Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
начала XIX века (авторы, жанры, темы, национальное своеобразие)
Самым ярким и значительным художественным направлением в мировой литературе первой четверти XIX века был романтизм. Романтизм оформился в конце XVIII века в Германии, несколько позднее в Англии, а затем распространился во всех европейских странах.
В отличие от классицизма, для которого главной идеей было подчинение личных интересов общественным, романтизм обратился к внутреннему миру человека. Писателейромантиков человек интересует как индивидуальность. Главная идея в романтической литературе идея свободы и гармонического развития личности. Основа сюжетов романтических произведений конфликт личности и общества, необычные события, явления и люди. Романтики, разочарованные в действительности, обращаются к загадочному, таинственному, фантастическому. Их привлекают минувшие исторические эпохи, яркие картины экзотической природы, жизнь и нравы далёких стран и народов, не знавших европейской цивилизации.
Герои романтических произведений всегда в конфликте с обществом. Они или бунтари, скитальцы, или мечтатели, творческие люди. Главная особенность изображения человека в романтическом искусстве исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Романтический герой создаётся по принципу контраста с современным человеком. Если современный человек мелкий, лицемерный, корыстный, то романтический герой масштабный, великодушный, с благородными страстями и стремлениями. Эта мысль, например, звучит в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино»: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя, / Богатыри не вы!»
В романтических произведениях большое значение имеет личная позиция художника по отношению к изображаемым событиям и главному герою. В романтических произведениях часто звучит страстная исповедь самого автора.
Романтические произведения отличает стремление автора к идеалу. Одни писатели искали идеал в будущем, поэтому стремились показать жизнь такой, какой она должна быть. Герои их произведений люди действия, натуры активные, беспокойные, ищущие. Эта особенность характерна для творчества Кондратия Фёдоровича Рылеева, Михаила Юрьевича Лермонтова, романтического периода творчества Александра Сергеевича Пушкина.
Другие писатели романтики искали свой идеал в далёком прошлом, в мире старинных народных преданий. Эта черта романтизма проявилась в поэзии Василия Андреевича Жуковского.
Стремясь ярче выделить в своих произведениях личность автора, писателиромантики отрицали систему жанров, установленную классицизмом. Они смело видоизменяли старые жанры и создавали новые: лиро-эпическую поэму, балладу, лирическое стихотворение, психологическую повесть.
В Западной Европе романтизм возник в результате разочарования результатами Французской революции 1789 г. Возникновение романтизма в России связано и с европейской историей, и с Отечественной войной 1812 года. После победы над Наполеоном усилилось критическое отношение к крепостному праву. Не могли примириться с несправедливостью крепостничества и многие русские писатели. Основными чертами русского романтизма стали культ свободной личности, утверждение её высокого достоинства, права на равенство и справедливость, протест против насилия и деспотизма. В эпоху романтизма русская литература вступила почти одновременно с английской и немецкой на рубеже XVIIIXIX веков. Эпоха романтизма стала блистательной страницей в истории русской литературы. Крупнейшими представителями этого направления были Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Михаил Юрьевич Лермонтов, ранний Александр Сергеевич Пушкин. Становление и развитие русского романтизма началось с творчества Василия Андреевич Жуковского (1783-1852). Значительное место в его творчестве занимают элегии («Сельское кладбище», «Вечер», «Море») и баллады («Людмила», «Светлана»). Для Жуковского и поэтов его школы характерны психологизм, индивидуализация характера, стремление к эмоциональной выразительности. Не принимая современную действительность, они идеализировали патриархальную старину, стремились к изображению чего-то чудесного, таинственного, изображали переживания лирического героя о погубленной любви, потерянной дружбе, о кратковременности человеческой жизни. Это течение русского романтизма принято называть религиозно-нравственным.
В русской литературе романтизм в первые десятилетия ХIХ века был тесно связан с классицизмом и сентиментализмом. Течение в русском романтизме, связанное с традициями классицизма, принято называть гражданским романтизмом. Герой произведений представителей гражданского романтизма поэт-декабрист Кондратий Фёдорович Рылеев. В поисках героических сюжетов и образов он обращался к русской истории. О разных исторических деятелях, их подвигах или преступлениях Рылеев создал цикл стихотворных рассказов. Эти рассказы он назвал думами («дума» это жанр украинского фольклора). Наиболее известные «думы» «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака».
Сам Рылеев называл себя гражданином. Своё понимание гражданского романтизма он выразил в стихотворении «Гражданин» (1824). Общим для этих течений русского романтизма является неприятие реальной действительности и стремление противопоставить ей свой идеал. Главным достижением русских романтиков было умение воспроизводить человеческие характеры в их внутренней сложности и противоречивости.