Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТА. СЕР. 12 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

ВЕСТИ. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12, ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 1997. № 2

КОНСУЛЬТАЦИИ

В.И. Коваленко, А.И. Костин

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Идеология и политика

Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и теоретические, рациональные и подсознательные представления людей, опосредующие их отношения между собой и с институтами власти по поводу участия в управлении государством и обществом. Представляя самосознание социальной (национальной, классовой, конфессиональной и др.) группы, политическое сознание отражает действительность с позиций коллективных интересов, сопоставляет групповые потребности с их влиянием на общество в целом. Поэтому оно не может не включать в себя общегрупповые, общедемократические и общечеловеческие идеи и представления. Основными формами существования политического сознания являются политические идеология и психология. Среди них особую и всевозрастающую роль играет политическая идеология.

Термин "идеология" древнегреческого происхождения и буквально означает "учение об идеях", поскольку состоит из двух слов: "идея" и "логос". В научный оборот он был введен Антуаном Дестю-том де Траси, одним из представителей позднего поколения французских просветителей. В своем труде "Этюд о способности мыслить" он использовал термин "идеология", чтобы охарактеризовать науку об идеях. Позднее в многотомном сочинении "Элементы идеологии" (t.i—4, 1805—1815 гг.) он более подробно развил это понятие. Дестют де Траси характеризовал идеологию как "науку об идеях", о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления". По его мнению, эта наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки.

Термин "идеология" широко использовался в произведениях и других французских ученых того времени: Вольнея, Кабаниса, Гара, Джерандо, Ланселина и т.д. Однако на его интерпретацию уже в этот период стала оказывать влияние сфера политики. По мнению Наполеона Бонапарта, любая идеология не имеет ни содержания, ни смысла, ибо она не выражает никаких потребностей, тенденций и

45

интересов общественного развития. Соответственно и идеологами он считал оторванных от жизни людей. Он причислял к ним теоретиков, у которых отсутствует чувство реальности, доктринеров, не сообразующихся с действительностью. К их числу он относил и Деспота де Траси, и всех, кто критически относился к его правлению. Однако, несмотря на столь презрительное отношение Наполеона к идеологии, именно он способствовал росту ее популярности в обществе того времени.

Отмечая то обстоятельство, что термин и представление об идеологии возникли в XVIII в., немало исследователей утверждали, что эпоха идеологии начинается с заката старой Европы и рождения современного мира. Раньше же в средние века и в древнем мире существовала предидеологическая эпоха. Например, такие известные теоретики, как Р. Арон иД. Белл, связывали появление идеологии с упадком религиозной веры в Европе в XVII и XIX вв., с формированием в этот период "класса интеллектуалов". Ученые, специализирующиеся в области теории идеологии, исследующие проблемы возникновения различных типов мышления, систем идей, способов их внедрения в сознание масс и отдельных индивидов, способов манипулирования этим сознанием, связывали ее возникновение с именем английского философа Френсиса Бэкона (1561— 1626). По их мнению, в теории "идолов" он попытался объяснить, почему человеческий разум не может воспринимать действительность без искажений. Эпоха Ф.Бэкона истолковывается как начало крушения "единой" системы общественных ценностей, возникновения различных идеологий. Другие исследователи (О. Лемберг) связывали возникновение идеологии с явлениями скорее не социологического, а антропологического характера. Они усматривали истоки идеологии в глубинных потребностях человеческой природы, в свойствах человеческого рода, заинтересованного в своем сохранении и продолжении, с потребностью объяснять мир и развивать мировоззренческие картины о правильном общественном порядке и средствах его установления.

Широко распространена трактовка идеологии как результата индустриальной и технический революции, вследствие которой человечество перешло из эры духовных ценностей в эру идеологии и науки. Встречаются трактовки (Л. Фойер), -объясняющие истоки идеологии психическими свойствами индивидов. При таком подходе идеология предстает как выражение и воплощение эмоций, подавляемых предшествующими идеологическими доктринами. В этом случае идеологическое мышление рождается не из превратного отражения экономики, а из подсознания молодого поколения ("генерационного подсознательного"). Марксистская научная традиция связывает возникновение идеологии с глубокой древностью, когда произошло разделе-

46

ние труда на физический и умственный, классовое расслоение общества и появились первые группы людей, производивших идеи.

Дискуссии о природе идеологии не прекращаются и в настоящее время. Несмотря на известный плюрализм и релятивизм, в поли-тологии сложился ряд устойчивых положений по отношению к идеологии. Во-первых, это безоговорочное разведение идеологии и науки, отрицание ее познавательных функций. Эта традиция чаще всего в XX столетии связывается с именами М. Вебера, К. Мангейма. Современные критики идеологии с позиции ее отношения к науке продолжают традицию, имеющую многовековую историю. Они подчеркивают, что "идеология, представляя сорт превращенного отображения действительности, оказывается продуктом политипических симбиозов догматизма и начетничества, лицемерия и утопии, застойности мысли и узости интеллекта, рассогласованности слова и дела, тенденциозности и агрессивности и т.д." l.

Во-вторых, весьма распространено толкование идеологии как инструмента интеграции общности, оставляя в стороне ее исторические и социально-экономические источники и детерминанты. Полное отрицание за идеологией познавательных потенций, сведение ее к вере представляется все же чрезмерным упрощением, связанным с несовпадающим у различных авторов содержанием понятия "идеология". Функции идеологии в отличие от науки прежде всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием, к внедрению в него своих оценок прошлого, настоящего и будущего государства и общества, к определению целей и задач, которые могут быть ориентирами в политике. Проблема соотношения идеологии и науки или рассмотрения ее функций не может заменить задачу определения самого феномена идеологии как общественного явления.

В самом общем плане под идеологией следует понимать относительно систематизированную совокупность взглядов, существенной чертой которых является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы. В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического опыта и условий жизни определенной социальной общности, которые особым образом отображают и оценивают действительность. В нее нередко включают и директивы к действиям, основанным на этих идеях. Последнее обстоятельство особенно характерно для политической идеологии как комплекса идей о политической власти и о сфере политики в целом.

Очевидно, что становление политической идеологии происходило вместе с появлением государства и с этого времени формируются особые отношения между идеологией и политикой. Они характеризуют пример отношения теории и практики, сознания и действия.

Россия: опыт национально-государственной идеологии / Под ред. В.В. Ильина. М., 1994. С. 15.

Политическая идеология, будучи системой социально-политических идей, является теоретически оформленным выражением самосознания определенной социальной группы, слоя, класса, нации, этнической или иной общности. Она определяет и механизм теоретической защиты их политических интересов. Политическая идеология представляет собой интеллектуальную и духовную основу политической деятельности и их взаимодействие определяется рядом обстоятельств^. Во-первых, идеология разъясняет силам, действующим в политике, общую социальную и политическую ситуацию в мире, перспективы развития, определяет ценности, которые лежат в основе действий, указывает средства, обеспечивающие реализацию этих ценностей. Во многих случаях политическая идеология дает и общие директивы для действий. Использование политическими движениями сформулированной и принятой политической идеологии происходит по-разному. Нацизм, например, отрицал постоянные и неизменные идейные принципы и заменял их волей вождя. Во многих движениях и партиях реформистской ориентации прагматически понимаемая целесообразность заслоняет идейные принципы. Вместе с тем любое политическое движение имеет более или менее конкретизированные постоянные идейные принципы. Они во многом определяют направление и характер его деятельности.

Во-вторых, идеология выступает организующей силой, объединяющей политическое движение. Важным связующим звеном каждого крупного политического движения является убеждение в принадлежности к сообществу близко, подобно или даже одинаково мыслящих людей. При всем плюрализме и разнообразии мнений в демократических движениях и партиях в них существуют общепризнанные принципы, отрицание которых ставит того или иного деятеля вне движения.

В-третьих, политические идеологии представляют собой совокупность символов, имеющих эмоциональное содержание. В той или иной степени они содействуют интенсификации действий индивидов и групп. В истории известны многочисленные примеры, когда идея отечества, нации, которую национальные идеологи подчеркивали на протяжении последних трех столетий, вызывала более значительные и героические акты самопожертвования, чем простое чувство долга по отношению к монарху, чувство чести и т.п.

При характеристике пути формирования политической идеологии отмечают четыре основные модели этого процесса. Во-первых, это модель конденсации. Она работает в том случае, когда (в результате своеобразной конденсации испарений массового сознания) происходит трансформация идеологических представлений, присущих обыденному политическому сознанию, в теоретические идеологические

структуры (идеологические комплексы тред-юнионистов, экологи-сгов и т.п.). Во-вторых, это интегративная модель. Для нее характерны синтез, интеграция, конвергенция различных идей и представлений существующих идейно-политических течений или новое пересечение идеологических установок (неоконсерватизм, неолиберализм и т.п.). В-третьих, это дивергентная модель. В данном случае формирование новой политической идеологии происходит в результате редукции, дезинтеграции, дивергенции, т.е. "расщепления" идеологии уже существующей. В-четвертых, модель ревитализации идеологии, когда происходят возврат к старым идеям, их возрождение в более или менее модифицированной форме (попытки возврата к истокам консерватизма, марксизма и т.п.). Выделение этих моделей носит условный и вспомогательный характер, поскольку в реальном процессе генезиса и изменения идеологий они нередко сочетаются, пересекаются и не встречаются в чистом виде. Вместе с тем их знание может помочь при анализе механизма возникновения некоторых идейных течений.

Интеграция идеологии в массовое политическое сознание и переход ее в убеждения явления крайне сложные, происходящие в процессе социальной и политической практики субъекта политической деятельности. В ходе формирования массового политического сознания практика корректирует императивы соответствующей идеологии и одновременно служит каналом передачи традиции. Последняя задает формирующемуся таким образом сознанию определенные параметры. В этой связи выделяются следующие основные уровни политической идеологии: теоретико-концептуальный, на котором формулируются важнейшие положения, раскрывающие своеобразие видения мира, исходящее из интересов и идеалов определенного слоя, класса, нации или государства; программно-политический, на котором цели, принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и формируют основу для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения населения; актуализированный, характеризующий степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что отражается в их участии в политической жизни.

Идеология, являясь составной частью политического действия, выполняет, таким образом, важные функции в политическом процессе^. Однако признание сильного влияния ее на политику не исключает относительной автономии политики от идеологии. Она проявляется и в средствах деятельности. Политик-реалист исходит из того, что бывают ситуации, когда мало руководствоваться даже самыми благородными идеологическими мотивами, а необходимо учитывать фактическое положение дел. В истории было много примеров, когда сторонники создания общества социального равенства приме-

cm.: R я т р И. Социология политических отношений. М.. 1979.

См.: Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994.

48

4—1063

няли и совершенствовали систему распределения материальных благ в зависимости от результатов труда. Они утверждали, что это необходимо для достижения того уровня экономического развития, без которого нельзя реализовать главную цель. Относительный характер зависимости политики от идеологии проявляется в том, что она затрагивает важнейшие направления деятельности, определяет выбор основных методов поведения, однако не исключает прагматического решения конкретных вопросов, прежде всего в тактике политической деятельности. Опыт политической истории новейшего времени показывает, что политик-реалист тем и отличается от фанатика, что умеет соединить приверженность к идейным принципам с эластичностью и конкретностью в решении отдельных проблем, которые присущи любой политической деятельности.

В современном мире произошла в определенном смысле глобализация политического идеологизирования. В одном плавильном котле сейчас оказались политические идеи, концепции, доктрины и представления всех времен, народов и регионов. В содержательном плане проблемы, политических последствий глобального экологического кризиса соседствуют с проблемами политической роли патриархальной семьи в традиционном обществе. Политические идеи Востока сопоставляются с политическим опытом античности, клерикальные политические идеи с рационалистическими представлениями политической инженерии, политическая магия с прагматически ориентированными политическими доктринами Запада. На современном рынке политических идей все есть. При такой пространственно-временной и содержательной глобализации производства политических идей все труднее предложить универсальную систему политических знаний, отвечающую требованиям теоретического осмысления политической сферы современного мира. Этим объясняются фрагментаризация политологического знания, его все большая отраслевая специализация. Подобные процессы затронули основные политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм. Участники политических отношений, руководствующиеся идеологическими ценностями и целями, образуют в политике так называемый дискурс, т.е. особое коммуникативное пространство, в котором происходят непрерывный обмен подходами, оценками и суждениями, борьба по политической "повестке дня", включающей важнейшие вопросы современной политики. Своеобразие трактовок нынешних проблем субъектами политической жизни не может быть понято без знания особенностей либерализма, консерватизма, социализма, входящих в семью основных политических идеологий.

Либерализм

В европейской общественно-политической литературе понятие "либерализм" появилось в начале XIX в. Впервые этот термин был

50

использован в Испании в 1811 г., когда группа политиков и публицистов определила составленную ими конституцию как либеральную. Вслед за этим "либералами" стали называть группу делегатов-националистов в кортесах (испанская разновидность протопарламента), заседавших в Кадисе. Позже данное понятие вошло в английский, французский, а затем и во все европейские языки.

Термин "либерализм" происходит от латинского "liberalis"свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение. Поэтому не случайно все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, не скованной рамками традиций.

При таком широком толковании истоки либерализма видятся в глубинах истории. Так, американский философ Дж. Дьюи первые ростки либерализма обнаружил в "свободной игре ума", которая наблюдалась у выступавших на панихиде по афинскому полководцу и государственному деятелю Периклу. Исследователь М. Сальвадори начала либерализма увидел в труде Аристотеля "Политика", где затрагивается вопрос о "конституционном правительстве, склонном к демократии". "Энциклопедия Британика" характеризует либерализм как "приверженность идее свободы как методу и способу политического правления, принципу организации социума и образу жизни индивида и человеческого сообщества". Понятия "либерализм" и "либеральный" принадлежат к широко распространенным в политической литературе. Тем не менее они не имеют определенного, общепризнанного, установившегося содержания^.

Либерализм как сложное структурное явление, принадлежащее одновременно философской, идеологической и политической сферам, предстает сегодня и как историко-философская доктрина, и как политическая идеология, обосновывающая программные установки объединившихся под его знаменем социальных слоев, и как более или менее массовое организованное движение (либеральные политические партии, движения, группировки и т.п.).

Главные постулаты либерализма, выражающие философско-мировоззренческую основу учения, сложились в антифеодальной борьбе, ставившей задачи освобождения от сословных и цеховых ограничений, произвола власти, авторитета церкви, Либерализм органически связан с развитием капитализма в Европе в XVII—XVIII вв. и на ранних этапах представлял собой средство борьбы "третьего сосло-

^ См.: Гуд и м с II к (1 Д. Либерализм на Западе и в России // Россия XXI в. 1994. у. ft_7: Koerncr К. liberalism & its critics. 1... 1985. Waldroii J. Theoretical fmiiidalioii of liberalism // Philos. quart. Oxford, 1987. Vol. 37. N" 147; Дарен-.1 о р ф P. Справедливость без оков зависимости // Коммунист. 1990. № 16; и др.

вия" против абсолютизма. Поэтому содержание либерализма первоначчльно определялось интересами и стремлениями купцов, владельцев крупных и мелких мануфактур, которые стали стремиться к власти после антифеодальных революций. Сформировавшийся класс торговцев и промышленников нуждался в экономической свободе, в социальных институтах, в которые избирались бы их представители и обеспечивали им независимость от прихотей монархов, земельной аристократии и клерикалов. Социально-экономические аспекты становления капитализма и либерализма были обстоятельно проанализированы К. Марксом.

Кульминацией движения за предоставление социально-экономических свобод и прав новому классу принято считать "славную" революцию 1688 г. в Англии. В защиту и оправдание этой революции энергично выступил крупнейший философ XVII в. Дж. Локк (1632— 1704), взгляды которого долгое время оказывали влияние на развитие либеральной общественно-политической мысли. Центральное место занимала разработанная им теорияя"естественных прав", к которым он прежде всего относил право человека на жизнь, свободу и собственность.

На возникновение либеральной идеи оказали влияние и Реформация, утверждавшаяся с ней протестантская этика, нацеливавшая на достижение успеха любой ценой, презрение к "чужим" и т.п. Рассмотрение духовно-нравственных и психологических основ становления капитализма и либерализма осуществили в своих работах М. Вебер, В. Зомбарт, А. Тойнби и др.

Итак, истоки либерального миросозерцания восходят к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. На его формирование оказали влияние идеи различных мыслителей Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И. Канта, А. Смита, В. Гумбольдта, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона, Б. Констана, А. Де Токвиля и др. В XIX в. либеральные идеи развивались представителями западной общественно-политической мысли И. Бентамом, Дж. С. Миллем, Т.X. Грином, Л. Хобхаузом, Б. Бозанкетом и др. Весомый вклад в формирование либерального комплекса идей внесли представители европейского и американского Просвещения, французские физиократы, сторонники английской манчестерской школы, представители немецкой классической философии, европейской классической политической экономии.

В мировоззренческий комплекс классического либерализма вошли представления о свободе от групповых, классовых, националистических и иных предрассудков; идеи космополитизма, терпимости, гуманизма, прогресса, демократизма и индивидуализма с подчеркиванием самоценности личности. В экономической области основатели либерализма требовали отмены регламентаций и ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы,

52

л

максимально свободных условий для развертывания частного предпринимательства. В сфере политики он основывается на признании прав человека, на разделении законодательной и исполнительной властей, на свободе выбора занятий, свободе конкуренции, что реализуется в требовании правового государства.

Концептуальное кредо классического либерализма включает в себя утверждение абсолютной ценности человеческой личности и равенства от рождения всех людей; провозглашение автономии индивидуальной воли, сущностной рациональности и добродетели человека, признание существования неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу и собственность); требование создания государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека, что определяет договорный характер отношений между государством и обществом; убеждение в необходимости верховенства закона как инструмента социального контроля и в разумности ограничения объема и сфер деятельности государства; утверждение важности защищенности от государства частной жизни человека и свободы его действий в рамках закона; признание существования высших истин разума, которые играют роль ориентиров, и т.п. В классическом либерализме свобода еще не вступает в конфликтующие отношения взаимополагания и взаимоотрицания с равенством. Свобода рассматривается как равная свобода для всех (хотя в действительности обычно имеют в виду добропорядочных законопослушных граждан). Равенство же толкуетсяякак равенство в свободе того же круга граждан. В этом случае индивидуализм выступает в качестве развития и самовыражения личности навстречу другой личности и в связи с общим гражданским делом. Лишь позднее у И. Бентама и в практике манчестерского капитализма индивидуализм превратился в самодостаточность индивида в обществе с атомизированными субъектами.

В последней трети XIX в. начал складываться новый тип либерализма, нередко обозначаемый в литературе разными терминами: "неолиберализм", "социальный либерализм", "либерал-реформизм". Последний термин представляетсяяболее удачным, поскольку отражает постоянные попытки ревизии классического наследия. Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер, Т. Грин, Дж. Хобсон, Л. Хобхауз, Дж. Дьюи, У. Липпман все они претендовали на переделку формы и изменения содержания доктрины либерализма. Для политической идеологии либерал-реформизма характерны ориентация на социальное реформирование, стремление примирить равенство и свободу, акцент на этике общества и специфическом социальном благе индивида, осознание того, что идеал политической свободы ччловека не только не отрицает, но и предполагает меры по защите индивида от обстоятельств, которым он бессилен противостоять, отстаивание идеи согласия всех и подчеркивание нейтральности либеральной

4*                                                             53

политики. При этом различают актуальное (волюнтаристская легитимация, обусловленная волей индивидов), гипотетическое (воображаемый выбор) и молчаливое согласие.

Своеобразно сложилась судьба либерализма в России. Собственных корней в России к моменту своего появления на отечественной почве в конце XVIII и в первой трети XIX в. либерализм не имел. В.В. Леонтович в книге "История либерализма в России (1762— 1914)" утверждал, что либерализм творение западноевропейской культуры, что "и идеологически, и практически русский либерализм в общем был склонен к тому, чтобы получить и перенимать от других, извне". Но на русской почче он обрел свои специфические ччрты. Первые теоретические разработки либерального образа мыслей представлены в произведениях К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева, Т.Н. Грановского. Русская либеральная мысль зародилась и оформилась в рамках западничества. Славянофильство с его декларированием коллективистских, народных (национальных) и конфессиональных (православие) идеалов, с его идеей соборности (А.С. Хомяков) было чуждо духу индивидуализма, личной свободы и признания приоритета общечеловеческих ценностей. При всем разнообразии воззрений западников именно у них идеи либерализма находили сочувственный отклик.

Одной из центральных тем в русском (как и в любом) либерализме является рассмотрение проблемы личности, ее статуса в общественном и государственном устройстве. О личности и ее свободе писали многие мыслители, в том числе и русские, но далеко не каждого из них можно причислить к либералам. Только сознательное отношение к правовой проблематике, сопряженное с искренним желанием наиболее полного осуществления личной свободы человека в обществе, рождает те или иные либеральные концепции. Либеральные идеи нашли себе наиболее адекватное выражение у Кавелина, Соловьева и Чичерина, т.е. у основных представителей так называемой государственной школы. В рамках тех построений, которые характерны для этой школы, главной темой является рассмотрение проблемы "государство личность". Особое внимание к личностному началу в истории (что было характерно и для Грановского), анализ типов государственных отношений на Западе и в Россиивсе это так или иначе содействовало более глубокому проникновению в проблематику, которая присуща либерализму. Для русской либеральной мысли в период, когда она только заявила о себе на общественной арене, характерна сильная антидемократическая тенденция. Она проявляется, например, в склонности опираться на принцип монархизма (у Чичерина конституционного) и долго была преобладающей в русском либерализме. На грани XIX — XX вв. наметилась иная тенденция: постепенное сближение либеральных лозунгов с демократическими программами. В конечном

54

счете практики русского либерализма полностью отказались от конституционно-монархической ориентации и сблизились не только с демократами, но и с социалистами. В русском либерализме на раннем этапе присутствовало сильное консервативное начало, что можно считать закономерным. Другая особенность русского либерализма связана с тем, что ко времени его зарождения Россия еще оставалась крепостной страной. В стране не были осуществлены гражданские свободы, а в недрах развивающейся либеральной мысли уже фигурировали политические свободы. Социально-политическое положение России сказалось и на отсутствии в тот период какой-либо серьезной социальной базы для либеральной идеологии (неразвитость так называемого "третьего сословия"). Развитие либеральной мыслив России в конце XIX — начале XX в. шло главным образом в русле исследования философско-правовой проблематики (B.C. Соловьев, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен).

В XX в. судьба либерализма как идейно-политического течения оказалась весьма различной в Европе и Америке. В США, особенно в период "нового курса" Ф. Рузвельта, взгляды либералов по многим ключевым вопросам претерпели существенные изменения. Их итогом стала выработка принципиально новой реформистской стратегии, которая базировалась на осознании роли социальных предпосылок осуществления свободы личности, взятой на вооружение демократической партией США. Эволюция европейского либерализма была иной. Его реакция на объективно происшедшие изменения не была вполне адекватной. Он не смог своевременно реформировать некоторые важные положения классической доктрины (например, о роли государства в экономике) и поэтому эволюция европейского либерализма осталась незавершенной, что обусловило его организационную слабость и малое политическое влияние.

В XIX и XX вв. либерализм пережил три тяжелых кризиса. Первый кризис политической идеологии либерализма возник, когда "партия движения" XIX в. превратилась в "партию статус кво", отодвинув на задний план интересы самого значительного политического движения того времени рабочего движения. Истоки кризиса лежали в обострении антагонизма между "равенством" и "свободой". Его углубление произошло, когда распалось "третье сословие" и в качестве самостоятельной политической силы выступил рабочий класс. Либеральное движение, сориентировавшись на "порядочный" средний слой и перестав включать в себя силы, выступающие против статус кво, в конце концов перешло на сторону своих бывших врагов. Ответом на этот кризис стало возникновение либерал-реформизма.

Второй кризис либеральной доктрины разразился после первой мировой войны. В тот период достижения и идеалы правового и конституционного государства, за которое в течение столетия высту-

55

пал либерализм, перестали находить отклик во многих странах Европы. Граждане этих стран предпочли нелиберальное и антилиберальное государственное устройство. В условиях нарастания политической и финансовой власти монополий отстаиваемые либералами принципы свободы торговли и равенства возможностей все более требовали множества оговорок, превращаясь для многих в фикцию. Либерализм стремился выйти из кризиса двояким путем: одна часть его сторонников пыталась договориться с социал-демократией, а другая с крупной монополистической элитой. Политическая реак-тивация либерализма произошла путем придания ему "социальной окраски" для привлечения малоимущих и неимущих слоев населения. В концептуальном плане это выразилось в признании недостаточности формально-юридического равенства граждан для успешного разрешения социальных противоречий и развития общества. Необходимость проведения активной социальной политики требовала нового пересмотра основных положений либерализма, что получило отражение в концепциях социального государства, государства благоденствия и т.п. Третий и продолжающийся ныне кризис либерализма связан с нарастающим влиянием НТР, системы обострившихся глобальных проблем, цивилизационных противоречий. Поиски выхода ведутся на путях разработки моделей социального глобализ-ма, политического миропорядка, формирования управляемой информационной среды и технологий и т.п.

Весьма неоднородная в своей основе современная политическая идеология либерализма распадается на три основных направления: умеренное, леволиберальное и консервативное. Умеренное направление представлено частью ее сторонников, принимающих те преобразования и то реформирование, которым подверглась либеральная мысль в процессе ее приспособления к реальности. Леволиберальное (или радикальное) направление включает в себя представителей, которые дальше других пошли в своей критике капитализма и порой смыкаются с социал-реформизмом. В консервативное (или праволи-беральное, неолиберальное) направление входят деятели, откровенно сожалеющие о временах свободной конкуренции и стремящиеся совместить его принципы с признанием ограниченного государственного вмешательства; во многом незыблемой остается вера в всеисце-ляющее воздействие стихийных механизмов свободного рынка.

Таким образом, либерализм на разных этапах своего развития включал существенно различающиеся компоненты, вырабатывал новые политические доктрины и избавлялся от концептуальных схем, перестававших соответствовать интересам ориентирующихся на него социальных слоев. На определенном этапе это усиливало его дееспособность, завоевывало сторонников, но и делало более эклектичным, неоднородным, противоречивым. Политическая идеология либерализма, и формально и содержательно, все менее стала отвечать

56

требованиям, предъявляемым к научным доктринам, и все более походила на мозаичное полотно символа веры.

Консерватизм

Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных компонентов современных политических идеологий. Однако имеются значительные трудности в определении ее основного содержания. Сам термин "консерватизм" произошел от латинского "conserve" сохраняю, охраняю. Однако его идейное и политическое значение с трудом идентифицируется, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, в процессе развития произошла инверсия исторических значений либерализма и консерватизма. Так, многие принципиальные положения классического либерализма требования свободы рынка и ограничение государственного вмешательства сегодня рассматриваются как консервативные. В то же время идея сильной централизованной регулирующей власти государства, выдвинутая ранее консерваторами традиционалистско-го типа, ныне стала важным компонентом либерального сознания. Во-вторых, налицо внутренняя разнородность, гетерогенность политической идеологии консерватизма, включающей различные направления, объединенные общей функцией оправдания и стабилизации устоявшихся общественных структур 5. Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. В структуре консерватизма выделяются два идейных пласта. Один ориентирует на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме; другой на устранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление, воспроизводство прежних. В этом контексте консерватизм выступает и как политическая идеология оправдания существующих порядков, и как апелляция к утраченному. Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования всеобщего морально-религиозного порядка и несовершенства человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума; утверждение о необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм, исчер-

Современный консерватизм. М., 1992; Nisbet R. Conservatism: dream & reality. Stony Stratford, 1986.

57

пывающих на определенном этапе выполняемые ими функции, и не имеет единой субстанциональной основы.

В России консервативный тип мышления (для XIX в.) наглядно выявляется уже в мировоззрении славянофилов. Здесь консервативная мысль принимает романтическую форму. Ярким представителем этого стиля мышления может служить К.Н.Леонтьев. Однако в чистом виде консерватизм в русской социально-философской и политической мысли встречается довольно редко (у В.А. Жуковского, идеологов "официальной народности" М.П. Погодина и С.П. Шевырева, К.П. Победоносцева, в консервативной традиции духовно-академической философии). В большинстве же случаев данный стиль мышления сочетался с либеральным. Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне правой, ультрареакционной идеологии (пример последней взгляды М.Н. Каткова после 1863 г.) и леворадикальной, которая в середине и конце XIX в. обретает популярность в интеллектуальной среде (революционные демократы, народники, эсеры, анархисты). Особый интерес представляют отношения консерватизма и либерализма в России. Обычно эти понятия противопоставляются друг другу, однако все же они не представляются взаимно отталкивающимися, между ними обнаруживаются определенные связи, компромиссы. Консервативный либерал Чичерин в своей работе "Вопросы политики" отметил, что консервативное направление, к которому он принадлежит и которое он считает самым крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, а тем более вредную ломку. Оно равно отделено и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное старание удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным элементом общественного строя. Его задача состоит в том, чтобы внимательно следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями. Судьба и консерватизма и либерализма в России была трагической. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя формами экстремизмалевым и правым. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посередине^.

В современном консерватизме в мире обычно выделяют три течения: традиционалистское, либертаристское и неоконсервативное (или либерал-консервативное). Они тесно переплетаются, взаимодействуют между собой, сохраняя особенности эволюции, собствен-

ные истоки и создавая неоднородное, сложноструктурное целое, которое обозначают понятием "современный консерватизм".

Традиционалистское течение в консерватизме, которое исторически было первым, положившим начало консерватизму, связывают с такими именами, как Э. Берк (1729—1797), Ж. де Местр (1753— 1821), Л. де Бональд (1754—1840). В XX в. главным провозвестником этого направления стал Р. Керк, опубликовавший в 1953 г. книгу "Консервативное мышление". Родиной консерватизма как политической идеологии, ставшей определенной реакцией на идеи Просвещения и французской буржуазной революции, явилась Англия. Именно здесь в 1790 г. вышла в свет книга Э. Берка "Размышления о революции во Франции"^. К отцам-основателям консерватизма относят также Ж. де Местра и Л. де Бональда, своеобразных классиков феодально-аристократического консерватизма. Для Э. Берка, отпрыска скромного ирландского законника, были характерны двойственность и несогласованность феодально-аристократических и буржуазных компонентов системы его политических взглядов, что, впрочем, его не очень беспокоило. Более того, именно благодаря противоречиям и неувязкам многие положения Берка могут быть истолкованы очень широко и в разных контекстах найти поддержку у более широких социальных групп.

В политическую идеологию консерватизма вошли многие категории, разработанные этими мыслителями. Одной из важнейших в ней является понятие "естественная аристократия", в которую включаются, по Берку, не только дворяне, но и богатые коммерсанты, образованные люди, законники, ученые, артисты. Богатство по соображениям разума и политики заслуживает привилегированного общественного положения. В противном случае возможны "рецидивы революции".

Важную роль играет понятие "традиционализм". В противоположность идеям Просвещения традиция противопоставляется разуму и ставится над ним, поскольку подчинение ей означает действие в соответствии с естественным ходом вещей и вековой мудростью. Традиционализм лежит в основе понимания изменения, обновления, реформы, проведение которых не должно нарушать естественного хода вещей. При этом выделяются два основных вида реформ: реформы, направленные на восстановление традиционных прав и принципов, и превентивные реформы, нацеленные на предотвращение революции. При этом нередко разграничивают "изменение" и "реформу". Изменение меняет сущность объекта, реформа ее не затрагивает и является вынужденным средством, которое приходится применять. Ж. де Местр и Л. де Бональд, отвергая республику, любую реформу и противопоставляя ей традицию и авторитет, усматривали

Русская философия. Словарь. М., 1995. С. 235—236.

См.: Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1994.

58

59

путь к спасению в усилении политической роли религии. Ядром политических идей де Местра явилась идея эквилибра, понимаемого как создание статичного равновесия в политической и духовной жизни на базе теократического подхода. Де Бональд, не отдавая приоритет ни светской, ни религиозной властям, выдвинул идею союза религиозного и политического общества.

В целом политическая идеология традиционализма включает в себя органическую концепцию общества, согласно которой оно существует изначально, подобно органической природе, а не возникает в результате социальной эволюции; трактовку участи индивида как не представляющей никакой самостоятельной ценности, но всецело зависящей от поддержки консервативного порядка; идеи элитизма и антидемократизма, согласно которым неравенство людей является аксиомой политики, поскольку "равенство враг свободы" (Берк), свободы для родовитых и имущих; неприятие идей прогресса и противопоставление ему провиденционализма и идей исторического круговорота (Миттерних).

В XX в. Р. Керк, развивая традиционалистские принципы, писал, что в революционные эпохи люди бывают увлечены новизной, но затем они устают от нее и их тянет к старым принципам. История трактуется им как циклический процесс. Поэтому на определенном витке консервативный порядок возвращается вновь. Период после второй мировой войны рассматривался им как наиболее благоприятный для консерваторов. На них легло бремя ответственности за судьбы христианской цивилизации и они в силах справиться с этой задачей. Великие консерваторы, по убеждению Керка, это пророки и критики, но отнюдь не реформаторы. Утверждается, что поскольку природа человека неисправимо повреждена, то мир нельзя улучшить посредством политической деятельности. Консерваторы-традиционалисты стремятся обеспечить широкий национальный консенсус, апеллируя к традиционным представлениям и предрассудкам, авторитету и религии. Социальную и экономическую проблематику они нередко переводят в религиозно-этическую плоскость. Так, в 80-е годы Р. Керк выделил следующие принципы традиционалистского консерватизма: веру в порядок более высокого уровня, чем человеческая способность приспособиться, и убеждение в том, что экономика переходит в политику, политика в этику, этика в религиозные понятия ^. Важным союзником традиционалистского консерватизма выступают в последние десятилетия "новые правые".

Либертаристское течение в консерватизме, по мнению его представителей, наследует классическую либеральную традицию XVIII—XIX вв. как единственно подлинную. Либертаризм с этих позиций призван, с одной стороны, воспринять и продолжить стрем-

ление к свободе, сложившееся в прошлые эпохи, а с другойисключить распространение социалистиччских идей, получивших широкое распространение на Западе с середины XIX в., вызванных экономическим подъемом послевоенных лет. Ведущие представители либертаризма Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Гилдер, И. Кристол, Л. Бауэр доказывают, что эрозия свободного предпринимательства, индивидуальной и семейной ответственности ведет к стагнации и бедности, что необходимо возрождение классической традиции ли-бертаристского индивидуализма и свободной рыночной экономики. По их мнению, на смену "умирающему социализму" пришел возрожденный классический либертаризм. Сторонники либертаристско-го консерватизма рассматриваются нередко как часть нового интеллектуального движения, "Нового Просвещения", являющегося продолжателем Шотландского Просвещения^. Представители последнего Д. Юм, А. Ферпоссон, А. Смит, Дж. Миллар, У. Робертсон. Это Просвещение отличалось тем, что исходило из существования "коммерческого общества", в котором в результате свободного общественного договора устанавливался порядок "хозяин работник" как модель социальных связей. Революционным движением оно не было. Континентальная Европа пережила в корне отличное Просвещение, сторонники которого в основе всех социальных изменений видели человеческий разум. Этот подход вел к революции, социализму и марксизму. Шотландское Просвещение впитало в себя особенную англо-саксонскую черту индивидуализма и оформило ее в теоретическую систему. Исходя из социопсихологических воззрений А. Фергюссона, А. Смита, Д. Юма, либертаризм, как и консерватизм в целом, рассматривал человека прежде всего как "несовершенное существо", стиснутое рамками естественных "границ". Либертари-сты выступили защитниками традиционных принципов свободного предпринимательства, требования порядка и законности, выдвинули аргументы против идеи государства всеобщего благоденствия и связали их с идеей "универсального морального закона". Корень многих нынешних зол, по мнению либертаристов, в нарушении естественных, богом данных принципов, свободного предпринимательства и свободного рынка, в первую очередь со стороны государства. Отвергая тезис либерал-реформизма о необходимости планирования или регулирования экономики, либертаристы утверждали, что государственное насилие над экономикой, увеличение роли государственного сектора, программирование отдельных отраслей промышленности и т.д. подрывают самый "разумный" и самый естественный способ регуляции человеческой жизни.

Либертаристское понимание вопроса о ччловеческих правах наиболее полно выражено в философско-политиччском учении Дж. Лок-

См.: Керк Р. Мысли об американском консерватизме // Америка. 1981. № 298.   -

60

" Graham D., С larkeP. The new Enlightenment: The rebirth of liberalism. L., '089.

61

ка. Выдвинутые британским философом право индивидуальной безопасности, право защиты собственности и другие права являются незыблемыми для либертаристов. При этом они подчеркивали, что естественные права права "негативные". По их мнению, в XX в. марксизм и социал-демократия извратили подлинную концепцию прав человека. Они утвердили в сознании так называемые "позитивные права": право на труд, отдых, крышу над головой, право на справедливую заработную плату и т.п. Социальное равенство в марксистском понимании, считали либертаристы, утратило гуманистический смысл, так как провозглашает равенство условий (а это есть посягательство на право частной собственности), а не равенство возможностей. Либерталисты повсюду выступали за минимальную социальную политику государства, позволяющую лишь разряяать опасную социальную напряженность, и призывали правительство опираться исключительно на рынок в реализации и осуществлении своих программ. При этом значительную часть ответственности за программы помощи бедным считается целесообразным переложить на местные органы власти и промежуточные общественные институты: семью, церковь, школу, добровольные благотворительность и пожертвования со стороны богатых и т.п.

Либертаристы убеждены в том, что основой общественной свободы служит частная собственность, что необходимы социальная иерархия и признание в качестве единственно возможного только "нравственного равенства", что уважение и вера в традиции народа являются существенной чертой эффективной политики. Правые интеллектуалы либертаристского образца обладали колоссальным успехом в 80-е годы в Британии, Европе, Японии, США. Вместе с тем следует иметь в виду коренное различие социального содержания политических идей классического либерализма и современного ли-бертаризма. Для классического либерализма принцип laissez faire Подразумевает борьбу за права и свободы, которых было лишено третье сословие. Для либертаризма это требование означает требование защиты и охраны достигнутых привилегий, частных интересов и собственности от идущих снизу требований демократических реформ.

Неоконсервитивчос (либерал-консервативное) течение современного консерватизма явление сравнительно новое^. Объективной основой его появления считается структурный кризис, охвативший мировую экономику в 70-е годы. Он обнаружил недостаточность прежних реформ рыночной системы и потребовал более радикальных средств.'Была поставлена под сомнение существовавшая вера в то, что "научная цивилизация" сама стабилизирует общество в силу рациональности своего механизма, что она не нуждается в мораль-

^ См.: Гелбрсйт Дж. К. Наступление консерваторов // США: консервативная волна. М., 1984.

ном подкреплении, легитимации и обладает каким-то внутренним регулятором. Предполагалось, что не только экономика, но и социальные отношения, духовное состояние общества имеют некий автоматически действующий стабилизатор, заключенный в самой системе. Кризис подорвал эти иллюзии. Неоконсерватизм, по мнению одного из его ведущих представителей в Германии Г. Рормозера, вновь и вновь воссоздается кризисом современного общества". Его порождают ослабление моральных устоев человеческого сообщества и кризис выживания, в условиях которых он предстает как один из механизмов сохраненияясистемы. Неоконсерватизм исходит из идеи свободы рыночных отношений в экономике, но категорически против перенесения подобных принципов в политическую сферу и потому предстает и как наследник и как критик либерализма. В его политической доктрине выделяется ряд центральных положений: приоритетность подчинения индивида государству и обеспечения политической и духовной общности нации, готовность использовать в своих отношениях с противником в крайнем случае и весьма радикальные средства. Полемизируя с либералами, неоконсерваторы обвиняют их в том, что те выдвигают политические лозунги чисто декларативного характера, не осуществимые в реальной жизни. Они считают, что в условиях нарастания манипулятивных возможностей средств массовой информации воля большинства нс может быть последним аргументом в политике, ее нельзя абсолютизировать. "Партиципацион-ной демократии", которая была в определенных исторических условиях, в условиях кризиса легитимности выражением новой политической культуры протеста со стороны левых, неоконсерваторы противопоставили идеи элитарной демократии. Основное содержание кризиса они увидели в неуправляемости государства, идущей от непослушания граждан, развращенных либерализмом, и в кризисе управления, проистекающем от бездействия властей, поскольку неприятие адекватных решений приводит к перерастанию социальных конфликтов в политические. В условиях, когда, по мнению неоконсерваторов, требуется более активная и ясная политика, эффективной и приемлемой может стать модель элитарной, или ограниченной, демократии.

Социализм

Социализм (от латинского "socialis" общественный) как политическая идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Следы подобных мечтаний встречают-

См.: Гормозср V. Пути либерализма в России // 1 [оптические исследования. IW3. \'9 1, Рормозер Г., Ф ре II к и II Л. Koncepnai пиная революция // Политические исследования. 1992. № 1—2.

62

63

ся уже на ранних ступенях классово организованного человеческого общества в античном европейском мире, в Китае и Индии, в Северной Африке, играют заметную роль в средние века, в Новое время, бросают мощный вызов либерализму и консерватизму в последней трети XIX — первой половине XX в. От многочисленных социальных утопий и эгалитарных теорий прошлого социализм отличают акценты на свяяь социальных бедствий с отношениями собственности на средства производства, на необходимость соотнесения политических изменений с преобразованиями в социальной сфере.

В Древней Греции и в Древнем Риме в различных вариантах обыгрывалась легенда о "золотом веке" (общинно-родовых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности), велись дискуссии вокруг проблем имущественного неравенства и "естественного состояния" общества, полисной демократии и "распределительной справедливости", сложилась утопия кастового коммунизма (Платон). В раннем христианстве были сильны тенденции общечеловеческого равенства, братства и потребительского коммунизма. Позднее социально-утопические мотивыыактивно развивались в ересях вальденсов, катаров, беггардов, апостольских братьев, лол-лардов, таборитов, анабаптистов и других сект. Источником социального неравенства и гнета объявлялось здесь отступничество церкви и господствующих классов от принципов и идеалов первоначального христианства, воскрешались идеалы евангельского строя, составленного из самоуправляющихся общин с аскетической уравнительностью в быту и коммунизмом потребления. Попытки осуществить этот идеал в некоторых сектах спорадически сопровождались организацией совместного производства.

Последний мотив был усилен в коммунистических утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы, ставших важной вехой в дальнейшем становлении социалистических идей. В учениях этих мыслителей был обоснован переход от принципов общности имущества к принципу общественного производства и организации хозяйственной жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой общины, не нуждающейся в государстве, к идеалу крупного политического образования в виде города и федерации городов, к признанию за государством главной роли в утверждении основ разумного общественного строя, в руководстве его хозяйством и культурой. Необходимо отметить, правда, что эгалитаристская тенденция в целом не была преодолена, и в социалистических воззрениях она продолжала оставаться господствующей еще долгое время.

В эпоху Нового времени социализм сбросил религиозную оболочку и все больше основывал свои идеи на философии Просвещения. Опора на картезианский рационализм весьма заметна у Д. Уинстен-ли. Ж. Мелье фактически сформулировал программу материализма и атеизма, возродил проекты общинного патриархального комму низ-

Ч

ма. Морелли и Мабли обосновали коммунизм с позиций теории естественного права. Разработка принципов нового общественного устройства в это время велась в русле достаточно умозрительных конструкций (часто в форме романов-путешествий, в которых общность имущества у "добродетельных" дикарей противопоставлялась сословному и имущественному неравенству европейского общества Г. де Фуаньи, Верас д'Алле, Гедевиль и др.). Только в годы Великой французской революции в ходе политизирования и революционизирования морального социализма Г. Бабеф и бабувисты в своей программе "Заговор равных" поставили вопрос о практических путях утверждения нового строя, обосновали идею революционной диктатуры как способа коммунистических преобразований.

Свою классическую форму социалистические идеи' начали обретать вместе с утверждением капитализма. Противоречия, свойственные незрелым ступеням нового общества, делали его объектом острой социальной критики. К.А. де Р. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, разрабатывая пути преобразования социума, главное внимание перенесли на производственно-экономическую сферу, выдвигая на первый план проблему крупного общественного производства, планомерно применяющего достижения науки и техники. Они выступили против характерных для раннего социализма представлений об уравнительности и всеобщем аскетизме, обосновали принцип "распределения по способностям", высказали ряд принципиально важных для последующего развития социалистических идей-догадокоб уничтожении противоположностей между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и ДР.

Сохраняя свою идейную связь с рационализмом XVIII в., критически-утопический социализм впитал в себя и ряд религиозных представлений ("новое христианство" Сен-Симона, "новый моральный мир", основанный на "социалистической религии" Оуэна и т.п.). Не случайно для многих социалистов первой половины XIX в. были характерны разработки идей сотрудничества различных классов (в том числе пролетариата и буржуазии), создания отдельных коммун как способа преобразования общественной жизни (оуэнист-ские коммунистические колонии, фурьеристские ассоциации-фаланги, "икарийские" колонии Кабе и др.).

Социалистические искания в этот период начали разветвляться на самые различные потоки, существенно отличающиеся друг от друга (производственные ассоциации Бюше, Л. Блан, К. Пеккер, Леру или ассоциации эквивалентного товарообмена Грей, Пру-дон, рассматриваемые как средство преобразования общества мирным путем на базе экономического сотрудничества классов, с одной стороны; необабувистский коммунизм, возродивший идею немедлен-

5-1063                                                   65

ного глобального коммунистического переустройства общества путем революционного переворота и революционной диктатуры и введения последовательной "общности имуществ" Дезами, Ж.-Ж. Пийо, О. Бланки с другой). Однако к середине века все эти течения и школы стали вытесняться "научным социализмом" К. Маркса и Ф. Энгельса.

Маркс и Энгельс фигуры, безусловно, исторического масштаба, оказавшие громадное воздействие на политические процессы в мире. Основной посылкой марксизма стало убеждение в том, что наступление социализма является отнюдь не осуществлением "абстрактных" принципов свободы, справедливости или разума, но закономерным результатом общественно-исторического развития и классовой борьбы. Капитализм в марксизме, усиливая процессы обобществления труда, подготавливает все необходимые материально-технические предпосылки для грядущего преобразования общественного строя. Главным революционным субъектом выступает воспитываемый самим капитализмом пролетариат. Он возглавляет движение трудящихся, будучи интернациональным по своей природе, объединяет вокруг себя силы социального протеста во всем мире и, вооруженный передовыми научными идеями, совершает революционный переворот, означающий вступление человечества в новую эпоху. Осуществляя целый ряд переходных мер при опоре на возможности научно-технического прогресса, общественный характер производства и распределения, а также организующую роль государства, которое после революции впервые начинает выступать как действительный представитель всего общества, революционная власть постепенно подводит к полному утверждению коммунистической ассоциации, где свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех. Тем самым уйдет в прошлое социальное неравенство, общество примет бесклассовый облик, государство "отомрет".

Марксизм имел одно существенное отличие от предшествующей традиции. Впервые в истории на базе социалистических идей возникло мощное политическое движение, объединившее десятки и сотни миллионов своих сторонников. Со времен Маркса о социализме стало возможным говорить не только как о доктрине, но и как о социальной и политиччской практике сначала в форме революционного движения, а затем и в формах общественного обустройства. Сам марксизм был, впрочем, достаточно многопланов, а порой и противоречив. Показательно, что на его основе стали развивать себя качественно отличные друг от друга тенденции. Многие элементы учения Маркса сохраняют свое значение и по сей день. Речь идет не только о ряде существенных аспектов коммунистического идеала и даже не о ценностях социал-демократии, продолжающих, как известно, занимать прочные позиции в системе представлений современного мира. Не случайно и сторонники идеологии постиндустриализ-

66

ма считают этого мыслителя среди основателей данной традиции. Известный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт, к примеру, видел в Марксе слишком крупную фигуру, чтобы целиком отдавать его социалистам и коммунистам. В то же время марксизм с его пафосом революционного мессианства изначально нес в себе идеи разрушения органической целостности общественного развития (что обусловило резкую критику его со стороны консерватизма), явной недооценки высокого статуса личности в историческом процессе (что породило тревогу либералов за будущность нравственных оснований человеческого бытия). Вся эта противоречивая суть "научного социализма" особо выпукло проявила себя в России.

Социалистическая идея в нашей стране имеет давние корни. Она прослеживается уже в средневековых представлениях о социальной справедливости и равенстве людей перед Богом (народные чаяния "правды" и "воли", о "блаженной земле без свары и боя", о скором пришествии "царства Божия" на земле и т.п.). Дальнейший толчок этим идеям дало Просвещение XVIII в. В этот период были созданы литературные утопии, переведены труды Мора, Руссо, Мабли, Мо-релли. Социально-утопические представления подкреплялись обличительными проповедями А.Н. Радищева, деятельностью масонов, созданием тайных обществ.

Хотя взгляды, ориентированные на социалистическую идею, обсуждались преимущественно в образованных сословиях, особый их пласт начал отражаться в сочинениях вольнодумцев из крепостных крестьян и солдатской массы   (Т.Н. Бондарев, Н.И. Сабуров, А.Я. Куманов, Ф.И. Подшивалов и др.). В их проектах обосновывались признание определяющего для благоденствия России земледельческого труда, требование освобождения крестьян от крепостной зависимости и свободного обсуждения их потребностей.

Получил развитие христианский утопизм в форме славянофильства, представители которого хотя и резко критиковали "западные прожекты", но своими взглядами на соборность, на общину как панацею от всех зол, губящих западную цивилизацию, оказали большое влияние на особенности последующего развития социалистической мысли в стране.

Переломной вехой стала идеология петрашевцев ("...социалисты произошли от петрашевцев", писал Ф.М. Достоевский), в которой отражались установки как на пропаганду социалистических идей, так и на тактику заговора расхождение, ставшее постоянным для всех поколений групп социалистической ориентации. В работах В.А. Милютина, В.Н. Майкова, В.Г. Белинского, М.А Бакунина, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.А. Серно-Со-ловьевича и особенно Н.Г. Чернышевского социалистические взгляды раскрывали себя уже во вполне развернутой форме. В этот период главные нити интеллектуального напряжения туже стягивались в

67

узел проблем, связанных с по-разному понимаемой идеей соотнесенности российской почвы с западным опытом. Не случайно, что этот же сюжет революционно-утопического направления по-своему обыгрывался в идеях христианского социализма (христианско-экзистенциальный утопизм Ф.М. Достоевского, теократическая утопия B.C. Соловьева, христианский социализм С.Н. Булгакова, "евангельский социализм" Л.Н. Толстого, "православная человечность" В.И. Несмелова и др.).

Принципиальным для характеристики социализма в России является то, что социалистическая мысль очень активно подкреплялась практической организацией социалистического дела. Особо выпукло это проявилось в народничестве наиболее широкой и содержательной полосе в истории русской социалистической мысли доленинского периода. Его теоретики (М.А Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, А.И. Желябов, Н.К. Михайловский) по большей части были и идеологами-руководителями тайных кружков и организаций ("Земля и воля" 1, "Земля и воля" 2, "Народная воля" и др.). Средства реализации установок народнической социалистической мысли были разнообразны от "хожденияяв народ" до возбуждения "всеобщего бунта", "заговора" и "террора" в целях захвата государственной власти с последующей ее передачей народу через Учредительное собрание (Земский собор). Крайняя форма революционаризма выражена в "Катехизисе революционера" С.Г. Нечаева: этика социалиста должна строиться на отчуждении от семьи и близких, моральном ригоризме, преданности идее и партии и ненависти к врагам народа, допускающей любые приемы политической борьбы ("цель оправдывает средства").

Со становлением капитализма в России начала утверждаться и марксистская мысль, появились первые социал-демократические кружки и организации, все более теснящие позиции народничества. Учение Маркса при этом воспринималось как последнее, не подлежащее сомнению слово социальной науки. Адаптируя его к отечественной почве, русские марксисты в своих разработках воплощали различные стороны марксовой доктрины, что нашло отражение в "легальном марксизме", "экономизме", во взглядах идеологов меньшевистского крыла в российской социал-демократии Г.В. Плеханова и Ю.О. Мартова. Большая или меньшаяясдержанность в отношении признания плодотворности социальных сдвигов в результате революционного переворота вступила, однако, во все большее противоречие с растущей радикализацией масс. Нерешенность аграрного вопроса, острота проблем капиталистического накопления, бездарность сановной бюрократии, усиленные крупными внешнеполитическими (военными прежде всего) провалами самодержавия, подготовили почву для идейной и политической победы большевиков. В.И. Ленин существенно актуализировал инструментальные ас-

68

пекты марксовой доктрины, развивая их в направлении усиления накала борьбы с политическими и идеологическими противниками, эффективности политических технологий (учение о государстве диктатуры пролетариата, о партии "нового типа", "демократическом централизме" и т.п.). В критические моменты он, впрочем, оказывался способным преодолевать ригоризм сугубо классовых пристрастий и переходить на достаточно прагматические позиции (нэп). Импульс к принятию большевистских идей населением страны подкреплялся волной революционного энтузиазма, а также тем, что они во многом опирались на некоторые особенности отечественной политической традиции (мобилизационный характер экономики, сильная централизирующая роль государства, примат в обществе морального, а не правового сознания, коллективистские соборныеначала в экономической жизни и др.).

Уже при жизни В.И. Ленина стала осуществляться целенаправленная работа по превращению марксизма (получившего со временем свое определение марксизм-ленинизм) в официальную идеологию с ее нетерпимостью к дискуссиям, с характерной для нее схематизацией и канонизацией взглядов (к тому же основательно препарированных) классиков "научного социализма". Апологетический характер политической доктрины советской госпартноменкла-туры обусловил отсутствие сколько-нибудь широкой поддержки режима в массах, что в свою очередь способствовало радикальному демонтажу в СССР и союзнических странах сложившейся модели социализма.

Развитие социалистических идей, однако, не было прервано, ччо подтверждается, в частности, и наличием мощной оппозиции в стране. Показательно то, что исповедование социализма в ортодоксально-большевистском (даже сталинском) варианте характерно не для самых массовых (а иногда и просто маргинальных) партий коммунистического толка. Напротив, идеологами КПРФ, имеющей наиболее сильную поддержку, активно разрабатываются проблемы многообразияяформ собственности, политического плюрализма, социального партнерства (особенно в части блока с представителями национально ориентированного капитала) и т.д. И хотя нет основания для утверждений о ее переходе на идейно-политическую платформу социал-демократии (базовые ценности прежней доктрины сохраняются), но все большая направленность на учет международного опыта течений в социалистической мысли и соответствующих политических движений налицо.

В этой связи вызывает интерес высказанный рядом социалистически ориентированных российских и зарубежных политологов призыв отказаться от истолкования социализма как самостоятельной, полностью исключающей капитализм "общественно-экономической формации", тем более если последняя понимается как более высокий

69

Б*

тип организации, закономерно утверждающейся на месте "отживающей" капиталистической системы.

Показательна, в частности, трактовка капитализма и социализма как двух взаимопереплетающихся тенденций в рамках индустриальной цивилизации. В предложенной логике капитализм понимается как мотор экономики, область действия социализма социальная сфера.

3. Млынарж, бывший одним из идеологов "пражской весны" 1968 г., пишет: "Анализируя сегодня, более чем через сто лет после смерти Маркса, исторический опыт, можно кратко сказать следующее: способ производства, который первоначально вызревал под исключительным влиянием капитализма как тенденция развития, оказался началом нового цивилизационного типа развития современной индустриальной цивилизации. Эта цивилизация сделала возможным, чтобы в рамках ее крепла и другая, корректирующая, ограничивающая капитализм и в определенной степени непосредственно против нее действующая тенденция тенденция защиты и реализации таких человеческих потребностей и интересов, которые капитализм подавляет и игнорирует'"^. Социалистическая тенденция проявляется прежде всего в расширении сферы социальной справедливости: в возрастании свободы и равенства жизненных возможностей для большинства, в преодолении бедности и социальной незащищенности.

Примечательно то, что в некотором смысле схожие идеи высказывают ученые, далекие от социализма. Называя уходящее столетие "столетием социалистического прессинга" и "веком справедливости", Р. Дарендорф отмечает его великие достижения в улучшении жизни миллионов людей. И хотя он полагает, что в Западной Европе партия социального равенства уже отзвучала, что приближается новая эпоха, он выразительно подчеркивает: эра новой свободы не наступит до тех пор, пока люди не почувствуют, что они ни в чем не будут обделены социально и не победят страх перед возможными последствиями общественных инноваций.

У экономики, очевидно, свои законы и свои принципы, нацеленные в первую очередь на рост эффективности производства, увеличение общей суммы национального богатства. Социальная же политика должна быть построена на принципах, обеспечивающих справедливое использование производимого богатства в интересах всех членов общества. Идея взаимошлифовки различных составляющих общественной жизни предполагает, таким образом, что источником дальнейшей трансформации общества будет и то, что изначально составляло принадлежность социалистической и коллективистской,

М ;i i,i ii a i) ж 3. Понятие социализма и исторический опыт // Коммунист. 19i>O.N"5.C.I()7.

70

а не буржуазно-либеральной и индивидуалистической доктрины. Это обретение новой значимости социальной справедливости, демократии в социальной сфере, социальной защищенности личности, солидарности всего того, что и обозначает стержень социалистической идеи. .

Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы

Подлинно масштабные изменения в истории неизменно и всегда опирались не просто на программы и планы, а на глубинные сдвиги в общественном сознании, менталитет населения, на сочетание (наложение во времени и по степени напряженности) интеллектуального поиска и массового духовного подъема: вспомним драматические процессы становления христианства или "революцию в умах" во Франции вкупе с вдохновенным маршем марсельцев-санкюлотов на Париж, или особую роль духовной харизмы, духовного подвижничества в целом в России, когда она решала задачи национального освобождения от татаро-монгольского владычества. Такие примеры можно было бы продолжить. '

Сегодня Россия в кризисе и коль скоро всякий выход из кризиса связан с сильной духовной идеей, любое глубинное изменение с нравственно осмысленной позицией подавляющего большинства населения, в стране нарастает потребность в общенациональной, общегосударственной идее, способной нести в себе мощный интегратив-ный заряд, заложить необходимые основания под процессами утверждения гражданского консенсуса в российском социуме.

Существуют ли, однако, сегодня у нас в обществе, прошедшем через кровь, автоматные очереди и танки, основания для того, чтобы перевести задачу достижения национального согласия из императивной плоскости, из области неких модальных данностей в сферу реальных политических решений? Вопрос сложный. Россия, очевидно, еще не выстрадала центризм. Более того, центристская позиция, как представляется, вообще может быть доминирующей только в условиях относительного стабильного развития, но отнюдь не в переходную эпоху, не в период быстрых исторических перемен. Тем более таких, как в нашей стране, где былую официальную монолитность общества сменяет конгломерат плохо увязанных между собой, сталкивающихся друг с другом групп интересов, отражающих различные стремления социальных сегментов, конституирующихся политических партий и движений. Вполне понятно, что в этих условиях для реально действующих политиков на первый план выступает задача разработки политических технологий, нацеленных на обеспечение приоритетных позиций той силы, которую они представляют. Ясно, однако, и другое: любой серьезный политик не может не включать в круг своего внимания такие стратегемы, которые внут-

71

ренне предполагают наличие целевой установки на перспективное видение процессов политической жизни.

Сегодня общество нуждается в эффективных реформах, но не менее заинтересовано в стабильности, преодолении безвластия, в наведении элементарного порядка. Вполне вероятным исходом в такой ситуации может стать путь авторитарной модернизации, который продемонстрировал свои возможности в движении к посттоталитарному устройству. Однако этот путь таит в себе и очевидные опасности. И хотя небезосновательны рассуждения о целесообразности утверждения политики властной руки, часто выводимый из них тезис о том, что народ ждет очередной узды, далеко не бесспорен. Скорее другое: экспектации масс на единство общества вырастают из мощного основания, которое, как представляется, у нас уже сложилось.

Как приоритетную стоило бы, очевидно, выдвинуть концепцию национальных, государственных, а еще лучше национально-государственных интересов России, которая может стать цементирующей для общества, придать новые импульсы процессу обновления страны, заложить основы для утверждения действенной интегративной идеологии.

Какими же видятся реальные слагаемые такой идеологии? Концепция национальных интересов и приоритетов России рассматривается многими учеными в роли своеобразной "идеи-рамки", способной обеспечить консенсусную связь между приверженцами различных идеологических убеждений, мировоззренческих ориентаций.

Во что это может вылиться на практике и, очевидно, раньше или позже выльется, если иметь в виду образцы и нормы развитой политической культуры, демонстрируемой сегодня целым рядом стран? Политической культуры, где неотъемлемой чертой стала идея беспрерывного обновления и совершенствования органических структур, что привело к превращению всех идеологий в идеологии открытого типа, конкурирующие между собой не на основе отторжения альтернативных ценностей, а на основе адаптации их к собственной модели. В результате консерватизм здесь стал социальным и либеральным, либерализм ; социал-демократическим, а социал-демократия либеральной, и все они так или иначе восприняли парадигму таких ценностей, как законность и нравственность, гуманизм, ненасилие, равноправие партнеров в смысле стартовых возможностей граждан, групп, партий.

Имеет ли сегодня в России любая из классических идеологий шансы на единичную победу? Может ли таковой быть социализм (даже если он откажется от своих фундаментальных форм) в силу мощного вызова со стороны либерализма с его пиететом к личностному раскрепощению? Либерализм в стране с устойчивым этносоци-альным архетипом, традиционно ориентированным на ценности коллективизма (вспомним, что об исконной "социалистичности" рус-

72

ского мужика писал не только В.И. Ленин, но и П.А. Столыпин, П.Н. Дурново)? Консерватизм, который в массовом сознании вообще ассоциируется с чем-то реакционно застойным?

Между тем разве консерватизм своими идеями о фундаментальных ценностях человеческого общежития, об органическом характере общественного развития, о значении преемственности и обновления социальных связей, передающихся от предков к потомкам, не обогатил коллективный разум мира? Разве не либерализму принадлежит великая историческая заслуга в осознании приоритетности личностного начала, свободы и ответственности человека, самих оснований гражданского общества? Можно ли сегодня представить мир без имеющей многовековую историю идеи социальной справедливости, взращенной на социокультурных основаниях социалистической традиции? Но самое главное состоит в том, что на уровне современной ступени цивилизационного развития все эти идеологии стали работать в режиме взаимошлифовки, дополняя и корректируя друг друга, обеспечивая тем самым естественное движение общества от начала свободы к началу равенства и наоборот оптимальное соче-тание динамизма и стабильности в социальной и политических сферах.

История, к сожалению, учила нас чрезвычайно мало. Менее всего пониманию экологии общественной жизни. И самую злую шутку играют с нами наш привычный революционаризм, отказ от пути терпеливого взращивания культуры соревновательности различных общественных форм, обманчивый мираж правомерности "революционной целесообразности". Это верная дорога к режиму "единственной правильности", чреватому опасностью навязывания стране авантюрных "больших скачков", "нового порядка", с неизбежностью загоняющих Россию в очередной тупик. Требуется осознать, наконец, что моносистема это всегда смерть системы, путь к социальной атрофии и энтропии.

Замечательный русский поэт Вяч. Иванов верно подметил: основная причина раздробленности мира заключается не столько в драматическом взаимоотталкивании ненавистного, сколько в трагедии противоречий, убийственной расправы соприродного, друг друга дополняющего. Политика в России не будет серьезной и ответственной, если она не усвоит простейшего механизма политического и идеологического взаимодействия, только и позволяющего движение в сторону преодоления конфронтационности на базе общесистемных исторических потребностей.

Императив интегративности имеет не только российские измерения. Основные политические идеологии либерализм, консерватизм, социализм дают свой вариант стратегии решения насущных

проблем современного мира в целом. Однако в Эру риска, в которую вступило человечество с обострением глобальных проблем, все перспективы, предугаданные сторонниками тех или иных школ и направлений, представляются релевантными, поскольку идет как бы гонка двух составляющих всемирного процесса: нарастание глобальных угроз, чреватый катастрофой и зигзагообразный процесс адаптации, направленные если не на устранение, то на смягчение этих угроз. Мера между тем и другим, за которой последует катастрофа или улучшение, ныне не поддается измерению.

В современном мире осознание этих глобальных угроз происходит в процессе становления планетарного политического мышления. Будучи плюралистичным в своей основе, формирование его различных вариантов идет в рамках существующих идейно-политических течений, которые отражают своеобразие духовного и культурного опыта различных субъектов политики. Стратегические долговременные интересы человечества требуют учета планетарной парадигмы развития и включения вытекающих из нее положений в основные политические идеологии современного мира. Это особенно важно, поскольку формируемые подобной парадигмой идеи реалистического планетарного радикального гуманизма могут способствовать расширению политических интегративных процессов '3.

Общество, поскольку оно всегда ставит перед собой определенные цели, т.е. выступает как система с отрицательной обратной связью, непременно должно включать в себя три механизма: консервативный (стабилизирующий, сохраняющий), оперативный (движущий, обновляющий) и демпферный (уравновешивающий, смягчающий). Именно оптимальное сочетание этих механизмов и может предоставить гарантии для предотвращения столкновения полярных сил в России и в мире, не допустить принятия экстремистских решений, осуществления авантюристических действий. И хотя нынешняя ситуация и дает повод для сарказма, перспективной в историческом плане политической силой может стать лишь та, которая своевременно проявит готовность к широкому взаимодействию со своими политическими оппонентами, утвердит активную линию в проведении политики гражданского мира и национального согласия в стране. В этом залог действительно прочной основы под новым общественным миропорядком, той меры общественного единства, той степени общественной поддержки, без которых и думать нечего об успехе реформ в стране.

27.12.96




1. Во все тяжкие в большинстве своем носит в себе пропаганду наркотиков и поощрение насилия
2. Громадська адміністрація у Польщі
3. Снежинка температура воздуха- 13 12 км Девочки 2004 и младше
4. психиатр Филипп Пинель его ученик ЖанЭтьенДоминик Эскироль Жан Итар
5. Технология и техника добывания утиных в Константиновском районе
6. Фо~рма госуда~рственного правле~ния элемент формы государства который определяет систему организаци
7. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию
8. Австралия в мировой экономике
9. Нужно ли доказывать то что музыка влияет на человека Под ее действием трус может стать храбрецом ле
10. Анализ специфики политического лидерства ВИ Ленина
11. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора медичних наук Київ ~ Д
12. .ru Данияр Сугралинов Кирпичи Кирпичи Часть 1 ~ Ты в магазин Купи мне шоколадку Резвей ~ по
13. часа в день. У отдельных категорий населения еще больше
14. разному относиться к культуре средневековья некоторые считают что в средние века произошел некий культурн
15. Запланированная случайность
16. тематике лекций составляющих курс
17. ЛЕКЦИЯ 1 ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ Общая фармакология занимается изучением общих закономерностей взаимодей
18. эволюционного формирования физического типа человека первоначального развития его трудовой деятельности
19. ТЕМА 2- РАСТРОВАЯ ГРАФИКА 1
20. Бухгалтерский учет, анализ и аудит