Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему- Человек и его изучение Что такое ч

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 10.5.2024

Бутонаева Юля

                                               Эссе на тему:

                                                        «Человек и его изучение»

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка...   - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

Философское осмысление и толкование человека в разные времена было различны. Размышляя о человеке, философ был стиснут рамками исторических условий или житейской ситуацией, а может и  собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияло на философское толкование человека.

Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:

1) изучение человека метафизикой (античность).

2) изучение человека теологией (средневековье),

3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

И мне бы хотелось рассмотреть основные этапы в истории изучения человека.

Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии – в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.

Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии.  Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее «стертость» личностного начала, его «безликость» и подчиненность всеобщему. Здесь универсальное «Я» превалирует над индивидуальным «Я». К примеру, для древних латинян характерно выражение «я и ты», а в Индии и Китае предпочитали говорить «мы», ибо каждое «я» мыслилось как продолжение иного «Я». Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть всего единства.

Античная философия сформировала основные западноевропейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.  

Сократа прежде всего интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков.

Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного.

Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Его знаменитая фраза: "Человек есть общественное животное".

Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения на все стороны жизни людей. Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии Августин Блаженный утверждал о том, что нельзя допустить, чтобы человек жил "по человеку", это неизбежно погубит его, ибо отдаст во власть дьяволу.

Одной из особенностей философии эпохи Возрождения является антропоцентризм. Такое направление, когда центром любого исследования - будь то литература, живопись, скульптура или философские трактаты - становится человек.

Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому.

Но, пожалуй на мой взгляд, самый интересный и значительный вклад в философское осмысление человека был сделан немецким философом И.Кантом. Он исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничивал антропологию в двух смыслах: 1) когда человека делает природа; 2) когда человек, как свободно действующее существо делает себя сам.

Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и прежде всего В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей.

В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занималась изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания.

Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегдабыл для нее проблемой наиважнейшей.




1. тема- Антиадренергические средства.html
2. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Ірпін
3. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук киї
4. тема отношений государственное дотирование финансирование социальной инфраструктуры Bshkortostn grrin policy stte of.
5. совокупность трудовых ресурсов которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения о.html
6. й является одним из требований КЦББ ценным бумагам и биржам и многих кредиторов
7. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социальноличностном
8. сновные положения субъекты и объекты налогообложения
9. Сидон
10. Решение современных проблем информационной безопасности корпоративных вычислительных сетей
11. на тему- ldquo;Ставлення до етносів та релігій в Римській імперіїrdquo; Виконав студент ДКТ2
12. мировая экономика и мировое хозяйство
13. Тема-Програмування масивів; 3
14. Прекращение обязательств Прекращение обязательства означает прекращение правовой связанности его участ
15. Законодавчі акти стратегічного характеру- закони що регламентують ЗЕД України; концепції розвит
16. Комплексная социально-экономическая характеристика Дальневосточного района
17. Сумерки 2008 года при бюджете 37 млн
18. I. Внеоборотные активы Активный Основные средства 01 По в.
19. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 45 по предмету Комплексная система защита информации на предприятии Тема 1- Тестир
20. Я родился в Мегионе ХМАО 6 мая 1996 года