Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
17. Романс в творчестве Даргомыжского.
Рекомендуемая литература
В области камерно-вокальной музыки раньше всего сформировалась индивидуальность композитора, раскрылось и окрепло его мастерство. В камерно-вокальном творчестве Даргомыжского наиболее ярко проявилось его художественное «я», именно здесь он создал шедевры произведения, которые повлияли на другие области творчества. В целом значение сводится к следующему:
Наследие
Написал около 100 романсов. С одной стороны его романсы образуют хронологическую параллель к вокальному творчеству старших современников Глинки, Алябьева, Варламова, Гурилёва. С другой некоторыми своими сторонами соприкасаются с романсами композиторов поколения 50 60-х гг.
Эволюция
Стиль, музыкальный язык
Типология романсов А.С. Даргомыжского
Традиции:
Романсы. Даргомыжским написано более 100 романсов и множество вокальных ансамблей. В романсах закладывались основы стиля, формировался музыкальный язык. В жанре романса Даргомыжский проявил себя как величайший новатор и гениальный художник.
Уже в первом сборнике романсов и песен Даргомыжского наряду с бытовым романсом тех лет и романсом, где чувствуется влияние романсов Глинки, видны черты будущего индивидуального стиля композитора. Эти романсы вводят в тот круг художественных запросов, которым жило русское столичное общество.
Такие романсы как «Ты хорошенькая», «Лилетта», «Голубые глаза» близки к поверхностному салонному музицированию.
В своих романсах Даргомыжский опирался на интонации и средства выражения «русской песни», водевильного куплета, бытового лирического романса,
У Глинки Даргомыжский заимствует отдельные приемы композиции, типы романсов - восточный, испанский, возвышенно-лирического содержания. Ряд романсов написаны на тексты Пушкина, которые использовал Глинка. Это романсы «В крови горит огонь желанья». «Ночной зефир». Много романсов на стихи Пушкина, который был любимым поэтом композитора.
Уже в 40-е годы почерк композитора становится все более уверенным. Появляется интерес к темам и сюжетам общественно значимым. Все усилия направляются к тому, чтобы слово и звук органически сливались воедино.
Поздний вокальный стиль характеризуются сдержанностью выражения, отсутствием мелодраматизма, экономным отбором выразительных средств.
Характерные особенности письма Даргомыжского проявились в раннем романсе «Я вас любил» на стихи Пушкина. Романс имеет черты сходства с элегией. Форма куплетная. Мелодия куплета представляет единую линию, которая состоит из коротких фраз-попевок. Эти фразы различны по протяженности и строению, по смыслу слов они разделены паузами.
Песенная мелодия, полная сдержанности, начинаясь с низкого звука «ре» первой октавы, расширяется и к концу куплета достигает наивысшей точки -»до» второй октавы. Фоном является спокойное арпеджированное сопровождение.
Романсом «Я вас любил» композитор предвосхищает форму некоторых лирических монологов зрелого периода.
Наряду с Пушкиным любимым поэтом Даргомыжского был Лермонтов. Лучшими романсами на стихи Лермонтова в творчестве Даргомыжского являются лирические монологи «Мне грустно», «И скучно, и грустно». Вокальная партия этих романсов основана на выразительной напевной декламации. Мелодия в них отчетливо расчленена в зависимости от текста, ярко подчеркнуты отдельные патетические возгласы и интонации.
«И скучно, и грустно». У Лермонтова это лирическое размышление, монолог с вопросами и ответами.
В соответствии с текстом мелодика романса декламационного характера. Мелодия следует за всеми изгибами текста, насыщенна речевыми интонациями. При этом композитор стремится к цельности и единству всего романса. Гибкая и расчлененная мелодия объединяется единой фактурой сопровождения, аналогичными вокальной, партии вступлением и заключением. При единстве всего романса и как бы сквозном развитии форма его трехчастная безрепризная.
Линия лирического романса-монолога «И скучно, и грустно» была продолжена в романсах «Мне грустно», «Ты скоро меня позабудешь»^ и ряде других романсов.
Ряд романсов Даргомыжского написаны в духе «народной песни». Это романсы «Без ума, без разума» на слова Кольцова, «Лихорадушка» на народные слова, «Мельник» на стихи Пушкина.
Одной их вершин вокального творчества Даргомыжского являются романсы и песни социально-обличительного характера. Едкая сатира звучит в них. Это романсы о «маленьких людях». В основном используются тексты поэтов-искровцев, особенно Курочкина. В них значительность содержания сочетается с простотой формы - куплетная форма с припевом. При помощи скромных средств созданы яркие образы маленького человека из чиновничьей среды с его подобострастием, льстивостью в песнях «Червяк» и «Титулярный советник».
В песне «Червяк» используются, две контрастные интонации, передающие угодливый, заискивающий тон чиновника, когда он говорит о себе, и восторженность, когда он говорит о графе.
Наиболее, ярко прием контрастного сопоставления образов дан в песне «Титулярный советник» на слова поэта-искровца П.И.Вейнберга. В сатирическом рассказе от лица автора обрисовывается облик двух участников действия - скромного титулярного советника и генеральской дочери, с возмущением его оттолкнувшей. С самого начала они характеризуются контрастными интонациями: смиренно и робко на повторяющемся звуке звучат слова «он был титулярный советник», властно, решительно звучат слова «она генеральская дочь». Начинается фраза активным квартовым скачком, затем звучит шире, в диапазоне квинты.
При словах «пошел титулярный советник» меняется ритм, предающий приплясывающую походку; мелодия более певучая носит несколько надрывный характер - человек отвергнут, оскорблен.
Как гневное обвинение общественному строю звучит драматическая песня «Старый капрал» на слова французского поэта П.Беранже. Это драматическая сцена - монолог. Рассказ старого солдата, приговоренного к казни за оскорбление офицера. Песня написана в куплетной форме с припевом. Но куплетная форма обогащена сквозным развитием. Каждый куплет звучит по-новому. Солдат обращаясь к товарищам говорит о жизни, о чувстве обиды, вспоминает прошлое, свой дом. Основная музыкальная тема, характеристика старого капрала, дана в припеве, она при всех проведениях звучит мужественно и собранно в ритме марша.