Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
"Партия власти" снова у власти |
Игорь Саначев
Одним из важных итогов выборов в Приморье стала очевидность сращивания региональных элит с федеральным Центром.
Борьба в законодательном органе края
К решающему моменту в политической жизни края приморская законодательная ветвь власти подошла в почти парализованном состоянии, возникшем в результате борьбы двух политических группировок в Думе и противостояния Председателя краевой Думы С.Дудника с губернатором края Е.Наздратенко.
Костяк одной из противоборствующих группировок составили депутаты от Владивостока из бывшего блока "Единый город" и примкнувшая к ним группа депутатов краевого парламента. Эта группировка - единственная находящаяся "во власти" оппозиция действующему губернатору. Вторую группировку составляли депутаты, так или иначе представляющие губернаторскую "партию власти". Между ними образовалась небольшая прослойка колеблющихся.
Одной из главных своих задач "губернаторская партия" считала замену спикера Думы на фигуру более лояльную по отношению к губернатору, для чего в Думе был устроен своего рода марафон, результатом которого стало бы отстранение ее председателя от работы. С августа 1999 года на каждом заседании представители "губернаторской партии" ставили вопрос о снятии председателя Думы. Но так как согласно регламенту для кворума было необходимо присутствие 2/3 от числа депутатов, а у "губернаторской партии" было около 50% голосов (что, в принципе, достаточно, чтобы при поддержке хотя бы части "колеблющихся" депутатов "свалить" председателя Думы), противоборствующая сторона избрала тактику срыва всех заседаний. "Единогородцы" и их сторонники, поддерживающие С.Дудника, просто уходили с заседаний Думы, парализуя ее работу. Это напоминало историю с принятием краевого бюджета, когда администрация края раз за разом вносила в Думу проект бюджета, а ее оппоненты его "проваливали".
Паралич в работе Думы, усиленный открытым противостоянием председателя Думы и губернатора, чуть не привел к срыву выборов самого губернатора, так как Дума никак не могла приступить к обсуждению и принятию краевого Закона о выборах губернатора, который должен был появиться не позднее чем за три месяца до выборов. Срок полномочий Е.Наздратенко истекал, и "губернаторская партия" была вынуждена отказаться от утомительного и бесплодного "марафона".
Более чем острой была и борьба вокруг самого проекта закона "О выборах губернатора Приморского края". "Губернаторская партия" настаивала на проведении выборов в один тур, что противоречило российскому законодатель ству, "единогородская" - в два тура, причем победу в первом туре предлагалось засчитывать при результате 50% плюс один голос. Шел также спор по вопросу о возможности регистрации кандидата в губернаторы путем внесения залога. Сам Наздратенко отчаянно протестовал против появления статьи о залоге в местном законодательстве. В итоге в сентябре был принят компромиссный вариант: выборы будут проводиться в два тура, но для победы в первом туре необходимо 35% плюс один голос. Регистрация через залог не прошла.
После принятия Закона "О выборах губернатора" Дума так и не смогла наладить эффективную работу. Октябрь-декабрь прошли в бесплодных попытках обеих сторон собрать заседание и набрать кворум. На первом заседании 2000 года Дума обсуждала вопрос об утверждении отчета администрации края по исполнению бюджета за 1998 год! Минимальный кворум не позволил преодолеть вето губернатора, наложенное на большинство законодательных актов, когда-либо принятых Думой. Тогда депутаты решили обратиться в Счетную палату РФ с требованием проверить использование средств бюджета исполнительной властью Приморья. При доходах краевого бюджета в 77,6% от запланированных на 1998 год, расходы бюджета по первоочередным статьям составили: выполнение Закона РФ "О ветеранах" - 13,6% от плановых, выплата детских пособий - 9,1%, нужды здравоохранения - 32,9%, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 22,2% и т.д. Все это явно не соответствовало доходам. В то же время расходы "на государственное управление" были выполнены на 85,2%.
Из-за отсутствия квалифицированного большинства депутаты смогли лишь рассмотреть во втором-третьем чтении несколько законопроектов ("О Залоговом фонде Приморского края", "О контрольно-счетной палате Думы Приморского края", "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Приморском крае", "О внесении изменений и дополнений в Закон Приморского края "О статусе депутата Приморского края"). Единственный закон, который удалось принять, - Закон "Об инвестиционном налоговом кредите в Приморском крае".
Участники сессии Думы поддержали обращение группы депутатов в суд с иском к губернатору Приморского края о защите деловой репутации Думы Приморского края. Губернатор края в своей книге "Евгений Наздратенко. И вся Россия за спиной", название которой стало анекдотом, крайне негативно оценил Закон Приморского края "О выборах губернатора Приморского края", обвинив Думу в склонности в проведении "московского сценария" выборов губернатора.
Выборы в Госдумув Приморье: репетиция победы Центра на выборах Президента РФ?
Выборы по трем одномандатным округам (N49, 50, 51) дали весьма показательные результаты.
В двух округах победители - представители КПРФ В.Гришуков и С.Горячева.
В 50-м же округе (Владивосток-Артем) грянул очередной скандал. Центризбирком и окружная комиссия по выборам в Государственную Думу инициировали отмену регистрации кандидата Черепкова. Решением краевого суда от 17 декабря - за день до выборов - его кандидатуру сняли. Этот факт в сочетании со скандалом на местных выборах привел к протестному голосованию. На выборах в Государственную Думу большинство избирателей округа проголосовало "против всех". Это уже второе - после широко известных скандальных выборов мэра города - столь крупное протестное голосование во Владивостоке.
По партийным спискам неожиданную и никем не предсказанную победу по партийным спискам одержал блок "Единство"-"Медведь" (27% голосов), активно поддержан ный администрацией края. Первый вице-губернатор Приморья К.Толстошеин был одним из лидеров регионального списка "Единства".
Вторыми финишировали коммунисты (22,76%), за ними - ЛДПР (10,08%), "Яблоко" (6,55%), Союз правых сил (6,55%).
Неожиданно низким был результат блока "Отечество", которому перед выборами предсказывали второе (за коммунистами) место в крае. С большим трудом блок Лужкова-Примакова перешагнул 5-процентный барьер (5,75%).
В новом составе Государственной Думы Приморье будут представлять только три депутата - уже упоминавшиеся Гришуков и Горячева, а также Антонина Романчук, начальник отдела департамента здравоохранения администрации Приморского края, прошедшая по партийному списку блока "Единство".
Повторные выборы по 50-му округу совмещены с досрочными выборами Президента России.
Победа блока "Единство", ставшая прямым следствием поддержки со стороны администрации края, заставляет серьезно задуматься над перспективами президентских выборов в стране.
Заместитель руководителя администрации Президента России И.Шабдурасулов, присутствовавший на инаугурации губернатора Приморья, неожиданно вскрыл многие механизмы победы блока "Единство" в связке с губернатором края. Шабдурасулов вручил Е.Наздратенко свои часы с московским временем, пообещав вернуться за ними после президентских выборов, "если все получится так, как договаривались в кремлевской администрации". За достижение "хороших результатов выборов" Шабдурасулов наградил также именными президентскими часами целую группу краевых чиновников разных рангов, включая первого вице-губернатора К.Толстошеина, исполняющего обязанности главы администрации Ю.Копылова и других.
Впрочем, механизмов победы "Единства" никто не скрывал. Впервые "партия власти" вела себя столь открыто. По замечанию одного из приморских журналистов, "раньше подобное не практиковалось" 1 .
Выборы, проведенные в связке "губернатор края - "Единство" ", подтвердили давно уже высказанную политологами мысль: победить партию власти может только другая партия власти. Воля и мнение избирателей здесь совершенно ни при чем.
Прошедшие выборы в Государственную Думу позволяют сделать вывод: главную роль на выборах президента сыграют региональные элиты, те, кого окрестили "региональными баронами". Победит та партия власти, которая заручится поддержкой большинства из этих "баронов", что, на наш взгляд, означает зависимость от них будущего президента страны.
Губернатор края избран. О равенстве условий для кандидатов и свободе выбора забудьте
По итогам выборов в Приморье явка избирателей составила 59%, из них за Е.Наздратенко проголосовали 65,06%, за его главного оппонента, известного в крае предпринимателя, директора Приморского морского пароходства А.Кириличева - 20,11%, "против всех" - 3,4% избирателей. Другой серьезный оппонент действующего губернатора, депутат Госдумы С.Орлова, не дошла до выборов - за два дня до них крайизбирком снял ее кандидатуру, мотивировав это тем, что данные в ее декларации о недвижимом имуществе не соответствуют действительности. Любопытно, что до этого Центризбирком зарегистрировал С.Орлову в партийном списке блока "Отечество" и никаких нарушений в ее декларации не обнаружил.
Третий "вечный" противник губернатора - В.Черепков - сам снял свою кандидатуру (даже не дожидаясь решения крайизбиркома о регистрации), объявив выборы бесчестными, а их предстоящие результаты - заранее сфабрикован ными. Как заметил один из местных журналистов, "краевая избирательная комиссия не стала утруждать себя играми в объективность". (Здесь уместно вспомнить выборы мэра Владивостока в 1998 году, когда регистрация кандидата в мэры Виктора Черепкова была отменена за считанные часы до голосования под предлогом нарушения им правил ведения предвыборной агитации - в виде надписей "Городу - от мэра" на цветочной клумбе и автобусах.)
Крайизбирком не нашел нарушений в предвыборной агитации Евгения Наздратенко, начатой задолго до его официального выдвижения как кандидата на пост губернатора и проводившейся при участии всех сил, имевшихся в распоряжении краевой администрации. Не вызвала сомнений крайизбиркома и достоверность задекларированных сведений о доходах и имуществе губернатора, хотя при годовом доходе менее 100 тыс. рублей трудно приобрести автомобиль "Лэнд Крузер-100" (не указан в декларации) стоимостью более 1 млн. рублей. Квартирный вопрос, послуживший поводом для снятия Светланы Орловой, в отношении Евгения Наздратенко был решен крайизбиркомом просто: как губернатор он имел законное право на безвозмездное получение в собственность квартиры во Владивостоке или средств и земельного участка для строительства дома площадью не более 250 квадратных метров. Наздратенко сначала получил квартиру, а затем продал ее и приступил к строительству дома, на что председатель крайизбиркома Сергей Князев отреагировал утверждением, будто продажа квартиры, полученной губернатором от государства, может считаться "обменом жилья на денежный эквивалент" и полученные от сделки деньги не являются доходом. Все эти факты были расценены как несущественные и не влияющие на решение о регистрации губернатора кандидатом в губернаторы.
Вряд ли все это можно списать на пробел в российском законодательстве, все дело в правоприменительной практике. Одинаковые нарушения в действиях кандидатов оценивались приморскими судами и избирательными комиссиями по-разному. За одно и то же деяние одну кандидатуру могут снять с выборов, а другую - пропустить "с миром". Никакой ответственности за свои деяния ни избиркомы, ни суды не несут. В сущности, весь процесс выборов превратился в послушную игрушку в руках избиркомов и судов, придающих видимость законности процессу "выдавливания" наиболее опасных соперников.
То, что для победы в выборах Наздратенко использовал свое служебное положение, не вызывает сомнений. Да и мог ли он, оставаясь действующим губернатором, поступить иначе? Парадокс федерального законодательства в том, что на время проведения выборов от претендента требуется освободить занимаемую должность. Это относится к любому должностному лицу, кроме… госслужащих категории "А", к каковым относятся губернаторы. Наивно полагать, что, находясь во главе мощного административного аппарата, "госслужащий категории А" не будет его использовать для сохранения своей власти.
Немаловажную роль в победе Наздратенко сыграла и открытая поддержка его Кремлем и центральными СМИ. Он всегда вовремя подстраивался под политику Центра, последовательно поддерживая и одобряя всех премьер-министров - Кириенко, Примакова, Степашина, Путина, поэтому неудивительно "мягкое" отношение Кремля и Центризбиркома к ситуации с выборами в Приморье. Содержание информационных потоков, идущих из Центра, по основным позициям совпадало с информацией, выдаваемой губернаторской пропагандистской машиной. Оппозиционные же каналы НТВ и ТВЦ, отражающие иные взгляды на происходящее, не транслируются в приморской глубинке, где проживает почти половина избирателей.
Как и следовало ожидать, оппозиция в этой ситуации попала в информационный вакуум. Ни о каких "равных условиях" сторон или о "свободном выборе" электората говорить не приходится.
Поспешная - при отсутствии ее председателя и кворума депутатов в зале - инаугурация губернатора в краевой Думе вызвала протест ряда депутатов, и они покинули зал. Приняв присягу, губернатор заявил, что в Думе, где "такой" председатель, он присягать не желает.
Вернувшийся из Москвы председатель Думы С.Дудник объявил результаты выборов сфальсифицированными. В суды разных инстанций обратились проигравшие кандидаты А.Кирилличев, С.Орлова. Исходя из сложившейся правоприменительной практики, у оппонентов Е.Наздратенко нет никаких шансов на то, что результаты выборов будут пересмотрены.
Многие аналитики заговорили о том, что выборы в Приморье - это своеобразная репетиция предстоящих президентских выборов в России.
Местные выборы во Владивостоке: правовой тупик, выйти из которого пока не удалось
Местные выборы во Владивостоке давно уже стали объектом пристального внимания Совета Европы и широкого круга международных правоохранительных организаций. После скандальных выборов мэра города, отстранения его от должности указом Президента с передачей полномочий по назначению главы администрации города губернатору края Конгресс по региональным и местным властям в Европе выработал рекомендации по восстановлению законности в городе. Отсутствие во Владивостоке органов местного самоуправления - как исполнительных, так и представительных, которые на момент проведения выборов заменял глава администрации города Ю.Копылов, назначенный губернатором, - расценено Конгрессом как "правовой тупик"2 . Для выхода из этого тупика предложено провести выборы городской Думы, потом принять устав, определяющий порядок избрания и статус главы муниципального образования, а уже затем проводить его выборы.
Организуя референдум по уставу и пытаясь назначить выборы мэра города в один день с референдумом и выборами в городскую Думу, администрация Владивостока действовала "с точностью до наоборот" по отношению к рекомендациям Совета Европы. В итоге судебных разбирательств, тянувшихся почти три месяца, одновременные выборы мэра города и референдума по уставу города признаны нелегитимными. Выборы мэра суд счел возможным провести только после принятия устава.
Очередные выборы в Думу Владивостока городская избирательная комиссия провела по 14 округам, хотя еще 3 декабря Ленинский районный суд признал недействительными составы семи окружных комиссий. Поводом послужил иск местного отделения "Яблока" - его представителей не включили в состав избирательных комиссий этих округов. Решение суда горизбиркомом фактически было проигнорировано.
Против черепковского блока "Единый город", победившего в прошлые выборы, но лишенного победы в ходе затяжных судебных исков, Юрий Копылов выставил блок "Владивосток 2000". В пяти округах сторонникам "Единого города" (в том числе и самому Черепкову) в регистрации было отказано, причем в одном из них вместо незарегистрированного "единогородца" А.Демина в списке кандидатов появился его однофамилец В.Демин. В результате последовавших судебных разбирательств "единогородцам" все-таки удалось зарегистрировать двух своих кандидатов - Неделина и Медведева.
Некоторые кандидаты были сняты с выборов горизбиркомом фактически за день до выборов, причем причины снятия были откровенно надуманными, например отсутствие сведений о тираже в газете "Арсеньевские вести", опубликовавшей предвыборные материалы.
Уже в день выборов состоялся судебный процесс по поводу "снятого с дистанции" кандидата от "Единого города" Н.Белецкого. Исполнить принятое в пять часов вечера решение суда, позволяющее восстановить его в списках кандидатов, было практически невозможно.
В Думу прошли как кандидаты-единогородцы, так и их оппоненты. По шести округам выборы не состоялись: из-за исключения "единогородцев" из списков кандидатов большинство избирателей проголосовало "против всех". Конфликты и противоре чия при подсчете голосов, составлении отчетов и заполнении протоколов возникли в трех окружных комиссиях. В одном из округов украли тысячу бюллетеней, и это стало для "единогородцев" основанием для подачи исковых заявление в суд. Дума города снова оказалась в нерабочем состоянии, так как из 21 необходимых для начала работы депутатов имелось лишь 14.
Вскоре после выборов во Владивостоке и.о. главы городской администрации Ю.Копылов назначил выборы мэра города на 19 марта 2000 года. Чуть позже довыборы депутатов городской Думы были перенесены на июнь.
"Правовой тупик", обнаруженный экспертами Совета Европы во Владивостоке, так и остался тупиком.
Игорь Саначев - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Владивостокского института международных отношений Дальневосточного государственного университета.
1 Золотой рог. 1999, 28 декабря.
2 Congress of local and regional authorities of Europe. Bureau of Congress. Report on the situation of local democracy in Vladivostok. Approved by the Bureau of Congress an its meeting of 25-26 October 1999 in Nantes. - pf\ Bureau6\docs\ecgbur72.- Strasbourg, 4 November 1999.