Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лингвистика и семиотика Выполнила студентка III курса Гуманитарного факультета специальность

Работа добавлена на сайт samzan.net:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологии и журналистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

СЕМИОТИКА УДМУРТСКИХ ЧАСТУШЕК СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

(Дисциплина  «Лингвистика и семиотика»)

Выполнила студентка III курса

Гуманитарного факультета

(специальность «Культурология»)

Баженова Елена Сергеевна

Научный руководитель –

Воронова Елена Васильевна

Курсовая работа защищена с оценкой _________ «__»       ______2013 г

Члены комиссии ________________________________     ____________

                           _________________________________     ____________

                           _________________________________    ____________

(ФИО)                                  (подпись)

КИРОВ

2013

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I.  Удмуртская частушка советского периода ……….……………..6

  1.  Исторические особенности развития Удмуртии в советский период

Политические события …………………………………………………………...6

  1.  Удмуртская частушка, как средство отображения удмуртского мировоззрения …………………………………………………………………15

Глава II. Традиционные и не традиционные символы в удмуртской частушке советского периода ………………………………………………22

2.1. Традиционные символы в удмуртской частушке советского периода …22

2.2. Нетрадиционные символы в удмуртской частушке советского периода.29

Заключение …………………………………………………………………..…37

Библиографический список ……………………………………………….…40

Приложения ……………………………………………………………………43

Введение

Устное народное творчество того или иного народа всегда содержит особенности мировосприятия человека. Интересными в  этом плане являются частушки. Частушки – это фольклорный жанр, короткая народная песня, чаще всего юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. По предположению Алексея Александровича Шахматова – известного русского филолога и историка, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро,  под лад частых тактов музыки», другая интерпретация мотивированности названия – «то, что часто повторяют».

Особенное развитие устное народное творчества приобретает в областях, запрещённых цензурой. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику. Сама по себе частушка возникла в последней трети XIX  века, как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие она получила после становления советской власти.

В Удмуртской Автономной Советской Социалистической республике частушки так же пользовались огромной популярностью. Но именно удмуртские частушки советского периода мало изучены. Отсутствует их чёткая систематизация. Удмуртский фольклор планомерно стал изучаться и собираться в конце XIX  столетия.  Но интерес к условиям жизни, быта, обычаям удмуртского народа, как и других народов царской России, среди различных ученых путешественников появляется: значительно раньше. Он начинает наблюдаться со второй половины XVII века, продолжается в XIX веке и особенно усиливается после отмены крепостного права. В путевых записках и работах ученых путешественников а, также в трудах и художественных произведениях революционных демократов и прогрессивных писателей А. Н. Радищева, А. И. Герцена, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Короленко и других деятелей русской культуры содержится много этнографических, фольклорных и других сведений об удмуртском народе. Огромный вклад в изучение удмуртского фольклора внес Григорий Егорович Верещагин,  российский и советский писатель, просветитель-демократ и этнограф. Необходимо отметить, что в работу по собиранию и публикации произведений удмуртского фольклора активно включились члены Казанского и Вятского православных миссионерских обществ, работники просвещения, историки, этнографы, лингвисты.

Актуальность исследования заключается в том, что частушки наиболее ярко развиваются именно в советскую эпоху. Удмуртские частушки были выбраны в связи с современными условиями и процессами глобализации, в результате которой рамки и границы удмуртского этноса становятся более стёртыми, нечёткими.

Источниковой базой исследования стали следующие источники:

  1.  Теоретические источники: во-первых, книга Буртина  Ю. «О частушках», где раскрывется история возникновения частушки, особенности её исполнения, тематика.  Во-вторых, энциклопедия «Удмуртская республика», которая стала источником многих исторических событий, повлиявших на развитие удмуртской культуры; труд Шкляева Г. К. «Межэтнические отношения в Удмуртии: Опыт историко-психологического анализа», который описывает влияние различных культур на становление удмуртской государственности, а так же на её культуру, быт удмуртского этноса.
  2.  Первоисточники: песенные частушки фольклорного ансамбля «Чебершур»,материалы интервью с участниками коллектива «Чебершур».

Цель данного исследования состоит в определении особенностей удмуртских частушек советского периода, определении  их тематики. А так же основной целью работы стал выход на мировоззрение удмурта советского периода через образы, чаще всего встречающиеся в частушках. (Целью данного исследования является определение особенностей удмуртской частушки советского периода, а так же через образы и символы, которые можно выделить в частушке, определить какое мировоззрение является доминирующим: традиционное или всё таки существовал отход от национальных устоев и принятие мировоззрения социалистических и коммунистических взглядов. )

Задачи исследования:

  1.  Охарактеризовать этнополитическую ситуацию, сложившуюся в Удмуртии Советского периода.
  2.  Дать определение частушки, как фольклорного жанра.
  3.  Определить особенности удмуртских частушек советского периода.
  4.  Выявить традиционные символы в удмуртской частушке советского периода.
  5.  Выявить традиционные символы в удмуртской частушке советского периода.

В исследовании были применены следующие методы:

  1.  Общие:
  2.  Анализ. Была проанализирована информация, характеризующая политическую ситуацию СССР; информация, описывающая этнополитическую ситуацию в Удмуртской Автономной Социалистической Республике.
  3.  Дедукция. Были получены причины формирования тематики удмуртских частушек.
  4.  Специальные:
  5.  Социологический опрос. Был произведён опрос ансамбля «Чебершур», в результате которого удалось получить сборники песен и частушек советского времени.
  6.  Контент-анализ. Основанием для контент-анализа послужила гипотеза: «В удмуртских частушках советского периода значительную часть составляют символы советской власти». Анализ был проведён на основе материалов песенников фольклорного ансамбля «Чебершур».

ГЛАВА I. Удмуртская частушка советского периода

  1.  Исторические особенности развития Удмуртии в советский период

Политические события

Двадцатые годы в истории Удмуртии богаты событиями значимыми и драматичными. Главное из них – юридическое и фактическое оформление государственности удмуртского народа 4 ноября 1920 года. Председатель СНК В.И. Ленин и председатель ВЦИК РСФСР М.И.Калинин подписали Декрет об образовании Вотской автономной области, документ, призванный реализовать право удмуртского народа на самоопределение. Но ВАО была создана по принципу «единого по общему плану регулируемого пролетариатом всех наций, хозяйства и политического устройства», что породило немало проблем с первых же шагов существования государственности. Один из создателей и руководитель удмуртской государственности Т.К. Борисов планировал построить её на базе идеи образования Прикамской губернии с центром в городе Сарапул, в котором в 1919 – 1920 годах был размещён Удмуртский комиссариат, созданы различные организации, связанные с будущей автономией.

«Сарапул являлся одновременно и портовым городом, и железнодорожной станцией. Здесь были банковские и торговые службы, склады, развитая промышленность. Будучи уездным центром, Сарапул поддерживал административные, экономические и культурные связи с городами: Ижевск, Воткинск, Бондюга, Елабуга. Учитывая эти обстоятельства, Т.К. Борисов планировал объединить вокруг центра удмуртов, проживающих в пяти губерниях: Вятской, Казанской, Самарской, Пермской, Уфимской. Но в таком обустройстве удмуртской государственности не были заинтересованы ни в Вятской губернии, ни в Сарапульском уездном центре, а также в высших органах власти РФ»2. В результате ВАО была создана на небольшой территории. В неё не вошли такие города как Сарапул, Воткинск, Елабуга, Бондюга, Кизнерский район. Удмуртия лишилась судоходной реки Камы с её пристанями, Вятки и Кильмези – основных артерий для лесосплава.

То есть, можно сказать, что в этот период происходило становление и развитие удмуртской государственности, драматическая борьба за выживание удмуртского народа, неоднократная смена политических и экономических направлений, были заложены основы индустриализации и коллективизации, активно осуществлялась культурная революция. Но всё это происходило в условиях утверждающейся авторитарной власти, последствия которой отразились более драматическими событиями в  1930х годах.

«28 декабря 1934 года постановлением ВЦИК была образована Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика (УАССР). В 1935 году ВЦИК узаконил вхождение УАССР в состав Кировского края, однако с принятием новой конституции СССР в следующем году краевое деление было ликвидировано. В 1937 году Воткинский, Сарапульский, Каракулинский и Киясовский районы переданы из Кировской области в состав Удмуртской АССР»3. В 1930 годах, как часть процесса индустриализации СССР в республике началось строительство промышленных предприятий. Вследствие этого начал происходить приток рабочей силы из сельской местности в города. В период с 1939 по 1970 год доля городского населения выросла с 26 до 57 %.

Для Удмуртии 1930 годы явились периодом небывалых взлётов, преобразований и кризисов во всех областях жизни. Особенно большие изменения произошли в промышленности. Руководство СССР, предвидя будущие международные события, возможность войны, решило превратить Удмуртию в «опорный край державы» и взяло курс на создание здесь военно-промышленного комплекса.

Заметны достижения в области образования, здравоохранения, науки, культуры. Ассигнования на образование составляли более одной трети областного бюджета. Введено всеобщее четырёхлетнее начальное образование. В 1935 обучением охвачено уже 99,5% детей школьного возраста.

В Ижевске, Глазове, Можге, а так же в посёлках Валамаз, Сергиевский введено обязательное всеобщее семилетнее обучение. В этот же период велась борьба за упорядочение государственности. Включение её в 1928 в Нижегородский край отрицательно сказывалось на решении многих проблем, прежде всего в хозяйственном и культурном строительстве. Она превратилась в сырьевой придаток поэтому руководство ВАО (с 1932 – УАО) боролось за выход в непосредственное российское подчинение. В связи с преобразованием Удмуртской Автономной Области в УАССР (Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика с 28 дек. 1934) республика была освобождена из-под опеки Нижегородского края, но включена в Кировский край, в котором находилась полгода. С 1935 года перешла в непосредственное подчинение РСФСР. В 1937 принята первая Конституция УАССР. В этом же году в Удмуртию включены города Сарапул, Воткинск с районами, в 1939 создан Камбарский район, и за счёт передачи части территории Кировской области создан Кизнерский район.

За годы довоенных пятилеток (1920 – 40 годы) удмурты оформились в социалистическую нацию. Удмуртия стала индустриально-аграрной республикой; валовая продукция крупной промышленности к 1940 по сравнению с 1913 возросла в 21 раз. В деревне победил колхозный строй. Успешно осуществлялась культурная революция: к 1940 была в основном ликвидирована неграмотность, получила развитие литература, возникло профессиональное искусство, выросли национальные кадры рабочего класса и интеллигенции, созданы вузы и научные учреждения. «В марте 1937 Чрезвычайный 2-й съезд Советов Удмуртской АССР утвердил Конституцию республики»4. Во время Великой Отечественной войны 1941 – 45 годов трудящиеся в Удмуртии производили вооружение для Советской Армии. Свыше 60 тыс. уроженцев Удмуртии отмечены правительственными наградами, около 100 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

В послевоенные десятилетия экономика и культура республики получили дальнейшее развитие. Построено свыше 30 промышленных предприятий, в том числе гиганты «Ижтяжбуммаш», автомобильный завод. К 1970 завершена электрификация городов и населённых пунктов. Значительно возрос материальный и культурный уровень народа. 52 труженикам Удмуртии присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1958 республика за заслуги в развитии народного хозяйства и культуры и в ознаменование четырёхсотлетия добровольного присоединения к России награждена орденом Ленина, в 1970 в связи с 50-летием республики — орденом Октябрьской Революции, в 1972 в ознаменование 50-летия образования Союза ССР — орденом Дружбы народов.

Этнические особенности

Как  уже было сказано, государственность удмуртского народа была создана в 1920 году декретом, подписанным В. И. Лениным и М. И. Калининым. О статусе области, о принципах её взаимоотношений с центральными органами власти в нём ничего не говорилось. Вскоре руководители области поняли её бесправное положение и жесткий диктат Центра.  Именно по этой причине уже в 1924 году Президиум Облисполкома поставил перед Москвой вопрос о преобразовании Вотской Автономной области в автономную республику с расширением прав в решении хозяйственных и культурных вопросов, которое местное руководство знало лучше, чем работники ведомств в Москве. Москва долгое время не обращала внимания на многократные ходатайства руководителей удмуртской автономии, и лишь в 1934 году постановлением ВЦИК область была переименована в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Но ожидаемого расширения прав не произошло: основные вопросы политической, хозяйственной и культурной жизни, как и прежде, решались в Центре.

Индустриализация республики, начатая еще в конце 20х годов, продолжалась все последующие десятилетия. По директивам Центра здесь развивались отрасли тяжёлой промышленности, принадлежавшие преимущественно военно-промышленному комплексу. Крупное промышленное строительство было связано с усиленным притоком рабочей силы в города как из сёл республики, так и из других регионов страны. «Это существенно меняло социально-демографическую структуру населения УАССР: доля горожан, составлявшая в 1939 году 26% к 1959 году выросла до 44,5%, к 1970 году – до 57%, а к 1989 году горожан стало почти 70% и только 30,3%  населения оставались сельскими жителями. Приток рабочей силы из-за пределов республики изменил национальный состав населения Удмуртии,  постоянно сокращая долю удмуртов (с 55% в 1920 году до 30,9% в 1989 году), которые в своей республике стали национальным меньшинством»5. Далее приведена таблица, отражающая национальный состав населения Удмуртской Республики в 1989 году в процентном соотношении по данным переписи населения.

Национальность

население

всего

городское

сельское

русские

58,9

68,1

37,5

удмурты

30,9

19,8

56,5

татары

6,9

8,4

3,3

прочие

3,3

3,7

2,7

Как видно из данной таблицы, национальный состав городского и сельского населения имеет заметные различия. Большая часть(55%) удмуртов живёи в сельской местности, численно преобладая в 15 из 25 административных районов, тогда как подавляющее большинство русских (81,5%) и татар (85 %) живёт в городах и посёлках городского типа.

В процессе урбанизации численность удмуртов в городах в XX веке заметно возросла. И теперь 45% удмуртов живут в городах и посёлках городского типа. Однако условий для развития национально-культурных потребностей во многих отношениях они не имели. Даже в столицу УАССР удмуртские школы и дошкольные учреждения были только в 1920-1923 годах. В результате дети переселившихся в город удмуртов вырастали без знания удмуртского языка и традиционной национальной культуры. В городах шёл процесс обрусения удмуртов.

Процессы демократизации и перестройки нашли отклик в общественной мысли удмуртов. Это выразилось в росте национального самосознания и выходе на политическую арену движений за национальное возрождение.

Культурное развитие

В послевоенные десятилетия экономика и культура республики получили дальнейшее развитие. Построено свыше тридцати промышленных предприятий, в том числе гиганты «Ижтяжбуммаш», автомобильный завод. К 1970 завершена электрификация городов и населённых пунктов. Значительно возрос материальный и культурный уровень народа. Пятидесяти двум труженикам Удмуртии присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1958 республика за заслуги в развитии народного хозяйства и культуры и в ознаменование четырёхсотлетия добровольного присоединения к России награждена орденом Ленина, в 1970 в связи с 50-летием республики – орденом Октябрьской Революции, в 1972 в ознаменование 50-летия образования Союза ССР – орденом Дружбы народов.

Все научные учреждения Удмуртской АССР созданы за годы Советской власти. Работают НИИ истории, экономики, языка и литературы при Совете Министров Удмуртской АССР  и другие научно-исследовательские институты, Удмуртская государственная сельскохозяйственная опытная станция и др. Ведущую роль в научных исследованиях играют вузы. В республике (к 1975 году) насчитывается свыше четырёх тысяч научных и научно-педагогических работников, в том числе около семисот докторов и кандидатов наук.

«В 1974 Удмуртским книжным издательством выпущено 117 книг и брошюр тиражом 1806 тыс. экземпляров. Республиканские газеты: на удмуртском языке – «Советской Удмуртия» («Советская Удмуртия», с 1918), пионерская газета «Дась лу!» («Будь готов!», с 1930); на русском языке – «Удмуртская правда» (с 1917), «Комсомолец Удмуртии» (с 1921). Выходят 13 журнальных изданий, в том числе литературно-художественный журнал на удмуртском языке «Молот» (с 1926)»6. Кроме ретранслируемых из Москвы в объёме 16 часов в сутки программ Всесоюзного радио, 2,5 часов в сутки ведётся местное вещание на удмуртском и русском языках. Республика принимает две телевизионные смешанные программы: по первой 12,2 часов в сутки ретранслируются передачи Центрального телевидения, а в объёме 0,7 часов –  местные передачи на удмуртском и русском языках; по второй 2,3 часа занимают республиканские телепередачи и 0,7 часа –  московские. Телецентр находится в Ижевске.

В литературной жизни так же можно отметить подъём – в связи с политическими, этническими событиями авторы акцентируют внимание на Человеке, который как раз таки испытывает на себе влияние всех этих противоречивых событий. Удмуртская литература зародилась в 19 в. В конце 19 в. были созданы стихи и поэмы Г. Е. Верещагина (1851 – 1930), стихи Г. П. Прокопьева (1873 – 1936).  В 1905 годах в Казани выходил «Календарь на удмуртском языке», где была напечатана поэма М. Г. Можгина (1890 – 1929),  «Беглый» (1909). Кедра Митрей (Д. И. Корепанов, 1892 – 1949) в 1911 году завершил повесть «Дитя больного века», в 1915 опубликовал трагедию «Эш-Тэрек».

Октябрьская революция 1917 открыла широкие возможности для развития литературы удмуртского народа. В 20-х гг. в ней преобладала поэзия, в которой романтические краски постепенно сменялись реалистичным изображением жизни: стихи М. П. Прокопьева (1884 – 1919), Д. А. Майорова (1889 – 1923), И. Т. Дядюкова (1896 – 1955). Поэтесса Ашальчи Оки (Л. Г. Векшина, 1898 – 1973) обратилась к теме удмуртской женщины. Кузебай Герд (К. П. Чайников, 1898 – 1941) осветил темы Октябрьской революции, индустриализации, создал поэмы «Завод» (1921), «Ленин» (1925), «Десять лет» (1931) и др. Первые удмуртские пьесы, преимущественно одноактные, носили агитационный характер. Во 2-й половине 20-х гг. появляются острая социальная драма П. М. Соколова «Бунтующие» (1926) о революционных событиях 1906 в селе Новый Мултан и первая музыкальная драма М. Н. Тимашёва (1905 – 38) «Насьток» (1928). Проза в эти годы несколько отставала от поэзии и драматургии. Повести Кедра Митрея «Старая деревня» (1926) и Д. Пиня (Д. И. Баженова, 1904 – 38) «Чёрный вихрь» (1927) были посвящены Гражданской войне 1918 – 20; первый удмуртский роман «Тяжкое иго» (1929) Кедра Митрея – о судьбе трудового крестьянства при царизме.

         «В 30-е гг. на первый план выдвинулась проза: повести «Закаляются» (1931) А. С. Миронова (1905 – 31) и роман «Лицо со шрамом» (1933) М. А. Коновалова (1905 – 38) – о рабочем классе; исторический роман Коновалова «Гаян» (1936) – об участии удмуртов в Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева»7. Г. С. Медведев (1904 – 38) создал первую социально-психологическую трилогию «Лозинское поле», посвящённую колхозному строительству; П. А. Блинов (1913 – 42) издал роман «Жить хочется» (1940) – о воспитании нового человека.

         В поэзии 30-х гг. преобладала тема социалистического преобразования деревни: стихи М. П. Петрова, И. Г. Гаврилова, Ф. Г. Кедрова, П. М. Чайникова и других. Детская литература была представлена стихами Ф. Г. Александрова (1907 – 1941) и поэмой А. Н. Клабукова (р. 1904) «Макси» (1936). Популярными в это время были пьесы Петрова «Батрак» (1931), «Сквозь огонь» (1933), «Иго содрогается» (1936) и Гаврилова «Шумит река Вала» (1931), «Холодный ключ» (1934), «Груня Тарасова» (1938) и др.

         В годы Великой Отечественной войны 1941 – 45 удмуртские писатели воспевали героические дела советских воинов: стихи Петрова, Кедрова, С. П. Широбокова, Т. И. Шмакова и других, очерки и рассказы Петрова, М. А. Лямина, Т. А. Архипова. В послевоенное десятилетие в удмуртскую литературу вошли молодые поэты Н. С. Байтеряков, Г. С. Сабитов, М. П. Покчи-Петров, Д. А. Яшин. Были опубликованы лучшие произведения Петрова – повесть «Перед рассветом» (1952) и роман «Старый Мултан»; Лямин издал первую часть повести «Во имя счастья» (1950). Появились новые пьесы Гаврилова, Широбокова, комедия В. Е. Садовникова «Свадьба» (поставлена в 1946 году).

         В 50-х гг. вновь ведущее положение заняла проза, расширилась её тематика, появились крупные художественные формы: дилогия Архипова «У реки Лудзинки» (1949 – 57) – о людях колхозной деревни; дилогия Г. Д. Красильникова «Старый дом» (1956) и «Олексан Кабышев» (1962), его повесть «Остаюсь с тобой» (1960) и роман «Начало года» (1965) – о новой удмуртской интеллигенции. Культурному строительству республики посвящена трилогия Гаврилова «В родных краях» (1958 – 63); русский перевод под названием «Корни твои», повесть А. Г. Колесниковой «Я счастлива» (1963), Широбокова – «Песня находит дорогу» (1962). Архипов в романе «Стремнина» (1968) показал героический труд строителей ГЭС, в повести «Встреча с прошлым» (1971) обратился к событиям Гражданской войны. Теме Великой Отечественной войны посвящена повесть Лямина «Четыре года в шинелях» (1965). С. А. Самсонов (р. 1931) в повестях «Люблю тебя» (1965), «Над Камой гремит гроза» и «Ночной звонок» (обе –  1967) и Р. Г. Валишин (р. 1937) в повести «Инвожо и в полночь светит» (1974) создали запоминающиеся образы современников.

Таким образом, можно сделать вывод, что Удмуртия, став одной из Советских республик, стала самостоятельным субъектом РСФСР. Удмуртский народ стал более уверенным в своих силах. Этим объясняются небывалые взлёты во всех сферах жизни. Произведения удмуртских писателей переведены на многие языки народов СССР и на иностранные языки. Удмуртская литература стала составной частью многонациональной культуры Советского Союза. Развивается музыкальная культура, растёт количество авторских произведений во всех сферах искусства, но не утрачивает популярность фольклор.

1.2 Удмуртская частушка, как средство отображения удмуртского мировоззрения

Частушка как фольклорный жанр

Говоря о частушке, нередко возникает вопрос – кто же придумал этот особый вид народного творчества. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце XIX века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ. Считается, что «частушка – это короткая русская народная песня юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе»8. Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.

Интересен тот факт,  что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки является гармоника (гармошка, гармонь). Гармонь – музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы. Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и стала сопровождать исполнение частушек. В настоящее время частушка – самый распространенный жанр народного творчества. Этому можно привести в пример творчество групп «Сектор Газа», «Красная плесень», репера Сявы – в их репертуаре можно найти частушки, которые в своём большинстве содержат ненормативную лексику.

Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем событиям, происходящим в стране – в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.

Частушки стали записываться одновременно как среди крестьян, так и среди рабочих. И крестьянские, и рабочие частушки запечатлели мироощущение своих исполнителей. Очевидно, они и появились в одно и то же время как в крестьянской, для которой не были чужды литературные традиции, так и в рабочей среде, не порвавшей связей с крестьянским фольклором. Не случайна близость частушек к традиционным жанрам фольклора (лирическим песням, пословицам и т.д.) и к книжной поэзии. Итак, временем рождения частушек как особого жанра фольклора можно считать вторую половину XIX века. Они активно бытовали как в крестьянской, так и в рабочей среде, органично соединив в себе фольклорные и литературные традиции.

Особенное развитие устное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. «В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику»9. Так же следует отметить и тот факт,  что в начале 20 века, и особенно в годы Советской власти, на сцене, в кино, в книгах и даже в учебниках нередко появлялись подделки под народные частушки, сочиненные на заказ поэтами или участниками различных хоров. Такие самодеятельные частушки не услышишь на улице, народ их не подхватывает.

Текст частушки – обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка.

«Собирание и публикация частушек начались во второй половине XIX века, особенно в 80-90-е годы, когда новый жанр вызвал среди фольклористов и литераторов полемику. Те, кто идеализировал старину, видел в частушках упадок устного народного творчества, считал их появление следствием влияния на нравы народа капиталистического города, призывал бороться с влиянием частушек на жизнь народа. Писатели-демократы Н. Помяловский, Ф.Решетников, В.Слепцов и др. увидели в частушках живое художественное явление, в котором отразились жизнь крестьян и рабочих, их проблемы и надежды. Одним из первых в защиту частушек выступил Г.Успенский. В статье «Новые народные стишки: Из деревенских заметок» (1889) он отметил их высокие художественные достоинства, призвал к активному собиранию и изучению, указав на ряд их существенных признаков как произведений большого искусства»10.

Частушка, как элемент народной речи, имеет особенности, присущие этой речи. К таким относятся:

  1.  в частушках для сохранения размера пропускаются буквы в словах;
  2.  Иногда наоборот добавляется лишняя буква;
  3.  при литературном написании глагольная рифма многих частушек не полнозвучна;

Д.С. Лихачев писал: «Темы народной лирики – темы крайне обобщенные, в которых отсутствуют случайные, индивидуальные мотивы. Они посвящены положениям целых слоев населения (песни рекрутские, воинские, солдатские, бурлацкие, разбойничьи и т. п. или повторяющимся в жизни ситуациям (песни календарные, обрядовые — причитания, свадебные, и некоторые другие)»11.  Разноплановы и частушки. По теме частушки можно разделить на две большие группы: любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой. «Любовно-бытовые» обычно отражают деревенские и колхозные будни. Персонажами таких частушек чаще всего бывают задорные, весёлые и в какой-то части озабоченные девушки и замедленные юноши. Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов. «Общественно-политическим» частушкам присуще сатирическое изображение жизненных условий.

Кроме того частушки бывают детские, политические, лирические, свадебные, деревенские, городские, региональные (например, Воронежские, Тамбовские, Брянские, Вологодские и многие другие). Родина частушки – деревня. И там она наиболее уместна – особенно когда звучит гармонь, когда люди встречаются, женятся. В городе частушка постепенно доживает свой век.

То есть, можно сказать, что частушка – это важная часть народного творчества. Являясь малым жанром, она несёт в себе помимо задора, веселья, юмора, данные о субъективном мировосприятии человека, о взглядах его на события, происходящие во всех сферах жизни в тот или иной период времени. Частушка имеет свои особенности, определённую тематику. Кроме того, важным аспектом является и тот факт, что частушка преимущественно характерна для сельской местности.

Особенности удмуртских частушек советского периода

В удмуртской среде частушки назывались такмакъёс. Удмуртские частушки имеют свои отличительные черты, характерные только удмуртскому народному творчеству.

Во-первых, частушки исполнялись не только ради веселья и забавы, но и в определённые случаи жизни: существуют свадебные частушки, частушки для проводов в армию, частушки для посевной и на многие другие события в жизни удмуртов.

Во-вторых, есть немало бессловесных частушек. Это весёлые напевы, содержащие набор слов, звуков и междометий, которые не содержат в  себе глубокого смысла, а предназначены для увеселения, развлечения, создания непринуждённой атмосферы. Такие частушки исполнялись удмуртами во время физической нагрузки, например в процессе жатвы, сеноуборки, дойки коров, пастушества, а так же для игры и увеселения маленьких детей.

В-третьих, в связи с тем, что удмурты жили не обособленно от других народов, встречаются заимствования у таких народов как татары, бесермяне,  русские. Интересно заметить, что в Удмуртии на время 1970 годов приходился сорок один населённый пункт, в котором доминирующим населением являлись бесермяне, а десять из них были мононациональными, то есть в таких населённых пунктах проживали исключительно бесермяне.

В-четвёртых, удмуртские частушки не были ограничены исключительно четверостишьями. Например, есть много частушек, в которых более 12 строк и они повествуют об определённом событии, рассказывают об уникальности случая.

В-пятых, на одну мелодию обычно исполнялась серия частушек. «Делалось это примерно следующим образом: из группы исполняющих частушки выходила одна девушка и пением частушки просила у собравшихся разрешения на пляску и затем приглашала и подругу; подружка так же языком частушки выражала своё согласие. Затем шел частушечный диалог, иногда насчитывающий десятки текстов, где наблюдалась определенная закономерность в отборе частушек для пения. Экспромтом создавались циклы частушек (строф) либо одной тематики, либо сходные по характеру изображения действительности (к примеру, юмористические или лирические припевки). Завершается серия исполнением благодарственных частушек гармонисту (баянисту). В качестве наград ему рекомендуется обычно то, что, с крестьянской точки зрения, значимо в жизни. Чаще все подается в таком ключе, чтобы придать частушкам юмористический акцент»12.

В сельской среде магнитофон воспринимался как чудо и крайняя редкость. Телевидение было доступно далеко не каждой семье. Нечасто демонстрировались кинофильмы в сельских клубах. О транзисторах не шло и речи: их не было. Другими словами, средств, с помощью которых молодежь могла использовать «готовую» музыку, было крайне мало, а потому популярной и востребованной оставалась гармонь (баян также встречался редко), сохранились вечеринки с играми и частушками.

И еще одна особенность частушки – в советские годы более энергично мигрировала в города славянская (в первую очередь, русская) молодежь. Возвратившиеся из армии парни башкирской, марийской, татарской и удмуртской национальности чаще оседали на родине, создавали семьи и оказывались в характерной для той местности культурной среде. Здесь они удовлетворяли свои эстетические потребности, в чем-то разрушали, а в чем-то развивали существующие традиции не без влияния русской культуры. Нерусские частушечники отмечают возросший интерес к русскому языку у лиц, отслуживших в армии:

Сорок елок, сорок елок,

Сорок елочек подряд.

Кто из армии приедет -

Все по-русски говорят.

Через знание русского языка удмуртская молодежь (и не только она) попадала в другой мир и обогащалась в нем, прежде всего, духовно. Ее духовному обогащению способствовала и заимствованная русская частушка вместе с манерой ее исполнения под пляску. Следовательно, частушка, усвоенная удмуртским народом в процессе их длительной совместной жизни с русскими, обогатила их музыкальную, хореографическую (танцевальную) и поэтическую культуру.

Удмуртская молодежь и частично представители среднего поколения Удмуртии стали распевать частушки в своей среде на русском языке или в переводе на родной язык. Знание ими частушек способствовало развитию удмуртских такмакъес. Не вызывает сомнения факт, что одним из источников такмаков были переводы частушек исполнителями на родной язык. Отдельные такмаки возникли в результате творческой переработки частушек. Обычно зачин таких такмаков – довольно свободный перевод популярного зачина русской частушки, а исход или вывод бывает насыщен национальными образами и отражает специфические для данного народа объяснения какого-то явления. Для связи зачина с выводом используется распространенный в частушках прием сквозного развития темы или объяснения.

Глава II. Традиционные и не традиционные символы в удмуртской частушке советского периода

  1.  Традиционные символы в удмуртской частушке советского периода

Для того чтобы выделить основные образы, чаще всего встречающиеся в удмуртских частушках советского периода, мною были собраны материалы фольклорного коллектива «Чебершур». Основой для контент-анализа послужили песенники участниц коллектива: Жуйковой Людмилы Викентьевны, Пономарёвой Вассы Гавриловны, Наговицыной Невы Николаевны, Волковой Валентины Андриановны, Касимовой Людмилы Николаевны, Васильвой Надежды Никитичны, Ившиной Невы Дмитриевны, Лесниковой Алевтины Ивановны, Чирковой Манефы Ивановны.

Следует отметить, что контент-нализ предполагает количественный анализ текстов, текстовых массивов, с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Это, прежде всего, количественный метод, предполагающий числовую оценку определённых компонентов текста, которая может быть дополнена различными качественными классификациями и выявлением определённых структурных закономерностей.

Удачным определением контент-анализа можно считать то, которое зафиксировано в относительно недавней книге книге Мангейма и Рича: контент-анализ – это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника.

Основу контент-анализа составляет подсчет встречаемости некоторых компонентов в анализируемом информационном массиве, дополняемый выявлением статистических взаимосвязей и анализом структурных связей между ними, а также снабжением их теми или иными количественными или качественными характеристиками. Отсюда понятно, что главная предпосылка контент-анализа – это выяснение того, что считать; иными словами, определение единиц анализа.

Итак, единицей контент-анализа в данном исследовании стал образы и символы, встречающиеся в удмуртской частушке советского периода.

Основные задачи контент-анализа:

  1.  Выделить образы и символы, встречающиеся в удмуртских частушках советского периода;
  2.  Определить значения образов и символов, которые встречаются
  3.  Подразделить полученные образы и символы на тематические подгруппы;

Как уже было отмечено, основными документами для анализа являются песенники участников фольклорного коллектива «Чебершур». Это объясняется тем, что частушка, являясь частью устного народного творчества, редко записывалась в более серьёзные документы (например, газеты, книги), а передавалась из уст в уста из поколения в поколение. Поэтому основными источниками частушек являются песенники.

Для того, чтобы проанализировать и структурировать образы, была составлена таблица, которая включила в себя чаще всего встречающиеся образы(см. приложение 1).  А так же значения их в соответствии со словарём образов и символов.

Итак, гипотезой контент-анализа стало предположение: «В удмуртских частушках советского периода значительную часть составляют символы советской власти».

Единицей счёта в данном исследовании стали частушки (на материалах песенников участниц коллектива «Чебершур»).

Единицей смысла являются символы, встречающиеся в удмуртских частушках советского периода.

Если подразделять символы и образы. Встречающиеся в удмуртских частушках советского периода, то можно выделить следующие тематические блоки:

  1.  Жизнь, жизненная сила, энергия. К таким относятся: Кони, смола, сердце, яйцо, дорога.
  2.  Женское начало. То есть материнская символика: цветок, берёза, печь, чаша, лес, платок.
  3.  Мужское начало: Конь, петух, дуб.
  4.  Духовность: крылья, мёд, звезда, дым, правая рука, синий цвет, серебро.
  5.  Очищение; изгнание нечистой силы (дьявола) – баня, берёза, берёзовые ветви, ива, число 7.
  6.  Изобилие: вино, сундук, земля;
  7.  Скорбь, печаль, конец: чёрный цвет;
  8.  Советская эпоха: Железная дорога, реформа, дискотека, коммунизм, бригада, союз, трактор.

Было рассмотрено 25 частушек, которые наиболее полно отражают отношение человека к событиям советской эпохи. В данных частушках было обнаружено 35 образов, которые  раскрывают мировоззрение удмуртов.  Соответственно, если взять количество образов в частушках за 100% , то можно составить диаграмму, которая отражает в процентном соотношении наиболее часто встречающиеся образы.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что 80% символов, которые встречаются в частушках – это традиционные символы. 20% это символы духовности. К таким относятся: крылья, мёд, звезда, дым, правая рука, синий цвет, серебро. Причём, крылья у удмуртов трактуются как обретение духовности, облегчения, освобождения. А мёд является символом духовности, в то время, как  в большинстве культур мёд ассоциируется с изобилием. Удмурты же придают мёду сакральное значение – он является спутником важнейших задушевных разговоров, которые происходят за чашкой чая. Кроме того, удмуртов отличает трактовка образа звезды, если в советскую эпоху звезда чаще всего ассоциировалась с пятиконечной звездой на флаге СССР или значком комсомола, то у удмуртов она, прежде всего знак надежды и веры в благополучное будущее. Это можно заметить на следующей частушке: Кин со оти туж жог лыктэ? // Оло туганэ, лэся! // Кымес азяз маке пиштэ ,// оло кизили лэся! (Кто там быстро так идёт? // Наверное мой любимый! // На лбу что то ярко горит, // наверное это звезда!) Это говорит о том, что главная героиня, смотря на мужчину видит в нём опору и надежду, а звезда символизирует её духовное отношение к нему, состояние влюблённости. К серебру у удмуртов тоже сложилось весьма сложное отношение. Считалось, что через серебряный предмет легче всего передаётся порча, сглаз. Но, не смотря на этот факт, серебро ценилось больше чем золото: наличие серебряных монет на монисто говорило о достатке женщины.

Распространёнными традиционными символами стали образы жизни: Кони, смола, сердце, яйцо, дорога. Интересен тот факт, что существует разная интерпретация образа коня – и негативная, и позитивная. У удмуртов встречается лишь положительная: конь – это друг человека, символизирует так же интеллект, мудрость, ум, рассудок. Конь – это символ мощи, жизненной силы. С конём связаны все тяготы жизни удмуртов, конь был помощником в сельскохозяйственных работах, на нём пахали, перевозили тяжёлый груз, убирали сено. Часто встречается образ дороги, традиционно, дорога – символ жизненного пути. У удмуртов же дорога ассоциировалась с неприятными историческими событиями, так например проходивший через Удмуртию Сибирский тракт был наглядным примером того, как дорога вела людей к тяготам. Поэтому часто образ дороги рассматривался как пути души в загробный мир, как место, где проявляется судьба, доля, удача человека.

Конечно же, особое положение занимает образ женщины и материнства. Удмуртским девушкам и женщинам нравился боевой настрой частушечной героини, готовой преодолеть любые препятствия, вставшие на ее пути к цели. Не случайно в их репертуаре много частушек о боевых людях, не унывающих ни при каких обстоятельствах. Героини частушек рассчитывают только на свои силы и возможности. Они уверены, что найдут выход из любой самой трудной ситуации и добьются успеха. Такой решительности, находчивости и отчаянности могла позавидовать любая девушка любой национальности, тем более той, где семейный гнет был особенно ощутимым. Раскрепощенность чувств и поведения лирической героини гиперболизируются. Она одновременно любит троих: одного утром, другого – днем, третьего – ночью с огоньком. Ее не смущают существующие традиции, привычки и ограничения. Она пытается их разрушить, хотя иногда тень сомнения в правильности действий закрадывается в ее душу. У нее такие же, как и она, подружки.

Основная масса воспринятых удмуртами частушек связана с бытовой тематикой. «Особое место частушки о любви со всеми ее проявлениями: желание познакомиться, ожидание встречи с любимым, свидание, неудачная любовь, неразделенная любовь, неравная любовь, любовь до гробовой доски, всепоглощающая любовь, ревность, соперничество, измена, предательство подружек, временная разлука, расставание, препятствия на пути к любимому человеку, решительность в достижении поставленной цели, желание выйти замуж или жениться, ветреность любимого человека, непостоянство, отсутствие возлюбленного, замужество (женитьба), взаимоотношения в новой семье, жизнь на чужбине, взаимоотношения между мужем и женой, женой, зятем и тещей, противопоставление жизни в замужестве девичеству и тому подобные. Данное явление не требует особых пояснений. Любовь со всеми ее нюансами - основа жизни любой национальности. И башкирка, и татарка, и мордовка, и марийка, и чувашка, и удмуртка, и русские девушки и женщины находились в сходных условиях и переживали одни и те же чувства, оказавшись в одинаковых или почти одинаковых ситуациях. Каждой из них было знакомо чувство разделенной или неразделенной любви, от которой, говоря языком частушки, сердце болит, волнуется, ноет, разрывается на мелкие осколочки, горит, пылает огнем, тает, леденеет, становится каменным. Каждая из них хотела и хочет любить и быть любимой. Каждая заботилась о своей внешности, чтобы быть привлекательной, похожей на лирических героинь частушек: молодых, чернобровеньких, беляночек, у которых «… щечки, как листочки, // Глазки, что смородинки», которые пляшут славно и потому кажутся красавицами, от которых «…все парнишки без ума». Естественно, что они мечтали и добивались достойной пары. А мужские достоинства в частушках выражаются эпитетом «настоящий» и подчеркиванием черных бровей, черных усов, волнистых волос, веселости, разговорчивости, смелости, обновленной одежды (новая белая рубашка, широкий ремень и т.п.)»13. Если парни не обращали на девушек должного внимания, то в разноязычной женской среде к ним высказывалось практически одинаковое отношение. Такие парни – «треповатые», с полудурью, кривоноги, они «не поют, а квакают», половина из них – «трепачи, // Остальные – воры».

Образ матери в частушке олицетворяют цветок, берёза, печь, чаша, лес, платок. Берёза рассматривалась как дерево, которое способно связаться с душами предков, в то время как лес был символом – символ земли, связанный с женским началом, противопоставляемый власти солнца. Это место возможной опасности, подвластное демонам, духам. Знак социальных  и умственных заблуждений. Это говорит о том, что если в частушках данный символ встречается довольно-таки часто, то в советский период сознание удмуртов испытывало влияние советской власти, которая по своей сути пыталась перестроить удмуртское общество под сложившуюся коммунистическую систему. Удмурты были подвержены многим потрясениям в социальной, политической и экономической сферах. Что безусловно нашло отклик и в частушках.

Реже встречаются образы очищения, такие как баня, берёза, берёзовые ветви, ива, число 7. Баня стала образом, во-первых, очищения, так как именно в ней смывались все грехи, а во-вторых, она оставалась грязным местом, скопищем негативной энергии.

Изобилие в контексте событий Советской эпохи встречается значительно реже.  Это связано с тем, что дефицит продуктов и товаров был нормой. Но, не смотря на это, широко используется образ вина, опьянения. Выпивка считалась ответственным занятием. Ещё большую актуальность образ вина в частушках приобретает в то время, когда начинается антиалкогольная кампания.

Особое Внимание стоит уделить религиозности. Встречается довольно-таки  мало образов, которые отражали бы отношение к религии. Но особенное место занимает образ дуба. Он является символом идолопоклонства. В контексте советской эпохи можно говорить о том что религия была почти запрещённой. Главной религией стал коммунизм. А приверженность христианству расценивалась как язычество, идолопоклонство. Но и в такое трудное время удмурты в тайне крестили детей, учили их читать молитвы.

Таким образом, традиционные для удмуртского мировоззрения образы стали доминирующими, в частушках советского периода. Это говорит о том, что несмотря на влияние советской власти и идеологии, на стремление сделать из человека приверженца коммунистических взглядов, удмурты всё же оставались народом, мыслящим в традиционных категориях.

  1.  Нетрадиционные символы в удмуртской частушке советского периода

Безусловно, несмотря на тот факт, что традиционные образы доминируют в частушке советского периода, присутствуют и иные символы. В большинстве своём это символы советской эпохи. Согласно исследованию, они занимают 20% от объёма всех чаще всего встречающихся образов и символов. Так же в результате анализа было выявлено их отображение и интерпретация в удмуртской частушке советского периода.

Например, одним из таких символов было спиртное. А в частности в советские годы было популярно «Советское шампанское». Пик его производства пришёлся на послевоенный период. Именно тогда ученик Фролова-Багреева профессор Г. Г. Агабальянц усовершенствовал метод акратофорной шампанизации и предложил способ получения игристых вин в непрерывном потоке в системе соединённых между собой резервуаров. Это дало новый толчок развитию производства шампанского в СССР. Было открыто несколько новых заводов, сделано немало открытий и изобретений в области технологии производства шампанского, по этой теме было опубликовано более 5000 работ. Конечно, если опять же строго подходить к традиционному определению шампанского, то игристые вина, производившиеся в СССР по ускоренной технологии, под это определение не подходят. Но подавляющему большинству покупателей, в общем-то, всё равно, по какой технологии производится игристое вино. Главное — его вкус и аромат, а с этим-то у «Советского шампанского» всегда был полный порядок, о чём свидетельствует популярность вин из СССР во всём мире, а также 230 медалей, в том числе 103 золотые, полученные советскими «шампанистами» на самых представительных международных конкурсах. Не зря французские виноделы снова попытались ограничить использование брэнда «шампанское», хотя советские игристые вина за границей и так продавались под торговыми марками «Sovjetische sekt» и «Soviet sparkling wine». Качественный товар всегда остаётся качественным товаром, как его ни называй. «Советское шампанское», несмотря на все «козни» французов, продолжало триумфально завоёвывать мир. Казалось, ничто не могло помешать игристому напитку из СССР на равных конкурировать с лучшими торговыми марками мира, но тут в середине 80-х грянула печально известная антиалкогольная кампания. Алкоголь был под строжайшим запретом. Но частушка как нельзя точно отражала события в УАССР: периодически проводились проверки рабочих мест на наличие спиртных напитков и присутствие нетрезвого персонала. Отражение данному событию можно встретить в частушке:

Райполэн предэз Педор,

Базарлэн завез Сидор,

Сторожзы пересь Макар,

Шедьтиллям шуныт пузкар.

Педорлэн яра арбуз,

Сидорлы ыль курегпуз,

Макарлы – курыт вина

Ма кулэ на со сяна?

Педор шудэ графинэн

Сидор экте Макарен.

Полка вылын учкисьёс,

Тырттэм вина ящикъёс!

Шодтэм шорысь отчы

Ревизор вуэ татчы

Педормы шуиз: «Бырим!

Капканэ шедим, братъёс!»

ПЕРЕВОД:

Председатель РАЙПО Педор,

Заведующий рынком Сидор,

Старый сторож Макар

Нашли уютное местечко.

Педору нравятся арбузы,

Сидору – сырые яйца,

Макару – крепкое вино,

Что ещё нужно кроме этого?

Педор играет на графине,

Сидор пляшет с Макаром.

На полке – зрители:

Пустые ящики из под вина.

Вдруг откуда ни возьмись

Ревизор зашёл туда.

Педор сказал: «Пропали!

В  капкан мы, братцы, попали!»

Этот пример позволяет оценить ситуацию в УАССР во время антиалкогольной кампании. Даже во время запрета алкогольной продукции удмуртское население не отказывалось от употребления спиртных напитков. Народ не шёл на поводу у власти, образ спиртного приобретает совершенно иную окраску – теперь это что-то недоступное, запретное, тайное.

Помимо этого, предпочтительными цветами советской эпохи были красный, жёлтый (золотой). Об этом говорит Советский флаг: 18 апреля 1924 года ЦИК СССР окончательно утвердил рисунок флага, который с небольшими изменениями просуществовал вплоть до распада Советского Союза. Кумачевое знамя стало символом достижений и побед социалистического строя и наполняло гордостью советских людей, вплоть до начала 80-х годов, когда «эпоха застоя» вошла в свою завершающую стадию.  С красным цветом связано и название парфюма «Красная Москва». Однако в УАССР предпочтительными цветами оставались чёрный, белый, синий. Чёрный цвет является символом земли и стабильности, Белый означает "тодьы, югыт дунне", то есть "белый, светлый мир" - космическое, вселенское пространство; символ чистоты нравственных устоев, святости, вечности. Синий или голубой цвет так же символизирует небо. К красному же цвету у удмуртов сложилось больше негативное отношение: красный - цвет солнца, символ борьбы, крови и братства. А красный цвет в символике флага СССР означает Красный цвет флага – символ героической борьбы советского народа, руководимого КПСС, за построение социализма и коммунизма, серп и молот означают незыблемый союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Красная пятиконечная звезда на флаге СССР – символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах земного шара". Жёлтый цвет так же не был принят удмуртами. Возможно, это связано с тем, что жёлтый цвет чужд для традиционной палитры удмуртского и финно-угорского искусства вообще. То есть, можно сделать вывод, что отношение к цветам у удмуртов было отличное, нежели у русского народа. А это ещё раз доказывает, что удмурты иначе воспринимали мир и события, происходящие в мире.

Немаловажным фактором, повлиявшим на мировоззрение советского удмурта, был культ личности В. И. Ленина и И. В. Сталина Вокруг имени Ленина в Советский период российской истории возник обширный культ. Его имя и идеи прославлялись в СССР так же, как и Октябрьская революция. Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественый ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, Заводы, колхозы, военная техника. Его имя употреблялось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. В печатных изданиях появляются произведения, восхваляющие И.В. Сталина. 1 января 1936 года в «Известиях»появляются первые два стихотворения, прославляющие И.В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе. Тема Сталина в изобилии появлялась и в публикациях фольклора практически всех народов СССР. Однако, в удмуртских частушках, занесённых в песенники коллектива «Чебершур», частушек о Сталине обнаружено не было. Как объясняют это сами участницы коллектива, это связано с тем, что удмурты боялись лишний раз упоминать о власти, они боялись ссылок и наказаний, которые могли бы последовать после упоминания Сталина в частушке.

Конечно же, не стоит забывать и об отношении к агрессии. Удмурты считаются мирным, гостеприимным и скромным народом. Этим объясняется мирное присоединение Удмуртов к России. Но в то же время, удмуртский народ мужественный – во время Войны народ УАССР многое сделал для фронта, в пользу победы. С первых дней проводилась мобилизация людей на фронт. Сформированы тринадцать  стрелковых, 9 артилерийских, 8 авиационных, 12 транспортных  частей. Шёл набор курсантов в военные училища. Многие из ушедших на фронт проявили себя патриотами и храбрыми солдатами. В их числе и Татьяна Барамзина - Герой Советского Союза, снайпер и телефонист стрелкового батальона, ефрейтор.  Отношение к мужеству выразилось в частушке в основном через образы петуха, сердца. Петух – знак искренности и прямоты. У язычников петух был эмблемой Меркурия, колесницу которого он вёз. У удмуртов петух символизировал драчливость и агрессию, которые не приветствовались в удмуртском обществе – удмуртский этнос характеризуется покладистым характером, они никогда первыми не проявили бы агрессию. Поэтому образ петуха – это двояко трактуемый символ.

Символом советской эпохи стала и железная дорога, которая ассоциируется с советской эпохой: поезд – символ ярких побед над временем и пространством, символ лишений и бесконечного человеческого терпения. Но с другой стороны, строительство железной дороги унесло много жизней, потребовало нечеловеческих усилий от советского народа. Одним из трудных участков железных дорог стал участок Ижевск – Балезино. Строительство дороги началось по решению Государственного комитета обороны СССР от 25 ноября 1941 года и приказу Наркома путей сообщения СССР от 30 ноября 1941 года. Целью строительства было сокращение времени транспортировки угля и древесины с севера на оборонные заводы. Так как к началу строительства большинство мужчин было призвано в армию, дорогу строили в основном женщины и подростки.

В СССР проводились различные реформы, в их числе экономические занимают лидирующее положение (Косыгинская реформа). Кроме того проводились всевозможные кампании, направленные на изменение общества (антиалкогольная кампания). В связи с огромным количеством нововведений, можно сказать что слово «реформа» стало своеобразным символом Советской эпохи.

Ещё одним таким символом стали дискотеки. Именно в советский период волна дискотечного движения докатывается до Советского Союза. А именно, когда в   середине семидесятых годов XX века в моду входит танцевальный жанр диско и соответствующее направление молодёжной моды. Если сначала в удмуртском обществе были лишь посиделки и чаепития, то теперь организовываются дискотеки. Первые дискотеки проводятся в домах культуры на территории прибалтийских республик под эгидой местных комсомольских и студенческих организаций.

Коммунизм, как главная идеология, тоже находит отображение в частушке. Идея построения  коммунизма  стала главным смыслом советской эпохи. Советские люди, под руководством партии большевиков, с огромным энтузиазмом взялись за построение «светлого будущего». Само это будущее виделось всеми как некое общество, достигшее невиданного материального изобилия и высочайшей нравственности, и коммунизм стал воплощением идеального общества, примером, своеобразным ориентиром.

Символом советской эпохи являлся и сам Советский Союз. Это страна, существовавшая с 1922 по 1991 год. СССР занимал шестую часть суши с населением почти в триста миллионов человек, являлся второй сверхдержавой в мире, первым социалистическим государством. В Конституции 1977 года говорилось о появлении новой общности – советском народе, состоящем из более полутора сотен национальностей. Это была страна, в которой «вольно дышит человек», страна, где люди уверенно смотрели в завтрашний день, где воспевалась «дружба народов», братство, взаимопомощь.

Итак, нет сомнений в том, что советская эпоха оставила отпечаток на мировоззрении удмуртского народа. Не прошли бесследно процессы насаждения коммунистического мировоззрения, процессы изменения структуры общества, реформы в социальной, экономической, политической сферах. УАССР была задействована во всех перечисленных процессах, следовательно, это не могло не отразится на формировании человека как личности, не могло не повлиять на его картину мира.

Заключение

Итак, удмуртское устное народное творчество советского периода составляет важнейшую область духовной культуры удмуртского народа, в которой воплощены национальные традиции и национальное самосознание. Частушка наиболее ярко и в особой форме способна выразить взгляд человека на то или иное явление в его жизни.

Именно такими являются удмуртские частушки советского периода: они позволяют выразить мысли о том, что запрещено цензурой с минимальным риском. Частушка – это меткая реакция народа на злободневные темы. Являясь малым жанром, частушка несёт в себе помимо задора, веселья, юмора, данные о субъективном мировосприятии человека. В советскую эпоху Удмуртская Социалистическая Республика испытала на себе влияние советской власти, которое выражалось в указе об оформлении государственности удмуртского народа 4 ноября 1920 года, начале Великой Отечественной войны, социально-экономических реформах, и многих других изменениях советского общества. В том числе изменения были и прогрессирущего характера: для Удмуртии 1930 годы явились периодом небывалых взлётов, преобразований и кризисов во всех областях жизни. Особенно большие изменения произошли в промышленности. Руководство СССР, предвидя будущие международные события, возможность войны, решило превратить Удмуртию в «опорный край державы» и взяло курс на создание здесь военно-промышленного комплекса. Соответственно удмуртскому народу пришлось пережить значительные изменения в политической, экономической, социальной, духовной сферах жизни.

Исходя из данных, полученных в результате контент-анализа, можно говорить о том, что тема духовности и признаки советской эпохи занимают лидирующее положение в удмуртских частушках. Это говорит о том, что Советский Союз и советская власть оставили отпечаток не только на экономике, политике Удмуртской Социалистической Республики, но и на духовной жизни и культуре удмуртов.

Кроме того, основными темами в частушках стали следующие:

  1.  Жизнь, жизненная сила, энергия. К таким образам относятся: Кони, смола, сердце, яйцо, дорога.
  2.  Женское начало. То есть материнская символика: цветок, берёза, печь, чаша, лес, платок.
  3.  Мужское начало: Конь, петух, дуб.
  4.  Духовность: крылья, мёд, звезда, дым, правая рука, синий цвет, серебро,
  5.  Очищение; изгнание нечистой силы (дьявола) – баня, берёза, берёзовые ветви, ива, число 7.
  6.  Изобилие: вино, сундук, земля;
  7.  Скорбь, печаль, конец: чёрный цвет;
  8.  Советская эпоха: Железная дорога, реформа, дискотека, коммунизм, бригада, союз, трактор.

Отличительными особенностями удмуртских частушек стали:

  1.  Широкое применение (помимо развлекательных целей частушки исполнялись в знаменательные события – на свадьбу, на проводы в армию);
  2.  Наличие бессловесных частушек;
  3.  Наличие заимствований из других языков;
  4.  Свободный характер формирования куплетов (авторы не ограничивались четверостишьями);
  5.  Наличие серийных частушек;
  6.  Динамичный («боевой») характер образа женщины;
  7.  Раскрепощённость чувств и эмоциональность;

Таким образом, можно говорить о частушке не только как о средстве развлечения, но и как о важном аспекте духовной культуры удмуртов, как о средстве выражения мировоззренческих позиций, индивидуальном восприятии исторической эпохи. Изучая смысл частушки, интерпретируя образы, встречающиеся в частушках  можно  выйти на особенности мировоззрения народа, его субъективных взглядов на исторические вехи.

Библиографический список

  1.  Удмуртская Республика: Энциклопедия. [Текст]  Ижевск: «Удмуртия», 2000. – 163 с.
  2.  Очерки истории Удмуртской АССР; Т. 2. [Текст] Ижевск: «Удмуртия»,  1962. – 142 с.
  3.  Шкляев, Г. К. Межэтнические отношения в Удмуртии: Опыт историко-психологического анализа. [Текст] / Г. К. Шкляев. – Ижевск: Удмуртия, 1998. –  121 с.
  4.  Гришкина, М. В. Народное образование в Удмуртии в XVIII – первой половине XIXв. Вопросы социально-экономического и культурного развития Удмуртии в XVII – первой половине XX вв. [Текст] / Ижевск: Удмуртия,1981. –  56 с.
  5.  Литературный энциклопедический словарь, М., «Советская энциклопедия» [Текст]. – М.: Прогресс, 1987. – 493 с.
  6.  Аникин, В. П. «Русское народное поэтическое творчество» [Текст] / В.П.Аникин,  Ю.Г.Круглов Л.: «Просвещение», 1983. – 73 с.
  7.  Буртин, Ю. С. «О частушках» [Текст] / Ю. С. Буртин. – М.: «Просвещение»,1998. – 132 с.
  8.  Лихачев, Д. С.  «Поэтика художественного времени. Русская фольклористика. Хрестоматия» [Текст] / Д. С. Лихачёв, М., «Высшая школа», 1971, с. 246.
  9.  Гаврилов, Б. Г. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний [Текст] / Б. Г. Гаврилов, Казань:Логос, 1880. – 189 с.
  10.  Емельянов, А. И. Курс по этнографии вотяков. [Текст] / А. И. Емельянов, Казань: Логос, 1921. – 98 с.
  11.   Татаринцева, А. Г. Русский фольклор Удмуртии: Песни, сказки, частушки [Текст] / А. Г. Татаринцева, Ижевск: Удмуртия, 1977. – 217 с.
  12.   Долганова, Л.Н. Игры и развлечения удмуртов: история и современность [Текст] / Л. Н. Долганова, И. А. Морозов, Е. Н. Минасенко, Ижевск: Удмуртия, 1995. – 341 с.
  13.   Владыкина, Т.Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики [Текст] / Т. Г. Владыкина, Ижевск: Удмуртия, 1998. – 267 с.
  14.   Владыкина, Т.Г. Литературный энциклопедический словарь «Советская энциклопедия» [Текст] / Т. Г. Владыкина, М.: Наука, 1987. – 493 с.
  15.   Емельянов, А. И. Удмуртия в Великой Отечественной войне. 1941–1945 [Текст] / А. И. Емельянов, Ижевск: Удмуртия, 1995. – 179 с.
  16.   Иванова, М. Г. Национально-государственное строительство в Удмуртии. 1917–1937 гг. [Текст] / М. Г. Иванова,  Ижевск: Удмуртия 1991. – 203 с.
  17.   Христолюбова, Л. С. Удмурт литература [Текст] / Л. С. Христолюбова, Ижевск: Удмуртия, 1966. – 208 с.
  18.  История удмуртской советской литературы: В 2 т. Т. 1. Устинов, 1986; Т. 2. Ижевск, 1987.
  19.   Культурное строительство в Удмуртии (1917–1940). Ижевск, 1970.
  20.   История и культура Вятского края: в 2  т. [Текст] / ред. кол.: И.Ю. Трушкова [и др.]. – М.: Академический Проект, 2005. – Т. 1–2.
  21.   Гартик, В. О. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов и народного творчества удмуртской АССР. Под ред. К.М Климова [Текст] / В. О. Гартик, Ижевск: Удмуртия,1983. – 160 с.: ил.
  22.   Владыкин, В. Е. Здравствуйте! Мы – удмурты! [Текст] / В. Е. Владыкин, Удмурты. Сост. З. А. Богомолова. – М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2005. – 50 с.
  23.   Верещагин, Е. М. Язык и культура [Текст] / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, М.: Наука, 1990. – 120 с.
  24.   Институт; история и современность: К 70-летию Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН: Сб. статей – Ижевск, 2001. – 424 с.
  25.   Куликов, К. И. Вашкалаысен – туннэозь [Текст] / К. И. Куликов Вордскем кыл. – 2000. – № 5. – С.15–21.
  26.   Иванова,  М. Г. Вашкала осконъёс [Текст]  // М. Г. Иванова, Молот. 1987. № 12. С. 39–42.
  27.  

Приложения

Приложение 1.

Сводная таблица «Образы, наиболее часто встречающиеся в удмуртских частушках советского периода»

Цитата (перевод)

Символ

Значение по словарю символов и знаков

1.Эркын ветлись валъёс сямен  (как вольные кони)

Конь (лошадь)

Конь – это символ мощи, жизненной силы, а также красоты и мужества. Лошадь – символ грации, мужества,  а так же вожделения.

2. Сяська форма сяська вань, со но возез шулдыртэ ( красивый цветок украшает поле)

Цветок

Цветок означает развитие духовного потенциала человека. Олицетворяет женское начало, некую форму вместилища, чашу цветка.

3. Ой шаль кышет , тодьы шаль кышет  (Ой, шаль-платочек, белая шаль!)

Платок

Платок – символ нравственности, женского начала и материнства.

4. Сизьым ини дереме но тямыс ини айшетэ(У меня уже семь платьев, но уже восемь фартуков)

Число 7

Основные значения числа 7: девственность, совершенство, гармония, очищение, покаяние, Вселенная, победы, является символом упорядоченности.

5. Тырмоз ини, тырмоз ини, сьод нюлэсэз кораны! (Хватит уже, хватит уже тёмный (букв.- чёрный) лес вырубать!)

Чёрный цвет, лес

Лес – символ земли, связанный с женским началом, противопоставляемый власти солнца; чёрный цвет – антипод белого, символ смерти, хаоса, мрака, ночи, траура.

6. Педорлэн яра арбуз,Сидорлы – ыль курегпуз, Макарлы – курыт вина. Ма кулэ на со сяна? (Педору нравятся арбузы, Сидору – сырые яйца, Макару – крепкое вино, Что ещё нужно кроме этого?)

Яйцо, Вино

Яйцо – символ происхождения всего живого, и знак промежуточности, воплотивший в себя целый спектр всевозможных представлений о мире. Яйцо рождает 4 основных стихии – землю, воду, воздух, огонь, - достраивая их до пятой – эфира. Это так же первоначальная клетка существа.

Вино – это символ изобилия, так же это символ познания, источником дионисийской энергетики и опьянения.

7. Тыпыр тыпыр ой эктыны

Тыпы выж пулъёс кулэ! (Чтобы очень хорошо танцевать

Нужны крепкие дубовые доски!)

Дуб

Дуб – символ власти и славы,у греков считался священным деревом Аполлона ( у римлян – Юпитера). Символизирует твёрдость духа, является знаком долговечности и даже бессмертия. В христианской семиотике – символ идолопоклонства. Мужское начало.

8.  Корка да корка (дом на доме)

Дом

Символизирует центр мира, убежище; отождествляется с родом, храмом. В целом связывается с женским началом, материнским лоном. В духовном плане дом может рассматриваться как хранилище родовой мудрости человечества, традиции. Выступает образом макро и микрокосмоса. Отождествляется с отчизной, Отечеством. Дом связан с идеей священного пространства и очага.

9. Гур вылысен сандырае, Чугун сюрес медло вал,

Мон кадь азьтэм кышноослы  Нунал праздник медло вал (на печи стоит сундук, принесли его с железнодорожной станции, а для таких ленивых девушек как я – каждый день как праздник и выходной)

Печь, сундук, дорога

Печь – это материнский символ. Символизирует женскую силу, чрево и рождение.

Сундук – символ богатства, изобилия.

Дорога – означает жизненный путь, границу между чужим и своим.

10. Азбар шорын атас чоръя Бурдъёссэ лопыръяса, Мынам туган коркась корка ветлэ чарка люкаса (во дворе петух поёт – крылышками бьёт, а мой муж ходит по домам – просит наполнить рюмку)

Петух, рюмка (как чаша), крылья

Петух – древнейший символ рассвета, пробуждения, бдительности и призыва к бою. Символ мужественности, мужского начала. Чаша – это важный символ емкости, материальное выражение хранилища. Крылья являются образом обретения духовности, облегчения, освобождения.

11. Тини чын, тини, тини чын, тини автомашина! (виден дым, виден дым, а вот и автомобиль!)

Дым

Дым символизирует благотворную силу: он наделяется магической способностью предотвращать несчастья, нависшие над людьми, животными и растениями. Намёк на кратковременность жизни ( в христианстве).  Означает вознесение молитв или благочестивых душ, очищенных огнем .

12. Кымес азяз маке пиштэ, оло кизили лэся! ( На лбу что то светится, возможно это звезда!)

Звезда

Символизирует поток мыслей, моральое воздействие идеи на форму, новое видение. Является знаком надежды, верности, возрождения, успеха в любом предприятии. Может означать творческое вдохновение. Служит символом оптимистического мировосприятия окружающей действительности.

13. Вай, туганэ, бур кидэ но Ку адзом на мон тонэ? (Дай, дорогая, правую руку, когда ещё увидимся мы с тобой?)

Рука, правая рука

Рука – распространённый во многих культурах символ Божественной активности. Правая рука символизирует искренность, логику

14. Дися дэрем кашемирзэ, Инвожо кадь чылкытсэ, быртты гадяд орденъёстэ, нош мон азвесь медальёсме. (надевай кашемировый платок, чистый как смола. Повесь на грудь ордена, а я – серебряные медали)

Смола, серебро

Смола — неумирающая душа деревьев-долгожителей, таких, как кипарис, что она способна обеспечить жизнь после смерти, является символом бессмертия.

Серебро - символизирует определенный уровень богатства. Символ защиты от порочных взглядов, мыслей и поступков. Символ верности, дружбы и любви

15. Ойдо,  эше, чош пукомы, Чечыен чай юыса. (Давай, друг вместе посидим, попьём чайку с мёдом).  

Мёд

Мёд – символ изобилия, благоденствия и золотого века человечества. Символ бессмертия, инициации и возрождения. Знак духовности. Считалось, что мед придает мужественность, плодовитость и силу.

16. Котырак трос кызьпуос, Одиг гинэ пужымед.(вокруг много берёз, но всего лишь одна сосна).

Берёза

Берёза – дерево, символизирующее весну и воскресение, символизирует девичество, побуждение к любви, супружество, невинность, девственность, чистоту, эргоцизм (изгнание дьявола).  

17. Сюлмам люкам такмакъёсме Я жильды ваньзэ туннэ! ( В сердце накопившиеся частушки давай все споём сегодня!).

Сердце

Сердце – символ человеческих взаимоотношений, любви между представителями различных полов, жизни вообще – как в физеологическом, так и в духовном плане. Кроме того, сердце может означать воспоминания, книгу, настроение, нечто памятное, а также мужество, отвагу, смелость, правду, добро и зло, свободу.

18. Вал али гинэ пичи, бадьпу ньор кадь туж векчи! (Кажется только что была маленькая, коротенькая как ивовый кустик!)

Ива

Ива символизирует запретные удовольствия; в европейской традиции означает смирение, рвение. А так же ива символизирует скорбь и печаль.

19. Яратисько канаваысь лыз сясськаостэ бичаны (нравится собирать на пригорках синие цветочки).

Синий цвет

Синий цвет - символ всего духовного в большинстве мифологических систем ассоциируется с божеством. Это также первоначальная простота и бесконечное пространство. Символизирует свободу, преданность, верность, непорочность, чистые побуждения, небо.

20. Кинлэн кыче мунчоез, мынам веськрес но пулэсь!(у кого какая баня, а у меня стройная, бревенчатая!)

Баня

Баня означает символическое действие, олицетворяющее очищения.

21. Сьод музъем мусо сямен, туж яратоно потэ. (Чёрную землю, как милого моего, хочется полюбить)

Земля

Земля олицетворяет материнские силы, является символом плодородия и возрождения, святости, женского начала.

22. Чугун сюрес медло вал (нужно было проложить железную дорогу)

Железная дорога

Железная дорога ассоциируется с советской эпохой: поезд – символ ярких побед над временем и пространством, символ лишений и бесконечного человеческого терпения.

23. Мар ай со сыче реформа – Зеч улон, коньдон, жильдон? (Что это за реформа – хорошая жизнь, деньги, процветание?)

Реформа

В СССР проводились различные реформы, в их числе экономические занимают лидирующее положение (Косыгинская реформа). Кроме того проводились всевозможные кампании, направленные на изменение общества (антиалкогольная кампания). В связи с огромным количеством нововведений, можно сказать что слово «реформа» стало своеобразным символом Советской эпохи.

23. Дискотека шуонэз нокин но оз тодылы

Дискотека

Именно в советский период волна дискотечного движения докатывается до Советского Союза. А именно, когда в   середине семидесятых годов XX века в моду входит танцевальный жанр диско и, кроме того, соответствующее направление молодёжной моды. Первые дискотеки проводятся в домах культуры. на территории прибалтийских республик под эгидой местных комсомольских и студенческих организаций.

24. Ми лэсьтомы коммунизм выль бригадаосын (Мы построим коммунизм новыми бригадами)

Коммунизм, бригада

 Идея построения  коммунизма  стала главным смыслом советской эпохи. Советские люди, под руководством партии большевиков, с огромным энтузиазмом взялись за построение «светлого будущего». Само это будущее виделось всеми как некое общество, достигшее невиданного материального изобилия и высочайшей нравственности, и коммунизм стал воплощением идеального общества, примером, своеобразным ориентиром.

25. Мынам туганэ юэ трос, Союзэ дыр яра шуоз! (Мой милёнок много пьёт, говорит о Союзе!)

Союз

Советский Союз – основной признак советской эпохи, это то, на чём строилось общество.

2 Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск: «Удмуртия», 2000. — С. 163

3 Очерки истории Удмуртской АССР; Т. 2. Ижевск, «Удмуртия»,  1962, С.111

4 Очерки истории Удмуртской АССР; Т. 2. Ижевск, «Удмуртия»,  1962, С.39

5 Шкляев, Г.К. Межэтнические отношения в Удмуртии: Опыт историко-психологического анализа. –  Ижевск, Удмуртия, 1998. –  С. 121

6 Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск: «Удмуртия», 2000. — С. 201

7 Гришкина М.В. Народное образование в Удмуртии в XVIII – первой половине XIXвв. Вопросы социально-экономического и культурного развития Удмуртии в XVII – первой половине XIX вв. – Ижевск, Удмуртия,1981. –  С.56

8 Литературный энциклопедический словарь «Советская энциклопедия». – Москва. – Просвещение,1987. – С.491.

9Аникин, В. П., Круглов, Ю. Г., «Русское народное поэтическое творчество». –  Ленинград, «Просвещение», 1983. – С.73.

10 Буртин, Ю. М., «О частушках». – Москва, «Просвещение», 1998 – С. 132

11Лихачев, Д. С., «Поэтика художественного времени. Русская фольклористика. Хрестоматия». – М., издательство «Высшая школа», 1971. – с. 246.

 

12 Русский фольклор Удмуртии: Песни,сказки, частушки/ Ижевск, 1977, С. 117

13 История удмуртской советской литературы: В 2 т. Т. 1. Устинов, 1986; Т. 2. Ижевск, 1987, С. 243




1. Реферат- История компьютеров
2. Доклада2 о процессах болотных узников
3. тематика відкриття впродовж століть Математика сукупна назва багатьох математичних наук
4. по теме Работа с таблицами в MS Word Работа со списками в MS Word Задание 1
5. Общественное здравоохранение в 20092010 учебном году Введение в специальность 1
6. Кодовое расстояние
7. Курсовая работа на тему РЕДКИЕ ВИДЫ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ- РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ОХРА.
8. комунікаційні технології ІКТ
9. Notepd Wordpd устаревшие Lexicon редактор Norton Commnder и другие
10. тема национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности общества и госу
11. Волжская болгария в IX-XIII вв
12. татарское нашествие и иго 12231240
13. Фінансовий аналіз
14. Да что вы такое говорите Ведь ВСЕМ ИЗВЕСТНО что дело обстояло совсем не так И все же попытаемся заняться
15. Дидактичні умови забезпечення оптимального первинного сприймання навчального матеріалу у молодших школярів
16. тема Нервова система відіграє найважливішу роль у регуляції функцій організму.html
17. ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ 1
18. Северин Боэций Аниций Манлий
19. Контрольная работа заочника по дисциплине Английский язык ВАРИАНТ 4 Выпольнил
20. Реферат на тему Клеточная инженерия Выполнил Вантеев А