Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЛЕКЦИЯ № 6
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ.
Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Первыми жителями Древней Индии были дравиды.
Мохенджо-Даро и Хараппа два центра древней, цивилизации Индии, обнаруженных на территории современного Пакистана, до 1947 года входившего в состав Индии. Примерно в 2500 г. до н.э. жители этих мест строили оросительные системы, бани и храмы, изобрели письменность. Около 1500 г. до н.э. сюда из Центральной Азии прибыли арии. Благодаря ариям развился язык санскрит, и возникли две великие религии - индуизм и буддизм. С приходом ариев начался новый период в истории Индии названный ведийским, повлекший за собой образование классового общества и государства. Достижения в области производства привели к классовому расслоению общества.
Вождь племени - раджа стал возвышаться в обществе. Из выборной его должность стала наследственной. Народные собрания потеряли свое значение и позднее стали собранием знати, приближенными раджи, что говорит об усилении его власти. Особую власть приобретает царский жрец - пурохита бывший и советником раджи. Племенная дружина переросла в постоянное войско во главе с начальником - сенани, сенапати.
Таким образом, на базе родоплеменных союзов возникли государственные образования. В 3 веке до н.э., при Чандрагупте и Ашоки из династии Маурьев, начало создаваться единое индийское государство. Его центром стало государство Магадха на берегах реки Ганг.
Магадха делилась на главные провинции во главе с царевичами. Существовали обычные провинции - джанапады, области - прадеши, округа - ахале. Низшей единицей являлась деревня. Во главе джанапад стояли - раджуки. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.
Создание единого государства способствовало общению разных народов, взаимодействию их культур и стиранию племенных рамок. Империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию и крепкий государственный аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во 2 веке до н.э. Индия распалась на множество государственных образований.
С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Варны возникли еще в доклассовом обществе.
Индийские ученые дают следующее описание варн: брахманы - члены жреческих родов, кшатрии - военная аристократия, вайшья - родовые общинники, шудры -неравноправные члены общества. Брахманы, знавшие священное писание, занимали почетное место в обществе. Их называли «авадхья» - неприкосновенные.
По богословской версии - бог Брахма сотворил брахманов - из своих уст, кшатриев -из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни - дхарма. Государственное управление было за двумя первыми варнами, а две другие вайшьи - (земледельцы, скотоводы, ремесленники и торговцы), шудры были в услужении у трех первых варн. Переход из одной в другую варну запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков.
Со временем варны перешли в касты. В рамках касты существовали свои органы управления. Число каст достигло пятнадцати. Палачи, мусорщики, могильщики были вне варны и составляли особую касту неприкасаемых.
Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, рабский труд здесь не играл значительной роли в экономике. Существенной особенностью являлось наличие законодательства направленного на ограничение произвола в отношении рабов.
Государственный строй Древней Индии характеризуется усилением монархической власти и падением роли племенного управления. Главой государства считался царь. Строго соблюдался принцип наследования власти. В эпоху Маурьев оформилась концепция «Чакравартина» - единоправителя. Эдикты издавались от имени царя. Он назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей и командующим армией.
Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к брахманскому роду. Совет царских сановников - паришад приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Паришад состоял из знати - военной и жреческой и стремился сохранить свои привилегии и ограничить власть правителя. Постепенно он стал сокращаться по численному составу. В эпоху Маурьев он сохранил свое влияние и маурийские правители считались с ним.
Одним из органов выполнявшим политические функции была раджа-сабха, состоявшая из знати и представителей городского и сельского населения. По сравнению с паришадом раджа - сабха была более представительным органом, и иногда радже приходилось обращаться к ней за помощью.
PAGE - 2 -