Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Статья о церковном праздновании

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.6.2024

Рождество Пресвятой Богородицы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Осенины

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Богородицы, псковская икона XVI-XVII веков

Тип

христианский праздник

Установлен

рождение Девы Марии в семье праведных Иоакимаи Анны

Дата

(21) сентября вправославных церквях
8 сентября (в католической церкви)

Празднование

богослужебное

Связан с

Зачатие Богородицы

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Γενέθλιον τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου[1] — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анныправославный и католический праздник. В православии относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии); в католической церкви имеет ранг «праздника» (festum).

В православных церквах, использующих юлианский календарь (к ним относятся РусскаяГрузинскаяСербскаяИерусалимскаяправославные церкви), празднуется 8 (21) сентября. В католической церкви и остальных православных церквах, которые используют либо григорианский календарь (Финляндская православная церковь и Эстонская апостольская православная церковь), либо так называемый новоюлианский календарь (прочие православные церкви), отмечается 8 сентября.

Содержание

  [убрать

  1.  1 Событие праздника
  2.  2 Дата празднования
  3.  3 История установления праздника
  4.  4 Служба в православии
  5.  5 Место Рождества
  6.  6 Народные традиции
  7.  7 См. также
  8.  8 Примечания
  9.  9 Литература
  10.  10 Ссылки

Событие праздника[править | править исходный текст]

С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы:

  1.  Лестница Иакова (Быт.28:10-17);
  2.  Пророчество Иезекииля (Иез.43:27Иез.44:1-4);
  3.  Слова Книги Притчей Соломоновых (Прит.9:1-11).

Зачатие праведной Анны,
икона XV века

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала:Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме.

— Протоевангелие Иакова (4:7-8)

После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей. К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и великие западные художники (например, Джотто).

Дата празднования[править | править исходный текст]

Дата Рождества Богородицы (8 (21) сентября) отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия (9 (22) декабря). Димитрий Ростовский при этом пишет: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо».

В латинском обряде Католической церкви и у англикан дата празднования всегда приходилась на 8 сентября. С датой празднования Рождества Богородицы связано торжество Непорочного зачатия Девы Марии 8 декабря (ровно за 9 месяцев до Рождества).

В Сирийской церкви Рождество Богородицы празднуется также 8 сентября, в то время как коптские христиане отмечают этот праздник 9 мая.

История установления праздника[править | править исходный текст]

Святая Анна с Девой Марией. Статуя в базилике святой Анны, построенной, по католическому преданию, на месте дома Иоакима и Анны. Старый город Иерусалима

Как и прочие Богородичные праздники, установление относится к сравнительно позднему времени. Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.

Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого Проклаархиепископа Константинопольского (439446), а на Западе — в сакраментарии (требникепапы Геласия (492496). Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. О нём упоминают также св. Иоанн Златоуст, св. Епифан[уточнить], св. Августин БлаженныйПалестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века, праздник не был распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XIIXIII веков. Лишь на Лионском соборе (1245) папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (13701378) установил для праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии.

Служба в православии[править | править исходный текст]

Вход в монастырь святой Анны, находящийся, по православному преданию, на месте дома святых Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица. Старый город Иерусалима.

В нынешней православной службе праздника едва ли сохранились какие-либо песнопения раннего периода. ВVI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Из ныне используемых православной церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево»принадлежит сравнительно древним VVII векам, судя по тому, что тот же текст имеется и в римско-католической службе, являясь едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей.

В современную службу праздника входят творения следующих песнописцев:

  1.  святителя Андрея Критского (VII век) — второй канон;
  2.  преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) — первый канон;
  3.  Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) — стихиры на стиховне;
  4.  Анатолия, епископа Солунского (IX век) — некоторые стихиры на литии;
  5.  Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) — стихиры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне;
  6.  Иосифа Песнописца (IX век) — канон на предпразднство.

Произведения песнописцев Льва VI, византийского императора, и Георгия, епископа Никомидийского, были в богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты.

Основные песнопения праздника

На церковнославянском (транслитерация)

На русском

Тропарь праздника

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак праздника

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Задостойник

Припев: Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере.

Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.

Припев: Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери.

Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Славим Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё.

Место Рождества[править | править исходный текст]

Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Однако точное место православные и католики указывают по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м. На православном месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды и построили там базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.

Народные традиции

Основная статья: Осенины

У восточных славян день посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы[: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать — Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу[.




1. Рынок ссудных капиталов
2. Доклад- Брусника
3. реферату- Млини на УкраїніРозділ- Астрономія авіація космонавтика Млини на Україні До найцікавіших архі
4. Она сладко потянулась и открыла глаза глаза у неё были миндалевидные с необычайным изумрудным ц
5. Российский регионализм, выработка политического курса и государственное развитие
6. ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ ГЕРМЕСА Истинно ~ без всякой лжи достоверно и в высшей степени истин.html
7. по теме Конфликтные ситуации решение ситуационных задач Варианты решения задач обсуждаются в учебной г
8. 1930гг Мировой экономический кризис
9. Subject mtter is Sound System which is set of phonetics units rrnged in n orderly wy to replce ech other in given frmework
10. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЛЕ План лекции 1
11. Налог на прибыль в России
12. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеван
13. Коммерсантъ газеты
14. ЗАТВЕРДЖУЮ Перший проректор ДонНМУ д
15. Психофизиологические особенности человека
16. Пентозный цикл и взаимопревращения фосфосахаров
17. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы и
18. общего плана организации народного хозяйства и труда а также для разрешения законопроектов и общих мер по р
19. разгрузочные и транспортные устройства
20. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации