Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 20
Античная философия
1. Ранние греческие философы
1.1. Милетская школа
Фалес (ок. 640 ок 540 до н.е.).
Учение Фалеса: 1) все произошло из воды; 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) все полно богов или душа размешана во вселенной; 4) магнит имеет душу, так как движет железо. Таким образом, Фалес впервые сформулировал две основные проблемы греческой натурфилософии:
Ф
Анаксимандр (610-547 д н. э.)
1) Первоначальной основой всякого бытия есть безграничное (апейрон) (apeiron - бесконечное), вечным движением которого выделились первичные противоположности тепла и холода, сухости и влага и к которому все опять возвращается. 2) Творение есть разложение бесконечного.. 3) Это бесконечное постоянно выделяет из себя и постоянно же воспринимает известные, неизменные стихии, так что части целого вечно изменяются, тогда как целое остается неизменным.
Бесконечное оно же Божественное всем управляет.
Из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются по неизбежности.
Анаксимен (ок. 588 ок. 525 до н.э.)
1) Объявлял первовеществом воздух (аэр). 2) Он исходил при этом из учения Анаксимандра. Это видно из того, что «аэр» он представляет бесконечным и качественно неопределенным. 3) У Анаксимандра нет пустого пространства, все заполняет вездесущий воздух, который есть телесное вещество, живая материя.
4) Процесс образования всех вещей определяется точнее, как сгущение и разряжение первовещества.
Воздух начало души, богов и божеств прозрачная, невидимая субстанция.
Воздух это и начало (архе) и элемент, из которого образованы все вещи.
Воздух порождает все вещи, или своих «потомков», путем сгущения и разрежения.
Воздух однороден, недоступен чувствам и беспределен. Воздух не производил бы превращений, если бы не двигался, и обнаруживается только потому, что может быть холодным, теплым, влажным и упругим.
1.2. Пифагор. (6 ст. до н. е. )
.
.
1) Занятия чистой наукой рассматривались как лучшее средство очищения души и освобождение от «круга перевоплощений». Поэтому, кроме «акусмата», у Пифагора была «математа».
Размышления над основами математического счета привело пифагорейцев к поклонению священной декаде. Все остальные числа суть для них простые повторения первых десяти. Декаду они отождествляли с человеком, так как сумма первых четырех чисел равнялась десяти.
«Доброго что совершил я?
1.4. Гераклит. (ок. 550 до н. э., ок. 480 до н. э.).
1) Учении о постоянном изменении живого, одушевленного первовещества получает у него выпуклую форму, в первую очередь, в учении об огне как первоначале.
2) Его первостихия материальное существо, которое пребывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях. С другой стороны она непрерывно изменяется.
3) В своем учении о Логосе, как единой всемирной закономерности, гармонии и мере, Гераклит дает формулу, в которой резюмирует пифагорейское учение.
4) Объективный разум (логос) имманентный вселенной является не только мировым законом, по которому совершается все во вселенной; этот разум вместе с тем познает то, что он создает, и только через участие в нем люди познают истину.
Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.
Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу.
1.5. Элейская школа. Парменид (ок. 515 ок. 445 до н. э.)
1) Неистинность мира повседневной жизни коренится в его противоречивости: ни о чем здесь нельзя решить, есть оно или не есть, но все всегда как-то и есть и не есть одновременно.
2) Истина же требует решительного различения есть от не есть.
3) Отсюда решающее суждение Парменида: есть либо бытие, либо небытие, третьего не дано. Учение Парменида исток онтологического обоснования законов логики.
4) Парменид утверждает его непрерывность (бытие непосредственно соприкасается с бытием; нет ничего, чтобы преграждало доступ к бытию). 5) Он признает бытие неделимым, неразложимым, непроницаемым (бытие абсолютная полнота) и отрицает у него всякую множественность частей. 5) Законченность бытия в себе (его совершенство) говорит нам, что оно самодовлеет: в нем все и ничего вне его. 6) Из этого совершенства бытия выводится его шаровидная форма и, наконец, его 7) единственность (наряду с бытием нет другого бытия).
Первый гласит, что «есть» и «не быть никак невозможно»:
Это путь Убежденья (которое Истине спутник).
П Путь второй что «не есть» и «не быть должно неизбежно»:
Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна,
Ибо мыслить то же, что быть...
Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь
«Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.
Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю
Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим.
Но в границах великих оков оно неподвижно,
Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель
Прочь отброшены их отразил безошибочный довод.
Зенон из Элеи (ок. 490-430 до н. э.)
1) Ученик и приемный сын Парменида, изобретатель диалектики, по Аристотелю, является последователем Парменидова учения о всеединстве.
2) Доказывал, что допущение существования многих вещей и движения ведет к противоречиям.
3) До нас дошло два доказательства против множественности вещей. Это так называемые первая и вторая антиномии.
1) Тезис: Множества вещей не было бы, если бы каждая вещь не была единицей, так как множество есть не что иное, как совокупность единиц. Однако истинной единицы в мире не существует. Истинная единица есть то, что неделимо. Если единица неделима, то она не имеет величины. А то, что не имеет величины, плотности и объема есть ничто.
Доказательства против движения
«Ахиллес»: «Быстроногий Ахиллес не может догнать черепахи, так как каждый раз, когда он достигает занимаемого ей места, черепаха успевает несколько продвинуться вперед. Таким образом, чтобы нагнать черепаху, Ахиллесу необходимо занять бесконечное количество мест, которые занимала черепаха».
«Стрела» утверждает: Летящая стрела покоится. В основе этого доказательства лежит посылка, что время есть сумма моментов, а пространство сумма точек.
Против пространства
Все существующее находится где-нибудь, то есть в пространстве. А если так, то и само пространство, чтобы существовать, должно находиться где-нибудь, то есть в другом пространстве. Таким образом, получается пространство пространства, и так далее до бесконечности.
1.6. Софисты. Протагор из Абдера. (ок. 480 ок. 410 до н. э.).
1) Человек или природа есть мерило существования вещей.
2) Но в этих словах положена побочная мысль, сквозящая в этом подчеркивании слова «человек»: мы, люди, не можем пробить грани нашей природы, достижимая для нас истина должна лежать в пределах этой природы.
3) Протагор указывает на субъективную истину, на правдивость, или вернее, неустранимость всякого чувственного ощущения, но при этом он недостаточно тонко различает ощущения, восприятия, суждение восприятия и суждение вообще и благодаря этому дал повод, будто бы он приписывает истинность всем представлениям и мнениям.
«Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих».
«Сущее, всегда видится и познается, а несущее никогда не видится и не познается».
«О всякой вещи существуют два противоположных утверждения».
Истинное знание имеет только тот, кто может опровергнуть противоположное мнение и защитить свое собственное от нападок. Раз пробужденное сомнение влечет ум к дальнейшему исследованию.
Для успешности практических занятий риторикой, составлявшей для него, как и для всех софистов, главную задачу, он считал необходимым и теоретическое изучение языка, и мышления. В своих не дошедших до нас книгах по грамматике
Он первый исследовал способы доказательств. Впрочем. по свидетельству Аристотеля (Rhetor. П.) цель всех этих изучений состояла в том, чтобы «худшее рассуждение сделать лучшим».
2. Классический период
2.1. Сократ (ок. 470 - 399 до н. э.)
1) Всякий моральный поступок имеет начало в интеллекте. Иными словами, кто знает, что правильно, то так и поступит, а недостаток понимания есть естественный источник всякого морального несовершенства.
2) Для Сократа совершенно несомненна тесна связь между моральным совершенством и счастьем, с одной стороны, и моральным несовершенством и несчастьем с другой.
3) У Сократа был идеал поведения идеал рассудительности, справедливости, неустрашимости и независимости. Ему казалось недостойным свободного человека, казалось «рабством» состояние быть игрушкой капризных интересов.
4) Пафос его жизни состоял в устранении душевного разлада.
Положение «добродетель есть счастье» легко превратилось в «счастье есть добродетель».
«Познай самого себя»
5) В ходе своих майевтических бесед Сократ обыкновенно прибегал к методу «наведения»: начиная с самых привычных и обыденных примеров, он старался подвести собеседника к определению обсуждаемого понятия, то есть ответить на вопрос: «что есть?» 6) От красивых вещей он предлагал перейти к обсуждению того, что есть красота, от мужественных поступков к тому, что есть мужество и т. д. .
В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей (если они советовались с Сократом) совершать те или иные поступки
2.2. Киники. Антисфен из Афин (ок. 450 ок. 360 до н. э.)
2.4. Платон (427 до н. э. 347).
) Антисфен пошел по пути применения требований разума и использовал себя в качестве опытного материала.
2) Недовольный настоящим строем жизни, ненавидя искусственность, испорченность общественной жизни своего времени он ищет спасения в возврате к изначальному состоянию.
Я предпочел бы безумие наслаждению.
Кто боится других, тот раб, хотя он того не замечает.
На вопрос почему он так суров с учениками он ответил: «Врачи тоже суровы с больными».
Надо запастись умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.
3) Привитым воспитанием потребностям, изнеженности и слабости культурного человека он противопоставляет отсутствие потребностей, выносливость и мнимое здоровье и долголетие зверей.
4) От зверей он обратился к первобытным людям. Идеализировал народы в естественном состоянии.
5) Городская жизнь положила начало всякой несправедливости: ум и суетливый дух изобретения принесли людям мало пользы.
Древнегреческий философ, основатель школы киников, ученик Горгия и Сократа. Вел аскетический образ жизни и проповедовал отказ от каких-либо потребностей (автаркия).
«Я предпочитаю сойти с ума, чем вкушать наслаждения»
«Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки»
«Справедливого человека цени больше, чем родного»
Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (см. Академия платоновская). 1) Идеи (высшая среди них идея блага) вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи подобие и отражение идей.
2) Познание есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. 3) Любовь к идее (Эрос) побудительная причина духовного восхождения.
Сочинения Платона диалоги; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей»
3) Сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые возничим (разумом). 4) Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. 5) Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных («Федр»).
6) Парменидовское противопоставление истинного бытия и мира становления разработано Платоном в виде ряда иерархических структур. 7) В «Пире» рассмотрена иерархия красоты, уводящая нас от плотской красоты к красоте души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе, выше которого только благо и к которому причастны все прочие виды прекрасного. 8) В «Федоне» здешней земле (подобию) противопоставлена истинная (образец-парадигма).
1) Критерий, позволяющий правильно ориентироваться в мире чувственных данностей, Платон задолго до Канта формулирует так «... не во впечатлениях заключается знание, а в умозаключениях о них, ибо, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же нет» («Теэтет»). 2) Ни ощущения, ни правильные мнения, ни объяснения их не дают еще знания как такового, хотя и необходимы для подступа к нему. 3) Над ними стоит рассудочная (дискурсивная) способность, а ее превосходит созерцающий подлинное бытие ум.
Критерий и метод познания
1) Умопостигаемая сфера содержит красоту форм, но они прекрасные не по отношению к чему-либо, но вечно прекрасны сами по себе. Благо и красота рассматриваются в единстве, отсюда «наслаждающимся … чем более он наслаждается, тем более преуспевал бы в добродетели во время наслаждения».
2) В наибольшей мере дает силы познающему идея блага, которая является причиной знания и истины, «поскольку она познается умом».
3) Причину возникновения прекрасного Платон видит в доброй воли Бога.
4) Сущее имеет своим источником Бога: «Бог, по древнему сказанию, держит начало, конец и середину мира»
5) Сущее трактуется также как совокупность видов, которые содержатся в каждой из многих вещей.
Доказательство бессмертия души.
Аргумент первый: Соответственно как живые умирают, так и живое «возникает» из мертвого. Это возникновение представляет собой новое воплощение души: «Существуют и души умерших, и добрым из них выпадает лучшая доля, а дурным - худшая».
Аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека. Из предположения невозможности того, что душа не существовала ни в каком месте делается вывод, что душа бессмертна.
Аргумент третий самотождество идеи (эйдоса) души.
2.5. Аристотель из Стагира. (384-322 до н. э.)
1) Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. 2) Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. 3) «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (потенция и акт), форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия
4) Источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). 5) Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум, отличает человека от животного.
6) Центральный принцип этики разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек существо общественное.
7) Наилучшие формы государства монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие тирания, олигархия, охлократия.
8) Суть искусства подражание (мимесис), цель трагедии «очищение» духа (катарсис).
Метафизика
1) Доказывает необходимость науки, которая исследует начала и причины. 2) Главной задачей выделяется необходимость выяснение первых причин, о которой говорится в четырех значениях: «одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи; другой причиной мы считаем материю или субстрат; третьей то, откуда начало движения; четвертую причину, противолежащую последней, а именно то, ради чего или благо (ибо благо единая цель всякого возникновения и уничтожения)».
3) Рассматривает учение о первой причине Платона, согласно которому «эйдосы суть причина всего остального».
4) Аристотель отрицает учение о единстве.
5) Для разделения (классификации) вещей используется понятие «род», с помощью которого приобретается знание о вещах. В свою очередь, у каждой вещи должны быть видовые отличия.
6) Аристотель провозглашал: «ничего не существует, кроме единичных вещей».
1) Одно из главных понятий метафизики Аристотеля «сущее». 2) Он понимал под сущем: во-первых, сущее является таковым, поскольку оно и есть сущность; во-вторых, сущее - это состояние сущности; в третьих, поскольку «путь» к сущности при уничтожении и лишенности ее, находящееся в отношении к ней».
Сущее
3) При этом подчеркивается, что «сущее и единое одно и тоже, и природа у них одна, поскольку они сопутствуют друг другу как начало и причина». 4) При этом как считал Аристотель, среди многообразия видов сущности, одна должна быть первой, другая последующей. 5) Единому противолежит многое, именно иное, или инаковое, несходное и неравное. 6) При этом противоположность рассматривается как различие. 7) Познание трактуется как выяснение отношений к первому: «А именно, одно имеет отношение к первому в силу того, что производит его, третье иное подобного рода образом».
Диалектика
1) Аристотель противопоставляет софистику, которая занимается «выбором образа жизни», и диалектику, которая «занимается тем, что познает философия». 2) В основе исследования положено разделение на единое и множество, которое является основанием для противоположностей. 3) В каждой паре противоположностей «одно есть лишенность». 4) В качестве аргумента указывается: «А именно: невозможно чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одно и то же время».
В качестве сущности выделяются (1) простые тела (огонь, земля, вода) и то, что из них состоит живые существа и небесные светила; (2) душа как причина бытия живого существа; (3) части, которые находятся в вещах, например, плотность; (4) суть бытия каждой вещи. В общем сущность рассматривается в двух аспектах: в смысле последнего субстрата, и что может быть отделено от материи, а таковы образ, или форма каждой вещи.
Сущности
Основные понятия метафизики
1) «Количеством называется то, что делимо на составные части»; 2) «Качеством видовое отличие сущности, например, человек есть живое существо такого-то качества»; 3) «Предел граница каждой вещи»; 4) «Часть то, на что можно разделить некоторое количество»; 5) «Целое у чего не отсутствует ни одно из частей».
1) Аристотель постоянно подчеркивает, что о сущем говорится в четырех основных значениях, как суть бытия вещи, общее, род, а также субстрат.
2) В свою очередь субстрат обозначается как материя, форма, и то, что из них состоит, при этом сущность не сводима к субстрату.
3) Сущность в целом определяется как бытие каждой вещи, то есть сущее и вещь тождественны.
4) К различным сущностям он относит цело и существо. Материя и форма образуют единство, однако материя в возможности, а форма в действительности.
5) Аристотель определяет действительность существования вещи в смысле осуществления.
5) Аристотель считал, что материя сама по себе не познается. Однако различал материю, которая воспринимается чувствами, например, медь, дерево, и постигается умом, например, предметы математики.
Движение
1) Движение не бывает вне вещей, ибо измерения всегда совершаются всегда в отношении различных родов сущего, отсюда видов движений столько же, сколько родов сущего.
2) Движение рассматривается как осуществление возможного как такового.
3) Поскольку категории разделяются на сущность, качество, место, действие или препятствие, отношение и количество, то выделяется три вида движения: для качества, количества и места.
4) Всякое изменение в своей основе имеет то, что изменяется это материя, и во что она изменяется это форма.
5) Должна существовать некая вечная неподвижная сущность. Если бы не было нечто, способное приводит в движение, то не было бы и самого движения.
6) Вечным может быть только круговое движение, которое само не приводится в движение. Только Ум может приводить в движение предметы.
7) Ум есть способность принимать в себя предмет мысли, так что ум и предмет мысли одно и тоже:
«И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума это жизнь, а Бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь».
Бог или в вещах, с точки зрения Аристотеля, «не подвержен движению сам по себе, ни привходящим образом, сам вызывает первое вечное и единое движение».
Теория познания.
1) Любое обучение основывается на основе уже имеющегося знания. 2) Предварительное знание просматривается в умении «принимать что есть, в других случаях следует уразуметь что именно есть то, о чем идет речь»
3) «когда полагаешь, что знаешь причину, к силу которой она есть, что она действительно причина ее и что иначе обстоять не можешь»
4) Знание может быть получено посредством доказательства, под которым понимается использование силлогизма.
5) Доказательство возможно, если оно основывается на началах, свойственных предмету, истинных во всякое время, 6) под началом доказательства понимается то, что есть: «например, что такое единица или что такое прямое и что такое треугольник следует принять; что единица и величина существуют». 7) Соответственно есть начала, которые свойственны лишь данной науке, например, для арифметики единица, геометрии точка и линия.
Всякая наука имеет дело с тремя сторонами: (1) «то, что принимается как существующее, а именно род, свойства которые присущи ему сами по себе (2); общие всем, называемыми нами аксиомами, из которых, как из первого, ведется доказательство; (3) третье это частные свойства вещей, значение каждого из которых принимается».
1) В качестве начал, свойственных всем наукам диалектика доказывает истинность утверждения или отрицания.
2) В основании доказательства или наведения, лежали чувственные восприятия, поскольку именно они направлены на единичное.
3) Аристотель считает преимуществом доказательства общего и отсутствие возможности для доказательства случайного, поскольку общее доказывается из единого.
1) Знание это полагание того, что не может быть иначе. 2) В качестве главных способов познания выделяется определение и доказательство. Определение предполагает соотнесение с общим и того, что относится к каждому роду. 3) Для решения проблемы используется расчленение и деление, при условии, что в основании положен общий род.
1) Он определил умозаключение как речь, в которой нечто предположено, через положенное у него с необходимостью вытекает нечто отличное от нее. 2) Фактически основной способ это умозаключение как операция формальной логики, которую Аристотель называл диалектикой. 3) Наведение же определялось как восхождение от единичного к общему силлогизм это умозаключение от общего.
О душе
1) Каждая субстанция заключает в себе материю, форму и вид, а также «нечто постоянное из этих частей».
2) При этом материя это только потенция, а форма энтелехия (порождающее начало).
3) Под субстанциями Аристотель понимал естественные тела, одни из которых обладали жизнью, а другие нет.
4) Тело обладает самостоятельным бытием, поскольку само есть предмет и материя.
5) Душа также рассматривается как субстанция, как форма естественного тела, при этом такая субстанция представляет собой энтелехию тела. Душа первая энтелехия естественного тела, способного к жизни и организованного тела.
1) Аристотель отбрасывает мысль, что душа и тело не представляют собой единое. 2) Душа также рассматривается как отвлеченная сущность как существенное свойство определенного тела. 3) В качестве примера он приводит секиру, а предназначение ее и составляет душу, если же это свойство уничтожается, то она перестает быть ей.
1) Но душа не является отвлеченной сущностью такого рода тел, она отвлеченная сущность естественного тела, которое имеет источник движения в себе самом.
2) Способность к жизни имеет то, что обладает душой.
3) Он подчеркивает при этом, что душа неотделима от тела.
4) Выделяется отдельно чувство души, которая познает и приобретает мудрость, что будет собственно мышлением.
5) Ум по природе должен быть самостоятельным, следовательно он есть только «способность к познанию; следовательно, ум в душе приобретает самостоятельность по отношению к телу, в противном случае он был бы теплым или холодным».
1) Поэтому Аристотель согласен с утверждением, что мыслящая душа есть место форм. 2) Он подчеркивает различие между ощущением и мышлением. 3) Ощущение не в состоянии разграничить воздействие на чувства. 4) Страдательность ума, то есть способность фиксировать, понимается в том, что ум есть способность рассматривать предметы в возможности
3. Эллинистическая и римская философия
3.1. Эпикур из Афин (341-270 до н.э.)
1) С 306 в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. 2) В физике Эпикур следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей.
3) Девиз Эпикура живи уединенно. Цель жизни отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и
Вселенная состоит из тел и пространства; что тела существуют, об этом свидетельствует само ощущение у всех людей, на основании которого необходимо судить мышлением о сокровенном, как я сказал прежде. А если бы не было того, что мы называем пустотой, местом, недоступной прикосновению природой, то тела не имели бы, где им быть и через что двигаться, как они, очевидно, двигаются.
Атомы движутся непрерывно в течение вечности...
Что я тебе постоянно советовал это делай и об этом размышляй, имея в виду, что это основные принципы прекрасной жизни. Во-первых, верь, что бог существо бессмертное и блаженное...
Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни...
3.3. Стоики. Сенека Луций Анней (1 до н. э. / 1 н. э. 65 н. э.)
1) Излюбленная тема Сенека «продвижение» к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет»..
2) Мудрец Сенека обладает «величием души»; он не лишен чувств, но не доступен аффекту («апатия» как «несогласие» на аффект. Конечным выражением добродетельного состояния является «постоянство» (constantia)
3) Сенека говорит о необходимости бережно относиться со временем и ценить спокойствие духа.
4) Сенека призывает к заботе о самом себе, быть благожелательным и общительным. Замечает, что философия требует умеренности, но она должна не быть преднамеренно неопределенной.
5) Основной причиной страха и надежды он считает неумение приноравливаться к настоящему.
«Думай, однако, о грозящей человеку опасности так, чтобы не забывать о долге человека».
«Хочешь освободиться от пороков освободить от порочных примеров».
«В этой бурной как море жизни, есть одна пристань: презирать будущие превратности, стоять надежно с открытой грудью встречать удары судьбы, не прячась и не виляя»
6) Он, прежде всего, советует отвергать наслаждение, поскольку оно изнеживает и много требует, например, богатства, а они залог рабства.
7) Отрицал, что блага могут быть телесными, хотя утверждал, что тело и здоровье телесно, «значит, и благо человека есть тело».
8) Призывает не терять духа в трудных ситуациях, поскольку: «жизнь вещь грубая».
«Лучше всего претерпеть то, что ты не можешь исправить, и, не ропща, сопутствовать Богу, по чьей воле это происходит».
«Жить согласно с природой».
«Вот и надо добиваться, чтобы для нас не было неожиданности».
3.4. Скептицизм .Секст Эмпирик (кон. 2 нач. 3 вв.)
Собрал и систематизировал высказывания древнегреческих скептиков от Пиррона до Энесидема, один из первых историков логики.
В «Трех книгах пирроновых положений» он разрабатывает тропы (греч. tropoς поворот, направление), познания, то есть его основные обусловленности.
Выделяет десять тропов, которые идут от древних скептиков.
Первый троп: «При разнообразии живых существ одинаковые вещи вызывают у них неодинаковые представления».
Соответственно, приятное для одних кажется неприятным для других. Секст настаивает на том, что разум присущ даже животным, при этом он его рассматривал как способность к выбору надлежащего и избегания неподходящего.
Второй троп: «Люди несходны, одни любят одно, а другие другое».
Возникает из разницы между людьми, что обусловлено различием тел, например, скифа и индейца, которые порождают различные представления.
Третий троп: «...мы имеем пять чувств, и воспринимаем лишь те качества яблока, которые мы можем воспринять».
Указывает на невозможность «отдавать себе предпочтение», поскольку свои ощущения различаются от ощущений других.
Четвертый троп: «Разные представления возникают от разных состояний, и не могут быть разрешимы».
Пятый троп: «В зависимости от каждого этого одни и те же предметы кажутся различными, например, одна и та же колонна, если глядеть на нее с разных концов».
3.5. Плотин (ок. 204/205-269/270), основатель неоплатонизма. С 244/45 жил в Риме.
1) Сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием, разделившим их по 9 сочинений, отсюда название «Эннеады» («Девятерицы»). 2) В системе Плотина из неистощимой полноты Единого, отождествляемого с Благом, в 3) процессе его эманации проистекают три главные субстанции бытия: ум нус, содержащий идеи (промежуточная ступень между Единым и умом «число»);
4) мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души; телесный мир космос; материя неопределенный бескачественный субстрат изменений, пассивная «восприемница» вечных идей форм (эйдосов). 5) Путь человеческой души восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики.
1. Первоединый есть все и вместе ни одно из существ. Начало всего не может быть совокупностью всех существ; начало есть все лишь в том смысле, что все к нему сводится, из него исходит; строго говоря, в нем все не есть уже, а еще только будет.
Подобно Первоединому и ум, преизбыточествуя силами, как бы изливает часть их и этим производит новое существо себе подобное; это новое существо есть образ его точно так же, как сам он есть образ Первоединого.
2. Таком-то образом происхождение существующего, начинаясь от первого, идет все ниже и ниже, причем каждое звено в этом процессе занимает место, сообразное с его природою.
О БЛАГЕ, ИЛИ ПЕРВОЕДИНОМ (VI.9) Не подлежит сомнению, что душа все /оживляемое ею/ производит в единство, как начало производящее, упорядочивающее, хотя душа всему дает единство, но это вовсе не потому, что она сама есть единство в себе...