей убедительности и притягательности методологии культурализма в психологических исследованиях одним из трудных вопросов остается проблема ориентации человека в многообразии и иерархии культурных ценностей.

По словам П.А. Флоренского, "в пределах самой культуры нет критериев выбора, критериев различения одного от другого: нельзя, оставаясь верным культуре, одобрять одно и не одобрять другого, принимать одно и отвергать другое... Для расценки ценностей нужно выйти за пределы культуры и найти критерии, ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ ей".

Решение П.А. Флоренского - в ориентации на религию, на религиозный культ, т.к. вся человеческая культура, с его точки зрения, производна именно от культа - и в онтологическом, и в историческом, и в собственно антропологическом смыслах.

Однако для атеистического сознания, для секулярной культуры сама религия всего лишь одна из форм культуры, аккумулирующей в себе высшие ценности человеческой жизнедеятельности и - не более. Нужно только договориться, какие из этих ценностей могут быть "общечеловеческими", они и станут главными критериями ценностных ориентации в пространстве культуры. Все это как раз и соответствует логике культурализма. Поэтому недостаточно простого указания на происхождение культуры от культа; необходимо рассмотреть проблематику человека внутри самого религиозного культа.

Речь должна идти об особой парадигмальной установке в психологии человека - о теологизме, понятийный строй которого раскрывается в соотношении "•человек - Божество".

Религиозная точка зрения - это целостный взгляд на человека во всей его тотальности; это одновременное виденье человека в его происхождении (как?), сущности (что?), бытии (кто?) и назначении (зачем? и во

имя Кого?)- Данная характеристика может быть распространена, фактически на все мировые религии; относительно религиозной все другие точки зрения на человека (научная, этическая, эстетическая и др.) имеют частичный, периферийный характер.

Для религиозного сознания жизнь человека только тогда есть, тогда действительна и обретает свой подлинный смысл, когда она устремлена к Высшему, Абсолютному, Иному бытию (нежели то, которое открывается человеку в его непосредственном существовании), когда конкретная жизнь человека приводится в связь (лат. religio) с этим Высшим, осмысливается как служение Ему или как осуществление Его в мире.

Подобное стремление человека предполагает наличие в нем особого начала - не сводимого ни к природному, ни к общественному; не объяснимого ни наследственностью, ни влиянием окружающей - сколь угодно культурной среды. Это начало - духовное, и оно составляет основу бытия человека во всех его измерениях; во всем, что в человеке (и с ним самим) свершается в пределах его индивидуальной жизни. Именно религиозный человек впервые оказывается подлинным распорядителем (субъектом) своих душевных сил и автором собственной земной жизни, смысл которой раскрывается ему в его взаимоотношениях с Божеством.

Так получилось, что богословие, и особенно святоотеческое не знало понятия человеческой личности; по словам В.Н. Лосского, в святоотеческом богословии нет того, что можно было бы назвать особым, отдельным учением о личности человеческой, тогда как учение о Лицах или Ипостасях Божественных изложено чрезвычайно четко. И, тем не менее, именно в тайне Пресвятой Троицы пытались раскрыть православные богословы и тайну человеческой личности. Не вдаваясь в подробное изложение всех рассуждений на эту тему, отмечу, что были выработаны две базовые категории: "усия" - сущность человека, фиксирующая глубину непознаваемой трансцеденции его природы, его самости; и "ипостась" - как несводимость человека к его природе, как особый способ существования в мире, как адресованность к Другим.

О. Павел Флоренский говорил о том, что человек не только усия, но и ипостась, не только темное хотение, но и светлый образ, не только родовая подоснова человека, но и просвечивающий его лик, явно выступающий у святых, просвечивающий на иконе. Усия - самость - утверждается в человеке как его индивидуальное начало, через нее род собирается в одну точку. Напротив ипостась - разумная, личная идея человека, его духовный облик, его лик. Говоря о несводимости личностного к природному, самостному, мы говорим не о другой "природе, сущности", а ком-то, кто отличен от своей природы, о ком-то, кто, содержа в себе свою природу, эту природу превосходит; кто этим превосходством дает существование ей как природе собственно человеческой; и в тоже время не существует сам по себе, вне своей природы, которую он "воипостазирует" и над которой непрестанно восходит.

Введя две эти категории - сущности (природы) человека и способа его существования в человечестве, сообщая каждой из них свое отдельное значение, святые отцы могли впредь беспрепятственно укоренять личность в бытии и персонализировать саму онтологию человека. Итак, личность - не есть качество, не есть особая структура свойств или черт; это прежде все и главным образом - целостный, всеохватный способ бытия сразу, всего человека, в своей предельной адресованности Другому и в своей предельной открытости - Богу. Подобная целостность, а главное -тотальность личностного бытия не есть, конечно, плод естественного созревания; здесь всякий раз - усилие и преодоление собственной самости, и восхождение к собственной ипостасности. Именно поэтому В.В. Давыдов мог позволить себе сказать, вслед за Ф.М. Достоевским: личностью надо "выделаться" и не всякий индивид во всякое время является личностью, осуществляет личностный способ бытия.

В заключение, опираясь на еще одно высказывание В.В. Давыдова, скажу буквально несколько слов о соотношении категорий "субъект" и "личность". Только становясь субъектом своих действий и своей деятельности (масштаб субъектности, понятно, может быть различным) человек впервые обретает шанс быть личностью. И еще раз подчеркну, в нашей византийско-православной, европейско-русской культуре субъектность есть предельно необходимая предпосылка личностного способа бытия человека в Мире, необходимая, но... недостаточная. Необходим еще - и Другой, необходимо со-бытийствование с Абсолютным Другим, чтобы эта возможность стала действительностью. В противном случае, и сам человек, и мы - сожительствующие с ним, постоянно будем сталкиваться с пошлым разнообразием частных форм персональности (налично-обыденных форм "личности"), которые без Божией помощи никогда не соберутся в подлинно личное бытие.




1. Остеосинтез в травматологии и ортопедии
2. Жизнь без ограничений Мы уже много говорили про ответственность и этот отрывок осветит нам еще раз это
3. Докладная записка Уважаемый Евгений Евгеньевич Центр идеологической и воспитательной ра
4. ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления ФГБОУ ВПО ВСГУТУ П Р И К А З
5. Реклама как инструмент продвижения продукта в компании Бритиш телеком
6. тематикалы~ модельдерді~ елеулі элементі болып табылады
7. Юридические науки
8. Эволюция звезд.html
9. Центр правовых экспертиз 117393 г
10. Модуль 1 Эволюция взглядов на категории риск.
11. розыскной деятельности преступления ~ от тех преступлений которые регистрируются и расследуются.html
12. Применение материалов Аэрофотосъемки при инвентаризации лесов
13. Пикчу Это не просто тур это духовное путешествие и исцеление
14. КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
15. Понятие платформы
16. а Обычный дозвуковой профиль с тупой передней кромкой не годится
17. Политика и программы касающиеся молодежи- молодежь в мировой экономике ~ содействие расширению участия мол
18. Я. Решив проверить насколько они разумны Брахма сказал что я ~ это отражение которое мы видим в зеркале
19. Реферат- Контроллер прямого доступа к памяти
20. Хранение и кодирование информации