У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Мы просыпаемся Каков ныне день 1 января 1841 года Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова Пет

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Глава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVUI ВЕКА

Глава 25

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ И РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

§ 1. Культурные начинания Петра 1

М. П. Погодин, историк, современник А. С. Пушкина, писал о начинаниях новой культуры, персонифицируя ее в Петре 1, следующее:

«Мы просыпаемся. Каков ныне день? 1 января 1841 года Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадаетсяяна глаза книгаПетр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи все они, от шелкового платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом... За обедом, от соленых сельдей и картофеля, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости ~- это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого... Место в системе европейских государств, управление, разделение, судопроизводство, права сословий, табель о рангах, войско, флот, подати, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии суть памятники его неутомимой деятельности и его гения»*.

* Погодин М. П. Петр Великий // Погодин М. П. Историко-крити-ческие отрывки. Т. 1. М., 1846. С. 341—342.

Действительно, в истории отечественной культуры имя Петра 1 связано со многими начинаниями, которые в последующие годы и десятилетия воплотились в разных формах развития новой культуры. В деятельности царя-реформатора воплотились процессы, весьма противоречивые, но имеющие явно прогрессивную тенденцию, предваряющие рождение национальной русской культуры. Это произошло на рубеже XVIII—XIX вв., в эпоху русского Просвещения, однако предпосылки к формированию новой, буржуазной культуры в недрах феодальной культуры были заложены в ходе петровских реформ.

По отношению к культуре рассматриваемого периода, как ни к какой другой, конструктивным представляется ее изучение с позиций анализа организационных форм, стимулов, намерений и условий создания того или иного социального института Российского государства, связанного с культурной жизнью общества (например, организация науки и образования, размежевание светской и церковной властей и т. д.).

Если проследить эволюцию идеи «собирания Руси», то в годы царствования Петра 1 оно приобретает новые очертания подчинение предпринимательской и культурной деятельности цели укрепления рождающейся империи. Этому же была подчинена и военная политика Петра 1. За 16951725 гг. возникло около 200 мануфактур разного профиля, т.е. в 10 раз больше, чем было их в конце XVII в. Характерной особенностью экономического роста начала XVIII в. была определяющая роль в нем государства, его активное проникновение во все сферы хозяйственной жизни. В годы Северной войны (1700— 1721) государственное предпринимательство развивалось в двух направлениях: во-первых, расширялось производство в старых промышленных районах (Карелия, Воро-нежско-Тамбовский край, Центр), во-вторых, создавались новые промышленные районы (Урал, Санкт-Петербург). Одновременно с ростом металлургических, оружейных, полотняных и др. заводов шла организация государственной торговли внутри страны и вне ее.

Лишь после 1717 г. Петр 1 пошел на изменение торгово-промышленной политики, что было вызвано успехами в ведении Северной войны и надеждами на ее скорое завершение. Стало поощряться частное промышленное

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА Х\/Ш ВЕКА

предпринимательство, была провозглашена свобода торговли, государственные мануфактуры стали передаваться в руки частных владельцев и целых компаний. Однако по-прежнему, как и в начале Северной войны, главной целью промышленного производства оставалось обеспечение армии изделиями промышленного производства. Это обязывало предпринимателей выполнять в первую очередь казенные заказы, что, с одной стороны, обеспечивало стабильность доходов и возможность реализовать излишки на рынке, но с другой закрывало перспективы технического прогресса в промышленности. Достаточно вспомнить печальную участь «огнедействующей машины» И. И. Ползунова, многих изобретений И. П. Ку-либина и других изобретателей и ученых. В конечном счете, промышленное строительство при Петре 1 обеспечило создание мощной экономической базы и вместе с тем значительно сдерживало реализацию тенденций капиталистического развития страны, что имело место в других европейских странах.

Культура XVIII в. представляла собой культуру переходного периода от феодализма к капитализму, сохраняющую характерные черты культуры феодального строя. Действительно, до 1860-х годов оставались феодальными, пусть и модифицированными, такие социокультур-ные институты, как школа, армия, церковь, система государственного управления. Во многом феодальный характер носили господствующая идеология, право, мораль, система общественных ценностей и т. д.

Однако в ходе петровских реформ выявилась характерная черта новой культуры ее светскость, «обмирщение», предпосылки чего появились еще во 2-й пол. XVII в. Церковь в это время олицетворяла религиозную культуру, которая ориентировалась на вековые традиции православия и на отчуждение от неправославного мира. Падение церковного авторитета, усиленного к тому же церковным расколом, способствовало утверждению новой, светской культуры. Эти подспудные движения и были реализованы Петром 1.

Здесь выявился еще один феномен социального бытия аккультурация, взаимодействие культур России и Европы. Направленность светской культуры на рациональное отношение к окружающей природе и преобразо-

вание социальной действительности на основе принципов рационализма обусловливало необходимость общения культур различных народов. В России, писал сподвижник Петра 1 князь Куракин, люди «нынешних времен обычай имеют, каждый желает свету видеть». Тенденция аккультурации реализовалась в том, что развитие новой культуры содействовало включению России в экономическую, политическую и культурную системы европейских народов. Правда, эта тенденция прослеживается в ретроспективе, но тем интереснее, выявив эту тенденцию, прослеживать, как она впоследствии развивалась в «русской идее», евразийстве и т. д.

Еще одна тенденция новой культуры, возникшая со времени петровских реформ, ускорение темпов развития культуры, смены стилей в архитектуре, литературе. Это происходило за счет не только внешней, но и внутренней аккультурации. Петровские реформы положили начало строительству новых городов, в том числе новой столицы Петербурга, освоению новых географических пространств Причерноморья, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. В свою очередь, появление новых городов это развитие городской культуры в ее «овеществленных» формах: школы, Академия наук, библиотеки, типографии, театры, музеи, архитектурные сооружения и т. д. Формируется общенациональный русский язык, который впервые был закреплен в «Словаре Академии Российской», изданном в 90-х годах XVIII в.

Все эти тенденции обусловили изменения в организационной структуре культуры. Это, в частности, выразилось в том, что общеевропейская тенденция превращения науки эпохи Просвещения в высшую культурную ценность реализовалась и в системе русской культуры XVI II в.

Новая культура, по мысли Петра 1, должна была внедряться в русский быт с помощью «воспитывающего» законодательства и совершенной структуры государственного правления. Началось это с бритья бород и переодевания Петром своих подданных после его возвращения из заграничного путешествия в 1698 г. Царским указом от 4 января 1700 г. боярам, окольничим, стольникам и др. предписывалось носить платья венгерского покроя. А в известном указе от 16 января 1705 г. предписывалось, чтобы все служивые, купцы и посадские «впредь с сего его

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI!! ВЕКА

великого государя указа бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, с тех имать». В указе указывалась сумма налога —от 30 до 100 рублей, а с крестьян же взималось «по две деньги» при въезде в город. Уплатившему налог выдавался «бородовой знак»*.

Великие преобразования, ориентированные на приобщение России к западноевропейской культуре и образу жизни, проявлялись поначалу в такой радикальной форме, что, естественно, это встречало сопротивление хранителей древнерусских, церковных традиций. Е. В. Ани-симов приводит пример нижегородца А. Иванова, который в 1704 г. добровольно сдался пыточному ведомству в Москве, заявив при этом на допросе: «Пришел я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть...». Этот нижегородец, погибший от пыток, был носителем многовековых традиций: бритье считалось признаком ереси, безбородый не может войти в царствие небесное, бритый покойник даже лишался права на захоронение по христианскому обряду**. Петровские указы регламентировали не только внешний облик человека, вид одежды, жилища (например, потолок должен был быть оштукатурен), а всю жизнь человека от рождения до смерти. Каждый родившийся на свет заносился в метрическую книгу, заведенную при церквах, чтобы его можно было вовремя определить в школу, полк, канцелярию, назначить подушную подать; умершего даже хоронить было надо в гробу установленного образца.

Одно из начинаний Петра 1 — создание всепрони-кающей полицейской системы, охватывающей все гигантское здание российской государственности. Важно иметь в виду, что полиция того времени понималась не только как учреждение, но и как система отношений, образ универсального мышления, в котором культ государственной власти был доведен до предела. В регламенте Главного магистрата 1724 г. глава «О полицейских делах» звучала следующим образом:

«Полиция особливое свое состояние имеет, а именно: оная споспешествует в правах и в правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет и принуждает каждого к трудам и к честному промыслу, чинит добрых досмотрителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне и приносит довольство во всем потребном к жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает излишество в домовых расходах и все явные погрешении, призирает нищих, бедных) больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям божиим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце над всеми сими полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности»*.

В этом положении о полиции воплотилась идея Петра 1 о введении в повседневную жизнь российского общества «регулярства» (единообразия, унификации на основе западноевропейских принципов гражданского устройства).

Идея «регулярства» была главным элементом военной реформы. Военные успехи в Северной войне позволили распространить эту идею на реформу гражданской, повседневной жизни и быта (классическим примером тому служит изданное в 1717 г. «Юности честное зерцало, или показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов»). Идея «регулярства» воплотилась в организующей роли государства по отношению к культуре, ее финансированию, подготовке кадров. Многие деятели культуры находились на государственной службе, получали жалование. Достаточно вспомнить М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Ф. Г. Волкова и др.

Центром культурных преобразований, зарождения новой культуры явилась новая столица государства Петербург. Он был любимым детищем и гордостью Петра,

* Полное собрание законов Российской империи. Т. 4. СПб. 1838. С. 282-283.

** Днисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989. С. 355.

* Полное собрание законов Российской империи. Т. 6. СПб, 1838. С. 297.

Глава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХУШ ВЕКА

460________________IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

символом эпохи преобразований. Любые культурные начинания из Петербурга получали распространение по всей России. Северная столица была уникальным городом не только по своему архитектурному облику, но и по жизненному укладу, быту.

Только в Петербурге возводились начиная с 1714 г., кирпичные здания, вымощенные камнем улицы освещались фонарями, разбивались городские парки. В 1714 г. царь утвердил разработанные архитектором Доменико Трезини типовые чертежи домов для «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей. В 1716 г. царь приглашает французского архитектора Ш. Б. Леблона для составления проекта генерального плана застройки города. Этот план отражал замысел Петра о назначении города как столицы империи, резиденции царя и его семьи, крупнейшего торгово-промышленного центра и порта*.

Петербург становится культурным центром империи. По замыслу Петра 1 в нем открываются первые культурно-просветительные учреждения, первое высшее учебное заведение (Морская академия), Академия наук. Кунсткамера и другие центры культурной жизни.

§ 2. Организация национальной науки и системы образования

Учреждение по указу Петра 1 в 1724 г. Петербурской академии наук положило начало организационному оформлению научной деятельности в России. Академическая наука изначально рассматривалась как своеобразный научный департамент, который руководствовался потребностями государства. Академия наук и художеств (так она называлась в проекте Петра 1) состояла из «трех классов наук»: математического, включавшего теоретическую математику, механику, астрономию, географию и навигацию; физического, включавшего теоретическую и экспериментальную физику, химию, анатомию и ботанику. В гуманитарном классе планировалось обучать красноречию, новой и древней истории, праву, политике и этике.

* См. подробнее: Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1990. С. 514-

В Академии не предусматривалось проведение исследований в области богословия, она изначально носила светский характер. Это же касалось и преподавания в созданных Академической гимназии и Академическом университете, в которых предусматривалась подготовка будущих академических работников. Поначалу же Академия формировалась из иностранных ученых. Первыми приглашенными из-за рубежа членами Академии были ученые с мировым именем математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, астроном Г. Делиль и др. Первым русским академиком был избранный на должность профессора (академика) химии в 1745 г. М. В. Ломоносов. Позже членами Академии стали С. П. Краше-нинников, С. Я. Румовский, И. И. Лепехин и др.—в основном дети ремесленников, солдат, низшего духовенства. При Академии были образованы библиотека, музей (Кунсткамера), обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография. В 1748 г. по инициативе М. В. Ломоносова была построена химическая лаборатория, которая явилась прообразом первого научно-исследовательского института.

Каково значение организации Академии для развития русской культуры? Во-первых, было положено начало формированию отечественных научных кадров, науки как вида человеческой деятельности и социального института.

Во-вторых, в академических мастерских стали изготавливаться различные приборы, механизмы, инструменты для научных исследований. Уже в 1741 г. физический кабинет насчитывал около 400 инструментов и приборов, с помощью которых велись исследования в области механики, оптики, магнетизма, теплоты и т. д. Большое значение имели для исследований коллекции Кунсткамеры и Минералогического отдела.

В-третьих, в ведении Академии находилось почти все гражданское книгоиздание. Здесь издавались «Санкт-Петербургские ведомости», первый научно-популярный журнал, ученые записки Академии. Здесь же были опубликованы труды ученых, имевшие большое значение для развития не только русской, но и мировой науки: «Гидродинамика» Д. Бернулли, «Введение в анализ бесконечно

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХУШ ВЕКА

малых» и «Дифференциальное исчисление» Л. Эйлера, «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова, «Флора Сибири» И. Г. Гмелина и т. д. В стенах Академии были выполнены и опубликованы основные работы М. В. Ломоносова. Большое значение Академия уделяла изданию учебной литературы.

В-четвертых, особое внимание уделялось популяризации научных знаний среди городского населения. Начиная с 1726 г. читались публичные лекции для всех желающих, правда на латинском языке. Первую публичную лекцию по физике на русском языке прочитал М. В. Ломоносов в стенах Академии в 1746 г. Эта традиция была продолжена Е. Р. Дашковой, которая в 1787 г. организовала чтение общедоступных курсов на русском языке по основным отраслям науки.

Помимо Академии наук, которая способствовала налаживанию международных научных связей, стали возникать научные общества, которые издавали труды своих членов и расширяли сферу научных поисков. Среди нихнаучно-литературное общество при Московском университете «Вольное Российское собрание» и «Вольное экономическое общество».

Науку XVIII в. в России, безусловно, олицетворял М. В. Ломоносов. В лучших традициях Просвещения он относился с безграничным доверием к возможностям человеческого разума и науки как высшей форме рациональной деятельности. Ломоносов внес неоценимый вклад практически во все разделы опытного естествознания. Ему принадлежат труды по философии, истории, риторике, поэтические произведения. Он высказывал надежду на то, что в России, «в пространном сем государстве высокие науки изберут себе жилище и в российском народе получат к себе любовь и усердие»*. Многим прогрессивным ученым приходилось доказывать не только возможности использования русского языка в области науки, но и способность русского народа к научному творчеству. Противники русской науки ссылались на теорию об избранности народов, вступивших ранее на путь цивилизации. Этим соображениям «можно бы было поверить,писал последователь Ломоносова философ-просветитель

* Ломоносов М. В. Поли. собр. соч. Т. 1. М.-Л., 1950. С. 421.

Я. П. Козельский, ежели знание наук было наследное добро, но понеже оно приобретается трудами и прилежанием многих лет, так все равно, кажется, что во Франции или в Татарии родиться, ежели надобно доходить до хорошего знания наук прилежными трудами многих лет»*.

Огромную роль в истории отечественной культуры на рубеже XVIII—XIX вв. сыграла Российская академия.

Среди множества культурных начинаний XVIII века рождение Российской академии имело особое значение, сравнимое, пожалуй, с введением кириллицы (X—XI вв.) или началом книгопечатания (XVI в.) на Руси. Деятельность членов академии по составлению словарей русского языка предвосхитила золотой век отечественной литературы. Эта деятельность олицетворяла становление русской науки, объединяющей в одно целое естественнонаучное и гуманитарное знания.

Возрожденческие традиции проявились в том, что Российская академия осуществляла переводы и издания классических произведений; разрозненный ранее язык церковнославянский, простонародный, научный трансформировался в общеупотребительный для всех слоев общества. Как и Петербургская академия наук. Российская академия была государственно-общественным учреждением, которое выполняло свой «социальный заказ» по монаршему соизволению. Такая зависимость имела свои недостатки, но вместе с тем это был в определенном смысле стимулирующий фактор.

Дата рождения Российской академии — 30 сентября 1783 г. Этот год, помимо открытия Российской академии, был ознаменован еще одним событием, существенным для дальнейшего развития русской культуры. В том году Е. Р. Дашковой был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», задача которого, по ее словам, заключалась в том, чтобы «российское слово вычищалось и процветало». Примечательно, что сама Е. Р. Дашкова, родившаяся в Петербурге в 1743 г. и получившая первоначальное воспитание в доме своего дяди, государственного

* Козельский Я. П. Механические предложения для употребления обучающегося при Артиллерийском и Инженерном императорском корпусе благородного юношества. СП6, 1764. Предисловие к читателю.

464_________________ft/. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

канцлера М. И. Воронцова, обучалась русскому языку только после выхода замуж в 1759 г. С той поры и начались литературные занятия, приведшие впоследствии к редактированию «Собеседника» и руководству Российской академией, к написанию собственных сочинений.

Торжественное открытие Российской академии состоялось 21 октября 1783 г. в присутствии тридцати одного члена академии, среди которых были известные писатели М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин, члены Петербургской академии наук С. Я. Румовский, И. И. Лепехин, С. К. Котельников, Н. Я. Озерецковский, ряд духовных лиц, царских сановников и др.

Рождение Российской академии явилось еще одним звеном в развитии русской культуры, связанным со стремлением к осознанию духовной жизни русского народаего языка и его истории. Это осознание происходило одновременно со становлением отечественного естествознания, с проведением многолетних путешествий во многие районы России, что давало необычайно много сведений географического, геологического, этнографического характера.

С рождением Российской академии с особой силой получила выражение идея о всестороннем изучении Отечества. Главной задачей Российской академии на протяжении всего времени ее существования (в 1841 г. она вошла в состав Императорской академии наук на правах отделения русского языка и словесности) было исследование и разработка норм русского языка и словесности. В этом Российская академия следовала за Французской академией, которая была основана кардиналом Ришелье в 1635 г. для изучения национального языка и литературы, формирования языковой и литературной нормы и создания словаря французского языка. Согласно Уставу Французской академии ее главная задача заключалась в том, чтобы дать определенные правила языка и сделать его наиболее красноречивым и способным для изложения наук и искусств. Для Российской академии эти общезначимые установки дополнялись задачей перевода на русский язык произведений иностранных авторов. «Душой» Академии на первых порах ее деятельности была Е. Р. Дашкова. Ей удалось пригласить в состав членов Академии известных ученых и так организовать ее, что удалось под-

Глава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХУШ ВЕКА

готовить в кратчайшие сроки Словарь русского языка (для сравнения, словопроизводный словарь был издан уже в 1794 г., т. е. спустя II лет после организации Академии, тогда как Французская академия работала над подобным изданием почти 60 лет). Надо учесть достаточно высокое и прочное положение Дашковой при дворе Екатерины II, а также то, что к началу деятельности Российской академии она являлась директором Петербургской академии наук.

Деятельность Российской академии сыграла огромную роль в развитии отечественного языка и науки, культуры в целом. Дух национального самосознания, приобретший силу в XVIII в., получил многие формы выражения путешествия в различные районы России, организацию академической науки и системы образования, изучение и разработку отечественного языка. Российская академия вела многоплановую работу, выходившую за пределы собственно языковедческих исследований. Благодаря изначальному финансовому благополучию, начало чему было положено личными пожертвованиями Е. Р. Дашковой и издательской деятельностью, академия издавала произведения русской литературы и науки, осуществляла комплектование библиотек в различных краях России, помогала материально многим писателям. Особую роль Академия сыграла в сближении отечественных читателей с литературой славянского мира, в обеспечении сбора и издания памятников устной и письменной словесности и осуществлении этнографического изучения славянского мира. Из средств Российской академии в 1837 г. по распоряжению Николая 1 было выделено 400 тыс. рублей на постройку Пулковской обсерватории. Члены академии принимали участие в организации университетов и образовании в них кафедр русской словесности, и в целомв формировании отечественного научного сообщества как важного фактора развития культуры.

Органическая связь просвещения, образования и науки еще более укрепилась, практически стала неразделимой в XVIII в. Развитие теоретического естествознания, технических наук требовало подготовку нового поколения образованных людей в светском духе. Петровские реформы существенным образом преобразили государственный подход к организации просвещения, образования и науки.

IV. пути РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVm ВЕКА

В XVIII в. в России была создана система светского школьного образования, начала создаваться государственная система народного образования и педагогической науки.

В развитии школы и просвещения этого века выделяются четыре периода: 1) конец XVII в. первая четверть Х\^11 в. (создание первых светских школ); 2) 1730—1755 гг. (создание системы дворянского образования, открытие Московского университета); 3) 1755—1782 гг. (развитие педагогических идей); 4) 1782-1804 гг. (создание государственной системы народного образования, школьная реформа).

Примечательно, что в первом номере первой русской печатной газеты «Ведомости» от 2 января 1703 г., который редактировал сам Петр 1, наряду с сообщениями об отливке пушек, поисках нефти и медной руды, взятии нескольких шведских застав, встречается такое сообщение: «...Московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию, и уже диалектику окончили»*, а «в математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют»**.

За этим кратким сообщением скрывалась активная работа по организации первых светских школ, подбору преподавателей и учеников, формулировке педагогических идей и концепций. В это время не существовало еще единого государственного органа по руководству народным образованием. Имелись различного рода идеи, прожекты; школы возникали без какого-либо единого плана. Так, в своем известном проекте (1712) Федор Салтыков предлагал учредить во всех губерниях одну-две «академии» по две тысячи студентов в каждой, разместить их в монастырях и содержать на монастырские доходы. Родители должны были отдавать (под угрозой штрафа) своих детей в академии с 6 лет. Учение должно было продолжаться 17 лет, затем предполагалось определять учащихся «в службы воинские и градские». В тех же губерниях Салтыков предлагал учредить по два училища для дево-

* Здесь речь идет о студентах Славяно-греко-латинской академии, которые впоследствии становились переводчиками, преподавателями, справщиками (редакторами книг) Печатного двора.

** Имеется в виду Навигацкая школа («Школа математики и нави-гацких наук»), открытая по указу Петра 1 в 1701 г.

чек для обучения их на протяжении девяти лет (также с 6 лет) «женским наукам». Только так, полагал Салтыков, в очень короткое время можно сравняться в образовании с европейскими государствами. Если Салтыков ратовал за просвещение городских детей, то другой просветитель, И. Посошков, предлагал приобщить к грамоте всех крестьян путем создания «цифирных школ».

Эти проекты выражали настоятельную потребность русского общества в просвещенных работниках, кадрах специалистов, однако они были невыполнимы по многим причинам. Не хватало денег, учителей, школьных помещений, добротных учебников. Вскоре после 1714 г., когда было принято решение об открытии во всех российских губерниях цифирных школ для обучения «молодых ребяток» (от 10 до 15 лет) чтению, письму, арифметике (цифири) и «некоторой части геометрии», стала очевидной невыполнимость этого решения. Согласно последнему надлежало всем выучившимся выдавать «свидетельствованные письма», без которых «жениться их не допускать и венечных памятей не давать». Однако даже такое грозное указание не позволило создать сеть цифирных школ. В 1716 г. от обязательного обучения в них были освобождены дети дворян, а в 1722 г. дети духовенства.

Просвещение тяжело внедрялось в русский быт: из 1389 учеников, присланных в цифирные школы до 1722 г., были выучены всего лишь 93 человека. Военная реформа и система рекрутского набора привели к появлению большого числа солдатских детей, для которых были созданы самые массовые в XVIII в. светские школы, в которых готовили унтер-офицеров, писарей, музыкантов.

На первом этапе школы создавались по профессиональному признаку, для решения узких утилитарных задач. Так были образованы в 1701 г. в Москве по указанию Петра 1 Пушкарская (артиллерийская) и Навигацкая школы. Ученики набирались в возрасте от 7 до 25 лет. Учеба в школах была продолжительной и трудной. Учебный день длился 8—9 часов, весь период обучения растягивался на 10 и более лет. Главной причиной длительного срока обучения являлось отсутствие теории и методики обучения. Отсутствие учебников вынуждало учеников почти весь материал заучивать наизусть. А попробуй уяснить и заучить,

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVW ВЕКА

скажем, такое определение географии, предложенное в одном рукописном пособии начала XVIII века: «...география есть математическое смещенное, изъясняет фигура или корпус и фикция свойство земноводного корпуса, купно с феноменами, со явлениями небесных светил, солнца, луны и звезд...»

Отношения учителя и ученика оставались ветхозаветными, в школах применялись жесткие наказания. За пропуск занятия розги, за пьянство, воровство, побег из школы полагались розги, арест, ссылка на каторгу. В инструкции Морской академии предписывалось следующее: «для унятия крику и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат и быть им по человеку во всякой коморе во время учения и иметь хлыст в руках, буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить...»

Второй период в развитии школы был явязан в основном с формированием системы дворянского образования. Прежде, при Петре 1, дети из разных сословий учились совместно. Это диктовалось острой потребностью в грамотных служителях государству. В 30-50-е годы формирование стройной системы образования сопровождалось разделением школ по сословному принципу. Уже в 1731 г. в Петербурге был основан корпус кадет (с 1752 г. Сухопутный шляхетный кадетский корпус), предназначенный для детей дворян. Сословными были Артиллерийская и Инженерная школа в Петербурге.

В семь лет все дворянские дети являлись на смотр и записывались в Петербурге у герольдмейстера, а в Москве и в губерниях у губернаторов. По истечении пяти лет каждому недорослю надлежало «действительно и совершенно грамоте читать и чисто писать», что свидетельствовалось вторым смотром. После этого дети могли учиться дома либо в государственных школах арифметике и геометрии. В 16 лет Сенат свидетельствовал эти знания, после чего учеба продолжалась, начиналось освоение географии, фортификации, истории.

Благодаря значительным усилиям М. В. Ломоносова была коренным образом преобразована учебная деятельность Петербургской Академии наук, входящих в ее состав Университета и Гимназии. Занятия в академической Гимназии велись на латинском языке, окончание ее не сулило ни чинов, ни служебной карьеры, поэтому она

была малопривлекательным учебным заведением. Положение изменилось, когда гимназию возглавил С. П. Кра-шенинников, а затем М. В. Ломоносов и С. К. Котельников. В регламенте гимназии 1758 г. Ломоносов писал: «Гимназия является первой основой всех свободных наук и искусств. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество»*. В 1761 г. из 46 гимназистов 30 были солдатскими детьми, 4 — детьми купцов, 3 — ремесленников, 2 — приказных, 2 — учителей, 2 — духовенства, 3 — других низших сословных категорий.

Но главным детищем Ломоносова был открытый в 1755 г. Московский университет, ставший первым русским университетом, первым светским высшим учебным заведением. В нем отсутствовал традиционный для европейских университетов богословский факультет. Основным языком преподавания был русский (в Академическом университете занятия проводились на латыни). Начало деятельности Московского университета совпало с расцветом русского просветительства и в целом означало решительный шаг вперед в развитии русской культуры.

Организация Московского университета положила начало третьему этапу в развитии образования. В 60—70 гг. была сделана очередная попытка создания системы воспитательно-образовательных учреждений. Ставилась задача создания «новой породы людей», изолировав детей от пагубного влияния общества уже в 5—6-летнем возрасте. Согласно «Генеральному учреждению о воспитании обоего пола юношества», разработанному в 1764 г. И. И. Бецким, эти дети должны были обучаться в «воспитательных училищах» до 18-20 лет. Так были открыты училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, Общество благородных девиц в Петербурге (впоследствии Смольный институт) и др. Главное внимание в них уделялось задачам «доброго воспитания». Это, согласно Бецкому, были: страх Божий, похвальные склонности, трудолюбие, учтивость, благопристойность, «соболезнование о бедных», знание «домостроительства», «отвращение от всяких предерзостей», опрятность. В этом заключался, по сути, неверный педагогический принцип превосходства воспитания над обу-

* Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. М.-Л., 1955. Т. 9. С. 477.

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

чением. Идея создания «новой породы людей» оказалась утопичной, она же повторилась в 1918 г., когда А. В. Луначарский предпринял подобный педагогический эксперимент в Детском Селе под Петроградом.

Начало четвертого этапа было связано с школьной реформой 1782—86 гг. Она предполагала организацию «народных училищ» двух типов: главные  в губернских городах и малые в уездах. В последних (и в первых двух классах главных училищ) давалось элементарное образование: чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис. В старших классах главных училищ изучались Закон Божий, русский язык, арифметика, география (общая и русская), история (всеобщая и русская), естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика. В результате этой реформы впервые в России была создана система единообразно устроенных учебных заведений. Были налажены единые учебные планы и методики обучения.

Большое внимание уделил обоснованию педагогических идей Н. И. Новиков. Он положил начало созданию училищ для бедных и сирот во многих городах частными лицами, организовал первую в России учительскую семинарию. Новиков признавал приоритет обучения, науки в формировании человеческой личности. Человек должен быть воспитан физически, нравственно и умственно. Цель такого воспитания сделать человека счастливым и полезным для общества.

К концу XVIII в. число светских учебных заведений достигло 483; сюда входили 3 университета и гимназии, 49 главных и 239 малых народных училищ, 116 солдатских школ, 56 благородных институтов и пансионов и др.* Создание их было связано с общими тенденциями развития отечественной культуры, ее светским характером. Передовые представители науки и культуры противопоставляли образовательный процесс церкви, считали недопустимым проникновение ее в дела просвещения.

К концу века система просвещения включала три ступени образования: начальное, среднее и высшее. В целях упорядочения этой системы в 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения. Уже в 1803 г. было

* Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 2. М., 1987. С. 268, 286.

Глава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVHI ВЕКА            471

издано положение об устройстве учебных заведений. Они подразделялись на четыре разряда: приходские, уездные, губернские (гимназии) и университеты. Предполагалось, что между ними будет соблюдаться преемственность, позволяющая учащемуся переходить из одного разряда в другой. Однако в жизни было далеко не так. Большая часть учащихся завершала свое образование начальной школой. В 30-х годах XIX в. один учащийся в среднем приходился на 200 жителей России. В столице на такое же количество жителей приходилось 10 учащихся, это было связано с действием положения (1827 г.), согласно которому детям крестьян запрещалось поступать в средние и высшие учебные заведения. В гимназиях обучались исключительно дворянские дети. Переделке подвергались учебные программы школ, из них были исключены естественные науки.

Велика роль в развитии народного образования лицеев Царскосельского, Демидовского (Ярославль), Ри-шельевского (Одесса). В первой половие XIX в. были открыты новые университеты (до 1803 г. их было всего триМосковский, Виленский и Дерптский) Казанский, Харьковский, Петербургский. Они стали не только учебными заведениями, но и центрами научно-исследовательской работы. Кроме университетов, большую роль в подготовке отечественных инженеров играли открытые в начале века Институт инженеров путей сообщения, Технологический институт. Институт гражданских инженеров, Высшее техническое училище и др.

§ 3. Особенности развития художественной культуры

Начало XVIII века отмечено быстрым переходом от национальной художественной традиции, восходящей к византийским истокам, к западноевропейской традиции искусства. Россия начала энергичное усвоение опыта мировой культуры, приобщение к ее достижениям. Именно поэтому в русском искусстве 1-й четверти XVIII в. нет ни той глубины духовного содержания, ни того органического единства идейно-образного строя с художественными

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XV!!! ВЕКА

формами, которые характерны для искусства Древней Руси. Национальный характер русского художественного мышления выражен мастерами петровского времени менее отчетливо, нежели иконописцами и архитекторами средневековья.

Государство во главе с Петром 1 финансировало и поощряло развитие культуры. Это способствовало тому, что в исторически короткий период были подготовлены национальные кадры и быстро развернулось освоение новых идей европейской культуры в обществе. Новая русская культура, взращиваемая государством, тесным образом была связана с практическими потребностями общества, что предопределило ее открытую агитационность, научно-просветительский оттенок.

В противовес прежней замкнутости средневековой культуры для культуры нового времени стали характерны открытость и светскость, а также пафос самоутверждения. Любые оппозиционные настроения и идеи были отодвинуты в область народного искусства (лубок) или фольклор.

Культура первой четверти XVIII в. питалась идеями о том, что основой исторического прогресса, силы государства является наука, образование. Знания, полученные в ходе практической деятельности, помогают глубже понять природу, общество, человека, выявить закономерности, логику в их развитии. Сила разума способна выявить наиболее рациональные формы общественного устройства и творчества.

Обращение к нормам культуры нового времени, принятым в передовых странах Европы, приносит с собой новый идеал города регулярно и рационально спланированный единый ансамбль. Петербург, ставший основным центром государства, возводился по плану, созданному на основе передовых градостроительных принципов, обеспечивающих его престижно-представительный характер. Однако квалифицированных архитекторов в стране не хватало. Для решения этой задачи Петр 1 избрал два пути: приглашение опытных архитекторов из западных стран и отбор талантливых молодых людей и направление их для обучения инженерному и архитектурному искусства за границу. Петровскими пансионерами были Иван Коробов, Иван Мордвинов, Иван Мичурин,

Петр Еропкин, Тимофей Усов, ставшие в будущем крупными зодчими. К решению архитектурных задач были привлечены иностранные специалисты: итальянские архитекторы Д. М- Фонтана, Д. Трезини, Н. Микетти, Б. К. Растрелли; француз Ж.-Б. Леблон; немцы Г. И. Матарнови, И. Г. Шедель, А. Шлютер. Они были обязаны не только строить, но и готовить русских архитекторов из числа учеников, работавших с ними.

При проектировании зданий Петербурга иноземцы стремились учесть вкусы и требования заказчиков, а также специфические особенности строящегося города.

Градостроители обратились к прямым улицам и площадям правильной геометрической формы, к застройке по «красной линии», подчеркивающей эти свойства. Русские архитекторы осваивают незнакомые разновидности зданий административного, промышленного, учебного, научного назначения. Государство вводит «образцовые проекты» для массового строительства, строго разделенные по сословному принципу на дома для «подлых», «зажиточных», «именитых» людей. Идет строительство высотных сооружений со шпилями, что меняет силуэт города.

В этот период архитектурные сооружения возводились в стилях барокко, рококо, классицизма XVII века, но все они тяготели к ясным формам, их решение было подчинено принципу целесообразности.

Барочное направление связано с именами Д. Трезини, А. Шлютера, Г. Матарнови, Н. Микетти, Т. Шверт-фегера, отчасти М. Г. Земцова.

Правой рукой Петра 1 в делах строительства явился Д. Трезини (1670—1734), который был автором Летнего дворца Петра 1, Петропавловского собора и ворот.

Скульптуры в допетровский период не существовало, это было связано с тем, что согласно православному церковному канону статуи и рельефные изображения не включались в число священных предметов религиозного искусства. В XVI—XVII вв. в русских храмах иногда встречались резаные из дерева и раскрашенные распятия и фигуры святых, но это было на юго-западной окраине страны, где ощущалось культурное влияние Польши, немецких городов.

Ваятели ограничивались декоративными работами, изготовлением орнаментов, резьбой иконостасов, литьем

474_________________IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

складней, выбиванием из металла окладов для образов.

В петровский период наиболее известным скульптором был К. Б. Растрелли (1675—1744). По поручению Петра 1 он делал статуи для Летнего сада. Растрелли (отец) много работал над образом Петра 1. Еще в 1719 г. он снял с него маску и вылепил восковой бюст. В 1723 г. он создает бронзовый бюст Петра 1, отлитого в 1723—1729 гг. в нескольких экземплярах. В облике Петра 1 скульптор подчеркнул ум, волю, энергию.

Русское искусство осваивает новые средства передачи облика окружающего мира. Используется прямая перспектива для передачи глубинности и объемности изображенного на плоскости. Художники задумываются о взаимоотношениях света и цвета, о роли цвета как одного из средств построения объема и пространства. Начинает цениться умение изображать конкретный материалмех, ткань и показывать особенности поверхности лица и рук, блеск глаз, мягкость волос.

Большое распространение в Петровский период получило искусство гравюры. Оно представлено оформлением или иллюстрациями книг, либо самостоятельными листами. В них преобладали батальные сцены и городской пейзаж.

Крупным гравером начала XVIII в. был А. Ф. Зубов (1682/83 — после 1749). Он исполнил необычайную по сложности и величию «Панораму Петербурга». В другой его гравюре «Гангутский триумф» запечатлено возвращение в Петербург русского флота, ведущего плененные в сражении шведские корабли. Ряд гравюр посвящен торжественным актам, увеселениям того времени.

Главным центром гравирования вначале была Оружейная палата, ас 1711 г.— Санкт-Петербургская типография.

Из всех родов живописи более других почетом пользовался портрет. В петровскую эпоху фаворитизма, когда величие и богатство человека могли быстро возрасти и так же мгновенно он мог впасть в ничтожество, многие состоятельные люди желали оставить потомству свой портрет, быть изображены в память о своей важности и щегольстве в роскошном парике, при орденах, в мундире, в костюмах, украшенных золотым шитьем; либо желали иметь у себя изображение своего благодетеля (царя), чтобы высказать тем самым почтение и преданность. Пер-

Глава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII! ВЕКА

вым крупным мастером этого жанра был И. 1-1. Никитин (1680 — не ранее 1742).

Искусство первой четверти XVIII в. отличает ярко выраженная комплексность, синтетичность. Общее впечатление создается усилиями архитектуры, живописи, скульптуры, садового искусства, фонтанного дела, вокальной и инструментальной музыки.

Для Петра 1 музыка была только средством внесения в общественную жизнь большего блеска, оживления и разнообразия, «потехой» для двора. Балы, ассамблеи, парады, шутовские и торжественные процессии сопровождались звуками музыки, которая сводилась к внешнему аксессуару.

Оркестры из заграничных, главным образом немецких, музыкантов начинают появляться к XVII в. не только у иноземных послов, но и у русских бояр. К приезжим музыкантам отдавали на выучку крепостных.

Оркестры петровского времени состояли из небольшого числа музыкантов; даже в придворном оркестре числилось всего 20 человек. В особо торжественных случаях составлялись и более многочисленные сборные оркестры. По примеру двора и придворные князь Меньшиков, канцлер Головнин, Ф. Прокопович заводили свои оркестры. Иноземные послы часто брали с собой своих оркестрантов, отправляясь в гости, иногда сами выступали в качестве музыкантов или певцов. По инициативе Ягу-жинского в 1722 г. впервые были устроены регулярные концерты.

В царствование Петра 1 музыка впервые начинает исполняться на похоронах. Народная музыка лишь изредка слышалась при дворе (так, в 1722 г. при царском дворе состояло двое бандуристов, репертуар которых состоял из народных песен).

Развитие искусства середины XVIII века отчетливо делится на два этапа. Это этап 30—40-х гг. XVIII в., сравнительно мало изученный, весьма скромный по достижениям, на протяжении которого отчетливо действовали две тенденции тенденция, связанная с развитием наследия петровской эпохи (скульптура К. Б. Растрелли, гравюры братьев Зубовых, постройки Земцова и Еропки-на), и поиск, эксперимент, подготовка позиций для продвижения вперед (начало деятельности Ф. Б. Растрелли,

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гпава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХУШ ВЕКА

гравюры М. И. Махаева). Ведущим стилем становится барокко, для которого характерно понимание красоты как богатства и пышности. Поэтому архитектурные сооружения оживляются скульптурой, орнаментом. Образы становятся более динамичными, живописными, реалистически выразительными и эмоциональными.

Для этого стиля характерен синтез искусств при главенствующей роли архитектуры. Скульптура, монументальная и декоративная живопись, прикладное искусство подчинены архитектуре; полотна и скульптура воспринимаются не как отдельные произведения, а в контексте ансамбля всего здания. Плафоны, панно, рельефные изображения располагаются в соответствии с законами архитектурного убранства, это же диктует композицию, определяет сюжет. Только во 2-й половине XVIII века живопись и скульптура приобретают автономию и самоценность.

Специфика русского барокко заключалась в том, что на него оказал влияние классицизм XVII века. Это проявляется в регулярной геометричности парков, дворцов, фасадов, господстве прямых линий в планах зданий. На русское барокко оказал влияние и стиль рококо, главным образом это проявилось в формах внутреннего убранства («галантное» содержание декоративной живописи, гра-фичность, аппликационность декора: высветленная, часто бело-золотая гамма).

Кроме того, для русского барокко характерны полихромия фасадов, стены которых служат интенсивно окрашенным фоном (синим, красным, желтым, зеленым) для многоколонного убранства в виде пристенных портиков, колонн, пилястр большого ордера, обогащенного многообразными по очертаниям обрамлений окнами с живописными картушами и замковыми масками. Даже дымовым трубам придавали зачастую фигурный вид.

Характерной чертой рассматриваемого периода было то, что группы зданий зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся при проникновении внутрь его («ансамбль в себе»). Эта особенность, присущая стилю барокко вообще, прослеживается и в западноевропейских ансамблях XVII в.

В дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным и живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые паркетные полы из раз-

ных, зачастую ценных пород дерева. Плафонная живопись создавала иллюзию бесконечности поднимающегося высоко вверх зала, что подчеркивалось парящими в небе. фигурами разной соразмерности, удаленностью их от зрителя.

Интересны приемы планировки дворцовых помещений, когда в центре дворца располагается главный зал, а двери проходных залов находятся по общей оси, причем их ширина увеличивается за счет размещения против окон на глухих стенах зеркал такого же очертания, что и окна. Этот оптический эффект усиливался при расположении перед зеркалами источников света (бра, фонари со свечами).

Стены парадных помещений зачастую золотились. Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами и парками, которым присуща регулярная планировочная система с прямолинейными аллеями, подстриженными деревьями и кустами и орнаментальными цветниками, иногда в сочетании с песком, кирпичным или каменным щебнем различных оттенков.

Период 40-50-х гг. XVIII в. ознаменовался новым культурным подъемом. В 1755 г. был учрежден Московский университет, в 1756 г. создан Национальный театр, в 1757 г. основана Академия художеств. В этот период русская архитектура достигает уровня европейской, значительный подъем переживает и живописный портрет.

На этом этапе происходит обращение к национальному творческому наследию. Ценности допетровской культуры вызывают восхищение и гордость. Возникает стремление найти в отечественном наследии идеи, приемы, принципы, созвучные тому периоду, переосмыслить и переложить на язык современности, создать нечто новое, хотя и родственное по духу.

На протяжении XVIII века происходило формирование пейзажного жанра, значительные успехи были сделаны в графике, которая стремилась запечатлеть облик юной столицы. М. И. Махаев (1718-1770) — автор большого числа видов Петербурга и его окрестностей. По его рисункам исполнялись картины, а Двенадцать «знатнейших» перспектив Петербурга, рисованных им, были гравированы в Академии наук. Изданная в 1753 г., эта серия приобрела большую известность в России и за границей.

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 25. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХУШ ВЕКА

Велик вклад М. В. Ломоносова и в развитие изобразительного искусства. Ему удалось открыть заново утраченную технологию и технику производства смальты (цветного стекла различных оттенков для изготовления мозаик). При его участии с 1751 по 1759 г. создано свыше 40 мозаик, в числе которых портреты Петра 1, Елизаветы Петровны, мозаичная картина «Полтавская баталия».

М. В. Ломоносов ярко проявил себя и в литературе. В поэтических произведениях Ломоносова всегда присутствует серьезная мысль, научные, патриотические идеи. Ломоносов жил в период, когда общество радовалось новым успехам и славе России, и его поэтические творения не казались преувеличенными или высокопарными. По своим научным устремлениям он был естествоиспытателем, но складывающаяся национальная литература требовала многих трудов, и Ломоносов становится не только поэтом, но и историком, исследователем языка.

Культура 2-й половины XVIII века связана с именами крупного поэта Г. Р. Державина и писателя Д. И. Фонвизина. Литературе и писателям покровительствовала сама императрица Екатерина II, которая занималась переводами, писала драматические пьесы, комедии, аллегорические сказки.

Важным условием для развития книжного дела было разрешение вольных (частных) типографий. Появляются журналы, которые фактически заменяют газеты. Из газет выходила лишь одна «Санкт-Петербургские ведомости».

Пробудился интерес «высокой» литературы к народной поэзии. Одним из свидетельств этого являются многочисленные песенники, издаваемые в конце 70-х годов (Чулкова, И. И. Дмитриева).

Народная песня, самодеятельная инструментальная музыка постоянно присутствовали в жизни общества. Даже в кругу, близком к императрице, находились люди (например, граф А. Г. Орлов), которые любили «простую русскую жизнь, песни) пляски и все другие забавы простонародные». Благодаря этому в музыке появляется ряд самородков. Таков был Евстигней Фомин, написавший около 30 русских опер на тексты самой императрицы, И. А. Дмитревского, И. А. Крылова. Одна из первых его опер «Анюта» была поставлена в 1772 г. в Царском селе и имела большой успех среди придворной публики.

Оперы писал также капельмейстер Матинский, крепостной, получивший образование за счет своего господина) графа Ягужинского, в России и Италии. Из них особый успех имела опера «Гостиный Двор», текст которой также принадлежит Матинскому.

Самый большой успех имела опера Фомина на текст Аблесимова: «Мельник, колдун, обманщик и сват», поставленная в 1779 г. в Москве, а затем в Петербурге.

В этот период возник русский романс; тексты романсов писали Богданович, Державин) Сумароков, князь Горчаков.

Распространению вкуса к музыке послужило то, что при Екатерине II преподавание музыки было введено в программу учебных заведений, главным образом женских.

В 1779 г. была основана первая специальная школа сценического и музыкального искусства театральное училище. В шляхетском кадетском корпусе кадеты обучались пению, игре на музыкальных инструментах. В Смольном институте, Московском университете и в других учебных заведениях воспитанниками устраивались музыкальные концерты. Вторая половина XVIII века отмечена растущим влиянием итальянского концертного пения на церковную музыку. Ранним представителем нового стиля в духовной музыке явился Березовский (1745— 1777), который после возвращения из Италии в 1774 г. создал 4-голосный концерт «Не отверже мене во время старости».

Плодовитым композитором был Д. И. Бортнянский (1751—1825), написавший множество хоров и других произведений церковной музыки. Его форма «Херувимской» служила образцом, которому следовали позднейшие композиторы.

Таким образом, русское искусство XVIII века явилось новым этапом в развитии отечественной культуры, когда европейские тенденции были усвоены и синтезированы с национальными художественными традициями и в духовной культуре общества произошел решительный сдвиг, который обусловил наступление «золотого века» русского искусства и литературы начала XIX века.




1. Лекция 1 Концепция управления проектами Понятие проект объединяет разнообразные виды деятельности х
2. Ассортимент изделий из слоеного теста
3. образовательной работы с указанием необходимых условий средств форм и методов
4. Утверждаю Проректор по учебно воспитательной работе Л
5. Курсовая работа- История развития бухгалтерского баланса
6. і Философ ~рі экономист Аристотель айырбас а~шаны~ пайда болуы мен ат~аратын ~ызметін зерттейді
7. Ненасыщенные (непредельные) углеводороды (алкены)
8. управление Суть управления В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное возд
9. .Исходные данные для выполнения курсовой работы
10. Специализированные- рабочие одной профессии которые выполняют технологии однородный вид работ
11. 1331 наследником указанного в завещании наследства Михайлова Григория Васильевича умершего 3 февраля 2013 год
12. Инспекционно-досмотровые комплексы ИД
13. Для наблюдения формы исследуемого сигнала т
14. Гiстарызмы i архаiзмы i цяжкасцi iх перакладу на беларускую мову
15. В Ломоносова посвященное событию которое войдет в историю науки теперь это можно сказать уверенно
16. Аушвіці ldquo;Молодь Європи за світ без насильстваrdquo;
17. Дипломная работа- Психологический синдром детей младшего школьного возраста
18. тематическое и рациональное распределение стоимостиосновных средств в течение срока их полезного использов
19. Статья будет напечатана в сентябрьском номере
20. Биология животных.html