Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №7»
Муниципального образования город Ноябрьск
Урок-исследование в 5 классе на тему:
«Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Разработала
учитель музыки
Сулима Александра Юрьевна
г. Ноябрьск
2010
Урок-исследование в 5 классе на тему:
«Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока, список используемой литературы, приложения.
Стихия музыки могучая стихия
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Цель урока: раскрыть понятие хоровой музыки; развивать умение отличать музыку духовную от светской.
Задачи урока.
Дидактические (образовательные):
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;
- показать развитие храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской;
Развивающие:
Воспитательные:
Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения, мозговой штурм, «Синквейн».
Оборудование урока:
- фрагменты видео «Хор Турецкого»( слушание);
- ФЦИОР. Модули: «Певческие голоса. Тест», «Духовная музыка».
Ход урока.
Организационный момент.
Музыкальное приветствие: песня Попляновой «Начинается урок».
Беседа-введение в тему урока (создание проблемной ситуации, побуждающей детей самих сформулировать тему урока).
- Ребята, о каких музыкальных жанрах мы с вами узнали на предыдущих уроках?
(песня, романс)
- Это жанры какой музыки, вокальной или инструментальной?
- Что роднит эти два жанра и чем они отличаются?
Для большего усвоения темы я предлагаю выполнить тест.
Тест
Выбери подходящие характеристики для песни и романса:
а) отличается простотой ____________________;
б) развитый, утончённый жанр ______________________;
в) связь с народным творчеством не очевидна________________;
г) связь с народным творчеством выступает явно ______________;
д) характер мелодии обобщённый _________________________;
е) характер мелодии личный, индивидуальный ___________________;
ж) используется куплетная форма ______________________;
з) часто встречается трёхчастная форма ____________________;
и) инструментальное сопровождение богато разработано,
его роль в создании образа очень важна _____________________;
к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту,
вносит новые выразительные оттенки ____________________;
л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения _______
(Учащиеся выполняют тест, затем, используя интерактивную доску, проходит проверка знаний).
-Учитель предлагает ребятам исполнить разученное ранее произведение по выбору. Исполняем песню «Песня и ты» или «Дружба» (предварительно: упражнения на дыхание, звуковедение, дикцию).
Мы исполнили песню все вместе. Как по-другому можно назвать наше исполнение? (хором)
(Ученики формулируют тему урока.)
Тема нашего урока: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме». Мы будем говорить с вами о хоре, хоровой музыке, и постигать секреты выразительных средств хорового звучания.
-Давайте проведём исследование этапов становления (формирования) хоровой музыки.
Происхождение хоровой музыки
-Формулируем понятие «Хор» в двух аспектах (как название певческого коллектива и как название особого музыкального жанра).
Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus»- толпа, собрание, коллектив людей, исполняющий вокальную музыку. Но не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается большим числом исполнителей.
- Как вы думаете, чем ещё могут отличаться хоры друг от друга? (Следуют свободные высказывания
Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных составов хоров. Звучат отрывки:
- одноголосного исполнения;
- многоголосного исполнения;
- а капельного звучания и с аккомпанементом.
Учитель: Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средствеу хорового исполнения).
Вспоминаем названия основных разновидностей певческих голосов (в форме музыкального теста «угадай», с использованием ФЦИОР).
- Как отличить музыку духовную от светской?
- О самой ранней хоровой музыке известно то, что она была составной частью культового группового танца. Хороводы - самый древний тип коллективного музицирования, связанный с обрядами и ритуалами разных народов. А поскольку обрядовая сторона жизни не была отделена от повседневной деятельности человека, то отсюда пошли два родственных начала: духовное и светское.
Сейчас мы с вами прослушаем русскую народную песню «Есть на Волге утёс».
- Что вы можете сказать о прозвучавшей песне? (смешанный хор, музыка звучит сурово, серьёзно, медленно. Представляется утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв. Мощное, могучее звучание задевает душу каждого человека).
Учитель:- Ребята, как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка? (Из жизни, как и песня).
Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают слаженность звучания и мощь.
Когда появились храмы - хоровая музыка поселилась и в них. Поворотным же моментом в развитии русской хоровой музыки стало Крещение Руси святым велики князем Владимиром. Это произошло более тысячи лет назад, в 988 году. Перед вами фреска Виктора Михайловича Васнецова, изображающая это великое событие. Пожалуйста, скажите кого вы на ней видите?
Дети: Князя Владимира, воинов, простых людей, киевлян, которые принимают крещение в водах реки Днепр от священников.
Учитель: А знаете ли вы, из какой страны приехали эти священники? Они приехали из Византии, которая в те времена была самым сильным православным государством в мире и обладала самой развитой и передовой храмовой хоровой культурой (показать указкой на карте). Именно в Византии была создана система церковного пения из восьми гласов.
- Исполняем с детьми «Достойно есть».
Учитель: Скажите, пожалуйста, мы с вами пели в один голос или на несколько голосов?
Дети: В один голос.
Учитель: Такой способ хорового исполнения называется одноголосием и является наиболее древним в храмовой хоровой музыке. Одноголосие пришло на Русь из Византии и стало тем зернышком, из которого впоследствии развилась русская храмовая хоровая музыка.
Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях Киево-Печерском, Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком, Почаевском, Троице-Сергиевой Лавре (слайд).
Именно в монастырях возникали постоянные хоры, складывались оригинальные монастырские распевы. Все это способствовало созданию русской хоровой школы (слушаем Григорианский хорал).
Постарайтесь ответить, кто и с какими чувствами его исполняет и каков способ хорового исполнения? Дети слушают и затем отвечают на поставленные вопросы: произведение исполняет мужской хор с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности. Это раннее русское многоголосие
Вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным.
Однако с разделением христианства на католицизм и православие в каждой из этих церквей сложились различные музыкальные традиции. Римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пение. Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви.
В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Андреевич Архангельский, Александр Тихонович Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков (слайды с портретами). Особенно же значительными по своему художественному замыслу являются творения Сергея Васильевича Рахманинова. Представьте, что вы в храме и размышляете о своей жизни. «Богородице, дево радуйся» (Слушание).
- Вы сейчас прослушали произведение Сергея Васильевича Рахманинова. Скажите, кто участвовал в исполнении данного произведения? (Хор, без сопровождения музыкальных инструментов).
- На каком языке звучит этот хор? (На церковно-славянском).
- О ком поется в этом произведении? (О Богородице. Богоматерь. Дева Мария. В христианстве мать Иисуса Христа).
- Как вы думаете а почему хор звучит без сопровождения? (Только голос способен выразить самые тонкие движения души).
- Православные богословы запрещают использование инструментов во славу Господа т.к. у инструментов нет души.
Музыка звучит не только в православном храме, но и в католическом. Зарубежные композиторы тоже обращались к этой стороне жизни. Некоторые из них служили в церкви в качестве музыкантов (например, И.С.Бах), некоторые имели сан священника (Ф. Лист, А. Вивальди). Первым музыкальным инструментом, которым сопровождалось церковное пение в Западной Европе, был клавесин. Позже ему на смену пришел орган. С его появлением церковное пение, особенно хоровое обрело невиданную силу и красоту.
Учитель:- Давайте послушаем один из примеров зарубежной духовной музыки. После слушания вы возможно сами назовете его название и композитора. Обратите внимание, как голос выражает все чаяния души, как тонко показывает состояние человека. Ф.Шуберт «Ave Maria» (Слушание).
- Какой образ изобразил композитор в этом произведение?
- А в каких художественных произведениях запечатлен этот образ?
- Кто участвовал в исполнении этого произведения? (Голос, орган).
- На каком языке исполнялось это произведение? (На латинском).
Уже давно церковная музыка вышла из храмов и превратилась в светскую духовную музыку. В репертуар хоров включаются произведения о жизни, смерти, о чистоте любви, чтобы человек смог задуматься о том, что на самом деле является главным, что существует более высокие и правильные ценности терпение, честь, достоинство. Стала появляться детская духовная музыка, которая приобщает детей к вере (слушаем Потеряйко «Христос воскресе»).
- Предлагаю ученикам исполнить песню «А над ней парили Ангелы» (в современной обработке), выученную ранее детьми.
- Какое из произведений, прослушанных и исполненных вами на уроке, больше понравился? (ответы учащихся).
В начале урока мы говорили, что народная хоровая музыка изображает человека и окружающий его мир. А какой мир изображает храмовая хоровая музыка? (детям предлагается выбрать из 3-х слайдов цвет, соответствующий храмовой музыке) Дети выбирают небесный.
- Что же такое, Духовная музыка? (отзвук небесной гармонии - красоты).
Вывод: Конечно же, люди приходят в храм, чтобы оторваться от мирских сует и, оставшись наедине с Богом и с собой подумать о своих ошибках и грехах, чтобы обдумать трудное решение. И в этом им помогает музыка в храме.
Итак: «Чем по своему звучанию и характеру храмовая хоровая музыка отличается от народной и светской хоровой музыки?» Учащимся предлагается собрать всю информацию в таблицу.
Элементы |
Народная хоровая музыка |
Храмовая хоровая музыка |
Светская хоровая музыка |
Произведения музыкального искусства |
|||
Темы и образы |
|||
Средства воплощения |
Учитель:- На современном этапе появляется много новых хоровых коллективов, в репертуаре которых комфортно соседствуют классика и фольклор, опера и рок, романсы и шуточные песни, духовная музыка и рок-н-ролл, поп, джаз, блюз… Одним из таких коллективов является «Хор Турецкого». Это фьюжн музыкального наследия шести последних столетий… Они превратили академический концерт в грандиозное, яркое, красочное шоу. Они поют оперные арии и городской романс, в их программе звучат еврейские молитвы и церковно-славянские песнопения, джаз и рок-н-ролл (смотрим видеоролик)
Д/з:
а) написать сообщение о действующем хоровом коллективе;
б) составить кроссворд на тему: «Храмовая музыка»;
Список используемой литературы и медиаресурсов
1.Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа, 2004.
2.Науменко Т.И. Музыка. 5 кл.: Дневник музыкальных наблюдений: пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005.
3.Дмитриева Л.Г., 3.Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие.- М.: .Академ А, 1998.
4.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное М.: Педагогическое общество России, 2008. 144 с.5.Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие, - М.: Центр педагогического образования, 2007. 96 с.
6. Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке.- Тверь. Тверской государственный университет, 2007.
7. Юдина Е.И. , Сиренко В.М. Поурочно-методические разработки по музыке: 5 кл. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
8. ФЦИОР. Модуль «Певческие голоса. Тест», «Духовная музыка».