У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Предметстраспецифика философии Фя как мудрость означала определенной отношение к знанию и деятти чела

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

1.Предмет,ст-ра,специфика философии

Ф-я как мудрость означала определенной отношение к знанию и деят-ти чел-а в целом. Сущ-ет 2 типа знания: 1. частное, кот-е раскр-ет секреты ординарной деят-ти (знать как)2. вопросы зачем? для чего? с какой целью?Понять предмет ф-ии – означает выяснить:1. чем заним-ся и что изучает ф-я 2. для чего ф-я предназначена Однако на эти вопросы нет однозначного ответа. Современное понимание ф-ии: рациональное объяснение смысла жизни и назначение человека в мире, его возможности, смысл чел-го бытия в целом. Специфика фил-го знания:

1. рефлексивность. Рефлексивная позиция означает, что для ф-фа предметом размышлений явл-ся сам чел-к и его деят-ть в мире. 2. всеобщность. 3. абстрактность фил-их понятий и принципов, оторванность от реальных дел,4. мировоззренческий характер фил-го знания. Ф-я служит средством объяснения и ориентации чел-а в мире.

5. методологический характер. Методология – это система принципов и способов познават-ой и созидательной деят-ти, кот-я направлена не на объяснение реального мира, а на проектирование и создание новых объектов.6. Плюрализм – множественность различных решений  одних и тех же проблем. Структура. Несомненно проблема человека явл. для Ф. центральной. В различных фил. направления и учениях система фил. знания структурируется весьма заметно различн. способами. Структура ф-ии:1)- онтология (учение о бытии) 2)- гносеология (о познании)3)- история ф-ии 4)- аксиология (о ценностях) 5)- идеология (о политике) 6)- мировоззрение (о деят-ти)7)- методология

Основной вопрос Ф., кот имеет две сороны т.е. предполагает ответ на два взаимосвязанных вопроса: 1)что первично материя или сознание; 2)познаваем ли мир.. Согласно материализму первична материя, а сознание явл. высокоорганизованной материей. Идеологическое решение- первично сознание, кот. Явл. творческим началом, выполняющим активную роль по отношению к пассивной материи. Утвердительный ответ на 2) вопрос, объединяет большую группу философов, кот называют философами признающими познаваемость мира (гносеологические рационалисты). Философы отрицающие ПМ – агностики, а их учение агностицизм (Юнговский и Кантовский)

2. Мировоззрение,его стр-ра и ф-ии.

Ф-я выступает средством ориентации чел-а в мире. Различают 2 вида ориентации: актуальная – объясняющая; перспективная, связанная с буд-ей дет-ю чел-а. 1-ый тип представляет свое мировоззрение, кот-е склад-ся под возд-ем различных факторов освоения чел-ом мира. Наиболее значимы проф-я деят-ть и образование ( усвоение чел-ом соц.-культ-го опыта). Проф-е знания и навыки спецта опред-ся не только мировоззрением, но и методологией. Именно миров-ое знание – культура, формир-ся в процессе изучения совр-ой ф-ии. Мировоззрение чел-а проявляется в деят-ти, регламентацию кот-ой осущ-ет методология, совокупность регулятивов деят-ти. Миров-е отвечает на вопрос что это?, метод-я – как это произошло? как это получилось?). Именно поэтому метод-я предст-ет собой перспективный тип ориентации чел-а. Формымировоззрения:мироощущение –относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоциональнопсихологических механизмах.; миропонимание – способ восприятия реальности,основанныйна интеллектуальных способностях чел-ка.; мировосприятие.

3.Историч.типы мировоззрения.

Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные - предельно общие. Исторические типы мировоззрения.
Житейское (обыденное); мифологическое, религиозное; научное, философское.
Мифология является самой ранней формой духовной культы людей, соответствующей стадии первобытного общества. Человек как личность была растворенаСущность мифа заключалась в переносе социально человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах. Появления религиозных взглядов обусловлено существованием рядов факторов:
1) гносеология - теория познания, 2) Социальная, т.е. общественная. Общество иерархическая система. Религия во все времена выполняла социальные функции - угнетение, подавление. 3) Психологическая .Религиозные идеи и представления помигают человеку снять стрессы, выжить в трудных ситуациях.
Наука - это форма человеческой деятельности результатом, которой являются факты, гипотезы, законы и методы исследований. Все науки подразделяются на знание: эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое знание человек получает с помощью чувств (опыт, наблюдение). Теоретическое знание - знание о глубинах - существенных сторонах Философия является теоретическим ядром мировоззрения.

4. Философия Др. Востока (7-6 в.д.н.э.) Именно здесь разраб первые фил идеи. Миф и религия соедин с научнучениями.Предпос.возникн фил:1)зачатки ф.возникли в фольклоре,мифологии,религии2)общ разделени труда3)появлен.зачатковнаучн.знаний4)возникнов.духовной культуры в целом.В период перехода от первобытн.общ строя к классов.В Др.Египте ф. мысль начала путь от религиозного к логическому, фил. толкованию мифов В Др.Вавилоне зарождение ф.было связано с развитием научных знаний и с формирование рационального отношения к людям и природе.В сер. I тысячелетия до н.э. в Китае и Индии начала складываться своя оригинальная философия - философия Древнего Востока. В этих странах в особых эконом., полит, соц и дух условиях существовала особая духовная атмосфера, кот.способствовала рождению философской мысли.

5. Философские традиции Индии.

Мыслители Индии отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма. Целью человека в учениях джайнизма и буддизма было достижение особого духовного состояния(нирваны) – слияния с «божественной сущностью» Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады' представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме и перерождении. Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана является Атман "Мировая душа" (Атман) идентична индивидуальной человеческой душе. Сансара - цепь зависимых перерождений – определяется кармой. Неортодоксальные учения индийской философии: джайнизм, буддизм.
(Будда)или«просветленный.Будда считал категорической лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем - страдающее существо. Основа буддийского вероучения - четыре "благородныеистины".Первая,"истинастрадания", Вторая истина, "истина возникновения страдания " исходит из того, что страдание обусловленожеланием: Третья истина ("истина прекращения страдания"):страданиеможнопрекратить,освободившись от желания. Четвертая истина, "истина пути", гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен.

6.Философия традиции Китай. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал – мужского – янь и женского – инь, мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. В развитии китайской философии выделяют следующие периоды:I.Протофилософский II. Натурфилософский III. «золотой век китайской философии». IV.Период кризиса V.Возрождение древнекитайской философии Для всей китайской философии характерна приверженность традициям. 1)Даосизм.Основателем является философ Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.) который развивает учение о правильном пути и добродетели". рассматривая человека как единое целое, даосы разрабатывали ряд практик, которые могли бы способствовать обретению "одухотворенного"тела.2) Конфуцианство. Основная тема философствования Конфуция - отношения человека, семьи и государства. Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами: 1) человечностью, 2) порядочностью, 3) знанием приличий, 4) мудростью, 5) лояльностью. 3)Легизм («Школа почитателей или любителей закона») В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа.

7. Античная философияАнтичная ф. – это ф. рабовлад (7-6 вв до н.э.). Характерная особенность – противопоставление фил. размышлений  практической деятельности, своеобразное отношение к мифологии. Духовное развитие шло от мифологии и религии к науке и философии. Начало др.-гр. Связывают с 7 мудрецами . Фалес был родоначальником ф. Он первоначалом считал воду, в основе всего сущего нах. мн-во богов, кот. управляют миром. Гераклит считал первовеществом огонь. Пифагор развивает мистику чисел. В основе мира лежит число. Постепенно в ф. возникает 2 основных типа фил. мировоззрения – материализм и идеализм. Одновременно возникает противоположность 2-х основных методов мышления – диалектики и метафизики. Идеализм. Основная проблема – человек. Функция – познание добра и зла. Сократ отождествлял знание с добром, невежество со лом. Аристотель разработал все важнейшие направления ф-ии. Древнегреч. философы заложили начало и разработали осноные идеи всей последующей философии.   

8. Философия Средневековья.Фил. мысль ср. веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). Средневековое мышление: реальностью для него является не природа, а Бог. В основе христианского монотеизма лежат 2 важнейших принципа: идея творения и идея откровения. Идея творения лежит в основе онтологии (учение о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. В патрист.  период  основу составляли произведения отцов церкви. Схоластика – направление ф., кот.  занимается абстрактными, оторванными от реальной жизни, надуманными проблемами. споры-споры о понятиях, а не онтологии.. Реализм считает, что реальносущ. не только единичные предметы, но и общие понятия. Номинализм считает, что общие понятия – это только имена, они не обладают самостоятельным сущ-ем, помимо единичности вещей. Фома Аквинский: его учения сост. Обоснование принципов христ. теологии. Он в качестве основы брал ф. Аристотеля, выдвинул принцип гармонии, веры и разума.   

9.Философия Возрождения14-15 вв возрождение  античной культуры, античного образа жизни, спооба мышления, Хотя Возр. и  противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития среднев. культуры, а потому несет на себе такие черты, кот. не были свойственны античности. Отличительная черта эп. Возр. – ориентация на искусство, В центре внимания оказывается человек. Поэтому фил. мышление этого времени можно назвать антропоцентричным. Антропоцентризм – воззрение, согласно кот. человек есть центр вселено и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм –имеет своим объектом ценность человека, призрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей  человека, разума, стримлению       к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире. Гуманизм  проявляется в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в утверждении веры человека в себя.

10. Новое время

17 в. начался процесс распада феодального общ-ва и появление буржуазного. Важнейшим фактором изменения общ-ого сознания явилась наука. Разделение труда в пр-ве вызывает потребность в рационализации пр-ных процессов. Бэкон разрабатывал проблему метода в науке и практике. Ставил задачу разработать методы практ. преобразования реальности. Он призывает искать открытия не в книгах, а в процессе пр-ва и совершенствования. В последующем это направление получило название «конструктивной методологии». Р. Декарт делает упор на дедукцию, кот. требует строгой последовательности обоснования и док-ва по принципу математики. Особую роль Декарт отводил фил. анализу проблем познания и развития самосознания. Ему принадлежат слова «мыслю, следовательно существую». Ф. нового времени хар-ся развитием эмпиризма и рационализма. Эмпиризм(Бэкон, Локк) – ф. направление, кот. считает источником знания ощущения, опыт. Рационализм (Декарт, Спиноза) абсолютизировал роль разума и принижал роль чувственного познания.  

11 Немецкая Классическая философия.

XVII - н. XIX  вв.  Важную  роль  в  формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.

Кант   -основоположник   нем.   классич.   идеализма. Считал,  что решению таких проблем  в  Ф.  как  проблемы  бытия,  морали  и  религии  должно предшествовать исследование возможностейчеловеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только  так  как он нам является.

Фихте - отрицал агностицизм Канта.  Предлагает объект "Я" и субъект "не Я" (созданное чел-ом). В основе мира лежит какое-то конкретное  "Я".  Мир можно познать через интеллектуальную интуицию. Субъективный идеалист.

Гегель  -  все,  что  существует,  существует  в  мышлении.  В  основе  мира  - абсолютная идея - мировой разум.

Фейербах -  материалист.  Выступал  против  идеалистической  системы  Гегеля. Показал,  что  идеализм  является  теоретической  основой  религии.  Критически оценивал агностицизм  Канта.  Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают  нас  с  ним.  Оно  есть образ объективного мира. 1) Чел. рассматривался как био. существо, игнорируя соц. сущность. 2) Абстрактное понимание чел-ка. (в неисторическое). 3) Носит механистический хар-р.

12.Философия марксизма.

Для Маркса центральная проблема–это проблема общества. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, величина которого определяется товарно-денежным механизмом.Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмездно. Такова концепция Маркса, практического подтверждения которой пока не достигнуто. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.

13. Неклассической философия.

Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Др.фил-ие течения 20в порывают с классич.теорией вообще. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной. Неклас-я ф-я отлич-ся от клас-ой: 1. в ней сним-ся основной вопрос ф-ии в виде противопоставления духа и материи и в основу фил построений кладется человек, культура. 2. для неклас-ой в-ии хар-но понимание чел-ка не как чел-ка разумного, но как чел-к  имеющий волю, желания, живущий реальной жизнью и др. 3. некл-я ф-я имеет дело с живой конкр-ой личностью, кот-я осущ-ет выбор, принимает решения (в клас-ой – чел-к обладает только разумом).

14. Аналитическая философия. Аналити́ческая филосо́фия - способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук. Предполагает следующее:1) Позитивистская точка зрения о том, что философских истин не существует, и что задачей философии является логическое прояснение мыслей. 2)Точка зрения, что логическое прояснение мыслей может быть достигнуто лишь путем анализа логической формы философских предложений. 3) Отрицание значимости всеобъемлющих философских систем в пользу более пристального внимания к деталям, здравому смыслу и обыденному языку. Гольбах Фреге.

15.Философия коммуникативного действия.

Понятие коммуникативного действия требует, чтобы действующие лица были рассмотрены, как говорящие и слушающие субъекты, которые связаны какими-либо отношениями с "объективным, социальным или субъективным миром", а одновременно выдвигают определенные притязания на значимость того, о чем они говорят, думают, в чем они убеждены. Поэтому отношение отдельных субъектов к миру всегда опосредованы возможностями коммуникации с другими людьми, а также их спорами и способностью прийти к согласию. При этом действующее лицо может выдвигать такие претензии: его высказывание истинно, оно правильно (легитимно в свете определенного нормативного контекста) или правдоподобно (когда намерение говорящего адекватно выражено в высказывании).

16.Синергетика

С.-междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «…Наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…»Область исследований синергетики чётко не определена и вряд ли может быть ограничена, так как её интересы распространяются на все отрасли естествознания. Общим признаком является рассмотрение динамики любых необратимых процессов и возникновения принципиальных новаций. Математический аппарат синергетики скомбинирован из разных отраслей теоретической физики: нелинейной неравновесной термодинамики, теории катастроф, теории групп, тензорного анализа, дифференциальной топологии, неравновесной статистической физики.

17. Филосовская мысль Беларуси 16–17ст.

характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. с утверждением антирелигиозных ценностей.

Франциск Скорина (ок.1490-1541). первое светское издание Библии с предисловием, где Скорина говорил об историческом и культурном, а не только о религиозном значении Библии, было прямым вызовом церковным порядкам. Философ проповедовал идеи веротерпимости, защищал принципы личных отношений с Богом, отстаивал полезность образования и идеи, содействуя развитию национальной культуры. Симон Будный. Этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии. Его интерпретация библейских текстов содержит первые приметы атеистического мировоззрения. Казимира Лыщинского "О существовании Бога", С.Щадурский, К.Нарбут, Б.Добшевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и действий.

18. Русская философия 19-20веков: Во второй половине 19в четко оформились два направления:революционнодемократическое;-религиозноидеалистическое

1.Чернышевский, Плеханов. Преследовалась идея всеединства. Плеханов основоположник русского марксизма,2.Основы русской религиозной философии заложил В.С. Соловьев, крупнейший русский философ. Он пытался создать целостною мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. должно стать христианство. Н. А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский.

19. Онтология как учение о бытие.

Бытие- все, реально существующее. Пример: велосипед→транспорт→привидениевдействие при помощи ног.Существует 2 понимания бытия:1.натуралиститеское. понимается под бытием объектов и субъектов реальности.

Онтология – учение о бытии, как объект реальности.2.субъектно - гуманистическое. Оно есть бытие человека. Отказывается от объективности, поэтому Хайдигер назвал его «антологическим нигилизмом».

Бытие как проблема.

Философия развивалась в 2 направлениях:

- выстраивала общую картину мира (космологию);

- решала отдельно частные проблемы;

Космология основывалась на учениях о богах. Метафизика – наука о первоначалах,

20. П-в структура бытия.

Различают реальное пространство и время – объективные пространственно-временные отношения, которые описывает наука и Ф как объекты. Концептуальное п и в – отраженная в сознании чел-ка, выраженная в понятийной форме и др. логической упорядоченности и систематизации. Эволюция развития представлений о п- и в содержит 3 этапа:

- классический ( натуралистический)

- неклассический (релятивисский)

- постнеклассический (субъективно-гуманистический)

Впервые Ньютон даёт определение п и в. П –пустое вместилище тел. В – чистая длительность

21.Диалектика

Диалектика – это раздел философии, учение, теория, которая даёт философское решение проблемы существования универсума, включает в себя не только теорию развития мира и его существования, но и метод познания и преобразования мира. Платон. Гераклид Платон-диалектика мышления(субъективная), Гераклид-диалектика самого реального мира (объективная). Гегель создал целостную концепцию диал., которая включает принципы, законы, категории. Гегель не видел разницу между мышлением и бытием, моделями и реальностью. Классическая фил-я определяет диал. как науку о наиболее общих законах природы, общением м мнениями. Диалектика сущ-ет в 2 формах: как метод и как теория.

22.Принц и зак. Диалект.Мендж.качества

Диалектика – признанная в совр. фил теория развития всего сущего и основан на ней философ метод. Диалект теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики. Что такое развитие? Основными принципами диалектики является принцип всеобщей связи. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окруж мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешн, либо внутрен причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы  противоположностей переход количества в качество; отрицания отрицания; Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращ. из нового в старое и отрицается все более новым.

23.Природа как объект е и ф. познания.

Понятие "природа" - одно из важнейших фил понятий. В фил смысле категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как все сущее, включая и самого человека. В этом смысле категория «природа» соизмерима с понятиями «материя», «Универсум», «мир» - предельно широкими философскими категориями. Фил знание о природе - натурфилософия. Природа включ в себя все формы проявления материального мира: неживую природу, живую природу и общество. Понимаемая в более узком смысле, природа - неживая и живая - является основным объектом изучения естествознания. В этом измерении она противопоставлена обществу, а в соответствии с канонами классической философии - и человеку. Следует указать на природа значение как совокупности условий и предпосылок существования человека и общества. В этом смысле часто используется интерпретация природы как среды обитания. С момента своего формирования совокупность философских знаний о природе оформляется в виде специального раздела философских знаний - натурфилософии. Большое значение натурфилософия приобрела в эпоху Возрождения и Нового времени в силу роста исследовательского интереса к природе. В Новое время природа оказывается в центре философских и научных исследований. Общим основанием изучения природы в современном естествознании становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая научные представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни.

24. Фил. Концепц. Совр. Естествознания.

Концепция современного естествознания является одной из самых распространенных наук. Она изучает почти все области жизнедеятельности человека. Естествознание – это не какая-либо отдельная наука, это целая совокупность наук, которые изучают природу, ее законы. Все науки можно классифицировать:1) науки математические;2) науки естественные;3) науки технические;4) науки гуманитарные. Современное естествознание берет свое начало от одного из философских направлений – натурфилософии. Одними из наиболее ярких представителей данного направления были ученики древнейшей Милетской школы (VII–V вв. до н. э.): Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

25.Концепция ноосферы и экол ценности.

человеческая деятельность привела нашу цивилизацию к экологическим проблемам, неразрешимым при настоящем устройстве общества. человечество столкнулось с серьезным экологическим кризисом. сформулирован важный мировоззренческий тезис о необходимости изменения взаимоотношений между человеком и средой его обитания, о целесообразности сложившейся ориентации развития.концепция ноосферы (сферы разума),В.И. Вернадский. Ноосфера-это такая стадия развития биосферы, при кот.определяющим фактором становится деятельность ч. Методологические преимущества данной концепции, заключались в ее органичном соединении не только с проблемами выживания, но и с другими общественными и общечеловеческими ценностями. Ноосфера как будущая сфера разума человечества в целом предполагает любое многообразие эволюции как в социальном, так и в социоприродном плане, но лишь такое, которое допускается принципом их соразвития, или коэволюции".Одним из важнейших критериев экологической образованности личности знание в области особенностей функционирования системы "человек — общество — природа. В процессе экологического образования и воспитания должен быть реализован ряд функций:• непосредственно эколого-образовательную • мировоззренческую • гуманистическую;• воспитательную;• нормативную;• информативную.

Ноосфера-это такая стадия развития биосферы, при кот.определяющим фактором становится деятельность ч.

26.Человек как объект фил. Познания.

В настоящее время считается общепризнанным факт усиления значимости личности, выступающей как главный источник социального прогресса, субъектом которого является активно действующий, созидающий человек. Вслед за Сократом, в античной философии много внимания уделялось определению природы человека. Религиозные мыслители занимались глубокими научно-философскими исследованиями человека, пытаясь объяснить непонятные и удивительные его свойства. В современной философской антропологии существуют два пути исследования человека:*естественнонаучный – исследовательская позиция предполагает уверенность в том, что человек способен познать сам себя, опираясь на наблюдение, эксперимент и опыт. * гуманитарный, предполагающий, что «человек – это тайна». Человека, в отличии от остальных явлений природы, невозможно изучать обычными средствами. Сложились две концепции о природе человека: 1)социологизаторские  - считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека; 2)биологизаторские — общей чертой, является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.

27.природа и сущ человека,понатие антропосоцио генеза.

Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду. Согласно концепциям материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей. В эзотеризме же и многих религиях человек определяется как сущность, соединяющая в себе «тонкое» (душа) с «плотным»(тело). АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ  — процесс перехода от биологиче-ской формы движения материи к социальной, являющий-ся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое об-щество. Поэтому формирование челове-ка (антропогенез) есть прежде всего становление всей совокупности общественных отношений, т. е. общества (социогенез). Социогенез есть сущность антропогенеза.

28. Личность, её дух основания и общество

Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого.В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика. Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Каждый чел биологически неповторим. Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимаает философско-социологическую проблему: способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата. О. Рассматривается в связи с философской проблемой свободы.Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход.

29.Философские проблемы сознания. Филосо́фия созна́ния  — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель явл предшествен современных дуалистов, считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальностьмонизма стоит Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической ф. Философия сознания имеет не только теоретическое значение.1)от ответа на вопрос о том, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научная психология и возможна ли она.2)теории сознания связаны с этическими и даже правовыми вопросами, 3)совр теории сознания оказывают существенное влияние на развитие концепции искусственного интеллекта. Вопрос о соотношении сознания и тела, известный также как психофизическая проблема, нередко считается главной теоретической проблемой философии сознания. Декарт считал, что мир состоит из двух родов субстанций: материальной и духовной. При этом основным атрибутом материи является протяженность, а основным атрибутом духа — Мышление. С этой точки зрения, человек представляет из себя сочетание протяженного тела и мыслящего духа.

30.Сознание и искусственный интеллект

Разработка проблемы искусственного интеллекта (ИИ) необходимо связана с результатами исследования естественного интеллекта (ЕИ), который не ограничивается когнитивными функциями, представляет со-знательную деятельность в целом.Созна́ние — состояние псих жизни человека, выражающ в субъектпереживаемости событий внешнмира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире.Проблематого, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл сущ данного термина выступает предметом исследования философии сознания, псих, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.Иску́сственныйинтелле́кт наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами.

31.Виртуальная реальность и иск интеллект.

Одно из самых перспективных направлений совр науки и культуры - виртуальная реальность. темин “виртуальная реальность” обозначает такую реальность, которая может существовать как в потенциальном (возможном) состоянии, так и в актуально существующем, действующем состоянии. Философский подход, который используется для изучения виртуальных реальностей, получил название “виртуалистика”, предполагающий множественность реальности. Выделяют следующие специфические свойства виртуальной реальности: 1) Виртуальная реальность продуцируется активностью какой - либо другой реальности, внешней по отношению к ней.2) Виртуальная реальность существует актуально, только “здесь и теперь”, только пока активна порождающая реальность.3) В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования.4) Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями. Технологии виртуальной реальности получили свое рождение из попытки создать искусственный интеллект. Первые работы в этом направлении велись с учетом предпосылки, что человек не может мыслить без мозга, но может создать мозг, который будет мыслить без человека. Очевидно, что проблема создания искусственного интеллекта в ближайшее время не будет решена.Предполагается, что термин “виртуальная реальность” был введен в обиход Жароном Ланье, спец в области современных компьютерных технологий(1984)

32.Индивид. и обществ. сознание.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общество есть материально-идеальная реальность. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться. Общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность.Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания - это диалектика взаимосвязи единичного и общего.

33.Гносеология и эпистемоглогия.

"Гносеология" дословно означает: "Учение (Наука) о познании", "Учение (Наука) о сознании". Эпистемология – так в англоязычной литературе называется  Гносеология. Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний, в которой исследуется  возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; Задача гносеологии   уловить сознание, рассмотреть его во взаимосвязи с миром материальных вещей, предметов и явлений, сделать его предметом своего рассмотрения и изучения. Излагая свои взгляды по тому или иному философскому вопросу, философ обязательно аргументирует истинность своих высказываний. А "истинность" - это уже гносеологическая философская проблема. Следовательно проблемы гносеологии всегда занимают центральное место в философии.

34.Чувств и рациональное познание.

В составе научного знания обычно выделяют два основных уровня – уровень эмпирического и теоретического знания. В эмпирическом знании преобладает чувственное познание. В теоретическом познании преобладают рациональные методы познания, опирающиеся на логику, интеллект и мышление. В чувственном познании, выделяют три основные формы:1)Ощущения – наиболее элементарные чувственные данные (представляют из себя чистый звук, цвет, вкус и т.д) 2)Восприятия –  комплексы ощущений, организованные в пространстве и времени. 3)Представления - объединяет в себе множество восприятий в пространстве и времени. Ощущения и восприятия как бы навязываются человеку, мало зависят от его воли. Общими характеристиками ч п: Конкретность – сильная сторона ч п, оно сообщает нам уникальную информацию о нашем материальном мире в отдельном месте и времени. Конечность – слабая сторона, в ч п мы можем получить информацию только о конечном числе объектов, событий, конечной части пространства и времени. В то же время в научном познании очень важна информация о бесконечном, и эту информацию чувственное познание дать не в состоянии. И в рациональном познании выделяют три основные формы:1) Понятия – формы мышления, которые выражаются в виде имен объектов, событий. 4)Суждение – представлет из себя определенную связь понятий. 3)умозаключение - связь множества суждений. Основные характеристики р п: Бесконечность–очень сильная сторона и Абстрактность – слабая.

35.Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.

Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности? Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. Познаваемость Мира - понятие, выражающее способность обществен, человека, опирающегося на историч. развивающуюся практику, правильно отразить в сознании все многообразие видов материи, их свойств, взаимосвязей, форм и законов движения. Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира.Эти трудности связаны, в частности, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Так, глаз не только на свет и цвет, но и на механическое и электрическое раздражение реагирует свето- и цветоощущением.

36.Конц ист.Истина и критерии достоверности знаний

И́стина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизв его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, в религии и философии. До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи. Истина есть адекватное отображение действительности в сознании. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Научные знания носят относительный характер. Относ. знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти и т д. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления.

37.Ф.науки,её структ.и функц.

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ – это система знаний, включающаяв себя: 1) онтологию науки – учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки; 2) гносеологию науки – учение об особенностях познания научной деятельности;  3) методологию науки –  учение о принципах и методах получения знаний; 4) логику науки – учение о логических средствах научного познания; 5) аксиологию науки – учение о  ценностных основах  научного  познания; 6)  социологию науки  –  учение  об особенностях  взаимоотношений  социальных  групп,  участвующих  в  научной деятельности, о месте человека в науке. Функции философии:1) онтологическая: философия строит общую картину мира, систематизируя данные частных наук;2) гносеологическая.

38.Структ научн-позн деят.этика н.

Научная этика — в современной науке это совокупность правил, нарушение кот ведет к административному разбирательству. Научная этика это не только администр правила, но так же и совокупность моральных принципов, кот придерживаются учёные в научной деят и которые обеспечивают функц науки.Для фил, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем1.Познание-это особый вид отражательной деятельности человека. 2.Познание-есть духовная сторона практической деятельности человека. 3.Познание-высший уровень информации, достигаемый человеком  целенаправленно. Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения. Огромную роль в познании играет идеология. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.Структура н.позн. м.б. представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических ее элементов. Научный аппарат включает в себя четыре необходимых компонента в их ед-ве:1) субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и.т.п., в конечном счете об-во в целом. 2) объект науки – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. 3) система методов и приемов, характерной для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием из предметов. 4) свой специфический язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы).

39. Эмпирический уровень познания, методы, формы.

Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность в системе гносеологического отношения "субъект-объект". Основная задача эмпирического познания - собрать, описать, накопить факты, произвести их первичную обработку, ответить на вопросы: что есть что? что и как происходит? Методы применимые на эмпирическом уровне научного познания: наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие: 1) однозначность цели, замысла; 2) системность в методах наблюдения; 3) объективность; 4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента. Эксперимент в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов. Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез. Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

При индукции мысль исследователя движется от частного к общему.

40 . Теоретический уровень познания.

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Существует несколько типов познания: 1)мифологическое(хар-ся олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом); 2)религиозное; 3)философское

(целостного познания мира); 4)чувственное; 5)научное (разработка теоретической картины мира). Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д. Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология учение о бытии и диалектика учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Субъектом познания является человек.

41.Понятие метода. Классиф методов научн.деят.

М-это совкупн.правил и споспобов решения определ.проблем (познават задач). Сущ.определ. требов.к м:1)соответствие предмету исследования; 2)соответсв. целям исследов., что выраж. Единство объект.и суб. Аспекта процесса. Методология – это 1)наука о методах; 2)совокупн. методов, средств, форм организации,а также разл.регулятивов кот регламент познават.деят.

Отвеч.на ?:как надо строить деятельность чтобы она была успешной.

1.Общечеловеческие (присущий чел. позн. в целом как обыд-ому так и научн)

1).Анализ-мысл-ое расчленение объекта на составные части с целью детального изучения. 2)Синтез-мысл-ое соединение разъединение в анализе состав. Част. С целью получ-ия совокупных хар-к 3)Индукция;4)Дедукция.2.Научный (по степени общности) 1)всеобщий, общенаучный,частнонаучный. 2)(по степени исп.средствматем.) качеств,колич. (отнош.к опыту)эмпирические, теоретич.

42.Наука и инновацдеят в РБ

Инновационная деятельность:Республиканский центр геномных биотехнологий открылся в Минске. Почти 150 инновационных проектов планируется реализовать в Минске в 2012 году. Беларусь изучает возможность создания ассоциации технопарков и бизнес-инкубаторов. Первый в Гомельской области технопарк предоставит 300 рабочих мест. Белорусские депутаты приняли в первом чтении проект закона о государственной инновационной политике. Белорусско-литовский инновационный центр откроется в Минске.

43.Общество как обл.изуч.соц фил.

С.ф.представляет собой философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии (призван ответить: что есть об-во и какое место занимает в нём ч?) С. Ф.в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие: социология занимается анализом об-ва и выявл.закономерностей в его существовании, в то время как ф.выполняет критическую функцию. Так об-во рассм СФ на 3 уровнях абстракции:

1.конкретно-социологический уровень, предметом рассмотрения- многочисленные реальные об-ва – страны и народы, существующие или существовавшие в человеческой истории.

2. типологический уровень, предметом рассмотрения - типы общественной организации, существующие или существовавшие в истории.

3. общесоциологический уровень, предметом рассмотрения - «общество вообще» - типологическая абстракция, фиксирующая фундаментальные сходства в организации любого общества, независимо от времени и места его существования.

Согласно деятельному подходу в структуре общество выделяются четыре подсистемы (сферы общественной жизни): хозяйственная, организационно-политическая, социальная и духовная. В основе выделения этих подсистем лежат типы деятельности, создающие элементы общества, необходимые для совместного существования людей.

44.Эконом,полит и духовные отнош в об-ве.

В сов.ф.эк. рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Ф-ие подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития эк.жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в эк. процессах, как сосуществуют в обществе эк.интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в эк. жизни общества. Совр.ф.признает важность материального производства, однако считает его лишь одной из многих не менее важных сфер общественной жизни, без которых представить себе общество также невозможно. Роль ф.политики играли ф. гос-ва, ф.права, моральная ф. В полит.ф.сложилось2 традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая - от Макиавелли. 1 - какой полит. режим является аутентичным - соответствующим природе человека, служит его благу.2 - проблемах эффективности политических систем и режимов.1)Политическая онтология изучает бытие власти 2)политическая антропология - место человека в политике 3)политическая праксеология - политическое действие 4)политическая эпистемология – объяснение.

Анализ духовной жизни общества - проблем соц.ф, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно. Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д

45. Материальное производство.

Материальное производство – процесс трудовой деятельности людей, который осуществляет преобразования природы, создаёт материальные и другие благо для удовлетворения и гуманной прогрессии своих потребностей и интересов. Ядром материального производства является понятие способа производства (взаимодействие производительных сил общества и его производственных отношений).

Значение материального производства не только в том, что оно необходимое условие существования общества и человека, но и в том, что весь строй жизнедеятельности людей зависит от способа производств мат. благ в каждую эпоху. В процессе материального пр-ва участвуют люди, воздействуя на предмет, подлежащий обработке, с помощью орудий труда. В процессе развития орудий труда в них начинает господствовать общественный характер труда. Это является технологической потребностью, поэтому характер труда движется от частного к общему. Это требует соответствующего движения производственных отношений. Отношения собственности являются главной, определяющей стороной производственных отношений. Характер производственных отношений зависит от условий, которые сложились в обществе, с которыми люди должны считаться и которые определяют их сознание.

46.Культура и цивилизация.

Термин «культура»  переводится как «возделывание, обработка, развитие» и подразумевает целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» появилось во французском языке  в XVIII в. Цивилизация - социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства.  Современная цивилизация -общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека. Высшая ступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральном совершенстве человека, которое проистекает из уважения к нравственному закону.  Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах. Цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

47.Этика, эстетика,религиовед как приклад.фил.науки.

Этика(гр.нрав,обычай) Основные проб: Проб 1.критериев добра и зла 2.смысла жизни и назначения человека 3справедливости 4.должного. «Золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе .Исследования этики проводятся умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом. Эстетика - ф.искусства, т.е. философско-теор.постижение, истолкование художественного; задаёт ? об источнике красоты в мире, о том, каким образом красота являет себя человеку.издр.гр.ф., возникает тезис об онтологическом происхождении красоты, красота как свойство бытия.

Религиоведение (лат святыня)—наука, предметом из.-все мировые религии и вероисповедания. Философское религиоведение - это совокупность ф.рассуждений, предметом - "религиозное отношение" человека или "религиозное сознание человека".Спецификаф.религии как религиоведения: она ограничивается исследованием религии и не занимается описанием или концептуализацией сверхъестественной реальности или сверхъестественного измерения единой действительности.

48.Ф-ое учение о ценностях.

Ф-кое уч.о ценностях изучает  связанные с природой ценности, их местом в реальности и структурой ценностного мира.Впервые ? о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центр.пунктом своей ф. и сформ. им в виде ? о том, что есть благо. Благо- реализованная ценность и полезность.  В антич.и средн.ф.? о ценностях был непосредственно включён в стр-ру ? о бытии: полнота бытия - абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы.Типы теор.цен.:

-Натуралистический психологизм:Любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

-Трансцендентализм. Здесь ценность-идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, — это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще) субъект».

-Социологизм:Ценность как норма.

49.Ф.идентичности.

Идентичность – отождествление, тождественность, точное соответствие, полное совпадение.

Для выявления всей совокупности характеристик индивидуальной и коллективной идентичности ориентируется на результаты и методы таких научных дисциплин как:

-архетип-физическая антропология,выявляя соотнош.биол. и социального, стереотипов муж и жен, условий питания и хронологии жизни, норм физ. Сост., демографических и физических параметров больших общностей.

-социальная психология - рассматривая особенности временного, развития речи, темпы освоения мира, чувства стыда, страха, потребности в самостоятельности и коллективизме, методы обучения, особенности менталитета. Менталитет(умственный)— образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность, присущие группе.

-культурология - исследуя содержание духовного мира, особенности культурных традиций, норм, способы идеологического производства, особенности языковых систем, особенности жизни, мифологии и народной культуры.

Т.о., идентичность - многомерный процесс ч.становления, который может быть описан с помощью различных аспектов.

50.Динамика.

Социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Критериями социальной динамики являются: 1. Стадиальность процессов (каждый социальный  процесс развивается по определенным стадиям. Без завершения предыдущей стадии,  без достижения

своего  конечного  результата не может начаться, наступить стадия последующая)

2. Последовательность. (Очередность стадий развития  социального  процесса. Нельзя  забегать вперед пока не созданы условия для  последующих действий)

3. Многофакторность. (Социальные процессы являются результатом действия многих факторов)

4.Направленность социальной динамики определяется результирующей воздействующих сил. Направленность движения и смена состояний социальной динамики  и социальных процессов. Это означает, что социальный процесс всегда  выражает  определенную направленность,  целесообразность  деятельности.  Его результатом является смена состояния объекта.  Всякая ненаправленная на конкретный результат деятельность не является процессом. Цель деятельности определяет содержание и структуру достижения намеченного  результата.  Конечный результат дает название процессу.

51.Восток и запад.

Разделение культур на западные и восточные подразумевает  их географическое расположение и различную ментальность населяющих эти территории народов(различие вв способах и методах познания мира,различных ценностей).В философско-историч.осмыслении Восток-первая ступень всемирного развития человечества.Если Восток представлен в культуре целым рядом цивилизаций,то Запад являет нам своеобразную последовательность эпох развития цивилизации,зародившейся в бассейне Эгейского моря.Последоват.эпох:классическая эллинская культура,эллинистически-римская ступень,романно-германская культура христианского средневековья,новоевропейская культура.В устойчивости Востока и состоит его первая особенность.Развитие востока предстаёт как сплошная линия.Новые введения не рушат старых.Запад движется вперёд как бы рывками,и каждый рывок сопровождается крушением старой системы ценностей,экономич. и политич.структур.Кроме того,на Востоке было множество религий,в отличие от Запада.

52.  Философия безопасности

Философия безопасности как самостоятельное направление исследований оформилась в конце ХХ в. под влиянием возросшего в деятельности человечества разнообразия рисков и соответствующего стремления общества к устойчивому развитию.

Философия безопасности исходит из трактовки объективной реальности как нелинейной динамики (влияние синергетики, квантовой механики). На уровне общественного сознания нелинейность предстает как неопределенность, питаемая динамическим хаосом и постоянным недостатком информации в достаточном для принятия решений объеме (в силу непрерывной изменчивости обстановки, параметров, условий, конъюнктуры рынка и т.д.).

философия безопасности решает задачи: 1) мониторинга (исследования); 2) минимизации последствий стихийных бедствий, угроз, рисков; 3) оптимизации охранных, спасательных, экономических, социально-политических, социальных (медицинских, страховых), информационных, управленческих структур; 4) подготовки кадров; 5) развития материально-технической базы специальных структур; 6) оздоровления, финансовой стабилизации организаций (менеджмент безопасности); 7) со-вершенствования охраны труда.

53. Концепция устойчивого развития(УР)

Республики Беларусь Усто́йчивоеразви́тие — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом, речь идёт об обеспечении качества жизни людей.

54.Философия техники.

Термин «философия техники» впервые ввёл в научный оборот немецкий исследователь Э.Капп. Как самостоятельная дисциплина философия техники складывается в середине ХХ столетия. Философия техники - направление философских исследований, в центре которого - всесторонний, философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации, тесно связана с философией и социологией науки, философской антропологией и другими современными течениями философской мысли.Философия техники – область философии, рассматривающая круг проблем, связанных с техникой, искусственными объектами, артефактами. Выделяются следующие аспекты и разделы философии техники: онтология и гносеология техники, социология и культурология техники, антропология техники, философские проблемы технического знания и инженерной деятельности, техника в системе культуры.

55.Философ.инженерной деят.

Инженерная деятельность включает в себя разработку, проектирование и конструирование новой техники и технологии, изобретательство, инженерные исследования и расчеты, инженерное обслуживание текущего производства, эксплуатацию техники и технологии, контроль за качеством продукции, соблюдением стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, техники безопасности, противопожарной техники, разработку и осуществление перспективных планов по оценке и внедрению научно-технических достижений в практику и пр.

Характерными чертами инженерной деятельности являются:

1) принадлежность к материальному производству, технической практике;

2) техническая направленность (без и вне этого инженер лишается предмета своей деятельности);

3) научная обоснованность (сознательное использование науки для прогресса техники);

4)неотделимость её от технического и научно-технического творчества;

5) её опосредованное воздействие на технику (инженер, как правило, сам не производит технику, не реализует свой проект, а делает это через рабочих)

Инженер - это практическая профессия, нацеленная главным образом на создание техники и технологии, на материализацию, «овеществление» научных знаний на производстве.

Результаты инженерной деятельности, как правило, представляются в знаковом виде (в виде чертежей, схем, программ, расчетов, описаний), а также в виде устных рекомендаций, объяснений, указаний и т.д.

Главное назначение инженерной деятельности - интеллектуальное, научно-техническое обслуживание сферы материального производства, развитие техники, технологии, обеспечение научно-технического   прогресса,    решение    на   основе естественно-научного, технического и социально-гуманитарного знания технико-технологических,   инженерных противоречий, проблем и задач.

56.Взаимоотнош.гуманитарных,естествен. и технич.наук.

Общественные  — комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с гуманитарными науками.Есте́ственные — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных  явлений. Происхождение естественных наук связано с применением философского натурализма к научным исследованиям. Принципы натурализма требуют изучать и использовать законы природы, исключая произвол человеческой воли. Технические науки — комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, либо её саму. Эволюционировали из ремёсел. Огромный вклад в развитие технических наук сделали великие инженеры древности: Архимед, Герон, Папп, Витрувий, Леонардо да Винчи. Одними из первых технических наук стали механика и архитектура. Одним из первых образовательных учреждений в области технических наук стала Политехническая школа Гаспара Монжа.

57. Глобализация социальных процессов

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран. Глобализация связана с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социальных, культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. В социальной сфере глобализация предполагает создание общества, которое должно быть основано на уважении прав и фундаментальных свобод человека, на принципе социальной справедливости. Социальные права, доступные ранее населению только развитых государств, постепенно перенимаются для своих граждан и развивающимися странами. Во все большем числе стран возникают гражданские общества, средний класс. Весьма заметным явлением за последние 100 лет стала глобализация культуры на базе колоссального роста культурного обмена между странами, развития индустрии массовой культуры, нивелировки вкусов и пристрастий публики. Глобализация способствует быстрейшему распространению финансовых, экономических, экологических, социально-политических кризисов по территории планеты, определяет необходимость объединения усилий

правительств разных стран и межгосударственных объединений в поиске и реализации путей преодоления кризисов.

58.техногенные процессы человечества

Техногенез — происхождение и изменение ландшафтов под воздействием производственной деятельности человека. Техногенез заключается в преобразовании биосферы, вызываемом совокупностью механических, геохимических и геофизических процессов. Следствием человеческого вмешательства в природную обстановку можно считать изменение почти всех компонентов среды, входящих в сферу влияния человека. Активному воздействию подвержены как атмосфера, почвенный покров, подземная и поверхностная гидросфера, рельеф и растительность, так и современные геодинамические процессы и явления. Изменение одного компонента среды сказывается на других.Одна из важнейших сторон техногенного воздействия связана с вовлечением в городскую сферу огромных масс химических элементов с твердыми промышленными и бытовыми отходами, пылевыбросами, промышленными и коммунальными стоками и пр. Различают обратимые и необратимые воздействия. К обратимым относятся: временное понижение уровня грунтовых вод, орошение, загрязнение атмосферы, гидросферы и т. д. Необратимые – изъятие невозобновляемых полезных ископаемых, искусственные изменения рельефа, необратимая химическая мелиорация грунтов и т. д.

59. Методология социально прогнозирован

Социальное прогнозирование – это особый способ включения гуманитарно-ориентированной науки в практику выработки и принятия управленческих решений. Цель такого рода деятельности состоит в том, чтобы избежать серьезных антрополого-экологических просчетов, чтобы прогнозы законодательного, правового, экономического, инженерно-технического, образовательного и прочего характера были в научном отношении достаточно продуманны и обоснованны. Это и определяет необходимость и значимость футурологии как науки.

60.Футуралогия

Футуроло́гия — наука прогнозирования будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций. Термин "Ф." был предложен немецким социологом О. Флехтхеймом как название "философии будущего", альтернативной всем предшествовавшим социальным учениям. В этом значении термин не получил распространения. Футурология рассматривает цели, задачи, направление нашего движения и то, какие проблемы и возможности встретятся на нашем пути.




1. .Характеристики эпохи Возрождения.
2. Заринская средняя общеобразовательная школа имени М
3. тема это такая система которая превращает тепловую энергию в механическую
4. 5 22 22.html
5. Детская литература
6. ~ылмысты~ ы~ т~сінігі п~ні ~дістері ж~не жуйесі
7. Testnt community which it is unnecessry to specify nd his fther hd sent him there t the ge of fifteen prtly becuse he would lern the Germn requisite for the conduct of the silk business nd prtly b
8. Применение лазеров
9. Экзамены Кембриджского университета Cmbridge ESOL exms ~ это одни из наиболее популярных международных экзамен
10. Исследование рынка водогрейных котлов
11. От каких факторов зависит уровень развития образования в современном мире.html
12. Descriptio описание ~ описание окружающего мира
13. Введение История прав человека как политической и правовой реальности начинается лишь в эпоху Нового време
14.  ~внутрішні хвороби А в т о р е ф е р а т дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата меди
15. Я воровала его заметки и тексты песен
16. тематика курсовых работ по дисциплине Финансовый менеджмент 200132014 Роль информационное обеспечен
17. Лабораторная работа N 3 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 3 КОМПЕНСАЦИЯ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ
18. 51 31 Теория вероятности как наука
19. редактор MS Word автоматично переходить з одного рядка на інший після досягнення правої границі тексту
20. на тему- Семейный этикет