Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Ласарильо с Тормеса

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 16.5.2024

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

Факультет журналистики

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

Жанровая специфика плутовского романа на примере «Ласарильо с Тормеса».

Подготовила студентка I курса д/о

Савельева Ольга (112 группа)

Преподаватель: Гуляева И.Б.

Москва, 2012

К концу XVI в. начинает развиваться «плутовской» роман, который, будучи жанром демократическим, рисует реальную жизнь в её самых обыденных проявлениях и даёт суровую её критику. Жанр этот имеет прецеденты ещё в средневековой литературе в виде некоторых испанских стихотворных повестей XIV-XV вв., по сюжетам и стилю близких к французским фаблио.

Плутовской роман имеет определённую схему, которая слегка варьируется у разных авторов. Это автобиография такого «плута», который ребёнком бежал из родительского дома или был выброшен на улицу вследствие полной нищеты родителей, оказался вынужденным сам заботиться о своём пропитании, переменил множество хозяев, перепробовал массу профессий. Наконец, он сделался взрослым человеком, побывал в самых невероятных положениях, изучил все уловки и хитрости, пройдя до конца «школу жизни», и теперь умудрённый опытом, пишет свои воспоминания. Такая форма даёт автору возможность создать широкую галерею общественных типов, показать лиц самых разнообразных профессий и состояний, с которыми герою приходится сталкиваться, причём показ этот носит по преимуществу сатирический характер. К этим двум элементам – биографии героя и обрисовке общественной среды – присоединяется обычно третий, не обязательный, но присутствующий в той или иной степени в большинстве этих романов -  морально-философские размышления героя по поводу его собственной судьбы и того, что ему приходится наблюдать.

Эти размышления, так же как и конечный вывод самих авторов, крайне пессимистичны. В плутовских романах обнажаются все язвы тогдашнего испанского общества и с ясностью раскрывается порочность общественной системы, приводящей к торжеству лицемерия, плутней и корысти. В них предстаёт картина страшной нищеты и разорения, в которые ввергнута основная масса населения, и то больное состояние общества, в которое его привела великодержавная политика испанского абсолютизма. Читателя и автора не радуют относительные удачи «героя», так как они сопровождаются его нравственным развращением, если только он уже не развращён к моменту первого своего появления в романе. По силе реализма и своему познавательному значению плутовские романы представляют собой одно из высших достижений испанской литературы «золотого века».

Жанровая специфика «Ласарильо с Тормеса»

В романе дана яркая галерея портретов различных лиц, у которых служил Ласаро. Слепой был «самый скупой и алчный человек на свете», который по-своему воспитал мальчика и избавил его от  «ребяческого простодушия». Для того чтобы прокормить себя, Ласаро должен был постоянно хитрить и изворачиваться.
Например, он распарывал мешок, в котором слепец хранил припасы, и сделал дырочку в донышке кувшина, чтобы тайком от старика пить вино. Слепец так измучил Ласаро, что у мальчика не осталось другого выхода как сбежать от него, предварительно разбив ему голову о столб.

Но отношение к плутам у автора книги не просто отрицательное. В них он видит проявление ума, смекалки и инициативы. Изображение состязания двух плутов — слепого и Ласаро — перекликается с подобными же мотивами в народном творчестве.

 

Несомненным достижением реалистического искусства автора является образ центрального персонажа, он лишен статичности, показана эволюция характера Ласарильо. Образ Ласаро носит двойственный характер. В первых эпизодах романа Ласаро - страдающая личность, подросток, который должен вести борьбу за своё существование. На первый план проступают активность и находчивость, умение не унывать при любых неудачах. В своих поступках он движим естественным чувством голода, инстинктом самосохранения: «Сколькими добродетелями должен обладать человек, чтобы подняться из низкого состояния!» - восклицает мальчик. Он добр, кормит своего хозяина-дворянина и заботится о нём. В конце книги открывается оборотная сторона этих качеств, автор иронически разоблачает хищническую, паразитическую мораль своего героя, хотя сам процесс перерождения Ласарильо показан недостаточно детально и убедительно. Герой становится плутом в процессе возмужания и приспособления, вследствие некоей «инициации» самой жизнью: например, когда хозяин-слепец заставляет Ласаро удариться о каменного быка, чтобы научить его необходимой в жизни хитрости. Вспоминая своего хозяина-священника, Ласаро упоминает, как они объедались на поминках:

 

   В «Ласарильо с Тормеса» еще нет того пессимизма, который составляет характерную особенность всех последующих плутовских романов. Это произведение раннего Возрождения, написанное в период, когда были ясные перспективы общественного развития.
                Композиционно роман строится как авантюрный, но вместе с тем в «Ласарильо с Тормеса», намечены многие мотивы, которые потом получили развитие в последующем плутовском романе (например, насмешка над дворянской гордостью и нищетой). Но все же «Ласарильо с Тормеса» как первый плутовской роман отличается от последующих образцов этого жанра. В центре романа очень яркий образ Ласаро, по своей выразительности не уступающий образам фольклора. Этот плутоватый мальчишка ещё далек от тех пикаро, которые представлены в позднейших романах. Ласаро ворует, чтобы прокормить себя, герои последующих романов — плуты не только по склонности и необходимости, но и по профессии, они представляют определенную социальную категорию испанского общества.

В повести о Ласарильо в концентрированном виде представлены отличительные черты плутовского жанра. Определилась преимущественно «автобиографическая» форма пикарескного романа: плут составляет собственное жизнеописание, после того как достиг благополучия. Подобная форма предопределяет как бы раздвоение образа героя: с одной стороны, это пикаро, проходящий суровую школу жизни; с другой - рассказчик, умудренный жизненным опытом извлекающий из этого опыта назидания. На эти две точки зрения накладывается, не совпадая ни с одной из них, авторская позиция, находящая выражение в «Жизни Ласарильо с Тормеса» главным образом в ироническом освещении событий и персонажей.

   Начиная с «Ласарильо», плутовской роман строится как своеобразный «роман воспитания» героя, где «школой» выступает сама жизнь, с которой герой сталкивается в её различных проявлениях, переходя от хозяина к хозяину либо от приключения к приключению. Отсюда довольно элементарная конструкция повествования, в котором отдельные эпизоды связаны между собой образом центрального героя, единственного персонажа, проходящего через всю книгу. Вместе с тем именно «открытость» композиции позволяет развернуть панораму действительности, создать галерею социальных типов. Показ общественной среды становится одним из существенных элементов идейного содержания романа, подчеркивая социальную обусловленность образа пикаро и его эволюции. Изображение среды приобретает по преимуществу сатирическую направленность, а поскольку автор плутовского романа изображает главным образом изнанку жизни, то этой сатире присущ нередко грубый, «физиологический» характер. Часто сатира окрашена в мрачные и безысходно пессимистические тона.

Плутовской роман - это «воспитательный роман» наизнанку, ибо в конечном итоге совершается примирение героя с ужасной, гнусной действительностью либо «возвышение» её с помощью религиозного назидания.

Книга о Ласарильо - горькое, ироническое «введение в жизнь», показательная автобиография, руководство по искусству жизни среди «невзгод и злоключений». Образ Ласарильо - это один из типов пикаро, которого можно назвать «плутом поневоле», только в конце он становится закоренелым мошенником.

 Значение плутовского романа для развития мировой литературы огромно. Умерев как конкретно-исторический жанр, он повлиял на становление и развитие большинства повествовательных жанров нового времени.

Список литературы

  1.  С. Еремина «Жизнь Ласарильо с Тормеса»
  2.  М. П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов «История зарубежной литературы». «Высшая школа», Москва, 1978. Стр. 390-392
  3.  Электронная энциклопедия Wikpedia
  4.  «Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения» - сайт http://lib.rus.ec/b/216492/read#t1




1. Как я понимаю философию Выполнил- Графов М
2. дилеров из них реально осуществляли операции 22 инвестиционные компании
3. Игры на выносливостьИгры можно разделить на несколько категорий
4. Государственные реформы Петра I
5. ЯМР как аналитический метод
6. Рак прямой кишки- течение и клиническая классификация
7. задание Алекс был одним из лучших учеников своей школы
8. наиболее актуальная и весьма болезненно решаемая макроэкономическая проблема
9.  ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
10. Жизнь и творчество Солженицина
11. Очерки по психологии сексуальности
12. безопасность личности
13. Эстетическое сознание
14. Анализ затрат начинается с построения их классификации которая помогает получить комплексное представлен
15. Механиз управления финансовым потециалом предприятия
16. Курсовая работа- Психологический портрет врача
17. тема преступлений 4.
18. Генералы МакКлеллан и Фремонт
19. тема и основные задачи учебной дисциплины Правоохранительные органы России
20. Зміни в організації виробництва і праці в тому числі ліквідація реорганізація банкрутство або перепрофіл.html