У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Риторика Аристотеля

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

"Риторика" Аристотеля.

Проблемы риторики с логической точки зрения особенно тщательно исследовал ученик Платона Аристотель, посвятивший им ряд сочинений, среди которых следует   выделить его знаменитую "Риторику". В ней риторика определяется как учение,   способствующее находить возможные способы убеждения относительно каждого   данного предмета. Это, по мнению Аристотеля, не составляет задачи   какого-нибудь другого искусства, потому что каждая другая наука может поучать   и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области. Всеобщий характер риторики, как искусства убеждения, по своей природе   сходен с диалектикой.

 "Риторика" в известной степени стоит особняком как среди сочинений самого Аристотеля, так и среди других античных сочинений по риторике. Прежде всего, аристотелевский трактат был создан раньше, чем разработанная система риторический категорий сформировалась окончательно. Предшественниками Аристотеля можно назвать только школу Исократа, один из представитель которой, Теодект, позже оказался в Академии Платона. Теодекту принадлежит особое сочинение по риторике, бывшее обработанным им конспектом лекций молодого Аристотеля. Это несохранившееся сочинение, наряду с известным поныне трактатом ритора Анаксимена, очевидно, содержало много ценных практических советов и указаний, но было весьма слабо по части теории.

Первый же классический античный трактат по риторике принадлежал уже ученику Аристотеля - Феофрасту. Именно это сочинение лежало в основе всех эллинистических теоретических построений. Однако Феофрастовский труд вовсе не потому заслонил собою труд учителя, что был более систематичен или полон. Ни одно античное сочинение по риторике, сколь бы много и систематизировано, оно не обсуждало детали выбора слов и виды речевых фигур, не содержало попытки истолкования сущности риторического искусства и впечатления, которое оно производило на слушателя.

Аристотелевская же "Риторика", кстати, весьма много проигрывая в последовательности изложения, предлагает попытку такого рода понимания. Хотелось бы заметить, что само понятие о риторике по отношению к античному ее варианту представляется неудовлетворительным. Риторику называют то искусством красноречия, то теорией стиля. При более пристальном рассмотрении оказывается, что ее положения менее всего относятся к умению    изъясняться "украшенными словесами". Несмотря на то, что по-гречески оратор - rhe:tor, а риторика - rhe:torhika, античная риторика вовсе не является ни ораторским искусством, ни искусством произнесение изящных речей. Прежде всего, слово "ритор" имело два значения: как произносящий речи и как один из учителей (последний остался "ритором" и в Риме, в то время как первый стал "оратором").

Для правильного понимания взглядов Аристотеля необходимо учитывать то   различие, которое он проводит между аналитикой и диалектикой. Аналитика для   него тождественна формальной логике, точнее, теории силлогистических   умозаключений. В ней анализируются способы построения правильных силлогизмов и   раскрываются ошибки, которые встречаются в такого рода умозаключениях. В   диалектике же рассматриваются общие вопросы, связанные с использованием   несиллогистических умозаключений, а именно рассуждений по аналогии и   индуктивные обобщения. Поскольку заключения таких рассуждений имеют лишь   вероятностный, или правдоподобный, характер, то они представляют собой мнения,   а не доказательства.

Риторика отличается от аналитики и диалектики прежде   всего своим прикладным характером, так как она предназначена для того, чтобы   убеждать людей в ходе полемики, в публичной речи или судебном споре. Но   поскольку наилучшей силой убеждения обладает доказательство, которое изучается   в аналитике, то Аристотель считает последнюю теоретической основой риторики.

 Правда, в устной речи было трудно пользоваться развернутыми силлогизмами,   поэтому вместо них там обращаются к сокращенным силлогизмам или энтимемам. (Энтимéма - сокращённый силлогизм, в котором в явной форме не выражена посылка или заключение, однако пропущенный элемент подразумевается. Силлоги́зм - рассуждение мысли, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения.)

 Диалектика также выступает в качестве теоретической основы риторики, поскольку   в ней изучаются такие несиллогистические формы рассуждений, как индукция и   аналогия. Опять-таки для краткости речи вместо полного перечисления случаев,   на которых строится индуктивное обобщение, ораторы чаще всего прибегают к   примерам. Таким образом, энтимемы и примеры являются главными способами, на   которых оратор строит свою логику убеждения.

 Что касается самого процесса убеждения, то автор "Риторики"  различает, с одной   стороны, способы или приемы убеждения, которые  не нами изобретены и называет  их нетехническими, а с другой технические методы, которые могут быть   созданы нами с помощью метода и наших собственных средств.

К первому роду   относятся всевозможные факты, данные, свидетельства и т. п. посылки, на   которые опираются в доказательных и правдоподобных рассуждениях. Сам   Аристотель причисляет к ним свидетельства очевидцев, письменные договоры,    клятвы и даже показания, данные под пыткой. В современной логике   они чаще всего называются посылками, основаниями доказательства, нередко также   аргументами или доводами. Во избежание недоразумений заметим, что в дальнейшем   под аргументацией мы будем понимать не только анализ доводов или аргументов,   но весь процесс убеждения, включающий также обсуждение способов вывода   заключений из этих аргументов.

Аристотель относит к техническим средствам убеждения как раз эти способы    вывода, посредством которых аргументы, т. е. нетехнические способы убеждения   по его терминологии, связываются с выводимыми из них заключениями. Наиболее   распространенными формами логического вывода являются дедуктивные    умозаключения, в которых заключение с логической необходимостью вытекает из   посылок как аргументов.

Сам Аристотель исследовал чаще всего встречающиеся   силлогистические умозаключения или короче, силлогизмы. Они подробно   исследуются в "Аналитиках". Но кроме них он обращается также к правдоподобным,   или вероятностным, рассуждениям, которые он называет диалектическими, и   противопоставляет их доказательным.

Доказательство, читаем мы в "Топике",   имеется тогда, когда умозаключение строится из истинных и первых (положений),   т. е. из таких, знание о которых берет свое начало от тех или иных первых и   истинных (положений). Диалектическое же умозаключение -  это то, которое   строится из правдоподобных (положений).

Интересно отметить,   что он определяет вероятное как то, что случается по большей части, и не просто то, что случается, как определяют некоторые, но то, что может случиться   и иначе. В этом определении мы можем заметить сходство с   современной частотной интерпретацией вероятности.

Таким образом,   убедительность любой речи, позиции в споре, публичном выступлении   основывается, согласно Аристотелю, во-первых, на истинности  или, по крайней   мере, правдоподобности приводимых аргументов, доводов, посылок, которые он   называет нетехническими, не нами созданными средствами убеждения. Во-вторых,   она зависит также от тех методов или логических правил, с помощью которых из   имеющихся аргументов выводятся или, точнее, получаются заключения. О выводе   говорят лишь в дедуктивных, доказательных умозаключениях. В недедуктивных   рассуждениях, в частности индуктивных, приходится ограничиваться термином  "наведение".  Поскольку, однако, явное и развернутое использование дедуктивных и индуктивных   умозаключений крайне усложнило бы речь, то в риторике Аристотель рекомендует   использовать более гибкие и ослабленные их варианты, а именно вместо   силлогизмов -  энтимемы, а индукции -  примеры. Под энтимемой, как уже отмечалось  выше, подразумевают сокращенный силлогизм, в котором пропущена та или иная   посылка, хотя она легко подразумевается, а в случае необходимости ее нетрудно   восстановить. В реальном рассуждении люди практически так всегда и поступают и   именно поэтому Аристотель рекомендует также подходить к риторике. Точно так же   в обычной речи достаточно сослаться на типичный пример, который может навести   на индуктивное обобщение. Не случайно, поэтому индукцию называют наведением.

 Четкое различие между основными понятиями и методами логики и диалектики, с   одной стороны, и риторики, с другой, Аристотель проводит в своем главном труде   по риторике. Что же касается способов доказывать действительным или кажущимся   образом, пишет он там, то, как в диалектике есть наведение, силлогизм и   кажущийся силлогизм, точно так же есть и здесь, потому что пример есть не что  иное, как наведение, энтимема -  силлогизм, кажущаяся энтимема -  кажущийся   силлогизм.

"Я называю энтимемой риторический силлогизм, а примером   риторическое наведение: ведь и все ораторы излагают свои доводы, или, приводя   примеры, или строя энтимемы, и помимо этого не пользуются никакими способами   доказательства".

   Особое внимание автор "Риторики" обращает на различие между энтимемами двух   видов: диалектическими и риторическими, в которых посылки имеют общий,   универсальный характер, с одной стороны, и с другой, энтимемами частного   характера.

Для характеристики первых Аристотель использует понятие топа, или   общего места. "В них, - пишет он, - мы говорим общими местами,  топами". В энтимемах частного характера посылками служат суждения, относящиеся к   отдельным видам явлений и конкретных событий. Хотя знание последних   способствует лучшему пониманию конкретных, специальных наук, тем не менее,   знание топов и основанных на них силлогизмов позволяет, во-первых, выявить   связь между общим и частным, во-вторых, умело их использовать в качестве    общепризнанных средств убеждения.

Такова в общих чертах аристотелевская   концепция риторики, опирающаяся скорее на логику, чем на   философию и диалектический метод в сократовско-платоновском понимании этого   термина. В отличие от Платона диалектика для Аристотеля означает анализ всех   несиллогистических форм рассуждения, в частности аналогии и индукции.

 Убедительность речей в огромной степени зависит от эмоциональной природы людей   или, как говорит Аристотель, от их страстей. Под влиянием страстей возникает   или исчезает доверие людей, с ними же связано изменение их решений по   различным вопросам, чувство удовольствия и неудовольствия, выражающееся в   гневе, сострадании, страхе и т. п. Поскольку именно страсти часто оказывают   решающее влияние на поведение людей, то Аристотель всю вторую часть своей  "Риторики" посвящает скрупулезному исследованию различного рода страстей, а   самое главное тому, как оратор должен воспользоваться ими для достижения   своей цели.

 С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела   должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и   соответствовать истинному положению вещей. Поэтому о вещах, вызывающих   презрение и негодование, советует великий грек, необходимо "говорить языком   гневающимся, о вещах похвальных с восхищением, а о вещах, возбуждающих   смирение и сострадание, - языком смиренным". Другими словами, истинное положение   вещей диктует соответствующий стиль речи.

Заключение.

В аристотелевских    сочинениях нашли отражение все важнейшие принципы, на которых основывается   доказательность, эмоционально-психологическая и стилистическая адекватность   публичной речи. Можно с полной уверенностью сказать, что "Риторика" Аристотеля   представляет собой наиболее глубокое и систематическое исследование важнейших   проблем ораторского искусства, в особенности тех, которые связаны с   аргументацией.

Именно на этой основе в античном мире сформировалась   аристотелевская традиция, которая, в отличие от платоновской, переносит центр   тяжести с диалога на публичную речь, будь то выступление на форуме, народном   собрании, в судебном заседании и т. п. В связи с этим значительно расширились   и обогатились приемы и методы аргументации, а вместе с ними и возможности   самой риторики. Можно поэтому сказать, что Аристотель заложил фундамент   риторической системы, которая получила название классической, и которая на   протяжении свыше двух с половиной тысячелетий принималась в качестве образца   для обучения искусству публичной речи. Более того, идеи Аристотеля  послужили основой для возникновения одного из современных   направлений в теории аргументации, которое его родоначальник бельгийский    философ Х. Перельман назвал "Новой риторикой". Это свидетельствует о том, что   аристотелевская риторика ориентировалась, прежде всего, на логические принципы   убеждения, что придавало ей прочные, надежные основания и обеспечивало   стройность и последовательность в процессе аргументации.

Риторика Аристотеля

     Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий  философ и учёный, родился в  Стагире, греческой колонии в  Халкидиках. Многие идеи он перенял  от своего учителя Платона, и значительно  развил его учение об ораторском искусстве.

     Аристотель  критиковал платоновскую теорию бестелесных  форм („идей"), но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог, хотя, по словам В. И. Ленина, „Аристотель вплотную подходит к материализму".

     Он  подвел итог развитию классического  греческого красноречия, завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». Аристотель сформулировал цель риторики: она должна помогать человеку склонить другого к чему-либо или отговорить его от чего-нибудь. Поэтому риторика необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей отдельного человека, так и в делах государственного значения.

     Если  Сократ не оставил письменных трудов, то перу знаменитого Аристотеля принадлежат такие произведеня, как «Топика» и «О софистических опровержениях», посвященные риторике, и конечно же авторитетный античный трактат «Риторика», написанный около 330 г. до н.э. Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества.

     Аристотель  указал место риторики в системе  наук античности и подробно охарактеризовал  все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий (виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.). Определяя риторику как вспомогательную дисциплину, связанную с политикой, Аристотель установил общие законы красноречия, независимо от содержания речи.

     Риторику  Аристотель ставит в общую систему своего учения, выделяя в нем теоретическую часть - учение о бытии, практическую часть - учение о человеческой деятельности и поэтическую часть - учение о творчестве.

     По  Аристотелю, существует материя, или  пассивная возможность становления; форма (сущность, суть бытия); начало движения; цель. Происходит постоянный переход от „материи" к „форме" и обратно, что связано с активностью формы. Существует нечто общее, постигаемое через чувственно воспринимаемое единичное. Условие познания общего - индуктивное обобщение, которое невозможно без чувственного восприятия Отсюда последний этап в проверке мнения - опыт, который связан с умозаключениями, с наличием фактов и их анализом. Таким образом, для постижения истины необходимо соединять индукцию и дедукцию на основе фактического анализа.

Риторика  определяется как искусство убеждения, способность находить возможные  способы убеждения в каждом конкретном случае. Аристотель рассматривает средства убеждения, которые разделяет на: 1) логические; 2) нравственные; 3) эмоциональные.

     Аристотель признавал достоинством речи ее ясность, уместность, а реальный путь для достижения этих качеств он видел в сближении ораторской речи с разговорной речью. Исследуя вопрос, откуда черпаются изящные и удачные выражения, Аристотель говорит о роли метафор, пословиц, шуток, указывает, что каждому роду речи соответствует особый стиль.

     В построении речи философ выделял  четыре части: предисловие, рассказ, доказательство, заключение.

     Что же касается самого оратора, то Аристотель считает, что такие личные качества и особенности как разум, добропорядочность и твердое состояние духа необходимы для того, чтобы, он мог вызвать доверие у слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.

     Аристотель  считает, что риторика - искусство, соответствующее диалектике. „Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного класса предметов, но, как и диалектика, [имеет отношение ко всем областям], а также, что она полезна и что дело ее - не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения". Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи - речь - получатель речи, которая находит свое развитие и в современных исследованиях.




1.  познании бытии человеке природе Философское
2. Записке о положении драматического искусства в России в настоящее время 1881 он отмечал что драматическая
3. Менеджмент СПЕЦІАЛЬНОСТІ 7
4. ЧТО ГДЕ КОГДА приглашает Принять активное участие в конкурсе который с
5.  Мікроскопія та зарисовка демонстраційних препаратів
6. на тему- Роль людського капіталу у суспільному відтворенні Студента I курсу другої групи с
7. 1314 ~ ~~ -123
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук КИЇВ ~.2
9. а учащиеся прошедшие инструктаж по охране труда и имеющие спецодежду халат фартук головной убор легкую см
10. Анимация в туризме является формирование у студентов основных знаний о формах и способах организации ани
11. Снс
12. ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
13. тема имеющая сложнейшую функциональную и территориально ~ производственную структуру включающую отраслев
14. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук
15. 120р. Дrdquo;арсонваль на область спины 120р
16. Взаимоотношения Центрального банка РФ с коммерческими банками и другими кредитными организациями
17. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений
18. Моя тема в журналистике.html
19. это способ обеспечения организации финансовыми ресурсами для реализации своих целей и задач
20. ~о~амды~ денсаулы~ са~тау Курс- IV Уа~ыты ~за~ты~ы ~ 1 академиялы~ са~ат