Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

По дорогам сказок

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Опубликовано 15.04.2012 - 17:33 - Кислякова Ольга Юрьевна

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».

(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)                                            

Тип проекта: ролево-игровой, долгосрочный.

Автор проекта:Кислякова Ольга Юрьевна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления».

Участники проекта:

Воспитанники ДОУ;

Педагоги ДОУ;

Родители.

Место реализации проекта:

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления».

Срок выполнения проекта:

2010-2011 учебный год.

Проблема: «Роль сказкатерпии в социально-личностном развитии детей.

Цель:создание условий для развития у детей нравственных качеств.

Задачи:

1)    учить регулировать свое поведение нравственной нормой;

2)    способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;

3)    формировать понимание добра и зла;

4)    развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.

Методы реализации задач:

1.     Поиск информации в специальных источниках.

2.     Мониторинг нравственного и эмоционального развития.

3.     Информационно-образовательная работа с детьми.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Сроки

Этап №1

теоретический

выявление проблемы;

формирование цели, задач;

подбор методической литературы;

разработка проекта

сентябрь 2009

Этап № 2

 

Выполнение проекта: практическая деятельность

октябрь 2009 – апрель 2010

Этап № 3

Итоги работы: презентация проекта

май 2010

План работы над проектом

Мероприятия

Ответст-венный

Сроки

1.

Работа с кадрами

1. Изучение методической и психолого-педаго-гической литературы по данной проблеме.

2. Разработка проекта «Роль сказкатерапии в социально-личностном развитии детей».

3. Консультации:

«Создание сказочно–игровой среды»

«Формы и методы работы со сказками в рамках арт-терапии»

«Сказка как опыт работы мышления детей дошкольного возраста»

«Роль театрализации в оздоровлении и развитии творческого потенциала дошкольников»

«Метод куклотерпии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

4. Разработка подпроектов:

«Музыкотерапия»

«Песочная терапия»

«Игровая терапия»

5. Семинар-практикум «Сказкатерапия в работе с детьми»

автор проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

творческая группа

 

старший воспитатель

сентябрь

 

 

 

сентябрь

 

 

 

 

 

в тече-ние года

 

 

 

 

в тече-ние года

 

декабрь

2.

Работа с детьми

1. Диагностика детей по социально-личностному развитию детей с использованием методик:

«Закончи историю» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)

«Сюжетные картинки» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)

«Раскрась рисунок» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)

«Наблюдение»

2. Игры-занятия:

Занятия по русско-народной сказке «Сивка-Бурка»

Занятия по русско-народной сказке «Крошечка-Хаврошечка»

Занятия по русско-народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Занятия по русско-народной сказке «Царевна лягушка»

Занятия по русско-народной сказке «Василиса Прекрасная»

Занятия по русским богатырским сказкам

3. Презентация работы

4. Свободная деятельность

1. Изотерапия

2. Песочная терапия

3. Игровая терапия

4. Дидактические игры:

«Рассказываем сны»

«Интервьюирование»

«Сочиняем сказки»

«Слушаем и сочиняем стихи»

«Воображение и интерес»

«Из какой сказки герой»

«Одень сказочного героя»

«Угадай сказку»

«Назови сказку»

«Расскажи сказку»

5. Беседы: «Моя любимая любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».

6. Сюжетные творческие игры:

«Салон красоты»

«Театр моды»

«Драматический театр»

«Художественный салон»

«Мастерская дизайнера»

7.Чтение художественной литературы

 

8.Продуктивная деятельность детей

 

9.Досуг «Сказка в гости к нам пришла»

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

воспитатели

 

воспитатели

 

воспитатели

 

воспитатели

воспитатели

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели, муз. раб.

 

сентябрь, апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

январь

 

февраль

март

май

 

1-2 раза в неделю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-2 раза в неделю

 

 

 

 

1-2 раза в неделю

в тече-ние года

апрель

3.

Работа с родителями

1. Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально-нравственному воспитанию детей.

2. Анкетирование родителей по данной проблеме.

3. Проведение родительского собрания на тему: «Арт-терапия в оздоровлении детей».

4. Консультации для родителей по данной проблеме:

«Сказочная куклотерапия»

«Игры в сказкатерапии».

5. Творческая мастерская: «Куклотерапия» (совместное творчество детей и родителей)

6. День открытых дверей.

педагоги

 

 

октябрь

 

 

ноябрь

декабрь

 

январь, март

 

апрель

 

май

4.

Оборудование и пополнение развивающей среды

1. Оформление сенсорной комнаты (уголка).

2. Создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкатерапии и реалаксации).

3. Приобретение необходимых материалов для проведение сеансов сказкатерапии: «волшебная» лампа, пузырьковая лампа, накидка для ведущего, напольные подушки и т.п.

4. Пополнение театральных уголков в группе: пальчиковый театр, театр теней, куклы-марионетки.

в педагогике

в тече-ние года

Методическое обеспечение

1. Программа «Детство» (Т.И. Бабаева)

2. «Арт-терапия в работе с детьми» (М.В. Киселева)

3. «Формы работы со сказкой» (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева)

4. Паршукова Г. «В сказочной стране», журнал «Дошкольное воспитание» 3/2008.

5.Г.Ануфриева, С.Вдовкина «Воображение и творчество», журнал «Дошкольное воспитание», 12/2008.

6. Л.Пашина «Сказка –ложь, да в ней намёк…», журнал «Дошкольное воспитание» ,12/2008.

Ожидаемые результаты:

При условии реализации данного проекта рассчитано получить следующие результаты:

1. Стабилизация эмоционального состояния детей

2. Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социаль-ных форм выражения чувств, проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.

3. Взаимодействие с семьей позволит достичь наибольших результатов работе с дошкольниками.

Оценка результатов:

1. Для оценки эффективности данного проекта по нравственному и эмоциональному развитию детей педагоги проводят диагностику в начале и в конце работы, используя соответствующие методики.

2. Оценка качества практической деятельности будут оцениваться при проведении фотопрезентации, ознакомлении с видеоматериалами

3. По окончании проекта будет проведено анкетирование родителей по оценке эффективности проекта

Присоединяйтесь!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  1.  Создать свой п


Нравственность формируется в процессе нравственного воспитания через развитие у ребенка нравственного сознания, определяющего внутреннюю позицию по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям и принципам; через формирование нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.
В.А. Сухомлинский считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других.

Формирование нравственного сознания происходит в процессе воспитания и обучения ребенка, направленных на формирование нравственных понятий: долга, справедливости, совести, чести, сострадания, отзывчивости,  сочувствия, любви, надежды, самоуважения и уважения.
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, ведущую роль играют знаки и символы: сказки, обряды, игры, рассказы. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально- чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.

Мы второй год работаем с детьми старшего дошкольного возраста по программе Е.В.Белинской "Сказочные тренинги", применяя элементы игротерапии, сказкотерапии и куклотерапии. Занятия проводятся по подгруппам по 5-7 детей; используем куклы-марионетки для разыгрывания сказок, проводим беседы, игры, релаксацию.

Принципы построения занятий: 

  1.  Принцип контраста (рассматриваются разные позиции дружба- вражда).
  2.  Принцип  задействования всех сфер жизнедеятельности  (когнитивный, сенсорный, эмоциональный и поведенческий уровни).
  3.  Принцип опосредования (переход к реальному переживанию через символы: маски, куклы).
  4.  Принцип моделирования жизненных ситуаций.

Структура занятий состоит из III блоков:

I. формирование представлений о различных качествах с использованием сказок, рассказов, картин, масок, схем, опыта детей;
II. актуализация ощущений (цвет, запах, звук), выражение их в творчестве;
III. эмоциональное переживание определенных состояний и выражение их в поведении, обучение сотрудничеству, перенос в реальную жизнь.

Этапы работы со сказкой.

1. Сначала проводим настрой на совместную работу - ритуал "вход в сказку". Для этого используем игру "Волшебный клубочек", "Волшебный стул" или стих "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!" Обычно новую сказку мы "находим случайно"  в сказочной шкатулке, под "волшебным ковром" или в гости приходит Иван-Царевич (кукла) и приносит письмо в форме древнего свитка. Дети заинтригованы и просят: "Читайте! Читайте, скорей!"

2. Чтение сказки.

Сказка о сердце

Жили-были два брата. У старшего было сердце злое, черное, как потухший уголь. А у младшего доброе и светлое как солнышко. Старший никого не любил, а младшенький любил всех и всем старался помочь. Завидовал старший младшему и решил его погубить. Притворился, что заболел, запросил лечебной одолень-травы, которая растет в дремучем лесу. А там звери злые, съедят они младшего брата и дело с концом.
Да не тут-то было. Пошел младшенький за травой в лес для брата, зашел в самую темную чащу, а там вдруг светло, как днем, стало. Это его сердце так весь лес осветило. Все звери злые от этого чудесного света добрыми стали, вышли они на поляну, нанесли младшему братцу подарков и траву лечебную дали. А затем и домой проводили.

Разозлился старший брат, что младший живой и невредимый, да еще с подарками из лесу пришел. Спрашивает младшего, где он подарки взял. 
Ну, младший ему все и рассказал. Схватил старший брат самый большой мешок для подарков и в лес побежал. Забежал в самую чащу. Да так оттуда и не вернулся.

3. Обсуждение сказки. Вместе с детьми обсуждаем - кого называют добрым, кого злым; чем отличались братья друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя старший брат, как он улыбается, какое выражение его лица, а затем младший. Далее вспоминаем случаи, когда мы злились, завидовали и что при этом чувствовали. А когда были добрыми, внимательными? Сравниваем эти чувства.
Далее мы проговариваем, что ощущаем в состоянии доброты, злобы. Какого цвета может быть доброта, злость, зависть? Как они звучат, как пахнут? Какие на ощупь и на вкус? Рисуем доброе сердце и злое сердце. Рассматриваем и обсуждаем по кругу.

Затем мы проигрываем сказку с использованием кукол-марионеток. Роли зверей дети исполняют, используя мимику, жесты, пантомимику. Пробуем изменить конец сказки. Дети предлагают разные варианты превращения злого и завистливого брата в доброго, чуткого. Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не хочет исправляться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни и кому помогают, какие добрые поступки совершили дома и в детском саду. Позже дети вместе с родителями записывают и зарисовывают их в "Тетрадь Доброты", которая ведется каждым ребенком с самого начала занятий.

В конце занятия - ритуал "выход из сказки". Дети стоят в кругу и проговаривают "Мы берем с собой все самое важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились".

На примере данной сказки дети приобретают опыт эмоциональных переживаний (доброта, злость, зависть, чуткость), учатся понимать, что к человеку, отдающему свою любовь и доброту людям, также будут относиться. 

В результате системной работы по проведению данных занятий наблюдаем, что:

  1.  дети стали доброжелательнее, активнее говорить добрые слова друг другу;
  2.  пытаются сглаживать конфликты без применения силы;
  3.  стали лучше понимать свое эмоциональное состояние, применять навыки саморегуляции.

Таким образом, сказкотерапия является важным методом нравственного воспитания. Ее метафоричный язык легко проникает в глубины подсознания; в нем заложена информация о соблюдении правил поведения, нормах морали, выработанных человечеством веками.

Литература:

  1.  Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников.- СПб.: Речь, 2008.
  2.  Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников.-М.: Амрита, 2010.
  3.  Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. – М.,

актуальные новости:

Пью соду и худею! Я весила 75 кг, а теперь НЕ БОЛЕЕ 50. Правильный рецепт >>>

читать далее »

СОДА - злейший враг ЖИРА! Чтобы похудеть на 9 кг за 7 дней, нужно раз в день...

читать далее »

Детские коляски со СКИДКОЙ 70%! АКЦИЯ продлится весь месяц! Бесплатная доставка.

читать далее »

Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока, является условием формирования гармоничной личности ребенка дошкольного возраста. Возможности сказки в работе с дошкольниками связаны с тем, что сказка - это знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

Осторожно! После ЭТОГО он не оставит тебя никогда. Работает круче приворота!

Чтобы ноги и бедра резко похудели, ПЕЙТЕ ПО УТРАМ не чай, а...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Занятие по методике работы со сказкой из цикла "Зимние чудеса"

Молоднякова Алена Валерьевнапедагог-психолог

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Занятие по методике работы со сказкой из цикла «Зимние чудеса».

В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.

Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия. Приложение

Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.

В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии развития воображения. Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением. Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Например, направленность сказки «Белочка-припевочка» - боязнь самостоятельности, тревожность. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Сказкотерапевтическое занятие из цикла «Зимние чудеса» (авторская разработка).

Цель занятия:

  1.  развитие вербального и невербального воображения,
  2.  включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт ребенка.

Оборудование:

  1.  настольный театр по сказке про паучка,
  2.  перчаточная кукла Сова,
  3.  ленточки для образно-пластической игры «Зимушка-Зима»,
  4.  музыкальное сопровождение (сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу».),
  5.  светотехническое оборудование.

Структура занятия:

  1.  Ритуал- приветствие.
  2.  Упражнения и игры со сказкой на уровне слова.
  3.  Работа со сказкой на уровне художественного образа, сказка как система знаний о мире и о себе.
  4.  Заключительная игра.

Ход занятия

1. Вводная игра – ритуал «Я – в образе». Модификация игры Фопеля «Я – кот Мур-Мур».

Дети встают в круг вместе с педагогом, каждый, начиная с педагога, представляет себя в каком-либо образе и сопровождает свое представление движением, передающим этот образ ( н-р, «ручеек» - волнообразные движения рук), остальные повторяют хором и согласованными движениями его приветствие.

Работа со сказкой на уровне слова.

2. Загадка на тему сказки (образное сравнение, эпитеты, понятийное мышление).

-«Ребята, наша гостья, мудрая Совушка-Сова, принесла для вас загадку: кто загадку отгадает - прямо в сказку попадает…»:

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки – над миром пушинки»
(Зимушка-зима)

3. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»: конструируется образ на основе воссоздающего воображения:

-«Представим, ребята, что мы с вами оказались в зимнем лесу на снежной поляне, набрали ладошками в рукавичках по горсти снега, чтобы построить чудесный дом из снега…»

Взяли дети белый ком,
Лепить буде
снежный дом,
Мы польем его водой,
домик будет ледяной,
Ком за комом мы кладем,
Вот и вылепили дом.

(на первые строчки - имитировать движения, изображающие лепку стежков; на третью, четвертую – «плескать» ладонями воду; на пятую, шестую – ставить кулачок на кулачок, затем нарисовать в воздухе ладонями домик).

Работа со сказкой на уровне художественного образа и системы знаний о мире и о себе.

4. Включение в игровую ситуацию сказки главного героя.

-« Мы построили снежный домик для маленького героя нашей сказки, с которым произошли настоящие зимние чудеса на волшебной сказочной поляне…»

Включение музыкального образа сказки (сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу.»).

- « Послушаем, как звучит наша сказка (колокольчик), звонко, как в морозный ясный день зазвенят сосульки, если коснуться их палочкой, как звенят колокольчики на сказочных санях, везущих Деда Мороза на новогодние праздники…»

Создание образа « сказочной волшебной поляны» на основе светотехнических эффектов.

5.Этап слушания и восприятия сказки.

Вербальный образ сказки, создаваемый педагогом в технике рассказывания, сопровождается демонстрацией сказки в настольном театре.

Проблемное поле сказки: « я не умею делать значимые для меня функции».

Ключевые слова: не умею, учиться, научиться.

Действия, необходимые герою для овладения важных функций: ждать, слушать, делать.

Про Паучка, который не умел плести паутинку

Жил-был Паучок, который не умел плести паутинку.

- Как не умел? – спросите вы.

А так, не умел, и всё.

Целое лето пытался Паучок научиться этому ремеслу. Но всё тщетно!

Вот уже осталось позади бабье лето с его тёплыми деньками… Настала промозглая осень.

Паутина дождей затянула родной лес.

- Даже дожди умеют плести паутину, - грустил Паучок. – А я так и не научился.

Как-то весь вечер дул морозный ветер, срывая с деревьев последние листочки.

А наутро всё вокруг стало белым-бело.

- Какая красота! – воскликнул Паучок, выбегая из своего домика.

Все деревья были убраны в белоснежные ажурные шали.

Даже маленькая Ёлочка, у ствола которой приютился его домик, красовалась в дивной обнове.

- Ёлочка, а, Ёлочка! – обратился Паучок к Ёлочке. – Откуда у тебя такая красивая шаль?

- Рукодельница Зима подарила, – ответила Ёлочка.

- А где рукодельница Зима взяла такую ажурную шаль? – не успокаивался Паучок.

- Сама сплела, – ответила Ёлочка.

- Вот и Зима умеет плести кружевную паутину, а я так и не научился, - вздохнул Паучок, и чуть было не заплакал.

- Не горюй, малыш! - принялась успокаивать его Ёлочка. – У тебя ещё всё впереди. А хочешь, можешь рукодельницу Зиму попросить, она научит.

- А где найти эту рукодельницу? – оживился Паучок.

- Найти её непросто. – ответила Ёлочка. - Зима не сидит на месте. Уж слишком много у неё работы. Владения большие. Все ждут подарков. Кому шапку снеговую подарит, кому шаль ажурную, а кому плед белоснежный, чтоб в мороз не замёрз… А реки-то, реки! В хрусталь нарядит! Ночью серебром притрусит.

Короче, ждать ёё надо. Сама придёт. Ты сиди у окошка и жди. Как увидишь хоровод снежинок, как услышишь пение вьюги, значит, рукодельница Зима близко. Выбегай встречать.

Поблагодарил Паучок Ёлочку и пошёл в дом, рукодельницу Зиму поджидать.

6 этап. Проблемная ситуация: Как паучку научиться плести кружева?

«- А теперь, мои маленькие сказочники, помогите продолжить сказку, чтобы паучок смог научиться плести паутинку…»

На данном этапе в активную работу включаются дети: коллективное сочинение продолжения сказки по кругу. Подключение психологических ресурсов детей для разрешения проблемной ситуации.

Резюмирование по итогам творческой работы.

-« У вас получилась интересная сказка (перечислить основные моменты коллективного варианта окончания сказки), вы смогли помочь паучку научиться плести паутинку, а теперь послушайте продолжение моей сказки…»

7 этап. Работа с авторской концовкой сказки.

Смотрит Паучок в окошко, смотрит… А её всё нет и нет.

Не знаю, много ли, мало ли времени прождал Паучок, но только вдруг слышит он пение вьюги, а затем и хоровод снежинок появился.

- Видать, правду сказала Ёлочка, - подумал Паучок, выбегая из домика.

Но то, что он увидел, зачаровало его. Перед ним стояла сама рукодельница Зима, в дорогом, украшенном алмазами кокошнике, парчовом, расшитом бисером сарафане, серебряных, с хрустальными пряжками, сапожках...

Паучок не только не мог глаз отвести, но и рот открыть, чтобы слово вымолвить.

А Зима к нему первая заговорила:

- Знаю, знаю, малыш, твою нужду. Научу я тебя кружева плести. Да такие, что всяк подивится. А теперь садись ко мне на ладошку, покажу тебе свою мастерскую.

Сел Паучок на ладошку рукодельницы Зимы, а она у неё не холодная, а тёплая… Согрелся Паучок и задремал. Очнулся уже в мастерской.

День за днём учила Зима Паучка премудростям своего ремесла. Открывала ему свои секреты, давала нужные советы.

Понравилось Паучку у Зимы, да и хорошим учеником малыш оказался.

А как пришло время расставаться, дала рукодельница Зима Паучку несколько моточков серебряных нитей, мешочек бисера, паутинку украшать. Но самое главное... подарила ему чудо коклюшки, кружева плести.

Поблагодарил Паучок Зиму. И вдруг слышит…

Кап, кап, кап… Открыл пошире глазки, смотрит - за окном весенняя капель. На подоконнике лежат чудо коклюшки, клубочки серебряных нитей, стоит мешочек с бисером.

Ну, а потом была пора жаркая, летняя…

И, как и обещала рукодельница Зима, всяк восхищался паутинкой Паучка, ибо краше её не было во всём лесу.

Автор Тамара Маршалова

Беседа по наводящим вопросам по осмыслению нравственного урока сказки и осознанию проблемной ситуации:

  1.  Почему грустил наш Паучок?
  2.  Кто был другом Паучка?
  3.  Какой совет дала Елочка Паучку?
  4.  Кем была Зимушка–Зима для Паучка? (Она учила Паучка «премудростям своего ремесла», значит, была для нашего Паучка Учителем).
  5.  Что нужно было делать Паучку, чтобы овладеть навыками рукоделия?
  6.  Что подарила Зимушка-Зима Паучку?
  7.  Почему Зимушка-Зима подарила Паучку коклюшки (инструмент, с помощью которого можно сделать паутинку), а не готовую паутинку? (для того, чтобы Паучок сам мог плести паутинки).

Включение через проговаривание разрешения проблемной ситуации, заключенной в сказке, в «копилку опыта жизни» ребенка.

Резюмирование на основе народной мудрости, заключенной в пословицах и поговорках:

  1.  Не учась, и лаптя не сплетешь.
  2.  Мудрым ни кто не родился, а научился.
  3.  Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят.

8 этап. Образно-пластическое творчество по сказке.

Игра «Зимушка-зима и волшебная метель».

Под музыкальное сопровождение создаем образ «метели»: водящий в центре круга показывает движения – остальные, как зеркала, повторяют образ в движениях.

Заключительная игра «Звезда» (Фопель «С головы до пят».), символизирующая ритуал выхода из сказки:

Участники игры встают в круг, вытягивают левую руку и кладут ладошку на ладонь педагога, правую руку вытягивают в сторону, образуя, таким образом, фигуру «звезды». Не расцепляя ладоней, надо покружиться общей фигурой, передать свои «лучики любви» через правую ручку окружающему миру.

Как итог, позволяющий закрепить эффект сказкотерапевтического занятия, детям дается домашнее задание по сказке: рассказать свою версию сказки маме, записать (маме) с обратной стороны картинки - иллюстрации по сказке (дети рисуют на занятии) печатными буквами текст сказки, рассказанный ребенком. На этом этапе работы важна совместная деятельность ребенка и родителя, позволяющая родителю узнать особенности мировосприятия ребенка, создать отношения эмоционального контакта с ребенком.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Литература по данной теме:

  1.  Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
  2.  Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  3.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
  4.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.
  5.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
  6.  Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.
  7.  Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.

Сказка – один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Но всё чаще педагоги и психологи используют термины “эмоциональная неадекватность”, “эмоциональные нарушения”. За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества и многое другое. Не только детям, но и взрослым непросто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь “задним числом”.

Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков, замкнутости, “заторможенности” и для решения других проблем. Однако это лишь симптомы, верхняя часть айсберга. Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от слабости “Я”.

Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте себе, что внутри нас находиться целая страна, в которой есть король (королева), есть придворные, своя система управления, простые граждане. Если глава страны слаб, то страной управляют слуги. Однако они не обладают мудростью короля, поэтому совершают ошибки.

Теперь становиться понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, безусловно, король забывший и не исполняющий своих обязанностей.

В этом случае задача педагога, психолога, мудрого родителя заключается в “усилении” короля и “расстановке” придворных по местам, соответствующим их назначению. Здесь нам может помочь “сказкотерапия”.

Что же такое сказкотерапия?

Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особой сказки.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка и игра. Например, для ребенка, который чего то боится, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. С помощью педагога на занятиях или в быту ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ребенку можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать эту сказку на новый лад, придумать новую с этим же главным героем и т.д. В процессе такой работы ребенок не только “знакомиться” со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

  1.  Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на себя, на свои собственные силы.
  2.  Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становиться победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
  3.  Потребность в активности. Герой всегда активен, находиться в действии, куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда в начале поведение героя не является активным: толчок активности производиться извне другим персонажем.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

  1.  Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.
  2.  Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров.
  3.  Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

а) мотивационного, включающего отношения к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия)

б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменение настроения, эмоционального состояния и др.

в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации, способы общения и взаимодействие с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка переживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Один из самых авторитетных сказкотерапевтов Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, со образную духовной природе человека.

Раскрывая свое понимание, она пишет о том, что сказкотерапия это “процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем”, и “процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни”, и “процесс активизации ресурсов, потенциала личности”, и “процесс экологического образования и воспитания ребенка”, и “терапия средой, особой сказочной обстановкой в которой могут проявляться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта”. Однако такое определение сказкотерапии носит скорее функциональный характер и оставляет в тени сущность самого метода.

Врач-сказкотерапевт А.В. Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии “процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы”.

Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми. При этом, думается, в полнее правомерно рассматривать сказкотерапию, прежде всего, как психологический метод, поскольку важнейшие цели, достигаемые с помощью этого метода (развитие самосознания и построение высоких уровней взаимодействия между субъектами) имеют психологический характер.

Подводя итог, мы можем сказать, что метод сказкотерапии актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и ,конечно же самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка как личности.

Список литературы:

Инновационный проект«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСКТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: 
здоровьесберегающее направление: при помощи сказкотерапии можно бороться с различными детскими «недугами»;дефицит духовной культуры, доминирование материальных ценностей над духовными;нравственное развитие происходит преимущественно на основе пассивного непроизвольного подражания;поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений. 
ПРЕИМУЩЕСТВО СКАЗКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА:отсутствие в сказке нравоучений и дидактики;отсутствие четких персонификаций, собирательный образ главного героя;образность и метафоричность языка;психологическая защищенность- всегда хороший конец;наличие тайны и волшебства;психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; 
ГИПОТЕЗА: 
Предполагается, что целенаправленное и систематическое воздействие на нравственные чувства ребенка-дошкольника через сказку, народные легенды, русские былины повысят уровень развития социально- личностных качеств. ЦЕЛЬ ПРОЕКТАКачественное повышение уровня социально-личностных показателей развития ребёнка дошкольника. 
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 
Создать условия, способствующие охране психического здоровья детей, обеспечивающие их эмоциональное благополучие, свободу и эффективное развитие. Создать систему методов общего воспитательного «поля», специалистов ДОУ.Разработать и систематизировать работу по сказкотерапии, охватывающую направления развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности, изобразительной, познавательной, спортивной.Диагностировать, осуществлять профилактику и коррекцию имеющихся у детей социально-личностных проблем.Обобщить и популяризировать полученный опыт. 
ПРИНЦИПЫ СКАЗКОТЕРАПИИ 
Сказкотерапия с дошкольниками будет проводиться с учетом трех основных правил:Уместность. Нужно обязательно выбрать время, когда с ребенком уместно прослушать сказку. Можно прервать игру, поставив сказку в качестве примера ситуации, а по ходу сказки можно и прервать рассказ диктора на середине и ответить на вопрос.Искренность. Обеспечить уверенности в себе, уверенность в эффективности метода, сказкотерапию организует специалист дошкольного образования.Дозированность. Сказкотерапия для дошкольников должна быть дозирована и время от времени повторяя те аудиосказки, которые нравятся больше, вызывают больше эмоций и отклика. 
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (май 2012 г. – январь 2013 г.)Изучение литературы по проблемеОбучение педагогов по проблеме (консультации, педсовет, семинар)Создание творческой группы, психолого-педагогической лаборатории «Путь к волшебству»Организация работы с родителямиРазработка методического обеспеченияПодбор диагностического материалаСоздание предметно-развивающей среды 
1 этап 
ОСНОВНОЙ(февраль 2013 г. - май 2014 г.)Определение исходного уровня сформированности социально-личностных качеств у детей, участвующих в экспериментеПромежуточная диагностикаРабота с родителямиРабота с детьмиРабота с педагогамиСамообразование педагоговРабота ПМПК 
2 этап 
3 этап 
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ(сентябрь 2014 г. - февраль 2015 г.)Итоговая диагностика детейОбобщение опыта работыРаспространение опыта работыАнализ работы ПМПКВнедрение опыта работы в практику 
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПовышение качественного уровня социально–личностных показателей детей.2. Становление творческой личности воспитанников.3. Обобщение и систематизация социокультурных знаний дошкольников.4. Повышение интереса педагогов к проблеме духовно- нравственного воспитания.5. Интеллектуальное, общекультурное и физическое развитие детей.6. Повышение уровня педагогической культуры родителей.7. Пополнение научно-методической базы ДОУ, обновление предметно-развивающей среды. 
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО 1. Участие родителей 2. Взаимодействие в работе с детской библиотекой. 3. Взаимодействие в работе со школой искусств ДК ст. Саратовской. 4. Взаимодействие в работе с СОШ № 6. 5.Организация встреч с участниками фестиваля славянской культуры. 6. Привлечение профессиональных детских театров. 7. Привлечение представителей казачества. 
СКАЗКА- ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК-ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК,КРАСНЫМ ДЕВИЦАМ УРОК!ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, Аип проекта 

По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий. 
По содержанию: психолого-педагогический. 
По числу участников проекта: педагоги, родители, дети. 
По времени проведения: долгосрочный. 
По характеру контактов: в рамках ДОУ, дети, родители. 

Актуальность проблемы. 

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. 
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. 
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. 

Проблема: общее недоразвитие речи детей старшего дошкольного возраста. 

Цель: использование метода сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Задачи: 

1.Создание научно-методической и материальной базы для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. 
2.Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов. 
3.Разработать комплексный план по теме: «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи». 
4.Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии. 
5.Разработать консультации для педагогов и родителей с целью обновления и качественного улучшения речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки. 

Методы решения задач: 

1.Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование. 
2.Практические методы: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций. 
3.Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов. 
4.Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования. 
5.Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен. 
6.Графические методы: диаграммы, таблицы, рисунки, схемы. 

Содержание проекта строится на принципах: 

• Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми. 
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 
• Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие. 
• Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. 
• Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи. 
• Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 
• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. 
• Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки. 
• Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. 
• Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета. 
• Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка. 
• Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо. 

Этапы реализации проекта: 
I этап подготовительный: 
1.Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта. 
2.Диагностика. 
3.Анкетирование родителей. 
4.Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов. 
5.Разработка комплексного плана взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, специалистов по теме: «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи». 
6.Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса. 
II этап – основной текущий: 
1.Разработка конспектов занятий и их проведение. 
2.Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой). 
3.Реализация комплексного плана взаимодействия учителя-логопеда и специалистов «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи». 
III этап – заключительный: 
1.Диагностика (Панасюк А.Ю., Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Тихомирова Л.Ф. Методика «Чтение сказки» на определение доминирующего игрового или познавательного мотива ребенка; «Понятливость», «Сочиняем сказку», «Разложи картинки», «Угадай из какой сказки герой», «Словарь», «Складывание объектов», «Недостающие детали») 2. Беседа с детьми. 
3. Анкетирование родителей. 
IV этап – аналитический: 
1.Анализ проделанной работы. 
2.Вывод по теме. 
3.Презентация опыта, видеоматериалы, фотосессия, выставка по теме проекта. 

Сдерживающие силы: пропуски детьми занятий, недостаточность использования произведений художественной литературы и устного народного творчества. 

Устранение рисков: беседы с родителями о посещаемости детей ДОУ, профилактика заболеваемости, пополнение методической и художественной литературой, драматизация сказок, просмотр кукольных театров и сказочных постановок. 

Сторонники проекта: 
1.Дети. 
2.Воспитатели. 
3.Специалисты. 
4.Родители. 
5.Администрация. 

Участники проекта: 
1.Дети. 
2.Воспитатели. 
3.Специалисты: учитель-логопед, воспитатель по изодеятельности, воспитатель по театру, музыкальный руководитель, педагог-психолог. 

Ресурсы проекта: 
1.Человеческие (дети, воспитатели, специалисты, родители). 
2.Материальные (художественная литература, оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО). 

Прогнозируемый результат: 

Апробировав проект, я жду определенных результатов, в первую очередь создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; развитие диалогической и монологической речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка; приобщение детей к народному творчеству. 

Заключение 

Проведенный проект с сентября 2009 года по май 2010 года позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества. 
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сензитивный период речевого развития и творчества детей. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. 
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов. 
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. 
Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются: диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего дошкольника на основе сказки; взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки. 
Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности. 
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме. 
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника. КТО СЛУСказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Из курса литературы известно, что сказка - один из фольклорных жанров. Сказочные сюжеты, по мнению К.Г. Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. Юнг назвал их архетипическими. Независимо от того, признают или не признают люди эти конфликты, их действия от этого не уменьшаются. Сказка же в этом случае - способ вывода противоречия изнутри во внешний мир - предлагает способы его разрешения, это естественное, интуитивно применяемое лекарство 
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией. 
Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер. Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. 
Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, так как она обращена к чисто детскому началу каждого человек. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии, потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом . Таким образом, задача психолога, или иначе, сказкотерапевта, - изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт.
Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка "смазывает петли и засовы", вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии.
Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу, маленький человек, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями.
Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам и постоянным "походам" в сказочный мир. 
Метод учитывает эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.
Сказкотерапия - лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. 
Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения . Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. В процессе психологического консультирования мы обращаемся как к жизненному опыту пациента, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение. 
Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: « Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. 
Сказкотерапия - это ещё и процесс активизации потенциала личности. Это возможность поверить в свои силы. Сказкотерапия - это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности. 
Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказкотерапии. Ни один из выделенных этапов не заканчивался, уступая место новому. Каждый этап стал отправной точкой нового процесса. 
Первый этап - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается по сей день. 
Второй этап - собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в глубинном психологическом аспекте. Терминология психоанализа основана на мифах. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день. 
Третий этап - психотехнический. Современные психотехнические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности. 
Четвёртый этап - интегративный. Этот этап связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков. 
Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии как воспитательной системы предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом. 
1. Принцип осознанности. 
Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки. 
2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон .
3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.
В сказкотерапии различают директивный и недирективный подходы. В директивной терапии терапевт руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств.
Метод может проводиться в индивидуальной и групповой формах. При групповой форме сказка комплексно представляет проблемы всех детей (их должно быть от 3 до 6 человек), включенных в группу. В терапевтическую группу подбираются дети с противоположными синдромами. 
Грамотно созданная метафора предусматривает соблюдение некоторых требований: 
предварительно сформулированный результат психотерапии должен, прежде всего, отвечать реальной проблеме ребёнка (тема сказки – проблема в символизированном виде), быть конкретным; его формулировка должна иметь позитивную форму. Также необходимо иметь возможность контроля хода реализации поставленной цели.
символизация строится на основе реальной проблемной ситуации. В соответствии с ней подбираются герои сказки, устанавливаются отношения между ними. В целях облегчения идентификации ребёнка с персонажем герой характеризируется как близкий по возрасту, полу, поведенческим проявлениям ребёнку; 
сказка должна быть максимально близкой и понятной ребёнку, поэтому сюжетная линия истории может быть выстроена при учёте его интересов и увлечений (это позволяет создать позитивный эмоциональный фон и больше заинтересовать ребёнка); рассказ строится близкими возрасту и особенностям развития ребёнка языковыми средствами, используются слова максимально приближенные к его ведущей коммуникативной системе; 
рассказывание историй иногда сочетается с использованием элементов гипноза (М. Эриксон), обязательно с внушением. Иногда элементы внушения вводятся в контекст сказки и предварительно обозначаются интонацией или использованием имени клиента, особенно перед значимой информацией;
сюжетная линия включает основные этапы развития конфликтной ситуации: завязку, нарастание конфликта, кульминацию, развязку. В заключении герой разрешает конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности. 
В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в зависимости от того, какие задачи ставит перед собой психолог или педагог. Не претендуя на полный обзор всех методов, можно попытаться классифицировать их по целям и задачам. Согласно представлениям автора, разные по жанрам сказки в разной степени подходят для выполнения задачи, поэтому можно составить нечто вроде сравнительной таблицы по жанрам сказок и целям проективных занятий со сказками.
Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
«Почему герой так поступил?» - то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо».
Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации
Переделка или творческая работа по мотивам сказки. 
В своей работе мы используем метод – проигрывание эпизодов сказки. В связи с этим, подробнее остановимся на этом методе.
Для обоснования возможности педагогического влияния на развитие эмоциональной экспрессии детей – мимики, пантомимики, речевой интонации детей – обратимся к театральной педагогике К.С. Станиславского, в частности, к методу опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Метод этот получил название физического действия. Его заимствование применительно к дошкольникам дает возможность управлять характером моторного звена эмоционального отклика в тех случаях, когда следует снимать психомышечное напряжение, скованность в жестах, движениях, голосовых реакциях; развивать выразительность моторного звена эмоционального отклика; побуждать к демонстрации самобытного, индивидуально - неповторимого рисунка эмоциональной экспрессии; стимулировать проявление сформированного эмоционального опыта.
Анализ литературы приводит нас к выводу: наиболее эффективные средства развития паралингвистических проявлений эмоций – игровая драматизация (Л.П. Стрелкова, Н.А. Сорокина), игровая психогимнастика (М.И. Чистякова), игровые драматизации (Г. Барднер, И.П. Воропаева). Позитивное влияние театрализованной игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено её особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация). Организуя такие игры - их мы назвали эмоционально- экспрессивными, - педагог должен учитывать:
Специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния- радости, грусти, страха, удивления.
Последовательность в усложнении драматизаций, способов их организации, то есть разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;
Последовательность введения составляющих экспрессивной сторо...
ШАЛ- МОЛОДЕЦ!




1. изготовителя при предъявлении изделия гарантийного талона и документа подтверждающего факт покупки
2. необходимость постоянного воспроизводства разнообразных продуктов природы поскольку запасы природы пост
3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6
4. Проект строительства линейных сооружение районной АТС
5. реферату- Україна в системі сучасних міжнародних відносинРозділ- Міжнародні відносини Україна в системі су
6. Реферат- Актинобациллезная плевропневмония свиней
7. статьям себестоимости Цель управления затратами
8. Связь учений Макиавелли и Макиавелизма со современностью Макиавеллизм как явление современного общества
9. 1привет это офис Вани Hi is this vny~s office нет это не так
10. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук К
11. 1383 22774 УТВЕРЖ
12. наличием природных компонентов; 2 наличием более мелких ПТК; 3 системой взаимосвязей между компонентами и м
13. Управление качеством продукции
14. пособие по ознакомлению детей с основами цветоведения.
15. И Челпанов Учебник логики
16. Методы управления рисками на рынке ценных бумаг
17. химических свойств некоторых лекарственных препаратов
18. Тема Определение коэффициента термического расширения объемного жидкости Выполнила
19. Гонококковая инфекция
20. эти два понятия тесно связаны друг с другом