Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Современник 1862 3

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.11.2024

Максим Алексеевич Антонович

Асмодей нашего времени

«Современник», 1862, №3.

<…> Вы забываете, что перед вами лежит роман талантливого художника, и воображаете, что вы читаете морально-философский трактат, но плохой и поверхностный, который, не удовлетворяя уму, тем самым производит неприятное впечатление и на ваше чувство. <…> В новом произведении г. Тургенева нет даже того психологического анализа, с которым он, бывало, прежде разбирал игру чувств своих героев и который приятно щекотал чувство читателя; нет художественных изображений картин природы, <…> он скупится на описание, не обращает внимания на природу, <…> вместо полных картин приводит одни только штрихи, да и то неважные и нехарактерные <…>.

Все внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц, – впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, <…> а почти исключительно на их разговоры и рассуждения. Оттого в романе, за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица, а все только отвлеченные идеи и разные направления. <…> Г-н Тургенев <…> к своим героям, не фаворитам его, <…> питает какую-то личную ненависть и неприязнь, <…> отыскивает в них слабости и недостатки, о которых говорит с дурно скрываемым злорадством. <…> Эта мстительность доходит до смешного. <…> Главный герой романа с гордостью и заносчивостью говорит о своем искусстве в карточной игре; а г. Тургенев заставляет его постоянно проигрывать, <…> потом <…> старается выставить обжорой. <…> при всех сценах и случаях еды как бы нарочно замечает, что герой «говорил мало, а ел много». <…> Это личное нерасположение автора к своему главному герою проявляется на каждом шагу и невольно возмущает чувство читателя. <…> он начинает не доверять автору и невольно становится адвокатом героя. <…> Герой <…> медик <…>. Для науки он жизни не щадил и умер от заражения при анатомировании тифозного трупа. И вдруг г. Тургенев хочет уверить нас, что этот человек – мелкий хвастунишка и пьянчужка, гоняющийся за шампанским, и утверждает, что он не имеет любви ни к чему, даже к науке, <…> даже презирает медицину и смеется над ней. Натуральное ли это дело? Уж не слишком ли автор разгневался на своего героя? В одном месте автор говорит, что герой «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших». <…> В другом месте изображается комическая сцена, в которой герой не умел и двух слов сказать с мужиками. <…>

И подобных несообразностей в романе довольно. <…> Из разных мест романа г. Тургенева видно, что главный герой его человек неглупый, – напротив, очень способный и даровитый, любознательный, прилежно занимающийся и много знающий; а между тем в спорах он совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости. <...> Поэтому, как только г. Тургенев начинает острить и издеваться над своим героем, так и кажется, что если бы герой был живое лицо, если бы он мог освободиться от безмолвия и заговорить самостоятельно от себя, то он наповал сразил бы г. Тургенева. <…> О нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует все, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. <...> Он представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает и к нему не имеет ни малейшего расположения; есть у него последователи, но и их он также ненавидит. Всех вообще подчиняющихся его влиянию он учит безнравственности и бессмыслию. <…> Женщина, добрая и возвышенная по натуре, сначала увлекается им; но потом, узнав его ближе, с ужасом и омерзением от него отворачивается. <…> По-видимому, г. Тургенев хотел изобразить в своем герое, как говорится, демоническую или байроническую натуру, <…> но <…> придал ему черты, по которым эта натура кажется самою дюженною и даже пошлою, по крайней мере весьма далекою от демонизма. И от этого в целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура. <…> Автор до того зол на своего героя, что не хочет простить его и примириться с ним даже перед его смертью. <…> герой умирает. <…> Он призывает к себе женщину, к которой питал не любовь, а что-то другое, непохожее на настоящую возвышенную любовь. Она пришла, герой и говорит ей: <…> «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается, <…> вы вот стоите, такая красивая»… (Читатель дальше яснее увидит, какой гадкий смысл заключается в этих словах.) <…> От этого резкого и дикого диссонанса теряет все поэтическое значение эффектно написанная картина смерти героя. <…>

Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? <…> Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество во всем и всегда старается возвысить их за счет детей. <…> Во всех современных вопросах, умственных движениях, толках и идеалах, занимающих молодое поколение, г. Тургенев не находит никакого здравого смысла и дает понять, что они ведут только к разврату, пустоте, прозаической пошлости и цинизму. <...>

<…> Даже такой пустой фат, как Павел Петрович, и тот поднят на ходули и выставлен человеком прекрасным. <...>

<…> Из тех «детей», которые выведены в романе, только один Базаров представляется человеком самостоятельным и неглупым, <…> другие «дети» романа, глуповатые и пустые, слушают его и только бессмысленно повторяют его слова. <...>

Автор направляет стрелы своего таланта против того, в сущность чего он не проник. Он слышал разнообразные голоса, видал новые мнения, наблюдал оживленные споры, но не мог добраться до их внутреннего смысла. <…> Он не знает даже точно заглавия той книги, на которую он указывает как на кодекс современных воззрений; что же сказал бы он, если б его спросили о содержании книги? Вероятно, ответил бы только, что она не признает различия между лягушкой и человеком. В своем простодушии он вообразил, что понял бюхнерово Kraft und Stoff, что в нем заключается последнее слово современной премудрости. <…>

В жизни всегда происходит борьба за существование; одно стремится сменить другое и стать на его место; то, что уже жило, что уже насладилось жизнью, уступает место тому, что только еще начинает жить. Новая жизнь требует новых условий взамен старых; устаревшая довольствуется старыми и отстаивает их для себя, <…> старается навязать [их] и молодому поколению. И виновато в этом не лично старое поколение, а время или возраст. <...>

Извините, г. Тургенев, вы не умели определить своей задачи; вместо изображения отношений между «отцами» и «детьми» вы написали панегирик «отцам»; и «детей» вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета. Распространителей здравых понятий между молодым поколением вы хотели представить развратителями юношества, сеятелями раздора и зла, ненавидящими добро, – одним словом, асмодеями. Попытка эта не первая и повторяется весьма часто.

Такая первая попытка сделана несколько лет тому назад. <…> Этот роман есть «Асмодей нашего времени», соч. Аскоченского, появившийся в свет в 1858 году. <…> Г. Аскоченский предвосхитил новый роман г. Тургенева.




1. Принципиальная схема размещения вузов в города
2. Бюджетирование и контроль затрат по центрам ответственности
3. Тема- Единый сельскохозяйственный налог План 1
4. Ну что Воробей Думаю уж в этомто году нам непременно удастся поглядеть на бабочкин язычок.html
5. тема права это внутреннее строение структурных элементов права
6. Вопрос- Опишите методы планирования
7. Этикет ~ это совокупность правил поведения регулирующих внешнее проявления человеческих взаимоотношени
8. тема социально значимых черт характеризующих индивида это продукт общественного развития и включения инди
9. Производственная функция. Предприятие. Классификация предприяти
10. Курсовая работа- Центральный банк России- функция денежно-кредитного регулирования
11. ЮРГУЭС УТВЕРЖД
12. Происходящие в России экономические преобразования в особенности процессы приватизации государственного
13. Автоматизированная система бухгалтерского учета Министерства здравоохранения
14. Курсовая работа- Этнополитичесские конфликты на Северном Кавказе
15. тематика Вариант 17 г
16. Назидательные новеллы Мигель де Сервантес Назидательные новеллы VitmierПравда; Москва; 1961
17. гуманитарное познание специфика и важнейшие проблемы
18. Деизм в Англии
19. Тема любви и дружбы в лирике Пушкина
20. Тема Белки плазмы крови План изложения- Понятие о белках плазмы крови