Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Образ народа представления о других народах формируются в значительной степени под влиянием государствен

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Вопрос №30

ИДЕОЛОГЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
«Образ» народа, представления о других народах формируются в значительной степени под влиянием государственной идеологии, влиянием элит и лидеров. Роль идеологии в статусе этнического самосознания невозможно переоценить.

Философы, историки, политики, художники, писатели, кинематографисты, журналисты, юристы, экономисты – именно эта элита вырабатывает идеи приоритета этноса и предлагает способы их реализации. 

События, происшедшие в бывшем СССР, являются доказательством огромной практической роли местных элит в распаде СССР. Какие же идеологемы оказались наиболее популярными в этническом самосознание здесь, на территории ушедшей в прошлое огромной державы?

Во-первых, идеологема престижа и значимость языка и культуры. Но эта этнокультурная, языковая, на первый взгляд тематика с невероятной быстротой приобрела политический смысл. Первыми кто поставил вопрос на обсуждения были представители эстонской интеллигенции ( потребовавшие  придания эстонскому языку статус государственного). Знание языка стало требованием не только при занятии командной должности, но и при получении гражданства.

Во-вторых, идеологема ущерба народа. Виновниками в депортации народов, в жестком политическом контроле, в ущемлении чувств достоинства этноса были названы не государственная власть, не ее придержатели, а русские люди.

В-третьих, идеологема собственной государственности. Бывшие союзные республики потребовали независимости, а республика РФ – суверенитета. Элита этнических общностей обратилась к мобилизации исторической памяти, стремясь обосновать правомочность своих претензий. Причем подобные процессы происходили повсеместно. Идеологический уровень этнического самосознания находится под своеобразным контролем любого государства.

Вопрос №31

Этнос и нация

Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами используется понятие «нация». В мировой практике оно означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово используется, например в названии — Организация Объединенных Наций. Это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому, что, как правило, государства Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», можно было бы сказать, что нация — это этнос, обретший свою государственность.

Только при этом надо обязательно подчеркнуть, что границы между государствами никогда точно не совпадали с границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств (поляки, армяне). А логика становления крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу». Например, американцы (граждане США) — это одна нация. Хотя этносов в ней перемешано видимо-невидимо.

Нация — это продукт буржуазной эпохи. Ведущие современные нации сложились в XVIII—XIX вв. в пору крушения абсолютистских монархий и ликвидации феодально-сословной социальной организации. До этого времени этническая принадлежность человека особого значения не имела. По той простой причине, что социальная среда его обитания была замкнута, обособлена от остального мира и географически, и экономически, и духовно. Поэтому, например, французы вплоть до XV11I в. французами (то есть единой нацией) себя не осознавали и не называли. Тогда в ходу были другие признаки социальной идентичности: сословный (подчиненность конкретному сюзерену), религиозный (принадлежность к той или иной конфессии) и т. д.

Ситуация изменилась с наступлением буржуазной эры. Становление единства хозяйственной жизни на больших территориях, появление новых средств и форм организации труда, потребность в свободной рабочей силе, формирование гражданского общества, способного контролировать политическую власть породили идею нации как некоей гражданской общности, создающей суверенное государство. Эта идея помогла буржуазно-демократическим движениям начала Нового времени осуществить свои цели, в процессе достижения которых крупные этно-территориальные общности и в самом деле начали осознавать себя как единое целое — нацию.

Та же идея сыграла свою роль и в начале XX в., когда распались и Австро-Венгерская империи, и в середине века, когда рухнула колониальная система. То есть, не сложившиеся нации порождают так называемые «национально-освободительные» движения, а наоборот — освободительное (от эксплуатации, иноземного захвата) движение приводит к образованию наций. А «мотором» этих движений выступают этносы, стремящиеся сохраниться и окрепнуть через обретение собственной государственности.

Вопрос№32

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ (social stratification) - иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.), существующие в любом обществе (ср. класс, особенно 1—5). Как и в геологии, термин относится к слоистому структурированию или стратам, но в социологии они состоят из социальных групп и акцент делается на способах их структурирования и сохранения во времени неравенства между ними. Термин позволяет провести различия между формами социального ранжирования и неравенства, характеризующими общества либо существующими в рамках одного из них. В исторической и сравнительной перспективе, например, — между рабом, кастой, сословием и современным "классово открытым" обществом, а также между социальными характеристиками, дифференцирующими неравенство. Тендер, этнос и возраст тоже имели разное, но важное значение в отношениях господства и подчинения независимо от исторических периодов и культур, как и доступ к особым социальным ресурсам или распоряжение ими в создании и поддержании неравенства. Примерами тому могут служить грамотность (Древний Китай), религия (Месопотамия или инки и ацтеки до Колумба), военные ресурсы (на территориях империй на протяжении всей истории). Кроме того, чрезвычайно важны бюрократические элиты, в частности, в Восточной Европе и многих странах "третьего мира". Тендерные деления составляют основу социальной дифференциации во всех обществах и в не меньшей мере касаются отношений господства и подчинения, подобно этносу, создающему неравенство. Поскольку есть много основ понимания неравенства между людьми и осуществления эксплуатации, важно признать, что эти переменные не являются взаимоисключаемыми. Так, в доиндустриальном мире страты духовенства и военных часто сосуществовали с основанными на тендере и этносе. Как и различные основы социальной стратификации, могут быть разнообразные формы или структурные профили различных систем — ступенчатость иерархии, число ступеней в ней. Полноценность термина "стратификация" в разрешении проблем основ и форм неравенства в значительной степени проявилась в его реставрации в качестве объекта главного направления социологических дебатов в последние годы. Термин стал немодным с возрождением марксистского классового анализа в 1960—1970-х гг. Феминистская критика классового анализа продемонстрировала независимое значение тендера, пересекающегося с классовыми различиями между женщинами (см. Гендерная стратификация). Таким же образом этнические противоречия нельзя сводить просто к обычным классовым противоречиям, и споры об этническом неравенстве продемонстрировали сложность власти и структур возможностей. В дополнение к рассмотренным выше подходам функционализм также подчеркивал историческое и современное функциональное значение систем стратификации. Наиболее известная работа в русте этой традиции — книга Дэвиса и Мура (1945). Авторы доказывают, что стратификация есть функциональная предпосылка всех обществ (см. также Функциональная(истская) теория социальной стратификации), универсально необходимая по причине потребности в мотивации индивидуумов для заполнения важных социальных позиций. Неравное вознаграждение, включая доход и статус, считается средством замещения важных постов недостаточно талантливыми. Дэвис и Мур описывают социальное неравенство как "неосознанно развитый механизм, с помощью которого общества гарантируют, что наиболее важные места по справедливости занимают самые квалифицированные люди". Исторически они связывают такие позиции с религиозными учреждениями, правительством, экономикой и техническими знаниями. Функционалистский подход критиковался по многочисленным причинам, включая идеологические последствия. В частности, является спорным понятие "функциональное значение", ибо мы не можем продемонстрировать его путем веских аргументов. Возможности развивать мастерство также не равны в системах стратификации. Важны рождение и наследование социального положения, а на занятие элитарного положения обычно влияют иные факторы, а не талант. Кроме того, теория делает бездоказательными предположения о мотивациях индивидуумов и предполагает, что, например, период получения высшего образования должен гарантировать вознаграждение в будущем. Наконец, представления об обществе как об организме, имеющем определенные требования, содержит сомнительную материализацию. С одной стороны, будучи неспособным рассматривать реалии властных отношений, функционалистский подход может в большей мере считаться идеологическим оправданием неравенства, чем удовлетворительный анализ явления. С другой стороны, не исключается представление об уни-ьерсальности стратификации, выполняющей социальные функции. Иногда проводится различие между относительно "описательным" подходом теоретиков, использующих термин "социальная стратификация" , и более аналитическим содержанием идей о "классовом анализе" (см. Класс 6, 7). Конечно, это — сверхупрощенис. В действительности интересы к "стратификации" и "классу" — не диаметрально противоположные формы анализа, а тесно взаимосвязанные терминологические тенденции в изучении структурированного неравенства (см. Вестергаард и Реслер, 1975; социальная мобильность) . Социальная стратификация. Один из способов представления альтернативных моделей социальной стратификации является диаграмма. Так, если некоторые общества, включая многие традиционные аграрные цивилизации, демонстрируют (а) крутую структуру пирамиды, то современные западные общества могут отображаться в форме алмазного резца (б). Подобным же образом в классовом анализе можно выразить потенциал конфликта классовых структур. Например, (в) двухклассовая структура идеального типа марксистских концепций капиталистического общества и (г) более сложная, лучше представляющая, как иногда считается, классовую структуру современных западных обществ.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ система учета изменений в обществе, где в основе выделения социальных страт положены множественные критерии, базирующиеся на сочетаниях богатства, престижа и власти (профессия, доход, образование и т. д.). При изучении динамики социальных изменений сторонники теории стратификации используют формулу вертикальной и горизонтальной стратификации, поскольку человек в своей жизни может переходить (подниматься или опускаться) с одного социального уровня на другой. Либо, оставаясь примерно на том же уровне, перемещаться из одной социальной группы в другую. Стратификация всегда трехмерна. В результате длительной эволюции политических систем, социальных структур и отношений  в экономически развитых странах складывается гражданское общество.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ – одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, лежащих в основе социальной структуры того или иного общества. При этом различают "одномерную стратификацию", когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и "многомерную стратификацию", определяемую совокупностью признаков. Понятие социальной стратификации тесно связано с концепциями социальной мобильности, согласно которым неизбежное существование неравенства в любом обществе и более или менее свободное перемещение людей в системе социальной стратификации, в соответствии с их объективными возможностями и субъективными усилиями, обеспечивают устойчивость социальной системы.

ЭТНИЧНОСТЬ – широко используемая в науке категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. В отечественном обществознании более широко употребляется термин «этнос» во всех случаях, когда речь идет об этнических общностях (народах) различного историко-эволюционного типа (племя, народность, нация). Понятие этноса предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от др., обладающих иными параметрами тех же характеристик. Общепринятого определения этноса не существует, но доминируют его определения как «этносоциального организма» (Ю.В.Бромлей) или как «биосоциального организма» (Л.Н.Гумилев). Концепция этничности подвергает сомнению подобный взгляд на культурную отличительность и обращает внимание прежде всего на ее процессуальную (социально конструируемую) природу, подвижный и многокультурный характер современных обществ, на практическое отсутствие культурных изолятов. Среди ученых также нет единства в подходе к определению феномена этничности, но есть некоторые свойственные общностям характеристики, которые позволяют считать их этническими или говорить о присутствии этничности как таковой. К числу таких характеристик относятся:

1) наличие разделяемых членами группы представлений об общем территориальном и историческом происхождении, наличие единого языка, общих черт материальной и духовной культуры;

2) политически оформленные представления о родине и особых институтах, как, напр., государственность, которые могут считаться частью того, что составляет представление о народе;

3) чувство отличительности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия.

Сохраняет частичное значение данное М.Вебером определение этнической общности как группы, члены которой «обладают субъективной верой в их общее происхождение по причине схожести физического облика или обычаев, или того и другого вместе, или же по причине общей памяти о колонизации и миграции». Важную роль в понимании этичности играет соотнесение социальных и культурных границ, внутренних (эмных) и внешних (этных) представлений, что есть та или иная группа (Ф.Барт). Характеристики, используемые для определения этнических групп, не могут сводиться к сумме содержащегося в пределах этнических границ культурного материала. Этнические группы (или этносы) определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми (или эта значимость навязана извне) и которые лежат в основе их самосознания. Т.о., этничность – это форма социальной организации культурных различий.

Исходя из этого, под понятием «народ» или «этнос» в смысле этнической общности понимается группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности. Представление о том, что этничность формируется и этническая общность строится на основе иноэтнического противопоставления «мы – они» является недостаточным. Индивидуальная и коллективная этничность определяет себя через фундаментальные связи с др. социальными и политическими общностями, в т.ч. государственными, и необязательно построенными на негативной оппозиции. Т.о., этническая общность (народ, этнос) есть общность на основе культурной самоидентификации по отношению к др. общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях.

Этничность формируется и существует в контексте того социального опыта и процессов, с которыми связаны люди. Некоторые участники этих процессов идентифицируются другими как члены определенной этнической группы. С внутригрупповой точки зрения этничность основывается на комплексе культурных черт, которыми члены этой группы отличают себя от других групп, даже если они в культурном отношении очень близки. Различия, которые они могут проводить по отношению к другим, обычно довольно определенные и многоуровневые, тогда как внешние представления о группе имеют тенденцию к генерализации и стереотипным критериям при определении характеристик групп. Иными словами, во внутренних и внешних определениях этнической группы (народа, этноса) присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. Часто бывает, что кровная родственность или др. объективные критерии не играют определяющей роли. Этничность предполагает существование социальных маркеров как признанных средств дифференциации групп, сосуществующих в более широком поле социального взаимодействия. Эти различительные маркеры образуются на разной основе, включая физический облик, географическое происхождение, хозяйственную специализацию, религию, язык и даже такие внешние черты, как одежда или пища.

Интеллектуальная история термина «этничность» началась в 60-е гг. 20 в., когда происходило осмысление изменений в постколониальной геополитике и движений этнических меньшинств во многих промышленно развитых странах за свои права. Появление различных интерпретаций этничности касалось таких явлений, как социальные и политические изменения, формирование идентичности, социальный конфликт, расовые отношения, нациестроительство, ассимиляция и пр. Существует три основных подхода к пониманию этничности: эссенциалистский (примордиалистский), инструменталистский и конструктивистский.

Первый подход предполагает, что этническая идентификация (в отечественном варианте – «национальная принадлежность») основана на глубоких и основополагающих связях с определенной группой или культурой, а значит, и на существовании реальных, осязаемых основ этой идентификации, которые могут рассматриваться или как преимущественно биологические, или как культурно-исторические факторы. На этот подход оказал сильное воздействие эволюционизм с его интересом к биологическим, генетическим и географическим факторам. Осознание групповой принадлежности как бы заложено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции. В крайней форме этот подход рассматривает этничность в категориях социальной биологии как расширенную форму родственного отбора и связи, как изначальный инстинктивный импульс (П.Л.Ван ден Берге). Схожие построения встречаются и в российской литературе в рамках т.н. теории этноса, где социальный биологизм вместе с географическим детерминизмом служит основой крайне уязвимых конструкций пассионарности, «жизни и смерти этносов» и пр. (Л.Н.Гумилев, С.М.Широкогоров), а темы экзогамии этносов как признака и условия их существования или «информационные теории этноса» присутствуют в учебной литературе (Ю.В.Бромлей, В.В.Пименов).

Культурный вариант примордиализма рассматривает этничность как прежде всего разделяемую членами группы общность, которой присущи объективные единые характеристики: территория, язык, экономика, расовый тип, религия, мировоззрение и даже психический склад. Некоторые полагают, что этническая общность имеет первичное значение как социальный архетип и ее игнорирование в социологии и политике является глубоким заблуждениям (Н.Глейзер, Д.Мойнихен, большинство российских авторов). Этничность – это социальная форма групповой лояльности и экзистенциальное значение, проистекающее из человеческой потребности иметь преемственную принадлежность (Ж.Де Вос, Л.Романуччи-Рос). На основе «этнических корней» создается целая генеалогия современных наций (Э.Смит). Для групповых этнических категоризаций широко используются историко-лингвистические классификации (Э.Сапир, Дж.Гринберг), историко-археологические и физико-антропологические реконструкции, которые привязываются к современной номенклатуре этнических групп и к их историческому и пространственному картографированию.

Более современные подходы в рамках этой традиции признают субъективную природу этничности, как и любой др. формы групповой социальной идентичности, только обращенной в прошлое и оформленной в современном бытовании через культурно-языковые характеристики. Эти характеристики устанавливаются через географическое расселение и историю той или иной группы. В свою очередь культурный багаж и его преемственность позволяют находить личное и социальное значение человеческого существования и дают ответ, почему индивид ведет себя и действует в соответствии с определенной традицией. Культурно-языковая или психокультурная интерпретация этничности в рамках примордиализма также рассматривает этническую идентичность как неотъемлемую психологическую часть «Я», а ее изменение как неестественное и навязанное человеку. Подобные взгляды на этичность широко распространены в обществах, где этнокультурным различиям придается особая значимость вплоть до ее официальной регистрации государством и даже построения государственности на этнической основе (см. Национализм). В рамках этого подхода выполнены основные труды в отечественной этнографии. Остаются его авторитетные сторонники и в зарубежной науке (У.Коннор, Д.Миллер, Р.Ставенхаген).

В то же время социальное значение этничности включает помимо эмоциональных моментов также и рационально-инструменталистские ориентации. Этичность, обычно пребывающая в латентном («спящем») состоянии, мобилизуется и используется для повышения социальной мобильности данной этнической группы, преодоления конкуренции, доминирования и социального контроля со стороны др. групп, оказания взаимных услуг и солидарного поведения внутри группы, продвижения своих политических позиций и пр. Инструменталистский подход с его интеллектуальными корнями в социологическом функционализме рассматривает этичность как результат политических мифов, создаваемых и манипулируемых культурными элитами в их стремлении к привилегиям и власти. Этичность возникает в динамике соперничества элит в рамках, определяемых политическими и экономическими реальностями (Р.Брасс). Иногда функционализм обретает психологическую окраску, и тогда манифестации этничности объясняются как средство восстановления утраченной коллективной гордости или как терапия от нанесенных травм (Д.Горовиц).

Все подходы к пониманию этничности не являются обязательно взаимоисключающими. Интеграция наиболее значимых аспектов в цельную теорию этничности наиболее перспективна на основе конструктивистского синтеза, в котором есть чувствительность к контексту. Этичность в этом случае рассматривается в системе социальных диспозиций и ситуативной зависимости на разных «уровнях» и «контекстуальных горизонтах»: на транснациональном уровне мировых систем (И.Уоллерстайн), в рамках наций-государств с точки зрения «внутреннего колониализма» (М.Хечтер) или «структурного насилия» (Ю.Гальтунг), на межгрупповом уровне в контексте теории культурной границы (Ф.Барт) и на внутригрупповом – в рамках психологических теорий реактивной, символической и демонстративной этничности и стигматизированных идентичностей.
Вопрос№33

Межэтническое взаимодействие — это прежде всего разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции и определенных качеств и свойств.
Взаимодействуя, представители различных этнических общностей, с одной стороны, изменяют свои собственные черты и качества, делая их несколько иными, непохожими на прежние, а с другой,— превращают некоторые уникальные особенности каждого из них в нечто общее, в совместное достояние; выявить принадлежность данных особенностей только представителям одного этноса со временем становится проблематичным.  Купить тур на Кипр  tui турагентство поможет забронировать отель на Кипре.
Можно выделить три основных вида этнического взаимодействия:
- воздействие, т.е. преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным, доминирующим, другой же — инертен, пассивен по отношению к данному воздействию (конкретными проявлениями могут быть принуждение , манипулирование и т п.);
- содействие, когда два или несколько этносов на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях; высшей формой содействия выступает сотрудничество;
O противодействие, т.е. препятствие действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или установление ему помех, а также активное противостояние вплоть до военных действий; для того, чтобы противоречить, препятствовать, вступать в столкновение с кем-то, нужно обязательно иметь и определенные качества, проявлять энергичность и боевитость.
Вероятность противодействия возрастает в тех случаях, когда этнос или его представители встречаются с чем-то новым, необычным, нетрадиционным в своей жизни, в частности, с непривычным складом мышления, иными нравами и порядками, альтернативными взглядами. При названных обстоятельствах реакция противодействия является вполне объективной и нормальной.
Каждый из перечисленных типов взаимодействия не одномерен, а имеет широкий спектр проявлений. Например, воздействие может варьироваться от жестко-тиранического до мягкого, учитывающего особенности объектов воздействия; противодействие также может быть представлено гаммой — от непримиримых противоречий до незначительных разногласий. Вместе с тем следует иметь в виду, что однозначной интерпретации видов этнического взаимодействия быть не должно, так как каждый из них может вбирать в себя другие, а какие-то из них могут постепенно трансформироваться даже в свою противоположность, переходить в иную группу и т.д.
Особенность каждого из видов этнического взаимодействия отражается и в превалирующей специфике их результативности. Так, итогом длительного воздействия может стать ассимиляция (естественная или насильственная), которая проявляется в активном подавлении одного этноса другим в потере «пассивным» этносом некоторых своих характеристик, в частности традиций, обычаев, верований, языка и т.п.
Определенным результатом этнического взаимодействия можно назвать дискриминацию, т.е. ограничение или лишение прав какой-либо категории граждан по признаку национальной или (и) языковой принадлежности. Обычно понятие «дискриминация» вызывает негативные чувства, поскольку предполагается, что группу людей необоснованно лишают прав, которыми пользуются все другие граждане государства.
Одной из крайних форм межэтнического взаимодействия может стать геноцид, т.е. уничтожение групп людей по этническому и религиозному признаку. В отличие от других видов насилия геноцид осуществляется одним этносом над другим (другими), а значит, характеризуется не только большим количеством жертв, но и еще большим числом преступников.
Геноцид (греч. genos род, племя + лат. caedere убивать) — одно из тягчайших преступлений против человечества, когда истребляют отдельные группы населения по расовым, национальным или религиозным признаку. В отличие от других видов насилия геноцид осуществляется одним этносом над другим (другими), а значит, характеризуется не только большим количеством жертв, но и еще большим числом преступников.
Геноцид (греч. genos род, племя + лат. caedere убивать) — одно из тягчайших преступлений против человечества, когда истребляют отдельные группы населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленно создают условия, рассчитанные на полное или частичное уничтожение этих групп.

Вопрос №35-36

Социальные движения и их типологии

Социальное движение — это массовые действия представителей какой-либо одной большой социальной группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей.

В тех случаях, когда соответствующие действия реализуются в деятельности государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству, более того, связываются с завоеванием государственной власти, социальное движение приобретает характер политического движения. Нередко массовые действия социальных групп по обеспечению своих интересов не принимают политического характера, не направлены на завоевание государственной власти (например, движение за альтернативную медицину). Это движения за восстановление гражданскою достоинства людей и обеспечение прав, за улучшение условий труда и жизни (во многих случаях приобретающие форму забастовок), за возрождение и защиту национальной культуры, охрану природы и др. Одни из таких социальных движений оказываются в большей мере политизированными, другие - в меньшей, но в них всегда можно видеть их собственное • социальное содержание. Бывает, что оно имеет прогрессивный характер, например возрождение и защита Национальных культурных ценностей, а их политическая ориентация приобретает реакционную направленность — на обострение социальных и межклассовых противоречий, против демократизации общества, за восстановление или сохранение антидемократических авторитарных структур и порядков.

Участников социального движения объединяет определенная система ценностей, именно ценности играют роль вектора направленности движения. Социальные ценности, являясь составной частью массового сознания, выполняют функции социально-нормативных регуляторов массовых действий. Социальное движение не имеет управленческого аппарата, четких уставных требований. Совокупность требований к его участникам определяется целями и ценностями движения и устанавливается лидерами, поддерживается их авторитетом. Участники социального движения достаточно автономны в своих решениях и действиях. Социальное движение, как правило, возникает стихийно, по инициативе «снизу». К таким движениям относятся гражданские инициативы, представляющие собой добровольные объединения людей.

Широкий размах во многих странах принимают в современную эпоху такие социальные движения, как женское и молодежное. В некоторых своих аспектах в развитых формах они включают в себя требования к государственной пасти, т. е. приобретают политический характер. Но во многих других эти движения не имеют политической направленности, не выходят за рамки социальной сферы, например, молодежь стремится отстоять некоторые свои формы культуры, стили поведения и т. п.  Социальные движения включают огромное количество людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления социальным изменениям. Они представляют собой организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформации — наиболее яркие примеры.  В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа.  Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.  Регрессивные движения выступают за возвращение (частное или полное) к старым порядкам. Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти.

Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества. Средневековые коммуны, движение зеленых, движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771 — 1858) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, а вскоре данное утопическое движение прекратило свое существование.

Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов. Такие цели требуют экстраординарных средств. Хотя и все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является «визитной карточкой» революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, в Западной Европе, Латинской Америке.

Вопрос№37

Социальное неравенство - такое положение вещей в обществе или отдельной общности, когда их члены имеют неравный доступ к таким социальным благам, как богатство, власть и престиж. 

Любое общество всегда структурировано по многим основаниям - национальным, социально-классовым, демографическим, расселенческим и т.п. Структурирование, то есть принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным, социально-демографическим группам, может порождать социальное неравенство. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут стать основой для формирования неравных отношений! Но главное в обществе - те различия, те объективные факторы, которые порождают социальное неравенство людей. Неравенство есть непреходящий факт всякого общества. Ральф Дарендорф писал: "Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий - столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, по меньшей мере, скептически". 

Социальными называют те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом 
жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы. 

Структурированное общество может быть представлено как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных областей 
социальной жизни: экономической, политической, духовной, общественной, в которой иногда выделяют семейно-бытовую сферу. В каждой из указанных сфер социальной жизни имеет место собственное социальное расслоение, собственная структура. Социальные различия между людьми определяют социальную структуру. В ней проявляется в первую очередь экономическая структура общества. Основные элементы этой структуры - классы, социальные и профессиональные группы, страты. 

Самое крупное социально-стратификационное образование общества - класс. Не следует забывать тезис К. Маркса о фундаментальном значении общественных классов в истории человеческого общества. 

Слово "класс" пришло из Древнего Рима, где его использовали для деления населения на отдельные группы в целях налогообложения. На верхней ступени были ассидии - богатейшие римляне, на низшей - пролетарии. 

Платон в Древней Греции видел два класса - богатые и бедные. Аристотель делил общество на жадный высший класс, низший - класс рабов и достопочтенный средний класс, которому можно доверить заботу о всеобщем благе, поскольку он умеренно т обладал добродетелями и пороками. 

Научная концепция класса появилась в XIX в. Ее автором является К. Маркс. Всю историю общества он видел в конфликте классов. Отсюда идея бесклассового общества, общества полной социальной интеграции, социального равенства. К. Маркс разделял современное ему общество на два основных класса, в первую очередь, по отношению к частной собственности. Следуя его логике, можно считать, что социалистическая система обеспечивает полное социальное равенство, ибо собственность превратилась в общенародную, или государственную, к которой все члены общества, все социальные группы должны иметь равное отношение. Однако именно на базе общенародной собственности пышно расцвели номенклатура, привилегии, появилась теневая экономика. Почему же закончился неудачей социалистический эксперимент? 

Во-первых, в любом обществе, кроме владения собственностью, кто-то должен осуществлятьоперативный хозяйственный контроль за ней. Возможность распределения материальных и денежных Ресурсов часто оказывается более важной и выгодной, чем прямое падение собственностью. В этом варианте у распорядителя преимущество безответственности, ведь он имеет дело с чужой собственностью. Таким образом, при неграмотном управлении у армии чиновников - риск небольшой, а социальные преимущества очевидны. 

Во-вторых, общество всегда имеет определенную государственную, политическую организацию, а значит, появляются лидеры, государственные менеджеры, чиновники, которые объективно должны иметь больше прав, иначе они просто не смогут выполнять функции государственного управления. Практически в любом обществе такие социальные группы занимают определенный статус который объективно порождает социальное неравенство. 

Письменная 
история человечества пока не знает ни одного общества без социальногонеравенства. Социальное неравенство многолико, оно проявляется в самых различных формах и на разных ступенях социальной организации. Опросы показывают: люди достаточно хорошо представляют свое место в социальной иерархии остро ощущают и болезненно реагируют на социальное неравенство, что нередко выражается в социальных конфликтах. 

В-третьих, есть основания полагать, что в природе человека заложено генетически стремление к доминированию над другими людьми. Это стремление в разной степени выражено у отдельных лиц Человек или социальная группа, получив власть, всегда стараются открыто или замаскировано ее использовать. Эти процессы можно регулировать (представительная демократия, разделение властей, ротация государственных чиновников), но устранить полностью нельзя. 

В-четвертых, общество объективно заинтересовано выдвигать для управления, на вершины власти, самых способных, одаренных и тем самым вынуждено создавать такие условия, чтобы люди стремились, имели желание занимать эти места. Социальное неравенство - это своего рода инструмент самосохранения общества, с помощью которого оно сознательно обеспечивает замещение наиболее важных постов способными и квалифицированными людьми, своего рода элитой - политической, экономической, научной, военной и т.п. Ошибки таких людей или их некомпетентность могут обходиться обществу слишком дорого. Поэтому нужно создавать некоторые преимущества в общественном статусе, социальном положении, стимулируя выдвижение самых способных людей. 

Фундаментальной теоретической основой социального неравенства, стратификации является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней - более и менее ценные виды деятельности. Люди равны по своим способностям, воспитанию и образованию. Вот объективная основа стратификации. 

Причины социального неравенства. 
Функционализм: 

Когда в обществе какой-либо вид деятельности или профессия ценятся больше, в зависимости от значительности этих профессий строится иерархия в обществе. 
Способности у людей разные, наиболее талантливые, занимаются наиболее престижными профессиями, талантливые должны занимать верхушку социальной пирамиды. 
По Марксу: 

Социальное неравенство основано на экономическом. 
Владеющие собственностью угнетают тех, кто ею не владеет. 
По Веберу. В основе социального неравенства лежат: 

Богатство 
Власть 
Престиж 
По Сорокину. Причиной социального неравенства являются: 

Собственность 
Власть 
Профессия 
Формы социального неравенства: 
Биосоциальное 
Сексуальное 
Этническое 
Национальное 
Гендерное 

Вопрос№38

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающимися во многих аспектах. Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация». Само слово «стратификация» заимствовано у геологов. В английском языке его стали понимать как пласт, формацию (в геологии), слой общества (в обществознании); strata, stratification (стратификация) -деление на общественные слои («пласты»).

Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства — неравенства. При этом под равенством понимают: равенство личностное; равенство возможностей достичь желаемых целей (равенство шансов), равенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.); равенство результатов.

В социологии известны четыре главных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, апоследний тип - открытые.

Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытымназывается общество, где перемещения из одной страты в другую официально никак не ограничены.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества.

Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями

Класс понимают в двух смыслах - широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

Вопрос №39

Социальная мобильность - это процесс движения индивидов между иерархически организованными элементами социальной структуры.
П. Сорокин определяет социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта, т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.
Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, понимают переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне.
Перемещение некоторого индивида из баптистской в методистов религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужчины, так и женщины) в другую при разводе или повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса , - все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Такими же примерами являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, теории Дарвина) в пределах одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии. Во всех этих случаях «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью понимают те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Согласно природе стратификации существуют нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из низшего пласта в существующий более высокий пласт; или создания такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в высший пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не нарушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал раньше; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в нарушении ее социального единства.
В социологии, в основном, научному анализу поддевает именно вертикальная социальная мобильность.
П. Сорокин определил ряд принципов вертикальной мобильности.
1. Вряд ли когда-либо существовавших общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных аспектах - экономической, политической, профессиональной.
2. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одной социальной страты в другую осуществлялся бы без всякого сопротивления. Если бы мобильность была бы абсолютно свободной, то в обществе, которое возникло, не было бы социальных страт.
3. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, т.е. в пространстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить индийское кастовое общество и современное американское. Если взять высшие ступени в политической, экономической и профессиональной пирамидах в обоих обществах, то будет видно, что все они в Индии определены фактом рождения и есть только немного индивидов, которые достигли высокого положения, поднимаясь из низших страт. Между тем в США среди известных людей в промышленности и финансах 38,8% в прошлом и 19,6% в современном поколении начинали бедняками; 31,5% мультимиллионеров начинали свою карьеру, имея средний достаток.
4. Интенсивность и всеохватность вертикальной мобильности - экономической, политической и профессиональной - колеблется в пределах одного и того же общества в разные периоды его истории. В истории любой страны или социальной группы существуют периоды, когда вертикальная мобильность увеличивается как количественно, так и качественно, однако существуют периоды, когда она уменьшается.
5. В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления интенсивности и всеобъемлющей. Это предположение является действительным для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.
Анализа социальной мобильности была посвящена также работа Т. Лассуэла «Класс и казнь», где он отмечал, что фактически все материалы относительно социальной мобильности, которые были опубликованы в США, это материалы о восходящей мобильности. Поскольку частью американского характера является стремление возвыситься над родителями и ровесниками, то чаще имеет место именно восходящая социальная мобильность.

Вопрос №40

Особенности социальной стратификации российского общества: история и современность

Процессы расслоения в современном российском обществе вряд ли можно понять и объяснить во всем объеме, если не учитывать исторически действующих в нем механизмов слоеобразования. Эти механизмы в немалой степени определялись характером русской культуры, а на этапе ее становления - самим местом расселения восточно-славянских племен между западноевропейской цивилизацией и цивилизациями Востока. Так, географическое положение страны, растянутость и низкое качество коммуникации, редко расположенные городские центры в узлах связей, их уязвимость – все это сказывалось на темпах накопления, способах сохранения социокультурного фонда, влияло на конкретные формы перераспределения социальной энергии и культурного ресурса.

Следует так же учитывать влияние на расслоение воздействие инокультурного опыта. В русской культуре оказались аккумулированы разнородные цивилизационные ориентации, что позволяло российскому обществу осваивать заимствования, как с Востока, так и с Запада. От Византии русская культура унаследовала религиозную базу (православие). Позже, в период империи страна осваивает опыт западноевропейских стран в области военного и государственного строительства, промышленности, науки, искусства. Нельзя и забывать о влиянии восточных соседей степняков, в частности монголов. Различные инокультурные влияния были особым образом переработаны обществом и постепенно вросли в уникальный комплекс российской культуры. Стратификационное деление российского общества, обнаруживая сходные признаки с тенденциями расслоения в западной Европе и на Востоке, остается до сих пор уникальным процессом.

Начиная с Московского царства в русском обществе выделяются важнейшие единицы социального расслоения: двор князя (монарха) и круг приближенных к двору людей; служилые люди: профессиональные военные и бюрократический аппарат; крестьяне. Другие слои общества не выполняли активной социальной роли.

В хозяйственной жизни доминирует царская и государственная собственность. Чиновники и военные получают за службу вознаграждение, но собственности, защищенной законом, у них нет. Лишь при Екатерине II дворянское сословие среди прочих вольностей получает право частной собственности. Поэтому буржуазия как самостоятельная единица социальной стратификации начала оформляться в России после упразднения крепостного права, лишь в последней трети XIX – начала XX в.

При анализе процессов расслоения необходимо учитывать и такой фактор как постоянное включение в границы российской государственности народов разных культур и расширение имперского пространства, что требовало отвлечения из Центра страны немалых материальных и человеческих ресурсов.

Реформы второй половины XIX и первого десятилетия XX в. выражали попытку правящих кругов включить русское общество в динамическое движение развитых стран мира при сохранении прежних социально-политических и сословных рамок. Частично эти усилия можно признать успешными. Хотя накануне революции 1917 г. Россия продолжала оставаться крестьянской страной.

Октябрьская революция 1917 г. создает принципиально иную ситуацию в целостных процессах социального дифференцирования. Во главу угла ставится попытка административными мерами регулировать разделение людей на классы и слои. По существу сводятся к нулю имущественные критерии дифференциации, поскольку частная собственность на средства производства упраздняется. Фактор доходов также перестает играть заметную роль, ибо вместо разнообразных форм индивидуальных источников дохода вводится фиксированная заработная плата разным категориям работников на государственных предприятиях. Все это свидетельствует о том, что демократические тенденции воплощаются в иной форме, иными способами, нежели это имело место в обществе западноевропейского типа. Советская модель стратификации не создает также условий для формирования средних слоев, аналогичных тем, какие развивались в западных странах.

Социальная структура советского общества 30-50 –х годов характеризуется переходом России к индустриальному обществу. В рамках этой модели формировался определенный тип работника, всецело зависимого от государства. Отказ от сословных перегородок, наследственных привилегий не сопровождается упразднением административных барьеров при переходе из одной группы в другую; огромная власть и основные привилегии сосредотачиваются в исключительно узком кругу лиц и определяются местом в бюрократической иерархии; профессиональные роли множатся и дифференцируются, но этот процесс не влияет на уравнительно-распределительную систему благ.

С 60-х годов по мере ослабления автократического централизма идет необратимое перераспределение власти с верхних этажей центра на средние вертикальные и горизонтальные этажи.

Новый этап стратификационных процессов начинается в 90-е годы, когда российское общество после распада СССР вступает в состояние поиска новых форм социальной организации и ценностных ориентаций жизнедеятельности. После длительного перерыва в стране начинает формироваться на правовой основе мощный негосударственный сектор занятости с различными типами собственности и субъектами экономической деятельности. В этот сектор переходит заметная часть работников из государственных предприятий.

На этой основе начинает действовать процесс структурных изменений в занятости, т.е. переход работников из тех отраслей и производств, которые не отвечают запросам времени и неэффективны с точки зрения удовлетворения потребительских вопросов, но вновь нарождающиеся. Идет сокращение военнослужащих, а также занятых в тяжелой промышленности, в машиностроении, в частности на производствах военно-промышленного комплекса; вместе с тем расширяется численность занятых в сфере посреднической деятельности, обслуживания, финансово-банковских операций.

Сами по себе трудные процессы перераспределения собственности и структурных перемещений работников сопровождаются к тому же несформированностью отечественных технологий в этих областях, отсутствием правовых демократических процедур, слабостью социальной инфраструктуры. Все это ведет к тому, что перераспределение собственности и изменение структуры занятости идут с огромными издержками. Перераспределение работников между отраслями и сферами занятости также сопровождается негативными тенденциями. Так, увеличивается отток не только из социально неэффективных производств, но их тех сфер деятельности, которые обществу необходимы, но не способны дать быстрый эффект после переструктурирования. Например, за последние годы на одну треть сократились численность в сфере научного труда. При этом переход наиболее квалифицированных специалистов в коммерческие структуры зачастую сопровождается снижением квалификационного статуса и потерей профессионального мастерства за счет повышения уровня доходов и социального статуса. Аналогичные процессы наблюдаются в некоторых высокотехнологичных и наукоемких производствах; большие кадровые потери несут конверсионные предприятия военно-промышленного комплекса. Таким образом те слои, которые в новых условиях могли бы выступить ядром формирования среднего класса размываются, их представители переходят либо в бедные слои, либо в структурные образования с другим статусным уровнем; и в том и в другом случае они теряют свою активную роль. 

Размежеванию социальных сил общества способствует и расслоение групп по доходам и образу жизни. За исторически короткий отрезок времени в обществе резко поляризовались богатые и бедные слои. Расслоение по доходам приводит к тому, что динамика доходов 10% наиболее состоятельных групп резко возрастает по сравнению с доходами 10% наименее состоятельных групп, а соотношение между этими доходами стремительно увеличивается.

В то время как основная часть населения теряет последние возможности поддерживать прежний уровень жизненного комфорта, появляется сравнительно небольшая состоятельная часть населения, образ жизни которой резко контрастирует с историческими традициями: отдых за границей, покупка дорогого автотранспорта, постройка личных коттеджей в пригороде и т.д.

Наиболее дестабилизирующим фактором для стратификационных процессов является разрастание численности маргинальных слоев:безработных, лиц без определенных занятий и местожительства, беженцев, а также участников преступных группировок. Разрушение привычных форм организации труда, быта, а также культурных норм и ценностей обуславливает появление большого числа людей, утративших прежний социальный статус, а поэтому отчаявшихся, от




1. Курсовая работа- Статистические методы анализа финансовых результатов деятельности предприятий
2. РАП
3. виховного процесу
4. Закон стоимости- сущность и функции Эволюция теории стоимости
5. то давно в годы учебы в школе я никак не могла определиться с выбором своего жизненного пути
6. вариант 1~ол басы ~андай б~лімдерден т~рады
7. Основные направления предмет и объект исследования психологии
8. тема экономических воззрений периода первоначального накопления капитала
9. вариантов возможных действий в каждом конкретном случае
10. тематичне моделювання.html
11. 02
12. Сущность и понятие права современные подходы и решения
13. социалистическая политикоправовая идеология во второй половине XIX в
14. Легко ли жить в 15 лет
15. Религия Германии.html
16. Детектив Тодд Брукс оглядел тело обнаженного мужчины
17. это природная смесь газов приземного слоя атмосферы за пределами жилых производственных и иных помещений
18. БОБРУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ УТВЕРЖДАЮ Зам.
19. а Патогенез изменения личности и психопатологического фона пациента плохой адаптации к условиям жи
20. . Эвакуация при пожаре Пожарные риски