Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
VIII. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
91. Социология науки
Социология науки частная социологическая наука и раздел науковедения, социология науки наука о ее взаимоотношениях с обществом, а также совокупность социальных отношений, складывающихся в процессе деятельности ученых и научных коллективов по производству нового знания и определения путей его практического использования. В последние годы на Западе в проблематику социологии науки все более активно включаются вопросы, относящиеся к компетенции социологии знания, и социология науки сближается с одним из ее разделов социологией научного знания, которая ставит своей задачей выявление социальных детерминант самого содержания научного знания.
Наука результат человеческой деятельности, которая всегда носит общественный характер. Научная, т. е. творческая деятельность, продуцирующая новое знание, может осуществляться лишь на базе достижений предшественников и в кооперации с современниками.
В СССР уже в 20-е гг. XX в. проводились довольно широкие исследования аспектов развития науки. Но затем они были прерваны. Однако они оказали влияние на развитие исследований такого рода в других странах.
Большой круг проблем возникает в связи с анализом соотношения науки и общества в двух планах: влияние общества на науку и обратное влияние науки на общество, интеграция науки в общество, взаимосвязь науки и культуры, влияние демократизации на науку, проблемы перестройки в науке, а также интенсивного развития науки, т. е. получения новых результатов, выполнение социального заказа наукой за счет использования качественных показателей: лучшей организации, более совершенной технологии исследований, повышения уровня квалификации кадров и т. д.
92. Социология образования
Социология образования социологическая дисциплина, предмет которой система образования как социальный институт и ее взаимодействие с обществом. Основные проблемы социологии образования: общественные условия возникновения, функционирования и развития современных систем образования, производственно-технические и социальные требования к образованию, обусловленные научно-техническим прогрессом, социальное равенство и неравенство в сфере образования, учебное заведение как социальная система, взаимодействие системы образования с политическими институтами, социальной структурой общества, национальными отношениями, духовным миром людей, роль системы образования и ее подсистем в социализации индивида.
Система образования обладает относительной стабильностью даже в самые критические моменты общественных переворотов. Необходимо также, чтобы она играла опережающую роль по отношению к уровню развития производства и общественным условиям, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям общества. Все это неизбежно порождает противоречия между системой образования и обществом, а также внутри самой системы образования.
Отечественная социология образования на основе многочисленных исследований выявила реальные противоречия между количественными и качественными показателями деятельности системы образования, между системами общего и профессионального образования, между ростом интеллектуального потенциала общества и невозможностью его реализации в условиях низких темпов научно-технического прогресса, наконец, между потребностями общества и жизненными планами учащейся молодежи.
93. Социология религии, функции религии
Социология религии специальная социологическая теория, изучающая генезис, социальные функции, место и роль религии в обществе, ее структуру. Религия рассматривается в качестве социальной подсистемы в общем социальном контексте, исследуются взаимосвязи религиозных групп, общностей, институтов с другими общественными группами и институтами.
Структура религии представляет систему, состоящую из следующих компонентов: 1) религиозного сознания, 2) религиозной деятельности, 3) религиозных отношений, 4) религиозных организаций все они рассматриваются в органическом единстве. Религиозное сознание как одна из форм общественного сознания существует в форме религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная идеология это совокупность религиозных догматов и различных положений о мире и человеке, разрабатываемых священнослужителями. Религиозная психология есть своеобразный синтез религиозных образов, идей, хаотичных представлений, видений, эмоций, настроений и т. д.
Религия выполняет в обществе ряд определенных социальных функций, среди которых выделяется иллюзорно-компенсаторная функция. Религия возникает в качестве иллюзорного восполнения неудовлетворенности людей своим бытием. Мировоззренческая функция религии является всеобщей, но не специфической, так как ее выполняют и другие формы общественного сознания. Она означает, что признание сверхъестественного, свойственное религиозному мировоззрению, определяет как понимание природы, человека и общества, так и социальное поведение людей. Как и любая форма общественного сознания, религия выступает в качестве регулятора общественного поведения людей. Регулятивная функция религии проявляется в создании ею определенной системы ценностей и норм, мотивирующей и регулирующей поведение людей. Подобно мировоззренческой, регулятивная функция является всеобщей, но не специфической.
Коммуникативная функция религии проявляется в общении в процессе культовой и внекультовой деятельности, способствует укреплению контактов и солидарности верующих. Религия может также выступать в качестве интегрирующего, поддерживающего стабильность того или иного общества фактора. Интегративная функция религии реализуется на различных уровнях общественного развития в целом, определенного социального института, группы, личности.
Роль религии в обществе зависит от выполняемых ею функций, изменяющихся в ходе социально-исторического развития, а ее положение в обществе определяется прежде всего местом религиозного сознания в структуре общественного сознания и местом религиозной деятельности в структуре социальной деятельности.
94. Социология права (юридическая социология)
Социология права (юридическая социология) отрасль знаний, оказывающая возрастающее влияние на весь комплекс юридических наук. Как часть общей социологии она берет на вооружение ее технический инструментарий (анкетный опрос, наблюдение, интервью, тесты, эксперимент и т. д.); широко использует междисциплинарный подход к изучению права, опираясь на достижения в таких областях знаний, как философия, социальная психология, индивидуальная психология, статистика, математика. Социологический подход противостоит догматическому и чисто нормативистскому подходам в исследований права и правовых явлений: он опирается на системный и функциональный методы и нацелен на широкоформатное изучение таких глобальных тем, как нормотворчество, эффективность законодательства, неформальный механизм правосудия, мнение населения о праве и законодательстве, проблема формирования правосознания, правовая социализация и т. д.
Социология права в ее широком понимании, изучает реальное действие правовых актов и отдельных норм на фоне и в сочетании со всей социальной регуляцией, включая обычаи, мораль, групповые ценности и ориентации, общественное мнение и т. д. В то же время она изучает в комплексном виде все социально-правовые явления, в которых имеется правовое ядро, и где право выступает в качестве причины, следствия или главенствующего фактора (семья, собственность, хозяйственные договоры, планово-регули-рующая деятельность государства и т. п.). Особое внимание в социологии права уделяется изучению эффективности законов и отдельных норм, основным социальным функциям права регулятивной, воспитательной, планово-прогностической, изучению общественного мнения о праве и правосудии, престижу юридических профессий и т. п.
95. Социальная экология
Социальная экология область социологии, изучающая закономерности взаимодействия общества и природы. Важнейшей формой взаимоотношения общества и природы выступает труд. Благодаря труду человек выделяется из природы и через трудовую деятельность оказывается теснейшим образом связанным с ней. Совокупная трудовая деятельность общества может рассматриваться как специфический обмен веществ между обществом и природой, как форма приспособления общества к условиям окружающей природной среды. В процессе труда между обществом и природой совершается обмен веществом и энергией. В результате трудовой деятельности преобразуется сама материальная основа жизни общества, возникает и расширяется специфическая «искусственная» среда, формируется техносфера (здания, производственное оборудование, системы коммуникаций и т. д.). Эту «искусственную» среду иногда называют социализированной, или очеловеченной, природой. Наиболее наглядный пример тому процессы урбанизации, приводящие к появлению антропогенных ландшафтов больших городов.
Взаимодействие общества и природы в современном мире характеризуется усилением техногенного давления на природную среду. Существенную роль в этом играют растущая концентрация производства и населения в городах и урбанизированных районах, их территориальное расширение и, соответственно, усиление в таких регионах антропогенного воздействия на окружающую среду. А высокие темпы урбанизации способствую тому, что все большая часть населения концентрируется в районах с сильно измененной и во многом «искусственной» средой. К примеру, в Донецкой области Украины доля городского населения составляет 90%, а плотность населения 200 человек на 1 км2. Сегодня воздействие общества на окружающую природную среду по своим масштабам сравнимо с воздействием естественных геолого-географических процессов.
Человек способен целенаправленно перемещать в пространстве и перерабатывать десятки миллиардов тонн природного вещества, менять русла рек и т. д. Однако до сих пор он не научился делать надежные прогнозы и предусматривать последствия своих действий, что уже оказалось опасным для самого общества. Поэтому в предмет новой социологической теории социальной экологии входит изучение изменений овеществленной и духовной культуры под влиянием окружающей среды и обратного влияния на среду. Социальная экология изучает процессы взаимоотношения между человеческими общностями и окружающей природой, географической, пространственной, социальной и культурной средами. Кроме того, она исследует влияние человеческой деятельности на эти среды и, наоборот, влияние каждой данной среды на состояние социального воспроизводства.
96. Геронтосоциология
Геронтосоциология относительно новая и быстро развивающаяся отрасль социологической науки. Особенностью геронтосоциологии является то, что одновременно она тесно связана с социальной геронтологией комплексным разделом науки, в котором социальные аспекты старения и старости изучаются также экономикой, демографией, психологией, этнографией, правоведением, социальной гигиеной и другими дисциплинами.
Исследования в геронтосоциологии ведутся по трем основным направлениям.
В рамках одного из них изучаются социальные детерминанты биологического и психического старения индивида, исследуется влияние старения на личность в позднем, завершающем периоде жизненного цикла человека, изменение по мере старения его социальных потребностей, установок, ценностных ориентации, интересов, мотивации, структуры деятельности и поведения, социальной активности, всего образа жизни. Сюда же относится и изучение приспосабливаемости стареющего человека к новым для него условиям жизни и новым социальным ситуациям. В исследованиях второго направления рассматриваются различные социальные группы и общности пожилых и старых людей, а также другие группы и общности (формальные и неформальные), в которые они включены в качестве членов. Изучая такие группы (семью, соседей, родственные связи, круг знакомых и друзей, первичные ячейки политических, производственных обществ, организаций), социологи стремятся определить место, функции и роли престарелых в этих группах, их взаимоотношения с группой в целом и ее отдельными членами.
Третья группа проблем геронтосоциологии (или третье направление) это положение престарелых как особой социальной и возрастной группы, являющейся важным элементом социальной и демографической структуры общества и оказывающей влияние на различные социальные институты и процессы и, в свою очередь, испытывающей многообразное влияние общества. В русле этого направления изучается деятельность институтов и организаций, занимающихся социальным обеспечением, медицинским, бытовым и другими видами обслуживания престарелых. Предметом исследорания служит и социальная политика государства в отношении пожилых и старых людей, их участие в политической, экономической и культурной жизни.