Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Германия в это время находилась под влиянием Французской революции, в связи с чем наблюдалась политическая раздробленность и экономическая отсталость страны, антинаполеоновское освободительное движение и атмосфера общей полит реакции. После изгнания наполеоновских армий из страны распространилось общественное движение против влияния фр просвещения, возрастает интерес к национализму, в частности средневековому культурному наследию это отличительная черта романтизма. Основа концепции нем романтизма: установление связей с историографией и этикой Гемстергейса (нидерл. философ; представитель мистически-поэтического неоплатонизма). По нему материя = застывший дух. Прекрасно то, что производит впечатление совершенного; это одновременно и хорошо, если оно способствует единению с божественным целым. Его эстетические воззрения оказали большое влияние на ранний романтизм.
все эти взаимодействия находят отражение в изображении мира, человека и природы, любви, отношения к искусству и явлениям общ жизни. Т.о., нем романтизм использовал для построения своих теорий философию и эстетику 18 века.
В первую очередь философско-исторические труды, в которых отразился интерес к культуре и фольклору. Сильно на романтизм повлияло движение бури и натиска.
Для творчества Г. Бюхнера решающее значение имела его революционная деятельность и естественнонаучные интересы.
Жизнь и деятельность. Георг Бюхнер организует тайное «Общество прав человека», которое должно было заняться политической агитацией среди крестьян самого многочисленного и бесправного класса тогдашней Германии.
Материальные потребности народных масс, и прежде всего голод, Бюхнер считал основой всего. Современное общество он делил на бедных и богатых; имущественные отношения определяли для Бюхнера всю жизнь общества.
«Смерть Дантона». Единственное произведение, опубликованное при жизни Бюхнера, драма «Смерть Дантона». Она была написана в тяжелые для Бюхнера дни, когда он и его друзья были выданы, часть участников тайного общества арестована, а сам он скрывался в доме отца в Дармштадте накануне бегства в Страсбург.
Закончив свою драму, Бюхнер послал ее К. Гуцкову, прося в письме рекомендовать ее к печати (февраль 1835 года). Гудков считал, что драму невозможно напечатать в том виде, как она вышла из-под пера Бюхнера, ибо, по выражению Гуцкова, «дух санкюлотства бушевал в произведении, провозглашение человеческих прав витало там, увенчанное розами, но обнаженное. Идея красного колпака господствовала над всем»'. Хотя Гудков был единственным более или менее значительным представителем современной литературы, с которым Бюхнер был как-то связан, последнего отделяли от Гуцкова, как и от всей «Молодой Германии», расхождения по основным политическим и социальным вопросам и по вопросам искусства. Выражая свое несогласие с Тучковым и его единомышленниками, Бюхнер писал ему из Страсбурга в 1836 году: «Реформировать общество с помощью идеи силами образованного класса? Невозможно! Наша эпоха насквозь материалистична». Еще ранее в письме к Гуцкову (1835) Бюхнер писал: «Отношения между богатыми и бедными есть единственный революционный элемент в мире».
Революционным и материалистическим взглядам Бюхнера соответствовала его реалистическая концепция искусства.
«Что касается так называемых идеалистических писателей, то я нахожу, что они давали почти только одних марионеток с небесно-голубыми носами и аффектированным пафосом, но не людей из мяса и крови, страдания и радость которых заставляют меня сочувствовать им и поступки и действия которых вызывают мое презрение или восхищение. Одним словом, для меня много значат Гете или Шекспир и очень мало Шиллер», писал Бюхнер (в письме от 28 июля 1835 года).
В немецкой литературе Бюхнеру были близки представители движения «Бури и натиска» реалистическими тенденциями творчества и эстетики, стремлением «к природе».
Не случайно поэтому представитель движения «Бури и натиска» Ленц (в неоконченной повести Бюхнера, названной именем главного героя Ленца) выражает взгляды самого Бюхнера на искусство. Бюхнер требует от искусства воспроизведения правды жизни. Он отказывается в своей эстетике от категории прекрасного: если то, что создано художником, живет, этого достаточно. Жизненность, конкретность образов, сила и энергия выражения жизни, заключенной в художественном образе, составляют существенные черты творческой манеры Бюхнера.
В центре драмы «Смерть Дантона» события французской революции. Революция, как ее понимает Бюхнер, грандиозная стихия, в ее основе лежат материальные потребности народных масс. Революция не закончена, пока народ не накормлен, не одет и не обут. Дантона и его единомышленников, попытавшихся остановить революцию, ее грандиозная лавина сметает и уничтожает.
Героев драмы, Дантона и его противников Робеспьера и Сен-Жюста, сближает фатализм мироощущения; им представляется, что поступки человека, вся его жизнь определяются природными и социальными силами и что люди лишь орудия в руках этих сил. «Мы куклы, которых дергают за проволоку неведомые силы, мы сами ничто. Ничто! Мечи, которыми сражаются духи только мы, как в сказке, не видим их рук», говорит Дантон.
Понимая определяющую роль материальных факторов в жизни человека и преодолевая субъективизм романтиков, Бюхнер фаталистически-упрощенно представляет детерминированность поступков человека, не понимает диалектики свободы и необходимости, субъективных и объективных моментов в истории.
Симпатизируя материализму Дантона, Бюхнер сумел показать, как на определенном этапе буржуазной революции материализм XVIII века пришел в столкновение с задачами дальнейшего углубления революции: материалистическая буржуазная этика обернулась своей эпикурейской и эгоистической стороной и пришла в противоречие с интересами масс, голодающих, вынужденных непрерывно трудиться и не могущих насладиться радостями бытия. Народу оказывается ближе, чем Дантон, аскет Робеспьер, требующий дальнейшего углубления революции.
Как ни грандиозна величественная картина революции, нарисованная в драме, Бюхнер ставит в ней под сомнение, может ли буржуазная революция разрешить основную социальную проблему противоречия между неимущими и имущими. Признавая огромное значение революций 17891793 и 1830 годов, Бюхнер достаточно прозорлив, чтобы видеть их ограниченный характер.