Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
ИСТОРИЯ ИЗДАНИЯ МОДНЫХ ЖУРНАЛОВ В РОССИИ
Российская журналистка в сфере моды прошла свой собственный путь, такой же неровный, как и сама Российская Империя.
Цель данной работы - это изучение истории появления модных журналов в России.
Первые журналы «для дам» в России появились более 200 лет назад, а не в 1990-е, как многие думают. В 1779 г. вышел в свет первый журнал о моде – «Модное ежемесячное издание», который знакомил читателей с последними новостями французской моды. Напомню, что в эти же годы модные журналы активно развивались по всей Европе. Авторы журнала давали своим нарядам завлекательные названия, такие как «рог изобилия», «чепец победы», «расцветающая приятность» и «прелестная простота»! Через двенадцать лет на смену этому журналу пришел новый, носящий громоздкое название «Магазин английских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно, представленных гравированными рисунками с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы». Правда, обещанных рисунков в нем было не так уж много: печатать гравюры было дорого и сложно, поэтому журнал рассказывал о последних модах на словах, обращаясь к фантазии читательниц. Конечно, моды приходили из Европы с опозданием, что, естественно, вызывало нарекания дам. В начале 19 века новости моды можно было узнать в «Модном журнале», выходившем ежемесячно, а также в наиболее популярном журнале того времени «Московский Телеграф», издаваемый Николаем Полевым. В журнале печатались цветные эскизы модных французских платьев, и велась постоянная рубрика «модные обычаи», в которой короткими фразами сообщалось, что в моду вошло и что из моды вышло. В номере за 1825 г. можно, к примеру, прочесть следующее: «Вальсы в упадке», «Зеленые очки вышли из моды... щеголи носят ныне синие», «Теперь в моде не красить волосы, а хвастать сединами» и т.д. Но по-настоящему модная журналистика расцвела только во второй половине 19 века, после александровских реформ. В 1870-х гг. в журнале для семейного чтения «Нива» стали появляться разнообразные выкройки (для России это была новинка). Появляются многочисленные женские литературные журналы, в которых вопросам моды отводится не последнее место: «Журнал для милых» (1804 г.), «Кабинет Аспазии» (1815 г.), «Женский Вестник», «Дамский журнал» (1823 г.) и другие. Примерно в это же время начали выходить первые профессиональные модные издания – «Вестник моды для модисток» и «Вестник моды для портных», публикующие точные иллюстрации последних парижских фасонов с выкройками и подробным описанием фактуры тканей и аксессуаров.
Российские женские журналы, по примеру парижских, активно поддерживали образ «современной» (эмансипированной) женщины, способной активно учиться и употреблять полученные знания в практической деятельности. Многие видные женщины того времени сами открывали собственные журналы. Журнал «Лучи» (1855 г.) принадлежал А.О. Ишимовой, «Модный магазин» возглавляла Софья Мей. Небезызвестная Адель Гоппе – завсегдатай модных светских салонов – редактировала журналы «Модный свет и модный магазин» и «Новый русский базар», а после смерти мужа открыла собственные журналы «Модистка» и «Парижская мода». Как не удивительно это покажется, но в тех же женских журналах публицисты критиковали дам за желание читать о «парижских модах»:"… русская земля положительно наводняется журналами мод во всевозможных форматах, с различными направлениями и всевозможными приманками для доверчивой публики … кому нужны все эти журналы, кто их выписывает, неужели наше общество не интересуется другими более серьезными вопросами, за исключением мод, и не превратится ли в скором времени вся наша журналистика в одни только журналы мод?" - проявлял беспокойство "Женский вестник".
В конце 19 – начале 20 вв. в России издавалось достаточно большое количество модных журналов различных направлений: «Новости мод и рукоделий», «Новейшие моды», «Парижские моды», «Новости моды», «Последние моды» и другие, которые пользовались переменным успехом у публики. На общем фоне российской периодики моды достаточно заметно выделялся журнал красивой жизни «Столица и усадьба» (1913–1917 гг.), издаваемый и редактируемый известным промышленником и меценатом Владимиром Крымовым. Журнал был своеобразным камертоном русского аристократического образа жизни и трактовал понятие моды в том смысле, который передается английским «Vogue» – «журнал о красивой жизни», как отмечалось в программной статье, посвященный «светской жизни наших столиц, спорту, охоте, коллекционерству, и, особенно, жизни русской усадьбы в ее прошлом и настоящем». В журнале, к примеру, было написано, что отставание от моды на несколько лет «является одним из важнейших требований к представителям высшего общества; ультрамодное платье даме-аристократке можно надеть только на костюмированный бал, а умопомрачительные «багдадские» туалеты в стиле Бакста и Пуарэ прилично носить лишь богатым купчихам». Это богато иллюстрированное периодическое издание печаталось с особой роскошью: в большом формате на лучшей мелованной бумаге и уделяло много страниц повседневной светской хронике (сам Крымов вел посвященную сплетням рубрику «Экзотические разговоры») и фотографиям великосветских дам. В журнале участвовали лучшие петербургские фотографы А. Н. Павлович и Я. В. Штейнберг. А в 1915 г. в нем впервые в России был напечатан цветной фотопортрет. Жизнь журнала закончилась с падением Российской империи в 1917 году. Надо сказать, что журнал «Столицы и усадьбы» высоко ценится как культурный артефакт. После 1917 г. рынок журналистики моды претерпел некоторые изменения.
Советская идеология стала проникать и в сферу моды, которая, как оказалось, тоже сильно политизирована. 8 марта 1914 года по инициативе В.И.Ленина начинает издаваться первый советский журнал для женщин «Работница». Этот общественно-политический и литературно-художественный ежемесячник выходит в Петербурге тиражом 12 тыс. экз. «Работница» - первый большевистский массовый журнал, ставивший своей целью защиту интересов женского рабочего движения. Издание временно прекращает работу из-за полицейских преследований, и вновь появляется в 1917 году, как еженедельный журнал ЦК РСДРП (б). В период Гражданской войны журнал вновь перестает выходить и возобновляется в январе 1923 года. А в 1922 году появляется второй знаменитый советский журнал - «Крестьянка». Он основан Отделом по работе среди женщин ЦК РКП (б). Были и другие заметные издания, век которых, увы, был недолог, например, «Работница и крестьянка» (1932-1941), «Женский журнал» (1926-1930) и т.д. В этих изданиях печатались статьи на «женские темы», журналы воспитывали женщин, небрежно относящихся к своей внешности и здоровью. В женских журналах появляются публикации на темы гигиены и косметики, а также быта и снабжения, здесь же помещаются рецепты, советы хозяйкам, реклама, мода, выкройки женской и детской одежды - обычно, это вкладыш с одной выкройкой, к которой прилагается ее подробное описание. Журнальная реклама чаще всего размещалась на внутренней стороне обложки и представляла собой маленькие «окошечки» с различной информацией. В основном рекламировали услуги сберкасс, книги и журналы, каталоги выкроек, косметические и гигиенические средства. В 1923 году вышел советский журнал мод «Ателье», задуманный как альтернатива журналам парижского направления. Выпускало его Ателье Мод при объединении Москвошвея. Главной целью издания объявлялось «стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно». Вошедшие в первый номер журнала «Ателье» эссе Кузмина, Евреинова или Шагинян не походили на обычные статьи в дамских журналах про модные цвета и ширину юбок. Мода и театр, мода и революция, мода и танцы — таковы были темы, рассчитанные скорее на артистическую публику, чем на домохозяек и служащих. Эскизы Экстер и Мухиной, фотографии с моделей Ламановой предлагали моду элегантную и эстетскую: эффектные вечерние туалеты, нередко требовавшие веера, платья и костюмы, в острых силуэтах и пряных цветовых сочетаниях которых угадывался еще никому не ведомый стиль ар-деко. Грандиозность замысла журнала определяется одним только перечнем звездных имен, давших свое согласие на сотрудничество. Среди знаменитостей: Ю.П. Анненков, Б.М. Кустодиев, А.А. Ахматова, К.С. Петров-Водкин, В.И. Мухина, А.Я. Головин, К.А. Сомов, И.Э. Грабарь и другие. Для «Ателье» известный скульптор Вера Мухина создала эскиз своего знаменитого платья-бутона. Идея издания своего собственного журнала материально стала возможной после успешного участия Ателье Мод в Первой Всероссийской художественно-промышленной выставке 1923 года. Эстетическая программа всего предприятия была заявлена в журнале с обескураживающей прямотой, что вызвало раздражение. Кроме того, журнал вышел тиражом 2000 экземпляров и имел огромный успех у соскучившейся публике. Вскоре в журнале «Швейник» появилась маленькая заметка «Как не стоит художничать», в которой вся деятельность «Ателье» подверглась самой суровой критике. В результате первый номер журнала оказался и последним, а сделанная специально для «Ателье» серия рисунков Кустодиева так и не была опубликована. К слову, недолго продержался и первый советский модный дом (Ателье Мод), рухнувший в 1925 году. Был назначен новый директор, сокращен штат, и знаменитое московское «Ателье мод» превратилось в обычную номенклатурную модную мастерскую, обшивавшую партийных жен.
В начале 1920-х годов выходят и другие журналы, которые привлекали разработками моделей одежды известных живописцев и графиков, среди них известны «4 сезона», «Альбом мод». Между тем идея модного журнала с участием художников, равно как и привлечения живописцев к разработке моделей одежды, еще некоторое время сохраняла свою привлекательность. Многочисленные издания, появившиеся в эпоху НЭПа, призывали мастеров кисти и пера высказываться по тем или иным вопросам, связанным с костюмом, и нередко заказывали модные картинки известным иллюстраторам, плакатистам и театральным художникам. Первый номер журнала «Искусство одеваться», вышедший в 1928 году в качестве приложения к журналу «Красная панорама», открывала статья Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?», в которой вновь к разработке новых видов одежды призывались художники. Сам же журнал «Искусство одеваться» был прекрасно оформлен и посвящен не только моде, имел целый ряд интересных рубрик: «Парижские письма» — (сообщения корреспондента из Парижа о тенденциях моды), «Курьезы мод», «Прошлое костюма». Был в журнале раздел «Полезные советы», где можно было узнать: «Как чистить лайковые перчатки», «Как стирать тонкие кружева», «Как обновить черные кружева и вуали» и т.д., кроме того, в нем печатались статьи ведущих модельеров, врачей-гигиенистов, реклама товаров. В том же 1928 году, появляется «Домашняя портниха» - традиционный журнал мод. Он практически целиком состоял из моделей модной одежды, обуви, аксессуаров. В основном это были рисунки, но встречались и фотографии. Текста было мало, лишь описание моделей и советы портнихам. Журнал издавали на качественной бумаге большого формата, с цветной полиграфией и с приложением выкроек.
В конце 1920-х гг. издаются журналы «Новости моды», «Моды сезона», которые пользовались успехом в первую очередь у жителей столиц. После 1929 года все эти журналы больше не выходили. Они и другие журналы мод («Модный журнал», «Моды сезона», «Модный мир», «Моды», «Модели сезона» и пр.) были закрыты за «безыдейность»! Однако «Работница» и «Крестьянка» продолжали выходить, в отсутствии конкурентов на рынке женских журналов их тиражи только росли. «Работница» размещает у себя научные публикации о вреде ношения каблуков для хрупкого женского организма, приводит рекомендации для женщин, поднимающих тяжести, определяет стиль одежды советской женщины:
«Женщинам, которым приходится делать сравнительно тяжелую физическую работу (подымание, переноска тяжестей и т.д.) рекомендуем туго подвязывать живот, носить брюшной бандаж. Мы много раз писали о вреде высоких каблуков. Напомним, что ношение высоких каблуков придает всему телу женщины неестественное положение, таз излишне наклоняется и крестец глубоко вдавливается. Внутренности вследствие этого сильно напирают на брюшные стенки и растягивают их, в результате образуется отвислый живот. Благодаря высоким каблукам получается неестественная установка и коленных суставов, что вызывает сильные боли в ногах, также они причина «подвертывания» ноги и очень болезненного растяжения связок в голеностопном сочленении. Пора закончить с высоким каблуком и заменить его гигиеничным низким, широким «английским» каблуком».
В 1945 г. вышел в свет журнал «Советская женщина», в котором публикуются советские новинки моды в духе художественных композиций Ламановой и Экстер. В нем в 1947-м году было опубликовано письмо с большим количеством подписей под названием "Дадим отпор западным модам", в котором объяснялось, насколько неидейно, ненужно и вредно советской женщине копировать западные образцы. В том же 1945 году Министерство легкой промышленности приступает к изданию сезонного «Журнал мод» с кратким описанием фасонов, фактуры тканей, аксессуаров, с выкройками, вкладками, фотоиллюстрациями, отображающими последние веяния советской моды. Многие десятилетия он был главным источником информации о моде в нашей стране. В начале 1980-х гг. журнал приобрел статус журнала для семейного чтения, то есть фактически перестал быть специализированным.
С середины 1950-х гг. Министерство легкой промышленности возобновляет издание журнала «Моды сезона», который выпускался черно-белым на оберточной бумаге в карманном формате. В нем были представлены перепечатки из американских и, как ни странно, немецких модных журналов. Описываемыми в этих журналах модными тканями были панбархат и паншифон (шифон с бархатным рисунком), крепдешин, креп-жоржет и креп-марокен. Многие из этих тканей уже в 1945-м г. стали появляться в комиссионных магазинах как трофеи из Венгрии, Чехословакии, Румынии, Маньчжурии, Харбина. В свою очередь в Москве бешеным успехом пользуется журнал «Рижские моды», издаваемый с 1952 года Домом моделей Риги. Это связано прежде всего с тем, что Рига была самым европейским городом из всех советских, в довоенное время ее называли «маленьким Парижем» из-за бурной культурной жизни и элегантности рижанок. «Рижские моды» считались в тот период верхом совершенства, журналом руководила профессиональный дизайнер Ольга Грохольцева. Она долго работала в Харбине, а после войны вернулась в СССР и была назначена главой Рижского дома моделей. Более того, родная сестра Грохольцевой, жившая в Сан-Франциско, регулярно присылала ей журнал «Vogue», так что неудивительно, что рижские моды отличались необычайной актуальностью и изысканностью. Качество латышских публикаций на темы моды и одежды заметно превосходило остальные советские аналоги, – об этом до сих пор вспоминают представительницы старшего поколения.
В 1970-е гг. набирает обороты профессиональный журнал о моде «Стиль», предназначавшийся промышленным производителям модной одежды, дизайнерам, студентам текстильных училищ.
В середине 1990-х гг. его наследником стал журнал «NRG» («Новый русский гид»), который постепенно утратил статус профессионального.
В 1980-е гг. издается ежеквартальный журнал Общесоюзного дома моделей «Кузнецкий мост, 14», который распространяется по всем союзным республикам. 8 марта 1987 года советские женщины открывают для себя первый западный журнал мод на русском языке – «Burda moden». Это был первый журнал, появившийся в Советском Союзе. Говорят, произошло это благодаря личному участию жены Президента СССР Раисы Горбачевой. До этого журнал читали на немецком языке, а обладание им считалось большой удачей. С 1994 года в России начал выходить журнал «Cosmopolitan», выпускаемый издательским домом Independent Media & Sanoma Magazines. C 1996 на российском рынке появились «Elle» и «Harper’s Bazaar», а с 1998 – русскоязычная версия журнала «Vogue».
В данной работе мы проследили историю появления женских журналов мод в России. И с уверенностью можно сказать, что современный российский рынок модной периодики достаточно пестр и разнообразен, чем в те времена. Здесь есть все, что душе угодно: газеты, еженедельники, журналы, информационные агентства, вестники, специализированные модные журналы. Журналы мод прошли неровный, но насыщенный путь с 1779 года, прежде чем стать такими, какими они сейчас являются. И как бы скептики не относились к модным журналам, они все равно будут сопровождать нас всю жизнь, и, наверное, не найдется ни одной женщины, которая не заглянула бы в такой журнал хоть «одним глазком». Мода, как и журналы мод, являются историческими артефактами, по которым будут учить историю новые поколения. И когда-нибудь современные журналы о моде, попав в руки представительниц новых поколений, расскажут им о временах их мам и бабушек.
Список литературы: