Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Заявкa на участие
В I МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ»
26 ОКТЯБРЯ 2010 Г.
с.т: 89213988944
Системный подход к становлению личности дошкольника
посредством этнокультурных традиций в детском учреждении.
(воспитатель Ланина Елена Владимировна, д/с № 67 СПб Красносельского района, т: 743-93-13, с.т: 89213988944)
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру». Регуляторами процесса освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представителями данной культуры выступают традиции, обычаи, и в них выражается способность культуры, как к созданию «нового, так и к воспроизведению прошлого опыта в социальной практике общества и личности» [2;с.54]. Приобщение детей к этнокультурным традициям исключит опасность ассимиляции (поглощения другой культурой) и поможет избежать «маргинального синдрома», где человек на грани между культурами, не идентифицирует себя, ни с одной из них, не в состоянии удовлетворить свои потребности и ответить требованиям общества [6,с.38].
Для появления у ребенка «базового доверия к миру», должна быть сформирована установка на принадлежность к определенной социально-культурной группе (по К.Блага, М.Шебеку), что возможно только на основе формирования национальной и культурной идентичности [4,с.248], т.е. тождества, и отделения себя от других этносов. Проблема формирования этнической идентичности связана с проблемой соотношения развивающейся личности ребенка в условиях ее бытия в изменяющемся мире. Актуальность темы объясняется кризисом прежней системы ценностей, что объясняет наше желание разработать эффективно работающую систему формирования личности ребёнка дошкольного возраста в рамках этнокультуры.
Каждый народ выработал свою систему приобщения человека к общечеловеческим ценностям посредством традиций, где отражаются мировоззренческие установки народа и образ его жизни, что формирует основы для осознания образа-цели существования человека в мире (А.Ф.Лосев). Традиции не имеют жёсткой связи с действием в определённой ситуации, т.к. те духовные качества, которые они прививают, необходимы для любых действий и реализация их не самоцель, а средство для формирования духовного облика. Идейным содержанием традиции выступает принцип или норма, которая в отличие от правил, не дает предписаний, а указывает направление поведения (честность, простота и скромность, трудолюбие и бережливость и т.д.). В словах Н.М.Карамзина заложен смысл деятельности педагога: «Появятся ориентиры в бурном море жизни, которые помогут не потерять себя и свое национальное достоинство в мировом океане».
Важной особенностью становления личности дошкольника является обостренная чувствительность к нравственно-психологическим нормам и правилам поведения. Дети еще не в состоянии выстраивать причинно-следственную цепочку, т.к. в этом возрасте ребенок характеризует себя еще с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения, и понимание, что такое хорошо и что такое плохо, к ним приходит не сразу, а постепенно, через оценивание значимых взрослых. Обучаясь общаться, взаимодействовать посредством этнокультурных традиций, дошкольник способен усваивать элементарные нормы группового поведения и можно привить ему самое ценное человеческое качество добродетель. А добродетель, есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет лишь тот, кто знает, как именно надо поступать (Г.Н.Волков).
Чтобы дошкольное образовательное учреждение было способно решать задачу освоения традиции детьми, в образовательном процессе необходимо обеспечить освоение, кроме знаний, умений и навыков, также других содержательных элементов: опыт творческой и трудовой деятельности; опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции; опыт духовной жизни, условия, обретение которого передается в формах традиции. Цель в том, чтобы наши дети, выбирая собственные жизненные ориентиры, имели представления о добре и зле не отвлеченные, не подменные, но конкретные, ясные, утвержденные поколениями предков, создавших нашу славную страну и нашу великую культуру. При этом следует сохранять практикоорентированную составляющую процесса этнокультурного образования, не подменяя его опытом начетнического религиозного просвещения [6,с.34]. Программы «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и другие программы для детей дошкольного возраста дают широкие возможности для использования потенциала народной культуры в воспитании детей. Многие программные задачи можно решать на содержательном материале этнокультурных традиций.
Благодаря личностно-ориентированному обучению, востребованные обществом толерантные нормы и ценности постепенно интериоризируются в сознании ребенка и превращаются из внешних требований в собственные мотивы поведения и параметры оценки окружающих. Построения картины мира, мироощущения и миропонимания у ребенка формируется посредством: и песенного фольклора и прозаических жанров, которые представляют понимание сути вещей и явлений и реакцию на них представителя общности; и обрядово-игрового материала, характеризующего особенности поведения. Детский фольклор содержит систему этнокультурных стереотипов и последовательно транслирует их, формируя определенную ментальность и как результат представителя культуры. Принципы народной педагогики основываются на понимании смысла слова, и на обучении интонированию, ритмике, жесту как заряженных слагаемых, расширяя поле восприятию и пониманию окружающей действительности и самого себя [5,c.93].
Чем старше дошкольник, тем более он активен в поиске информации, пытаясь ее упорядочить, чтобы понять, следовательно, он формирует свое миропонимание и мировоззрение, но, не имея опыта и знаний, ребенок не сдерживается в своих воображаемых предположениях, и потому утверждает их категорически. Исходя из этого, необходимо ориентироваться на субъективность первичного уровня осознания ребенком составных частей своего представления о мире, в котором он живет, где когнитивное и эмоциональное сходство с представителями русской культуры у ребенка выступает основанием для формирования системы его этнических первичных ценностей. Система этих ценностей состоит из следующих компонентов: черты национального характера, традиционные формы жизнеобеспечения, бытовые обычаи и особенности национального этикета, религиозные особенности, элементы обыденного мировоззрения, мифология, черты народной художественной культуры. В. Г. Белинский говорил, что «тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде или кухне, а в их манере понимать вещи» [1, c. 108]. Возможности воспитания ограничивается тем, что может дать воспитательная организация: ее быт, различные сферы жизнедеятельности, содержание, формы и стиль взаимодействия между ее членами. Развивающая среда, без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию этнокультурных форм взаимоотношений в обществе, этнокультурного опыта не несет.
Детский сад № 67 СПБ Красносельского района ориентируется на деятельность, способствующую не только приобретению детьми суммы знаний, но и развитию детской любознательности, естественной в этом возрасте, потребности к саморазвитию, творчеству, самообразованию и превращению такой потребности в привычку. Ценностью в этом подходе выступает сам человек и его мир, где у ребенка создается новый опыт, который соединяется с прежним его опытом. Опыт проживания и создания нового сегодняшнего, актуального для ребенка качества личности. Результатом таких отношений является диалоговый характер отношений, включенность ребенка в процесс познания себя, мира, способов взаимодействия, где ребенок слышим и понимаем. В таких отношениях признается право ребенка быть другим, и отношения строятся по формуле «Я и Ты», «Мы вместе». Ребенок учится чувствовать, раскрывать себя. Работа строится на содержательной основе этнокультурных традиции, органичной для психики детей, по трем компонентам модели: деятельность в группе с воспитателем, со специалистом в пространстве мини-музея и в совместном проживании события всех участников образовательного процесса.
Модель приобщения детей к этнокультурным традициям
Приобретает особую значимость эмоционально-чувственная сфера ребенка, которая поможет разрешить конфликтные ситуации в среде сверстников, развивать эмоционально-волевую сферу, снижать уровень агрессивности, преодолевать страхи, замкнутость и проблемы в общении. Но эмоции должны быть только радостными, добрыми, а знания и навыки необходимыми, полезными и прочными. Ключом к получению воспитательного эффекта являются связанные с народным материалом методы народного воспитания. Воспитательный эффект народных песен, танцев будет низким, пока они реализуются в форме выступлений на публику и игр с заученными ролями. Когда атмосфера приближена к народной, где каждый находит себе роль, в творящемся на его глазах «действе» и импровизирует, не боясь сделать что-то не так, то высвобождается прежде скованная энергия детей, их инициатива, творчество.
В этнокультурных традициях дети приобретают убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые им для нормальной жизни в обществе. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка и создается ситуация, обращенная к разуму и сердцу ребенка, создается «модель поведения» и через образ героя учит, с кого брать пример [3;с.41].
Список литературы
Становление личности, через освоение общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, и преобразование его в собственные ценности и ориентации.
Центральный системообразующий 3 компонент - сценарии совместной деятельности проектная деятельность событий (праздники, посиделки, ярмарки, гуляния и т.д.)
компонент: Теоретико-практические занятия с этнокультурным компонентом и элементами музейной педагогики в пространстве мини-музея
1 компонент: Повседневная методика интегрированных занятий и внесение в групповое пространство элементов народной культуры