Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 5 СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ Для того чтобы вступать между собой в социальные взаимоотношения индивиды

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

Лекция 5

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Для того чтобы вступать между собой в социальные взаимоотношения, индивиды должны прежде всего действовать. Именно из конкретных действий и поступков конкретных людей складывается история общества. Чтобы осуществить концептуальный переход с уровня индивидуального действия на уровень макросоциологии, определим, что такое действие.

Эмпирически нам представляется, что любое поведение человека - это и есть действие. Мы действуем, когда что-то делаем. Но это нe так. Многие виды поведения He являются действием. Например, когда человек в панике бежит от опасности, не разбирая дороги, - он не действует; здесь речь идет просто о поведении под влиянием аффекта. Действие - это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и наnpавленное на измееение объектов с целью сохранения или изменения их состояния.

Действие целерационально, и оно отличается от нецеленаправленного поведения тем, что человек ясно понимает, что и зачем он делает. Аффективные реакции, панику, поведение агрессивной толпы нельзя назвать действиями. В сознании человека, действующего четко, выделяются цель и средства ее достижения. Разумеется, на практике далеко не всегда человек сразу четко и безошибочно определяет цель и правильно выбирает средства. Многие поступки имеют комплексную природу и состоят из элементов с различной степенью рациональности. Например, трудовые операции, ставшие привычными из-за многократного повторения, выполняются почти машинально. Кто нe видел женщин, занятых вязанием и одновременно разговаривающих или смотрящих телевизор? Даже лица, принимающие ответственные решения, многое делают по привычке, по аналогии. Каждый человек владеет навыками, над которыми давно He задумывается, хотя в период научения хорошо представлял себе их целесообразность и смысл.

He всякое действие является социальным. М. Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие... соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него »'. Иными словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затpагивает дpугих людей или обусловлено их существоанием и поведением. В этом определении мы абстрагируемся от того, пользу или вред приносит данное конкретное действие другим людям, от того, знают ли другие о совершенном действии, от того, успешно действие или нет (социальным может быть и неудавшееся, провальное действие).

И. Добреньков и A.M. Кравченко указывают, что в концепции Вебера социология выступает как бы исследованием действий, ориентированных на поведение других. Например, увидев нацеленное на нас дуло ружья и агрессивное выражение лица прицелившегося человека, мы понимаем смысл его действий и грозящую нам опасность благодаря тому, что мысленно ставим себя на его место. Мы пользуемся аналогией с собой для того, чтобы понять цели и мотивы других.

А как оценить действия человека, постоянно находящегося в полном одиночестве? Можно ли сказать, что действия Робинзона Крузо на необитаемом острове были социальными? С одной стороны, вроде бы нет. С другой стороны, Робинзон, стремясь выжить в экстремальных условиях, строит себе защищённый от потенциального врага дом, тщательно ухаживает за оружием, осваивает навыки земледельца, гончара, портного, известные ему no наблюдениям из прошлой - социальной - жизни. Он ведет отсчет времени, делает записи в дневнике, размышляет, чтобы не потерять человеческого лица. Таким образом, общество, конкретная социально-историческая среда остается с ним.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». В парадигме функционализма под социальными акторами понимают индивидов, исполняющих социальные роли. В теории акционализма А. Турена акторы - это социальные группы, направляющие ход событий в обществе в соответствии со своими интересами.

Акторы, вырабатывая стратегию своих действий, оказывают влияние на социальную действительность. Социальные стратегии,

См.: Babrdt Н.Р. Schliisselbegriffe der Soziologie. Miinchen, 1992. S. 31.

См.: Добреньков В.И., Кpавченко A.M. Социология: $ 3 т. Т.З: Социальные институты и процессы. М., 2000. С. 382.

[78]

заключающиеся в выборе целей и средств их достижения, могут быть индивидуальными или исходить от общественных организа- ций или движений. Сферой приложения стратегии выступает любая сфера жизни общества.

Реально действия социального актора никогда не бывают полностью ни результатом манипуляции его сознательной волей со стороны внешних социальных сил, ни продуктом сложившейся ситуации, ни абсолютно свободным выбором. Они представляют собой результат сложного взаимодействия социальных и индивидуальных факторов. Социальный актор действует нe в безвоздушном пространстве, а в конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей, и поэтому He может быть абсолютно свободным. Но его действия в силу того, что они no своей структуре являются реализацией пред-варительно продуманного проекта, т.е. результатом планирования организации средств но отношению к еще не реализованной цели, имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться нa другую, но в рамках своей ситуации.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие элементы: 1) актора; 2) потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия; 3) стратегию действия (осознанную цель и средства ее достижения); 4) индивида или социальную группу, на которые ориентировано действие; 5) конечный результат (успех или неудачу).

Т. Парсонс называл совокупность элементов социального действия его «системой координат».

Известный российский социолог С.С. Фролов предлагает схему осуществления социального действия', данную Ha рис. 1.

Рис. 1. Механизм осуществления социального действия

Понятно, что цель действия формируется не сразу, а лишь на более поздней стадии развития процесса, когда потребность под влиянием окружающей индивида ситуации актуализируется, сознаваясь им как индивидуальный интерес. Дальнейшее осознание ситуации индивидом ведет к постановке стратегической цели в отношении конкретных социальных объектов. Кристаллизация цели - это рубеж, с которого начинается формирование устойчивой мотивационной установки. А наличие такой установки непосредственно делает возможным действие.

До сих пор мы рассматривали социальное действие изолированно. Ha практике большинство действий представляют собой взаимодействия, или социальные интеракции.

Социальная интеpакция (взаимодействие) - это встpечно направленные действия двух или более акторов, ориентиpованные на то, что партнер соотносит сбои действия не только с на-стояищими, no и с прошлыми и будущими дйствиями партнеpа. Это значит, что социальное взаимодействие содержит элемент прогнозирования. Вступая во взаимодействие с человеком, мы примерно представляем себе, чего от него можно ожидать в данной ситуации исходя из наших социальных ролей (см. лекцию 4). Так, вызывая скорую помощь, мы ожидаем, что приедет врач и сделает необходимый укол, а не станет снимать показания электросчетчика и нe всадит нам нож в спину. Учительница, проверяя тетрадь ученика, ожидает найти там решение задачи, а не адресованное ей объяснение в любви.

Речь о взаимодействии может идти только тогда, когда между партнерами существует согласие в отношении непосредственной цели действия. Это нe исключает возможности того, что акторы будут преследовать различные, возможно, даже противоположные цели. Например, интересы продавца и покупателя на рынке противоположны в том, что продавец хочет продать дороже, а покупатель - купить дешевле, но между ними существует согласие в отношении цели - оба хотят, чтобы состоялся акт товарообмена.

См.: Фролов C.C. Социология: Учебник. М., 2002. С. 119.

Социальное взаимодействие почти всегда сопровождается коммуникацией - общением с прямым обменом информацией между акторами. Однако в некоторых случаях (например, в экстремальных ситуациях) взаимодействие происходит без коммуникации. Например, два случайных прохожих могут оказаться вовлеченными в ситуацию оказания неотложной помощи утопающему или попавшему в аварию человеку. Оба, не сговариваясь и lie вырабатывая совместного плана действий, бросаются Ha помощь. Распределение действий между ними происходит чисто ситуативно: один добежал или доплыл первым, другой подключился позднее. Однако цель у них общая - спасти человека, и они учитывают действия друг друга - нe пытаются делать одно и то же, отталкивая один другого, а каждый из них старается делать то, что лучше умеет, и то, что еще нe успел сделать другой. Таким образом, коммуникации нет, но взаимодействие налицо.

Социологическое изучение социального действия породило две значительные теории «понимающую» (М. Вебер) и позитивистскую (Т. Парсонс). В основе теории Вебера лежит глубинная смысловая интерпретация действия. Позитивистская теория рассматривает действие в контексте социальной структуры. В сущности, дискуссия между двумя этими направлениями, по мнению Р. Будона, сводится к проблеме метода социологии и статуса социальной реальности как предмета изучения.

Объяснение любого социального феномена - это всегда разложение его нa элементарные индивидуальные действия. Например, вопрос, заданный В. Зомбартом в начале ХХ в., почему в США долгое время нe появлялись социалистические идеологии, получает ответ на уровне индивидуального действия. США очень долго были страной эмигрантов - людей, выбравших вместо коллективной стратегии социального протеста индивидуальную стратегию защиты и выхода из неблагоприятной ситуации. Наоборот, в обществах, где границы между классами явны и труднопреодолимы, индивиды чаще выбирают коллективные стратегии протеста. Таким образом, различные исторические традиции и социальные структуры требуют соответствующих представлений, стратегий и действий на уровне индивидов. Ha макросоциологическом уровне это обусловливает глобальный эффект - восприимчивость к социалистическим идеологиям в одних обществах и невосприимчивость в других. Можно сказать, что все категории социальных феноменов представляют собой результат комбинации индивидуальных действий. Этот методологический прин- цип явно или неявно принят большинством политологов и социо- логов и вовсе не означает приверженности ни атомистическому индивидуализму, ни психологизму.

Если объяснять макросоциологические феномены могут только элементарные действия индивидов, то отсюда не следует, что сами такие действия являются продуктом свободного: выбора, понимаемого в абсолютном смысле. Действия индиви- да всегда формируются в рамках системы принуждения, которая более или менее ясно понятна самому субъекту действия. Однако действие нельзя понимать и как простой продукт социальных структур. Конечно, для объяснения социального действия как феномена нужно обладать информацией о социализации индивида. Если, к примеру, мы видим мать, бьющую своего ребенка, это действие само по себе дает, информацию о интериоризованных матерью представлениях о воспитании, но в некоторых обществах телесные наказания считаются эффективным и заслуживающим одобрения воспитательным методом. Однако информации о социализации субъекта недостаточно для понимания природы его действий. Вернемся к нашему примеру. Маловероятно, что у матери нет других средств воздействия на ребенка, кроме физического наказания. Почему же она пользуется именно им? Может быть, она пришла к нему постепенно, убедившись, что другие средства неэффективны? Может быть, она просто была раздражена какими-то внешними обстоятельствами? Как бы то ни было, она имеет в распоряжении другие средства, но <логика ситуации» в момент а заставляет ее рассматривать телесные наказания гак самое приемлемое средство воздействия нa ребенка.

Этот пример парадигматичен при всей его простоте. Действие никогда не бывает механическим следствием социализации. Чтобы его понять, необходимо принять в расчет намерения и более общие мотивации актора, средства, которыми он располагает, ситуацию в целом, поле возможностей, которыми обладает актор (если это поле одинаково раскрыто для него от начала и до конца ситуации). Таким образом, действие несводимо к простому результату социальных причин. Но в TO же время ясно, '+то предпочтения актора, равно как и средства, которыми он располагает (или думает, что располагает), несут Ha себе отпечаток социальных структур. Так, воспитание в среде бедных и обездоленных людей чаще сводится к авторитарным и грубым методам воздействия, тогда как в обеспеченной среде предпочтеvие отдается методам убеждения и более тонким формам психо-логического воздействия.

Социологическое понимание действия, свободное от атомизма, тоталитарного реализма и психологизма, дают теории К. Маркса и А. Токвиля. Социальные феномены всегда состоят из действий, и социолог должен разложить их Ha такие элементарные действия. Но эти теории описывают индинидуальные дейcтвия Ha самом общем уровне исходя из очень упрощенных схем. В целом социология допускает, что актором движет стремление к социальной адаптации и он действует в рамках, установленных ддля него социализацией и структурой ситуации. Однако само по [82] себе это допущение базируется на представлении об абстрактном homo sociologicus, логический статус которого нe очень отличается от статуса homo economicus экономических теорий. Он наполовину является априорной конструкцией, наполовину составлен из простых качеств, определяемых результатами социализации, социальной адаптации, ограниченной рациональности. Объяснить социальный феномен - значит обратиться к составляющим его социальным действиям. Согласно М. Веберу, обратиться к инди-видуальному действию означает его kпонять». Этим Вебер хотел сказать, что социолог должен поставить себя на место интересующих его акторов, понять их «изнутри».  «Понять» действия матери, бьющей своего ребенка, или американского коммерсанта, регулярно посещающего воскресное богослужение, - значит сказать: «Если бы в этой ситуации оказался я, то поступил бы таким вот образом». Естественно, для того чтобы «поставить себя на место того или иного актора», необходимо иметь информацию и о его социализации, и о ситуации, в которой он находится. Кроме того, нужно понимать различие между его ситуацией и своей собственной.

Веберовская концепция понимания влечет за собой два важных следствия. В о - п е р в ы х, наблюдатель, имея необходимую информацию, в принципе может понять поведение актора, какова 6ы ни была культурная дистанция между ними. Отсюда следует, что логика индивидуального действия содержит какие-то инвариантные элементы, не зависящие от культурного контекста; их можно условно назвать человеческой природой. Никакая культурная дистанция не может сделать действие актора полностью непостижимым для наблюдателя. Если наблюдатель не понимает актора, если действия актора ему кажутся иррациональными, это обычно означает, что он мало информирован или проецирует на чужую ситуацию элементы своей собственной.

В о - в т о р ы х, у социолога может возникнуть впечатление, что он «понимает» актора, хотя интерпретация его действий может быть и ошибочной. Следовательно, «понимание» - важнейший момент социологического исследования. Но только момент. Социолог, пытающийся «воссоздать» субъективность интересующего его актора, рискует осуществить на самом деле проекцию на него своей субъективности, чего он должен по возможности остерегаться. Но более надежной гарантией является сверка своего микросоциологического анализа с макросоциологическими данными, доступными его наблюдению. Как показал Вебер, тот факт, что социологические атомы состоят из индивидуальных действий и наблюдатель может установить с социальными акторами отношение «понимания», невозможное в естественных науках, отражает глубокое различие между последними и социологией. Реконструкция индивидуальных действий, которую предпринимает социология, может претендовать на истинность и достоверность только при выполнении двух условий: 1) такая pеконструкция должна быть совместима с имеющимися данными наблюдений; 2) следствия ее также должны быть совместимы с данными наблюдений. Тот факт, что понятие действия определяется как атом социологического анализа, вовсе не обрекает социологию на субъективизм. Социологическая теория может обладать собственной процедурой «рациональной критики» - механизмом верификации, сходной с соответствующей процедурой в естественных науках.

Веберовская теория социального действия позволяет поставить точку в дискуссии между «понимающим» и позитивистским подходами. Строго говоря, ответ Вебера на основной вопрос дискуссии: означает ли «понимание» как метод социологии принципиальное расхождение между естественными науками, где такое невозможно, и социологией, отрицательный. Пути и методы социальных и естественных наук He столь различны, и нe существует двух разных реальностей - природной и социальной.

ЗАДАЧИ

1. Преподаватель идет по лесу и обдумывает, как ему построить завтрашнюю лекцию. Когда он приходит домой, в голове складывается расположение частей лекции, а также отдельные формулировки тезисов. Была ли эта деятельность действи-ем? Являлась ли она социальным действием? Была ли она частью интеракции?

2. Посетитель музея поскользнулся. Он взмахивает руками и опрокидывает ценную вазу. В последнее мгновение ему удается подхватить вазу и спасти ее от падения на пол. Спутник говорит ему: «Вам крупно повезло». Тот отвечает: «Если бы я не знал, какая это ценная вещь, наверное, мне не достало бы духа подхватить ее».

Какие процессы в этом инциденте указывают на действие, социальное действие и интеракцию?

3. Раньше в труднодоступных лесах были охотничьи хижины, в которых предыдущие временные обитатели всегда оставляли колотые дрова. Существовало правило, по которому каждый перед тем, как покинуть хижину, должен был нарубить столько дров, сколько сам израсходовал. Является ли это интеракцией?

4. Как понимал социальное действие М.Вебер? Какими характеристиками должно обладать действие, чтобы его можно было назвать, no Веберу, социальным действием?

5. По мнению Дюркгейма, индивид в обществе абсолютно несвободен, потому что подчинен коллективу, находится под социальным давлением. Согласно Веберу, в основе социальности лежит социалное действие, т.е. индивид является свободно преобразующей общество силой. Какая из этих точек зрения импонирует вам больше? Почему? Обоснуйте свой ответ.

6. Как вы считаете, является ли революция социальным действием? Кто субъект этого действия, или актор? Массы? Каждый индивид в отдельности? Обоснуйте свое мнение.

7. Вспомните недавние беспорядки в Москве во время чемпионата мира по футболу. Является ли поведение агрессивных болельщиков социальным действием? Обоснуйте свой ответ.


Воздействие

ситуации

ель

Потребность

индивида

Актуализация

мотива

Интерес

Мотивационная установка

Социальное

действие




1. Визит ~ Тур г
2. Міщаниншляхтич План Історія написання комедії
3. тематики економіки та механіки Кафедра світового господарства і міжнародних економічних відносин.html
4. Лахденпохская средняя общеобразовательная школа Конспект урока знаний
5. Бретань- рождение нации
6. вырастает исключительно из художественной деятельности; дизайн использует художественные методы проект
7. темам 121 Требования к АСУ в целом 1
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кадидата медичних наук Харків ~
9. ПАТРИОТИЗМ Понятия Отчизна Отечество Родина по своей сути глубоко нравственные формируются одн
10. Новое мышление во внешней политике второй половины 80х гг
11. Найти вероятность того что в течении смены безотказно проработают два станка
12. на тему- ldquo;Початок війни в Іраці наслідки війни теперішнє становище США причини війниrdquo; Можна пор
13. 95 Иванов АС 29
14. 20 года Об утверждении правил внешнего благоустройства на территории муниципаль
15. высокий уровень развития центральной нервной системы в первую очередь коры полушарий переднего мозга цен
16. ТЕМА 12. XIV ВЕК Объединение русских земель
17. Арест
18. тематики физики и информатики Кафедра психологии Отчёт по педагогической практике
19. ЛЕКЦИЯ 1 Краткое содержание Введение
20. Субъективный мир человека как объективная реальность.html