Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Феномен массы
Феномен массы огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером. Также каждый член группы автоматически переносит на себя черты лидера, а лидер переносит на себя черты массы.
Даниел Белл выделяет 5 основных значений понятия «масса»:
- масса как недифференцированное множество
- масса как синоним невежественности
- масса как механизированное множество
- масса как бюрократизированное общество
- масса как толпа
Он считает, что все многочисленные концепции в той или иной форме употребляют одно из пяти значений массы.
Элиас Канетти в своей книге «Масса и власть» достаточно подробно описывает свойства массы:
1. Масса всегда стремится расти
2. Внутри массы господствует равенство
3. Масса любит плотность
4. Масса требует направления
В своих работах Канетти подчеркивает, что масса это новый организм, который не является простой суммой входящих в него индивидов. Такая масса всегда возникает вне зависимости от конкретных социально-экономических условий или политических обстоятельств. При этом масса всегда коррелируется с властью. Власть, как и масса у Канетти также является исторически универсальным феноменом.
--------------------------------Чутка про общество и человека--------------------------------
Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложение из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).
Выяснилось, однако, что представление об обществе как сумме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетворительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное, у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом.
Именно поэтому уже в Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы (прежде всего Гегель и Маркс), которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал восприниматься как «узел» общественных отношений.
Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалистической и коллективистской интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интерпретации должны постоянно дополнять друг друга.