Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новочеркасская государственная мелиоративная академия
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО СОЦИОЛОГИИ
“Социальная структура”
Новочеркасск 2002 г.
Учебное пособие по социологии на тему “Социальная структура” подготовлена доц. Лосевым В.А.
Рассмотрена на заседании кафедры философии (протокол №
от и рекомендована к изданию методической комиссией факультета социальной работы (протокол № от )
Рецензенты:
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
Содержание
Введение………......………………..…………………………………... |
4 |
1. Модели развития социальной системы……………………………….. |
5 |
2. Модели стратификационных систем………………………………….. |
12 |
3. Место и роль личности в обществе…………………………………… |
16 |
Литература……………………………………………………………… |
19 |
Введение
Основой социальной структуры являются статусы и роли, т.е. упорядоченные в одно целое отдельные части общества.
Структура это каркас всей системы, внутреннее устройство, основа социальной организации общества, Соотносительное положение отдельных личностей и социальных групп в этом обществе выражается через социальное неравенство. Ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами обозначается через социальный статус.
Статус требует социально ожидаемого или одобряемого поведения, реализации определенных прав и обязанностей, соответствующего волевого поведения.
Предлагаемый материал ставит целью ознакомить студентов с моделями развития социальной системы общества, четче понять социальную структуру, место личности в обществе.
1 Модели развития социальной системы
Социальное изменение это происходящее с течением времени преобразование в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его групп и индивидов.
Общество не может существовать в неизменном состоянии, оно должно быть рассмотрено как процесс, поток изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа.
В основе типологии социальных изменений лежат модели социального времени, в первую очередь модели линейного и циклического времени.
Согласно модели линейного времени, время течет необратимо и непрерывно от прошлого к настоящему, а затем к будущему. Эта модель послужила основанием для выделения так называемого Прогрессивно-поступательного типа изменений или собственно социального развития. Речь идет о направленном процессе, в котором ни одно из прежних состояний системы не повторяется, а на каждой последующей стадии выходит на более высокий уровень (например, наблюдается рост экономических показателей, увеличение населения и т.д.). Идея развития является центральной во всех разновидностях эволюционной теории. Так, по мнению Огюста Конта, движущей силой исторических изменений выступают способы, при помощи которых люди постигают реальность, методы, которые они применяют, чтобы объяснить, предсказать и управлять миром. Революция, таким образом, представляет собой, прежде всего эволюцию методов получения и накопления знаний. Конт сформулировал "закон трех стадий", согласно которому человеческий род в своей истории проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии. На первой теологической стадии люди обращаются за помощью к сверхъестественным существам и силам, полагая, что они несут ответственность за земные события. В этом качестве вначале выступают духи (или души) предметов, растений, животных, затем многочисленные боги, ответственные за различные стороны человеческой жизни, наконец, единый всемогущий Бог. На второй метафизической стадии происходит замена богов абстрактными причинами и сущностями, выделение фундаментальных принципов реальности, позволяющих разумно понять и объяснить окружающий мир. Наконец, на третьей позитивной стадии люди формулируют законы, основанные на эмпирической очевидности, сравнении, наблюдении и эксперименте. Это век науки и промышленности, человеческие знания постоянно пополняются, все более приближаясь к познанию реальности.
Герберт Спенсер (англ. соц. 1820 - 1895) рассматривал эволюцию как основополагающий и единый принцип всей реальности, как универсальный процесс, происходящий как в природе, так и в обществе. В развитии жизни на Земле, в развитии общества, правительства, промышленности, языка, литературы, науки, искусства везде происходит сходная эволюция: от простого к сложному от аморфности к четкости, от однообразия, гомогенности (однородный) к специализации, гетерогенности (неоднородный); от текучести к стабильности. Человеческая история, согласно Спенсера, проходит ряд последовательных стадий. Простые, изолированные друг от друга общества, в которых все члены заняты примерно одной и той же деятельности, где потому отсутствует политическая организация, сменяются сложными. В них появляется разделение труда, центральное значение приобретает иерархическая политическая организация. Эти общества в свою очередь сменяются государствами, имеющими постоянную территорию, постоянно действующую систему законов. Наконец, на смену им приходят цивилизации наиболее сложные социальные целостности, национальные государства, федерации государств или большие империи.
Эмиль Дюркгейм (фр. соц. и ф. 1857 1917) основное направление эволюции усматривал в том, что с течением времени в обществе все более углубляется разделение труда, усиливается дифференциация задач, обязанностей и ролей по роду занятий. Эта тенденция связана с демографическими факторами: рост населения приводит к увеличению физической "плотности" и усиливает "плотность" моральную, т.е. интенсивность контактов, сложность социальных связей или качество социальных уз.
К числу эволюционных идей относится идея социального прогресса, под которым понимается направленный процесс, в ходе которого система приближается либо к более предпочтительному, лучшему состоянию (например, к реализации ценностей этического порядка - счастья, свободы, процветания, справедливости, достоинства и т.д.), либо стремится к идеальному состоянию. По мнению современных социологов, идея прогресса в описанном смысле находится вне сферы науки, поскольку последняя должна заниматься тем, что есть, а не тем, что должно быть.
Теории социальных изменений получили новое дыхание в 50-х гг. ХХ в. В отличие от классического эволюционизма центр научных интересов сместился от эволюции человеческого общества в целом к процессам, протекающим в отдельных цивилизациях, культурах, сообществах, а при анализе эволюции исследователи стремились избегать оценок или аналогий с прогрессом. К числу наиболее влиятельных представителей неэволюционизма относят Т. Парсенса, Жана Ленски.
По мнению Ж. Ленски, основу социокультурной эволюции составляют технологическое развитие и его последствия. Суть технологического развития сводится к изменению диапазона и качества информации, пригодной для управления окружающим миром. Человеческий вид выделяется из мира животных благодаря прорыву в сферу передачи знаний и в совместном использовании людьми информации. Основная ее часть передается на генетическом уровне, но ее высшие формы усваиваются индивидуально. На смену знаковой коммуникации, т.е. общению с помощью знаков, приходит символическая коммуникация, т.е. общение с помощью символов, которые используются для кодирования, хранения информации и обмена ею с теми, чье непосредственное присутствие необязательно. По мнению исследователей, в будущем количество и качество информации, доступной человечеству, позволяет ему взять собственную эволюцию под сознательный и целенаправленный контроль. Это станет венцом процесса эволюции и обеспечит постоянное совершенствование ее механизмов.
Согласно Т. Парсонсу (ам. с. 1902 1979) социокультурная эволюция, как и эволюция организма, идет от простых форм к более сложным. Фактором, направляющим эволюцию, является возрастание способности к адаптации. Эволюция не однолинейна, а мультилинейна (много), она не исключает специфических эволюционных траекторий, разнообразие форм и типов и проходит следующие стадии: 1. примитивную, 2. продвинутую примитивную, 3. промежуточную, 4. современную. Примитивное общество в высшей степени однообразно и гомогенно (однородно), в нем отсутствуют специализированные подсистемы. В основе социальных связей лежит родство и религия, а участие в жизни общества определяется предписанным статусом и тем или иным частным критерием. Продвинутая примитивная начинается с разделением примитивного общества на подсистемы: политические функции отделяются от религиозных, а из последних выделяется религиозные и светские ценности. Общество становится стратифицированным, и жизнь в нем все больше определяется успехом, а не предписанием. В промежуточных обществах возникает письменность, позволяющая накапливать информацию, расширять границы общения и передавать традиции. Усложняется социальная стратификация общества, которая определяется более универсальными принципами. Наконец, для современного общества характерны: - полная дифференциация четырех подсистем: адаптационной, целенаправляющей, интегративной и поддерживающей; - доминирующая роль экономики с ее массовый производством, бюрократической организацией, всеохватывающим рынком и деньгами как общей ареной и средством обмена; - развитие правовой системы как основного механизма социальной координации и контроля; - стратификация, основанная на универсальном критерии успеха; - расширение опосредованной деперсонифицированной сложной сети социальных взаимосвязей.
Несмотря на различия во взглядах, все эволюционисты придерживаются ряда общих положений, которые составляют основу эволюционистской теории.
Во-первых, они все исходят из того, что человеческая история имеет единую "логику", объединяющую множество, казалось бы, не связанных друг с другом событий. Цель эволюционистской теории и заключается в том, чтобы реконструировать историческую цепь событий. Такая реконструкция позволяет понять прошлое и открывает возможности для предсказания будущего.
Во-вторых, при рассмотрении социума используется аналогия с живым организмом - общество предстает как тесно интегрированная система компонентов и подсистем, каждая из которых вносит свой вклад в сохранение и непрерывность существования целого.
В-третьих, изменения общества направлены от примитивных к развитым формам, от простых к сложным состояниям, от распыленности к агрегации, от хаоса к организации. Это движение постоянно и необратимо.
В-четвертых, импульс к изменениям находится в самой природе человеческого общества и порожден его потребностью к самореализации и самотрансформации.
Модель циклического времени, согласно которой ход времени постоянно повторяется, представляет собой вечное круговое движение, послужила основанием выделения циклического типа социального изменения, социальный цикл не имеет определенной направленности, хотя и не случаен. Любое состояние, в котором пребывает система на той или иной стадии, может возникнуть в будущем, причем оно уже когда-то случалось в прошлом. В короткое временном интервале изменения происходят, но на длительном отрезке времени, поскольку система возвращается к первоначальному состоянию, изменений нет. Продолжительность цикла может быть короткой или длинной, цикл может бить ритмичным (интервалы между фазами цикла равны) или аритмичны (интервалы между циклами неравны). Если интервалы становятся существенно короче, то можно говорить об ускоряющемся (убыстряющемся) цикле, если же интервалы значительно удлиняются, то имеет место замедление цикла. Циклы могут различаться по количеству фаз. Если в цикле две фазы, то это дихотомический цикл (например, день и ночь, работа и отдых, война и мир), если три триадический цикл (например, возникновение зрелость упадок), если больше, то можно говорить в множественном цикле (например, детство юность зрелость старость смерть).
В числе социологических теорий циклических изменений наиболее известна циклическая теория Питирима Сорокина (1889-1968), изложенная в книге "Социальная и культурная динамика".
Тщательно проанализировав различные аспекты человеческой куль-туры искусство, образование, этику, законодательство, военное дело, Сорокин предложил выделить два противоположных несовместимых типа культуры умозрительный и "чувственный" и промежуточный, который он назвал "идеалистическим". Каждый тип культуры имеет присущие только ему ментальность, систему знаний, философию и мировоззрение, религию, форму искусства и литературы, мораль, законы, нормы поведения, доминирующие формы социальных отношений, экономическую и политическую организацию, наконец, собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением.
"Умозрительная культура" характеризуется следующими признаками:
- реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, дао, Брахма), она вечна и неизменна;
- потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);
- для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот. Истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и потому она абсолютна и вечна.
"Чувственная культура" прямо противоположна “умозрительной”:
- реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;
- потребности и цели людей чисто плотские или чувственные (голод и жажда комфорт);
- для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. Истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер. Добро коренится в чувственных эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и потому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.
Промежуточная "идеалистическая культура" представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Для нее характерны установки на то, что реальность и материальна, и сверхъестественна, потребности и цели людей и телесны, и духовны, для достижения целей требуется как работа над собой, так и трансформация окружения.
По мнению Сорокина, история представляет собой смену доминирующих типов культурных систем повторяющуюся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур. Он реконструировал исторические "волны" и "флуктуации" (случайное отклонение величины от ее среднего значения) внутри греко-римской и западной культуры, охватив в своем исследовании более 2500 лет. Цикличность при этом рассматривалась не как полное повторение определенного культурного типа, его форм и продолжительности, а скорее как воплощение прежних принципов на новом историческом этапе: история повторяется, но ее темы выступают в новых вариациях.
Исчерпав познавательные, моральные, эстетические, политические и другие ценности, данный культурный тип продолжает существовать не благодаря творческому дару, а лишь по инерции, с помощью обмана, принуждения, опоры на псевдоценности. Рано или поздно эта система приходит в упадок, становится вредной и бесполезной для ее членов и человечества в целом. Это открывает возможности для возникновения альтернативных систем, которые используют собственный потенциал до тех пор, пока также не будут исчерпаны, и весь процесс повторится. Использование потенциалов каждой системы зависит в первую очередь от действий ее членов, она трансформируется изнутри силой человеческой деятельности, хотя внешние Факторы также могут играть определенную роль, ускоряя или замедляя, облегчая или затрудняя внутреннее развитие культурных систем.
Сорокин поставил неблагоприятный диагноз западной цивилизации. С его точки зрения, чувственная фаза, в которой пребывал Запад в течение нескольких столетий, достигла крайней степени насыщения, что вызывает множество негативных патологических явлении и приводит к общему культурному упадку.
Модель социокультурной динамики, предложенная П. Сорокиным, фактически представляет собой волнообразный или спиралевидный тип эволюции, который модно выделить в качестве варианта циклического типа социального изменения. Волнообразность предполагает, с одной стороны, определенную направленность развития социальной системы, например, тенденцию к ее усложнению, а с другой наличие сменяющих друг друга волн изменений, которые соответствуют разным уровням организации социальной системы. Волновой и циклический подходы к изучению поведения социальных систем не противостоят друг другу, а имеют немало общего. Это происходит в том случае, если под циклом понимаются не замкнутые круги, а эволюционные циклы, когда система принимает новые состояния, подобные, но не тождественные тем, которые она имела раньше. Исторический цикл, по сути, представляет собой волну изменений, протекающих во времени и пространстве, поэтому можно говорить о циклически-волновом подходе к изучению развития социальных систем.
В особый тип может быть выделена бифуркационная (кризисная) модель изменений. В ней в отличие от линейно-поступательного, циклического и волнового вариантов акцент делается не столько на траектории изменения (будь это стрела, замкнутый круг или волна),сколько на проблеме выбора последующего пути. Эта модель исходит из существования целого ряда критических поворотных точек, которые служат границей перехода от одной фазы развития к другой, причем его вектор может меняться, поскольку существует множество возможностей, альтернатив и вариантов развития. Тем самым в данной модели в качестве важнейшей составляющей признается свободная целеполагающая деятельность людей, хотя степень этой свободы различна в разных точках и фазах развития. Точно предусмотреть действия людей нельзя в принципе: в одних и тех же условиях два человека могут принимать совершенно разные решения. Отсюда неоднозначность и неопределенность возможных продолжений процесса развития. Даже если в данной фазе развития восторжествовал какой-либо один вариант, закрывший другие альтернативы, то в другой фазе, когда условия и сам вектор развития изменяется, несостоявшиеся альтернативы могут осуществиться.
Пороговые состояния (или "точки бифуркации") в социологии называют "социальным кризисом", который рассматривается в бифуркационной модели как фундаментальное свойство процесса социального развития.
Отличительными чертами кризисного состояния любой системы являются:
- крайняя неустойчивость;
- относительно кратковременный характер такого состояния (система стремится к определенности);
- случайность выбора дальнейшего направления развития, невозможность его надежного прогнозирования.
Изучение различных сфер социальной жизни экономики, политики, религии, науки в их кризисных состояниях позволяет обнаружить некоторые сходные симптомы, предупреждающие о приближении кризиса.
Отметим следующие:
- сокращение социального пространства господствующей культурной системы либо формализм в принятии ее ценностей. Так, в науке на приближение кризиса указывает увеличение числа неудач в решении проблем с помощью прежней научной парадигмы (пример, образец). В период нарастания религиозного кризиса отмечается уменьшение числа ортодоксально верующих, тот же симптом проявляется в случае кризиса господствующей идеологии;
- умножение числа вариантов, интерпретаций, корректировок господствующей системы ценностей. Ученые, исследовавшие кризисы в науке, прямо отмечают, что в эти периоды возникает столько вариантов той или иной научной теории, сколько имеется ученых, занимающихся ею. Экономисты, описывая кризисы планово-централизованной экономики, в качестве его симптома называли постоянно возрастающее количество корректировок плановых заданий;
- усиление взаимного недоверия между участниками социального взаимодействия (например, между правительством и гражданами, на уровне семьи между мужем и женой, родителями и детьми).
Указанные симптомы свидетельствуют о возрастании неустойчивости, неопределенности состояния социальной системы.
На следующем этапе развития кризиса система перестает быть управляемой кризис разразился.
Некоторые закономерности этого этапа:
- отражение возникшей неопределенности в общественном сознании, т.е. ситуация должна осознаваться как кризисная. В периоды социальной стабильности разнообразие в подходах, оценках, установках людей также имеет место. Существуют проблемы, с которыми в рамках господствующей системы ценностей люди не справляются (нерешенные задачи в науке, ереси в религии, неконтролируемые хозяйственные сдвиги в централизованной экономике). Однако до поры до времени они рассматриваются как проблемы, для решения которых необходимо лишь найти адекватные средства. Если же становится ясным, что дело не в том, что не найдены способы решения этих задач, но в рамках существующей системы они не могут быть удовлетворительно решены, в этом случае первоочередной проблемой становится поиск и сознательная ориентация на альтернативные системы ценностей. Этот момент и указывает на то, что система переживает кризис;
- вслед за осознанием ситуации неизбежным этапом развития кризиса становятся абсолютизация различными социальными группами разделяемых ими систем ценностей, упрощенно говоря, каждая группа настаивает на собственной правоте. Это приводит к повсеместной дезинтеграции социальных связей и сопровождается явлением, которое получило название "упадок священного", или ниспровержение авторитета;
- в результате в общественном настроении начинают усиливаться и становиться преобладающими чувства разочарования и безысходности.
Представления о волнообразном и бифуркационном типах социальных изменений весьма актуальны для понимания развития России, в истории которой наблюдается периодичность пульсации, регулярность смены "жестких" и "расслабленных" фаз. Волны либеральной модернизации общественного строя сменялись волнами антилиберальной контмодернизации, реформы контрреформами, политическая ориентация на Запад - ориентацией на Восток. Только за последние два века Россия пережила целый ряд таких циклов: вслед за реформами Александра II последовали контрреформы Николая II, после реформ Витте Столыпина в качество реакции последовал военный коммунизм за нэпом сталинский "великий перелом", за хрущевской "оттепелью" "застой" и затем реформы Горбачева и развал Ельцина, откат экономики к 70 гг. и т.д.
2 Модели стратификационных систем
Мы уже рассматривали общество как систему. Однако каждая система представляет собой не только совокупность Функционально значимых элементов, но и определенный способ их взаимодействия и организации. Определенный порядок связей между элементами системы получил название структуры. Элементам социальной структуры могут выступать социальные статусы, роли, группы и общности, отдельные индивиды. Однако любая социальная структура характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы.
Процесс и причины формирования неравенства служили объектом исследования многих поколений социологов. Можно выделить два основных подхода к объяснению происхождения неравенства.
Первый структурно-функциональный, который основывается на теоретическом наследии Французского социолога Э. Дюркгейма. В работе "0 разделении общественного труда" он сформулировал положение, согласно которому неравенство в различных обществах зависит от предпочтений различных видов деятельности. Для того, чтобы поощрить наиболее способных индивидов заниматься самыми важными из них, общество открывает им доступ к социально значимым ресурсам, обеспечивает льготы и привилегии, определяя тем самым высокий престиж. Схожую точку зрения высказывал и Т. Парсонс, выводивший социальную дифференциацию из функций социальной системы. Гарантией качественного исполнения подобных обязательных функций должно, по его мнению, сложить закрепление за определенными группами специфических ролей и специализации в определенных областях деятельности.
К. Дэвис и У. Мур полагают, что общество стимулирует выполнение талантливыми людьми ответственных функций, предоставляя им необходимые блага и льготы, которым соответствует высокий престиж. Именно престиж, а также материальные и моральные преимущества способствуют формированию в обществе институционализированного неравенства. К наиболее значимым сферам деятельности они отнесли религию, управление и производство технологий.
В обобщенном виде значение социального неравенства обосновывается представителями структурного функционализма как функционально необходимое для сохранения общества. По их мнению, неравенство является источником социальной энергии, обусловливающей социальное развитие, т.к. именно стремление людей повысить свой социальный статус стимулирует их социальную активность.
Основоположником второго - конфликтного направления считается К. Маркс. Согласно его теории, основой социального неравенства являете экономическая дифференциация общества. Те социальные группы, которые контролируют средства производства, занимают более высокое положение в общества по сравнению с теми, кто не может осуществлять подобный контроль. Именно объем собственности определяет принадлежность человека к тому или иному классу.
Индивиды, не обладающие собственностью, оказываются в экономической, а в некоторых обществах и в юридической зависимости от тех, кто ею распоряжается. Класс собственников эксплуатирует класс неимущих. Между ними возникает антагонистический конфликт, в конечном итоге приводящий к революции. Последней формой такого конфликта является борьба между пролетариатом и буржуазией. Она, по мнению Маркса, должна привести к победе рабочего класса над буржуазией, упразднением частной собственности и, следовательно, неравенства. Последующее развитие должно привести к созданию классово и социально однородного общества. Предсказания Маркса не сбылись, однако его подход, раскрывающий зависимость неравенства от экономических факторов, оказал значительное влияние на развитие стратификационной теории.
В отличие от Маркса М. Вебер (нем. соц. 1864 1920) выделил три признака неравенства: богатство, престиж и власть. Под богатством понимается совокупность доходов и потенциально ликвидных ценностей. Степень уважения определенного статуса является содержанием престижа. Власть представляет собой возможность достигать поставленные цели, вопреки сопротивлению других. Индивиды, занимающие схожие позиции по указанным трем признакам, образуют статусные группы.
Немецкий социолог Р. Дарендорф в качестве основы социальной дифференциации рассматривает не собственность, а распределение власти и авторитета. Действия, направленные на их перераспределение порождают острый социальный конфликт как на макро-, так и на микроуровне.
Понятие "стратификация" происходит от латинского настил, слой и делать. Любое общество можно представить как особым образом организованное неравенство между различными социальными слоями и общностями. Под социальной стратификацией понимаются "структурные неравенства" между различными группами людей (Э. Гидденс). В обществе индивиды и социальные группы "выстраиваются" в определенной иерархической последовательности. В зависимости от того, какие признаки социального ранжирования считаются наиболее важными, выделяются различные типы стратификации. Так, например, ам. соц. П. Сорокин предлагал для описания стратификации использовать экономические, политические и профессиональные критерии. М. Вебер предлагал использовать такие индикаторы, как богатство, престиж и власть. Т. Парсонс выделяет три группы социально-дифференцирующих признаков. Первую составляют "качественные характеристики" индивидов, принадлежащие им от рождения - пол, этническая принадлежность, родственные связи, врожденные способности и др. Ко второй, характеризующей "исполнение роли" различные виды профессиональной деятельности. В третью "обладание" включены материальные и духовные ценности собственность, богатство, которыми владеет индивид. Например, в традиционных обществах более высокое положение могут занимать группы, состоящие из лиц принадлежащих к одной расе, клану, роду.
В истории человеческого общества существовали различные исторические типы стратификации. Английский социолог Э. Гидденс выделяет четыре таких типа: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый.
Основой рабовладельческого типа можно считать права гражданства население подразделялось на свободных граждан и рабов, которые не имели гражданских прав и принуждались к выполнению непристижного труда.
Кастовый тип существовал в индийском обществе, основывалась на традициях, освященных религией, существовало пять основных каст жрецы и ученые, воины, купцы и помещики, рабочие и крестьяне, неприкасаемые. Человек, родившийся в определенной касте, должен был заниматься определенным родом деятельности и не имел права переходить в другую касту. Изменение социального положения, как считали индусы, возможно в другой жизни.
Сословный тип был наиболее распространен в период феодализма в Западной Европе, который юридически закреплял определенный объем прав и обязанностей. Положение в обществе преимущественно передавалось по наследству (аристократия и дворянство, духовенство, "третье сословие" ремесленники, купцы, свободные крестьяне).
Для современного общества характерен классовый тип стратификации, которое обусловлено экономическими различиями и, прежде всего, неравенством в распределении материальных и финансовых ресурсов и контроле за ними.
Большинство социологов сходятся во мнении, что основная часть населения в современных обществах разделяется на высший, средний и низший класс. При этом доля высшего класса составляет примерно 5 7 %, среднего класса 60 70 %, а низшего 23 35 %.
К высшему классу относятся лица, занимающие наиболее высокие позиции по таким показателям как богатство, власть, престиж, образование. Что касается доходов, то они оценивается следующим образом от 200 400 тыс. американцев (0,1 0,2 % населения) имеют состояние оцениваемое суммой не менее 10 млн. дол. и ежегодный доход в несколько млн.; приблизительно 200 тыс. (0,1 %) владеют состоянием от 5 10 млн.; 300 тыс. (0,15 %) от 2 5; более 1 млн. миллиардеры.
В современной социологии отсутствует единая точка зрения относительно границ и структуры среднего класса. Согласно одной из теоретических позиций в средний класс включаются лица со средним уровнем доходов в данном общество, например, 40 млн. семей США (60 % всех семей) составляющих 50 % населения страны и имеющие доходы от 18 до 64 тыс. дол. в год относятся к среднему классу. Согласно другому подходу, в состав среднего класса входят лица со средним уровнем потребления, который включает в себя отдельный дом или квартиру, автомобиль, определенный набор товаров длительного пользования, страховые полисы, оплату образования и медицинского обслуживания и др. Сторонники третьей точки зрения средний класс это несколько социальных групп: мелкие собственники, как самостоятельно ведущие свой: бизнес, так и привлекающие к труду наемных работников ("старый ср. кл." 10 15 % населения), "новый ср. кл", в который входят специалисты высокой квалификации "золотые воротнички" 20 25 % населения, "низший ср. кл." служащие без высшего образования "белые воротнички" - около 30 %. В рамках четвертого подхода, в состав среднего класса включают все статусно-престижные группы.
Современная цивилизация, по выражению А. Тойнби (анг. ист., фил., соц. 1889 1975) это цивилизация среднего класса, который выполняет чрезвычайно важную роль в современном обществе. Во-первых, он смягчает конфликт между высшим и низшим классами ,во-вторых, является социальной основой стабильности, в-третьих, благодаря высоким стандартам потребления он обеспечивает устойчивый спрос на рынке товаров и услуг, стимулируя тем самым в частности, развитие мелкого и среднего бизнеса, способствует созданию новых технологий, а значит и экономическому прогрессу в целом.
В состав низшего класса входят лица, занятые ручным физическим или механизированным средне и низкоквалифицированные рабочие.
Несмотря на общее повышение уровня жизни в современных обществах, в них по прежнему сохраняется такое явление как бедность, борьба с которой и социальная помощь государства наиболее проигрывающим группам рассматривается как важнейшая функция государства.
Уровень распределения доходов между наиболее богатыми и наиболее бедными может варьироваться в различных странах. Соотношение доходов 20 % самых богатых и 20 % самых бедных характеризуется следующим соотношением: в США 12 : 1; во Франции 9 : 1; в Великобритании 8 : 1, в ФРГ, Швеции и Нидерландах 5 : 1, в Японии 4:1.
3 Место и роль личности в истории
Проблема изучения личности является одной из центральных, поскольку для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе нужно понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного "Я". Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.
Исследования показывают, что даже дети, выросшие в одной семье, отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой опыт потому, что у них не было полностью идентичного группового опыта. Их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью воспитываются по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и то же радости и огорчения. В связи с этим можно отметить, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его.
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако, практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, являясь членом семьи, он еще член коллектива предприятия и общественной организации, и спортивного общества и т.д. И окружающие вправе ожидать от него исполнения роли в соответствии с этими статусами.
Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении, как собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на "притворной", нереальной основе или в связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится аккумулировать установки и поведение тех людей, которые его окружают, и добиться наиболее адекватного исполнения своей роли. Очевидно, что внутреннее "Я" личности не остается неизменным в результате такого социального опыта. Роли, связанные с определенными занятиями, в такой степени обусловливают личностные изменения, что, даже не зная роли занятий человека, мы можем сказать, что он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель и т.д. Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторыми психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, полностью принимается уготованная ей социальная роль.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации состоит в обучении различным видам социальных действий как мужчин, так и женщин.
Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им задач. Так, в Пакистане домашняя прислуга традиционно представлена лицами мужского пола; на Филиппинах все секретари мужчины; на Маркизских островах дети работают по дому, накрывают на стол, готовят кушанья, а женщины вышивают. Во многих странах мира тяжелые сельскохозяйственные работы выполняются преимущественно женщинами.
Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы этих традиций и обычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответствии с их полом. Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются с учетом их эволюции, изменением культуры и т.д. и нередко женщины имеют статусы, которые ранее считались мужскими.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи, проявлением их является отклоняющее (девиантное) поведение.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности.
Свои социальные устремления личность реализует в материальной и духовно-идеологической жизни. Жизненная позиция выступает в этом ряду характеристикой конкретного субъекта, который в рамках данного образа жизни ведет материальную и духовную жизнь определенной направленности, содержания и активности. Личность сталкивается с целой совокупностью ситуаций жизненного выбора. Она или принимает наличный образ жизни, борется за его укрепление, развитие; или относится ко всему как к должному, реализует себя в рамках положенной нормы, но не больше; или только приспосабливается к существующим условиям, равнодушно следуя "правилам жизни" микросреды или в определенных условиях использует формы деятельности и общения негативного и антиобщественного содержания.
Объективными условиями самоопределения личности выступает вся совокупность социально-экономических, политических и духовно-идеологических процессов конкретно-исторического общества, как на уровне общества в целом, так и составляющих его социальных групп на уровне региона, трудового коллектива, семьи и т.д. Своеобразными внешними условиями являются и образы жизни коллективных и индивидуальных субъектов, с которыми она взаимодействует.
Для того, чтобы проанализировать, как индивид вовлекается в общественные отношения, необходимо четко выделить различные планы исследования системных качеств личности. Для решения вопроса о соотношении общественных и межличностных отношений представляется целесообразным выделить три уровня анализа системных качеств личности в общественных отношениях, условно обозначаемые как уровни анализа личности в системах "роль-для всех", "роль-для группы", "роль-для себя".
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология М., Гардарика, 2000, - 474 с.
2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку, - М., Логос, 2000
3.Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М.,1996. 4. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
5.Фролов С.С. Социология. М., Логос, 1999.
6. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии - М., 1996.
7. Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социс, - 1998, № 4, с. 86 94
8. Казаринова Н.В., Филатова О.Г, Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов /Под общей ред. док. фил. наук, проф. Батыгина Г.С. / - М.: НОТЕ ВЕНЕ, 2000.
9. Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации // Социс, - 1998, № 10, с. 77 85.
10. Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социс, 1998, №10. с. 85 92.
11. И. Руткевич М.Н. О социальной структуре современного общества // Социс, № 4, с. 19 29.
12.3дравомыслов Г.А. Российский средний класс - проблем границ и численности // Социс - 2001, № 5. 76 - 86.