Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения служит рационализм в широком смысле. С его пониманием в узком смысле мы уже встречались при рассмотрении учения Декарта, согласно которому главный источник знания разум, мышление. Такой рационализм противостоит сенсуализму (от лат.«сенсус» - ощущение, чувство) и эмпиризму. Сенсуализм отводит решающую роль в познании ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место ставит опыт. Рационализм в широком смысле это вера в безграничные возможности человека с помощью своего разума познавать и преобразовывать мир. При этом сама действительность представляется рационалистам «разумной», т.е. упорядоченной, организованной, закономерной, познаваемой и управляемой. Рационализм обычно бывает связан с устремлениями прогрессивных сил общества. Для него характерны исторический оптимизм, возвеличивание человека как активное и свободное существо. Вот такой рационализм и был характерен для эпохи Просвещения. Он противоположен иррационализму (от лат.«иррационалис» неразумный), который бывает особенно заметным в периоды социальных кризисов. Представители иррационализма обычно трактуют мир как хаотичный, лишённый закономерностей, неуправляемый, «злой»; им в большей степени присущи пессимизм и агностицизм.
Особенно большой вклад в развитие философии XVIII века внесли французские просветители-материалисты. Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством движения. Природа получает своё движение от себя самой, ибо она великое целое, вне которого ничто не может существовать. Материя вечно движется, покой относителен, движение есть необходимый способ её существования и источник всех её свойств. Пространство и время формы существования материи. Все происходящие в мире движения следуют постоянным и необходимым законам. Законы причинной связи (одно неизбежно порождает другое) универсальны, т.е. нет беспричинных явлений и нет никаких сверхъестественных причин. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какие бы то ни было случайность и целесообразность. Знание причин позволяет человеку предвидеть следствия. Нет ничего, чего нельзя было бы познать.
Материализм XVIII века был ещё и метафизическим, он не содержал в себе идею развития. Движение и изменение в мире, согласно ему, - это некоторый вечный круговорот возникновение и уничтожение, созидание и разрушение; в целом же мир неизменен. Развитие же подразумевает такое движение, при котором в системах происходят качественные изменения и переход от старого к новому, от простого к сложному. Просветители отрицали христианский догмат об изначальной греховности человека и его испорченности. Они правильно полагали, что моральные и интеллектуальные качества человека формируются в результате воспитания. При этом Гельвеций считал, что «воспитание значит всё», в частности, надлежащее воспитание из любого может сделать гения. Дидро же занимал более верную позицию: «Воспитание значит много», умственные способности зависят и от природных задатков, величина которых у людей может быть разной. Средство избавления от недостатков общества просветители видят не в революции, а в просвещении человечества. Осуществляемое мудрым правительством воспитание есть самое надёжное средство дать народам благородные чувства, таланты, мысли, добродетели, необходимые для процветания общества.