Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе – космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно – эволюции.

Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции – определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил стороны:

интеграция – переход от простого к сложному, объединение

индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

дифференциация – переход от однородного к разнородному, усложнение строения. Первобытное общество – простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному

Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба.

Механизм социальной эволюции включает три фактора:

  •  люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
  •  существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
  •  общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:

  •  простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
  •  военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
  •  индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
  •  цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.

Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1).

Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:

  •  объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
  •  общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
  •  социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
  •  общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
  •  развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
  •  наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
  •  социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
  •  для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
  •  задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
  •  человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.




1. тоталитаризм посягнул на свободу личности так как никогда прежде не могли и вообразить
2. .И.О. кр 1 кр 2 кр 3 кр 4 кр 5 кр 6 кр
3. Фотосинтез и азотфиксация
4. I Итоги опроса сельскохозяйственных предприятий в IV квартал 1996 года В IV квартале 1996 года ИЭППП начал про
5. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Харкі
6. Мы сидим, а знания идут
7. Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ.html
8. А.А. Богомольца КАФЕДРА ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ.html
9. Тема 1. Становление и развитие судебной бухгалтерии 1.html
10. Сеть Интернет.html
11. Коли можливо переливання крові не перевіреної на ВІЛінфекцію А коли переливається кров хворому на ВІЛі
12. это совокупность свойств продукции обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потр
13. Кредитний портфель становить здебільшого від третини до половини всіх активів банку
14. Организация управления налогообложением в условиях рынка (на примере ГНИ Октябрьского района г. Орска)
15. Теория спроса и предложения
16. Горское оружие и снаряжение
17. Интернет и телефон.html
18. Выбор схемы развития районной электрической сети
19. Оценка экологических воздействий ветроэнергетической станции мощностью 10 МВт на окружающую среду
20. Анализ режимов работы электрических сетей ОАО ММК им. Ильича и разработка адаптивной системы управления режимами электропотреблени